Источники Историография Глава I. Интеллектуальная жизнь послевоенной Испании



жүктеу 168.63 Kb.
Дата21.01.2018
өлшемі168.63 Kb.
түріРеферат




Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 4

Источники... 8

Историография... 15

Глава I. Интеллектуальная жизнь послевоенной Испании

(1939-1956 гг.)... 28

§ 1. Испанская интеллигенция в условиях разрыва

культурной традиции...28

1.1. Конец гражданской войны и культурный разрыв... 28

1.2. Эволюция режима и начало восстановления интеллектуальной жизни... 36

1.3. Возрождение культурной жизни послевоенной Испании... 42

§ 2. Испанская идея и «проблема Испании»... 53

2.1. Две Испании и формирование доктрины «Испанидад»... 53

2.2. «Проблема Испании»: полемика между Данном Энтральго и

Кальво Ссрером... 62

§ 3. Университетский кризис февраля 1956 года... 70

3.1. Руне Хименес и университетское обновление между 1951 и

1956 годами... 70

3.2. Университетский кризис 1956 года... 76

Глава II. 1960-е: время перемен...86

§ 1. Испания на рубеже 1950-1960-х годов и первые шаги на

пути к возрождению гражданского общества... 86

§ 2. Закон о прессе и печати Мануэля Фраги Ирибарне...94

2.1. Положение печати до принятия закона Фраги...94

2.2. Закон о прессе и печати 1966 года и его противоречия...103

§ 3. Журнал «Cuadernos para el Dialogo» как рупор перемен...112

§ 4. Культурная жизнь Испании 1960-х годов...124

4.1. Новые тенденции в сфере культуры...124

4.2. Творческая интеллигенция в борьбе за демократические свободы.. 144

Глава III. Возвращение к гражданскому обществу...161

§ 1. Кризис 1969 г. и необратимость перемен...161

1.1. Политическая ситуация в последние годы режима

(1969-1975 гг.)...161

1.2. Социальные изменения...172

§ 2. Воплощение новых тенденций в культуре...185

2.1. «Национальная самокритика» в испанской литературе 1970-х гг... 185

2.2. «Независимый театр»...195

2.3. Три дороги испанского кинематографа...201

2.4. Изобразительное искусство: от франкизма к постмодернизму...210

2.5. Новый культурный горизонт...216

§ 3. После Франко — что? На встречу новой эпохе...222

3.1. Спор о будущем Испании...222

3.2. Возвращение к гражданскому обществу и поиски

национального консенсуса...235

Заключение... 243

Библиография...251

Введение


Режим франкистской диктатуры занимает особое место среди недемократических режимов XX века. Родившись как режим, «взявший за образец тоталитарную линию», за почти сорок лет своего существования он прошел долгий и сложный путь эволюции. В результате этой эволюции Испании удалось перейти на новый исторический этап, связанный с утверждением демократии, восстановив после длительной изоляции свое место в Европе без больших социальных потрясений и кровавых переворотов.

В этом контексте, причины, обусловившие эволюцию режима и позволившие сравнительно легко утвердиться новым политическим ориентациям государства и общества, выглядят одной из наиболее сложных и интересных проблем при исследовании истории Испании периода франкизма.

На протяжении второй половины XX века исследователи разных стран неоднократно обращались к этой проблеме, анализируя социальные, политические и экономические предпосылки эволюции режима, особое внимание уделялось и оппозиции режиму. При этом проблема «интеллектуальной оппозиции» нередко отходила на второй план. Вместе с тем, актуальность этой темы несомненна, так как испанская интеллигенция стала одним из катализаторов эволюции политической системы и мышления испанского общества. В стране, где не существовало легальных политических партий, испанские деятели культуры играли ту роль, которую в демократических странах выполняет правительственная оппозиция.

С победой Франко в гражданской войне и расколом испанского общества на побежденных и победителей, испанская интеллигенция оказалось в тяжелейших обстоятельствах культурного разрыва. Многие из тех, кого можно назвать «цветом испанской нации», были вынуждены покинуть страну, многие были физически уничтожены. Политическое

давление и сложная экономическая обстановка не могли способствовать восстановлению культурной жизни.

Однако, начиная с 1940-х гг. со стороны режима был предпринят ряд мер, способствовавших возрождению культурной жизни и активизации интеллектуальной сферы. В 1940-1950-е гг. среди тех, кто изначально поддерживал режим Франко, наметилась тенденция к переходу в оппозицию. 1956 год стал точкой отсчета, когда оппозиционные настроения охватили большинство видных деятелей испанской культуры. В это же время в Испании на смену автаркии пришли идеи «развития», а вместе с ними понимание, что экономических реформ недостаточно и либерализация политической сферы неизбежна. Режим не мог этого не чувствовать и его ответом стало принятие нового закона о прессе и печати, известного как «Закон Фраги». Этот закон, несмотря на все свои недостатки, открыл новые возможности и способствовал активизации культурной жизни Испании.

К концу 1960-х гг. оппозиционные настроения интеллигенции поддерживала большая часть испанского общества. В это же время испанская культура окончательно перешла к параллельному существованию с политическим режимом Франко. Ее представители были заняты осмыслением минувших тридцати лет и, в то же время, смотрели вперед, осознавая, что будущее уже торопится сменить разрушающийся режим. Новое поколение ощущало себя неотъемлемой частью демократической Европы, и ответ в споре о будущем Испании был для него очевиден.

Сегодня особенно важно обратиться к рассмотрению оппозиционных настроений среди испанской интеллигенции и исследованию культурной жизни периода франкизма, чтобы понять причины глубоких трансформаций произошедших в сознании испанского общества и объяснить относительную легкость перехода Испании от диктатуры к демократии.

Несомненно, что сфера культуры является зеркалом процесса перемен в обществе и, в то же время, отражая действительность, стимулирует данные изменения. При этом необходимым условием, позволяющим избежать искажений, является свобода творчества. Испанская интеллигенция, борясь за столь необходимые ей демократические свободы, пробуждала общественное сознание и влияла на изменение политической обстановки в стране. Изучение «интеллектуальной оппозиции» франкистскому режиму позволяет получить объективные представления о влиянии испанской интеллигенции на процесс роста оппозиционных настроений в испанском обществе периода франкизма.

Среди специалистов испанский путь перехода к демократии признан эталонным и актуальность его изучения не подлежит сомнению. Действительно, Испания добилась значительных успехов на пути социально-политической трансформации, создав стабильную политическую систему представительной демократии, и по праву заняла достойное место в Европейском сообществе.

В данном исследовании автор сделал попытку оценить значение деятельности представителей испанской культуры в процессе возрождения гражданского общества и перехода Испании от диктатуры к демократии.

Объект исследования - культурная жизнь Испании в условиях франкистского режима; значение феномена «интеллектуальной оппозиции» в процессе возрождения гражданского общества и переходе Испании от диктатуры к демократии.

Предмет исследования - анализ деятельности представителей испанской культуры в их оппозиции франкистскому режиму.

Цель работы - изучение оппозиционных настроений испанской интеллигенции по отношению к франкистскому режиму и выявление ее роли в переходе Испании от диктатуры к демократии и возрождении испанского гражданского общества.

Задачи исследования:

- дать характеристику испанского общества и государства в ходе его новейшей истории, проследить динамику эволюции общества и режима;

- выявить черты режима, которые обусловили его приспособляемость к изменению исторической ситуации;

- рассмотреть особенности развития испанской культуры в условиях франкистского режима;

- проанализировать динамику оппозиционных настроений в испанском обществе: определить, какая роль принадлежала в этом процессе испанской интеллигенции;

- оценить значения деятельности представителей испанской культуры в процессе возрождения гражданского общества и перехода Испании от диктатуры к демократии.

В качестве методологической основы диссертации для выполнения поставленных задач использовались методы конкретно-исторического анализа (на основе проблемно-хронологического подхода) в сочетании с методом сравнительного анализа. Методологическим принципом работы является комплексный подход к исследованию исторического процесса.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1939 по 1975 гг., т.е. время существования франкистского режима в Испании.

Степень разработанности проблемы. Тема оппозиции франкистскому режиму неоднократно рассматривалась в работах отечественными и зарубежными историками, при этом проблема «интеллектуальной оппозиции» нередко отходила на второй план. Отдельные аспекты исследуемой проблемы затрагивались в некоторых работах, однако во всей полноте она остается мало разработанной и требует в своем рассмотрении обобщающего подхода.

Источники

В диссертации были использованы источники различных типов: материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ); сборники опубликованных документов; официальные правительственные издания; речи и обращения Франко; мемуары и публицистические произведения представителей испанской интеллигенции; литературно-художественные произведения деятелей испанской культуры; видеоисточники, включающие в себя художественные фильмы крупнейших представителей испанского кинематографа и кинодокументалистику; пресса.

Г.Опубликованные документы

В эту группу источников вошли законодательные акты режима, декреты и постановления. Основное значение для данной работы имело исследование законодательных инициатив режима в области культуры и информации. Особое внимание в работе уделено Закону о прессе и печати 1966 г., как оказавшему наибольшее влияние на культурную жизнь страны.

Среди этой группы источников можно так же назвать статистические материалы, сборники и справочники, которые позволили проследить динамику экономических и социальных изменений в стране, произошедших за годы франкизма.

В процессе работы над диссертацией автор привлекал книги, статьи и другие публикации государственных деятелей Испании. Особое место здесь занимают произведения, речи и выступления самого Франсиско Франко Баамонде. Каудильо не оставил после себя ни собственного жизнеописания, ни обобщающе-теоретических работ. Его литературное наследие, если не считать написанных еще в молодости «Дневника одного батальона» и статьи о войне в Марокко, состоит исключительно из

сборников речей и писем. Взглянуть на Франко с позиции людей, его окружавших позволяют такие насыщенные информацией общественно-политического и частного характера работы, как воспоминания родственника и сподвижника каудильо Ф. Франко Сальгадо Арухо «Мои приватные беседы с Франко» и «Франко глазами его министров». Так же широко использовались заявления, выступления и произведения таких крупных деятелей режима как Корреро Бланко Л., Фрага Ирибарне М., Лопес Родо Л. и др.

Важным источником для написания диссертации стали документы Второго Ватиканского Собора, энциклики и выступления Хуана ХХШ, выступления архиепископа Эскрива де Балагера и другие произведения, речи и выступления деятелей испанской церкви. Эти источники помогли оценить влияние на испанское общество и культурную жизнь церкви в целом и результатов Второго Ватиканского Собора в частности.

Исключительную важность для данной работы представляют заявления, выступления, статьи представителей испанской оппозиционной интеллигенции. Одним из главных источников здесь является книга С. Вилара «Оппозиция диктатуре. Главные действующие лица демократической Испании», которая представляет собой серию интервью и программных заявлений виднейших деятелей испанской оппозиции.

Н.Материалы Российского государственного архива литературы и искусства

Для работы над данным исследованием были привлечены материалы трех фондов, содержащихся в Российском государственном архиве литературы и искусства — фонд 631 — Иностранная комиссия Союза советских писателей; фонд 1573 - Редакция журнала «Иностранная литература» и фонд 2555 — фонд Ф.В. Кельина. Эти документы являются наиболее интересными и важными источниками, отражающими события, происходившие в испанском обществе и культуре и деятельности представителей испанской интеллигенции как внутри Испании, так и за ее пределами, как через аналитический обзор прессы, так и через непосредственные свидетельства деятелей испанской культуры.

Среди материалов данного архива в работе были использованы письмо советских писателей о выражении солидарности инициаторам созыва Европейской конференции за политическую амнистию в Испании, подписанное виднейшими советскими писателями, в котором высказывается поддержка представителям испанской оппозиционной интеллигенции; статья Хосе Аументе «Об ответственности интеллигенции перед народом», которую можно назвать программной для всех оппозиционно настроенных деятелей испанской культуры; доклад Каталонского пенцентра «Положение писателей и цензура в Каталонии и Испании», свидетельствующий о положении испанских писателей, обусловленном деятельностью цензуры на рубеже 1950-60-х гг. и другие материалы и свидетельства, связанные с темой исследования.

III. Теоретические историко-философские произведения представителей испанской интеллигенции

К данной группе источников относятся теоретические историко-философские работы виднейших деятелей испанской культуры эпохи франкизма и предшествующего периода. Среди этой группы источников выделяется часть, посвященная «проблеме Испании». Здесь можно назвать работы таких виднейших представителей испанской культуры как Р. Кальво Серер и П. Лаин Энтральго, а так же их предшественников, среди которых X. Доносо Кортес, Р. де Маэсту, М. Менендес и Пелайо, Б. Гомес Монсегю.

Другая важная часть данной группы источников — работы, посвященные испанской культуре, анализу роли интеллигенции в жизни испанского общества, размышлениям о будущем Испании. Среди таких работ можно назвать произведения Х.Л.Л. Арангурена, Д. Ридруэхо, С. де Мадарьяги и др.

IV. Литературно-художественные произведения деятелей испанской культуры

Специфика данного исследования обуславливает необходимость использования такого источника как художественная литература, поскольку изучение культуры не возможно без анализа продуктов творческой деятельности. С другой стороны, художественные произведения не только отражают действительность, но и передают позицию автора, его оценку окружающей действительности. В этой связи, романы К.Х. Селы, К. Лафорет, X. Гойтисоло, М. Делибеса, пьесы А. Буеро Вальехо и А. Састре, стихи Бласа де Отеро являются важнейшим источником для анализа испанской культурной жизни и оценки позиции испанской интеллигенции по отношению к франкистскому режиму.

V. Видеоматериалы

Эту группу источников составляют художественные и документальные фильмы. Исследованные в работе художественные фильмы можно разделить на три части: во-первых, это фильмы снятые по заказу режима в первые годы его существования, наиболее ярким пример такого рода продукции фильм «Раса» (реж. Х.Л. Саенс де Эредья, 1941); во-вторых, фильмы, имевшие значительный коммерческий успех у испанского зрителя и ставшие, особенно во второй половине 1960-х гг. зеркалом, отражавшим те перемены, которые происходили в испанском обществе в данный период; и наиболее важная часть данной группы источников представлена произведениями крупнейших испанских кинематографистов, отражающими их оценку окружающей действительности. Характерно, что испанские кинематографисты, наряду с представителями университетских кругов, были одними из виднейших представителей оппозиции.

Кинодокументалистику, исследованную в процесс работы над данной диссертацией можно разделить на две части. Во-первых, это агитационные фильмы NO-DO, представляющие собой пример официальной политики режима в области информации; во-вторых, интервью с виднейшими деятелями испанской культуры эпохи франкизма, являющиеся важным источником субъективного характера, т.к. исторические события осмысляются в них на основе собственного опыта и излагаются с точки зрения их индивидуального восприятия.

V. Пресса

Одним из важнейших источников для данного исследования стали материалы прессы. Достоинством периодической печати как источника, является то, что в центре ее внимания находятся наиболее острые и актуальные проблемы.

Среди этой группы источников наиболее важными для данной работы были материалы журнала «Cuadernos para el Dialogo», являвшимся самым важным изданием испанской интеллигенции с 1963 по 1979 гг.

Среди других журналов, материалы которых были использованы в процессе работы над диссертацией, можно назвать такие издания, посвященные проблемам культуры как «Indice», «Insula», «Arbor».

Кроме испанских журналов, в работе широко использованы материалы латиноамериканских изданий о культуре, таких как «Cuadernos Americanos», «Razon у Fe: Revista hispanoamericana de cultura».

Так же при работе над диссертацией были широко использованы материалы таких испанских периодических изданий «ABC», «El Pais», «Ya», «La Vangvardia Espaflola» и др.

Из французской периодики наибольший интерес представляет газета «Le Monde», пользующаяся репутацией серьезной и хорошо информированной газеты либерального направления и носящая непартийный характер. Внешнеполитический раздел «Le Monde» детально излагает события международной жизни, приводит комментарии как французской, так и зарубежной прессы, публикует речи политических лидеров и наиболее важные правительственные документы. Материалы этой газеты играли важнейшую роль в деле непредвзятого информирования испанской общественности до принятия закона о прессе 1966 г.

Таким образом, перечисленные выше источники дают возможность реализовать поставленную цель, а именно исследовать оппозиционные настроений испанской интеллигенции по отношению к франкистскому режиму и ее роль в переходе Испании от диктатуры к демократии и возрождении испанского гражданского общества.

С их помощью можно дать характеристику испанского общества и государства в ходе его новейшей истории, проследить динамику эволюции общества и режима. Данные источники позволяют рассмотреть особенности развития испанской культуры в условиях франкистского режима, а также проанализировать рост оппозиционных настроений в испанском обществе.

Изученные источники дают возможность оценить роль, которая принадлежала испанской интеллигенции в процессе перехода от диктатуры к демократии.

В ряде исследованных документов можно найти свидетельства, позволяющие понять, какие цели ставили перед собой представители испанской интеллигенции, каким они видели будущее Испании.

Историография

В историографии темы следует выделить несколько направлений и уровней восприятия рассматриваемой проблемы, обусловленных выбранной темой исследования. С одной стороны, это работы по новейшей истории Испании, среди которых выделяются общие работы, работы посвященные переходу Испании от диктатуры к демократии, работы, посвященные оппозиционному движению, исследования по истории испанской прессы, работы, связанные с изучением отношений испанской церкви с режимом и обществом. С другой стороны, работы, посвященные истории испанской культуры, среди которых, литературоведческие исследования, киноведческие и искусствоведческие работы, а также работы по истории испанского театра. К этой же группе относятся исследования по истории испанского мышления и биографии деятелей испанской культуры.

Отечественная историография Общие работы по новейшей истории Испании

Надо отметить, что в отечественной историографии монографий по теме исследования нет. В то же время, во многих работах по новейшей истории Испании, при рассмотрении проблемы оппозиции франкизму, упоминается и проблема «интеллектуальной оппозиции».

Самый общий уровень восприятия рассматриваемой проблемы касается, с одной стороны, истории Испании в XX веке в целом, с другой, событий и процессов мировой истории, в которые Испания была вовлечена. Среди таких работ можно назвать «Записки по истории франкистского режима» X. Висенса (В кн. Проблемы испанской истории. М, 1979), «Испания XX века» X. Гарсии (М., 1967), коллективный труд советских исследователей «Испания. 1918 — 1972. Исторический очерк» (М., 1975).

Большую помощь в работе над диссертацией оказали монографии СП. Пожарской, посвященные истории франкистского режима, такие как «Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй мировой войны» (М.,1971), «От 18 июля 1936 -долгий путь» (М.,1977), «Испания и США: Внешняя политика и общество, 1936 - 1976» (М., 1982), а также статьи «Генералиссимус Франко и его время» (Новая и новейшая история, 1990, №6), «Думал ли Франко о будущем Испании?» (В кн.: Проблемы испанской истории. 1992. М., 1992), «Об истоках перехода от диктатуры к демократии в Испании» (Политика и власть в Западной Европе XX века. М., 2000) и др.

Так же очень важными представляются исследования, связанные с изучением переходного периода от диктатуры к демократии. Здесь необходимо упомянуть работы И.В. Данилевич «Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии (Чили, Португалия, Испания)» (М., 1996), статьи В.Л. Лобера и С.А. Левощенко «Опыт перехода Испании от авторитарного режима к демократии» в сборнике «Проблемы реформирования России и современный мир» (М., 1993), М. Мещерякова «Эволюция франкистского режима» (Мировая экономика и международные отношения, 1967, № 9), Е.М. Тепера «Из истории краха франкистского режима» (В кн.: Iberica. Культура народов Пиренейского полуострова. Л., 1983).

Серьезным исследованием периода «транзисьон» является работа СМ. Хенкина «Испания после диктатуры (социально-политические проблемы перехода к демократии)» (М., 1993), в которой анализируются особенности испанского перехода от диктатуры к демократии, и уделяется значительное внимание проблеме поисков национального консенсуса.

Следует отметить, что во всех работах посвященных переходному периоду, затрагивается проблема «интеллектуальной оппозиции» и ее участие в процессе «транзисьон».

Среди наиболее важных работ, посвященных теме оппозиции франкистскому режиму, следует отметить работу Т.Н. Барановой и Л.И. Лукьяновой «Испания: истоки и современные тенденции оппозиционного движения» (М., 1977), статьи И.В. Данилевич «Левые партии Испании в контексте национального согласия» (Проблемы политологии. Выпуск 3. Институт Сравнительной политологии РАН. М., 2003) и А.Н. Евдокимова «Роль демократической оппозиции в падении франкизма» (Социально-экономические и политико-идеологические процессы в Испании на рубеже 70-х и 80-х гг. Сб. науч. статей. М., 1981).

Теме отношений церкви с режимом и ее влияния на жизнь испанского общества посвящены работы З.Б. Буниной «Католическая церковь современной Испании (60-е - первая половина 70-х годов)» (В кн.: Проблемы испанской истории. М., 1979), В.В. Витюка и И.В. Данилевича «Испанская церковь и ее отношения с государством и гражданскими институтами в условиях перехода от авторитаризма к демократии» (Гражданское общество: теория, история, современностью М, 1999), а также работа И.В. Данилевич «Церковь и политика (Испанская католическая церковь и ее отношения с государством и гражданским обществом в условиях перехода от авторитаризма к демократии)» (От нетерпимости к согласию. М., 1999).

Однако наиболее серьезную помощь в работе над данной диссертационной работой оказала монография Л.В. Пономаревой «Испанский католицизм XX века» (М., 1989), где дан глубокий анализ целого ряда проблем, непосредственно связанных с темой данного исследования.



Тема влияния «Опус Деи» на испанскую внутреннюю политику и жизнь испанского общества затрагивается в работах Д. Претеля «Священническое общество святого креста и Opus dei», его политика и идеология» (В кн.: Испанский народ против фашизма. Москва, 1963) и Л.В. Пономаревой «Опус Деи» в Испании 50-60-х годов» (В кн.: Проблемы испанской истории. М., 1975).

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет