Данная работа состоит из основных дат и краткого очерка о жизни и деятельности великого хана Абылая, использованы труды видных писателей и ученных



жүктеу 279.03 Kb.
Дата26.08.2018
өлшемі279.03 Kb.
түріДиплом

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет
НИИ патриотического воспитания

М.Ә. ХАСЕН

АБЫЛАЙ ХАН –

политик, полководец и дипломат

Караганда 2014прямоугольник 3прямоугольник 4прямоугольник 2

прямоугольник 5



ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная работа состоит из основных дат и краткого очерка о жизни и деятельности великого хана Абылая, использованы труды видных писателей и ученных.

Хан Абылай – выдающийся государственный деятель, которому удалось восстановить территориальную целостность Казахстана. В период своего правления он осуществил значительные преобразования в государстве. Хан Абылай (1771-1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем на всех казахских землях.

Драматичная, почти сказочная судьба, решительный характер, личная харизма – сироте Абулмансуру суждено было стать национальным героем Абылай-ханом. Его значение в казахской истории трудно переоценить. Он и батыр-освободитель, и мудрый правитель, и искусный дипломат.

Главной целью молодого султана, как и всего народа, была борьба против грозного врага. Абылай, дальновидный политик, понимал, что главной опасностью для Казахского ханства, находившегося в тисках двух крупных держав – Цинской империи и России, являлись опустошительные вторжения джунгар. Он пользовался у народа и окружения хана Абулмамбета заслуженным авторитетом. Знатный чингизид был правителем бура-найманского и атыгаевского родов. Одновременно с борьбой с внешней опасностью Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель.

Молодое поколение должно гордиться достижениями современного Казахстана, являющегося воплощением мечты Абылая - служить тому, чтобы сохранить внутреннее согласие и дружбу народа.

Биографические сведения о жизни, о его творчестве, воспоминания имеют ценность в патриотическом воспитании молодежи, вызывают чувство гордости за старейшин, за своих предков.

Представленный в данном сборнике материал будет интересен для широкого круга читателей в целом и послужит примером активной жизненной позиции для студенческой молодежи.



Абылай всегда отличался характером взвешенного политика,

гармонично сочетающего мужество и разум. Именно благодаря

этому в трудные и суровые времена, воодушевив народ под

единым знаменем, он смог спасти казахское государство от исчезновения. Мечтая о светлом будущем своего народа, он

смог с честью взять на себя возложенную временем великую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной.

Н.А. Назарбаев
«Комекей аулие» - «Святая гортань» - именно он - Бухар-жырау Калмаканулы - знал цену меткому слову, а потому утверждал:

Кочевья караван вести не сложно –

Сама в пути вода вам попадется.

Отряд в набег вести не сложно –

Добыча верная всегда найдется.

Один лишь тяжек труд

под звездным сводом-

Трудно речь начать перед народом.

А когда речь идет о незаурядном политике, прекрасном полководце и дипломате Абылай хане очень сложно говорить. Причина в том, что Хан Абылай - целая эпоха в истории Казахстана. В истории народа Абылай хан – это не только священное имя, написанное золотыми буквами, а неповторимая личность. Он занимал особое место в истории казахского народа, который сумел сохранить казахский народ в XVIII веке, когда народ переживал множество неудач, грозивших исчезновением казахского этноса. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана.

«Между тем еще в XIX в. видный русский философ С.Н. Трубецкой высказывался, что все совершается в истории «личностью и через личность: только в ней воплощается идея». Следовательно, история - не просто борьба классов и смена формаций, это еще и арена, где разворачивались действия людей, исторических личностей. Вопрос, видимо, только в том, какое воздействие на общественные процессы оказала та или иная личность.

К числу таких исторических личностей относится Абылай-хан.

Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Только благодаря этим незаурядным своим способностям Абылай - безвестный пастух, по прозвищу Сабалах, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи» [1, с. 6].

Первым научным исследованием, посвящённым хану Абылаю, была статья казахского учёного - просветителя Чокана Валиханова «Абылай», написанная в начале 60-х годов XIX в. Статья предназначалась для энциклопедии, поэтому небольшая, но, в ней автору удалось на основе русских источников осветить все важнейшие этапы жизни и деятельности хана Абылая. Чокан Валиханов также даёт характеристику эпохи, анализирует внутриполитическое положение Казахстана в начале XVIII в. Кроме того, интересные сведения об Абылай-хане содержатся и в других материалах, собранных Ч. Валихановым в 50-е годы. «Участвуя во многих набегах, – пишет Чокан Валиханов, – сначала как рядовой воин, он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого».

«Живой интерес к истории Абылая проявили и представители казахской интеллигенции конца XIX вв. О выдающейся роли хана Абылая в объединении казахского народа писали А. Букейханов, М. Дулатов, М. Жумабаев и Ш. Кудайбердиев. К образу Абылая обращались и казахские литераторы: Мухтар Ауэзов, Магжан Жумабаев, Бейсенбай Кенжебаев. Но лучше раскрыть образ Абылай хана удалось Ильясу Есенберлину в произведении «Кочевники».

В монографии историка А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» даётся описание истории казахского народа в XVII и XVIII веках, подробно освещается процесс присоединения Казахстана к России. В монографии содержится много сведений об основных этапах жизни и деятельности хана Абылая, его выдающейся роли в деле организации освободительной борьбы против джунгарской агрессии, развитии отношений с Россией. Автор отмечает безграничную любовь Абылая к своему народу, его борьбу за укрепление государственности Казахстана.

Интерес современных историков к личности хана Абылая возрос в связи с обретением Казахстаном независимости. Это совпало с 280-летием Абылай-хана, в связи с чем в августе 1991 г. в городе Кокшетау состоялась республиканская научно-практическая конференция с участием ведущих отечественных историков. В выступлениях учёных впервые была обоснована необходимость пересмотра сложившихся в советское время стереотипов об Абылай-хане.

В начале 1990-х гг. в республиканской и местной печати появились десятки статей о хане Абылае.

В последние годы появились обобщающие монографические исследования, затрагивающие деятельность Абылай хана, это работы С. Зиманова, К.А. Пищулиной, Ж. Артыкбаева, М.К. Козыбаева и др.[2, с.72]. Нужно отметить колоссальный труд исследователей XVIII в. и личности Абылая доктора исторических наук Болатбека Нәсенова, профессора Заркына Тайшыбая.

Но первое художественное описания образа Абылая было дано в произведениях его советника Бухар-Жырау. В образе Абылая Бухар создает щедрого и справедливого хана. Описывая семидневную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт с удовольствием повествует о победе казахских дружин, а хана Абылая называет духом и знаменем этой победы. Он видит в Абылае символ мощи, ума, доброты и человечности.

Основные темы в произведениях Бухара-жырау: неустроенность жизни народа, сложность взаимоотношений ханской власти с народом, межродовые распри, призыв к единению сил для укрепления ханства и борьбы с иноземными захватчиками, воспевание отважных батыров («Пожелание», «Ах, времечко, ты, время», «Перед падением», «Абылай», «Сверкающий красками цветок», «Гибнет высокая гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.).

Истории неизвестно, когда и при каких обстоятельствах встретились Абылай и Бухар - жырау. Но дружба могущественного правителя со знаменитым народным сказителем и мудрецом была удивительной. Их отношения можно сравнить с отношениями Аристотеля и юного Александра Македонского. Понять личность Абылая в отрыве от этих отношений невозможно. Святой старец как будто сообщил своему могущественному ученику некую тайну, секрет духовной мощи и необычайной харизмы.

Если, как сказал Чокан Валиханов, Абылай хан для казахов был воплощенным аруахом, то Бухар - жырау – их духом. В определенные моменты «дух» обуздывал воина, держа его под жестким идеологическим и моральным контролем. Грозный Абылай, обладавший неограниченной властью, смягчался под чарами степного провидца. Только он мог позволить себе говорить с ханом на «ты», дерзким кличем «Эй, Абылай!» умерить горячий пыл своего питомца, напоминая о годах нищеты и унижений. «Не ты ли в Туркестане пас верблюдов и был слугой Уйсуна Толе бия?»

Предки Абылай-хана происходят от знаменитого основателя Казахской орды Аз-Жанибека, который является потомком Джучи-хана, сына Чингисхана. Отцом Абульмансура был Коркем-Вали (Вали Красивый), а его дедом знаменитый Абылай Кровопийца, прозванный так за жестокость. Очень интересен тот факт, что прадед Абульмансура, Валибек, был сводным братом Тауке. «Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду, ушел к Гаип-хану». То есть ни прадед, ни дед, ни отец не были владельцами родов, а владели, по всей видимости, Ташкентом. Как утверждает личный писарь Аблая М. Мамедов: «Дед и отец султана Аблая били ханами города Ташкент, захваченный зенгорскими калмыками (джунгарами). Тогда Абылай, будучи десятилетним мальчиком, ушел в город Туркестан, находившийся под владением Абулмамбет-хана» [1]. Абулмамбет был дядей Аблая. После захвата Ташкента в 1725 г. ойратами, Абылай жил под именем Сабалак. Существует даже легенда: «мальчик-сирота Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчего края - Сары-Арки попадает к уйсыну Толе-бию. У Толе-бия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и, в конце концов, настолько пришелся по нраву Толе-бию, что тот решил его усыновить. На вопрос, откуда он родом, говорит - не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает - как назовете, так и будет. Тогда Толе-бий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком». Опираясь на сведения Ш. Уалиханова, Абылаю тогда было 13 лет.

Профессор З. Тайшыбай в своем произведении дает иное объяснение прозвищу Абылая "Сабалак": «Абылай, ставший сиротой еще в детстве, воспитывался при дворе внуков Кайып - хана, Самеке - хана, Болат - хана и султана Абулмамбета. Ханы были воспитаны в семье аристократов с хорошим образованием и навыками боевого искусства. Исходя из легенд, прозвище Сабалак было дано его противниками за его мужество, а не из-за рваной одежды и не из-за того, что он был мальчиком на побегушках. "Сабалак" в переводе с монгольского языка означает воин, батыр» [3, c.24].

Легенда о Сатемире, сыне погибшего в 1712 году хана Арала Мусы, воспитывавшегося у раба хана Оразалы, который спрятал и спас ребенка, является еще одним примером восхваления и приукрашивания в устной литературе. Имя «Абильмансур» также не встречается в данных о Аблае, оно является прозвищем, появившемся в легендах, которое переводится с арабского как «победитель». Его настоящее имя - Абылай-Мухаммед Бахадур султан».

Толе - би предвидел его в будущем великим человеком. Би играл важнейшую роль в воспитании Абылая, воспитав ум и передав мудрость своих предков.

С 15-летнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», участвовал в битвах против иноземных захватчиков, вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из влиятельных батыров. Абилмансур с юношеских лет проявил качества лучшего воина, защитника Отечества. Он постоянно участвовал в сражениях, проявляя мужество особенно в единоборствах. Одной из первых крупных побед, принесших ему всеобщую известность, была битва казахских воинов под командованием Абулмамбета против джунгар. В этом бою никому не известный двадцатилетний Абилмансур в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков — хунтайжи Галдан-Церена. Шарыш считался непобедимым и в личных поединках одержал более 30-ти побед над самыми известными батырами. Войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом (тоже потомком Есим - хана и Жангир - хана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра. После сражения Абулмамбет подзывает к себе Абилмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Абылай?" Абилмансур: "Я - внук Абылая, и в качестве клича взывал к его духу". Тогда Абулмамбет обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Уали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абилмансур был избран великим ханом. Хотя Абулмамбет собственноручно передал ханство в руки Абылая, по-настоящему, с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме, он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда, удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." Абилмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках.

В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Абылай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Абылая, искренне поверив в него. Абылай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Абылая. Хан Абылай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания «обычного права». Пожалуй, наибольшее уважение испытывает Абылай перед Бухаром-прорицателем в вещей песне, раскрывающей людям будущее. Бухар предсказывал Абылаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Абылай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Бухара прозвали "комекей аулие"– святая гортань. Никого другого ни из предшественников, ни из современников Бухара так не называли. Его дар поэтической импровизации считали вещим. С детства Бухар был глухонемым, но однажды семилетнего мальчика в отсутствие родителей, уехавших на похороны, подхватил смерч. Завитый неведомо откуда налетевшим ветром, мальчик запел, причем песня его лилась безостановочно. Когда ветер стих, глухонемой не только стал слышать, но и заговорил, причем стихами.

Конечно, этот ранний период жизни поэта окрашен легендарным ореолом, но он убеждает и в том, что в повседневной жизни Бухар говорил поэтическим слогом.

В поэме Бухара «Сабалак» описано торжество провозглашения Абылая ханом, произошедшее в 1734 г. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика. Бухар может позволить в отношении к «деспотически и самодержавно правящему Абылаю» (Ч. Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту тех, кто оказался в немилости у хана.

Бухар верно истолковывает значения добрососедских отношений с Россией, подвергает критике попытку Аблая вести с Россией войну:

Ты, Абылай, ты не сердись, суров.

Ведь положу на чашу я весов

Твою обиду, боль преодолев,

Но не мечи ты на меня свой гнев.

Ты с русскими воюя, Абылай,

Вражды к степям родным не вызывай,

С народом не живи ты во вражде,

Певца как я, ты не найдешь нигде,

Который в девяносто с лишним лет

Еще поет, в чьих песнях ты воспет.

Рядом с ханом я сижу,

Я, Бухар - жырау, скажу,

Песнь спою и дам совет

-Не воюй! – ему скажу:

Я, Бухар - жырау, старик,

Прожил девяносто три,

Абылай - хану так скажу:

-Степь войной не разори.

Войны - кровожадных пир,

Жизнь тяжка, и бренен мир,

Добротой его продли,

Отступи, мир подари,

Воды мощные Сырдарьи,

Пусть аулы перейдут

И на Жиделы – Байсын

Откочуют и живут,

Овцы двух ягнат дают,

Ради жен, скота, детей,

Пусть войска уйдут

Мне уж девяносто три.

Дальше также говорить

Трудно будеть старику.

Из-за гибнущих коней,

Из-за высохших степей

Не затеивай ты ссор.

Укроти свой злобный взор.

Если же начнешь войну,

Враг твой сильный даст отпор!

Он советовал Абылаю не воевать с Россией («орыспенен соғыспа»), остерегаться китайско-манчжурских войск («егер шүршіт келсе..»). Бухар называет Абылая «шедрый Абылай» (кең Абылай), он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («қалың ел»), собирающего все казахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и славен хан-военачальник, именно таков для Бухара Абылай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара, в идею всех подданных Абылая, т.е единства государственного. Он требует заботы хана о народе и признания народом хана. «Позаботься о своем народе», – требует он от хана. Бухар – это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю, скот может погибнуть, земля останется и после тебя»,– взывает Бухар жырау к своему соплеменнику. Когда Абылаю не хватало прозорливости, он вопрошал старца Бухара, говоря ему «Сәуе айт!» – «Предскажи!. Достоверно известно, что Абылай - хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар-жырау и просил предсказать по расположению луны и звезд исход битвы. Предсказывало будущее и поведение животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд – самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону, яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило воздержаться от наступления.

Великий провидец Бухар-жырау пережил Абылай-хана. Чокан Валиханов в своих исследованиях приводит в качестве примера жанра жоктау - прощания - один из толгау Бухара, который назван «Песня Бухар-жырау по умершему Абылаю». «Комекей аулие» в стихотворении повествует, что во время Абылай хана народ жил в достатке, хан проявлял заботу о народе, и, оценивая его заботу, Бухар-жырау оплакивает отсутствие хана. (Андрей Березин, историк-краевед)

О том, что Абылай переживал о социальном положении народа и о его благосостоянии видно из документа, написанного 19 мая 1758 года: «Весьма усилился помянутый Абылай-султан, ибо как слышно от бывших там здешних людей, что он в воинских случаях, по их киргизскому обыкновению, ни себя ниже иждивения своего не жалеет, и что где вербыч достанет, то ничего себе не оставлял, в народ раздает, и тем у них весьма властительным учинился».

Есть сведения, подтверждающие улучшение состояния народа при Абылай - хане. По летописям 1816 года горного инженера И. П. Шангина, побывавшего в среднем жузе, известно, что Абылай - хан «при жизни строго соблюдал древний свод законов. За любое мелкое преступление нарушитель отвечал по всей строгости закона, среди казахов не существовала барымта. У самых бедных имелось 500, у богатых от 5 тысяч до 15 тысяч голов домашних животных». Абылай хан был одним из правителей, который собирал налог в государственных интересах[4, с. 2].

«Главной целью молодого султана, как и всего народа, была борьба против грозного врага. Абылай, дальновидный политик, понимал, что главной опасностью для Казахского ханства, находившегося в тисках двух крупных держав – Цинской империи и России, являлись опустошительные вторжения джунгар. Поэтому он, как и многие другие влиятельные феодалы, держался пророссийской ориентации. К тому времени молодой султан Абылай уже успел прославиться как батыр, участник ряда сражений с ойратами. Он пользовался у народа и окружения хана Абулмамбета заслуженным авторитетом. Знатный чингизид был правителем бура-найманского и атыгаевского родов. Одновременно с борьбой с внешней опасностью Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. В 1740 г. в Ташкенте был убит хан Жолбарыс, и большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе - би принесли присягу Абилмамбету - официальному главе Казахского ханства. С принятием Абулхаиром русского подданства многие роды Младшего жуза, управлявшиеся Батыр - ханом, также подчинялись Абилмамбету и Абылаю.

Сложная ситуация, сложившаяся в Среднем жузе после очередного ойратского вторжения, побудила хана Абулмамбета и султана Абылая присягнуть на верность Российской империи и принять подданство. Однако, несмотря на юридичское его оформление, большая часть Среднего жуза продолжала сохранять фактическую обособленность от России. Это, естественно, не устраивало Оренбургскую администрацию и Петербургский двор. Поэтому главной целью нового администратора, начальника Оренбургской (а до этого – Киргиз-кайсацкой) комиссии князя В. Урусова, являлось ускорение присоединения, еще не признавших российской власти, обширных районов на стыке Младшего и Среднего жузов. В конце августа 1740 г. Абулмамбет, влиятельный султан Абылай и сопровождавшие их аристократы присягнули на верность России в г. Орске. Во время переговоров обе стороны также обсудили вопросы расширения казахско-русской торговли, выдачи организаторов башкирского восстания, обеспечения безопасности купеческих караванов, следовавших через казахские кочевья из России в Среднюю Азию. Все эти факты – подтверждение возросшего авторитета молодого Абылая, свидетельство его дипломатического таланта. Приняв в 1740 г. подданство России, Абылай не сильно утруждал себя выполнением обязательств по отношению к последней. Тем не менее, связь с ней поддерживал регулярно. Все попытки Оренбургской администрации навязать ему своё мнение терпели крах, «если просьбы и даже требования царских властей не соответствовали его целям, он, под различными благовидными предлогами, не выполнял их». После завоевания Джунгарии Китаем, и отсюда неизбежным сближением с ним, Абылай очень обеспокоил царскую администрацию. Это вызвало появление целого ряда документов, направленных на ограничение влияния цинов в Казахском ханстве. В 1758 г. Коллегия иностранных дел издала указ, в котором разъясняла, в чём заключается опасность контактов с Китаем. Видя его бесполезность, царская администрация пошла ещё дальше – в1759 г., 8 июля в Оренбургской администрации появился указ, предназначавшийся полковнику Родену, ему надо было исходить из этих установок:

1. Средней киргиз-кайсацкой орды Абылай-салтана и всю ту Среднюю орду отвратить от наклонности и преданности к китайцам удержать к здешней стороне в непоколебимой е. и. в. верности.

2. киргиз-кайсацких владельцев, старшину и народ привести до того, дабы они в потребном случае, а особливо ежели б китайские и мунгальские вознамеривались на сибирские крепости и на другие российские места учинить неприятельские нападения, подвигнуть их, киргисцов, ко учинению отпора и поисков над оными войсками.

3. Наблюдать, чтоб оные ж китайские и мунгальские войска не смогли утвердиться городами и селениями своими на оставших после зеногорцев местах и завоеванием других мест, лежащих поблизости к киргис-кайсакам, следственно и к здешней стороне усилясь, власти своей и далеко в Великой Татарии не распространили» [5, с. 85].

Активное участие султана Абылая в военных действиях давало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией. В одном из сражений Абылай попал в плен к ойратам (1741 г.) и был освобожден лишь в 1743 г. благодаря упорному заступничеству царских властей. Опираясь на своих соратников – народных батыров, таких, как Кабанбай из рода каракерей, Наурызбай из рода шапырашты, Богенбай из рода канжыгалы, Байгазы из рода таракты, Жанибек из рода шакшак, Малайсары, Баян и многих других, - Абылай значительно ослабил военное могущество Джунгарии. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, стремившихся воспользоваться тяжелым положением Казахстана. Он сумел сплотить казахов для борьбы против реальной угрозы со стороны Джунгарского ханства. Абылай, будучи дальновидным политиком казахского государства, внимательно следил за событиями в соседнем ханстве. Он понимал, что в силу временного военного преимущества появилась возможность возвращения исконно казахских земель, отторгнутых ойратами. После 1755 г., когда Китай, уничтожив Джунгарию, вышел к границам Казахстана, казахские вожди под предводительством Абылая старались поддержать джунгаров. Они не выдали Амурсану, последнего хана калмыков, и даже вынуждены были вступить в войну против китайских войск. Весной 1756 г. Китайские войска вторглись в казахские земли. Как и во времена джунгарской агрессии, одним из организаторов отпора врагу становится султан Абылай. Угроза суверенитету государства была столь реальна, что даже из далекого Младшего жуза прибыл отряд под предводительством султана Ералы. Казахскому объединенному ополчению трудно было противостоять хорошо вооруженным, оснащенным артиллерией и имевшим опыт в ведении крупных сражений цинским войскам. В июне 1757 г. Китайская армия под командованием Фу Дэ, Чжао Хой вновь вторглась в пределы Казахстана. Нависла опасность над горно-добывающими предприятиями, иртышскими и другими укреплениями, так как их гарнизоны не ожидали внезапных военных действий со стороны Поднебесной империи.

Напряженная ситуация, сложившаяся в приграничной зоне, побудила хана Абулмамбета, его сына Абулфеиза и султана Абылая начать переговоры. Они пытались не допустить превращения первых столкновений в кровавые сражения и дипломатическим путем вернуть казахские земли, ранее захваченные Джунгарским ханством. Цинский двор также не был заинтересован в продолжении военных действий в Казахстане, так как расширялись военные действия в Северной Монголии и других смежных регионах. Кроме того, развязвание войны в Среднем жузе не обещало быстрой победы из-за своеобразия степной зоны. Отдельные отряды казахских батыров, зная особенности родного края, избегали крупных столконовений применяя тактику внезапных нападений. Таким образом, не добившись окончательной победы над казахским ополчением, цинские войска вынуждены были вернуться в свои владения. Велика заслуга Абылая и в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Сломив сопротиление сепаратистских сил, Абылай сумел восстановить территориальное единство обширного казахского края и осуществил коренные преобразования в управлении государством. Положение Казахстана, находившегося в тисках двух империй – Российской и Цинской – было очень сложным. Главная цель султана Абылая состояла в обеспечении независимости Казахского ханства. Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал энергичные усилия для возвращения казахских земель (в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан), временно оккупируемых Джунгарией во время её военно-политического могущества. Даже после ликвидации Джунгарии как самостоятельного государства маньчжуро-цинские власти не прекращали заявлять о своих претензиях на земли в этом стратегически важном районе. Проблема задевала и государственные интересы России, которая постоянно выражала готовность защищать рудники и горно-добывающие предприятия, возникшие здесь еще в 20-х гг. XVIII в.

Благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство. Его следующим, после объединения народа, шагом стало строительство взаимовыгодной, безопасной дипломатии с соседними государствами. Для достижения поставленной цели Абылай проявил незаурядные дипломатические качества и мужество воина-полководца. Во время правления Абылай-хана впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Абылай находился в плену до весны 1743 г., его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абулфайыз – аманат от Абулмамбета. Как ни странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что, видимо, и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени. Абылай-хан для сохранения мира и независимого развития казахского народа заключил дипломатические соглашения о мире с Россией и Китаем. Заключая договоры, эти сильные государства непосредственно считались с силой и мощью казахского хана. Великий стратег ясно представлял хитрую политику русских и китайских правителей, которые ждали гибели казахского ханства в войне с джунгарами. Поэтому после девятилетнего мира с Галдан-Цереном, он ждал новых войн. Вероятность начала войны ускорилась из-за междоусобных распрей внутри Джунгарского государства. Этнический состав казахов существенно пополняется в середине 18 века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских народов. По самым приблизительным подсчётам, численность казахов достигла 3 млн. Никогда ещё в истории ни один кочевой народ центральной Азии не достигал этой отметки.

Хан успешно решал также и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. Он содействовал переходу автономного населения к земледелию на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор. Имея зимовки на Иртыше, вблизи Петропавловска, Кокшетау, Уйской линии, Абылай следил за развитием хозяйственной системы номадов. В 1761 г. в письме к Екатерине II Абылай просил прислать мастеров-строителей деревянных домов и 200-300 пудов зерна. Будучи одаренным человеком, хан Абылай многое сделал для развития самобытной материальной и духовной культуры своего народа. Он был большим почитателем народной музыки, сам создал несколько кюев.

Великий хан стремился избегать прямой конфронтации с крупными соседями, проявлял лояльность и к России и к Китаю, но при этом не впадал в зависимость от них.

После сокрушительного поражения джунгар от Китая в 1757 г. Абылай не преминул воспользоваться ситуацией и, собственно говоря, добил джунгар. Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1757 г., куда он поехал лично с сыном Абулмамбета Абульфаизом и вступил в подданство китайского императора как «вассальный князь», фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул Великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Абылай считал, что ханом его избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет Казахского ханства - такова была позиция Абылая» [4, с.71].

«Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти XVIII в. каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг. XVIII века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. В роли таких правителей выступали многочисленные сыновья хана. Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти, - опора на деятельность сильных личностей своей эпохи. Вокруг Абылай хана мы видим великих жырау XVIII века: Бухар - жырау, Умбетей, Таттикара, батыров - Кабанбая, Богенбая, Малайсары, великих биев - Толе из Старшего и Казыбек из Среднего жузов. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Caйрамом, Чимкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. В качестве союзников предполагались Афганистан, Бухара, Коканд и Кыргызстан, но острые противоречия с Кокандом и кыргызами вылились в вооруженные столкновения. На союз согласилась лишь Бухара. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Абылая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство.

Те же самые консервативные настроения вынудили Абылая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Абылая похоронили в святыне казахского народа - мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.

Абылай - хан восстановил все привилегии, которых ханы были лишены по предыдущим законам, территория Среднего и Старшего жузов была разделена (1774 г.) между сыновьями Аблая. По признанию Ч. Валиханова, «ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти, как Абылай» [5, с.763].

Это было связано, прежде всего, с безусловно харизматическим характером его власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана.

Хан Абылай – ключевая фигура казахской истории 18 века, один из крупных государственных деятелей Центральной Азии Нового времени. Он возглавлял освободительную борьбу казахского народа против джунгарских, а затем и цинских завоевателей, пытался объединить раздробленные казахские владения в единое государственное образование, заставил считаться с собой правителей соседних центрально-азиатских держав. «Самым могущественным из ханов 18 века, - указывал академик Василий Владимирович Бартольд,- был хан Абылай». Самобытная и яркая личность Абылая, талант выдающегося политического деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанного с борьбой за свободу и независимость.

Исходя из письменных данных Шокана Уалиханова, у Абылай - хана было 12 жен, 30 сыновей и 40 дочерей [6, с. 2].

Из именитых сыновей Абылай - хана - Касым. А такие личности, как Саржан, Есенкелды, Кенесары - хан, Наурызбай - батыр, Сыздык были историческими личностями, представителями султанов, потомками Абылай - хана.

«Всю свою сознательную жизнь Абылай посвятил укреплению Казахского государства, основанного ханами Жанибеком и Кереем. Он освободил от захватчиков просторные земли Казахского ханства и обеспечил его территориальную целостность. История является свидетелем того, что Абылай был видным правителем, мечтавшим возвысить казахский народ, обеспечить благоденствие в стране и использовавшим для этого не только остроту копья, но и силу дипломатии.

Абылай всегда отличался характером взвешенного политика, гармонично сочетающего мужество и разум. Именно благодаря этому в трудные и суровые времена, воодушевив народ и собрав его под единым знаменем, он смог спасти казахское государство от исчезновения. Мечтая о светлом будущем своего народа, он смог с честью взять на себя возложенную временем великую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной.

Для того чтобы обеспечить стабильное будущее и нерушимую независимость, мы должны не забывать наказы наших предков и постоянно напоминать себе о них. Ведь для строительства сильной страны им пришлось пожертвовать многим.

В народе есть притча, связанная с мечтой Абылая. Однажды Бухар-жырау спросил Абылая в последние дни его жизни: «Хан, о чем Вы мечтаете?» На что получил ответ:

«У меня есть три мечты.

Первая - хотел бы, чтобы над моим государством было мирное небо. Много крови было пролито за все время.

Вторая - народ не смог в полной мере использовать свои земли, не построил город.

Третья - я не смог объединить страну».

Конечно, у почитаемого всеми хана, самоотверженно служившего делу объединения казахского народа и обеспечения его свободы, было немало планов относительно будущего страны. Однако из-за отсутствия должного согласия внутри государства многие мечты Абылая так и остались несбывшимися.

Казахский народ, переживший в своей истории и счастливые, и печальные времена, после ухода из жизни Абылая прошел через множество испытаний судьбы. Он видел вражду, посеявшую неблагополучие, случайных людей, желавших стать первыми из первых, тоталитарную политику, почти уничтожившую национальное самосознание. Но, не теряя надежды и веры в собственные силы, мы смогли через все пройти.

Нынешнее поколение достигло высокой цели, к которой так стремился Абылай. В соответствии с международными нормами мы очертили границы бескрайних просторов нашей страны, которые признаны мировым сообществом. Это позволило нам создать основу для вечной дружбы, взаимовыгодных торгово-экономических и культурных связей с нашими соседями. В эти дни ни у одной страны нет притязаний относительно территории Казахстана.

Самое главное - мы смогли сохранить согласие на этой священной земле, переданной в качестве наследия нашими предками. Благодаря этому, модель нашего единства сегодня известна на всех континентах. Мы построили величественную столицу на берегах Есиля. Созидательный Казахстан уважаем во всем мире, он превратился в суверенное государство, крепко стоящее на ногах, славящееся своим единством и гармонией. Невзирая на суровые испытания, через которые довелось пройти казахскому народу, он не потерял свое миролюбие и живет сегодня мирной жизнью. Разве не это является исполнением мечты Абылая?!

Поэтому 300-летие знаменитого Абылай-хана, правившего в то время, когда судьба казахского народа висела на волоске, а с лица земли исчезали целые государства, является общенациональным праздником. И посвященные ему праздничные мероприятия на республиканском уровне должны быть направлены на сплочение нации, укрепление государственности.

Историю жизни Абылай-хана следует ставить в пример всей нации, особенно новому поколению. Молодежь должна хорошо представлять роль Абылай-хана в истории казахского народа. Это будет способствовать тому, что в сердцах последующих поколений произрастут семена патриотизма, любви к стране. Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сложных этапах и судьбоносных решениях, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели.

Для этого мы должны полностью выполнить свою задачу перед молодым поколением, создав необходимые условия для правильного формирования его мировоззрения.

Сегодня имеет место кардинальное переосмысление национальной истории с учетом новых подходов, выработанных за годы независимости. Непростой период, в течение которого правил Абылай-хан, являлся эпохой великих личностей. В моменты, когда решалась судьба народа, когда стоял вопрос жизни и смерти, рядом с Абылаем всегда находились верные соратники - рассудительные мудрецы, справедливые бии и бесстрашные батыры. Имена этих людей, не жалевших себя ради сохранения Родины, передавались из поколения в поколение.

История - это урок жизни. Образы Абылай-хана и его эпохи, жырау и мудрецов, биев и батыров того времени должны храниться в сознании молодого поколения.

Залогом благополучия является единство народа. За какие-то двадцать с лишним лет мы не раз убеждались на примере других, что народ, лишенный единства, утрачивает и благополучие. На начальных этапах своей независимости мы являемся свидетелями того, что основой процветания является дружба народа.

Народ, не сделавший выводы из прошлого, не сможет достичь успехов в настоящем.

Если бы в те трудные годы землю казахов завоевали джунгары, это произошло бы не по причине слабости казахских воинов или казахской нации, а из-за недостаточной сплоченности, междоусобицы среди народа и неспособности соответствовать велению времени. А освобождение священных земель от дерзкого врага и поражение джунгарских войск состоялось благодаря тому, что мы смогли собраться в единый кулак под знаменем Абылай-хана, достигли прочного общенародного согласия.

Нынешнее поколение казахстанцев получило возможность жить в независимой стране, мечту о которой бережно защищал и почитал Абылай-хан. Сегодня нам прежде всего следует сказать за это слова благодарности, не забывать о своих корнях и о великой силе единства. Ведь впереди нас могут ждать не менее серьезные вызовы.

Наш долг - гордиться достижениями современного Казахстана, являющегося воплощением мечты Абылая, служить тому, чтобы сохранить внутреннее согласие и дружбу.

Пусть наша независимость будет вечной»! [7].


Список использованных источников

:

1. Казахско-русские отношения в XYIII - XIX вв.: Сб. документов и материалов. - Алма-Ата, 2000.



2. Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Абылай - хан: внешняя и внутренняя политика. - Алма-Ата, 2003.

3. Тайшыбай. З. ТАРИХИ ТҰЛҒА ТАҒЫЛЫМЫ // Республикалық ғылыми-практикалық конференция: МАТЕРИАЛДАРЫ. 22 қараша 2013 ж.

4. Mұхтар Қожа // Сарыарқа самалы. 2013 жыл. 22 қазан.

5. Тынышпаев М. История казахского народа. – Алматы, 2001.

6.Қазақстан тарихы. Энциклопедиялық анықтамалық. – Алматы, 2006.

7. Есенғазы Қуандық. - http://adyrna.kz/p=4150

8. Назарбаев Н.А. Воплощение мечты Абылая // Индустриальная

Караганда. 3 окт. 2013 г.













Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет