Андрей Волконский Основы темперации Посвящаю всем настройщикам мира!



жүктеу 1.29 Mb.
бет1/5
Дата10.05.2019
өлшемі1.29 Mb.
  1   2   3   4   5


Андрей Волконский

Основы темперации

Посвящаю всем настройщикам мира!
В послевоенные годы появился усиленный интерес к так называемой старинной музыке.

Возрождение аутентичных инструментов привело также к возрождению забытых старинных систем темперации.

Данная работа, разумеется, основывается на источниках, тем не менее, в первую очередь я опирался на мою многолетнюю практику.

Почти все описанные системы темперации я лично испробовал. Поэтому я знаю, о чем пишу.

Особенную благодарность выражаю Ирине Микаэлян, без которой эта работа не приняла бы удобочитаемый вид.

1. Вступление.


1.1. Интервал считается чистым, когда он не производит биений. Такого рода интервалы мы находим либо в натуральной гамме, либо в обертоновой шкале.

Темперированный интервал - интервал, имеющий отклонение либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения по сравнению с чистым.

Темперированный интервал производит биения. Чем больше отклонение, тем скорость биений увеличивается.
Интервалы следует рассматривать не только в их одновременном звучании, но также в их последовательности, поскольку интервал есть частица некоего звукоряда.
Источник основных как европейских, так и не европейских звукорядов – спираль Пифагора, состоящая из цепочки чистых квинт, уходящих в бесконечность.
При оценке различных европейских звукорядов, появившихся в разные эпохи, а также возникающих из них интервалов следует всегда помнить о взаимоотношении между спиралью Пифагора и натуральной гаммой.
Для количественного измерения какого-либо интервала я пользуюсь наиболее распространенным ныне делением октавы на центы. Одна октава = 12ОО ц.

В приложении читатель найдет наиболее полную таблицу возможных в пределах октавы интервалов, исходящих из системы Пифагора и натуральной гаммы, с обозначением их стоимости в центах.


1.2. Для понимания нижеследующего напомню некоторые технические термины.
Если строить чистые квинты от ноты до, то мы доберемся до си-диеза, который окажется выше ноты до. Разница между ними есть пифагорейская комма (ПК ~ 24 ц.).
Если строить чистые квинты от ноты до и остановиться на ноте ми, то мы обнаружим,

что терция до - ми сильно увеличена. Это так называемая пифагорейская терция.

Разница между этой терцией (4О8 ц.) и чистой (386 ц.) - синтоническая комма (СК ~ 22 ц).
Если построить 3 чистые терции вверх от ноты до, то мы также получаем си-диез, который на этот раз окажется намного ниже ноты до. Разница между ними - энгармоническая комма (41ц.), почти в два раза превышающая СК.
Разница между ПК и СК есть схизма (2ц.).

Несмотря на свою малую величину, этот интервал при некотором опыте прослушивается. Схизма возникает при введении чистой терции в любую систему, имеющую чистые квинты, вне зависимости от их количества. Схизматическая квинта дает примерно одно биение в секунду в середине клавиатуры и эквивалентна нашей современной темперированной квинте, что лишь случайное совпадение.

2. Средние века.
2.1. В течение всех средних веков вплоть до второй половины, XV в. господствовала нетемперированная система, основанная на пифагорейской диатонической гамме и вполне соответствующая модальному мышлению того времени (т.е. церковные лады).
Наиболее полное описание этой системы мы находим у Арно (Arnaut di Zwolte.145O).

Этот автор довел систему до логического завершения, выйдя из диатонической сферы и охватив всю хроматическую гамму.


Система состоит из 11 чистых квинт и одной "плохой" (уменьшенной на 1 ПК).

Плохую квинту Арно ставит на H-Fis, обосновывая это тем, что в тоне Н никакого лада не построить из-за присутствия тритона.

В результате мы получаем 8 слишком широких пифагорейских терций (увеличенных на 1СК) и 4 хороших, почти чистых1.

Этим объясняется, почему терция считалась несовершенным консонансом.

Тем не менее, известны случаи, когда плохая квинта перекочевывала на

черные клавиши.

Интересен мелодический анализ этой системы. Хроматическая гамма неровная.

Мы находим два типа полутонов: малый (лимма), на E - F и Н - С - этот интервал уже

нашего полутона (9Оц.); и большой (апотома), например, на G-Gis (несколько шире нашего

полутона).

Собственно говоря, все зависит от того, как настроить: G - Gis -апотома, но G - As -лимма.

Таким же образом мы можем различать большой тон (например, G-А) и малый (например,

E-Ges).

Эти разницы между интервалами будут впоследствии иметь большое значение при



построении всевозможных гамм.
2.2. В связи с развитием полифонии терция постепенно теряет свой прежний статус и начинает рассматриваться как полноправный консонанс. В произведениях a cappella певцы давно уже инстинктивно стали петь хорошие терции, будучи убежденными, что они при этом придерживаются пифагорейской системы.

Ко второй половине XV в. относятся произведения немецкого органиста Конрада

Пауманна, где уже имеются ходы в параллельных терциях.
В заключительных кадансах других авторов вместо прежнего окончания на пустой квинте или октаве появляются мажорные трезвучия.

Основной проблемой становится, как совместить хорошую терцию с квинтой. Отсюда и возникла идея темперации.


В 1482 г. Рамис (Ramis de Pareja) построил монохорд с целью получить чистые терции в ходовых тонах В, F, С и G, оставаясь при этом верным пифагорейской логике.

Плата оказалась дорогой :

отвратительная квинта G — D (680ц.) и схизматическая на Cis — Gis.

Перестановка отвратительной квинты на черные клавиши дела не меняла

т.к. хорошие терции тогда перемещались, куда не надо. Это был явный тупик.
Потребовался почти век, чтобы Эрланген (Erlangen) догадался распределить недостаток этой квинты на G—D и D—А, темперируя их на 1/2 ПК.
1. В старину лишь абсолютно чистый интервал считался совершенным консонансом. Всякое отклонение было недо-пустимо. Тем не менее, когда научились темперировать, обнаружилось, что существует некая зона не столь отдаленная от чистого интервала, когда интервал производит для слуха приятное биение, что способствовало тембровой окраске данного интервала. Такой интервал считался "хорошим" - в немецких трактатах делается различие между терминами "rein" (чистый) и "gut" (хороший). Существует порог, за пределами которого интервал теряет свое лицо и начинает неприятно биться. Такой интервал считался скверным и даже отвратительным. Современный человек не делает различия между As - Es и Gis - Es, поскольку при равномерной темперации эти интервалы звучат одинаково. Тем не менее, интервал Ds - Es в природе существует и звучит он таки весьма мерзко.

З. XVI век.


3.1. XVI век характерен своими бурными поисками всевозможных звукорядов.

Эти поиски шли в трех разных направлениях:


1) Мезотоническая система, в которой привилегия принадлежит терциям в ущерб квинтам, а также варианты, исходящие из этой системы;
2) Попытки создания закрытых циркулирующих систем, позволяющих играть в далеких

тонах;
3) Так называемая "истинная интонация", отцом которой является Царлино (Zarlino) с его натуральной гаммой.

Впоследствии опыты Винчентино (Vincentino) привели к делению октавы на число

большее, чем 12, что вызвало к жизни учение о микроинтервалах.


3.2. Мезотоническая система (англ. meantone, нем. Mitteltoning).
Эта система была впервые описана Пьетро Ароном (Retro Aaron, Toscanella in musica, 1523), хотя она, очевидно, уже существовала со второй половины XV в.
В каком-то смысле она является полной противоположностью системы Арно.

Цель - получение наибольшего количества чистых терций.

Для того чтобы этого достигнуть, следует темперировать 11 квинт на 1/4СК;

12-я попадает на Gis-Es (по сути, уменьшенная секста) и звучит отвратительно.

Эта квинта по традиции получила название "волк".
Результат: 8 чистых терций и

4 отвратительных (по сути, уменьшенные кварты) H-Es, Fis-В, Cis-F и Gis-C.

Мезотоническая квинта (-1/4 СК) для нашего уха непривычна.

Однако в сочетании с чистой терцией звучит вполне благозвучно.

Объясняется это тем, что при одновременном звучании с терцией квинта начинает

биться в два раза медленнее.


Настройка этой системы относительно проста. Чистая терция С—Е делится на 4 квинты, темперированных на 1/4 СК. Остальные находим по аналогии.

Мезотоническую квинту определяют не по биению (сосчитать невозможно),

а по характерной окраске, к которой ухо быстро привыкает. По ходу настраиваются остальные чистые терции либо вверх, либо вниз, в зависимости от того, хотим ли мы получить диез или бемоль.
Мелодический анализ дает следующее:

при ходе С-D-Е нота D оказывается на одинаковом расстоянии как от С, так и от Е, что и дало повод назвать эту систему "мезотонической", т.е. со средним тоном2.

Кроме того, мы обнаруживаем два больших тона: Cis— Es и Gis—В.

Что же касается полутонов, то их имеется два типа: 7 по 117 ц. и 5 по 75 ц.


Все это придает необыкновенную интонационную выразительность.

Эта система получила чрезвычайное распространение в разных вариантах по всей Европе в течение нескольких веков. Дом Бедос (Dom Bedos, L art du facteur d'orgues) в конце XVIII века продолжал ратовать за эту систему, считая ее наилучшей.

На всемирной выставке в Англии (1851 г. Sic!) были представлены органы, настроенные в смягченной мезотонической системе ("волк" распределялся на 3 квинты).
Почти весь клавирный репертуар XVI—XVII вв. безусловно, выигрывает от этой системы. Токкаты Меруло, Габриели, Фрескобальди, Росси звучат ярче.
2. В музыке Ближнего Востока тоже встречается "средний тон", однако делится пополам не большая терция, а малая (sic!). Так же делится квинта - появляется "нейтральная терция".

Следует также отметить специфику французской клавирной музыки. Композиторы старались больше использовать чистые терции, поскольку они хорошо звучат.

Преимущество этой системы состоит в том, что мы имеем настоящие диезы и бемоли

(хотя бы частично).


Ближние тональности звучат превосходно, зато дальние невозможны. Пределы возможных тональностей — от B-dur до A-dur.

Следовательно, мы имеем дело с открытой, не циркулирующей системой.


Фольяно (Fogliano, ? — 1539) пытался создать компромисс с пифагорейской системой, оставляя некоторое число чистых квинт, но при этом число чистых терций сокращается до шести, "волк" увеличивается.
3.3. Настройка органа с одной стороны, и таких инструментов, как клавесин или клавикорд, с другой, не может быть однозначной.
Орган, чьей основной задачей было поддерживать пение прихожан, настраивался постоянно. Делал это органный мастер, автор данного органа. Исходил он из частотных характеристик каждой, отдельно взятой трубы. Гармонизация труб между собой требовала особого подхода при настройке. Всякое изменение могло нарушить природу инструмента.

Это особенно касается таких регистров, как микстуры, которые могли быть более или менее кричащими в зависимости от настройки.

Для настройки мастера пользовались монохордом.
С клавесином или клавикордом дело обстоит проще.

Благодаря слабому натяжению струн эти инструменты легко настраиваются и перестра-иваются, что позволяет экспериментировать. Этим же объясняется обилие различных систем, появившихся впоследствии. Следует отметить, что в те времена не существовала профессия настройщика, (они появились лишь в XIX в., с распространением фортепиано).

Каждый музыкант сам настраивал свой инструмент, руководствуясь своим вкусом.

3.4.1. Проблема "волка". Варианты мезотонической системы.
В 1484 г. мастер Доменико ди Лоренцо создал новый орган в церкви св. Мартина в городе Лукка. Две черных клавиши разделены пополам, что дает, соответственно, Gis-As и Dis-Es.

Октава, таким образом, делится на 14.

Это было наиболее простое решение, но затрудняющее игру.

Такой принцип (который свидетельствует о существовании мезотонической системы уже в те времена) заинтересует многих музыкантов впоследствии.


Сохранилось немало инструментов, созданных по этому принципу: целый ряд итальянских клавесинов XVII в., орган в Бюкебурге в Германии (1615), несколько органов в Англии и т.д.
Тем не менее, существовали другие пути для смягчения системы.

Первый из них - дробление СК на число большее, чем 1/4.

В Италии, в особенности, получила распространение, темперация на 1/5 или 1/6 СК.

При этом "волк" смягчался, зато терции соответственно увеличивались.

Дальше 1/6 СК не шли, т.к. терции начинали неприятно биться.


Другой путь - уменьшение количества чистых терций и распределение "волка" на двух

или нескольких квинтах.

Этот принцип получил распространение во Франции со второй половины XVII в.
Подробно я остановлюсь на этом при разборе французской школы.
3.4.2. Для курьеза приведу два примера экспериментальных темперации, относящихся ко второй половине XVI в.

1)Салинас (Salinas) в 1577 г. предложил систему, основанную на чистых минорных терциях.

Для этого следовало темперировать квинты на 1/3 СК. При этом большие терции

становятся уже чистой, "волк" принимает чудовищные размеры, а хроматическая гамма

становится сверхнеровной.

Разумеется, практическое применение такой системы ничтожно. Можно лишь представить, что какой-нибудь регаль мог быть настроен таким образом для характеристики отрицатель- ного персонажа в самых ранних операх.


2)Царлино темперирует большую и малую терции одинаково. Это возможно при делении

СК на 2/7. Такое деление как будто превышает человеческие возможности, но

существует "трюк", позволяющий осуществлять такую настройку относительно просто3.

Эта система (1558 ), может быть, из-за славы Царлино как теоретика заслужила похвалы современников и, несомненно, применялась.


Приведу последний вариант этого типа: темперация, при которой терция и квинта бьются с одинаковой скоростью. Для этого следует темперировать квинты на 1/5 ПК.

Если еще при этом настроить черные клавиши энгармонически, то мы получим так называемую "хорошо темперированную систему".

Этот путь, безусловно, оказался наиболее перспективным.

3.5. Циркулирующие системы.
Целый ряд произведений конца XVI и XVII вв. уже оказываются неисполнимыми при мезотонической системе. В качестве яркого примера приведу фантазию Джона Булля (1562-1628) "Ut, re, mi, fa, sol, la", в которой он прохаживается по всем тональностям,

включая самые дальние, пользуясь при этом самыми невероятными энгармонизмами. К этому же типу следует отнести “Гексахорд" Альфонсо Феррабоско младшего, последние произведения Фрескобальди (например, замечательные "Cento partite"), некоторые произведения Фробергера и всю клавирную музыку Стораче (Storace).

Следует поэтому обратить внимание на попытки создать циркулирующую систему в течение XVI в.
3.5.1.Первая такая попытка принадлежит немецкому органисту и композитору

Арнольду Шлику (Arnold SchlicK 1460 -1521), который опубликовал свой "Spiegel der

Orgelmacher und Organisten" в 1511 г., т.е. за несколько лет до Арона.
Хотя его мышление остается мезотоническим — идеал для него, чистые терции, отвергая при этом пифагорейские, он, тем не менее, темперирует все интервалы.

Лучшие терции: С-Е, F-A, G-Н. Центром тяжести остается C-dur.

Десять квинт темперируются неравномерно; "волк" распределен на двух квинтах.

Таким образом, Шлик стремится создать относительно циркулирующую систему

(две тональности все же скверные), поскольку все квинты и терции исполнимы. Эту систему следует считать компромиссной.
3.5.2.Следующий наш автор - немецкий музыкант и математик Грамматеус из Нюрнберга

(Henricus Grammateus, ?-1555), который опубликовал свой труд

"Ayn new kunstlich Buech" в 1518.
Его мышление остается пифагорейским с той лишь разницей, что проблематичную квинту H-Fis,он рассматривает не как печальный итог, а как своеобразное действующее лицо в процессе настройки.

Оставляя чистые квинты С-G, G-D, D-А, А-Е, Е-Н, он темперирует квинту H-Fis,

кварта Fis-H должна биться с той же скоростью, что стоящая под ней терция D—Fis,

остальные квинты, за исключением В-F, тоже чистые.

Он обнаружил, что таким образом где-то происходит разрыв и что результат иной,

чем при классической пифагорейской системе.

Продолжая мыслить в этом направлении, он задумался о качестве терций,

составляющих октав 3 Подробное разъяснение можно найти в работе Asselin 1985. с. 86 (см. библиографию).

Окончательно он предлагает следующую систему:

Чистые квинты F-С, C-G, G-D, B-F, Es-В; далее следует настроить Н, но уже исходя не

из квинты, а из качеств терций.

Терции G-Н и H-Dis должны быть на 1/2 СК меньше пифагорейской.

H-Dis бьется примерно в два раза медленнее, чем соседняя пифагорейская терция B-D.

Es-G остается пифагорейской.

Остальные квинты (Е-Н, А-Е, H-Fis, Fis-Cis, Cis-Gis) - чистые.

Квинта Gis—Dis оказывается увеличенной на 1/4 коммы, что вполне терпимо.

Общая картина совершенно меняется - можно теперь играть во всех тонах, хотя звучат они очень контрастно.
3.5.3.Салинас, о котором уже шла речь, предлагает следующий вариант:

от G до Fis вниз - все квинты чистые.

Терция G-H — чистая, в результате чего образуется схизматическая квинта H-Fis.

Квинта Е-Н — чистая: получаем чистую терцию С-Е.

Квинты D-А и G-D темперируются на 1/2ПК.
Верхайен (Verheijen) в 1600г. предлагает темперировать 4 квинты на 1/4ПК

(С-G, G-D, А-Е, Е-Н), оставляя остальные чистыми.


3.5.4.Во всех этих системах дальние тональности звучат резко.

Но вернемся к фантазии Булля.

Пьеса начинается в тоне G (миксолидийском) и постепенно модулирует в самые далекие тона, чтобы затем, также постепенно, вернуться к тому же G.

Если играть эту пьесу при современной темперации, то получается лишь какое-то блуждание.

При темперациях XVI в., описанных выше, возникает конфликтная ситуация между покоем и напряжением, что и придает весь смысл этой пьесе.
3.6.1. "Истинная интонация", или чистый строй (англ. Just Intonation).
Натуральную гамму, Царлино вывел из деления струны на простые числа (2, 3/2,4/3, и т.д.) (Istituzione Armoniche, 1558).

Она почти полностью совпадает с античной гаммой Аристоксена Тарантийского.

Состоит она из трех абсолютно чистых трезвучий С, G, F и двух минорных А и Е.
Мы находим эту гамму в обертоновой шкале под номерами 24-27-ЗО-32-36-4О-45-48.

Частотные соотношения от С дают соответственно: 9/8 -10/9 -16/5 - 9/8 -10/9 - 9/8 -16/5.

Натуральная гамма - основа звукоряда всех натуральных инструментов как-то: труба,

альпийский рог и т.д., что создавало естественные проблемы при настройке оркестра.


Мы имеем, таким образом, два тона большой (204 Ц.) и малый (182 Ц.).

Полутоны суть апотомы, уменьшенные на одну схизму.

Квинта D-А стоит 680 Ц. (уменьшена на 1 СК) и, следовательно, неупотребительна!4
Построить какую-либо членораздельную гармоническую систему невозможно.

В этом лесу гуляют сплошные волки.


Какую же музыку можно играть при такой настройке?

Хоть основа этой системы чисто диатоническая, никому не возбраняется настраивать черные клавиши так, чтобы получить нужные дополнительные чистые терции в зависимости от нужд репертуара.


В XVI в. появились бесчисленные сборники танцев и обработок популярных песен. Поскольку их гармоническая структура очень проста, то данная система вполне подходит, тем более что эта настройка не требует никаких навыков.

Достаточно отобрать нужные аккорды, отбросив остальные. (Грязные аккорды иногда могут быть использованы на слабой доле в быстром темпе, что создает любопытный эффект.)



4. Ту же квинту, но на G-D. мы находим у Рамиса.

Любая провинциальная девица могла настраивать свой инструмент, чтобы исполнять эти незамысловатые пьесы.


Целый ряд авторов создали растяжения этой системы. Этим даже занимался ученик Баха Кирнбергер (см. ниже, 4.4.4.)
3.6.2. Деление октавы на число большее, чем 12
Как я уже упоминал, такие органы уже существовали.
Мерсенн (Mersenne, Harmonie Universelle, 1636) считая гамму Царлино наиболее совершенной, много думал, как сделать эту систему всеобъемлющей.

Чтобы просто играть в C-dur, требуется дополнительная клавиша на ноте D,

настроенная на одну комму ниже.
Мерсенн предлагает "совершенные клавиатуры" с 18 и 26 клавишами, и

" очень совершенную " с 31 клавишей на октаву.


Исходя из натуральной гаммы и следуя принципам Мерсенна, можно продолжить этот процесс до бесконечности.

Существует инструмент с 53 клавишами на октаву !

Чтобы на нем играть, надо быть сороконожкой.
Все дело в том, из какой гаммы исходить: натуральной или мезотонической.

Для наглядного примера даю сравнительную таблицу отклонений в центах (округленно) относительно равномерной темперации (нулевой).







С

D

Е

F

G

А

Н

С

Мез.




3,5

3,5

14

7

О

-7


Нат.


16



2

14

18

О

4

16

Из этой таблицы видно, что натуральная гамма еще более неровная, чем мезотоническая5.


В 1555г.Винчентино (Nicolo Vincentino), исходя из мезотонической системы, рассуждал так: наша полная нотация имеет следующие звуки — 7 обычных, 7 с диезами, 7 с бемолями,

5 с дубль-диезом и 5 с дубль-бемолем — всего 31.


Мы получаем, таким образом, закрытую циркулирующую систему, в которой соль

дубль-бемоль энгармонически составляет темперированную квинту с ля дубль-диезом.


По его заказу был создан архичембало с двумя мануалами, имеющими дополнительные клавиши.

В музее Болоньи находится архичембало (Vito Trasuntino, 1606) с одним мануалом.

Октава состоит из 7 белых клавиш, каждая черная имеет по 4 деления в виде лестницы;

кроме того, между Е и F и между Н и С имеются дополнительные клавиши, разделенные

каждая пополам, всего 31.
Писали ли композиторы для таких инструментов? Безусловно, да.
Современник Монтеверди, Мадзокки (Domenico Mazzocchi) требовал от певцов, чтобы они точно интонировали дубль-диезы и дубль-бемоли, которыми он пользовался в своей музыке.

5 Разница между натуральной и пифагорейской гаммой тоже существенна.

Пифагорейскую гамму можно транспонировать, а натуральную невозможно.

Из этого следует, что continue должно было придерживаться тех же правил.6

Неаполитанцы Майоне (А.Мауопе) и Трабачи (G.M.Trabaci) написали токкаты

“per il cembalocromatico”.
Этот репертуар требует специального исследования.7
Не следует, однако, путать эти поиски с работами Алоиза Хабы и Ивана Вышнеградского, т.к. эти авторы исходят из делений равномерной гаммы.
Растяжение натуральной гаммы, подобно предложенному Мерсенном, приводит к некоей нейтральной зоне. Из-за того, что все интервалы чистые, создается впечатление, что музыка никуда не движется.

Система Царлино в ее идеальном виде статична.

То, что мы называем тяготением, там полностью отсутствует.

Зачем чистым интервалам куда-то тяготеть - им и так хорошо!

Для того чтобы интервалу "захотелось двигаться", его надо растревожить.
Решение Винчентино гораздо интереснее, т.к. благодаря темперированным квинтам, сохраняется напряженность интервалов.

4. XVII - XVIII века


4.1. В XVII в. зарождаются национальные традиции, как в создании инструментов, так и в способах их настройки.

Испанский орган звучит иначе, чем немецкий, фламандские клавесины резко отличаются от итальянских.

Исходя из этого (ведь каждой стране присущ свой звуковой мир), я буду излагать развитие темперации по странам.

4.2. Французские системы.
Французы в основном остались верны мезотоническому мышлению.

Эволюция происходит по линии постепенного уменьшения чистых терций.


Французские руководства по настройке нарочито неточны.

Это не случайность: французы полагались на вкус, "le bon gout francais", - а разве можно вкус измерить?


Поэтому все шифровки, данные в приложении, следует рассматривать не как догму, а лишь как руководство к действию.
4.2.1.Ламбер Шомон (Lambert Chaumont) в конце своего органного сборника (1695) указывает, как настраивать:

квинты B-F и Es-В увеличиваются (sic!), благодаря чему "волк" слегка приручается;

остальные квинты темперируются на 1/4 СК;

остаётся 6 чистых терций, терция B-D - хорошая, терции Es-G и H-Dis приближаются

к пифагорейским и могут быть использованы как проходящие.

6.Знак дубль-диеза появился первоначально, чтобы отметить разницу между большим полутоном и малым. Интерес к микроинтервалам появился в связи с желанием музыкантов услышать, как на самом деле звучат древнегреческие лады.

Авторы первых опер были убеждены, что воссоздают античную драму.


7.Вероятно, на этой почве вырос, например, Джезуальдо.

4.2.2. В 1726г. появляется система Рамо (Rameau), существующая в нескольких вариантах.

Здесь Рамо занимается своеобразной химией:

там, где чистая терция - темперируется квинта,

там, где чистая квинта - темперируется терция.

Таким образом, мы имеем:

3 чистые квинты: H—Fis, Fis-Cis, Cis—Gis;

2 увеличенные As-Es и Es-В ("волк" начинает издыхать);

остальные квинты темперированы одинаково на 1/4С,

чистых терций остается 4 на В, F, С и G;

остальные приемлемы, за исключением Fis—В и Cis—F.
Эта система очень подходит к музыке самого Рамо.

Особенно хорошо звучит пьеса "L'Enharmonique".


В 1737 г. Рамо стал приверженцем равномерной темперации.
4.2.3. Заметив, что система Рамо благоприятствует бемольным тональностям в ущерб

диезным, Марбург (см. 53.2.) в 1756 г. предлагает компромиссный вариант:

от F вверх до Fis все квинты темперированы на 1/4 СК;

остальные слегка увеличены;

остаются 4 чистые терции С-Е, G-Н, D-Fis и F-А.

Все тональности возможны, но общий колорит более бледный, чем у Рамо.


4.2.4. Даламбер (D'Alembert) в соавторстве с Ж.Ж. Руссо разработал систему, где остается лишь одна чистая терция С—Е (1752).

Четыре квинты темперированы на 1/4 СК (от С вверх);

далее цикл квинт делится на две части:

в одной из которых квинты следует постоянно уменьшать,

а в другой - постоянно увеличивать, чтобы замкнуть цикл.

Такая настройка носит весьма субъективный характер; и здесь, более чем когда-либо,

вкус - единственный критерий. Система звучит мягко, все тональности возможны8.
Из всего вышеописанного видно, как французские системы постепенно приспосабливались к эволюции музыкального языка.
4.3. Итальянские системы
После периода "бури и натиска" итальянская музыка XVIII постепенно остепенилась. Тональная система упрочилась. Исчезли хроматические искусы. Идеалом стала простота.

Я не буду задерживаться на последних попытках, цепляться за мезотонику, видоизменяя ее в ту или другую сторону (Martini, Ricatti). Эти системы носят скорее академический характер и явно уже не соответствуют духу времени.


4.3.1.В середине XVIII в. утвердились две системы:

Тартини-Валотти и Барка (описанная лишь в 1802 г.).
Они весьма сходны по своей структуре деления квинтового цикла на 6 чистых квинт

и 6 темперированных на 1/6 коммы.

Разница между ними в том, что в первом случае делится ПК, а во втором СК.

Система Барка, поэтому звучит, намного тоньше, несмотря на присутствие схизмы.


4.3.2. Нечто подобное предложил также англичанин Юнг

( Young . Outlines of Experiments and Inquiries respecting Sound and Light. 1800 ).


Все это говорит о том, что эти системы пригодны не только для Скарлатти,

но также для исполнения Венской классики (пробовал - очень здорово!), что не удивительно,

если вспомнить, какой удельный вес имела итальянская музыка в Вене.

8.Около 176О г. эта система распространилась в Италии. Итальянцы назвали ее "capriccioso".

4.4. Немецкие системы
Германию, я оставил напоследок, т.к. мы здесь сталкиваемся с баховской проблематикой.

Немецкие системы, в отличие от французских, имеют четкую структуру: в них всегда присутствует определенное количество чистых квинт.

Они поэтому просты для настройки. Пифагорейское их происхождение, несомненно, хотя они всегда циркулирующие.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет