Четвёртый межпортальный конкурс



жүктеу 0.85 Mb.
бет1/5
Дата28.03.2019
өлшемі0.85 Mb.
түріКонкурс
  1   2   3   4   5


Четвёртый межпортальный конкурс. Третий тур. Произведения. Высшая лига

=================


"Три действия"
Краткое описание задания
Участникам были заданы три действия.

Нужно было использовать их в тексте в любом порядке и количестве, но обязательно каждое хотя бы один раз.

Разрешено использовать глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов, в любом лице, числе, времени.

Т. е. не только "танцевать" и "лететь", но и "танцуя", "танцевал", "пролетел", "танцевавшему", "пролетающему" и т. п.

Все произведения уже проверены на соответствие заднию ведущими, т. е. не заморачивайтесь в этом плане, а просто оценивайте произведения.
=================
Произведение: 1-1. Кукольница

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Кукольница
Вдалеке от эмоций, страстей, забот –

в мастерской, где фантазий моих полёт,

создаю "галатей" – шью из года в год, –

забывая, что мир простужен.

Кружева, лён и шляпки – им всё к лицу.

Люневильский крючок*, ворожи-танцуй,

расшивай повседневность, "месье француз",

помогай украшать простушек.


В точках-шрамиках пальцы, усталость глаз,

километры стежков сквозь текстильный наст...

Но, как только придёт вдохновенный час, –

ткани, краски, реснички, кудри...

Каплю кобальта глазкам – и взгляд глубок.

Щёчкам яркий румянец – наив, лубок.

Если есть у игрушек какой-то бог,

пусть он будет весёлый, мудрый.


Удивляют в итоге мордашки "див":

вид у этой - застенчив, у той – плаксив.

В каждой кукле раскроется свой мотив –

разноцветьем шитья-нарядов.

Не доиграно детство, но нет путей,

чтоб девчонкой с разбега туда влететь.

Через поздних, тряпичных моих детей

прикасается к сердцу радость.


_________________________
* - Люневильская техника вышивания, которая выполняется преимущественно по тонким прозрачным тканям специальным

люневильским крючком с применением бисера, пайеток, металлизированной нити. Пришла из города Люневиль во Франции.

Комментарии:

Мордашки – это, все-таки, больше к зверятам, а кукла – чаще всего игрушка-человек. У людей – лица, личики, в крайнем случае – физиономии, и на худой конец - рожи … «Кружева, лён и шляпки – им всё к лицу» - немного съехал ритм из-за смещения ударения.

В остальном – сильные стихи, с хорошей идеей, видна работа над словом. Хорош образный ряд: куклы – «галатеи» (оживающее творение мастера), куклы – поздние тряпичные дети… Кстати, это разные признаки, запятая в строке не нужна.


=== === === ===

Произведение: 1-2. Мир познают не мудрецы

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Мир познают не мудрецы
Был Николаю очень люб народный танец тарантелла.

Умелец так себе, но мозг имел пытливый и живой:

Словил тарантула в песках, пуантом ткнул в паучье тело

И мастер-классом станцевал последний в жизни танец свой.


Не идеален мой герой, сказать честней – умён не шибко,

Но я в защиту дурака скажу хоть пару тёплых слов:

Мир познают не мудрецы – они ловцы чужих ошибок,

В основе всех научных догм простых дебилов плоть и кровь.


Сколь дураков слетело вниз, пока не взвился к звёздам умник,

Сколь принял в чрево океан, пустыни съели и леса,

Чтоб обрелось не абы что, а «опыт, сын ошибок трудных»,

И никакой учёный муж не попадал потом впросак.


Я очень искренне прошу: не забывайте Николая,

Петра, Ивана и ещё… (всех ни за что не перечтёшь),

Хотя б не в праздничных речах, а просто вечер коротая

Средь светлых разумом и тех, кто так на умного похож.

Комментарии:

Спасибо автору за чувство юмора. Но, да простит меня автор, стилистическая «солянка» губит все дело на корню: не вяжется тарантелла (итальянский танец) с русскими Николаями (Иванами и Петрами). Там, где тарантелла в ходу, проживают Никколо, Джованни и Пьетро… «Словил» нелепо выглядит рядом с «мастер-классом», и тем более - со «чревом». А дебил – это не только просторечное обозначение от рождения неумного человека, но и вполне конкретный медицинский термин: умственная отсталость слабой степени, исключающая, впрочем, получение дебилом образования выше 4 классов средней школы. Подозревать в умственной отсталости всех экспериментаторов, у которых что-то не получилось – странно как-то!

Народные танцы не танцуют на пуантах. Спросите профессиональных хореографов – для тарантеллы лучше всего «подковаться на каблук». Особенно- танцору-мужчине… Мужской балет встал на пуанты лет через 300 после того, как тарантелла вышла из моды. Или лирический герой у вас танцует женские (!) партии? (самая знаменитая тарантелла, которую можно танцевать на пуантах - из двухтактного балета-комедии Жана Коралли и Казимира Жида. Танец написан под конкретную балерину – Фанни Эльслер)…

Словом, надо еще поработать над текстом, если стихотворение не было предназначено только на конкурс и будет в дальнейщем еще публиковаться.


=== === === === ===



Произведение: 1-3. Потоп

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Потоп
Осадков не было в прогнозе —

Дождя никто не обещал.

Но он бежал, как резвый козлик,

И булькал, как бульон во щах.

Трясла ушами спаниеля

До слёз промокшая листва,

А струи стрелами летели,

Взбивая лужи в кружева.

Танцуя, кланялись верхушки

Деревьев и, вдохнув озон,

Давно нестриженной макушкой

Сиял восторженный газон.

Забыв гражданские свободы

И суммы сложных ипотек,

От тесноты и непогоды

Кряхтел двухкомнатный ковчег.

Пугливо заикались окна,

Чердак чихал до дурноты...


А мы сегодня не промокли —

Собака, кошка, я и ты.

Комментарии:

Автор, позвольте поинтересоваться, ушами чьего спаниеля трясла у вас «до слез промокшая листва»? Где находится «макушка» у газона, который суть плоская лужайка? Как ваши лирические герои один «двухкомнатный ковчег» ухитрились приобрести сразу в несколько «сложных ипотек»? (Это уже не призами в конкурсе – судебным делом попахивает)… Есть и мелкие грамматические недочеты. Текст требует доработки, если публиковать его не только для конкурса.

=== === === === ===

Произведение: 1-4. Мною недоволен

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Мною недоволен
Столица на булыжном кулаке

уснула, гнев и милость забывая.

А мы с весной брели накоротке

следами вьюг, к последнему трамваю.


Три маха до вокзального крыла...

Гудел перрон: «Былых утрат не взыщешь!»

«Багаж...картонку...»* полночь приняла

на кряжистые грузчиков ручища.


Был сон плацкартный прошлым искушён,

и даже ветер, памятью изранен,

пернатым уступал свой эшелон

лететь над постоялыми дворами.


Встречал меня, как много лет назад,

уездного герба щербатый абрис.

И, опрокинув мой нездешний взгляд,

тропу торила оттепель ad patres*


до самого могильного креста,

до детских снов и дедовых черешен.

На речке лёд, от судорог устав,

подтаивал и каялся, что грешен


в безволии. Танцуя у крыльца,

капель точила носики сосулек.

И дом тесовый точно спал с лица

и плечи обветшалые ссутулил.


Я пустоши молился вдалеке

и тайно причащался дикой волей.

А где-то, на булыжном кулаке,

проснулся город, мною недоволен.


….................

*«Багаж» С.Маршак

**ad patres- (лат.) к предкам

Комментарии:

…И зачем стихам с неплохой идеей, оригинальным образным рядом и довольно точно переданным настроением ЛГ такое смешение «французского (в д.с. – даже латыни) с нижегородским?»…

«кряжистые» ручищи – немного странно прозвучало. Кряжистый – это не только мощный, крепкий, как кряж дуба, но и приземистый, например. А могут ли руки быть приземистыми?

=== === === === ===

Произведение: 1-5. Давай придумаем любовь

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Давай придумаем любовь
Давай придумаем любовь: путь выйдет боком.

Мы сумасшедшие с тобой – пробиты током,

полны безудержных идей и прочей дури.

Нас друг от друга пятый день температурит.

Лежит луна на потолке; в портьерных складках.

А мы с тобой – накоротке, и на лопатках.

Читаем прозу, сеем мирт, бежим от быта

туда, где время то летит, то позабыто,

где разливается рассвет, как кровь на плахе,

а наши губы шепчут бред…и счастьем пахнут...

На расстоянии двух па танцуют птицы,

трава примятая груба, как власяница.

И ты касаешься меня горячим взглядом.

Дрожит и плавится земля, и всё, что рядом.

Рука ложится на плечо, немеет сердце.
Мне до озноба горячо… Но не согреться.

Комментарии:

Длинная строка с «внутренними» рифмами – неплохой способ спрятать истинный объем конкурсного стихотворения. А ведь здесь есть рифмы не только в стиле «плечо-горячо» и «земля – меня», немало и хороших! И эмоциональный резонанс на высоте, и кода «на месте», логически создавая «крещендо» лирического текста.

=== === === === ===



Произведение: 1-6. Поэт

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 2

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Поэт
Когда на острие карандаша

Душа твоя мятежная наткнётся,

Когда уже не спать и не дышать

Без слов, в которых тихо светит солнце,

Когда в мечтах взлетаешь, как Икар,

Зовущий ввысь, где слава крылья плавит,

Тогда она рождается – строка,

Ожившая. И что ей рамки правил?

Танцуют гибко рифмы па-де-де,

В причудливых сплетаясь арабесках –

Но ритм-властитель держит слог в узде,

Строфу и чувства доводя до блеска.

И ты забудешь всё, что есть вокруг,

Шагнув в безмерность слов, за грань прибоя,

Где мир певуч, реален и округл –

И станешь, наконец, самим собою…

Комментарии:

Не очтите за придирку, но душа, наткнувшаяся на острие карандаша, с первой строки придает тексту комическую направленность, что-то вроде карикатуры из «Крокодила» получается. Думаю, вряд ли автору, писавшему серьезные стихи, хотелось этого.

«Слава крылья плавит» - хорошее дополнение к образу поэта-Икара. Но… тут же и перебор с вычурностью метафор: Стихи - то ли балерины в узде, то ли лошади, танцующие па-де-де...

== === === === ===



Произведение: 1-7. Не случилось

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Не случилось
В шумном зале неуютно и холодно.

Ты стояла там чужая, далёкая,

беспокойно теребя юбку-колокол,

а под блузкой сердце билось и ёкало.


Потанцуем? Осторожно и сдержанно,

чуть притронувшись к плечу незнакомому,

ты казалась Синдереллой растерянной,

редкой птицей. И все взгляды прикованы


к золочёным ботильонам с узорами,

к ожерелью и серьгам из керамики.

Ночь до времени таилась за шторами.

Мы, забывшись, танцевали — рука в руке.


Ничего ещё не сталось, не грянуло —

просто вечер, просто музыка вечная.

...Две души уже дробились на гранулы,

разлетаясь прочь составами встречными.

Комментарии:
Интересно, хорошо отработана техническая часть стихотворения. Самое сильное место – кода (финальная строфа). Но остался вопрос – почему «Синдерелла», а не просто Золушка? В размер не лезет? А на тот и поэт, чтобы понять, как заставить влезть…
=== === === === ===

Произведение: 1-8. Затишье

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Затишье
Под занавес танцующих дождей

играет осень в прятки с первым снегом.

Забывшись в тишине, усталый день

готовится к морозному ночлегу


и хмурится, когда вороний грай

взрывает облака стократным эхом.

А тени, удлиняя сизый край,

спешат зашить небесную прореху,


скрывая в долгожданной темноте

щербины крыш, разбитых стен изломы

(молиться, чтоб снаряд не долетел,

с недавних пор привычно и знакомо).


Лишь по-кошачьи остро смотрят вдаль

тревожные зрачки подвальных окон,

в которых отражается печаль

и женщина с младенцем толстощёким


негромко напевает: «Баю-бай…»

Затишьем ночь качает, как волною,

и сны стремятся сотней птичьих стай –

за небо, снежно-хрусткое, льняное…


На крышах городских пречистый снег

засеребрится крестиком нательным –

и нет войны,

и смерти тоже нет.

И город спит под звуки колыбельной…

Комментарии:

Толстощекий младенец в воюющем городе? Сомнительно. По медицинской статистике второй мировой, грудные дети в войну тоже недоедали: измученный постоянным стрессом организм матери не мог обеспечить достаточное количество молока , в 84 % изученных Бурденко случаях и отнимали детей от груди раньше срока. «Отражается печаль и женщина» - это «шел дождь и рота красноармейцев. Хотите избежать этого эффекта – верните на место запятую: «Отражается печаль, и женщина… напевает» - нормальное сложносочиненное предложение.

=== === === === ===



Произведение: 1-9. Ведьма

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Ведьма
Никому не отдам, только сам не ам,

Но изменится все к утру.

Я готов полететь за тобой к чертям,

Так что, ведьма, готовь метлу.


Воскури трав заветных дурманный яд,

Затанцуй меня, закружи.

О тебе люди разное говорят:

Что как будто бы нет души...


Говорят, вместо сердца - пустой туман,

А во взгляде - огонь и тьма.

Мол, водился с тобой молодой шаман -

Не сберегся, сошел с ума,


Не спасла чудо-ладанка, оберег,

Ни молитва, ни мелом круг,

Позабыл себя начисто человек...

Врут, конечно, они. Но вдруг?..


Вечер волком крадется, сгустился мрак

И раздался голодный вой.

Полетели! Неистовый вурдалак

Эту ночь проведет с тобой.

Комментарии:

Хорошая мистическая лирика, отличная техника, оригинальная кода. Ведьме самое то закрутить роман с вурдалаком. Не вполне понятно, почему «сам не ам» - собрался же соблазнить, вроде…

=== === === === ===

Произведение: 1-10. Homo saltator или человек танцующий

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1
Homo saltator или человек танцующий
Homo habilis - человек умелый.

Homo sapiens - человек разумный.

Не чующая поступи земля

дрожит —

обвальным грохотом оваций

бросает этажи

на тополя...

Безжалостные демоны не зря

лишь гениев готовы наделять

дарами —

"забывать" и "забываться".
— Вы через день не вспомните ребят,

кто, исходя красивыми словами,

под них дежурно струны теребят,

и только забывающий себя

для каждого из нас

незабываем.


— Не верю!

Завтра вспышка озарит,

и после — ничего не будет видно,

когда шальной и злой метеорит

(а может — накипевшее внутри)

обрушит современность в первобытность.


Хорошие века для кулака!

Ты слаб и нежен? — будешь расфасован.

Спасителя не жди издалека —

недолго племя будет развлекать

позор неодичавшего танцора.
Жене шамана он напомнит нить,

которую не вдела и не в дело,

и будут соплеменники дразнить

(устав от предобеденной резни)

не то что не-разумным —

не-умелым.


И будет гнать по выжженной траве

ощеренная лезвиями стая,

но на краю обрыва

человек


танцующий

забудется

взлетая.

Комментарии:

Хорошо. В моих глазах – этот текст один из претендентов на победу

=== === === === ===



Произведение: 1-11. Мастихин

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Мастихин
Соперничая с магией картин,

оплаченных флорином иль цехином,

художник, неземного паладин,

работал по грунтовке мастихином.


Не то что кисть (танцующий мазок

и колонка податливая мягкость) –

шаг мастихина резок, невысок:

не полететь, а по холсту прошаркать.


Железный остов днищем корабля

избороздит просторы ойкумены,

прокладывая очертанья для

фантазии, пока что неумелой.


И как забывший вкус воды моряк,

что пьет лишь неразбавленное виски,

с палитры подбирает он подряд

три тона загустелой краски чистой,


перегибает линию – и вот,

на стебле, отклоняясь и пружиня,

мясистый удлиненный лист растет -

зеленый, c желтизной посередине;


второй и третий… И тогда белил

с инъекцией из красного краплака

ложится пласт, его другой покрыл –

на лепестках едва сверкает влага.


Махровый бело-розовый пион:

c лиловым цвет граничит в полутени,

а в сердцевине, светом озарен,

так снежно-бел, что и почти сиренев.


И вот, когда весь колорит придан,

художник, пальцем с краскою чеканя,

акценты ставит, будто бы цветам

искусственное делает дыханье.


В стекле, прохладной свежестью полны,

пионы ждут, настороже однако,

когда до них дольется со стены

янтарный жар калифорнийских маков.


«Ну, худо-бедно…» Опустил рукав,

в воображенье рамы цвет прикинув,

и вышел из мансарды, не убрав

испачканного краской мастихина.

Комментарии:

Автор хорошо знаком с тем, о чем пишет – с техникой живописи жестким мастихином. Выдержан и метафорический ряд (кисть танцует – мастихин шаркает). Добротная работа.

=== === === === ===

Произведение: 1-12. Брат

Задание: стихотворение, в котором есть три заданных действия "танцевать - забывать - лететь" в любом порядке (глаголы, причастия и деепричастия, образованные от заданных слов)

Оценка соответствия заданию: уже проверено ведущими (2 балла автоматически)

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5

Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 10 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N
Брат
Верьте сорокам. Они не врут. Мать причитала, от горя белая:

«Я те посылочку соберу…Что натворил, что, дурак, наделал-то…


Спортила, знамо, его Москва! Нешто про совесть забыл Павлуша мой?»

Братец был сызмальства вороват – мама «сорок» никогда не слушала.


Бабьи заботы – до тьмы в очах: всё с поросями, курями, псинами.

Был бы мужик – да в тюрьме зачах, сыну оставив нутро звериное.


Нас не строжили: гуляй, играй – редко могли хворостиной вытянуть.

Брат мне достался от слова «брать»: очень на батю похож, действительно.


Насобирает пинков, тычков – и под защиту, к сестрице старшенькой.

В бешеном беге его зрачков лихо таилось: чужое, страшное.


Жил бы как все – да хребет не дюж. Адрес мой новый «сороки» выдали.

А у меня и семья, и муж, в доме достаток. Родню не выдворишь.


И полетела ночная жизнь: танцы, гулянки, девицы ушлые.

Карточный долг отцепить клялись Паше за «помощь» друзья-домушники.


Дотанцевался. Как прост финал! Взяли с поличным. Соседи бдительны.

Я бы простила. Но муж узнал, кто оказался моим грабителем.


Мчалась в Москву – не случился Крым. Следствием дело раскрыто быстренько.

«Нет у меня никакой сестры» – брат на «свиданке» мне в душу выстрелил.


Крикнул, опомнясь: «Погодь! Погодь!» – Не обернулась. Вот так и свиделись.

Всем по заслугам воздал Господь. Каждому место под солнцем выделил.


В церковь пойдем – у икон стоять. Давят ночами грехи Павлушины.

В то, что квартира была моя, мама не верит. Оно и к лучшему.

Комментарии:

Оригинально, динамично. Но на самом деле строк-то вдвое побольше: опять «обман читателя» безразмерной строкой с «внутренней» рифмой.

=== === === === ===



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет