Игры на сближение формирование коллектива



жүктеу 301.63 Kb.
Дата15.05.2019
өлшемі301.63 Kb.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Я+ТЫ+ОН+ОНА=МЫ


Вы, конечно же, хотите, чтобы ваш отряд был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех!

Давайте с вами проведём несколько игр, и, может быть, вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах.

Любая игра несёт в себе элемент сплочения, и, конечно же, вы знаете их огромное количество. Хотелось бы пополнить ваш арсенал наиболее оригинальными и забавными играми.

«Клоун»


Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.

Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.

Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Недостатка смеха в этой игре не будет!



«Яблочко»


Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак… Начали!

Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.



«Сандалик»


Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: «Это небольшая весёлая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!»

«Тукан»


Тукан – это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки. Сейчас мы, подобно тукану, будем «нанизываться» на длинную, около 15 м. длиной верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами верёвки, привязанными к ней.

«Клубок»


Та же самая верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача – снова образовать круг.

«Прыжок без парашюта»


Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко держаться друг за друга.
Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском коллективе встречаются так называемые «отверженные». Эта игра будет более продуктивной, если вожатый незаметно для ребят сделает так, чтобы на стул почаще становились «отверженные», а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.
Конкурсная программа «МИКСЕР»

ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.

ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды:

после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения дета­лей? (Клей.)

• Молоко, телефон, дождь.

• Хлеб, ножницы, луна.

• Жираф, ложка, снег.

• Машина, ночь, сахар.



ПОКАЖИ. Необходимо изобразить, используя всех участников команды:

• оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

• болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;

• крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

• Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;

• букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;

• картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ. На листах бумаги команды в течение 2—3 минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются мето­дом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий оста­нется больше.

МАСТЕРА ПАНТОМИМЫ. Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.

ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два

стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.



КТО БЫСТРЕЕ? Команда выполняет задания быстро и четко.

1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:

квадрат;


треугольник;

круг;


ромб;

угол;


букву;

птичий косяк.



2-й вариант. Построиться в шеренгу по:

• росту;


• цвету волос;

• алфавиту имен;



• размеру ноги.

Игры на сближение формирование коллектива
«ПРИВЕТ»

Цель: сближение участников группы друг с другом и привнесение в совместную работу элемент дружеских отношений.

Инструкция (слова ведущего): Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу. Вы можете запустить второй круг - с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь», или использовать игру в конце занятия со словами «Спасибо» С тобой было так хорошо работать!»
«ОБЪЕДИНЕНИЕ!»

Цель: понять, что объединяет людей.

Инструкция: Группа рассаживается в комнате. Один из участников выхо- дит на середину комнаты или круга, он становится ведущим. Он выбирает несколько участников из группы и просит встать рядом с ним. После этого, оставшиеся игроки должны угадать, по каким признакам ведущий отобрал себе команду (что их объединяет). После того, как признак отгадан, человек, отгадавший занимает место ведущего.

«ПУТАНИЦА»

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников

Инструкция: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе партнера по «рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе другого партнера по рукопожатию. И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всякое словесное общение.

«ЦВЕТА РАДУГИ»

Цель: развитие умения чувствовать других людей

Инструкция: Участники делятся на мини-группы по 5-6 человек в каждой. В каждой группе выбирается ведущий, который будет считать до трех. По команде «Три» ведущего, участники группы называют название какого- либо цвета. Цель группы - достичь результата, чтобы все участники без предварительной договоренности назвали один и тот же цвет. При этом ни один игрок не может называть один и тот же цвет два раза подряд.

«ЕДИНЕНИЕ»

Цель: концентрация своих действий с действиями другого человека Материалы: монетки

Инструкция: Участники разбиваются на пары и садятся за стол. У каждой пары в руках должны быть монеты одинакового достоинства, и как можно большего размера. Партнеры одновременно раскручивают свои монеты, стараясь, чтобы они остановились в одно и то же время, чтобы при падении обеих монет можно было услышать только один звук. Игрокам предоставляется неограниченное время для достижения синхронности действий. Когда определенный результат достигнут, можно попробовать проделать то же самое, но в тройках. Также можно провести своеобразный чемпионат по синхронному вращению монет. В конце упражнения участники делятся опытом, как добиться синхронности действий.
«МАГНИТ»

Цель: установление доверительных отношений

Инструкция: Участники закрывают глаза и осторожно двигаются по помещению по произвольным траекториям. По команде ведущего «Магниты отталкиваются», участники при касании друг друга, продолжать движение в противоположном направлении. После команды ведущего «Магниты притягиваются», участники, коснувшиеся друг друга продолжают движение вместе.
«ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ КРУГ»

Цель: формирование у членов группы доверие к себе и другим, действовать внимательно по отношению к окружающим.

Инструкция: Группа становится в круг. Каждый участник закрывает глаза и ставит руки перед собой, принимая защитную позу. По команде ведущего все участники начинают движение, пытаясь достичь противоположной стороны круга. При этом необходимо делать это аккуратно, не наступив никому на ногу, не ударив. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается, поворачивается лицом в центр круга и открывает глаза.

После выполнения упражнения производится анализ.


«ИЩИ И НАЙДИ»

Цель: развитие доверительных отношений в группе

Инструкция (слова ведущего): «Разойдитесь, пожалуйста по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнера - так, чтобы вы могли его найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть 2 минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук, ширина плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризую-щий облик вашего партнера. (2 минуты) Теперь закроите глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь очень медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. (15 секунд) А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите его по особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде, чем открыть глаза, назовите его имя.

Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле - не слишком большом, чтобы партнеры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.


«СЛЕПОЙ КРУГ»

Цель: проверка, насколько хорошо члены группы могут взаимодействовать друг с другом для совместного решения проблемных ситуаций.

Инструкция: Участники закрывают глаза и начинают молча перемещаться по комнате, держа руки в защитной позе. По команде ведущего участники должны образовать круг, встав друг за другом, положив руки на плечи соседа спереди. Затем каждый руками ощупывает спину, затылок, плечи, голову соседа спереди, чтобы впоследствии суметь узнать его. Ведущий в это время может записать имена участников в том порядке, в котором они располагаются. Затем по команде ведущего участники расхо- дятся и передвигаются по комнате. Затем ведущий просит участников еще раз образовать круг, но именно в той последовательности, в какой они стояли первый раз. Причем, ведущий не препятствует разговорам участни- ков. Когда группа решит, что задание выполнено, то ведущий разрешает открыть участникам глаза. Ведущий рассказывает группе, правильно ли выполнено задание и сколько времени потребовалось на решение задачи. После выполнения упражнения группа анализирует свои действия.

«СТОЛ»

Цель: формирование навыков взаимодействия

Инструкция: Ваша группа должна по команде ведущего как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.
«ШАРИКИ»

Цель: снятие напряжения, развитие взаимопонимания, взаимодействия

Материалы: воздушные шарики

Инструкция: Группа разбивается на мини группы (от 3 до 5 человек). Группы распределяются по помещению так, чтобы не мешать друг другу при выполнении заданий. Каждая группа получает воздушный шар. Задача группы: удержать воздушный шар в воздухе без помощи рук. Ведущий усложняет задание, называет ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар (локоть, голова, колени, правое плечо, и т.д.). И последнее задание: удержать шар в воздухе, не используя другие части тела. Это задание можно выполнить, если одновременно дуть на шарик.

«СЛЕПОЙ ФУТБОЛ»

Цель: установление сотрудничества и доверия в группе

Материалы: повязки на глаза, мячи (1-3)

Инструкция: Группа делится на 2 равные команды. Каждая команда делится на пары. Один партнер становится «игроком», а другой - «тренером». «Игрок» надевает на глаза повязку. Перед игрой можно устроить тренировку, чтобы каждый «игрок» мог привыкнуть к голосу своего «тренера».

До начала игры ведущий оглашает правила:



  • Только игрок может касаться мяча.

  • Игроки передвигаются по полю, выставив руки перед собой, ладонями наружу.

  • Ни тренер, ни игрок не могут касаться друг друга умышленно.

  • Если мяч выбывает с территории площадки, то ведущий сам возвращает его в игру.

  • Запрещены дальние и сильные броски мяча.

  • Игроки не должны быть обуты в тяжелую обувь.

  • На поле нет ворот.

Обе команды выстраиваются в одну линию. Ведущий дает сигнал к началу игры свистком и бросает на середину поля мяч (или 2-3 мяча). Через 5 минут партнеры меняются ролями и выбирают себе новых партнеров.

В конце игры происходит обсуждение.



«СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ»

Цель: дать возможность решить группе общую проблему и почувствовать себя единым целым.

Исходное положение: на земле чертятся две параллельные линии, на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вся группа встает в шеренгу у одной линии.

Инструкция: Группа должна пройти расстояние от одной линии до другой на разрывая контакт у щиколотки. Если контакт нарушен, вся группа возвращается в исходное положение. После выполнения задания проводится анализ.
«БАРТЕР»

Цель: развитие навыков кооперации

Материалы: 3 листа цветного картона, разрезанные одинаковым образом на несколько произвольных частей

Инструкция: Группа делится на 3 команды. Цветные кусочки картона перемешиваются и распределяются среди всех участников произвольным образом. Каждая группа садится за стол. Задача каждой группы - сложить кусочки одного цвета в целый лист. Чтобы получить недостающие кусочки, команда снаряжает двоих посредников, которые будут производить обмен с посредниками других команд. Посредником может быть любой желающий. Каждая группа решает самостоятельно, какой цвет она будет собирать. Каждая группа может ставить любые условия по обмену имеющихся у нее кусочков. Группа, которая первая собрала кусочки одного цвета в полный лист, считается победителем.

После выполнения задания всеми группами проводится обсуждение


«КАРТИНА»

Цель: проверка готовности к кооперации участников

Материалы: большой лист бумаги, тюбик клея, 10 листов цветной бумаги

Инструкция: Группа делится на команды по 4 человека. Один из них становится директором, трое остальных - слепыми художниками. Художники могут творить только с закрытыми глазами. Директор может смотреть и говорить, но не может ни к чему прикасаться. Задание для команды - создать коллективное произведение. Необходимые элементы для картины нужно не вырезать ножницами, а отрывать от листов руками. Для выполнения задания - у команды есть 30 минут. Команда сама принимает решение, сколько времени она тратит на планирование, а сколько на сам процесс. Через 30 минут все команды собираются вместе и демонстрируют свои произведения. Затем происходит обсуждение внутри команд, затем во всей группе.
«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

Цель: развитие навыков взаимодействия

Материалы: листы бумаги, ручки или карандаши на каждого участника.

Инструкция: Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они договариваются, кто из них «первый», кто «второй». «Первый» участник рисует план острова сокровищ, ландшафт, особые места, и обязательно то место, где находится сокровище. В то время, как «первый» рисует, он также рассказывает «второму», что он в свою очередь должен рисовать на своем листе, чтобы получить точную копия первого плана. На выполнение этого задания дается 10 минут. После этого проводится обсуждение работы в парах. Затем пары демонстрируют свои рисунки и группа делает выводы эксперимента.
УЖАСНО-ПРЕКРАСНЫЙ РИСУНОК»

Материалы: фломастеры, бумага.

Инструкция: Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать прекрасный рисунок. После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный» рисунок и передает его следующему. Тот в свою очередь делает «прекрасный» рисунок. Так проходит весь круг, пока рисунок не вернется к хозяину. Обсуждение.
«УЗЕЛКИ»

Цель: развитие навыков взаимодействия

Инструкция: Участники становятся в круг. Ведущий подает руку любому, стоящему напротив, но не соседу. Тот, подает вторую руку другому члену группы, так образуется цепочка. Последний участник подает свободную руку ведущему и круг замыкается. Дальше команда должна придумать стратегию как «распутаться» не размыкая рук, чтобы снова получился круг. Во время обсуждения нельзя производить никаких действий. Как только решение принято, группа молча выполняет задание.
«ИРЛАНДСКАЯ ДУЭЛЬ»

Цель: дать возможность членам группы открыть друг в друге что-то новое.

Инструкция (слова ведущего): «Выберите, пожалуйста, себе партнера. Я хочу предложить вам игру под названием «ирландская дуэль». Вы должны стать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь - ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята. Правую руку вытяните указательным пальцем вперед - это будет ваш ирландский меч. Ваша задача - дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера. Так как ирландцы - это очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту».

Обратите внимание на то, чтобы в комнате было достаточно свободного места - в противном случае участники могут «В пылу сражения» обо что-нибудь удариться.


. "Рисуем на ладошках".

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.


«Ладошки»

Давайте повернемся друг к другу, поставим свои ладошки к ладошкам соседа, передадим тепло и энергию, заряд и бодрость друг другу. Спасибо за работу на семинаре.


"Молекулы".

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведуий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объедениться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.



Салки-обнималки".

Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.



"Определи наощупь".

Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).


Камушек в ботинке

Как показывает практика, подавляющее большинство детей младшего возраста (6–10 лет) часто совершенно не умеют играть и общаться. В большинстве случаев это связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Как правило, это дети «домашние», не посещавшие детские коллективы и имеющие ограниченный круг общения.

Конечно, не стоит забывать о возрастных особенностях: младший ребенок обладает еще сравнительно низким уровнем рефлексии, которая развивается у каждого индивидуальными темпами, высокую эгоцентричную позицию и слабую эмоциональную децентрацию, которые в совокупности приводят к конфликтам в детском коллективе.

Волшебным ключиком в разрешении подобного рода трудностей может стать игра «Камушек в ботинке». Игра позволяет детям открыто высказывать свои переживания, отрицательные эмоции. В эту игру полезно поиграть, когда кто-то из детей обижен, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом или когда в отряде назревает конфликт.

Каждый участник игры имеет право и возможность рассказать о своем состоянии, отношении к чему-либо. Это способствует снижению внутреннего эмоционального напряжения. «Виновники» конфликта могут услышать о чувствах и переживаниях других детей, что развивает умение понимать эмоциональное состояние другого и дает информацию о том, что очень неприятно окружающим.

Игра заключается в следующем. Сначала ведущий спрашивает: «Скажите, попадал ли вам когда-нибудь камушек в ботинок? И какие ощущения у вас при этом были?» Дети сразу начинают рассказывать о случаях из жизни. Вожатый говорит, что если камушек вовремя не вытряхнуть из ботинка, то он будет причинять неудобство и даже боль. Далее эту ситуацию надо сравнить с процессом общения детей друг с другом: «Когда мы сердимся, взволнованы или нам сделали что-то неприятное, это воспринимается нами как камушек в ботинке, который мешает дружить дальше. Поэтому камушек лучше сразу вытащить, то есть сказать о своих проблемах, чувствах. Подумайте, не чувствуете ли вы чего-то такого, что мешало бы вам? Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке». Если вам ничего не мешает, то вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

Судя по опыту, в отряде будет много желающих сказать о своих проблемах. важно выслушать каждого ребенка, а отдельные «важные камушки» необходимо обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры дает совет или способ решения данной проблемы.

Игру «Камушек в ботинке» рекомендуется проводить регулярно. Дети, поиграв хотя бы раз, начинают испытывать потребность рассказывать о своих проблемах в такой игровой форме.

Данная игра очень полезна для эмоционально зажатых детей, которые не имеют опыта выражать свои эмоции, для тревожных, стеснительных, конфликтных и агрессивных детей. Не нужно сразу ждать от них активного участия в игре, а тем более высказываний о своих трудностях. Детям необходимо постепенно привыкнуть к такой форме работы. Видя, что остальные делятся своими чувствами, проблемами, такие дети тоже через некоторое время начнут рассказывать о своих внутренних переживаниях.

Конфликтные и агрессивные дети постепенно начинают понимать, что их способ общения негативно воспринимается окружающими, а игра позволяет всем вместе найти способ решения проблемы.

В заключение хочется сказать, что при регулярном проведении игры у детей будет развиваться рефлексия, эмоциональная децентрация, сформируются новые способы решения проблем, появятся необходимые коммуникативные навыки.



Игры, которые позволят узнать друг друга

«КЛАД»

Цель: оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов в группе.

Инструкция (слова ведущего): Представьте себе, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача - разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас есть на это 5 минут. Запрещено: бросать жребий и делить вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют,
«МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЕНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель: диагностика отношений в группе, позиции каждого члена труппы

Инструкция (слова ведущего): «Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг зеленая трава, цветут цветы, летают бабочки. Чуть подальше прозрачное чистое озеро, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа. Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лугу: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: «Внимание! На вас напали маленькие зеленые человечки» ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середине самых слабых, а затем хором прокричать: «дадим отпор маленьким зеленым человечкам» В зависимости от того, как будет выглядеть группа в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждал после каждого поведение группы.
«СОЦИОГРАММА»

Цель: исследовать отношения и стиль общения в группе


Материалы: ватман, мячики (по количеству человек в группе), 2 мотка голубой и красной пряжи, ножницы, клей, черный фломастер или маркер

Инструкция: Группа садится в круг. Все необходимые материалы размещаются посередине круга. Ведущий оглашает задание: группе необходимо сделать трехмерную картину, которая будет отражать видимые и невидимые связи членов группы. На выполнение задания группе дается 30 минут. Из числа участников выбирается наблюдатель, который ведет протокол работы группы, чтобы потом группа могла реалистично оценить сама себя. После выполнения задания происходит обсуждение.

Телеграмма


Участники становятся в круг, держатся за руки. В центре круга - водящий. Кто-нибудь из игроков начинает: " Я отправляю поздравительную открытку Кате, в которой желаю ей добра". Как только произносит слова, лёгким пожатием руки любого из соседей, "отправляет" открытку. По цепочке открытка должна дойти до адресата. Важно слегка пожимать руки друг другу, чтобы водящий не смог перехватить почту. Как только адресат получает открытку, сразу говорит слово "получил" и, теперь он, отправляет свою открытку кому-то в кругу. Отправлять можно письма, посылки, бандероли, телеграммы и т. д. Если водящий заметил, где пожимают руку, т.е. где проходит почта, тот игрок становится водящим.

Психологические игры

дающие возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собой, направленные на:

  • осознание себя, самопознание:

"Телепатия"

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу. Одному из них отводится роль "передающего", а другому - "принимающего". Ведущий объясняет, что "передающий" должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить его "принимающему". Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.

Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа "передавала" одному из участников.

При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он вполне серьезно относится к предложенному эксперименту и ожидает положительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное скептическое отношение к подобного рода занятиям и настроиться на серьезную работу. Конечно, дело тут не в телепатии - ее может и не быть в природе. Однако необходимость создания яркой воображаемой картины не только для себя, но и для партнера - дополнительный стимул, заставляющий "передающего" предельно мобилизовать силы своего воображения. Кстати, правильные отгадывания во время игры случаются обычно чаще, чем этого можно было бы ожидать по теории вероятностей.

В том случае, если после первых удач у участников действительно возникнет впечатление, будто мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить с развенчанием "чудесного феномена". Ведь веру в телепатию можно эффективно использовать для того, чтобы сильнее подогревать группу в ее работе. Лишь после того, как каждый из участников достаточно поработает в роли "передающего", имеет смысл раскрыть карты и рассказать группе о возможных каналах передачи информации.


"Монета"

Вооруженные карандашом, бумагой и монетой участники располагаются друг против друга. В каждом такте игры участники скрытно выкладывают свои монеты (на столе, на полу, у себя на ладони) "орлом" или "решкой" вверх и по сигналу одновременно показывают их друг другу. Время, отводимое на каждый такт, не ограничено: сигнал подается лишь после готовности каждого из игроков. Один из них работает "на согласование". Он выигрывает такт в том случае, если обе монеты выпадают или "решками", или "орлами". Другой участник работает "на рассогласование" и выигрывает такт при выпадении "орел"-"решка" или "решка"-"орел". Исходы каждого такт записываются участниками, что дает им возможность анализа хода борьбы и тактики соперника на всем протяжении игры. Длительность игры устанавливается заранее и может составлять в зависимости от "квалификации" участников от 25 до 50 тактов. Или же можно условиться играть до тех пор, пока разрыв не составит определенное количество (3-5) очков.


"Гомеостат"

Так называется прибор со множеством ручек и циферблатов, который используется психологами для изучения групповой совместимости. Наш "прибор" устроен несколько проще. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают пальцы". Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими "незаконными" способами пытаться согласовывать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого "выбрасывания" фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

Помимо своего прямого назначения "Гомеостат" может быть использован для выявления взаимоотношений между играющими. Если внимательно понаблюдать за ходом игры, то можно заметить одного или нескольких лидеров в группе, под которых подстраиваются остальные участники. Возможно, группа распадается на несколько группировок, имеющих свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает несколько раз подряд по три пальца, в то время как другая - по одному). Не исключено также появление "негативиста", упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Если участникам наскучит этот сидячий вариант рефлексивной игры, то можно предложить ее подвижный аналог.



"Шеренга"

Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего делают поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после оказаться лицом к одной из стен (то есть на 90, 180, 270 градусов и т.д.). Задача участников после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем быть повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Как правило, задача эта оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги ведущий формулирует новую задачу: повернуть так, чтобы оказаться после повернутыми в одну и ту же сторону. Повороты продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута эта цель.
"Выбор"

Все участники рассаживаются в круг. По команде ведущего каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе - допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих - добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Эта игра требует от участников учета очень многих моментов и завершается обычно лишь после долгих и безуспешных попыток.
"Стыковка"

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические станции" - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров.

Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" - указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности - вне ее пределов.


  • умение слушать:

Заблудившийся рассказчик

Участники расаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам "запутывает" разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

_Анализ:  .Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. После того как будут усвоены все тонкости игры и налажены все необходимые взаимодействия между участниками, длину ассоциативных рядов при "запутывании" следует постоянно наращивать. Чем длиннее ряд, тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом. Игра является одним из способов выработки внутреннего контроля, так как в ходе нее участник привыкает отслеживать ассоциативные цепочки, удерживать в уме нить разговора, последовательность событий или ход собственных размышлений.

Игра "Заблудившийся рассказчик" затрагивает не только внимание, но и межличностные отношения членов группы. Мысль участника свободно перемещается во всех направлениях и часто выносит образы из самых глубин его внутреннего мира, поскольку темп игры не позволяет обдумывать и отбирать приходящие в голову ассоциации. Редкий участник позволит своим мыслям "звучать" до тех пор, пока не почувствует себя в доверительной атмосфере психологического комфорта и безопасности, поэтому это упражнение можно использовать как своеобразное психодиагностическое средство.


Игры на командную работу

Выйти по числу пальцев

Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.


Выкинуть на пальцах

Всей группе на "раз-два-три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.


Посчитать до 18

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.


построиться по росту

С закрытыми глазами молча построиться по росту.


Муравьиная тропа

Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача - двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с начала.


ПЕРЕВЕРНИ КОВРИК

Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.


Веревочка за руки

Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.


Осьминожка

К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача - не уронив мячик, обнести его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.


Орехи

Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Hужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. Hа обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.


Рука к руке

Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами! – и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел, - становится водящим. Новый водящий говорит: «Спина к спине!»(нос к носу, плечо к плечу …)



Кельтское колесо

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света. Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг. Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией. Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в групе важнее поставленной цели, движения вперед. По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:
1. 7-10 минут на подготовку.

Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.

2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.

3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.


4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

Тренинг на доверие



М-М-М по кругу

Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.


Фотоаппарат

Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову "делает снимки" (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте "сделаны снимки". Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.


Паровозик

Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.


Стена

Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.



Техника безопасности:

Обеспечить физическую безопасность.

Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.
Баллы на пальцах

Люди стоят в парах и по счету "три" оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.


Солнышко

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.


Магнит

Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней "прилипли". Один выходит в центр. Это "магнит". Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает "притягивать" людей к себе. Тот кто чувствует, что его "выдернули из клея" присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут "отлипать" от стены можно смотреть на отношение группы к человеку "магниту".


Упражнения на экстрасенсорику

Ладошки

Люди в парах. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. (Hапример: осень, дождь, снегопат, фонари, двое на лавочке и т.п.) Потом пары меняются. Hа обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.


Телепатия

Делается по парам. Человек, сосредоточившись, пытается передать напарнику несложный образ (например: закат). Обычно угадывание чужих мыслей действительно может происходить. Важно, чтобы в группе соблюдалась тишина.


Сенсорика

Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.


Мышеловка

Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки - мышеловка захлопывается. Их задача не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.


Остановка рук

У человека закрыты глаза. Hапарник постепенно приближает к нему руку. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать "Стоп". Вариант - напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать "Стоп".


Человек с закрытыми глазами

Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен назвать пол и постараться определить имя дотронувшегося.


Определить цвет на ощупь

Вариант: определить на ощупь край стола (рука в воздухе).


Сколько нас?

С закрытыми глазами (стоя на месте) определить сколько человек в зале и кто где находится.


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет