ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция



жүктеу 2.61 Mb.
бет1/19
Дата30.03.2019
өлшемі2.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Σ Χ Ο Λ Η
Философское антиковедение

и классическая традиция

Том I
Выпуск 2
2007

ΣΧΟΛΗ

Философское антиковедение

и классическая традиция
Издается «Центром изучения древней философии

и классической традиции» (Новосибирск)


Главный редактор

Евгений В. Афонасин


Ответственный секретарь

Анна С. Кузнецова


Редакционный совет

Леонидас Баргелиотис, Афины–Олимпия

Габор Бетег, Будапешт

Джон Диллон, Дублин

Катерина Иеродиакону, Афины

Василий П. Горан, Новосибирск

Вадим Б. Прозоров, Москва

Алексей В. Цыб, Санкт-Петербург

Андрей И. Щетников, Новосибирск

Мостафа Юнеси, Тегеран



Продолжающееся издание. Периодичность – два раза в год
Данный выпуск подготовлен благодаря финансовой помощи

Института «Открытое общество» (Будапешт)
Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия


Тексты принимаются в электронном виде

по адресу: afonasin@post.nsu.ru


Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/

ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)

@ Центр изучения древней философии

и классической традиции, 2007


Σ Χ Ο Λ Η
Ancient Philosophy and

the Classical Tradition

Volume I
Issue 2
2007

ΣΧΟΛΗ

A Journal of the Centre for Ancient Philosophy

and the Classical Tradition, Novosibirsk, Russia
Editor-in-Chief

Eugene V. Afonasin


Executive Secretary

Anna S. Kuznetsova



Editorial Council

Leonidas Bargeliotes, Athens–Ancient Olympia

Gábor Beteg, Budapest

John Dillon, Dublin

Katerina Ierodiakonou, Athens

Vasily P. Goran, Novosibirsk

Vadim B. Prozorov, Moscow

Alexey V. Tzyb, St. Petersburg

Andrei I. Schetnikov, Novosibirsk

Mostafa Younesie, Teheran



The journal is published twice a year
Preparation of this volume is supported by

The “Open Society Institute” (Budapest)
The address for correspondence

Novosibirsk-90, P. Box 127, 630090, Russia


E-mail address: afonasin@post.nsu.ru
Online version: www.nsu.ru/classics/schole/



ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)



@ The Center for Ancient Philosophy and

the Classical Tradition, 2007




МОЕМУ ОТЦУ

В. И. АФОНАСИНУ

(19.04.1932–04.09.2007)
TO MY FATHER

VASILY AFONASIN

(April 19, 1932 – September 4, 2007)

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Второй выпуск первого тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» (нумерация страниц в томе – сквозная) открывается статьей С. С. Аванесова, представляющей собой расширенный вариант доклада, прочитанного в мае 2007 г. на конференции «Перечитывая Доддса. Рационализм и иррационализм в античной философской традиции» 1, организованной сектором истории философии Института философии и права СО РАН и философским факультетом Новосибирского государственного университета. В этой статье автором представлена часть его комплексного исследования философской суицидологии, которое нашло отражение сначала в докторской диссертации, а затем в книге «Вольная смерть» (Томск 2003). Автор показывает, что поступок Эмпедокла может быть понят как «метафизический бунт», мистериальный смысл которого состоит в очищении не только души от тела, но и универсума от зла.

Новосибирский историк математики А. И. Щетников обсуждает проблему истоков системы аксиом и определений в античной математике до Евклида. Обратив внимание на отсутствие аксиом и постулатов в современной Платону геометрии, автор обращается к проблеме определений в трудах Платона и Аристотеля, чтобы затем сопоставить прочитанное там с методами и терминологией «Начал» Евклида и высказать предположение, что при всей изощренности математики времен Платона большая часть доказательств первой книги «Начал» все-таки восходит скорее к школе Аристотеля.

В статье профессора Афинского университета Леонидаса Баргелиотиса исследуется организмическая концепция бога в трудах Уайтхеда и показывается, как в рамках своей метафизической схемы британский философ обосновывает необходимость существования первого принципа и определяет его сущностные характеристики. Первый принцип Уайтхеда сопоставляется с Перводвигателем Аристотеля, причем выясняется, что основные «исправления» аристотелевской схемы Уайтхедом могут быть прочитаны в ценностно-ориентированных терминах.

В статье новосибирских антиковедов И. В. Берестова и М. Н. Вольф предпринята попытка развития проблемного подхода к истории ранней греческой философии.

В разделе Переводы мы публикуем краткий трактат аристотелевского корпуса «О неделимых линиях», подготовленный специально для данного выпуска А. И. Щетниковым. Этот краткий текст, важный для истории математики, на русский язык переводится впервые.

Начиная с этого выпуска мы планируем публиковать тематические библиографические обзоры и рецензии на заинтересовавшие нас работы по антиковедению. Представленные в этом выпуске два библиографических обзора (оба подготовлены мной) посвящены герметизму и «Халдейским оракулам».

В разделе Дискуссии читатель найдет материалы круглого стола «Чтение философского текста», который проходил в августе 2007 г. в рамках междисциплинарного проекта «Преподавая Античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире» 2, в котором приняли участие известные антиковеды Джон Диллон (Дублин), Леонидас Баргелиотис (Афины–Древняя Олимпия) и Мостафа Юнеси (Иран), а также группа молодых преподавателей и исследователей античности из России, Украины и Узбекистана. Проблема, вынесенная на обсуждение ведущей круглого стола, старшим научным сотрудником Института философии РАН (Москва), переводчицей и исследовательницей позднеантичной философии С. В. Месяц, сводится к следующей дилемме: «Как добиваться аутентичного прочтения текста, не упуская при этом сути философского дела?»

Наконец, о планах на будущее. Мы хотим пригласить историков философии и философов, интересующихся антиковедческими проблемами, принять участие в конференции «Диалог и диалектика», которая пройдет в Новосибирском научном центре в конце июля – начале августа 2008 г. Предлагается рассмотреть «диалог» в самых различных аспектах античной культуры и философии, начиная с «диалога внутри традиции» и «диалога между философскими школами» и заканчивая «диалогом как жанром» и «диалогом через века». Заявки на участие в этой конференции, семинаре «Преподавая античность» и материалы для публикации в следующих выпусках журнала просим присылать по электронной почте: afonasin@post.nsu.ru

Е. А.

декабрь 2007

Академгородок

INTRODUCTORY NOTES

The second issue of the first volume of the journal contains a number of original articles as well as further translations of classical texts, discussions, bibliographical outlines, and reviews.

In his article on Empedocles Sergej Anavesov of Tomsk State University presents a part of his bigger study in the philosophy of suicide, and shows that Empedocles’ famous deed can be understood as an act of “metaphysical revolt”, a mysterious purification of the soul from the body and the universe from the evil elements. The article is a developed version of a paper presented by the author in May 2007 at the conference “Rethinking Dodds. Rationalism and Irrationalism in Ancient Philosophical Tradition”, organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition at the Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences.3

Andrej Schetnikov, a historian of mathematics from Novosibirsk, discusses the problem of origins of the concept of axioms in Ancient mathematics prior Euclid. Having noticed the fact that axioms and postulates are entirely absent from geometry in the time of Plato, the author turns to the problem of definitions in Plato and Aristotle instead and reads relevant passages from their works against the background of the “Elements” of Euclid. His working hypothesis is that the greater part of proofs from the first book of the “Elements” should be traced back to the time of Aristotle‘s school rather then Plato’s Academy despite the degree of sophistication of the mathematical technique in the time of the latter.

Leonidas Bargeliotes of the University of Athens focuses in his article on the problem of God’s religious availability and sees Whitehead’s organismic theory of God as a correction of Aristotle’s barren conception of a Prime Mover.

Igor Berestov and Marina Wolf of the Institute of philosophy and law, Novosibirsk, discuss various methodological difficulties typical of studies in the history of Ancient Greek philosophy and try to develop their own problem-oriented approach.

An annotated translation of the treatise “On Indivisible Lines” is prepared by Andrej Schetnikov especially for this issue. This short text from the Corpus Aristotelicum, important for the history of mathematics, is translated into Russian for the first time.

A discussion “Reading and Interpreting Philosophy Texts”, led by Svetlana Mesyats of the Institute of Philosophy, Moscow, opens a series of round-table discussions planned in the framework of the interdisciplinary seminar “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World” organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition and supported by the Open Society Institute, Budapest. 4

Two bibliographic outlines of this issue deal respectively with Hermetism and the Chaldean Oracles.

Е. А.

December 2007

Academgorodok

СТАТЬИ
ЭМПЕДОКЛ:

БОЖЕСТВЕННОСТЬ И САМОУБИЙСТВО




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет