Бертран Рассел



жүктеу 70.48 Kb.
Дата26.06.2018
өлшемі70.48 Kb.

Бертран Рассел. Проблемы философии

Глава 1.


  1. К какому разделу философии как дисциплины относятся рассуждения Рассела?

  2. Как, по Расселу, формулируется один из самых трудных вопросов в философии?

  3. В чем мы можем сомневаться?

  4. Проясните различия между явлением и действительностью на примере цвета и формы. Стоит ли что-либо за цветом и формой?

  5. какие два вопроса мы можем задать, спрашивая о реальном столе?

  6. как соотносится чувственные данные и реальная вещь, что мы называем материей?

  7. Как Беркли обосновывает свою позицию в отношении существования материи?

  8. Как Лейбниц аргументирует своё представление о материи?

Глава 2. Доводы в пользу существования реального стола.



  1. Является ли гипотеза «вещи вне нас не существуют» абсурдной?

  2. Можно ли строго доказать, что вещи существуют независимо от нашего восприятия их?

  3. Каковы могут быть твердые основания, на которых мы будем основывать наши доказательства? Годится ли на роль такого основания «cogito ergo sum» Декарта?

  4. Как Рассел интерпретирует «cogito ergo sum» Декарта? Является ли «cogito ergo sum» Декарта, по Расселу, логическим выводом?

  5. Почему понятно желание человека сохранить физические объекты?

  6. Что такое, по Расселу, «нейтральные объекты»?

  7. почему мы допускаем, что существуют общие нейтральные объекты?

  8. К какому принципу мы прибегаем, принимая существование вещей «внешнего мира»?

  9. Что такое инстинктивная вера?

  10. Приведите аргумент, который обосновывает наши инстинктивные веры.

  11. Какова роль философии в принятии нами вер?

Глава 3. Наука.



  1. Какой ответ дает наука о природе вещей? Материальны ли свет и пространство? Вещественны ли они?

  2. В чем разница между реальным и кажущимся пространством?

  3. Можем ли мы знать о существовании физического пространства?

  4. Можем ли мы знать о существовании объективного времени?

  5. В чём, по Расселу, главная ошибка аргументации Беркли?

Глава 4. Доводы субъективных идеалистов.



  1. Сформулируйте основную идеалистскую доктрину.

  2. Почему основания идеализма кроются в Теории Познания

  3. Что значит «быть познанным» для идеалиста? Как это выглядит в обыденных представлениях?

  4. каков аргумент Беркли в поддержку идеализма?

  5. Как Беркли использует слово «идея»?

  1. В чём, по Расселу, двусмысленность положения Беркли «идея находится в уме»?

  1. Приведите и обоснуйте, в чем ошибки аргументации Беркли.

  2. В чём ошибается Рассел, всеми силами пытаясь показать несостоятельность концепции Беркли?

  3. Если следовать «бритве Оккама», то какую позицию следует предпочесть: берклианство или признание существования как ума, так и вещей, независящих от ума?

  4. Какие две стороны идеи существуют?

  5. Какие еще основания для идеализма имеются?

  6. Является ли труизмом утверждение «мы не можем знать о существовании вещи, которой не знаем»?

  7. Что такое «знание истин» и «знание как знакомство»?

  8. Имеются ли причины полагать, что я не должен знать о существовании чего-то, с чем никто не знаком?

Глава 5. Знание-знакомство и знание-описание.



  1. Разведите знание-знакомство и знание-описание.

  2. На чём покоится знание вещей и знание истин?

  3. Сводится ли знание знакомство к знакомству с чувственными данными?

  4. К какому виду знания относится знание по памяти и знание через интроспекцию?

  5. Знакомы ли мы с универсалиями?

  6. Как называется осознание универсалий? Как называется универсалия, которую мы осознаём?

  7. Что такое «определённые дескрипции» и «неопределённые дескрипции»?

  8. Каково фундаментальное требование к суждениям, содержащим дескрипцию?

  9. В чём заключается важность знания по описанию?

Глава 6. Об индукции.



  1. Что такое «вера в однородность природы»?

  2. Какие у нас есть аргументы для того, чтобы считать, что законы, соблюдавшиеся в прошлом, будут соблюдаться в будущем?

  3. Сформулируйте две части «принципа индукции».

  4. Сформулируйте две части «принципа индукции» как общий закон. В чём отличие от предыдущего случая?

  5. Может ли индуктивный принцип быть опровергнут апелляцией к опыту?

  6. Может ли индуктивный принцип быть доказан апелляцией к опыту?

  7. Какому принципу подчиняется вера учёных в верховенство закона и вера в то, что каждое событие должно иметь причину?

Глава 7. О познании общих принципов.



  1. Сформулируйте три самоочевидные логических принципа.

  2. Могут ли они быть доказаны?

  3. Изложите суть спора эмпиристов и рационалистов.

  4. Почему ошибались, по Расселу, рационалисты, полагая, что из общих соображений относительно того, что должно существовать, можно вывести существование какой-либо вещи в действительном мире?

  5. Приведите наиболее важный пример нелогического априорного знания.

  6. Является ли знание того, что вещь имеет внутренне присущую ей ценность, априорным? Апостериорным? Почему?

  7. Правы ли философы-эмпирики, утверждающие, что опыт был источником нашего знания арифметики точно в той же мере, в какой он был источником нашего знания, напр., географии?

  8. Даёт ли дедукция новое знание?

  9. В чём различие предпочтительной аргументации для общих суждений, известных априори, и для эмпирических обобщений?

Глава 8. Как возможно априорное знание?



  1. Какого закона, с точки зрения философов до Канта, было достаточно для установления истинности всего априорного знания?

  2. Что полагали рационалисты до открытия Юма?

  3. В чём заключалось открытие Юма?

  4. Что понял Кант, опираясь на открытие Юма?

  5. Что такое, по Канту, «синтетические суждения»?

  6. Какие 2 элемента, по Канту, следует различать во всём нашем опыте?

  7. Что такое «вещь-в-себе» у Канта?

  8. В чём непоследовательность Канта в отношении того, что мы можем считать причиной?

  9. Как понимал Кант наше знание о чём-либо?

  10. Каково основное возражение, выдвигаемое Расселом против кантовского понимания знания?

  11. Является ли логический «закон противоречия» законом мышления? Почему?

  12. Приложимо ли, по Расселу, наше априорное знание к нементальному?

Глава 9. Мир универсалий.



  1. Что такое «идея» у Платона?

  2. Что представляет из себя, по Платону, истинно реальный мир?

  3. Что такое «конкретности» и что такое «универсалия»?

  4. Возможно ли суждение без слов, обозначающих универсалию? Почему?

  5. Можно ли сказать, что всё знание истин включает в себя знакомство с универсалиями? Почему?

  6. Как мы ухитряемся избегать всякого упоминания универсалий как таковых?

  7. Что выражают глаголы и предлоги в предложении?

  8. Почему опасно не учитывать роль глаголов и предлогов в предложении?

  9. Каковы взгляды Беркли и Юма на «абстрактные идеи»?

  10. Приводит ли отрицание существования «абстрактных идей» к отрицанию существования таких универсалий, как отношения?

  11. Содержится ли ментальное в факте нахождения Эдинбурга к северу от Лондона? Обобщите ответ на все отношения.

  12. Являются ли универсалии материальными вещами?

  13. Являются ли универсалии объектами мысли? Мыслями?

  14. Существуют универсалии во времени, или вне времени?

Глава 10. О познании универсалий.



  1. Каким образом происходит знание универсалий через знакомство?

  2. Имеется ли непосредственное знание универсалий?

  3. Что, по Расселу, устанавливает суждение «2 +2=4»? Что Рассел на этом примере пытается нам доказать?

  4. Может ли, по Расселу, быть обосновано суждение «всё априорное знание имеет дело исключительно со знанием универсалий»?

  5. Что могло показаться таинственным при первоначальном ознакомлении с априорным знанием? Верно ли это первое впечатление? Почему?

  6. Можем ли мы знать общее суждение, если у нас нет ни одного примера?

  7. Почему знание истин более проблематично, чем знание вещей?

Глава 11. Об интуитивном знании.



  1. Разведите 2 вида самоочевидных истин восприятия.

  2. В каком виде суждений восприятия одним из конституент выступает отношение?

  3. В чём заключается сущность памяти?

  4. Имеются ли различные степени самоочевидности самоочевидных суждений?

Глава 12. Истинность и ложность.



  1. Каким трём требованиям должна удовлетворять любая теория истины?

  2. С какими двумя трудностями сталкивается теория, согласно которой истинна заключается в согласованности совокупности вер?

  3. Могут ли законы логики быть установлены в результате проверки на согласованность? Почему?

  4. Допустимо ли считать веру таким отношением ума к единичному объекту, при котором объект есть то, чем он полагается согласно вере? Почему?

  5. Что увязывает отношение «суждения» или «веры»?

  6. На примере объекта веры как комплекса из 2-х объектов и отношения между ними, поясните, когда вера является истинной, и когда – ложной.

  7. Зависит ли вера от умов в своём существовании и в своей истинности?

  8. Дайте определение факта, соответствующего реальности.

Глава 13. Знание, ошибка и вероятностное мнение.



  1. Почему знание не может быть определено как «истинная вера»?

  2. Можно ли назвать знанием то, что значимо выводится из известных посылок? Почему? Что означает «значимо выводиться» здесь?

  3. Какие два способы существуют для познания любого сложного факта?

  4. Может ли факт, касающийся единичной вещи, быть самоочевиден более, чем одному человеку?

  5. Разведите два вида самоочевидности.

  6. При каком условии то, во что мы твёрдо верим, называется знанием?

  7. Что такое ошибка?

Глава 14. Пределы философского знания.



  1. Что представляет собой, по Расселу, главный тезис философии Гегеля?

  2. Как получается Абсолютная Идея у Гегеля и что она есть такое?

  3. На каком фундаментальном положении, по Расселу, покоится система Гегеля?

  4. В чём заключается двусмысленность понятия «природа вещи»?

  5. В чём, по Расселу, основная ошибка Гегеля при понимании «природы вещи»?

  6. На каком основании Кант считал пространство и время нереальными?

  7. Допустимо ли приписывать Вселенной априорные принципы? Почему?

  8. На какие 2 вида делится наше интуитивное знание?

  9. Чем философия отличается от науки?

Глава 15. Ценность философии.



  1. Среди каких благ следует искать ценность философии?

  2. Приведите примеры Рассела вопросов, которыми задаются философы.

  3. Зависит ли ценность философии для изучающих её от какого-либо корпуса приобретаемых знаний?

  4. В чём, по Расселу, заключается ценность философии?

  5. Каким представляется Расселу человек, не имеющий вкуса к философии?

  6. Какую цель преследует философское размышление?

  7. Чем истинное философское размышление отличается от мнимого?

  8. Объясните, в чём заключаются такие основные черты философского размышления, как свобода и беспристрастность.

  9. Ради чего должна изучаться философия?


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет