Ансамбль русских народных инструментов



жүктеу 225.08 Kb.
Дата05.05.2018
өлшемі225.08 Kb.
түріПрограмма

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования


«Детская школа искусств №1»

Программа учебного предмета



«Ансамбль. Баян, аккордеон»

ПО.01.УП.02/В.2

дополнительной предпрофессиональной программы

в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

Срок обучения 5 лет.

2017 год


«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ №1»

«Утверждаю»

Директор – Поздеева Р. П.
_________

(подпись)

дата рассмотрения

Протокол №




дата утверждения

Приказ №



Разработчик – Ахмедьянов Фидан Фанисович, преподаватель
Рецензент – Краскина Алла Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории БУ «Сургутский музыкальный колледж»

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Методическая литература;

I. Пояснительная записка



1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль. Баян, аккордеон» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Ансамбли широко распространяются в школьной учебной практике.

Успешный опыт ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля баянистов и аккордеонистов.



2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 1 по 5 классы.


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль. Баян, аккордеон»:

Таблица 1

Срок обучения – 5 лет

Класс

1-5 классы

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

297

Количество часов на аудиторные занятия

165

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

Консультации

8

Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 6 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • расширение кругозора учащихся путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество учащихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».



7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:



  • возраста учащихся;

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава ансамбля;

  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем баянистов, аккордеонистов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета.

8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль. Баян, аккордеон»

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных инструментов (баянов и аккордеонов), а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.


II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т.д.

Варианты возможных составов ансамблей:


  • Дуэт баянистов (аккордеонистов);

  • Трио баянистов (аккордеонистов);

  • Квартет баянистов (аккордеонистов);

  • Квинтет баянистов – (при наличии в школе соответствующих инструментов) – баян I, баян II, баян альт, баян тенор, баян бас;

  • Секстет баянистов (при наличии в школе соответствующих инструментов) –

сопрано I, сопрано II, баян альт, баян тенор, баян бас, баян контрабас;



  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения – 5 лет

Аудиторные занятия: 1 час в неделю. Самостоятельные занятия – 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.





  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.


Срок обучения – 5 лет

Годовые требования

Первый класс

В течение года ученики должны сыграть:

Середина декабря - контрольный урок – 1 - 2 пьесы наизусть,

Начало апреля - контрольный урок – 1 - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для исполнения:

Пьесы для дуэта:

1. РНП «Как под горкой»

2. Австр.НП «Деревянное колесо»

3. БНП «Крыжачок»

4. РНП «Коробейники»

Пьесы для трио:

1. В.Жильгирис «Латышская полька»

2. Ю.Гаврилов «Колобок»

3. П. Чайковский Две пьесы из цикла «Детский альбом»

- Сладкая греза

- Неаполетанская песенка

4. Г. Шендерев «Хороводная»

Второй класс

В течение года ученики должны сыграть:

Середина декабря - контрольный урок – 1 - 2 пьесы наизусть,

Начало апреля - контрольный урок – 1 - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для исполнения:

Пьесы для дуэта:

1. С. Прокофьев «Сказочка»

2. И.С. Бах «Менуэт»

3. А. Гречанинов «Грустная песенка»

4. В. Накапкин «Плясовая»

Пьесы для трио:

1. И. Беркович «Грустная песенка»

2. П. Чекалов «Инвенция №3»

3. П. Чайковский Две пьесы из цикла «Детский альбом»

- Утреннее настроение

- Игра в лошадки

4. Г. Шендерев «Грустная песня»

Третий класс

В течение года ученики должны сыграть:

Середина декабря - контрольный урок - 1 - 2 пьесы наизусть,

Начало апреля - зачет - 1 - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для исполнения:

Пьесы для дуэта:

1. А. Журбин. «Золотой колокольчик» из м/ф «Золотые колокольчики».

2. К. Дебюсси. Маленький негритенок.

3. Р. Шуман. Марш солдатиков.

4. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

Пьесы для трио:

1. «Ах ты, Волга – матушка». Обр. С. Павина

2. «Не кукуй кукушечка». Обр. А. Алексеева

3. Н. Римский - Корсаков. «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане»

4. Г. Шендерёв «Русский танец»

Четвертый класс

В течение года ученики должны сыграть:

Середина декабря - контрольный урок – 1 - 2 пьесы наизусть,

Начало апреля - экзамен - 1 - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для исполнения:

Пьесы для дуэта:

1. И.С. Бах «Ария» a moll

2. Ш. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»

3. «Меж крутых бережков». Обр. В. Логачева

4. П. Чайковский. «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома»

Пьесы для трио:

1. М. Глинка. «Марш Черномора»

2. Ю. Соловьев. «Канон»

3. П. Яковенко. «Хороводная»

4. «Ой, ты, дивчино зарученная» украинская народная песня. Обр. Б. Киселева.

Пятый класс

В течение года ученики должны сыграть:

Середина декабря - контрольный урок - 1 - 2 пьесы наизусть,

Начало апреля - контрольный урок - 1 - 2 пьесы наизусть.



Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для исполнения:

Пьесы для дуэта:

1. И.С. Бах. «Сицилиана» (из органного концерта)

2. Э. Григ. «Танец Анигры». Из сюиты «Пер Гюнт»

3. Б. Фиготин. «Карнавал»

4. РНП «Тонкая рябина». Обр. А. Шалаева

Пьесы для трио:

1. Л. Делиб «Пиццикато»

2. Е. Дербенко «Веселая игра» из «Детского альбома»

3. «Ой, да ты, калинушка». Обр. русской народной песни Г. Шендерёва

4. Ж. Бизе. «Цыганская песня». Из оперы «Кармен»
III. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок


  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся

  • промежуточная аттестация

  • итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за полугодия.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты.

Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачетах. Зачет по ансамблю проводится в 3 классе (6 полугодие). Переводной экзамен является обязательным для всех и проводится в конце 4 класса (8 полугодие), который определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. Экзаменационная оценка ставится в свидетельство по решению аттестационной комиссии.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамен проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если учащийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».


  1. Критерии оценок

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Таблица 2

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану в обязательной части (2-5 классы) объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.


VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебная литература

1. А. Аверкин пьесы для дуэта баянов М, 1975 г.

2. Ансамбли аккордеонов. Вып. 2/ Сост. В. Розанов М. 1971 г.

3. Ансамбли баянов. Вып. 4/ Сост. Л. Гаврилов М. 1971 г.

4. Ансамбли аккордеонов. Вып. 5/ Сост. В. Розанов М. 1974 г.

5. Ансамбли баянов. Вып. 5/ Сост. Л. Гаврилов М. 1974 г.

6. Ансамбли баянов. Вып. 8/ Сост. В. Розанов М. 1977 г.

7. Ансамбли аккордеонов. Вып. 7/ Сост. В. Розанов М. 1978 г.

8. Ансамбли баянов. Вып. 9/ Сост. А. Судариков М. 1978 г.

9. Ансамбли аккордеонов. Вып. 9/ Сост. В. Хоборов М. 1979 г.

10. Ансамбли баянов. Вып. 10/ Сост. В. Розанов М. 1979 г.

11. Ансамбли аккордеонов. Вып. 11/ Сост. В. Хоборов М. 1981 г.

12. Ансамбли баянов. Вып. 12/ Сост. А. Крылусов М. 1981 г.

13. Пособие для руководителей ансамблей баянистов. Вып. V Сост. С. Рубинштейн М. 1970 г.

14. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли баянов. Вып. 14 М. 1970 г.

15. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли баянов. Вып. 17 М. 1971 г.

16. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли баянов. Вып. 18/ Сост. Ан. Гаценко М. 1972 г.

17. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли аккордеонов. Вып. 28/Сост. JI. Гаврилов М. 1977 г.

18. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли баянов. Вып. 29/ Сост. В. Розанов М. 1977 г.

19. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли аккордеонов. Вып. 30/Сост. Л. Гаврилов М. 1977 г.

20. Репертуар для ансамблей р.н. инструментов. Ансамбли баянов. Вып. 32/Сост. В. Розанов М. 1979 г.

21. Баян. Учебный репертуар ДМШ.

Классы: 1, 2, 3,4, 5.

Киев Музична Украина 1989 г.

22. Ансамбли баянов. Вып. 13/Сост. А. Крылусов М. 1982 г.

23. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 9/Сост. А. Судариков, А. Талакин/ «Советский композитор» 1991 г.

24. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 10/Сост. А. Судариков, А. Талакин/ М. «Композитор» 1993 г.

25. Пьесы для ансабмля баянистов. 4 класс. Учебный репертуар для ДМШ. Сост./ А. Нечеторенко; В. Угринович «Муз1чна Украина» 1985 г.

26. Хрестоматия аккордеониста. Пед. Репертуар для ДМШ 1-2 кл. Сост. В. Гусев/Москва Музыка 1991 г.

27. Д. Самойлов «15 уроков игры на баяне». Кифара М. 1996 г.

28. В. Семенов. Современная школа игры на баяне. Сост. В. Семенов/Издательство Музыка М. 2003 г.

29. В. Бортнянов. Обработки и сочинения для ансамблей баянов и аккордеонов. СПб 1993 г.

30. Ансамбли. Аккордеон. 3-5 кл. ДМШ /Сост. и исп. ред. В. Мотова, Г. Шахова. - М., 1999

31. Ансамбли аккордеонов. Вып. 5 /Сост. В. Розанов. --- М., 1974

32. Ансамбли аккордеонов. Вып. 7 /Сост. В. Петренко. — М., 1977

33. Пьесы и ансамбли для баяна /Сост. Г. Мандрус. --- Мн., 1984.


2. Методическая литература

1. В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика» Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2002 г.

2. Н. Гончарова «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыки детей со средними природными данными». Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2002 г.

3. В.В. Крюкова, Г. Левченко. «Особенности образовательного процесса и учебных программ ДМШ».

4. К. Хольцвейсинг, «Игра в четыре руки» (музыкально-воспитательное значение). Дрезден (Германия), 2003 г.

5. М. Соколов. «Ансамбль для начинающих», Млсква 2005 г.

6. М. Имханицкий «Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах». Москва, 2006 г.

7. Л.З. Волковский «Формирования исполнителя - баяниста в классе ансамбля»

8. Ю.П Юпокин «К вопросу об использовании классического репертуара в исполнительной практике баяниста».

9. М. Имханицкий «Вопросы теории и практики ансамблевого исполнительства», Москва, 2004 г.





Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет