В минувшие выходные было 40 дней со дня смерти Салтанат Нукеновой. «А если быть точнее, со дня ее жестокого убийства», — написала в Facebook Жанна Мухамади, адвокат семьи убитой женщины.

Она рассказала, что постоянно находиться на связи с братом убитой Айбеком Амангельды, который, несмотря на личное горе, помогает сейчас многим женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Это первый публичный комментарий адвоката о деле Салтанат.

До этого Жанна Мухамади вместе со своим коллегой Игорем Вранчевым подавали ходатайства, делали запросы, ходили на следственные действия, но не давали комментариев — даже тогда, когда представители МВД и Генеральной прокуратуры РК выходили на брифинги и делали там свои заявления. Они также не комментировали слухи и домыслы отдельных блогеров.  

В своем первом публичном комментарии по делу адвокат поблагодарила общественность и добросовестных журналистов.

«Вы с первого дня, не давали расслабиться представителям власти, подписывали петиции, выходили на митинги с фото Салтанат по всему миру, требовали справедливого приговора и качественного расследования.

 

Поверьте, каждый ваш сторис, каждый ваш пост с упоминанием Салтанат важен, для формирования повестки! А повестка на сегодня одна, нулевая терпимость к любым формам насилия!!!

 

Мы больше терпеть и молчать не будем!!! Спасибо вам всем, наша борьба против насилия только укрепилась! Ко мне ежедневно звонят журналисты со всего мира, с Канады, из Франции, Турции, РФ. Все содрогнулись, убийство Салтанат не оставило равнодушным никого».

Отдельно Жанна Мухамеди подчеркнула, что никакого примирения/прощения не было и не будет. Это принципиальная позиция семьи Салтанат. 

Адвокат дала ответы на вопросы, которые волнуют общественность, объяснив некоторые процессуальные моменты:

«Многие спрашивают, зачем так долго расследовать, итак, мол все понятно. Объясняю, любые дела по преступлениям такой категории (против личности) требуют проведения множества экспертиз. Даже в том случае, если убийца был задержан на месте совершения преступления.

 

Помимо экспертиз, следствие обязано доказать вину человека. Это все делается следственным путем, допросы, очные ставки, сбор доказательств, анализ видеозаписей, детализации телефонных звонков, переписок, передвижений. Увы, даже в наше время, когда цифровизация шагает по планете, это не лёгкий процесс. На все это нужно время».

Адвокат сообщила, что на данный момент «проведен ряд судебных экспертиз, как сказал на брифинге представитель МВД, их уже более 10. Несколько экспертиз находятся еще в работе».

«Дело в настоящий момент расследуется по п.5 ч.2  ст.99 УПК РК (убийство, совершенное с особой жестокостью). Наказывается вышеуказанное преступление лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет, либо ПОЖИЗНЕННЫМ лишением свободы, с конфискацией имущества или без таковой. Как только следствие подойдёт к концу, следователь выносит окончательную квалификацию в отношении подозреваемого лица.

 

Это делается уже на основе всех экспертиз, собранных по делу доказательств, свидетельских показаний. После чего следователь выносит уведомление об окончании досудебного расследования и дает время сторонам на ознакомление с материалами уголовного дела. По результатам ознакомления защитники готовят свои ходатайства. После их рассмотрения принимается решение — возобновлять ли дело для проведения дополнительных следственных действий или же дело направляется в прокуратуру.

 

Прокурор еще раз проверяет дело и решает, направлять его в суд или возвращать для дополнительного следствия. Как видите, это долгий процесс».

На вопрос, учтут ли предыдущую судимость Бишимбаева, адвокат ответила так:

«Конечно! Напомню, подозреваемый был осужден за тяжкое коррупционное преступление. Т.к. срок наказания подозреваемого по первой судимости до конца не отбыт, судимость еще не снята, при этих обстоятельствах  убийство Салтанат, расценивается как рецидив.

 

Все это расценивается как отягчающее обстоятельство.

 

По уголовному кодексу есть ряд обстоятельств, которые расценивают как отягчающие. Например, особая жестокость или алкогольное опьянение, ну и, собственно, рецидив преступления. Все это суд должен расценивать как отягчающие вину подсудимого обстоятельства.

 

Хочу еще уточнить, что по особо тяжким преступлениям подсудимый имеет право требовать суда присяжных. Такое развитие событий тоже возможно».

Тем временем отец экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, подозреваемого в убийстве своей супруги Салтанат Нукеновой, написал заявление в МВД на основателя ютуб-канала «Гиперборей»  и еще нескольких журналистов и блогеров.

Об этом сообщил в соцсетях Вадим Борейко.

Вадим Борейко. Фото со страницы Вадима Борейко в Facebook

Как оказалось, Валихан Бишимбаев обиделся на видео от 12 ноября под названием «Экс-министр забил жену до смерти». Точнее на прозвучавшие в видео такие слова:

«Сейчас меня больше всего интересует, как его (Куандыка Бишимбаева) будут отмазывать. А то, что будут, я не сомневаюсь. До суда ещё далеко, но уже сейчас сделаю прогноз. Опираясь на заключение судебно-психиатрической экспертизы, суд признает, что в момент совершения преступления Бишимбаев был невменяемым. А значит, не может нести ответственности за свои действия. Среди экспертов-психиатров у нас есть исключительные специалисты разруливать самые безнадежные дела».

Бишимбаев-старший посчитал эти слова публичным оскорблением его сына, всей семьи, а также экспертов-психиатров.

Вадим Борейко по этому поводу написал:

«Я не считаю мои слова публичным оскорблением сына и семьи. Они являются не безусловным утверждением, а предположением, что отражает фраза «сделаю прогноз». И это предположение основано на личном опыте.

 

В ноябре завершился суд над заказчиком, организатором и исполнителями атак на журналистов. Среди шести потерпевших был и я. Судебно-психиатрическая экспертиза признала заказчика всех преступлений Аркадия Клебанова психически невменяемым. Он был освобожден от уголовной ответственности и сейчас находится на лечении в психдиспансере.

 

Если суд НЕ признает Бишимбаева психически невменяемым, я в эфире своего канала признаю свой прогноз неверным».

Кроме того, отец Бишимбаева заявил, что его сыну переквалифицировали статью на «более тяжелую» из-за «манипуляций с общественным мнением». Со своим заявлением в формате обращения он выступил  на канале бывшего советника первого президента Ермухамета Ертысбаева: 

«Мы считаем, что манипуляция с общественным мнением повлияла на то, что без проведения необходимых следственных мероприятий, экспертиз дело моего сына переквалифицировали на более тяжелую статью».

Заметив, что не собирается «обелять сына», отец тем не менее верит, что у того «не было намерения убивать Салтанат». 

«Сын не хотел  убивать Салтанат, он хотел строить с ней семью. Они начали делать в квартире ремонт, чтобы увеличить гардероб для Салтанат», — сказал Бишимбаев-старший в качестве аргумента.

В комментариях под обращением многие интернет-пользователи удивляются, как это Бишимбаеву «не стыдно выходить с подобными заявлениями». 

Как рассказал Вадим Борейко, представители МВД отреагировали на заявление Бишимбаева-отца: участковый пригласил его проехать в полицейский участок, чтобы написать объяснительную. В участке его ознакомили с копией заявления, но сфотографировать его не разрешили.

НАПОМНИМ, ЧТО

 

Вечером 9 ноября стало известно, что бывший министр экономики Куандык Бишимбаев подозревается в жестоком убийстве своей жены — 31-летней Салтанат Нукеновой. Преступление было совершено в ресторане, принадлежащем семье Бишимбаева.  Родственник Бишимбаева обвиняется в укрывательстве и недонесении о преступлении в полицию.

 

Как рассказывал дядя погибшей, на теле Салтанат были обнаружены травмы, несовместимые с жизнью: «Пробоины в районе мозга, затылочной части головы, большие пробоины в спине, полностью вытекший левый глаз».

 


Автор: Айгерим Жумабаева

Айгерим — опытный редактор с богатым опытом в изучении и письме о культуре и истории. Ее страсть к языкам и письму помогает создавать увлекательные тексты.