В числе внешнеполитических итогов 2023 года можно отметить сохранение и укрепление прагматичной многовекторной политики Казахстана. Все международные игроки хорошо понимают: Казахстан строит свою дипломатию строго на основе долгосрочных национальных интересов.

Взять хотя бы отношения с Европейским Союзом. Они подверглись значительной перезагрузке в последние несколько лет. Казахстанская власть чётко расставляет приоритеты, очищая внешнюю политику от личных корыстных интересов, к чему европейцы относятся с большим пониманием.

У РК и ЕС – особенные, построенные на взаимном уважении отношения. Стороны хорошо понимают друга: взаимный экономический интерес, локальную повестку партнёров, стесняющие факторы, на которые нельзя не обращать внимания.

Европейский союз как единое целое является крупнейшим торговым партнёром Казахстана, в январе-октябре 2023 года товарооборот составил $35 млрд., треть от внешней торговли РК. Причём, у Казахстана с ЕС положительное торговое сальдо в $17 млрд, что положительно сказывается на казахстанской экономике. Основной продукт экспорт по-прежнему сырье, но учитывая ряд факторов – провозглашаемый курс на реальную индустриализацию, а также текущий геополитический контекст – Казахстан имеет хорошие шансы значительно усложнить экспорт в Европу.

Президент Токаев выстраивает хорошие деловые отношения с европейскими лидерами. В сентябре побывал с визитом в Берлине, где провёл переговоры с главой правительства крупнейшей экономики ЕС и мира – канцлером ФРГ Олафом Шольцем. В мероприятие был хорошо вовлечён германский бизнес, с которым казахстанские власти отрабатывают сотрудничество по целому ряду перспективных направлений. «Германия – стратегический партнер Казахстана в Европейском Союзе, особенно с точки зрения торгово-экономических и инвестиционных связей. Поэтому мы придаем исключительное значение укреплению двустороннего сотрудничества», — подчеркнул глава казахстанского государства.

В ответ Шольц назвал Казахстан ведущим экономическим партнёром ФРГ в Центральной Азии, и выразил поддержку проводимым в республике реформам.

Понятно, что в ситуации противостояния коллективного Запада и Восточного блока гибкая политика Казахстана, с холодным разумом умеющего найти общий язык со всеми сторонами, вызывает у европейских политиков особенное понимание.

В ноябре в Астану прилетел президент Франции Эммануэль Макрон. «Сотрудничество между Казахстаном и Францией динамично развивается, вместе с тем необходимо придать ему дополнительный импульс. Поэтому можно назвать ваш визит историческим, очень важным», — отметил президент Токаев. «Мы являемся важными экономическими партнерами. Кроме того, хочу отметить, что мы подпишем значимые контракты, которые позволят продвинуть стратегические и экономические отношения между нашими странами», — ответил ему президент Макрон.

Происходящее – результат хладнокровного конструктивного подхода Казахстана к внешней политике. Необходимо отметить, что внешнеполитический курс официальной Астаны подвергается как внешнему, так и внутреннему давлению. Но власти не позволяют эмоциям возобладать над разумом. Максимальная диверсификация связей – основа устойчивости страны. На этот принцип опирается казахстанская дипломатия. Казахстан развивает отношения с Россией в рамках евразийской интеграции, подключается к масштабным китайским проектам, развивает общетюркское направление, является привлекательным партнёром для Европейского Союза и США, активно взаимодействует с Индией и Арабскими странами Залива.

Подобная дипломатическая рассудительность и гибкость конвертируются в новые экономические возможности и укрепление политического суверенитета. «Горячим головам» так не кажется, но на то они и «горячие головы».


Автор: Жанара Кенжебекова

Жанара — исследовательница культуры и традиций. Ее статьи поднимают важные темы многообразия культур Казахстана.