Федеральное государственное бюджетное



жүктеу 1.46 Mb.
бет1/7
Дата02.04.2019
өлшемі1.46 Mb.
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6   7


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(СПбГУ)


Лебедева Ксения

Католические миссии в Китае (вторая половина XIX — начало XX века)

Направление: 032100 «Востоковедение, африканистика»


Выпускная квалификационная работа бакалавра

Научный руководитель: д.и.н., проф. Доронин Б.Г.


Рецензент: к.и.н. Виноградова Т.И.

Санкт-Петербург

2016

Содержание
Содержание. 2

Введение. 3



Глава 1. Мужские католические ордена и конгрегации.. 10

Глава 2. Женские католические конгрегации 25



2.1 Организации, учрежденные за рубежом 25

2.2 Организации, основанные в Китае 37

Глава 3. Благотворительная и культурная деятельность иезуитской миссии Сюйцзяхуэй .. 41

Заключение 67

Список использованной литературы. 69

Приложения 73

Введение

Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена анализу деятельности католических миссий в Китае в период со второй половины XIX века по начало XX века, а в особенности рассмотрению благотворительного аспекта их деятельности.



Католичество — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, по примерным подсчётам объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов1. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н.э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации.

Одной из форм деятельности христианской церкви и католической церкви как её составного элемента традиционно была миссионерская деятельность, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий.

Начало миссионерской деятельности католической церкви в Китае относят к XVI веку, когда в Поднебесную империю направлялись такие известные фигуры как Франциск Ксаверий2 и Маттео Риччи3. Этот период можно назвать плодотворным, однако после смерти Маттео Риччи в 1610 году миссионеры пережили первую волну гонений.

Заметную роль в истории Китая католические миссии начали играть в период со второй половины XIX века по начало XX века — время довольно значительных перемен в судьбе и укладе страны. Поворотным моментом и для истории Китая, и для истории миссионерства в Китае стали опиумные войны. Как пишет В.Г. Дацышен: «С них (опиумных войн — К.Л.) начался новый период, когда Китай имел ограниченный суверенитет, был как в экономическом, так и политическом отношениях полуколонией стран Запада. Соответственно, христианство, как господствующая в Европе и Америке религия, получило свободу, а христиане приобрели определенные преимущества в Китае. Все это способствовало активному распространению христианских конфессий на территории Цинской империи4».

Впоследствии католические миссии в Китае переживали разные периоды в своём развитии: как благоприятные, так и не столь благоприятные, однако несомненным является то, что именно в период со второй половины XIX века по начало XX века им удалось укорениться в Китае, что позволило продолжить свою деятельность и по сей день, несмотря на все катаклизмы китайской истории XX века. Ныне католицизм (кит. Тяньчжуцзяо 天主教) на законодательном уровне включен в число официальных пяти религий в Китайской Народной Республике.

Деятельность католических миссионеров в Китае играла большую роль, однако до недавнего времени отсутствовал исчерпывающий её анализ. Кроме того, до недавнего времени этой деятельности давались полярные оценки: исключительно положительные западными историками и преимущественно негативные китайскими историками, однако активность и работа католических миссий была многогранной.

Проблема деятельности миссионерских католических организаций в Китае важна, но вместе с тем не изучена со всех сторон. Деятельность миссий развивалась по самым разным направлениям: помимо обращения в веру миссионеры занимались наукой, изучали культуру Китая и выступали проводниками западной культуры в Поднебесной, также они решали внешнеполитические задачи и выполняли указания и пожелания Ватикана. Функции, выполняемые католическими миссиями и миссионерами, были сложны и многообразны. Однако в выпускной работе особый акцент будет сделан на благотворительной деятельности католических миссий, поскольку о доскональной изученности этого аспекта деятельности говорить не приходится. Кроме того, стоит отметить, что изучению деятельности миссионеров на ниве благотворительности в современном Китае придаётся большое значение, не в последнюю очередь в силу желания Китая продемонстрировать и подчеркнуть свою открытость. Выделение одного, не столь изученного, но при этом важного аспекта миссионерской деятельности, а именно благотворительного аспекта, обуславливает актуальность выбранной темы.

Базой, послужившей для раскрытия темы, являются работы как западных, так и китайских ученых. Особую помощь при написании работы оказал справочник под авторством Рольфа Герхарда Тидемана по истории христианских миссионерских сообществ с XVI по ХХ века. Этот труд является беспрецедентной попыткой обобщить все имеющиеся сведения о деятельности миссионерских организаций в Китае. Учитывая специфику их деятельности, большое количество информации Р.Г. Тидеману приходилось собирать в архивах миссий, что обуславливает уникальность собранных им данных и большое количество ссылок на этот труд в Выпускной квалификационной работе.



Важнейшим историческим источником, оказавшим помощь при написании выпускной работы, является работа одного из святых отцов миссии Жозефа да ла Сервьер, посвященная истории иезуитских предприятий в регионе Цзяннань. К сожалению, оригинал источника выполнен на французском языке, поэтому при написании работы автор пользовался переводом этого источника на китайский язык, выполненным Сильвией Чжан, и доступным на сайте https://www.academia.edu/

Общую информацию по истории деятельности католических миссий и Ордена Иезуитов в Китае автор почерпнула в трудах российских историков-китаистов: Владимира Григорьевича Дацышена  «Христианство в Китае: история и современность», Динары Викторовны Дубровской  «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и др., 1552-1775 гг.» и Александра Владимировича Ломанова «Христианство и китайская культура».

Особое место в работе занимает третья глава, где подробно рассказывается об одной, пожалуй, самых изученных на сегодняшний день миссий Католической церкви в Китае — миссии Сюйзяхуэй 徐家汇 в регионе Цзяннань. Наиболее детально история этой миссии излагается в трудах, написанных китайскими историками. При написании выпускной работы автор чаще всего обращался к следующим работам: книга Сун Хаоцзе «Воспоминания о Тушаньвань» и книга историков Чжан Вэя и Чжан Сяои «Тушаньвань: поиски исчезающей культуры».

При написании выпускной работы был также использован фундаментальный труд по истории Китая, такой как «The Cambridge history of China / Vol. 10-11, Late Ch'ing, 1800-1911» под редакцией Джона Кинга Фэрбэнка и Лю Гуанцзина и знаковая работа американского историка Кеннета Скотта Латоретта «История христианских миссий в Китае».

При уточнении некоторых вопросов автору представлялось необходимым пользоваться периодической прессой XIX века. Также автором широко привлекались ресурсы сети Интернет, а в особенности официальные интернет-сайты различных католических институтов.

Собранные и изученные автором материалы позволяют раскрыть заявленную тему в рамках поставленной цели.

Основная цель данной работы — попытаться составить как можно более полную картину деятельности католических миссий в Китае в период с середины XIX века по начало XX века, делая особый упор на благотворительном направлении деятельности миссий.

Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. Составить сводное описание деятельности католических миссий в Китае в необходимый период времени, делая акцент на благотворительной стороне их деятельности;

  2. Составить карту присутствия католических миссий и организаций в Китае.

Объектом исследования является история миссионерского движения в Китае во второй половине XIX века.

Предметом данной работы является деятельность католических миссий в Китае после Опиумных Войн и до Синьхайской революции, преимущественно благотворительный аспект их деятельности.

Хронологические рамки работы: середина XIX – начало ХХ века. Начало исследуемого периода отмечается заключением неравноправных договоров, конец периода знаменуется падением династии Цин и стартом нового периода развития религиозных предприятий миссионеров, уже в новых исторических реалиях.

В процессе исследования при решении поставленных задач главным образом использовался ретроспективный метод исследования, также нашёл применение историко-системный метод.

Данная работа включает в себя введение, три главы (при этом вторая глава подразделяется на два отдела), заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и ставятся конкретные задачи, определен предмет исследования, представлен историографический обзор.

В первой главе «Мужские католические организации» ведется подробный рассказ о мужских католических объединениях, их истории и взаимодействии.

Вторая глава «Женские католические организации» структурно подразделяется на два раздела : «Организации, учрежденные за рубежом» и « Организации, основанные в Китае». В обоих разделах проводится исследование способов и методов деятельности организаций, особый акцент делается на истории организаций.

Во третьей главе «Благотворительная и культурная деятельность иезуитской миссии Сюйцзяхуэй» даётся тщательный анализ деятельности (в первую очередь благотворительной) одной из самых влиятельных в истории Китая католических миссий. Деятельность этой религиозной организации служит иллюстративным примером благотворительной деятельности католических миссий в Китае.

Стоит пояснить, что разделение католических организаций на мужские и женские не является случайным: согласно правилам католической церкви женщины не допускаются в клир5, что позволяет говорить о фундаментальных различиях женских и мужских конгрегаций.

В заключении автор подводит итоги проделанной работы и формулирует основные выводы.

Работа не претендует на полноту, в ней лишь делается попытка обобщить, систематизировать и впервые представить на русском языке некоторые данные о деятельности католических миссий в Китае в период после заключения неравноправных мирных договоров. Однако стоит заметить, что не все аспекты данной темы (например, история миссии Сюйцзяхуэй) ранее изучались отечественными исследователями, что обуславливает новизну данной работы.
Глава 1. Мужские католические ордена и конгрегации

История католического миссионерства в Китае берёт начало в далёком XIII веке. Считается, что первыми в Поднебесной империи начали действовать францисканцы или члены Ордена Братьев Меньших. Первопроходцем и первым в истории архиепископом Пекинским был Блаженный Джованни из Монтекорвино или Иоанн Монтекорвинский (12461328). Имеются сведения о том, что после смерти Джованни в 1328 году католическая церковь сохраняла присутствие в Китае на протяжении сорока лет.

После этого первого импульса деятельность миссионеров-католиков была возобновлена только в XVI веке, самой значимой фигурой того времени был Маттео Риччи.

Применение своим способностям и навыкам миссионеры смогли найти и при Цинском дворе: с середины XVII века, христианские миссионеры получили гораздо больше возможностей для своей деятельности в Китае. Однако непростая политическая и религиозная ситуация в Европе (осуждение Святым Престолом методов работы иезуитов и пр.) и антимиссионерские настроения, воплотившиеся в запрете 1732 года на христианскую миссионерскую деятельность привели к её приостановке. Заблуждением, однако, является представление о том, что католических миссионеров в стране не осталось совсем: согласно сведениям, которые приводит Питер Фэй, весной 1839 года в Китае находилось не менее 29 католических миссионеров-французов6. Очевидно, что о полной приостановке деятельности католиков в Китае не может быть и речи.

Именно последствия опиумных войн дали возможность миссионерам возобновить свою массовую деятельность в Китае. Возвращаться в Китай первые из них стали после заключения Нанкинского мирного договора в 1842 году. Согласно этому договору, для иностранной торговли и свободного проживания иностранцев были открыты пять портовых городов (Гуанчжоу, Шанхай, Фучжоу, Сямынь и Нинбо). В портовых городах разрешалось возведение церквей. Однако в этом договоре отсутствовали положения, особо оговаривавшие статус христианских миссионеров, но, как любым иностранным гражданам в поствоенном Китае, к миссионерам применялся принцип экстерриториальности: они имели иммунитет к китайским законам7. Впрочем, проповедь во внутренних районах страны всё ещё оставалась нелегальной, но серьёзное наказание за её осуществление отсутствовало — «провинившегося» миссионера должны были доставить в ближайшее консульство, никаких самостоятельных действий китайская сторона предпринимать не могла8.

Стоит однако отметить, что католики не были единственной христианской силой, проникшей в Китай — наряду с ними трудились и протестанты, однако те в большей степени делали акцент на перевод священных текстов и специфических христианских терминов. Тем не менее, они также вели активное обращение китайского населения в христианство.



Приступая к хронологически последовательному рассмотрению деятельности мужских католических организаций, в первую очередь следует оговорить структуру административно-территориальных единиц Римско-Католической церкви. Всего имеется четыре вида административно-территориальных единиц, первые три из которых являются временными:

  1. Миссия Sui iuris. Sui iuris или sui juris (лат. буквально «своего права») — латинская фраза, используемая в Римско-Католической Церкви для обозначения миссии — первичной территориально-административной единицы, которая предшествует образованию Апостольской префектуры. Миссия «sui iuris» («missia sui iuris») применяется к католической миссии, которая канонически образуется на миссионерской территории в период первоначального действия католических миссионеров и возникновения первых католических общин, Этот период характеризуется нестабильностью пребывания Католической Церкви на миссионерской территории по причине малочисленности католического духовенства и верующих. Поэтому Святой Престол предоставляет миссионерам определённую каноническую независимость в принятии решений. Миссия «sui iuris», действуя по «собственному праву», не подчиняется какой-либо определённой католической епархии и обладает административной автономией9.

  2. Апостольская префектура — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольская префектура устанавливается на миссионерских территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой10. После создания полноценной епархии территория теряет статус миссионерской.

  3. Апостольский викариат (лат. Vicariatus apostolicus) — территориальная единица в Римско-католической церкви, приравненная к епархии. Апостольский викариат устанавливается на территориях, где пока не может быть сформирована полноценная епархия и является временной структурой. Апостольские викариаты образуются на миссионерских территориях, часто образуются из апостольских префектур11.

  4. Епархия. Диоцез, или епархия (лат. dioecesis) — церковно-административная территориальная единица в католической, англиканской и некоторых протестантских церквях, во главе которой стоит архиерей (епископ или архиепископ).

Одним из первопроходцев миссионерской деятельности в Китае был орден Францисканцев. Впервые они попали в Китай в 13 веке. Что касается рассматриваемого периода времени, то и здесь им удалось удержать пальму первенства: первая новая миссия была учреждена в 1839 году в Цзинане 济南, провинция Шаньдун. 1844 год ознаменовался началом деятельности в провинциях Шэньси (Сиань) и Шаньси (Тайюань). В 1856 году францисканцами были организованы миссии в провинциях Хунань (Чанша) и Хэбэй (Ханькоу, ныне часть трёхградья Ухань). В 1870 году Хэбэй стала местом, где были открыты еще два отделения миссии в городах Лаохэкоу老河口 и Ичан宜昌. В общей сложности до 1911 года францисканцами было основано 10 новых апостольских викариатов и префектур.

Миланское общество заграничных миссий (англ. Foreign Mission Society of Milan; кит. милань вайфан чуаньхуэй米兰外方传回) приступило к деятельности в Китае в 1858 году. В 1850 год патриархом Венеции Анджело Франческо Рамаццотти (ит.Angelo Ramazzotti) была основана миссионерская организация «Миланское общество заграничных миссий». Главой общества был избран монсеньор Джузеппе Маринони (Guiseppe Marinoni), этот пост он занимал в течение 41 года. В 1852 году состоялся первый выпуск священников Миланского общества заграничных миссий, которые были направлены в Малайзию и Микронезию. Первая миссия закончилась полной неудачей: один из посланных священников умер от тропической болезни, ещё один был убит туземцами, Карло Салерио вернулся в Гонконг. В последующие годы «Папским институтом заграничных миссий» были посланы миссионеры в Хайдарабад (1855), Бенгалию (1855), Гонконг (

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет