Божественность Христа



жүктеу 1.18 Mb.
бет1/8
Дата16.04.2019
өлшемі1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 9. Доктрина о Христе: божественность

Приступим к изучению одной из самых центральных доктрин, на которой зиждется вся христианская вера – божественности Иисуса Христа. Во время Своего земного служения Иисус задал Своим ученикам вопрос, записаннный в Евангелии от Марка 8:27: «За кого почитают Меня люди?». Ему было интересно узнать, что люди думают о Нем. Ученики ответили: «За Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков». У каждого было свое мнение о том, кем является Иисус. Затем Он обратился к Своим ученикам и спросил: «А вы за кого почитаете Меня?».

Подобно тому, как Иисус спрашивал учеников Своего времени, Он спрашивает и нас: «А вы за кого почитаете Меня?». Наша цель – узнать, как правильно ответить на этот вопрос, в частности, касательно того утверждения, что Иисус является Богом, т.е. относительно Его божественности. На протяжении всей церковной истории дьявол старается ввести в Церковь лжеучения о природе Христа. И в современном мире все еще распространяются различные неверные учения о том, кем был Иисус. Поэтому стоит обратить особое внимание на данный вопрос.

А. Библейский разбор



1. Ветхий Завет
Хотя в Ветхом Завете конкретно об имени Иисуса (относительно Сына Божьего) не говорится, в данном разделе мы посвятим время изучению пророчеств, которые исполнились в Иисусе Христе. Исполнение Им мессианских пророчеств указывает на Его божественность в силу того, что в Ветхом Завете говорится о Мессии как о Боге. Рассмотрим пророчества, которые исполнились в Иисусе, а затем те места Писания, которые указывают на божественность Мессии.

В книге Даниила в 9-ой главе детально указано время прихода Мессии. Согласно Дан. 9:24-26, Мессия должен был умереть через 490 лет после повеления о восстановлении Иерусалима, данного царем Артаксерксом в 444 году до Р.Х. Учитывая, что еврейский календарь насчитывает не 365, а 360 дней в году, Мессия должен был умереть в 33 году нашей эры, что является точной датой распятия Иисуса.

Исаия предсказал, что Мессия родится от девы (Ис. 7:14), что и произошло при рождении Иисуса (Мф. гл. 1). Ветхий Завет заявляет, что Мессия является потомком Авраама (Быт. 12:3), Иуды (Быт. 49:10; Ис. 65:9) и Давида (2 Цар. 7 гл.). У Иисуса есть такое родословие (Мф. гл. 1; Лк. гл. 2). В книге Михея написано, что Мессия родится в Вифлееме (Мих. 5:2). Всем известно, что Вифлеем – это место рождения Иисуса (Мф. 2:1).1

Далее, Исаия предсказал, что Дух Святой снизойдет на Мессию (Ис. 11:2), и это исполнилось во время водного крещение Иисуса в Иордане (Мф. 3:16). Говорилось, что приходу Мессии будет предшествовать пророк Илия (Ис. 40:3; Мал. 4:5) и он появился, образно, в личности Иоанна Крестителя, предвестника Иисуса Христа (Мф. 3:1-2; Ин. 3:28).

Ветхий Завет говорит о чудесах, явленных Мессией (Ис. 35:5-6). Новый Завет свидетельствует о чудодейственном служении Иисуса (Мф. 9:35). По Пс. 77:2, Мессия должен был говорить в притчах, что исполнилось в служении Иисуса (Мф. 13:34). Малахия предвидел очищение храма Мессией (Мал. 3:1), что Иисус сделал перед Своими страданиями (Мф. 21:12). Ветхий Завет предсказывает отвержение Мессии (Пс. 117:22; Ис. 53:3), что в Своей земной жизни испытал Иисус (1 Пет. 2:7; Ин. 1:10-11).2

По Писанию, Мессию предадут за 30 серебряников (Пс. 40:10; Зах. 11:12), что исполнилось, когда Иуда Искариот предал Иисуса иудейским лидерам (Мф. 10:4; 26:15). Избиение (Ис. 50:6), осмеяние (Пс. 21:7-8) и распятие Мессии (Пс. 21:16), а также Его молчание перед Своими врагами (Ис. 53:7), детально описанные в Ветхом Завете, исполнилось в Иисусе (Мф. 26:67-27:31; Лк. 23:33). Рядом с Иисусом были распяты разбойники (Мф. 27:38), как было предсказано Исаией (Ис. 53:12). С креста Иисус молился (Лк. 23:34), как написал Исаия (Ис. 53:12). На кресте Он жаждал (Ин. 19:28), Его пронзили (Ин. 19:34), Его положили в гробницу богатого человека (Мф. 27:57), в соответствии с ветхозаветными пророчествами (Пс. 68:22; Зах. 12:10; Ис. 53:9). О Его одежде бросили жребий (Ин. 19:24; Пс. 21:19). Иисус воскрес, как было сказано в Пс. 15:10 о Мессии в образе Давида.3

Значимо и то, что при Его жизни многие свидетельствовали о мессианстве Иисуса из Назарета, в том числе, ангелы с неба (Лк. 1:32; 2:11), Симеон (Лк. 2:25-30), Андрей (Ин. 1:41), Филипп (Ин. 1:45), Марфа (Ин. 11:27), Петр (Мф. 16:13-17) и Сам Иисус (Мк. 14:61-62; Ин. 4:25-26). Даже Пилат признал Его царем Иудеев (Ин. 19:19-22). Плюс к этому, некоторые говорили о Нем как о Сыне Божьем, не только в смысле «Мессии» (Ин. 1:49), но и в смысле божественного существа (Мк. 1:1; 15:39; Лк. 1:35; Ин. 1:34). К этому мнению присоединился Сам Иисус (Лк. 20:13; 22:70; Ин. 10:36). Иоанн Креститель даже говорил о Его вечном происхождении (Ин. 1:15).

Рассмотрев вышеуказанное исполнение сказанного, наблюдатель будет поражен тем, как точно и последовательно Иисус исполнил все мессианские пророчества. Иисус абсолютно справедливо утверждал, что «Писания свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39-47). Может ли это быть просто случайностью? Вряд ли. Вероятность, что один человек может исполнить так много пророчеств, весьма невероятна, особенно в свете того, что многие из этих предсказаний человеку самому исполнить просто не под силу, как, например, место своего рождения, родословие, метод казни и предательство со стороны друга.

Но даже если кто-то и готов предположить, что все это произошло случайно, то надо учитывать, что Бог не допустил бы, чтобы другой человек, который не является Мессией, случайно исполнил бы все мессианские пророчества и, таким образом, приводил бы многих в заблуждение. Наконец, надо принимать во внимание и то, что, согласно новозаветному описанию, Иисус являлся честным человеком. Утверждение, что Он претендовал на мессианство, в то время как не был таким, маловероятно.4

Установив, что Иисус является Мессией, следует заключить, что Он является и Богом. Следующие места Писания показывают возвышенный статус Мессии перед Богом. Он – священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4), пастырь Божьего стада и ближний Его (Зах. 13:7), послан Богом Отцом (Ис. 48:16) и исполнен Божьим Духом (Ис. 42:1; 61:1). Он назван Божьим Сыном (Пс. 2:7; Пс. 88:20-28).

Ниже приведенные тексты говорят о Мессии как о Боге:5
- «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

- «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7-8)

- «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1)

- «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис. 40:9)

- Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14, ср. Мф. 1:23).

- «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14; ср. Мф. 26:64).

- «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2; ср. Мф. 2:1).

- «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь (יהוה, «Яхве») оправдание наше!"» (Иер. 23:5-6).6

- «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1).
Также интересно отметить, что в Евангелиях проводится сравнение Иисуса с другими героями ветхозаветного времени. И в каждом случае Иисус представлен превосходящим их. Он больше Авраама (Ин. 8:56), Давида (Мф. 22:42-45), Соломона (Мф. 12:42), Исаии (Ин. 12:41), Моисея и Илии (Мк. 9:4-7).
2. Межзаветный период
Хотя в межзаветный период конкретное учение о божественном Мессии отсутствует, мы воспользуемся моментом, чтобы вкратце последить развитие концепции «Мессии» в то время.7

Примечательно, что, хотя в большинстве своем люди того времени ожидали одного Мессии, а именно, царя из дома Давида, существует немало доказательств и того, что некоторые ожидали двух или даже трех отдельных Мессией, в том числе, нового появления Моисея и Илии.8 На основании Числ. 25:10-13, ожидали Мессии-священника (см. Сирах 45:23-26; Завет Рувима 6:7-8; Завет Иуды 21:1-5). В двух кумранских рукописях наряду с Мессией-царем и Мессией-священником говорится и о Мессии-пророке (1QS 9:11; 4QTestimonia).

Интересно узнать и то, что в Пс. Сол. 17:39-41 Мессии приписано несколько божественных свойств:
«Ибо он будет поражать землю словом уст его навсегда. Он благословит народ Господа с мудростью и радостью. И он сам будет чистым от греха, чтобы он мог править великим народом. Он будет упрекать правителей, и удалять грешников мощей своего слова».
Правда следует отметить, что в данном контексте больше говорится о том, что Мессия – это праведный царь, который правит Божьим народом под Божьей властью. Надо учитывать, как комментирует Сулливан, что иудеи первого века не думали о «божественной природе», а только о «божественной личности». Выходит, что концепция Мессии, обладающего «божественной природой», была бы им весьма чужда.9 Итак: «К времени Иисуса большинство простых людей полагало, что грядущий Мессия будет преимущественно политическим военным царем, который справится с кризисом, который угрожает их стране».10

Что касается «Сына Человеческого», то о нем много говорится в межзаветной литературе, особенно в первой книге Еноха. Написано, что Он будет избавителем Израиля и эсхатологическим судей, упомянутым в Ис. 42-53. Иногда Он отожествлялся с «Божьим Страдающим Рабом» (см. 1 Еноха 37-71; Премудрость Соломона 2, 5), но не отождествлялся с Мессией.

По поводу «Божьего Страдающего Раба», существует много вариантов для идентификации этой личности. Часто считалось, что это – Израиль. Также его отождествляли с некоторым учителем закона, жившим во II веке до Р.Х. Один из писателей кумранских рукописей думал, что речь идет о нем самом. А иногда (особо в нескольких Таргумах) считалось, что хоть несколько пророчеств, относящихся к Божьему Рабу, исполнятся в Мессии, в том числе, те, которые говорят о Его страданиях. Рассмотрим примеры этого явления.

В Таргуме к Ис. 52:13 написано: «Вот Мой Раб, Помазанник, будет процветать». В Таргуме к Ис. 53:11 говорится: «Они будут смотреть на царство своего Помазанника».11 Далее, в Разговоре Иустина Мучника с Трифоном, Иудеем Трифон не оспаривает момента, что Мессия будет страдать, а просто сомневается, что Он подвергнется распятию (гл. 89-90). Но надо также учитывать, что хотя в то время имелось понятие, что праведный человек может страдать за другого,12 нигде не говорится об искупительных страданиях Мессии.

Наконец, в межзаветный период Мессия был известен под другими именами, такими как «Слово», «Мудрость», «Праведник», «Отрасль», «Избранный», «Сын Божий», «Сын Давида» и «Грядущий».
3. Новый Завет
а. Свидетельство Иисуса
Теперь рассмотрим случаи, когда Иисус Сам говорил о Себе как о Боге, что записано в Евангелиях.13 Примечательно, что Иисус утверждал, что способен делать то, что может делать только Бог. Например, по ветхозаветному учению, только Бог имеет право прощать грехи. Но Иисус также утверждал, что имеет власть это делать.

В случае исцеления расслабленного Иисус сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Но книжники, поняв значение этого утверждения, возразили: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:6-7). Затем Иисус показал Свою власть, исцелив расслабленного. Таким образом, Он дал всем знать, что «имеет власть на земле прощать грехи» (Мк. 2:10).

Далее, Иисус утверждал, что имеет власть воскрешать мертвых. По ветхозаветному учению, только Бог имеет власть давать жизнь. Как написано в 1 Цар. 2:6: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (ср. Втор. 32:39). А Иисус заявил: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21) и «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25).14 Во время Своего земного служения Иисус продемонстрировал Свою власть над смертью, воскресив некоторых из мертвых.

Также Иисус предсказал, что Он будет судить мир. В Ветхом Завете судьей людей является Бог. Например, в Пс. 74 читаем: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде» (ст. 3) и «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (ст. 8). Также, по отношению к Богу, часто встречается фраза «Он идет судить землю» (1 Пар.16:33; Пс. 97:10). Иисус же заявил, что Он займет это место: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27). Благодаря тому, что Иисус делает то, что может делать только Бог, а именно: прощать грехи, воскрешать мертвых и судить мир, можно смело утверждать, что Иисус считал Себя Богом.

Есть и другие доказательства, что Иисус считал Себя Богом. Иисус учил людей обращаться к Нему как к Богу. Например, В Ин. 14:1 Иисус говорил о Себе как об объекте веры, точно также, как и Бог Отец является Тем, в Кого мы верим. Читаем: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Также, Иисус считал Себя достойным поклонения. В Ин. 5:23 написано: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его». Новый Завет также повествует о том, как Иисус позволял людям поклоняться Ему.15

Греческое слово, которое обычно переводится словом «поклониться» – προσκυνέω (проскунэо). Оно состоит из двух частей: προς (прос), т.е. «к», и κυνέω (кунэо), т.е. «целовать». Для древних греков и персов это слово описывало поступок, когда человек падает ниц и целует ноги или одежду царя или какого-либо другого объекта поклонения. В то время это слово использовалось только для описания поклонения тому, кто считался божественным. Позже это слово имело более широкое значение и могло означать просто оказание любви и уважения.

В Септуагинте προσκυνέω (проскунэо) является переводом еврейского слова, означающего «преклоняться», «целовать», «служить» или «поклоняться». Такой поступок обычно совершался по отношению к Богу, но также и по отношению к ангелам, праведным людям, властям или пророкам. Употребление этого слова в смысле оказания уважения человеку обычно подразумевает, что такой человек имеет какие-то особые отношения с Богом. Поэтому в Септуагинте слово προσκυνέω (проскунэо) обычно относится к Богу либо прямым, либо косвенным образом.

В Новом Завете слово προσκυνέω (проскунэо) часто относится к поклонению Богу. Сатана также ищет такого уважения. Но акт προσκυνέω (проскунэо) также дается людям. Например, в Мф. 18:26 раб упал ниц перед своим государем, чтобы попросить милости. В Откр. 3:9 враги Церкви поклонятся перед святыми для оказания почтения. Но, с другой стороны, в Деян. 10:25 Петр отказался принять такое уважение (т.е. προσκυνέω), говоря: «Встань; я тоже человек». Ангел также запретил Иоанна поклониться (т.е. προσκυνέω) ему (Откр. 19:10).16

В свете того, что слово προσκυνέω (проскунэо) может указывать и на поклонение Богу, и на уважение человеку, возникает вопрос, в каком смысле люди времен Иисуса «поклонялись» Ему. В нескольких случаях ясно, что люди либо преклонялись перед Иисусом, либо падали ниц перед Ним просто для оказания уважения Ему как человеку, имеющему особые отношения с Богом. Можно упомянуть в этом отношении Мф. 8:2; 9:18; 15:25 и 20:20. Маловероятно, что такие люди как прокаженный человек, женщина-язычница или мать Иоанна и Иакова таким актом признали, что Иисус является Богом.

Но более правдоподобно предположить, что после Его воскресения люди относились к Нему как к Богу. При встрече с Иисусом женщины, которые посетили гробницу, «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9). Подобным образом, встретив воскресшего Иисуса в Галилее, ученики «увидевши Его, поклонились Ему» (Мф. 28:16-17). В Лк. 24:51-52 описано, что при вознесении Христа ученики также совершили акт поклонения.

Но даже до воскресения Христа отмечаются случаи, когда, вероятно, акт προσκυνέω (проскунэо) означал больше, чем просто выражение уважения Иисусу. Волхвы с Востока «поклонились» младенцу Иисусу (Мф. 2:11). После того, как Иисус ходил по воде, ученики «поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). После получения исцеления от Христа слепой человек уверовал в Иисуса и «поклонился Ему» (Ин. 9:38). Также следует заметить, что, в отличие от Петра в Деян. гл. 10 и ангела в Откр. 19:10, Иисус никогда не отказывался принять поклонение от людей и, тем самым, продемонстрировал, что считал Себя Богом.

Стоит проследить и то, что в Евангелии от Иоанна показано, что Иисус осознавал Свою божественность. Он сказал, что был с Отцом до сотворения мира (Ин. 17:5, 24), был послан Отцом (Ин. 7:28-29; 8:42), сошел с неба (Ин. 3:13; 6:50; 8:23; 13:3), лично знает Отца (Ин. 8:55; 10:15; 17:25), всегда угождает Ему (Ин. 8:29, 49, 55) и находится в постоянном общении с Ним (Ин. 16:32).

Ключевым местом Писания для обнаружения взгляда Иисуса на Свою божественность является Ин. 20:28-29, где Фома обратился к Нему со словами: «Господь мой и Бог мой!». Важно заметить, что Иисус не стеснился принять это признание, говоря: «Ты поверил, потому что увидел Меня». Если бы Иисус не считал Себя Богом, то не принял бы такого признания от человека. Плюс к этому, при Своем торжественном входе в Иерусалим Иисус охотно принимал прославление от народа (см. Лк. 19:39-40; Мф. 21:15-16).

Далее, Иисус учил людей молиться Отцу во имя Свое, делая Себя посредником между Богом и человеком. В Ин 16:23-24 говорится: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». В Ин. 14:14 Иисус даже приглашает людей молиться Ему Самому и обещает им отвечать на молитвы. Читаем: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Более того, в греческом тексте ударение ставится на местоимение «Я». Поэтому данный отрывок можно перевести так: «Я Сам сделаю». Также следует подметить, что в наилучших древних греческих манускриптах слово «Меня» стоит после «попросите». Это согласовывается с тем, что Иисус пообещал отвечать на молитву. Иисус, в качестве Бога, приглашает людей обращаться к Нему в молитве и обещает восполнять их нужды.17

Еще аргумент в пользу утверждения, что Иисус считал Себя Богом, заключается в том, что Он владеет тем, чем только Бог может владеть. Согласно Мф. 13:41 Иисус располагает ангелами точно так же, как и Бог Отец. Он сказал: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Заметьте, что Иисус пошлет не Божьих ангелов, а Своих. В дополнение к этому, данный стих открывает, что у Иисуса есть Свое царство. Зная, что Божье царство принадлежит Богу Самому, можно усмотреть в данном заявлении еще одну претензию на Божественность. Также, Иисус утверждал, что разделял с Богом Отцом небесную славу, к которой Он собирался вернуться после Своих страданий (Ин. 17:5).18

В рассмотрении собственного взгляда Иисуса на Свою божественность надо также учесть, что Он говорит то, что только Бог может говорить. Написано о Нем, что «Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22; ср. Лк. 4:31-32). Например, Иисус посмел изменить закон, который Моисей получил от Бога. Шесть раз в нагорной проповеди, ссылаясь на закон Моисея, Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано… а Я говорю вам». Он представил Свое учение более авторитетным, чем закон Моисея. Также можно упомянуть случай, когда Иисус позволил Своим ученикам работать в субботу. В ответ на возражение со стороны фарисеев Он объяснил: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28).

Далее, Иисус не просто внес изменения в закон, Он потребовал от людей соблюдения Своих собственных заповедей. Читаем в Ин. 14:21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». В силу того, что только Богу принадлежит власть устанавливать закон, можно считать такое поведение со стороны Иисуса еще одним доказательством того, что Он знал, что Он – Бог.

Иисус даже почитал Свои слова вечными. В Мф. 24:35 говорится: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Далее, слова Иисуса будут служить основанием, по которому Он будет судить людей (Мф. 7:24-26; Ин. 12:48). Простому человеку нельзя претендовать на такую власть. Очевидно, что Иисус думал о Себе как о Боге.

Наряду с другими притязаниями на божественность, Иисус приписывал Себе и разные божественные титулы. Он говорил о Себе как о добром пастыре, что в Ветхом Завете относится к Богу (ср. Ин. 10:11 с Пс. 22:1). Иисус – это свет, что равно тому, как Ветхий Завет описывает светом Бога (ср. Ин. 8:12 с Ис. 60:19 и Пс. 26:1). Христос является женихом Божьего народа, роль которого в Ветхом Завете выполнял Бог (ср. Мф. 9:14-15; 25:1 с Ис. 62:5 и Ос. 2:16). Далее, Иисус – это первый и последний (Откр. 1:17). В Ис. 44:6 такое выражение относится к Богу.19

До сих пор мы рассматривали изречения Иисуса, в которых Он утверждал божественность более косвенным образом. Но есть и немало стихов, в которых Иисус напрямую говорил о Себе как о Боге (Ин. 5:17-18; Ин. 8:19; Ин. 14:8-9; Мк. 14:61-64; Ин. 10:29-30; Ин. 8:58).20

Обратимся к Ин. 10:29-30, где читаем: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно». Как в русском, так и в греческом языке слово «одно» стоит в среднем роде, что может указывать на единую сущность как у Иисуса, так и у Бога Отца. Интересно заметить, что Иисус не сказал, что Он и Отец «один», т.е. одна личность. Бог Отец и Бог Сын одинаковы по сущности, но отличаются друг от друга по личности.

Некоторые могут возразить, что здесь Иисус имел в виду просто то, что Он с Отцом разделает одну общую цель или волю. Другими словами, Иисус всегда ищет исполнение воли Отца. Они едины не по сущности, а по воле. Но в 28-м стих Иисус поясняет, что Он, на самом деле, претендует на то, что Он - Бог. Там Он сказал: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Затем в стихе 29: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Сначала Иисус сказал: «из руки Моей», а затем: «из руки Отца Моего». Выходит, что Иисус и Бог Отец не только единогласны по воле, но и равны по силе и единосущны.

Когда Иисус произнес, что Он и Отец – одно, Его слушатели прекрасно поняли значение этих слов. Читаем следующие стихи: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:30). В Ин. 5:17-18 мы наблюдаем подобную реакцию некоторых иудеев на подобные слова Иисуса.

Прочитав Мк. 14:61-62 отмечаем, что в ответ на вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Иисус сказал: «Я», что в оригинале читается ἐγω εἰμι (его ейми), т.е. «Я есмь». Дело в том, что в Исх. 3:14-15 Бог открыл Себя Моисею теми же самыми словами, говоря: «Я есмь тот, кто Я есмь» (перевод с еврейского). О значении этого стиха поговорим подробнее чуть позже. Затем в том же контексте Иисус отождествил Себя с небесным царем, описанным в Дан. 7. В результате этого изречения первосвященник, поняв значение этих слов, обвинил Христа в богохульстве.

В Ин. 8:19 говорится, что отношения Христа с Отцом настолько тесны, что Иисус смог утверждать, что те, кто знает Его, знают и Отца. Таким образом, Он претендует на то, что обладает природой Бога, что приравнивается к утверждению Его божественности. Иисус подтверждает Свое единство с Отцом по природе, говоря: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:8-9; ср. 12:45) «Принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20) и «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин. 12:44). И с негативной стороны отмечает, что «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15:23; cр. Ин. 16:3; 1 Ин. 2:22-23).

Последний пример представляет собой самое прямое заявление со стороны Иисуса о том, что Он считал Себя Богом. В Ин. 8:58 Иисус не только утверждал, что жил прежде Авраама, но и прямо говорил о Себе как о Боге. Когда Иисус сказал «Я есмь», Он процитировал Исх. 3:14, где Бог объявил Моисею Свое имя. Там читаем: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». В еврейском тексте Исх. 3:14 говорится: «Я есмь тот, кто Я есмь. Так скажи сынам Израилевым “Я есмь” послал меня к вам». Читая еврейский текст, становится предельно ясно, что в Ин. 8:58 Иисус ссылался на Исх. 3:14, говоря о Себе как о Боге. Синодальный перевод Исх. 3:14 «Я есмь Сущий» происходит не из еврейского текста, а из Септуагинты, где еврейский глагол אֶהְיֶה (эхъей), т.е. «Я есмь» неправильно переводится греческим причастием ὁ ὤν (хо он), т.е. «Сущий».

После того, как Иисус назвал Себя именем Бога, т.е. «Я есмь», Иудеи собрали камни, чтобы Его казнить (Ин. 8:59). Очевидно, что они поняли значение утверждения, сделанного Иисусом.

В следующих местах Писания Иисус опять употребляет фразу ἐγω εἰμι (его ейми) по отношению к Себе. Первые три случая связаны с призывом поверить в Него. Последний случай сопровождался проявлением божественной силы, что подтверждает истинность этих слов и их адекватность по отношению к Иисусу.


...ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24)

...когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28)

...когда сбудется, вы поверили, что это Я. (Ин. 13:19)

...Иисус говорит им: это Я... и когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю (Ин. 18:5-6)


Еще семь раз Иисус употребил фразу ἐγω εἰμι, т.е. «Я есмь», по отношению к Себе. Такое часто повторяющееся заявление может служить еще одним доказательством божественности Христа.
Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:35, 48 и 51)

Я есмь свет мира (Ин. 8:12; 9:5)

Я есмь дверь отцам (Ин. 10:7 и 9)

Я есмь добрый пастырь (Ин. 10:11 и 14)

Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11:25)

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6)

Я есмь истинная виноградная лоза (Ин. 15:1 и 5)
Как нам следует понять утверждение Иисуса, что Он – Бог? С логической точки зрения есть всего четыре возможных варианта. Во-первых, возможно, что история Иисуса является легендой или преувеличением, что маловероятно в свете изобилия древних манускриптов, подтверждающих существование Иисуса Христа и сохраняющих Его слова.21 Во-вторых, возможно, что Иисус, зная, что Он не Бог, тем не менее, таким учением обманывал Своих учеников. Но снова этот вариант неправдоподобен в свете честного характера Иисуса Христа. В-третьих, может быть, Иисус был безумец и просто думал, что Он Бог. Но снова мы ссылаемся на историческое повествование о жизни Иисуса, где Он представлен психически нормальным и стабильным человеком. В-четвертых, может быть Иисус, считая Себя Богом, на самом деле, был и есть таков. В свете всех доказательств в пользу этого заключения нам придется всерьез принять именно последний вариант.

Цитируем известного английского автора Клайва Льюиса по поводу самосознания Христа:


«Я сказал все это, чтобы предотвратить воистину глупое замечание: “Готов признать, что Иисус – великий учитель нравственности, но никогда не приму Его претензий на то, что Он Бог”. Простой смертный, который утверждал бы такое, является не великим учителем нравственности, а либо сумасшедшим, вроде тех, кто считает себя Наполеоном, либо самим дьяволом. Альтернативы быть не может: либо это – Сын Божий, либо сумасшедший или кто-то еще похуже. И вы должны сделать выбор: можете отвернуться от Него, как от ненормального и не обращать на Него внимания; можете убить Его, как дьявола; иначе вам остается пасть перед Ним и признать Его Господом и Богом. Только отрешитесь, пожалуйста, от этой высокомерной бессмыслицы, будто Он – великий учитель-гуманист. Он не дает нам возможности так думать».22

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет