Что? Где? Когда? вне телеэкрана



жүктеу 0.62 Mb.
бет1/9
Дата04.04.2019
өлшемі0.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Что? Где? Когда? вне телеэкрана


Борис Бурда

1996

 


  • Оглавление

  • 1. А разве и так не ясно?

  • 2. Что это такое--вопрос ЧГК?

    • 2.1 Вопрос должен быть хорошим

    • 2.2 Спортивная оценка вопроса

    • 2.3 Эстетическая оценка вопроса

  • 3. Как не дать развязать скандал

    • 3.1 Что такое правильный ответ

    • 3.2 Что такое неправильный ответ

    • 3.3 Что такое протест и как с ним бороться

  • 4. Как делать вопросы

    • 4.1 Чему можно научиться?

    • 4.2 Типы вопросов

      • 4.2.1 Отбор

        • 4.2.1.1 Примеры:

      • 4.2.2 Мозаика

        • 4.2.2.1 Примеры:

      • 4.2.3 Этимология

        • 4.2.3.1 Примеры:

      • 4.2.4 Что сказал...

        • 4.2.4.1 Примеры:

      • 4.2.5 Проблема

        • 4.2.5.1 Примеры:

      • 4.2.6 Аллегория

        • 4.2.6.1 Примеры:

      • 4.2.7 Исторический фон

        • 4.2.7.1 Примеры:

      • 4.2.8 Логическая задача

        • 4.2.8.1 Примеры:

      • 4.2.9 Составной

        • 4.2.9.1 Примеры:

      • 4.2.10 Нонсенс

        • 4.2.10.1 Примеры:

      • 4.2.11 Загадка Леонардо

        • 4.2.11.1 Примеры:

      • 4.2.12 Неявная подсказка

        • 4.2.12.1 Примеры:

      • 4.2.13 Каламбур

        • 4.2.13.1 Примеры:

      • 4.2.14 И так ясно!

        • 4.2.14.1 Примеры:

    • 4.3 Технические приемы составления вопросов

      • 4.3.1 Одноходовки и многоходовки

      • 4.3.2 Метки

      • 4.3.3 Повернуть и вывернуть

      • 4.3.4 Разное

  • 5. Самоучитель для ведущего

  • 6. Вопросы и ответы

  • 7. Вот и все!

1. А разве и так не ясно?


Вот именно такая иллюзия и возникает, поскольку не видевших когда-либо этой телепередачи по всей Эсэнговии днем с огнем не сыщешь--разве в каких-то отдаленных стойбищах оленеводов или охотников за моржами (да и это, судя по недавним успехам Якутии на всесоюзном телеэкране, еще большой вопрос). Все знают, как в это играет Ворошилов с компанией, и думают, что если они будут играть точно так же, будет интересно и им, и окружающим. Ан нет! Причем дело не только в том, что ведущий, как бы это помягче выразиться, скорее всего будет все-таки немного уступать Ворошилову в умении. Оказывается, что эти правила годятся только для телевидения с его техникой, антуражем, монтажом, музыкальными номерами и рекламными паузами. А без всего этого зрелище получается убогое и тягостное.

Это не частное мнение. Это факт, который подтверждается хотя бы тем, что когда на волне успехов сверхпопулярной телепередачи клубы "Что? Где? Когда?" стали возникать, как грибы после дождя, жили они примерно столько же и примерно так же, как эти грибы--если никто не съест, сами по себе начинали смарщиваться и скукоживаться. О мало-мальски развитой клубной жизни не было и речи по простой причине--технология не годилась.

Примеров тому тьма. Автор этих строк отлично помнит, как ему предложили возглавить подобный вновь организуемый клуб, от чего он, слишком занятый тогда делами клуба авторской песни, наотрез отказался. Когда его руководство, очень уж мечтающее о таком клубе, открытым текстом намекнуло мне, что авторская песня в наше (начало 80-х) время есть дело скользкое, что гораздо удобнее, когда члены такого сомнительного по тогдашним идеологическим канонам клуба ладят с начальством, а не наоборот, и что вообще отказаться можно, но потом не удивляйся--я тем не менее не соглашался заняться этим еще и потому, что считал "Что? Где? Когда?" (далее буду пользоваться привычным сокращением ЧГК) игрой сугубо телевизионной и для клуба не годящейся. Вопрос решился просто--мне сказали: "Так придумай что-то годящееся для клуба!" и я выполнил это распоряжение, как умел. Но это были другие игры, часть из которых уже описана ранее.

А технология одновременной игры нескольких команд на одни и те же вопросы--непременное условие ЧГК спортивного и клубного--возникла у нас лет через пять интенсивной работы клуба, когда все присутствующие на играх захотели не только смотреть, но и участвовать, болельщики тихо и незаметно вымерли, а создающиеся прямо в зале спонтанные команды сами дошли до главной идеи таких игр. Она очень проста, но я ее лучше выделю.

1.

Всем командам одновременно задается один и тот же вопрос.



2.

Пока идет время обсуждения, все команды думают и совещаются, но так, чтоб не слышать обсуждения друг друга--это вполне возможно.

3.

После окончания минуты обсуждения командам дают 10-15 секунд для записи ответов на листках бумаги, а потом собирают листки.



Не то, что просто--любители игры и не помнят времен, когда этого не было. А, между прочим, еще в 87-м команда одного из самых могущественных и именитых городских клубов на наше предложение сыграть по таким правилам уверенно заявляла, что это совершенно невозможно, несправедливо и нелепо. Потому что потому! Слава Богу, не они это решали, потому что выходцы из этого города очень любят и умеют руководить чем угодно, вплоть до страны, но почему-то дела в стране при этом идут вкривь и вкось, а сама страна ненадолго переживает этого руководителя. Пример этого был явлен миру совсем недавно, но никого ничему не научил... В общем, на приоритет мы не претендуем--просто время пришло. Как писал раздраженному утерей приоритета на открытие неэвклидовой геометрии Яношу Бойяи его мудрый отец Фаркаш, "когда приходит весна, все ласточки прилетают сразу". Так и эта технология вполне независимо друг от друга возникла в конце 80-х сразу в нескольких местах, а после объединения игроцкого племени в одну организацию быстро унифицировалась, продолжая совершенствоваться. Этот процесс не окончен до сих пор.

А что сложилось на момент написания--попробую изложить, а именно:



  • как играть в клубах;

  • как проводить соревнования и турниры;

  • как разрабатывать вопросы;

  • чего ни в коем случае не допускать;

  • как разрешать возникающие в игре конфликты и спорные случаи;

  • как оценивать вопросы и игру команд;

  • что при этом интересного возникало и чем кончалось;

  • там видно будет.

Каталог: metodic -> doc
metodic -> «Тәуелсіздік» алаңы 20. 09. 2014 ж сағ. 12. 00
metodic -> Ббк 5. 118. C-85 Рецензенттер
metodic -> «балалар әдебиетін зерттеу» АҚпарат сағаты
metodic -> Экранда слайд көрсетіліп тұрады
metodic -> Ќазаќстан республикасы білім жјне єылым министрлігі
metodic -> Л. Б. Гончаров атындағЫ Қазақ автомобиль жол институты
metodic -> Семинар «современные формы библиотечной работы как способы активации продвижения чтения»
doc -> Юрий Выменец
doc -> Владимир Ворошилов
doc -> Евгений Поникаров


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет