Были святки кострами согреты и валились с мостов кареты



жүктеу 112.26 Kb.
Дата23.04.2019
өлшемі112.26 Kb.

Слайд 1

Были святки кострами согреты

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против теченья, -

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Так А.Ахматова писала о времени, которое вошло в историю под названием «Серебряный век»

Серебряный век – впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933)

Слайд 2

Сегодня Серебряным веком называют непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства



Слайд 3

Понятие «Серебряный век» прежде всего связано с понятием «МОДЕРНИЗМ»



МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризуется ощущением дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью.



   

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

Слайд 4.

Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Слайд 5

Символизм” – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

На щите символистов были начертаны идеализм (романтика) и религия. Символисты чувствовали себя спасителями, они жаждали нового преображения бытия, всего человечества, через соединение искусства и религии. Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлён романтический порыв к миропорядку, где царила бы духовная свобода и единение людей

Слайд 6

Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.

Наиболее яркие представители символизма….

Слайд 6 (старшие символисты)

Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы. Выдающийся эссеист и литературный критик Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии; был близок к ней и в 1933 году (когда лауреатом стал И. А. Бунин) .Был номинирован 9 раз.

Так жизнь ничтожеством страшна,

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой

И тихим ужасом полна,

Что кажется - я не живу,

И сердце перестало биться,

И это только наяву

Мне все одно и то же снится.

И если там, где буду я,

Господь меня, как здесь, накажет, -

То будет смерть, как жизнь моя,

И смерть мне нового не скажет.

Гиппиус

Зинаи́да Никола́евна Ги́ппиус (по мужу Мережко́вская;( 1869,  —  1945) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.

Брюсов

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Женщине

Ты — женщина, ты — книга между книг,


Ты — свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый стих.

5 Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!


Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.


10 От века убрана короной звёздной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечём ярем железный,


Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!

Слайд 7 (младосимволисты)

русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

О Блоке: «Трагическим тенором эпохи» назвала его А.Ахматова. В самом деле, поэт воплощал  время  во всей его страшной безысходности,  искал идеалы, свою Прекрасную Даму, символ женственности. Лирический герой стремится слиться с «всемирной душой»

Андрей Белый

русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.

Слайд 8

Значение русского символизма

Слайд 9

Акмеи́зм (от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

). Акмеисты: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Георгий Иванов, Иннокентий Анненский – заявили о себе в 10-е гг. XX в.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. ГумилёвА. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий.

Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Слайд 10

Основные принципы акмеизма



Слайд 11

Николай Гумилев русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.

Мечтатель, любитель путешествий, странствий, экзотики.

Как мало ему было отпущено в то время! В 1921 был арестован по оложному доносу и расстрелян.

Ахматову привел в поэзию Гумилев, и она стала царицей в ней. Она восхищала своими стихами, своим достоинством, своим высочайшим Духом.



Мандельштам

русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века расстрелян в 1938 г



Слайд 12

Футуризм от лат. “futurum”, т.е. “будущее”. Заявив о себе, как и акмеизм, в 10-е годы XXв., русский футуризм сразу же привлек всеобщее внимание – возможно, потому, что в наиболее радикальной форме отражал дух раскола, который носился в воздухе времени. Основным его принципом был отказ от старой культуры (от “старья”, по любимому выражению В.Маяковского). Русские футуристы в большинстве отдавали предпочтение городской культуре перед деревенской, искали новые формы выразительности: звукоподражание, “свободный синтаксис”, словотворчество (слово-новшество, “самовитое” слово), приемы плаката, графический стих (знаменитая лесенка Маяковского) и т.д. 

Кубофутуризм Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.

Одним из оружий футуристов была их способность не только “брать за глотку”, но и “брать глоткой”. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – играли первостатейное значение. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”, идею “всеединства”. Поэты отражали своё отношение ко всем событиям, происходящим в стране.

Эта поэзия была реакцией на обветшалость традиционных эстетических форм.



Слайд 13

Эстетические принципы футуризма



Слайд 14

В 1912 году в литературной жизни России произошло событие, которое было расценено грамотной, читающей публикой как наглая попытка затеять скандал на священном поэтическом Олимпе. В Москве вышла небрежная, безвкусно оформленная, отпечатанная на оберточной бумаге книжка «Пощечина общественному вкусу». Уже само название этой книжицы заставило почтенную, интеллигентную публику насторожиться и, преодолевая брезгливость, взять её в руки. И вот что там было написано на первой же странице:



Слайд 14, 15

Слайд 16 (представители футуризма)

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (1893— 1930, ) — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века

Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».



Велимир Хлебников -настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников -русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара.

«Заклятие смехом» появилось в сборнике «Студия импрессионистов» под редакцией Н. И. Кульбина:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Алексе́й Елисе́евич Кручёных (1886 — 1968, ) — русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».

Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных».

Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913):

дыр бул щыл

убешщур

скум


вы со бу

р л эз


Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

Слайд 17 (Поэты и писатели, не входившие в лит. группы)

М.Цветаева -русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших поэтов XX века.

М. Волошин - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Пастернак - русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Слайд 18 (Новокрестьянские поэты)

С Есенин - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма

Н. Клюев - русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века. Расстрелян в 1937 году. Реабилитирован посмертно.

П. Орешин - русский и советский поэт и прозаик.

Основные направления его творчества — это поэтизация природы, сельского быта. Также он писал поэмы на историко-революционные темы, автобиографическую прозу. Репрессирован, в 1938 г. расстрелян; реабилитирован посмертно.



Слайд19 Заключение

Слайд 20 (стихотворение)

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Б. Пастернак.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

В. Хлебников.



Женщине

Ты — женщина, ты — книга между книг,


Ты — свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый стих.

5Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!


Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.


10 От века убрана короной звёздной,
Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечём ярем железный,


Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя! (В. Брюсов)


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет