Драмотерапия Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения



жүктеу 2.08 Mb.
бет1/13
Дата02.04.2019
өлшемі2.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Кипнис М.

Драмотерапия

Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения

Осъ-89

УДК 159.9+ 792

ББК88.8

К424

КшшисМ. '||

Драмотерапия. Театр как инструмент решения комМиктов и спосЬб самовыражения. - М.: Ось-89,2002. - 192 с. 'щ '

ISBN 5-86894-602-2 |

Занятия драмой - это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от мрИренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты. |*чь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но о "проверке действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг...

В издании представлена авторская методика "Драма. Импровизация. Дилемма", дается "пошаговое" описание ее использования на практике, приводятся более ста театральных и психологических этюдов, упражнений, заданий.

Рекомендуется преподавателям драмы, психологии, педагогики, работникам неформального образования, специалистам в области групповых методов тренинга.

ББК88.8

ISBN 5-86894-602-2

© Кипнис М., 2002

О Азбель В., иллюстрации, 2002

© "Ось-89", оформление, 2002

W^f

СОМРЖАНИВ

От автора 5

КРУГ ДРУЗЕЙ 7

Начать с начала, или зарядка для актера 15

Физический разогрев 17

1. "0бруч".М2. "Состязаниевпарах".№3. "Перетягиваниека-



ната".№4. "Воздушный шар".№ 5. "Упрямый осел". № 6. 'Качели'.

7. "Бег врезинке".№8. "Футбол - волейбол". №9- "Минибол".


Мышечный контролер 22

Л* 10. "Мышечный контролер". № 11. "Упор". № 12. 'Багажная



полка".№ 13. "Штангист".№ 14- "Спагетти"
Ходьба плюс 30

15- "Встреча". № 16. "Внутреннее зрение". №17. "Ходьба++".

18. "Цепочка".№ 19- "Десять секунд"
Круг друзей 31

20. "ПередайГ.№21. "Фотоальбом".№22. "КругиЯ".№23."Ки-



тайский осел". № 24. "Вопрос - ответ". № 25- "Переправа".

26. "Ночнойразговор".№27. "Импульс"


"КВС" - контакт, взаимодействие, сотрудничество 40

28. "Поводырь". № 29- "Не подглядывай/". № 30. "Прятки



ночью". №31. "Цифра - группа". № 32. "Отвечай за себя!".

33. "Сад скульптур". № 34. "Болтуны". № 35- "По одному Г.

36. "Спор песнями". № 37. "Диалог". № 38. "Джибриш".

39. "Рассказ-зигзаг". № 40. "Рассказ - эстафета". №41- "Кто



есть кто". № 42. "Реклама". № 43- "Действенное зеркало".

44- "Детектив". № 45- "Я вхожу в„ № 46. "Машина".

47. "Сказка в шесть кадров".
Эстафета импровизаций 67

48. "Монолог профессионала". № 49. "Сказочник". №50. "Сказ­ка втроем".№51- "Раздвоениеличности".

И несколько цепочек упражнений. 71

Приключения в лабиринте 72

52. "Лабиринт"
Темп и ритм 77

53. "Биологические часы". № 54. "Повторяй за мной!".

55- "Ритм -ритм".№5б. "Пять скоростей". №57- "Стульчик".

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 87

Ты меня уважаешь? 93

58. "Звуки музыки". № 59- "Фриз!". № 60. "Манекены". №61. "Пластилиновыекуклы".№62. "Три движения".№63. "При­ем гостей"

Психогимнастика 99

64- "Война и мир". № 65- "Почувствовать другого". №66. "Я похож на.". № 67- "Ялеплю из пластилина..". №68. "Моя семья - группа". № 69. "Запретный плод ". № 70. "Секретный код". №71. "Двенеправдыиоднаправда".№72. "Скульптура чувства". № 73. "Любит - не любит?". №74- "Две группы". № 75. "Образ цвета".№76. "Личный багаж".№ 77- "Цветной стул".

"Быть или не быть?", или драма выбора 112

Драма - дилемма: пограничное существование 116

Зачем это делается? 125

Как это делается? 129

Знакомство и разогрев 131

Жизнь - театр 131

Обсуждение и выбор темы 132

"Малый круг" личных историй 133

Работа над сценой 134

Представление 135

Шеринг 136

Шаг за шагом 137

Шаг первый - шаг навстречу 139

78. "Контакт". № 79- "Кошки-мышки". № 80. "Колонна - иле-ренга". №81. "Скала". № 82. "Времена года". № 83. "Перекати-поле". №84- "Фото-шоп". № 85- "Интервью". №8б. "Линия раздела". №87. "Диаграмма".

Шаг второй: от жизни - ктеатру 152

88. "Чудо-стул". № 89. "Ширма превращений". №90. "Пробле­мы, проблемы.". № 91. "Флеш!". № 92. "Ерунда - катастрофа". № 93. "Эстафета чувств". № 94. "Телефон". №95. "Третий лишний"

Шаг третий:"...полюбить сами вопросы" 160

96. "Лото".№97. "Парад стереотипов".№98. "Карусель"
Шаг четвертый - "круг жизненных историй" 167

"Факты жизни и факты искусства". Сценарно-режиссерская

разработка в "драме -дилемме" 171

"Молодой Шекспир", или учимся писать сценарий 179

99. "Желание и препятствие". № 100. "Четыре слова".

101. "Слепой текст".№ 102. "Папка сюжетов"

Театр - дилемма 181

Записки очевидца 185

Библиография 192

Wwr

Маме, моему первому читателю и критику,

-с любовью и благодарностью.

ОТ АВТОРА

Я любил ходить в театр с родителями. Как правило - с мамой. Запах кулис знаком мне благодаря друзьям роди­телей - актерам кукольного театра. Первый свой спек­такль по крыловской басне "Кот и повар" я сыграл на школьной сцене семилетним.

И затем мне везло на учителей - людей творческих, которые обучали меня не столько актерскому мастерст­ву, сколько самопознанию через искусство, помогали не бояться творчества, игры, "как будто"... Была замечатель­ная молодежная студия при городском народном театре, спектакли, гастроли, общение... Спасибо за это нашему режиссеру - Дмитрию Лисогору.

В педагогическом институте строгий профессор -доктор филологии, преподававший нам историческую грамматику и синтаксис сложных конструкций с чужой речью, всерьез угрожал: "Кипнис, преподавать - это вам не театр - "два притопа, три прихлопа"... Вас же комар в школе забодает!". Однако, я не внял и все годы студенче­ства вел в институте театральную студию. Потом был те­атр в школе, где я преподавал русский язык и литерату­ру... И каждый раз приходилось ссориться с уборщицей, которая не понимала, "чего делают эти полоумные в классе до полуночи!"

Затем незаметно театр превратился из хобби в про­фессию. Даже диссертацию в итоге защитил именно по теории драмы! В итоге почти двадцать лет я занимаюсь театральной педагогикой в разных видах. Веду детские и

подростковые студии, ставлю спектакли, провожу семи­нары для режиссеров и театрально-психологические тренинги.

Сегодня уже мои ученики стали учителями. Для неко­торых из них театр стал профессией, другие признают­ся, что занятия театром не определили их профессио­нальный выбор, но зато изменили их самих. Совсем недавно при встрече один из бывших студийцев при­знался: "Это было особенное, удивительное время!"

А ведь начался этот захватывающий путь в детстве. С примера родителей, со школьного драмкружка. Затем -наша замечательная Студия молодого актёра и городской Народный театр, где в течение пяти лет у режиссёра Дмитрия Лисогора продолжалось моё ученичество...

Особая благодарность друзьям и коллегам по проекту "Драма. Импровизация. Дилемма". Прежде всего - Влади­миру Левину за многолетнюю творческую дружбу и уча­стие в написании этой книги (глава о режиссерско-сце-нарном аспекте методики, критические замечания и со­веты), режиссерам Марине Меламед, Ирине Симин, Йосефе Давидовой за их практический вклад в разработ­ку и оптимизацию методики, Яэль Хаит за постоянную поддержку.

С особым чувством я отмечаю неоценимый вклад в создание этой книги всех поколений актеров молодеж­ной театральной студии "Ювента", которые были гораз­до больше, чем "испытательным полигоном", - они дока­зали своим участием в проекте актуальность заложен­ных в нем идей, с ними проведены сотни часов разгово­ров, споров, откровений, репетиций...



КРУГ ПРУЭЕ1Л



Идея этой книги возникла у меня лет пять назад. Заканчивался театральный семинар для школь­ных учителей драмы. Это был один из наиболее плодотворных вечеров и без того насыщенного трех­дневного курса. Усталости почти не чувствовали, расхо­диться не торопились. И тут кто-то из присутствующих бросил фразу:

- А посоветоваться так и не успел!..

Выяснилось, что вскоре наш коллега начинает препо­давать драму в шестом классе. В лицей собираются прий­ти одновременно актер театра кукол, преподаватель дра­мы и художник-мультипликатор. После полуторачасо­вых встреч с каждым из них дети решат, к кому из пред­ставителей этих профессий они запишутся на годовой курс.

Понятно, что наш товарищ нервничал. Одно дело быть хорошим актером, даже хорошим преподавателем драмы (что, согласитесь, не всегда одно и то же!), а сов­сем другое - "уметь продать себя". Именно об этом с до­лей цинизма, но с полным пониманием законов рынка говорили выступавшие перед нами в дни курса лекторы:



  • Хотите соперничать с компьютерными играми и телесериалами - учитесь быть привлекательными!

  • Умейте подать себя!

  • Добивайтесь, чтоб вас выбирали, а потом будете диктовать свои условия...

В общем, коллега изрядно комплексовал перед пред­стоящей встречей - ярмаркой. В душе он уже ругал себя за нерасторопность, за то, что, увлекшись лекцией, забыл попросить совета преподавателя, не поговорил с това­рищами по курсу, для которых опыт подобных встреч стал уже обычным. Сейчас все разойдутся по домам, и он останется наедине с собственной проблемой!

Но тут в дело вмешалась цеховая солидарность. Уже никто никуда не спешил. Поставили на пол сумки, рюкза­ки, портфели. Сгрудились в центре комнаты, и началось...

Каждый, наверное, увидел себя в этой неуютной ситу­ации "товара"... Вспомнил, как непросто всего за полтора часа встречи с шумными шестиклассниками влюбить де­тей в себя и в свой предмет настолько, чтобы встреча эта оказалась первой, но не последней.

Разговор естественно зашел о современной школе, театральной педагогике. А нужно ли вообще в школе преподавать драму? Может быть, изучение математики, экономики, основ менеджмента гораздо больше отвеча­ет проблемам, которые день за днем подбрасывает нам жизнь? Почему мы, профессионалы в педагогике и в теа­тре, решили, что именно занятия драмой хорошо вписы­ваются в педагогическую концепцию воспитания лично­сти в XXI веке?

Может быть, наша убежденность в собственной пра­воте, в том, что искусство театра должно быть полновес­но и ярко представлено в современном образовании,-это лишь банальнейшая забота о хлебе насущном? Как там было у М. Жванецкого: "Что охраняешь, то и име­ешь!"?

Нет, все дело в том, что "игра в поведение" - это серд­цевина театрального творчества. Дети - актеры от Бога. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал КС. Стани­славский, "детское "как будто бы" куда сильнее нашего магического "если бы". Вместо того чтобы заставлять ре­бенка "петь с чужого голоса", мы должны суметь "поста­вить" его собственный, детский голос!

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для де­тей - это чудесная возможность присвоения себе изме­ненной действительности.

В середине восьмидесятых годов прошлого столетия прекрасный учитель Шалва Александрович Амонашвили писал в знаменитой книге "Как живете, дети?" о своем опыте раннего включения театра в школьную жизнь: "Шестилетки играли в Тома Сойера. Когда эти дети учи­лись в пятом классе, они играли в Пеппи. А когда они



ОШШШНюЖ

учились в школе третий год... - Кому завтра быть Малень­ким Принцем? - спрашивает учитель. - Пусть будет Вах­танг! - Выходит Вахтанг. Он, конечно, счастлив. Завтра Вахтанг весь день будет играть Маленького Принца та­ким, каким он себе его представляет... Теперь я твердо следую той мысли, что духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства со­переживания, сорадости, гордости, через познаватель­ный интерес".*

Вот оно - учение с увлечением, постижение мира че­ловеческих отношений и характеров через игру, лице­действо, которое "поможет детям заселить свое уникаль­ное духовное царство великолепными образами челове­ческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои".**

В этом огромном воспитательном потенциале - сила театра как синтетического искусства перевоплощения. Занятия драмой - это воздействие на память, волю, вооб­ражение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Драма в школе - это не подготовка к вступлению на професси­ональную театральную стезю, но "проверка действием" множества межличностных взаимодействий: я и товари­щи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый... Здесь, в классе, превращенном в репетиционную комнату, в зри­тельный зал, приобретаются навыки публичного поведе­ния и решения конфликтов...

Хотите от "зерен возвышенных идей" опуститься на грешную землю и проверить "практическую целесооб­разность" занятий драмой со школьной скамьи? Пожа-

* Амонашвили ША Как живете, дети? - М, 1985, с.116-117. ** Там же, с. 113.

"круг пру»«й j

луйста! В современном мире не столько фундаменталь­ные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчи­вость к психологическим нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. И что же? Театральная об­разность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоцио­нальная подвижность, готовность к публичному выступ­лению - чем не тренинг психологической устойчивос­ти? А отработка быстроты и свежести реакций лежит в основе импровизаций и актерского тренинга.

А ведь мы еще ни слова не говорили о том, как уроки драмы воспитывают зрителя, знакомят ребенка с начала­ми эстетики...

- Чем раньше театр станет инструментом воспита­ния, тем больше выиграет и ребенок, и мы все, общество в целом!

Наверное, утверждение это грешит банальностью и не стоит ломиться в открытую дверь, однако именно на такой, вселяющей веру в лучшее будущее "мантре", мы все - участники того памятного семинара - решили по­кончить с теоретическими рассуждениями и перейти к практике.

Свободная обстановка "1айд-парка" уступила место репетиционному полукругу, в котором коллеги начали предлагать свои варианты первой, а потому особенно серьезной встречи с лицеистами. Почти два часа общих усилий не прошли даром. Участники курса выдавали "на-гора" свои самые любимые, фирменные, проверенные на практике упражнения и задания. Коллеги выходили на репетиционную площадку, чтобы продемонстриро­вать вживую те или иные элементы планируемой встре­чи. Спорили о том, для какого возраста подходят теат­ральные игры, как методически верно объяснить зада­ние, сколько упражнений имеет смысл дать за одну

встречу, нужно ли добиваться качества или сделать упор на стопроцентном участии детей...

В конце этого импровизированного педагогического семинара кто-то бросил взгляд на исписанные нами с обеих сторон листки и сказал:

- Вот тот бензин, без которого ни один из нас не смо­жет добраться до школы. Это и есть наше творческое го­рючее...

Спасенный коллега рассыпался в благодарностях, хо­тя благодарить стоило как раз его-, мы сами получили удо­вольствие от профессионального общения и неожидан­ной творческой тренировки. Перед расставанием дого­ворились приготовить к следующей встрече очередную партию "Избранного" и продолжить мозговой штурм.

Не помню, имела ли та давняя история продолжение. По моему, дебют нашего товарища в сфере маркетинга прошел весьма успешно. Решение собрать воедино "банк идей" то ли забылось, то ли показалось потерявшим акту­альность. Но именно с того памятного вечера началась история моей голубой папки - объемистого вместилища со множеством отделений для больших картонных кар­точек В один из дней, сев к столу, я записал на цветных картонках пару десятков любимых мной этюдов и уп­ражнений. Записал и разложил по темам: "Задания на знакомство", "Работа над образом", "Бессловесное дейст­вие", "Мышечная разминка"...

Та голубая папка верой и правдой отслужила мне бо­лее пяти лет. Затем количество собранного в ней матери­ала увеличилось настолько, что потребовалось новое, го­раздо более объемистое хранилище. Затем - новая ос­мысленная классификация, чтобы без труда найти необ­ходимый материал.

Я вел молодежную театральную студию, преподавал драму в школе, работал с подростками в молодежных клу­бах, проводил семинары для родителей, коллег-режиссе­ров и всегда держал со своей голубой папкой обратную

———i "- круг пруаий!

связь. Даже превратившись со временем во внушительно­го черного кожаного монстра, она оставалась для меня все той же давней "голубой папкой", с которой все-все на­чиналось. Это была "заправочная станция", которая отпу­скала мне "творческое горючее" без очереди, в любое время. Отсюда выходили на свет подзабытые задания. В последнюю минуту здесь обнаруживались необходимые упражнения. С ее помощью обретали кровь и плоть са­мые отвлеченные идеи... Мои друзья и коллеги нашли с папкой общий язык, научились свободно ориентиро­ваться в многочисленных карточках и рубриках Матери­алы перекочевывали в блокноты и записные книжки, ис­пользовались в самых неожиданных местах: от детских садов до студенческих семинаров и клубов пенсионеров. У заданий, которые постепенно, с миру по нитке, собира­лись в течение этих лет, исчезла даже национально-гео­графическая принадлежность. Апробировались они в разных странах во время моих семинаров: в России, в Молдавии, на Украине, в так называемом "дальнем зару­бежье" - на встречах с молодежью в США, Израиле.

Готовя это введение, я не переставал мучиться про­блемами классификации материала. Составлял списки, рисовал таблицы, обозначал разными цветами различ­ные темы и... терял терпение в безнадежных попытках однозначной систематизации всей этой радуги.

Каждый раз, исхитрившись поместить карточку в раз­ряд заданий определенного толка, я выяснял, что она на­чинает предательским образом тяготеть к абсолютно иным структурам. Из упражнений на концентрацию вдруг вылезали уши заданий на организацию партнерст­ва. Работа с текстом тащила за собой необходимость ре­чевой разминки, а попытка мизансценирования этюдов убеждала в важности физического тренинга... Устав воз­водить между заданиями тематические стены, я махнул рукой на столь свойственную нашей жизни эклектику и там, где это было возможно, присвоил части театраль-



1—шдиниа ' ' ,,,',',',|,"' •*»(

ных этюдов имена, остальные же обозначил порядковым номером.

Опыт подтвердил предположение, что собранный в папке материал может использоваться при работе с раз­личными по возрасту и менталитету людьми, при реше­нии разнообразных профессиональных задач. Если в нем и нет теоретической новизны, то, безусловно, при­сутствует практическая целесообразность. Не без актив­ной поддержки тех, кто когда-то пользовался материала­ми моей "голубой папки", я в конце концов решился опубликовать ее часть на страницах этой книги.

Была и еще одна, чисто субъективная причина -страх однажды этого картонного сокровища лишиться. Мало ли: ураган, пожар, землетрясение... Выронил, забыл, украли... Шутки шутками, но сама мысль о возможности утраты бросает меня в дрожь. Это как потерять распух­ший от записочек, бумаг, адресов, телефонов, планов еженедельник! Кто терял, тот знает...

В общем, если эмоционального читателя уже обуял страх, если он разделяет со мной все мыслимые и немыс­лимые комплексы, то понимает, надеюсь, что эта книж­ка - не плод графомании. Скорее, она - результат здра­вого размышления автора над природой театральной педагогики и следствие врожденной любви к ближнему.

Я верю, что человек творческий (каким, без сомне­ния, являетесь вы, многоуважаемый читатель) среди приведенных здесь заданий и упражнений сможет найти те, которые созвучны его мыслям, идеям, его темпера­менту и вкусам. Адалыпе начнется ваша самостоятельная работа по адаптации найденного материала к конкрет­ным условиям работы с конкретными людьми. Без тако­го сотворчества собранные здесь идеи останутся пустым звуком, набором неуклюжего и ничего не выражающего текста, неизвестно к кому обращенного.

В принципе все, что собрано под этой обложкой, -это только оболочка. Превратить ее в упругий, яркий, ра-

i't* "" ~* ' круг ирумип

I | '||г ~ Г

дующий душу, желанный воздушный шарик можно, на­полнив идеи собственным теплым дыханием. Так и автор пытался и пытается делать: собирать и адаптировать чьи-то находки, бесконечно придумывать что-то свое, синте­зировать и анализировать, одновременно принимать и отдавать. Делиться и в то же время подпитываться энер­гией от тех, с кем выпадает встречаться в репетицион­ном зале...



НАЧАТЬ С НАЧАЛА,

ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ АКТЕРА

Психофизическая подготовка - один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного насто­ящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену прене­брег бы физической и эмоциональной настройкой на игру.

Актеру, как спортсмену, необходимо зарядить себя физически. Разогреть и размять мышцы, растянуться... Как музыкант разминает перед выступлением пальцы в гаммах и этюдах, настраивает инструмент, так и актер готовит себя к игре. Но инструмент - он сам, поэтому, чтобы не сфальшивить, не сбиться с ритма, не взять не­верную ноту, актер использует свои "гаммы" и "этюды".

В самодеятельном театре роль психофизического ра­зогрева абсолютно такая же, что и в театре профессио­нальном. Разница, может быть, только в том, что понача­лу актер-любитель видит в этом этапе занятий нечто, скажем, не вполне обязательное, искусственно оттягива­ющее немедленное погружение в стихию игры, фанта­зию, лицедейство. Если в начале урока или репетиции мы сухо обратимся к участникам с просьбой привести себя в порядок, подготовиться к упражнениям, размять­ся, то рискуем нарваться на кислые лица и простодуш­ный вопрос: "Может, начнем играть?"



I НАЧАТ» С НАЧАЛА. ИЛИ «АРИПКА ПЛИ АКТИВА 111

На самом же деле, между разогревом и игрой, размин­кой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепо­щением нет никаких противоречий. Актерскую настрой­ку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию. Не забывать при этом о четких и коротких комментариях. Объяснять по возможности, чем полезно, для чего служит то или иное упражнение. Если молодой актер понимает смысл зада­ния, знает, чего он может добиться в ходе тренинга, то и необходимость разминки он поймет лучше и быстрее.

Доброжелательная коррекция - это еще одна необхо­димая составляющая работы. Добиваемся, чтобы все уча­стники пытались максимально ярко и точно выполнить задание педагога. Его замечания учитываются, а недоче­ты тут же исправляются. Закрепляется верное выполне­ние упражнения.

Ну, а третий "кит", на котором держится хорошая раз­
минка, это, безусловно, темп. Не представляю себе разо­
грева, тренинга, после которого участники не почувству­
ют себя физически уставшими, разгоряченными. Темп
внутри упражнения, быстрота перехода от задания к за­
данию, смена типов заданий: от расслабления - к кон­
центрации, от бега - к "фризу", от самопогружения и со­
средоточенности - до активного взаимодействия с парт­
нером...
I Хорошая разминка - это не только подготовленные к

" работе мышцы, разгоряченные лица. Это еще и припод-

I нятое настроение, ощущение общности, даже если участ­
ники впервые встретились в репетиционном зале и ни­
когда до этого не были знакомы. В ходе разминки давай-

II те попытаемся хоть на несколько минут организо-


| вать встречу каждого с каждым. Это еще не знакомство,
|| не партнерство. Но уже контакт, взаимодействие,
| встреча.

I Порой перед разминкой группа напоминает мне раз-

розненные ингредиенты для замеса теста. В том углу -



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет