I действие II картина



жүктеу 24.57 Kb.
Дата29.11.2017
өлшемі24.57 Kb.

Тема № 14: «Могучая кучка» («Пятерка»)
Содружество композиторов, просуществовавшее с конца 50-х до середины 70-х годов. Туда входили: М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, критик В.В.Стасов; центром и главой был М.А.Балакирев. Первоначально это был кружок музыкантов-любителей, со временем – целая художественная школа. На собраниях исполнялись классические и современные произведения, сочинения самих кучкистов; композиторы делились идеями, особенно Балакирев. Авторитет Балакирева вначале был непререкаем, он активно участвовал в творческой работе своих товарищей. По мере профессионального развития кучкисты стали тяготиться «отеческим деспотизмом» Балакирева => кружок распался. Однако, основные принципы (гуманизма, народности, реалистичности) сохранились у каждого из композиторов, претворяясь по-своему. Также сохранились и дружеские взаимоотношения.
Тема № 15: Милий Алексеевич Балакирев

(1837-1910)
Композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. С 1855 года жил в Петербурге, где познакомился с М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, выступал как пианист. Глава «Могучей кучки», основатель Бесплатной музыкальной школы, руководитель Придворной певческой капеллы; дирижировал симфоническими концертами РМО, собирал и изучал народные песни (2 сборника).

Основа творчества – инструментальная музыка (симфоническая и фортепианная), преимущественно программная, романсы. Традиции Глинки. Образы: народные, картины природы и быта. Широко использовал фольклор. Большое место – Восток (традиционный для русских композиторов).


«Исламей»

Восточная фантазия для фортепиано, 1869 год. Посвящается Николаю Рубинштейну. Высоко оценена Ф.Листом. Виртуозное концертное произведение. «Исламей» – название кабардинской народной пляски, мелодия записана Балакиревым на Кавказе. Форма – сонатное Allegro.



Г.П. – стремительная, темпераментная, блестящая. Приемы крупной фортепианной техники, имитации тембра народных кавказских инструментов.

П.П. – лирическая (женская), напоминает напевы крымских татар.

Разработка, реприза – единая линия развития, crescendo, кульминация в конце.
Тема № 16: Антон Григорьевич Рубинштейн

(1829-1894)
Пианист, дирижер, композитор, музыкально-общественный деятель, директор первой в России консерватории. Концертировал с 1839 года в Москве, Петербурге и за рубежом. Завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Его выступления отличались драматической силой и мужественностью. Большое значение имели

организованные Рубинштейном циклы Исторических концертов, в которых была представлена эволюция фортепианной музыки от истоков до современности.



Обширно и разнообразно музыкальное наследие (119 опусов). Наиболее известны: опера «Демон», Четвертый фортепианный концерт, вторая симфония «Океан», цикл романсов «Персидские песни». Преобладают лирические и восточные образы. Творчество Рубинштейна оказало влияние на музыку П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.
Тема № 17: Александр Николаевич Серов

(1820-1871)
Вошел в историю музыки как выдающийся критик и общественный деятель. Основоположник профессионального русского музыкознания. Его труды опираются на объективный добросовестный анализ произведений в контексте эпохи. Его девиз: «Моя позиция – оппозиция». Важнейший принцип – историзм. Серов был ярым врагом поверхностного развлекательного искусства.

Композиторское творчество менее ценно. Основной жанр – опера (историко-легендарная, народно-бытовая): «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила».

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет