Доктор исторических наук и профессор КазНУ имени аль-Фараби Аманжол Калыш, рассказал, что одним из наиболее ярких и красочных земледельческих праздников тюркских и иранских народов, связанных также с астрономическими наблюдениями и восходящих к древним традициям, является весенний праздник Наурыз. Он распространен в различных формах и названиях у народов Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Российской Федерации, Закавказья, Восточного Туркестана, Балкан.

«В отношении генезиса данного праздника имеется достаточно источников, начиная с «Авесты», произведений Абульхасана Рудаки (858-941), Абулькасима Фирдоуси (935-1020), Абу Рейхана Бируни (973-1048), включая «Ноурузнаме» Омара Хайяма (1048-1131) и других. В указанном сочинении Омар Хайям отмечал: «Что касается причины установления Науруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна, в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается. Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник», – рассказал Аманжол Калыш.

Этимология праздника Наурыз происходит из двух древнеиранских слов «ноу» — новый и «роуз» — день, а в «Авесте» последнее слово воспринималось как «свет» и «луч». Слово «Науруз» имело значение «нового света» или «нового луча». Истоки и ритуалы Наурыза, в том числе следы почитания природы, восходят к зороастрийскому Новому году, стереть и уничтожить которые ислам так и не смог на протяжении веков, как считает историк. 

«Праздник весеннего равноденствия, отмечающийся с 21 на 22 марта, символизирующий начало нового сельскохозяйственного года, сопровождался традиционными блюдами из семи компонентов, что имеет продолжение и в наши дни. Муса аль-Кисрави (ІХ век) приводит сведения об угощении лепешками из семи различных семян, об украшении стола ветвями семи различных деревьев, а также об обычае обрызгивать в этот день друг друга водой. Аналогичные сведения упоминает и Омар Хайям», – пояснил Аманжол Калыш. 

Историк напомнил, что еще ученый-востоковед Сафар Абдулло отметил, что число семь символизировало зароастрийских ангелов: Урдубехешт, Хурдод, Амрдод, Шахривар, Бахман, Сепандармуз и сам Ахурамазда. Поэтому именно семь блюд должны были присутствовать на праздничном столе, и именовался этот обряд Хафтсин.

Праздник был распространен и среди тюркских народов, имевших давние социально-экономические и культурные связи с западными и восточными иранцами — таджиками. От оседлых и кочевых протоказахов (тюрков, огузов, кыпчаков и др.) он перешел и к казахам, которые не всегда придерживались точной даты его празднования, во многом определяя день весеннего равноденствия на глаз.

Так, на западе Казахстана Наурыз отмечали от нескольких дней до одной недели раньше, чем на юге или в Жетысу. Поэтому казахи нередко олицетворяли этим словом весь цикл окончания зимы и наступления весны, совпадающий с григорианским мартом. Приближение весны устанавливалось ими, во-первых, по солнцу или солнечным лучам, попадавшим в юрту через шанырак, во-вторых, по таянию снега в степи, что предвещало празднование Наурыза или «Великого дня народа» («Ұлыстың ұлы күні»). 

«Праздник, отмечающийся на протяжении многих столетий казахами и другими соседними народами, был запрещен советским тоталитарным государством в 1926 году. Лишь через 62 года — в 1988 году он начал праздноваться в Алматы и в ряде регионов республики, приобретя официальный статус государственного праздника в марте 1991 года. Аналогичный статус Науруз имеет в среднеазиатских республиках. Широко празднуется он казахскими диаспорами Китая, Монголии, Афганистана, других стран дальнего зарубежья, включая Европу и Америку», – рассказывает Аманжол Калыш.

По мнению историка, Наурыз связан с рядом известных традиций и обычаев. Так, по устоявшемуся поверью в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства — скота или запасов земледельческих продуктов. По народному поверью дети, появившиеся на свет в этом месяце, считались счастливыми и в будущем должны были прожить в достатке. Поэтому если в этот день рождались мальчики, им по традиции давали имя Наурыз, Наурызбай, Наурызбек, Наурызгали, Наурызхан, а девочкам — Наурыз, Наурызгуль.

Если день весеннего равноденствия сопровождался снегом, то это считалось добрым знаком. Нередко даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, так как в марте обычно выпадает мягкий пушистый снег с отличительной белизной.

«По традиции, накануне праздника жители из числа земледельцев или скотоводов приводили в порядок домашние дела, подготавливались к посевной компании, чистили хозяйственные постройки, подметали двор, убирали жилище — дом или юрту, так как верили в примету «Если встретить Новый год в чистом доме, семью минуют болезни, неприятности». Это же касалось стремления избавиться от долгов, простить обиды, помириться с недругами, забыть все зимние тревоги и отрицательные эмоции, чтобы все негативное оставить в старом году. Празднику предшествовала традиционная встреча рассвета Кызыр Наби, ассоциирующегося с первостихией — солнцем, землей, водой и воздухом», – отметил Аманжол Калыш.

На рассвете все население аула, включая взрослых, подростков и несовершеннолетних детей, собирались в условленном месте у родника или арыка, которые снабжали их водой или обеспечивали влагой сельскохозяйственные угодья, чтобы осуществить их расчистку. Такие работы требовали взаимодействия общественности и производились под руководством мираба или уважаемого аксакала. Аналогичные действия были связаны с посадкой плодовых или тех деревьев, которые впоследствии могли обеспечить население строительным лесом или дровами. 

Например, в дни празднования Наурыза долг не только близкого родственника, но и каждого соседа или знакомого — отведать ритуальное блюдо «наурыздық», состоящее из семи мясо-молочно-растительных компонентов, которые традиционно используются в системе питания казахского народа. Они характерны не только для всех регионов Казахстана, но и для близких по этнокультурным параметрам кыргызов.

«Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение целого года. Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все жители поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, Наурыз начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворяющим символическую борьбу зимы и весны, и заканчивался народными играми, состязаниями, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, женщины и дети.В целом праздник Наурыз всегда проводился организованно, регламентировался обычным правом и этническими установками, закрепленными в обычаях и традициях народа», – рассказал Аманжол Калыш.

Записала Айгуль ДУСЕНБАЕВА


Автор: Даулет Байгонусов

Даулет — природовед и путешественник. Его увлечение природой Казахстана и исследования вносят неповторимый вклад в наше издание.