Доклад 2012 года ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!



бет1/5
Дата08.08.2018
өлшемі1 Mb.
түріДоклад
  1   2   3   4   5

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД 2012 ГОДА

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Рад приветствовать вас в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым.
***
После избрания заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, Предстоятель Церкви рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными.


Обзор деятельности Патриарха –

правящего епископа города Москвы – в 2012 году

Прошедший год был отмечен многими важными событиями, в том числе непосредственно связанными с церковной жизнью Первопрестольного града.

Как Председатель Священного Синода я созывал в этом году пять заседаний этого органа управления Церковью1. Хотелось бы особо отметить, что второе заседание весенне-летней сессии Синода прошло в здании нового Патриаршего и Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на юге России. Теперь к традиционным местам проведения заседаний Священного Синода – Москве, Санкт-Петербургу и Киеву – добавился еще один центр. Таким образом, синодальные заседания и иные мероприятия общецерковного масштаба отныне будут проходить непосредственно в пределах наших южных епархий, вблизи канонических территорий братских Поместных Православных Церквей.

Высший Церковный Совет (ВЦС), будучи исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, собирался в этом году 6 раз (с учетом внеочередного заседания 12 октября)2, и в каждом случае на повестке дня стояли острые вопросы современной церковной жизни. ВЦС было принято новое Положение о Международных Рождественских образовательных чтениях, сделано важное заявление в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. В заявлении, в частности, звучат значимые и актуальные для ситуации в нашей стране слова: «Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан».

Патриарх несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода. С 2010 года в нашей Церкви успешно работает новый для Церкви механизм осуществления соборности – Межсоборное присутствие. За прошедший год в его профильных комиссиях и рабочих группах шла интенсивная работа по подготовке проектов документов к приближающемуся Архиерейскому Собору. Затем состоялось обсуждение этих проектов в епархиях и в Интернете. В минувшем ноябре с учетом поступивших поправок проекты этих документов рассмотрела редакционная комиссия под моим руководством. А в конце того же месяца состоялись президиум и пленум Межсоборного присутствия3. В связи с работой пленума хотел бы отметить, что мы являемся свидетелями появления новых способов решения вопросов внутрицерковной жизни. Во время пленума было отрадно наблюдать широкую общецерковную дискуссию, которая формируется в рамках этого важного рабочего органа.

В контексте взаимополезного и взаимоуважительного диалога с высшими органами государственной власти, выступая от лица Русской Православной Церкви, я неоднократно в прошедшем году встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, весной вступившим в должность Президента Российской Федерации, а до этого бывшим Председателем Правительства. Особо значимой считаю встречу В.В. Путина с руководителями традиционных религиозных общин России, состоявшуюся в Даниловом монастыре4, на которой поднимались насущные вопросы взаимодействия государства и традиционных религий на благо общества.

7 мая я присутствовал на торжественной церемонии инаугурации Президента России, а также совершил в Благовещенском соборе Кремля особый чин молебного пения по случаю вступления в должность новоизбранного Главы государства.

Кроме того, я неоднократно встречался с Дмитрием Анатольевичем Медведевым как в период его работы на посту Президента Российской Федерации, так и после вступления его в должность Председателя Правительства. Немалое церковно-государственное значение имело проведенное совместно с Дмитрием Анатольевичем 25 сентября сего года четвертое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Регулярно проходят мои встречи с мэром Первопрестольного града Сергеем Семеновичем Собяниным. В духе взаимопонимания решаются насущные вопросы церковной жизни столицы, в том числе и вопросы реализации программы строительства 200 храмов. Благодаря поддержке москвичей программа действует и получает широкое общественное признание.

Также в этом году проходили многочисленные рабочие встречи с членами Правительства России, Полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств, чрезвычайными и полномочными послами ряда стран. Эти встречи были посвящены актуальным вопросам взаимодействия Церкви, общества и государственных институтов, международного сотрудничества.

Продолжается процесс образования новых епархий, дающий заметный положительный импульс дальнейшему устроению и развитию церковной жизни. В 2012 году в России образовано 35 новых епархий5. В целях улучшения координации деятельности и управляемости епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, было образовано 17 новых митрополий6.
Одной из важных составляющих Первосвятительского служения является его общение и совместная молитва с Предстоятелями братских Поместных Православных Церквей. Так, 27-29 апреля я совершил визит в Болгарскую Православную Церковь и имел радость сослужения и молитвенного общения с ее Предстоятелем – ныне покойным Святейшим Патриархом Максимом, с архиереями, клиром и паствой Болгарской Православной Церкви. В ходе визита состоялись встречи с государственным руководством Болгарии7, с представителями общественности, с нашими соотечественниками.

8-11 июня состоялся мой визит в Кипрскую Православную Церковь, во время которого мы вместе с ее Предстоятелем – Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II – совершили Божественную литургию в новом величественном храме Святой Софии. Посетив кипрские митрополии, встречаясь с Главой государства8, официальными лицами, общественностью, я выразил надежду на развитие отношений между нашими Церквами и народами, а также уверенность в том, что народ Кипра вновь станет единым и святыни северной части сего «Острова святых» вновь будут доступны верующим. Отрадно было совершить освящение закладного камня на месте строительства первого русского храма Кипра, встретиться с соотечественниками. В день завершения визита мне была передана великая святыня – ковчег с частицей святых мощей праведного Лазаря – дар нашему православному народу от Кипрской Церкви.

Несколько слов хотел бы сказать о визите в Республику Польша, который я совершил с 16 по 19 августа по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. Вместе с Предстоятелем, архипастырями и духовенством Польской Церкви я посетил православные храмы и монастыри страны, встретился с ее Президентом9, государственными, общественными и религиозными деятелями10, духовенством Католической Церкви в Польше. В день Преображения Господня при большом стечении народа мы с Блаженнейшим Владыкой совершили Божественную литургию в одном из самых почитаемых православными верующими мест Польши – на Святой горе Грабарке.

Также в ходе визита мною и председателем Польской католической епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом было подписано Совместное послание народам России и Польши. Этот документ не относится к числу богословских и не затрагивает вопросы вероисповедания, но содержит призыв к примирению и развитию братских отношений между россиянами и поляками. Еще раз хочу подчеркнуть, что Послание призвано способствовать улучшению взаимоотношений наших братских народов, переживших немало исторических испытаний.

С 9 по 14 ноября 2012 года по приглашению Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофила III и Священного Синода Иерусалимской Православной Церкви я совершил паломнический визит на Святую Землю. Данная поездка послужила укреплению братских отношений с Иерусалимским Патриархатом. Вместе с Блаженнейшим Патриархом Феофилом я совершил Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, поклонился величайшим христианским святыням в Израиле, Палестине и Иордании. Во время поездки неоднократно встречался с паломниками из стран, входящих в территорию канонической ответственности Русской Церкви. Отрадно, что ежегодно более полумиллиона наших соотечественников приезжают на Ближний Восток, чтобы поклониться местам, связанным с земной жизнью Спасителя и его учеников. Можно с уверенностью сказать, что сегодня именно чада нашей Церкви определяют картину православного присутствия на Святой Земле. Об этом я говорил, встречаясь с государственными руководителями11, общественными и религиозными деятелями Израиля, Палестины и Иордании.

В текущем году я также совершил архипастырские визиты на Украину12, в Белоруссию13, в Казахстан14, в Японию15, а также в 16 епархий России16.



Во время посещения Украины 28 июля 2012 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, который является государственным праздником в России, Белоруссии и на Украине, я совместно с Блаженнейшим Владыкой Владимиром совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Во внимание к усердным трудам Владыки и в связи с 50-летием его служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре я вручил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру высокие церковные награды, отметил важность его трудов, совершаемых во имя единства и процветания Православной Церкви.

Визит в Японию, приуроченный к сотой годовщине преставления святого равноапостольного Николая Японского, немало послужил укреплению духовных и культурных связей между нашими народами. В ходе поездки я встречался с Императором Японии Акихито, с которым мы говорили о различных аспектах российско-японских отношений, в частности, в сфере духовных и культурных связей между нашими странами. Японская Автономная Православная Церковь является одним из тех мостов, который на глубоком внутреннем уровне соединяет народы России и Японии. Участие Русской Церкви в помощи народу Японии в преодолении последствий разрушительных стихийных бедствий также в значительной степени благоприятствовало развитию двусторонних отношений.

К сожалению, природные катаклизмы не обошли стороной и Россию. 23 июля я посетил город Крымск Краснодарского края, сильно пострадавший в июле сего года от наводнения. В результате обрушившейся на регион стихии было затоплено свыше семи тысяч жилых домов в Геленджике, Крымске и Новороссийске, в ряде поселков Краснодарского края. В храме Архангела Михаила города Крымска, на территории которого был расположен церковный штаб помощи пострадавшим, я совершил молебен и литию об «упокоении душ усопших новопреставленных рабов Божиих, жителей града сего и земли сей, от внезапного нашествия водной стихии и потопления в ней скончавшихся». Также были вручены церковные награды участникам мероприятий по спасению пострадавших, оказана материальная помощь школе №3 г. Крымска. Кроме того, я ознакомился с работой церковного штаба помощи, который успел распределить среди нуждающихся свыше 900 тонн гуманитарного груза из Москвы и других регионов России. Поддержка была оказана более 20 тысячам жителей Крымска и близлежащих населенных пунктов, понесших ущерб от стихии. Общее количество добровольцев, прибывших работать в церковный штаб, – 397 человек. Из них – 50 студентов и преподавателей Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, а также Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российского православного университета. Хочу особо отметить важность и своевременность церковного участия в этом богоугодном деле. Значительные средства, собранные Церковью, целенаправленно расходуются на оказание адресной помощи пострадавшим жителям Крымска и других поселений. Отрадно отметить слаженную и профессиональную работу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Благодаря трудам его работников наша помощь дошла до многих нуждающихся. Надеюсь, что и впредь такая работа будет организовываться на не менее высоком уровне.

В течение года я по обыкновению посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и за ее пределами.

За истекший год мною было совершено 244 богослужения. В 2012 году я возглавил 41 епископскую17 и 21 иерейскую хиротонию18, совершил 25 освящений храмов, а также закладных камней в основание будущих церквей19.


Кроме того, хотел бы особое внимание уделить некоторым значимым событиям церковной жизни Москвы за истекший год.
Одним из них стало празднование 200-летия Бородинской битвы. 8 сентября, в день ее годовщины, я совершил Божественную литургию в Спасо-Бородинском монастыре, куда накануне из г. Смоленска была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Затем образ был торжественно перенесен в Храм Христа Спасителя. У стен Кафедрального собора по окончании Литургии состоялся многотысячный молебен перед чудотворным образом Смоленской Одигитрии. Хотелось бы поблагодарить Правительство города Москвы и лично Мэра столицы Сергея Семеновича Собянина за помощь в организации и подготовке этих важных праздничных мероприятий.

Знаковым событием истекшего года стало и молитвенное стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени, бывшее 22 апреля 2012 года после Божественной литургии у Храма Христа Спасителя. Перед началом молебна были пронесены крестным ходом вокруг Собора ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня, а также святыни, подвергшиеся в последнее время осквернению. На молитвенное стояние собрались десятки тысяч верующих не только из столицы, но и из других регионов нашего Отечества20. В тот же день молебны в защиту веры были также совершены во всех кафедральных храмах Русской Православной Церкви.

В мае этого года в Москве прошли торжества по случаю 5-летия подписания Акта о каноническом общении21, которым было восстановлено единство Поместной Русской Церкви.

Традиционно важным является празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая 2012 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, совпавший с праздником Вознесения Господня, я имел радость сослужить с высоким гостем – Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом. Перед началом богослужения на Соборной площади Кремля состоялась встреча великой святыни – чудотворной Иверской иконы Божией Матери, переданной Русской Церкви 6 мая сего года В.В. Путиным.

По окончании Литургии состоялся торжественный крестный ход с Иверской иконой к храму Василия Блаженного на Красной площади. У стен этой древней церкви был совершен праздничный молебен, собравший вместе множество верующих. Отрадно отметить, что с каждым годом растет масштаб празднования Дня славянской письменности и культуры в нашей стране.

4 ноября 2012 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в День народного единства, а также 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности, была совершена Божественная литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Затем вместе с Президентом России В.В. Путиным, а также лидерами традиционных религиозных общин я возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому на Красной площади, после чего состоялась церемония открытия XI церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” – к Дню народного единства» в московском Манеже.

Кроме того, за прошедший год я возглавил и участвовал в заседаниях ряда попечительских советов22.

Статистика

Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии.

Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 894. Из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 8, крестильных храмов – 22, часовен – 79, храмов Патриарших подворий – 82, монастырских храмов – 84, монастырских часовен – 2, приходских храмов – 475, храмов в стадии строительства – 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» – 26.

При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, – 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы.

23 храма еще не освобождены прежними арендаторами.

Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет23.

Особого внимания заслуживает деятельность Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На данный момент в этом учебном и научном заведении обучается 216 человек, в том числе по магистерской программе – 39, по кандидатской программе – 88, по докторской программе (PhD и ВАК) – 41, соискателей кандидатской и докторской степеней – 32.

16 человек находятся в академическом отпуске.
Число священнослужителей г. Москвы за минувший год увеличилось на 146 человек. Из них бывшие клирики Московской областной епархии – 64 человека. 21 клирик принят из других епархий, 43 священнослужителя приняты в клир. В текущем году клир Москвы пополнился также на 18 человек за счет выпускников духовных школ, 4 человека перешли в другие епархии.

За минувший год 3 священника из клира г. Москвы запрещены в священном сане, 2 – лишены сана, кроме того, 12 священнослужителей преставились ко Господу:



  • протоиерей Владимир Сафонов 08.01.2012;

  • протоиерей Алексий Зотов 12.02.2012;

  • диакон Вениамин Колдин (заштатный) 15.02.2012;

  • священник Владимир Перфилов 05.03.2012;

  • диакон Димитрий Хрусталь 10.05.2012;

  • священник Вячеслав Трусов 21.05.2012;

  • протоиерей Димитрий Фролов (заштатный) 02.06.2012;

  • протоиерей Аркадий Тыщук 01.07.2012;

  • протоиерей Вадим Стрельбицкий (заштатный) 09.07.2012;

  • священник Валериан Романов (заштатный) 20.10.2012;

  • протоиерей Игорь Синицын 29.10.2012;

  • протоиерей Герасим Иванов 06.12.2012.

Кроме того, скончались клирики и насельники ставропигиальных монастырей:

  • схиигумен Иосиф (Белицкий) – Иоанновский женский монастырь, г. Санкт-Петербург;

  • архимандрит Феодор (Андрющенко) – Свято-Троицкая Сергиева лавра;

  • схимонах Порфирий (Краевский) – Оптина пустынь;

  • игумен Ксенофонт (Малин) – Свято-Троицкая Сергиева лавра;

  • инокиня Анфиса (Бахтина) – Пюхтицкий монастырь;

  • монахиня Гликерия (Тихонова) – Пюхтицкий монастырь;

  • монахиня Анатолия (Зуева) – Пюхтицкий монастырь;

  • монахиня Вера (Юхова) – Пюхтицкий монастырь;

  • монахиня Евстолия (Кунинец) – Свято-Троицкий Корецкий монастырь;

  • монахиня Поликсения – Свято-Троицкий Корецкий монастырь;

  • монах Пимен (Ерышев) – Данилов монастырь.

Прошу соборно пропеть почившим «Вечную память».



О реализации постановлений Епархиального собрания 2011 года

Прежде чем приступить к изложению ситуации по отдельным направлениям епархиальной деятельности, хотел бы представить краткую информацию о реализации Постановления Епархиального собрания 2011 года. Сразу же оговорюсь, что данный раздел включает в себя лишь общий обзор результатов работы епархиальных и отчасти синодальных учреждений. Более же подробно все принятые меры будут охарактеризованы в соответствующих частях доклада.




  • Достигнута договоренность с Департаментом жилищной политики г. Москвы об оказании помощи в льготном предоставлении жилья многодетным священникам. Были составлены и направлены в Департамент списки священнослужителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

  • В Юго-Западном викариатстве издан «Справочник по организационно-практическим мероприятиям Юго-Западного викариатства города Москвы на 2012 год от Святой Пасхи». Аналогичное издание выпущено в Северо-Восточном викариатстве. В Западном и восточном викариатствах запланировано начать выпуск соответствующих информационных материалов с 2013 г. Выражаю надежду на то, что в наступающем году работа по выпуску справочников с планами внебогослужебных мероприятий будет продолжена, и соответствующие издания появятся во всех столичных викариатствах.

  • В мае 2012 года Комиссией по социальному служению совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению были разработаны новые формы отчетности и предложены для обсуждения в викариатствах города Москвы. Основным нововведением является предоставление информации в форме, удобной для включения ее во всероссийскую базу данных по социальному служению. Данная база будет важным инструментом в развитии межепархиальных социальных проектов. Комиссиям по делам молодежи и по воскресным школам следует активней заниматься этим вопросом.

  • Практически все столичные храмы, даже строящиеся, обзавелись своими сайтами в Интернете.

  • На уровне викариатств, благочиний и приходов города Москвы были проведены занятия для дежурных по храму, работников свечных ящиков и церковных лавок с целью повышения церковной грамотности и культуры общения сотрудников, а также для выработки навыков поведения в нестандартных и экстраординарных ситуациях.

  • Юридической службой Патриархии составлен перечень расположенных на территории г. Москвы объектов религиозного назначения, закрепленных за сторонними организациями и предложенных к включению в план передачи религиозным организациям в 2011-2012 гг. Также были сформированы и направлены в государственные органы пакеты документов на передачу в церковную собственность 96 объектов недвижимости. Надеюсь, что предпринятые меры послужат восстановлению прав Церкви на ранее принадлежащее ей имущество и будут содействовать улучшению положения бедствующих приходов.

  • Комиссией по благотворительности и социальному служению совместно с Юридической службой Московской Патриархии разработан проект типового договора между медицинским учреждением и приходом. В настоящее время заключено 45 таких договоров. 17 лечебных заведений отказались от их заключения. Остальные договоры находятся на рассмотрении у руководства лечебного учреждения. Работа в данном направлении продолжается.

  • Мною было направлено обращение в Правительство столицы о выделении на одном из московских кладбищ специального участка для христианского погребения детей-сирот. В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка.

  • Предприняты меры по разрешению комплекса проблем, связанных с освобождением от сторонних организаций территорий ряда московских обителей.

  • Комиссией по благотворительности и социальному служению были собраны данные о многодетных и малообеспеченных семьях, получающих помощь в московских приходах. На приходах сформированы соответствующие списки нуждающихся.

  • Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства рассмотрела предложение Епархиального собрания 2011 года о составлении объединенного чина исповеди и Причастия тяжелобольных и сокращенного чина елеосвящения и представила свои пожелания Патриарху. Данное чинопоследование было утверждено на последнем заседании Священного Синода.

  • Управлением Московской Патриархии по городу Москве совместно с Управлением по заграничным учреждениям начата разработка Положения о приходских и благочиннических паломничествах. К сожалению, проект еще не завершен. Я обращаю внимание обеих структур на необходимость в двухмесячный срок завершить процесс и представить мне на утверждение проект Положения.

  • Принят комплекс мер, направленных на решение вопроса о финансировании столичных православных школ.

  • В результате взаимодействия с компетентными структурами городской власти были приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

  • Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с Комиссией по делам православных общеобразовательных учебных заведений при Епархиальном совете г. Москвы был изучен вопрос о переквалифицировании православных школ из приходских в межприходские с изменением количества приходов-учредителей, а также проведены переговоры с Министерством юстиции.

  • В настоящее время на рассмотрении правящего архиерея Первопрестольного града находится проект структуры Епархиального ОРОиК, а также кандидатура на должность его председателя, которая была предложена профильным Синодальным отделом.

  • Синодальным ОРОиК проводится работа по формированию базы данных, которая позволит координировать деятельность всех московских викариатств в области развития православного образования. Постепенно налаживается взаимодействие с методическими учреждениями, Федеральным институтом развития образования, Московским институтом открытого образования в области подготовки преподавателей по Основам православной культуры.


Церковь и общество на канонической территории Московского Патриархата
Уходящий год был насыщен рядом значимых юбилейных дат, связанных с историей нашей Церкви и Отечества. Мы отмечали 5-летие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, 400-летие преодоления Смутного времени, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года и 1150-летие зарождения российской государственности.

В мае этого года мы торжественно отметили 5-летие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Для участия в празднествах прибыла делегация Русской Православной Церковью Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. В ходе визита делегация посетила также Дивеево и Санкт-Петербург. 19 мая, в день Собора новомучеников и исповедников Российских, была совершена Божественная литургия на Бутовском полигоне, а 20 мая – в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением мы возносили прошения об упокоении душ приснопамятных Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен о восстановлении единства нашей Церкви. Затем в Зале Церковных Соборов состоялся торжественный акт. В октябре сего года в рамках юбилейных мероприятий в Лондоне прошло первое в истории Совещание архиереев Русской Православной Церкви, несущих служение за пределами ее канонической территории.

Празднуя в уходящем году 400-летие победы ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, мы с благодарностью вспоминали подвиг святителя Гермогена, сыгравшего особую роль в преодолении Смуты, духовно вдохновлявшего народ на борьбу с иноземными захватчиками, призывавшего соотечественников твердо стоять в вере православной и крепко держаться традиций предков. Именно благодаря его усилиям, его пламенным воззваниям народ смог сплотиться и изгнать захватчиков из пределов Отечества.

В память о святителе, явившем пример беззаветной преданности Богу, Церкви Православной и своей Родине, прошли праздничные мероприятия.

Так, в Москве состоялись слушания Всемирного русского народного собора на тему «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Они были посвящены значению подвига святого Патриарха для нашего времени. В марте сего года я возглавил церемонию закладки памятника святителю Гермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля, а также совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в его честь в Крылатском.

Значимым событием в религиозной и общественной жизни столицы стало торжественное празднование 200-летия победы в Отечественной войне. 9 сентября сего года я совершил Божественную литургию и молебное пение в Храме Христа Спасителя в память об избавлении России от нашествия Наполеона. По этому случаю в Первопрестольный град была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Именно перед этим образом войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. Несмотря на холод и ненастную погоду, помолиться перед святыней о стране нашей, о Церкви Русской пришли тысячи верующих. Во время Божественной литургии было оглашено Совместное послание народам России и Польши.

В минувшем году мы отмечали еще одну знаменательную дату – 1150-летие зарождения российской государственности. Православная вера, принесенная на нашу землю святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, на протяжении веков была краеугольным камнем восточнославянской цивилизации, ее прочным духовным фундаментом. Немаловажную роль сыграла она и в становлении и укреплении нашей государственности. Православная Церковь, заботясь о своей пастве, всегда являла готовность соработничать с государственной властью в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания народа, стремилась вносить свой вклад в сохранение национального культурно-исторического наследия.

Но, к сожалению, эти усилия Церкви не всеми и не всегда воспринимаются адекватным образом. В последнее время все чаще и чаще из определенных агрессивно настроенных кругов – тех, кто категорически не заинтересован в христианизации и духовном просвещении нашего народа, раздаются лживые обвинения в адрес Церкви о якобы происходящем ее сращивании с государственной властью. Говоря на эту тему, я уже неоднократно имел возможность показать нашим недоброжелателям, что эти утверждения – лишь пустой миф, не имеющий ничего общего с современными условиями бытия Русской Православной Церкви.

Для того чтобы в этом убедиться, советую всем сомневающимся взять на себя труд и заглянуть в главный закон страны, где черным по белому написано о светском характере нашего государства, а также ознакомиться с положениями Основ социальной концепции Церкви, в которых обозначены принципы взаимоотношений Церкви и светской власти.

Важно понимать, что Церковь и государство – совершенно разные установления: Церковь не собирается усваивать себе государственных функций, поскольку ее задача – не поддерживать законность и внешний порядок, чем, собственно говоря, и занимаются институты светской власти, а насыщать души людей, заботиться об их духовно-нравственном состоянии, утверждать евангельские ценности в жизни общества.

Более того, Церковь не стремится к обретению статуса государственной. Горький опыт прошлого столетия показал, что любая привязка к государственной машине чревата тем, что со сменой политического строя Церковь будет неизменно отождествляться в сознании людей с прежним курсом и режимом. Но Церковь находится вне политики, она выше политических страстей и разделений. Церковь свидетельствует о «Царстве Духа», объединяет людей на основании евангельских ценностей и идеалов, соединяет людей во Христе.

Повторяю: распространение мифа о сращивании Церкви и государства является ничем иным, как одним из способов борьбы с Православием. И в распространении этого мифа заинтересованы те, кого раздражает сам факт присутствия Церкви в публичном пространстве, раздражает ее возрастающее влияние на формирование у наших соотечественников определенных ценностных приоритетов – приоритетов, которые не согласуются с навязываемым ныне обществу потребительским образом жизни.

Вместе с тем, несмотря на светский характер государства, на его религиозно-мировоззренческий нейтралитет, Церковь призвана свидетельствовать ему «на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности»24.

Отвлекаясь немного в сторону, хотел бы сказать, что в этом вопросе Церкви пока удается отстаивать интересы верующих. В частности, в ходе консультаций с московскими властями городские чиновники высшего звена неоднократно заявляли, что при внедрении новых электронных идентификаторов личности будет сохранен принцип добровольности. Несмотря на это многие граждане в своих письмах сообщают о фактах принуждения принятия новых электронных документов со стороны чиновников. Подобные сообщения вызывают беспокойство и служат дополнительным поводом для продолжения диалога представителей Церкви и государства.

Члены Церкви, являясь одновременно членами общества и гражданами государства, призваны в своей повседневной жизни, при исполнении своих гражданских обязанностей руководствоваться христианской совестью и евангельскими принципами вне зависимости от имеющегося социального статуса. Это касается как рядовых граждан, так и тех, кто занимает ответственные должности.
***

Многим людям минувший год запомнится рядом неоднозначных и даже скандальных событий в политической и общественной жизни нашей страны. К сожалению, некоторые из них не обошли и Церковь.



В последнее время все мы стали свидетелями череды кощунственных актов, инспирированных силами, враждебно настроенными по отношению к Православию. Оппоненты Церкви назвали данные выходки антиклерикальными действиями. Однако те, кто использует подобные слова, подчас не имеют представления о том, что такое клерикализм и антиклерикализм. Речь идет не об антиклерикализме – речь идет о том, что Церковь стала «неудобной» для некоторой части общества, ведь она все громче возвышает свой пастырский голос, чтобы свидетельствовать миру об Истине, что есть правда Божия, а что – ложь. Церковь говорит людям: абсолютный критерий добра и зла – это не человеческие суждения, а закон Господень, данный свыше и начертанный в сердце каждого человека.

Во многих СМИ была развязана настоящая информационная кампания против Православной Церкви. Создавалось впечатление, что антицерковные силы как бы тестируют наш народ на готовность защищать самое дорогое, на готовность защищать свою веру.

И на этот тест люди ответили многообразным и активным выражением своей позиции: социологические службы зарегистрировали, что абсолютное большинство россиян относятся к произошедшему как к кощунству25. Люди сохраняют высокое доверие к Церкви и готовы защищать свои духовные идеалы и святыни.

Отрадно, что у верующих людей возникло естественное желание защитить свои святыни. Именно поэтому 22 апреля сего года, в неделю 2-ю по Пасхе, когда Церковь празднует память святого апостола Фомы, на молебное пение и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени собрались многочисленные верующие. По уточненным данным ГУВД столицы, более 65 тысяч человек из Москвы, Подмосковья и других регионов России пришли в этот день к главному храму страны. Многие государственные и общественные деятели однозначно осудили факты кощунственных действий.

Организаторы провокаций просчитались и не смогли достичь поставленных целей. Причина этого состоит, прежде всего, в том, что оскорбления задели лично миллионы людей, затронули самые глубинные и светлые чувства, которыми живет человек и благодаря которым его жизнь обретает смысл и ценность.

Более того, выступления антицерковных сил только сплотили православные общины. Абсолютно все разговоры о внутреннем расколе в Церкви, об отходе от нее верующих оказались блефом, идеологической мифологемой, не подтверждаемой фактами. Показательно, что нам неизвестно ни одного достоверного случая ухода из Церкви ее чад в результате развязанной антицерковной кампании. А заявления неких лиц, якобы потерявших доверие к Церкви, еще раз свидетельствуют о том, что эти люди по образу жизни и по содержанию своей веры никогда к Церкви и не принадлежали.

Произошедшее должно стать уроком для вдохновителей и организаторов антиправославных действий. Для каждого, хоть сколько-нибудь знакомого с историей христианства, вполне очевидна непреложная, утверждаемая веками истина: любые нападки и притеснения только укрепляют Церковь. В эпоху древних гонений на христианство этот тезис был ярко и метко сформулирован следующим образом: «Кровь мучеников есть семя Церкви».



Однако это не должно подвигать нас к триумфализму. Следует помнить о происшедшем, храня в неизменности переданную нам от отцов веру и продолжая свидетельствовать Евангелие Христово со всяким дерзновением (см. Деян. 28, 31).

Хотел бы отметить усилия православных общественных организаций, включая молодежные, представителей православной интеллигенции, которые, проводя мирные акции или делая заявления в поддержку Церкви, стараются смело отвечать на вызовы, бросаемые нам недоброжелателями. Деятельность православных общественных организаций в настоящее время становится все более заметной, в их ряды активно вступают новые члены. Полагаю, что данную работу необходимо и дальше развивать. При этом еще раз подчеркиваю: защита святынь в православном понимании исключает ненависть к оппонентам, но, напротив, предполагает действия, исполненные спокойствия и достоинства.

Отрадно, что представителями православной общественности регулярно ведется активная просветительская работа на различных форумах, круглых столах и в Интернете. Нашим ответом на складывающуюся ситуацию должны стать миссионерские усилия, а также собственный пример праведной жизни во Христе. Только так можно преодолеть то отчуждение, которое искусственно пытаются создать между Церковью и маловоцерковленной частью наших сограждан или неверующими людьми.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет