Гбу «республиканский центр развития традиционной культуры»



жүктеу 0.79 Mb.
бет1/5
Дата07.05.2019
өлшемі0.79 Mb.
түріОтчет
  1   2   3   4   5

ГБУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»




УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБУ «Республиканский центр

развития традиционной культуры

___________________ Завгарова Ф.Х.

«______» ___________________ 2014 г.




ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУ

«Республиканский центр развития

традиционной культуры» ЗА 2014 г.

содержание

1. Научно-исследовательская работа


5-

2. Научно-организационная работа

2.1. Организация научной деятельности

2.2. Международные и межрегиональные научные связи

3. Информационно-аналитическая и методическая деятельность

4. Популяризация и возрождение народных обычаев и праздников

5. Международное и межрегиональное культурное сотрудничество

6. Редакционно-издательская деятельность
1

7. Комплектация, обработка и систематизация архивных фондов и материалов полевых экспедиций


1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Республиканский центр развития традиционной культуры в настоящее время ведет научно-исследовательскую деятельность в контексте следующей темы: «Фольклорно-этнографическая культура татар: традиции и современность». В рамках данной основной темы НИР Центра осуществляется в следующих направлениях:
1.1. Научно-исследовательская тема: «Традиционная культура татар Среднего Поволжья кон. XIX – нач. XXI вв.» (2011 по 2015 гг.). Руководитель - кандидат филологических наук, доцент Завгарова Ф.Х.

Традиционно-обрядовая культура представляется как органический синтез словесных форм, фольклорных текстов, обрядовых действий и представлений, на основе комплексного исследования которых возможна реконструкции архаичной картины мира. Изучение особенностей традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в данном направлении осуществляется в первую очередь на базе теоретических идей культурологического знания, а также сквозь призму аналитических принципов ряда других познавательных парадигм и научных подходов. При комплексном подходе традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп татар Среднего Поволжья рассматривается как целостная система, в совокупности всех ее проявлений. Значительное внимание уделяется не только материалам, раскрывающим содержание обычаев и обрядов, но и истории культуры, этнографии, географии, демографии, понятийного аппарата, мировоззренческим представлениям, фольклорным текстам. Такой подход позволяет прояснить семантику анализируемых явлений в контексте народной культуры. В рамках сравнительного подхода в исследовании предпринимается последовательный анализ одного из региональных вариантов обрядовой жизни, представляющей составную часть татарской традиционной культуры. В локальных вариантах выявляется универсальный комплекс мировоззренческих представлений, культурных форм и его варианты. На данный момент региональные и локальные комплексы традиционной культуры этнографических групп в составе субэтноса казанских татар соотносятся с особенностями этнокультурного ландшафта региона. Сравнительный анализ позволяет выявить: механизмы трансляции этнокультурных традиций, степень сохранения универсальных и проявления специфических черт этнической культуры, степень подвижности и вариативности инноваций. В конечном итоге этот подход позволяет оценить адаптационный потенциал этноса в условиях формирования и функционирования регионального культурного комплекса.

В рамках данной темы на сегодняшний день проводится экспедиционное исследование трех этнических территорий казанских татар: Заказанья, Правобережья Волги и Заволжья.

В 2014 году поведены комплексные фольклорно-этнографические экспедиции в Кукморский, Мамадышский, Арский, Балтасинский районы Республики Татарстан (по Государственному заданию). Территории данных районов Республики Татарстан заселены полиэтничным населением. Особенность этнической картины этой территории заключается в том, что основные народы (татары, чуваши, мордва, мари, удмурты), заселяющие его, проживают здесь исторически. С XV-XVI веков, с вхождением Поволжья в состав Российского государства, наряду с коренными народами здесь проживают и русские (в настоящее время составляют 67,88% жителей ПФО). В отличие от многих других регионов, где межэтнические отношения – это отношения принимающей нации и пришлых инокультурных мигрантов, на исследуемой территории это отношения народов, исторически долго живущих на общей территории и выстраивающих отношения друг с другом на основе взаимного уважения. В отличие от Европы, в которой формирование «инородческих» анклавов происходило за счет мигрантов, здесь можно говорить об эффективности мультикультуралистского подхода. Рассматривая Заказанье Республики Татарстан как пространство взаимодействия «коренных» народных традиций, можно говорить о мультифольклорности региона. В ходе экспедиционных работ проведено исследование традиционной культуры татар, чувашей и мари, проживающих на данной территории.

Вместе с тем в отчетном году проведены фольклорно-этнографические экспедиции в Апастовский (Правобережье Волги) и Алексеевский (Заволжье) районы Республики Татарстан (по Государственной программе «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы»). Исследователи провели комплексное ознакомление с избранными районами (география, экономика, быт, культура); обследовали фольклорную традицию местности; познакомились с особенностями бытования фольклора в наши дни и т.д.

Научные результаты:

- определена этническая территория татар Среднего Поволжья;

- составлена программа по изучению традиционной культуры татар данного региона с учетом комплексного подхода;

- проведены 4 комплексные фольклорно-этнографические экспедиции;

- в ходе экспедиций собраны материалы по традиционной культуре коренных народов Республики Татарстан;

- произведена научная обработка и систематизация полевых материалов;

- проведена частичная расшифровка собранных образцов и материалов;

- выявлена система жанров фольклора татар правобережья Волги (руководитель – Ф.Х. Завгарова);

- составлен тезаурус мифологических персонажей; проведен анализ мифологической лексики (руководитель – Л.Х. Давлетшина);

- выявлена структура семейно-бытового обрядового комплекса татар (руководитель – З.М. Брусько);

- рассмотрена структура преданий, их тематическое многообразие и функциональное поле в исследуемой локальной традиции (руководитель – А.Д. Батталова);

- выявлены особенности системы питания населения данных территорий (руководитель – Л.Ш. Давлетшина);

- определены особенности сбора материала по заговорно-заклинательной традиции татар; рассмотрены структурные компоненты заговора как окказионального обряда (руководитель - И.И. Хуснуллина);

- проведен сбор материала по теме «Ткачество татар Поволжья и Урала», рассмотрены особенности хозяйственной деятельности татар в связи с исследуемой проблемой (руководитель – Л.С. Чубукова);

- выявлены особенности функционирования календарных обрядов и праздников населения данной территории (руководитель – Г.Р. Гайнутдинова);

- выявлена система музыкальных жанров фольклора татар и чувашей (руководитель – Э.Ф. Камалова);

- выявлены и записаны гусельные наигрыши, зафиксирован на видео обряд Көръән ашы. Целиком записан порядок проведения: состав и последовательность блюд, чтение нараспев сур Корана муллой и другими приглашенными старцами (руководитель – Э.Р. Каюмова).
1.2. Научно-исследовательская тема: «Особенности развития и функционирования татарского фольклора: традиции и современность». (2011-2015 гг.). Руководитель - доктор филологических наук, профессор Бакиров М.Х.

В рамках данной научно-исследовательской темы применяется комплексный подход к исследованию фольклора, который произрастает из истории самой фольклористики как науки. В течение долгого времени до появления фольклористики как самостоятельной науки фольклор изучался в рамках разных дисциплин: историко-филологических, этнографических и др. Формируясь в качестве самостоятельной дисциплины, фольклористика в известной мере использовала выработанные методы. Но не сумела в полной мере воспользоваться предшествующими достижениями, в результате чего фольклористика долгие годы рассматривалась как сугубо филологическая наука, что негативно повлияло на методологию этой науки.

В конце ХХ века фольклористика в связи с расширением понимания текста фольклора активно интегрирует знания из этнографии, филологии, истории, искусствоведения, семиотики, в результате чего формируются смежные сферы интересов, вызвавшие разноплановый симбиоз методов культурологии, антропологии, лингвофольклористики и др. наук. Междисциплинарный подход в изучении фольклора предполагает использование комплексного метода, так как его необходимость вытекает, прежде всего, из комплексного характера самого объекта и особенностей его функционирования. Каким бы ни был материал, средства и приемы выражения, содержание выражаемого во всех случаях проецируется в область народных представлений, верований, миропонимания, народной картины мира. Именно это содержательное единство диктует необходимость комплексного подхода к изучению традиционной культуры.
Научные результаты:

1. В ходе работ выявлено, что между различными языками и их носителями с глубокой древности существовали как генетические, так и культурные связи, которые образовались еще в обширном регионе Передней Азии, Ирана и Кавказа. Установлено, что предки унесли оттуда целый ряд исходных морфем-слов и праформы первоначальных теонимов. И позже на своих территориях вплетали их в свои мифологии, а также по образцу таких моделей создавали новые культурные традиции. (Руководитель – М.Х. Бакиров).

2. Мифологические представления о духах-хозяевах "домашнего" пространства в мифологической традиции татар Заказанья описаны как целостная многоуровневая система, начиная от ее первичных, наименьших единиц (функции и персонажа), кончая ее высшим уровнем - мифологическим текстом, в котором реализуются все остальные элементы. Данный подход к мифологической системе позволит в будущем построить полную классификацию персонажей народной демонологии независимо от языковых форм их воплощения в тексте. (Руководитель – Л.Х. Давлетшина).

3. В ходе исследований определены основные направления и тенденции развития татарской фольклористики в 1920-1930-е гг., выделены и проанализированы методы изучения фольклора в трудах татарских ученых 1920-1930-х гг., сопоставлены теоретико-методологические основы изучения русского и татарского фольклора в указанный период. (Руководитель – М.И. Ибрагимов).

4. Современная татарская поэзия стремится глубже понять народную мифологию, легенды, осмыслить первобытное восприятие мира, когда человек и природа составляли единое целое. Само время и параметры развития современной поэзии подтолкнули к рассмотрению проблемы «Мифология и татарская поэзия конца ХХ – начала ХХI вв. Влияние народной мифологии ощущается в творчестве Зульфата, З. Мансурова, Г. Мурата, Р. Мухаметшина, Б. Ибрагимова и др. В 2014 г. исследованы формы проявления мифологизма в поэзии, особенно в поэмах Сулеймана (Джавдата Сулейманова). Вместе с тем в истекшем году исследован новый пласт баитов, записанных во время фольклорных экспедиций последних лет, но ещё не опубликованных. Автор в своем исследовании стремится раскрыть философию, художественно-эстетическую ценность баитов и «вторую жизнь» жанра в литературе, особенно в поэзии. В работе исследуется поэтические баиты И. Юзеева, Р. Гаташа, Г. Мурата, Б. Ибрагимова и др. (Руководитель – Т.Н. Галиуллин).

4. Подготовлена содержательная часть I тома книги «Из истории формирования этнографических групп и диалектов татарского народа», в который включены 34 научные статьи, опубликованные в отечественных и зарубежных научных изданиях XVIII, XIX, XX вв. и ставшие библиографической редкостью, но не потерявшие свою научную ценность. В предисловии (1,5 п.л.) дается обоснование необходимости издания трудов из серии «Памятники научной мысли» и краткий анализ включенных статей. Включенные в этот том статьи, сгруппированы по этнографическим группам татар (35 п.л.). (Руководитель – Ф.Ю. Юсупов).


1.3. Научно-исследовательская тема «Вопросы истории, традиционного исполнительского искусства в татарском музыкальном фольклоре» (2011-2015 гг.). Руководитель - кандидат искусствоведения Исанбет Ю.Н.

Вопросы соотношения слова и музыки, равно как и вопросы временного строя народно-песенного поэтического текста и народного напева в фольклористике – одни из центральных. В татарском этномузыкознании, однако, наличие устойчивого интереса к проблемам ритма не означает их исчерпанности или даже сколько-нибудь однозначного видения: обобщающие работы в данной области отсутствуют, рассеянные же по разного рода исследованиям наблюдения столь противоречивы, что само их многообразие едва ли не сводит на нет сам позитивный факт их существования. Разногласия касаются как вопросов типологических, связанных с определением ритмической природы татарских напевов, так и вопросов частного порядка, касающихся, например, принципов сегментации ритмических структур. Не являются исключением и вопросы методологические, от решения которых авторы зачастую отказываются, ограничиваясь указанием на моменты сходства в ритмическом устройстве напевов с той или иной системой временной организации. Речь идет не о заведомой неправильности или ненужности такого рода сопоставлений, а о том, что описание объективных закономерностей материала в таких случаях неявно подменяется констатацией наличия большего или меньшего числа «общих» характеристик, зачастую являющихся сугубо внешними. Вряд ли стоит говорить о том, что в подобной ситуации какой


бы то ни было системности в подходе к предмету исследования ожидать
не приходится, что и становится, в конечном счете, причиной наблюдаемой разноголосицы установок и мнений.

Методологической основой разрабатываемой темы является комплекс теорий и подходов, сложившихся в отечественном теоретическом музыкознании, фольклористике и литературоведении. Разработка вопросов времяизмерительной ритмики опирается на учение о ритме, сложившееся в современной музыкально-теоретической науке, и в первую очередь, в трудах М. Харлапа, В. Холоповой, М. Кондратьева. Рассмотрение музыкального языка в его историческом становлении производится в соответствии со стадиально-типологическим подходом, представленным в этномузыкологических и музыкально-теоретических исследованиях, в частности, трудах Э. Алексеева и М. Харлапа. Анализ ладомелодических особенностей народных напевов производится в соответствии с установками, сложившимися в трудах Х. Кушнарева, Т. Бершадской, Э. Алексеева. Морфологический анализ традиционных напевов осуществляется в соответствии с подходами, представленными в этномузыкологических трудах соответствующей направленности – в частности, исследованиях И. Земцовского, И. Мациевского. Рассмотрение татарских напевов как феномена традиционной культуры осуществляется с учетом разработок М. Нигмедзянова, Н. Альмеевой, Р.А. Исхаковой-Вамбы, З. Сайдашевой, Ю.Н. Исанбет и ряда других ученых.



Научные результаты:

1. На сегодняшний день научно описаны архивные документы известного немецкого композитора и этнографа А. Эйхенвальда; подготовлена к изданию монография «Деятельность А. Эйхенвальда в Казани и его окружение» с дополнениями (30 п.л.); проведена работа с источниками в архивах, специализированных фондах научных, культурных, учебных центров г. Казани. (Руководитель – Ю.Н. Исанбет).

2. В ходе полевых исследований определен жанровый состав песенной культуры татар-кряшен Закамья, а именно татар-кряшен Нижнекамского и Заинского районов. На сегодняшний день в песенной культуре рассматриваемых кряшен наиболее сохранившимися являются семейно-обрядовые напевы: гостевые (диалоги хозяев и гостей дома), свадебные (песни родственников жениха и невесты, песни сватов), рекрутские и солдатские напевы. А среди неприуроченных жанров выделяются протяжные песни, такмаки, уличные. При сравнительном рассмотрении жанров, представленных в трудах М. Нигмедзянова и Н. Альмеевой, и жанрового состава песенной традиции рассматриваемой группы обращают на себя внимание два основных момента: во-первых, отсутствие в последней целого ряда жанров (авыл көйләре, озын түгәрәк уен көе, йөзек салу көе, бәетләр и т.д.), и, во-вторых, слабая сохранность календарно-обрядового комплекса и полное отсутствие «сезонно приуроченных напевов». (Руководитель – Камалова Э.Ф.)

3. Сформирована источниковая база исследования в ходе целевого выезда в Балтасинский, Арский, Кукморский районы Республики Татарстан. Определено, что фольклорная традиция исполнительства на гуслях находится в угасающем состоянии, репертуар сравнительно небольшой: деревенские напевы (“Субаш көе”, Биктәш көе”, “Арча”), танцевальные наигрыши. Произведена запись гусельных наигрышей, собраны сведения о бытовании гуслей в прошлом и настоящем, подготовлен диск с гусельными наигрышами (Руководитель – Э.Р. Каюмова).


1.4. Научно-исследовательская тема «Мифологическая система татар Заказанья. I. Духи-хозяева домашнего пространства». Этап 2014 г.: «Мифологическая традиция как система представлений о мифологических персонажах и мифологических функциях» по договору № 13-14-16011 а/р/ 2014 (РГНФ) (2013-2014 гг.). Руководитель – кандидат филологических наук Давлетшина Л.Х.

В 2014 году подготовлена содержательная часть первой книги "Духи-хозяева домашнего пространства" издания "Мифологическая система татар Заказанья: Исследования и тексты". Комплексный подход к мифологической системе, реализованный в проекте позволит в будущем построить полную классификацию персонажей народной демонологии независимо от языковых форм их воплощения в тексте. В ходе разработки вышеуказанного издания выявлен и классифицирован обширный корпус мифологических текстов, содержащих представления о мифологических персонажах освоенного пространства в традиции татар Заказанья.

Содержательная часть первой книги представлена научным описанием диалектных форм распространения духов-хозяев домашнего пространства по единому алгоритму изучения мифологических персонажей, а также публикацией аутентичных полевых текстов, выявленных в ходе выполнения проекта и содержащих сведения о названных персонажах. Научная статья характеризует представления о конкретном (йорт иясе (домовой), сарай иясе (хлевник) и др.) персонаже в мифологии татар Заказанья, принципы его номинации, основной круг мотивов, связанный с персонажем, диалектные особенности их распространения в регионе. Диалектные особенности персонажа проявляются в том, что в одних микротрадициях исследуемого региона некоторые из мотивов, связанных с персонажем, являются более частотными и актуальными для данного образа, а в других они становятся второстепенными или исчезают совсем. В результате анализа полевых материалов по традиционной культуре татар Заказанья выяснилось, что мифологические представления о духах-хозяевах домашнего пространства достаточно устойчивы на сегодняшний день.

Результаты исследования научно осмыслены и систематизированы в издании "Мифологическая система татар Заказанья: Исследования и тексты". Кн. 1. "Духи-хозяева домашнего пространства". Издание "Мифологическая система татар Заказанья" носит научный характер, поэтому отбор текстов осуществлялся по степени значимости для отражения всего многообразия вариантных форм местной демонологической традиции. Книга состоит из введения, научной статьи, фольклорных текстов, комментариев, а также программы по сбору материала, составленной в рамках данного проекта. В настоящем издании все тексты паспортизированы и изданы в своем аутентичном виде. В сборник включено 78 текстов. Тексты снабжены комментариями. В комментариях указывается место записи, ФИО информанта, год рождения, ФИО собирателя. Вместе с тем автор считает необходимым включение программы по сбору религиозно-мифологических представлений татар Поволжья и Урала, составленной в рамках данного проекта. Сборник статей и фольклорных текстов может быть использован в практике преподавания устного народного творчества и истории татарской культуры.


1.5. Научно-исследовательская тема «Из истории татарской фольклористики. Т. 1. Материалы Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете». Этап 2014 г.: «Систематизация материалов по татарской фольклористике» по договору № 13-14-16012 а/В/ 2014 (РГНФ) (2013-2014 гг.). Руководитель – кандидат филологических наук Брусько З.М.

Исследование и систематизация материалов по татарской фольклористике, опубликованных на страницах ИОАИЭ завершена, подготовлена содержательная часть издания под названием "Из истории татарской фольклористики" Т.1. Материалы Известий Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете)", которая состоит из материалов по татарскому фольклору и этнографии, опубликованных в 42 томах ИОАИЭ с 1878 по 1929 гг. Результаты исследования научно осмыслены и систематизированы. Непосредственная задача проекта состояла в подготовке к изданию полного свода трудов по татарскому фольклору и этнографии, опубликованных в Известиях ОАИЭ, снабженных развернутым научным комментарием с учетом современных достижений фольклористики, истории и теории литературы, исторической и культурной антропологии. Структура работы включает обширную вступительную статью, посвященную методологическим принципам Известий общества археологии, истории и этнографии и их значению для современного гуманитарного знания, подробные комментарии к публикуемым работам. Материалы представлены в виде копий 32 работ ученых в jpg формате. Объем книги составил 52 п.л. Внутри книги материалы расположены в хронологическом порядке в соответствии с выпусками Известий.


2. Научно-организационная работа
2.1 Организация научной деятельности.
2.1.1. Перечень научных подразделений Республиканского центра развития традиционной культуры:

научно-исследовательский отдел, который структурно разделен на сектор этнографии, сектор народного устно-поэтического творчества, сектор народного искусства.


2.1.2. Деятельность Ученого совета:

В отчетном году проведено 9 заседаний Ученого совета, на которых рассматривались вопросы научно-организационной и научно-исследовательской деятельности Центра: о планировании НИР структурными подразделениями, о плане выпуска научных трудов Центра в 2014 г., о плане работы Ученого совета на 2014 г., о подготовке отчетов о научно-исследовательской деятельности структурных подразделений Центра за 2014 г., отчеты руководителей коллективных НИР; об экспедициях, о зарубежных командировках; о подготовке к конференциям, школам, семинарам, об утверждении тем научно-исследовательских работ и т.д.

Решения по всем рассматриваемым вопросам зафиксированы в протоколах.
2.1.3. Организация и проведение научных мероприятий (конференций, семинаров, школ и др.).

В отчетном году Центр выступил организатором и соорганизатором научных мероприятий международного, всероссийского, республиканского и регионального характера.


1. Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционная культура народов Поволжья» (11-13.02.2014) была проведена на базе Казанского государственного университета культуры и искусств, подготовлен сборник материалов конференции 34 п.л. Проведение данной конференции было обусловлено необходимостью комплексного подхода к изучению традиционной культуры народов Поволжья. Состоявшаяся конференция охватывает широчайший спектр вопросов, исключительно важных для России в целом и народов Поволжья в частности. Изучение межнациональных историко-культурных взаимосвязей народов Поволжья стало одним из важнейших направлений научных разысканий ведущих историков, этнографов, фольклористов, языковедов, культурологов и др. В работе конференции приняли участие ученые Центра, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Елабужского колледжа культуры и искусств, а также специалисты в области традиционной культуры из регионов Российской Федерации (Саратовская, Волгоградская области, Удмуртская Республика, Республика Марий-Эл и др.).

2. Чтения «Школы молодого фольклориста» на тему «Актуальные проблемы полевой фольклористики» были организованы 20 марта 2013 г. в здании Министерства культуры РТ. В работе чтений приняли участие ученые Центра, ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, студенты преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. В ходе чтений были обсуждены вопросы комплексного собирания фольклора; проблемы научного синтеза фольклористика и этнография; проблема картографирования в полевой фольклористике; этнолингвистического метода в полевой фольклористике и т.д.

3. Межрегиональный семинар «Мультифольклорное пространство Среднего Повожья» (16-18.04.2014), посвященный различным проблемам, актуальным для современного научного сообщества. В рамках семинара собралось более 50 слушателей (научные работники, преподаватели, аспиранты, студенты) из регионов Среднего Поволжья, а также ведущие специалисты в различных областях фольклористики и культурной антропологии.

Каждый рабочий день семинара открывался лекцией специально приглашенного докладчика по исследовательским проблемам, актуальным для данного семинара. Перед участниками семинара выступили Е.Е. Левкиевская (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ), Г.Я. Сысоева (профессор, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России), А.А. Иванова (доцент кафедры русского устного народного творчества Московского государственного университета, кандидат филологических наук), В.Е. Добровольская (Государственный республиканский центр русского фольклора, ученый секретарь, кандидат филологических наук).

4. Методический семинар «Методика мониторинга объектов НКН народов Поволжья» совместно с ИДПО (1-10.04.2014) для руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Республики Татарстан. Специалистами РЦРТК были прочитаны следующие лекции, проведены практические занятия: «Основы системы документирования фиксированных объектов НКН», «Нормативно-правовая база сохранения НКН», «Принципы мониторинга объектов НКН народов Поволжья», «Мониторинг семейной обрядности народов Поволжья», «Мониторинг священных мест и сакральных территорий народов Поволжья», «Мониторинг традиционных ремесел народов Поволжья», «Мониторинг танцевального искусства народов Поволжья», «Мониторинг песенного искусства народов Поволжья» и другие.

5. Международная научно-практическая конференция «Нематериальное культурное наследие тюркских народов» (16-19.07.2014), подготовлен сборник материалов конференции 37 п.л.

В рамках Года культуры и плана основных мероприятий программы «Казань – культурная столица тюркского мира 2014 года» Республиканским центром развития традиционной культуры при содействии Министерства культуры Республики Татарстан и Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 16-19 июля 2014 года проведена Международная научно-практическая конференция «Нематериальное культурное наследие тюркских народов как объект сохранения».

В работе конференции приняли участие ученые научных центров, преподаватели ВУЗов, руководители культурных центров, Домов творчества, представители тюркоязычных государств (Турция, Азербайджан, Казахстан) и 10 регионов Российской Федерации. Конференция работала в пяти секциях «Актуальные проблемы сохранения нематериального культурного наследия», «Нематериальное культурное наследие тюркских народов: вопросы сохранения языковой среды», «Нематериальное культурное тюркских народов: вопросы выявления, сохранения и исследования»; «Нематериальное культурное наследие тюркских народов: вопросы выявления, сохранения и исследования», «Этническая история и традиционная культура тюркских тюркских народов». Специалисты различных областей (диалектологи, этнографы, культурологи, правоведы, экономисты, фольклористы и др.) поделились опытом в области работы с нематериальным культурным наследием на территории Российской Федерации и за рубежом, обсудили вопросы по приоритетным направлениям и мерам государственной поддержки и сохранения нематериального культурного наследия, постарались определить принципы выявления и фиксирования объектов нематериального культурного наследия тюркоязычных народов, рассмотрели вопросы систематизации и изучения традиционной культуры тюркоязычных народов, а также обсудили вопросы сохранения языка как носителя нематериального культурного наследия.

6. Чтения «Школы молодого фольклориста» на тему «Локальные фольклорные традиции: семантика, прагматика и современное состояние» (22.10.2014), подготовлен сборник материалов чтений 13 п.л. В работе чтений приняли участие гости из Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. Специалисты обсудили вопросы, касающиеся методов анализа локальных традиций, их современного бытования на отдельно взятых территориях, рассматриваются вопросы музыкального, обрядового фольклора татар, удмуртов, мари, легенды, связанные со святыми местами татар, обрядовая лексика.
2.1.4. Организация фольклорно-этнографических экспедиций.

В рамках программы «Мультифольклорное пространство Среднего Поволжья» Республиканским центром развития традиционной культуры была проведена фольклорно-этнографическая экспедиция в Мамадышский (30.05 – 02.06, с. Н. Мочалкино, Дюсьметьево, Крещ. Ерыкса, Новый Кумазан, Васильево, Зюри), Арский (02.06. – 05.06, с. Сердебаш, Апазово, Нуса), Кукморский (10.10 – 14.10, д. Туркаш, Ятмас Дусай, Починок Кучук, Уркуш), Сабинский (15.10 – 19.10, д. Язлы Арташ, Туктар, Б. Нырты, С. Нырты) районы Республики Татарстан. Материалы экспедиций паспортизированы и сданы в фонд РЦРТК.

Целью этой экспедиции было изучение культуры и быта коренных народов, проживающих на территории данных районов, а в частности выявление особенностей современного бытования традиционной культуры. Материалы экспедиции  дают возможность для интересных сравнительно-культурологических исследований о бытовании традиционной культуры коренных народов указанных районов Республики Татарстан.

В рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан» с 26 июня по 3 июля 2014 года проведена комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция в Апастовский район Республики Татарстан. Экспедиционная группа работала в населенных пунктах Апастовского района РТ (с 26 по 28 июня в с. Аю-Кудерган, Багишево, Черемшан, Тявгельдино, Бакрче, В. Балтаево, с 1 по 3 июля в с. Тутаево, Чатбаш, Ст. Бурнашево, Кулганы, Девликеево, Починок-Енаево).

Экспедиционная группа в составе 14 человек выезжала в населенные пункты Алексеевского района с 19 сентября по 2 октября 2014 года. В ходе экспедиции исследованы следующие села: Б. Тиганы, Ошняк, Ср. Тиганы, Н.Тиганы, Подлесная Шентала, Тат. Майна, Кр.Баран, Сухие Курнали, Степная Шентала.

Экспедиционная группа вела работу по специально разработанным научно-исследовательским программам в рамках следующих тем: мифологические представления, обрядовая культура, детский фольклор, лечебно-заговорная, трудовая традиции, местные святыни, танцевальная традиция, музыкальный фольклор и другие явления традиционной культуры.

На сегодняшний день материалы экспедиций обработаны, паспортизированы и сданы в фонд Республиканского центра развития традиционной культуры. По материалам экспедиций подготовлены научные статьи (3,2 а.л.).


Каталог: test -> uploads
test -> Операциялық жүйемен жұмыс жасап үйрену
test -> Итоговое тестирование по курсу «История Нового времени» 8 класс
test -> Georg IV av Storbritannia.doc [IV Георг]
test -> Қазақстанда капиталистік қатынастардың дамуы
test -> Xx ғасырдаң екінші жартысы мен ХХ ғасырдың бірінші жартысындағы Қазақстанда әлеуметтік ой-пікірлердің дамуы
uploads -> «утверждено»
uploads -> «Деятельность сельских клубов в современных условиях: проблемы и перспективы»
uploads -> Программа Чтения «Школы молодого фольклориста»
uploads -> Гбу «республиканский центр развития традиционной культуры»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет