Аксёнова Л. Н. История Горного Алтая, Учеб. Для 7 кл общеобразоват учреждений



жүктеу 1.46 Mb.
бет1/7
Дата06.06.2018
өлшемі1.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



Аксёнова Л.Н. История Горного Алтая, Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений

Оглавление

Глава 3. Горный Алтай во 2 пол.18 – 1 пол.19 вв.

§12. Горный Алтай после присоединения к России 69

§ 13. Социальное устройство алтайцев 77

§ 14. Реформа Сперанского М.М. 82

§ 15. Последствия реформы Сперанского 93

§ 16. Начало освоения русским населением территории Горного Алтая

§ 17-18. Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае 105

19. Миссионерские селения 1 пол.19 в. 112.

Глава 4. Горный Алтай во второй пол. 19 в.

§ 20. Занятия жителей Горного Алтая во 2 пол.18 -1 пол.19 вв. 119

§21-22. Вольно-крестьянская и правительственная колонизация территории Горного Алтая 125

§ 23 Чуйский тракт 138

24. Торговля В Горном Алтае 148

§ 25. Изменения в жизни алтайцев во 2 пол. 19 в. 155

§ 26. Земля - кормилица, земля – источник конфликтов 161

§ 27-28. Общественно-административное устройство 168

§ 29. Новые возможности- новые личности 179

§ 30. Поселение казахов на Алтае 186

§ 31-32. Жизнь и быт алтайцев 193

§ 33. Устное народное творчество. Литература. 201

§ 34. Образование в Горном Алтае 206

§ 35. Научное изучение территории и населения Горного Алтая 212

Заключение 217

Список литературы

§ 13. Социальное устройство алтайцев

1. Род в жизни алтайцев

Алтайцы называли себя по названию рек, на которых они живут, например, Урсул-кижи (люди с Урсула), чарыш-кижи (люди с Чарыша) и т.д. Двоеданцы называли себя теленгитами или по названию рек – чуй-кижи (люди с Чуи), башкаус – кижи (люди с Башкауса) и чулушман-кижи (люди с Чулушмана). Жителей Чулушмана называли еще и телесами.

Алтайцы распадались на 24 рода. При регулярных перекочевках территория, в отличие от земледельческих обществ, не могла служить объединяющим фактором. Другое дело - название сеока. При встрече, поздоровавшись, алтаец обязательно интересовался родом своего собеседника, и если даже они принадлежали к разным сеокам, всегда находились общие знакомые или родственники. Человек не чувствовал себя одиноким, как бы далеко не забросила его судьба от родных мест. Он знал, что не безроден, что ему всегда придут на помощь. Род не позволял человеку «затеряться».

Члены одного рода не вступали между собой в брак. Они называли себя родовыми братьями. У каждого рода есть свой дух - охранитель и имеются свои особые обряды обращения к нему.

Сами алтайцы считали, что пестрота и обилие сеоков есть следствие «эпохи Ойрот-хана», когда к извечно обитавшим на Алтае сеокам присоединялись пришлые -–ойротские, сойонские роды. Почти в каждом сеоке существовало предание, объяснявшее его происхождение.

2.Социальный состав алтайцев

Общество было неоднородным - были богатые и бедные. В обществе выделяют кроме зайсанов и демичей, баев –богатых скотоводов, общинников и небольшую прослойку лично и экономически зависимых людей – «кулов» и «айбычи».

Число крупных баев было невелико. В исторических документах наиболее крупные баи упоминаются наряду с зайсанами и обозначаются термином «лучшие родовичи». Так, после обложения алтайцев новой ясачной податью в окладных книгах, являвшихся документом большой важности, приложили свои тамги наряду с зайсанами и демичи от всех семи дючин 48 «лучших родовичей». Баи, как и зайсаны, раздавали скот на выпас. Богатый скотовод раздавал бедноте дойных коров, лошадей, овец, при этом получивший скот мог распоряжаться вырабатываемыми продуктами (молоко, шерсть и т.д. Что еще могли делать алтайцы?) и обязан был возвратить по истечении определенного срока полученных животных с приплодом.

Кулами часто становились за долги или шли добровольно, не имея средств к существованию. Положение кула близко было к положению домашнего раба. (Вспомни, что такое рабство? Дай определение понятию «патриархальное рабство». В силу, каких причин попадали в рабство?) Хозяин мог его прогнать по разным причинам, и он становился полностью свободным.

Все рассмотренные слои общества в 18-первой половине 19 в. составляли очень небольшое количество населения. Основную массу населения составляли свободные, ведущие самостоятельное хозяйство, скотоводы. Переход от одного слоя в другой был возможен: разорившийся скотовод мог стать кулом, разбогатевший –баем и наоборот.

3. Отражение в быту неравенства алтайцев

Как ты думаешь, отразилось ли деление на богатых и бедных в быту и отношениях между алтайцами?

По описанию Радлова В., до десяти лет дети – и мальчики и девочки - летом бегали совершенно голыми. Редко можно было увидеть на ребенке одежду и обувь. Обычно ее носили единственный в семье сын или дочь богатого человека или когда у пожилых людей появлялся сын, так называемый баловень. Покрой детской одежды ничем не отличается от одежды взрослых.

Покрой и ткани в одежде алтайцев одинаковы. Алтайцам неведомо представление о том, что платье украшает человека. Богач не станет ходить без рубахи и не повяжет на голову платок, не станет носить свое платье до тех пор, пока оно на нем не разлезется.

Богатого мужчину можно узнать по ножу, огниву и труту,трубке и металлической отделке пояса. Внутреннее убранство юрт в основном повсюду одно и тоже, с некоторыми мелкими отклонениями.



Прочитай отрывок из рапорта Бийского земского исправника Томскому губернскому правлению с описанием обычаев и верований алтайцев от 2 ноября 1854 г.

«… грамотности нет, невоинственные, рост имеют средний, телосложение здоровое, лица плоские, смуглые, в обычаях их заметно большое почтение к старшим родственникам, так что если в юрту отец к сыну своему, то сноха должна неприменно встать и стоять до того времени пока ей позволит свекор сесть, то же самое требуется свекровью и пред старшими братьями мужа, если же случиться снохе придти в юрту к родителям мужа своего, то она от порога далеко проходить не может, и женщины вообще у калмыков находятся как бы в некотором рабстве и справляют все домашние работы.

Калмыки, хотя имеют нрав тихий, но когда бывают пьяны, к чему они чрезвычайно склонны, то тогда у них более является претензий на первенство пред женщинами, так что жены или снохи должны уже им подавать трубку, заседлать лошадь, подводить ее и вообще услуживать во всем беспрекословно. В употреблении пищи калмыки вообще неразборчивы. В бытность на промыслах употребляют мясо почти всякого добываемого зверя. В домашнем же быту питаются более, в особенности бедные, ячменем, поджаренным на огне и истолченным в муку, который употребляют с кирпичным чаем, покупаемым у русских купцов, или так называемым чагырским, коего в Алтайских горах водится в большом количестве.

Юрты калмыки имеют не все одинаковые. Состоятельные, т.е. имеющие достаточно рогатого скота и лошадей, устраивают точно, такими, как у киргизов – на решетках, на решетках, обтягивают войлоком, а бедные делают из жердей, раздвинутых у основания, на земле и соединенных в верху, покрывают берестом или листвяничною корою, внутри никакого украшения нет, как зимою так и летом живут в одних и тех же юртах, которые при перекочевке перевозят с одного места на другое.

Одежда, как летом, так и зимой одинаковая, состоит из шубы овчинной, сурковой или рысьей, смотря по состоянию человека, крытой сукном, вельветом, нанкой или другой какой бумажной или шелковой материей. Нижняя одежда состоит из распашной рубахи и шаровар из холста, нанки или тоже из какой бумажной и шелковой материи, шапка с черным мерлущетым, этим околом особого покроя в виде кокошника, наряд весь как у мужчины, так и женщины одинаков, только у замужних женщин сверх шубы надевается чегедек, вроде дамского бурнуса. Сшитый из какой-нибудь тоже бумажной или шелковой материи.» ( В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. 19-начало 20 веков. Горно-Алтайск, 2004, С.277-278.)



Какие слова из текста документа не понятны? Спроси и запиши в тетрадь их значение.

Какие факты указывают на неравенство среди алтайцев? Можно ли согласиться с мнением о том, что женщины были на положении рабов? Какие еще факты из других источников (литературы, газет, рассказов взрослых) можешь привести?

Дополнительный материал. В Онгудайском районе рассказывают легенду о происхождении сеоков. «Тёлёс и Кобок были братьями. Один из них женился на красивой женщине. Хороший он был охотник, однако когда он возвращался и без добычи, в котле его жены всегда варилось мясо. Задумался охотник и решил узнать, откуда его жена берет мясо. Сказал ей, что пойдет на охоту, а сам спрятался и стал наблюдать за ней. Вдруг видит - жена срезает с себя мясо и бросает в котел. Понял муж, что не человек она, а оборотень – алмыс. Хотел он жену сразу выгнать, да жалко стало: была она беременна. Но когда она родила сына, то охотник забрал его, а жену выгнал. А ребенку дал имя Алмат. По именам этих трех людей и получили название сеоки, родоначальниками которых они стали: тёлёс, кобок, алмат. Потому-то люди этих сеоков не могут вступать в брак между собой».

Какой вариант происхождения сеоков объясняет легенда ? Какие легенды ты знаешь о происхождении сеоков на Алтае? К какому сеоку принадлежишь ты? Как объясняют его происхождение твои родители, бабушки, дедушки?

Почему запрещались браки между людьми, принадлежащими к одному сеоку? Такие запреты были только у алтайцев или ты встречал такой же обычай у других народов? У каких? Что является источником твоих сведений?
Вопросы и задания: Что такое род в понимании в понимании алтайцев? Почему род имел такое значение в жизни алтайцев?

Составьте схему алтайского общества. Опишите положение каждого слоя. Покажите взаимосвязь и возможность перехода из одного социального слоя в другой. Было ли это возможно? Почему? Назовите причины.

§ 14. Реформа Сперанского М.М.
1.Деятельность Сперанского М.М.

В марте 1819 г. тайный советник М.М.Сперанский, назначенный генерал-губернатором (наместником) Сибири, отправился в свою трехлетнюю поездку по вверенному ему краю. Он должен был проверить сибирские дела, исправить их и провести реформу государственного и местного управления Сибирью. Результатом деятельности Сперанского М.М. стали не только громкие расследования и судебные процессы над множеством чиновников всех рангов за злоупотребления (более 600 человек), но и изменение управления Сибирью. В ходе знакомства с жизнью разных сибирских территорий и групп коренного населения, в процессе сбора сведений и материалов их хозяйственно-бытовых укладов и способов внутреннего управления родился законодательный документ обще сибирского значения «Устав об управлении инородцев» (1822 г.).

В «Уставе об управлении инородцев» впервые в качестве официального термина для наименования сибирских аборигенов появляется слово «инородцы». «Под именем инородных разумеются все племена не российского происхождения, в Сибири обитающие», - дано определение в «Своде Законов Российской империи».

Причинами появления Устава Сперанского была необходимость дальнейшего развития российского общества, укрепление законодательных установок в системе государственности.



2. Содержание «Устава об инородцах»

Права ясачных объясняются в первой главе, которая так, и называется «Права инородцев». Население Сибири делилось на три разряда: оседлое, кочевое и бродячее. В §3 ко второму –кочевому разряду причислены: кочующие земледельцы и часть других ясачных Бийского и Кузнецкого ведомства.

В § 13 сказано, что оседлые инородцы уравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступают.

Право на земли инородцев «ими владеемые» или «ими обитаемые». объявлялось в § 20 и § 28.

Россиянам строго запрещалось селиться на землях, отведенных аборигенам (§ 28).

Относительно, внутреннего самоуправления в §§ 34 и 85 говорилось об управлении «своими родоначальниками и почетными людьми, из которых составляется их степное управление» и « по степным законам и обычаям каждому племени свойственным. Вопрос о вероисповедании оговаривался в § 53, по которому кочевые инородцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении. К каким последствиям могли привести эти положения в будущем?

Об управлении оседлых инородцев говорилось, что они могут выбирать старосту на общих основаниях как и в русских селениях, если они жили отдельными деревнями. Если «число душ в селениях достаточно», то они «составляют особенную волость» и волостная управа в этом случае аналогична той, что действует в крестьянских волостях. В случае недостаточного количества оседлых инородцев их причисляют к русским деревням и русским волостям.

Для кочующих инородцев предлагалось сочетание в управлении уже сложившихся принципов с новыми, направленными на количественное наполнение податных единиц. Поэтому улусы численностью не менее 15 семейств имели свое родовое управление, а небольшие улусы причислялись к ним. Несколько улусов одного рода» подчинялись Инородной управе. Инородные управы имели следующие обязанности перед государством: «Народосчисление, расклад сборов, правильный учет всех сумм и общественного имущества, распространение земледелия и народной промышленности и ходатайство у высшего начальства о пользе родовичей (§ 119)». Статья 157 определяла подчинение инородцев земским судам и земской полиции и никому более, т.е. ограничивала законом вмешательство в их внутренние дела.

Земская полиция должна была доносить начальству о недостатке продовольствия (§216), возлагалось проведение прививок от оспы (§ 218). Она же наблюдала, чтобы торговцы брали подводы у инородцев с их согласия и за плату ( § 221). Земская полиция надзирала над Инородными управами.

Ряд статей перечисляет причины, по которым в стойбищах могли появиться казаки и чиновники, что было важно в смягчении произвола. Они имели право въезжать в инородческие поселения для ревизии порядка управления. Для следствия, для сбора податей (в случае каких-либо неурядиц с этим у местных управленцев) и для надзора за порядком на ярмарках – и только. Подчеркивалось, что приезды должны быть редки, и в то же время стараться совмещать разные задания (§ 237, 239). Появляться за ясаком надлежало только в том случае, когда выплаты не производились в течение 2 лет (§ 240).

Три статьи «Устава» предписывают губернатору лично или его доверенному чиновнику раз в год посещать стойбища инородцев, внимать их жалобам и нуждам, прекращать беспорядки, отсылать виновных к суду. После каждой годовой ревизии губернатор должен был доносить начальству о положении инородцев.

Уголовное следствие и суд в отношении инородцев проводились только в случаях тяжких преступлений и важных происшествий. Менее важные дела и проступки рассматривались на основе обычного права

Сборы с инородцев определялись трех видов: казенные подати, земская повинность, повинности внутренние – на содержание Инородных управ. Подати могли сдавать «мягкой рухлядью» или деньгами через Инородные управы. Кроме Родовых управлений, никто не вправе производить сбор с инородцев, даже Инородные управы и земское начальство.
3.Значение «Устава».

Анализ «Устава» приводит к выводу о том, что в нем органично сочетаются традиции и новации управления инородцев. Его появление явилось смелой попыткой юридически оформить статус разных категорий сибирских народов. Это один из первых государственных документов не только России, но и в мире, признающий за неевропейскими народами человеческие права.

Важнейшим правом сибирских народов по «Уставу» является сохранение ими собственных традиций и образа жизни, что помогло им многое сберечь из своего богатого культурного наследия. Обладание землями способствовало их более или менее стабильному существованию в привычном состоянии, поскольку предоставляло юридические основания для защиты аборигенных этнических территорий и просто земельных владений и мест обитания.

Как не был совершенен и хорош «Устав об управлении инородцами», его претворение в жизнь сопряжено было с множеством препятствий.



Вопросы и задания: Назовите причины разработки и принятия Устава. Перечислите основные права инородцев.

Составьте схему управления инородцами по Уставу, сравните ее со схемой составленной вами к теме «Горный Алтай после присоединения к России». Что нового вводилось в управление инородцами? Что утрачивалось самобытного в управлении инородцами?

Каковы последствия, на твой взгляд, претворения в жизнь «Устава об управлении инородцами»?

В чем историческое значение Устава?
КТО ПРАВ?

С самого начала «Устав об инородцах» вызывал различные мнения. Современники из прогрессивно настроенной сибирской общественности воспринимали его с изрядной долей скепсиса, а иногда и просто не принимали. «Замечательно доброжелательный по духу (Устав) не мог осуществляться и повел… только к недоразумениям… этот Устав не привился на деле в Сибири. Дух его остался непонятным, не усвоенным, а быт инородцев остается в том же, если не в худшем виде, чем до Устава» (Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы.)

Современные историки социально-экономические последствия Устава для аборигенов Сибири оценивают двояко. Одни исследователи считают, что основное направление документа – сохранение самобытного уклада коренных сибирских народов, а его главная задача – ограничение вмешательства в их внутреннее самоуправление со стороны местной администрации (Бахрушин С.В., Миненко Н.А.). Другие – доказывают, что Устав Сперанского был ориентирован не на консервацию социально-экономической отсталости, а на создание условий для постепенного сближения инородцев с государственными крестьянами и на интеграцию первых в общероссийскую администрацию и экономическую систему. При этом подчеркивается, что функции органов крестьянского самоуправления ненамного разнятся с функциями родовых и инородческих управ. Что последние приближаются к первым ( Дамешек Л.М., Марченко В.Г.). «Трудно согласиться с мнением об Уставе как о консервативном. Другое дело, что его создатели выступали против немедленной ломки традиционного уклада» (Конев А.Б.).

Выскажи свою точку зрения на мнение современников и историков.
Из УСТАВА « ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦЕВ»

22 ИЮЛЯ 1822 г.



Часть 1. Права инородцев

Глава 1. Разделение

§ 1. Все обитающие в Сибири инородные племена, именуемые поныне ясачными, по различной степени гражданского их образования и по настоящему образу жизни разделяются на три главные разряда. В первый разряд включаются оседлые, то есть живущие в городах и селениях; во второй- кочевые, занимающие определенные места, по временам года переменяемые; в третий- бродячие или ловцы, переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам…

§ 7. По сему общему разделению инородцев определяются права их и обязанности; а дабы сие определение имело надлежащую степень точности, то постановляется правилом при каждой общей переписи, в коей обыкновенно и инородцы исчисляются, наблюдать выше означенное разделение и каждый род относить к тому разряду, коему по образу жизни он принадлежит. Между тем, дабы сие разделение, для устройства инородцев необходимое, ныне же привести в действие: то на гражданских губернаторов возлагается, сообразив в губернском совете нынешнее состояние инородцев, особым расписанием определить о каждом роде и племени, к какому именно разряду по вышеозначенному разделению должны быть оные отнесены.
§ 8.Расписание такое должно быть в течение года, по издании сего Устава, окончено и по утверждении оного местным главным управлением остается до следующей ревизии неизменным…
Глава 2. Общие права оседлых инородцев
§ 12. Оседлые инородцы, христианскую веру исповедующие, не отличаются от россиян никаким особым названием; те же из них, кои исповедуют языческую или магометанскую веру, для различия от прочих, именуются оседлыми иноверцами.
§ 13. Все вообще оседлые инородцы сравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступят. Они управляются на основании общих узаконений и учреждений …
Глава 5. Общие права кочевых инородцев
§ 24. Кочевые инородцы составляют особенное сословие в равной степени с крестьянами, но отличное от оного в образе управления.

§ 25. Кочующие инородцы остаются вообще на прежних их правах. Им внушить надлежит, что с умножением хлебопашества они отнюдь не будут против воли их обращаемы в звание крестьян и вообще без собственного их желания, не будут включены ни в какое другое сословие.

§ 26. Кочующие инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли.

§ 27. Подробное разделение участков сих земель зависит от самих кочующих по жребию или другим обыкновениям.

§ 28. Утверждаются во владение кочующих земли, ныне ими обитаемые, с тем, чтоб окружность, каждым племенем владеемая, была по распоряжению местного начальства подробно определена.

§ 29. Инородцы имеют полную свободу заниматься земледелием, скотоводством и местными промыслами на водах и землях, каждому роду назначенных …

§30. Инородцы ограждаются от взаимных стеснений, какие могут происходить от перехода одних племен на земли, другим племенам принадлежащие, для производства промыслов без обоюдного на то согласия.
§ 31. Строго запрещается россиянам самовольно селиться на земля, во владение инородцам отведенных.

§ 32. Россияне могут брать у инородцев места в оброчное содержание, но всегда по условиям с обществами…

§34. Инородцы управляются собственными своими родоначальниками и почетными людьми, из коих составляется их степное управление.

§ 35. Кочующие управляются по степным законам и обычаям, каждому племени свойственным…

§ 53. Кочующие инородцы пользуются свободою в вероисповедании и Богослужении…

§ 58. Инородцы имеют право отдавать детей своих для обучения в учрежденные от правительства учебные заведения. Имеют право заводить и собственные школы, но не иначе, как с позволения гражданских губернаторов или областных начальников…


Глава 6. Права бродячих инородцев
§ 61. Права бродячих инородцев или ловцов, живущих в отдалении и рассеянии, вообще состоят в применении правил, для кочующих поставленных.

§ 62. Изъятия и ограничения заключаются в следующем: 1. Назначение земель по племенам и разделение оных по участкам на бродячих инородцев не распространяется. Им назначаются по удобности целые полосы земли и определяются токмо границы оных с землями, оседлым жителям и кочующим инородцам принадлежащими. 2. Бродячие инородцы не участвуют в денежных земских по губернии повинностях и не производят никаких расходов на содержание степного управления. 3. На занимаемой ими полосе позволяется им переходить для промыслов из уезда в уезд и из губернии в губернию без всякого стеснения.



Глава 7. Об инородцах, носящих почетные звания

§ 63. Все инородцы носящие почетные звания между своими родовичами, как то: князцы, тоёны, тайши, зайсаны, шуленьги и прочие удерживают сие звание и пользуются теми почестями, какие в местах их жительства обычай и степные законы им предоставляют.

§ 64. Звание наследственное остается наследственным; звание избирательное остается избирательным…
Часть 2. СОСТАВ УПРАВЛЕНИЯ ИНОРОДЦАМИ

Глава 1. Управление оседлыми инородцами

§ 89. Ежели число душ в селениях будет достаточно, то составляют особенную волость.

§ 90. Состав и обязанности волостного управления суть те же, какие и в волостях из россиян состоящих.

§ 91. Ежели селения не могут составить особенной волости, то имеют принадлежать к ближайшей русской волости…




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет