Как справляться с беспокойством и стрессом



жүктеу 392.76 Kb.
Дата06.11.2018
өлшемі392.76 Kb.

Как справляться с беспокойством и стрессом

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Введение

Хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому и Милосердному, Владыке Судного дня. Свидетельствую, что нет божества, кроме Него, Господа предшествующих и последующих поколений и Кормильца небес и земли. Да будет мир и благословение тому, кто послан как милость мирам. Свидетельствую, что он - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Да будет мир и благословение над ним, его семейством и сподвижниками, и над теми, кто уверовал в его руководство и следовал его стопам до Дня Суда.

Такова природа этой жизни, что люди подвергаются беспокойству и стрессу, потому как этот мир есть пристанище недугов, тягостей и страданий. Следовательно, среди того, что отличает рай от этого мира, это то, что там нет ни забот, ни стрессов:

"Там их не коснётся усталость, и их не изгонят оттуда". (Аль-Хиджр 15:48).

Ничто и никогда не опечалит людей рая, даже неуважительное слово:



«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: "Мир! Мир!"». (Аль-Вакиа 56:25-26).

Природа этой жизни также такова, что люди должны мириться со страданиями и тяготами по различным поводам, так как указано в Коране:



"Мы создали человека в тяготах". (Аль-Балад 90:4).

Поэтому люди испытывают досаду по тому, что было в прошлом, тревогу от того, что может быть в будущем и беспокойство от того, что происходит в настоящем.

То, что приходит нам на ум и заставляет нас горевать, это события из прошлого, опечалившие нас, предстоящие события, о которых мы беспокоимся, и настоящие события, которые заботят нас. Люди реагируют по разному на стрессы и беспокойство, в зависимости от того, как много они затрагивают, является ли беспокойство продолжительным или нет, и есть ли у них вера в сердце, или же они непокорны и грешны. Мы можем описать людские сердца, как двух видов: либо сердце это престол Аллаха, исполненное света, жизни, счастья, радости и всех сокровищ добродетели; либо сердце это престол шайтана, в котором муки, темень, смерть, печаль, беспокойство и тревоги. Людские беспокойства и заботы также различаются по их побуждениям, обстоятельствам и по личной ответственности.

Одним из видов беспокойства и заботы есть то, что может быть описано, как "стоящее беспокойство", что есть хороший признак, такой как встревоженность учёного разрешением непростой проблемы, относительно которой мусульмане нуждаются в ответе, особенно когда дело очень серьёзно и не видно путей его решения. Другой пример, это обеспокоенность мусульманского главы проблемами людей в его подчинении.

Это то, что заставляло беспокоиться и тревожиться обоих Умаров (т.е. Умара ибн аль-Хаттаба и Умара ибн Абд уль-Азиза) и других лидеров. Умар ибн аль-Хаттаб в своё время думал над тем, как подготовить армию, когда молился и был прощаем за это; его также беспокоил падёж скота в Ираке.

Умар ибн Абд уль-Азиз выражал свою печаль так: "Я боюсь нечто, против чего мне не может помочь никто, кроме Аллаха. Старики достигают кончины с ним (в такой ситуации), молодые выросли с ним; иноземцы выучили арабский язык, и бедуины переселились в города при таких обстоятельствах. (Это нечто так сильно укоренилось), что они думают, что это религия, и они не могут найти правду нигде, кроме как в этом". Когда хилафа пришло ему в руки, и люди дали ему свою бай'а (клятву верности), он вернулся домой встревоженный и подавленный. Его освобождённый раб спросил: "Почему я вижу тебя таким встревоженным и печальным? Это не тот случай, когда тебе следует быть таким". Он сказал: "Горе тебе! Как я могу не тревожиться, когда нет ни одного, ни на востоке, ни на западе из этой уммы, кто бы ни потребовал удовлетворения своих прав у меня или бы не просил уладить такие-то дела с таким-то, письменно ли он направит свою просьбу или нет, спросит ли напрямую или нет?".

Чем больше какое-либо решение связывалось с судьбой мусульман, тем больше были задействованы тревога и стресс. Так, когда Абд ар-Рахману ибн Ауфу было поручено задание избрания следующего халифа мусульман после смерти Умара, он не спал в это время, потому что был занят консультациями с мусульманами, даже со старой женщиной. Другими разновидностями похвальных забот являются: забота да'ийа, который трудится за распространение Ислама и передаёт послание, ведя других к пути Руководства; забота поклоняющегося, дабы удостовериться, что его поклонение правильно, и по намерению, и по исполнению, и озабоченность мусульманина страданиями своих братьев по вере в различных частях света.

Разновидности тревог, которые могут быть результатом совершения греха включают: Подавленность, ощущаемая после незаконного кровопролития; или тревога женщины, беременной в результате прелюбодеяния или измены.

Виды огорчений, как результат недоброго обращения со стороны других, включают страдания из-за плохого обхождения своих собственных родственников, как сказал поэт:

Страдания от рук тех, кто близок по крови мучительнее снести, чем удар лихого меча.

Огорчение, переносимое по причине бед этого мира включает: хронические или тяжёлые болезни, непослушание детей родителям, враждебность по отношению к жене или грубое обращение с мужем.

Некоторые виды тревог, рождённые страхом перед будущим, к примеру: отец может забеспокоиться судьбой своих детей, после своей возможной смерти, особенно если они не окрепли и ему нечего им оставить в наследство.

Существуют некоторые примеры различных стрессов и забот, и мы их обсудим детально ниже.


2. Виды стрессов и беспокойств

Тяготы, переносимые да'ийа, когда он призывает людей в Ислам. Пророки претерпели более чем достаточно этот вид стресса. Айша (раа) сказала своему племяннику Урве, что она спросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Был ли у тебя день более тяжкий, чем день Ухуда?" Он сказал: "Я претерпел по настоящему то, что претерпел от рук твоего народа, и больше всего я претерпел от него в день Акаба, когда я обратился к Ибн Абу Йалалайн ибн Абд Калалу, но он не ответил так, как я надеялся. Я покинул его, с трудом осознавая, куда я иду, и я не осознавал, где я находился, покуда не достиг Кари ат-Таалиба. Я поднял голову и увидел облако, затеняющее меня. Я посмотрел на него и увидел Джибриила, который окликнул меня и сказал: "Аллах услышал, что сказал тебе твой народ и их ответ тебе. Он послал тебе ангела гор, который сделает всё, что ты ему скажешь". Тогда ангел гор окликнул меня, поприветствовал меня и сказал: "О Мухаммад, если ты пожелаешь, я раздавлю их меж двух гор". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Напротив, я надеюсь, Аллах выведет из их потомков людей, которые будут поклоняться Аллаху одному, и не станут придавать Ему сотоварищей"". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) претерпел похожие страдания, когда его народ не поверил в его сообщение о Ночном Пути (Исра). Муслим (рах) передал от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я достиг Хиджра (территория в Хараме Мекки рядом с Каабой) и курайшиты задавали мне вопросы о моём Ночном Пути, о Байт аль-Макдисе, в чём я не был уверен. Я почувствовал себя таким подавленным и встревоженным, каким я ещё не был никогда, тогда Аллах показал мне его так, чтобы я смог видеть то, о чём они меня спрашивали, и ответить на их вопросы…".

Озабоченность актами поклонения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был очень озабоченным, когда рассказывал людям о саляте (молитве). Абу Умайр ибн Анас передал от своих дядьёв (по отцу) среди ансаров, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был обеспокоен тем, как собрать людей на молитву. Кто-то предложил вывесить флаг, чтобы люди могли видеть его и сказать об этом друг другу, но ему не понравилась эта идея. Другим предложением был бараний рог (шофар у евреев), но ему не понравилась эта идея, и он сказал: "Это принадлежит евреям". Кто-то ещё предложил колокол, но он сказал: "Это принадлежит христианам". Абд Аллах ибн Зайд ибн Абд Раббини ушёл, обеспокоенный заботой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и увидел во сне азан (призыв на молитву). На следующее утро он пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом: "О посланник Аллаха, пока я был в полусне, полуяви, кто-то пришёл ко мне и показал мне азан…".

Тревога, с которой сталкивается правдивый человек, когда ему не верят. Это случилось с великим сахабом Зайдом ибн аль-Аркамом (раа), когда он услышал, как глава лицемеров сказал своим товарищам: "Когда мы вернёмся в Медину, тот, кто обладает гордостью и властью изгонит того, кто унижен".(иначе, "тот, кто обладает гордостью и властью" - это он сам, а "тот, кто унижен" - это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его люди). Зайд сказал: "Я рассказал своему дяде (по отцу), и он сообщил об этом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) послал (за главой мунафиков Абд Аллах ибн Убайей), который поклялся, что не говорил ничего подобного. Посланник Аллаха поверил ему, но не поверил мне. Мой дядя пришёл ко мне и стал браниться: "Всё что ты добился, это то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульмане возненавидели тебя и не поверили тебе!". Меня охватила столь сильная тревога и стресс, которую не испытывал ещё никто. Когда я был в пути с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), я поник головой от печали. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подъехал ко мне, ущипнул меня за ухо и улыбнулся мне. Я почувствовал такую радость, что я не променял бы это чувство на бессмертие в этой жизни. Затем Абу Бакр догнал меня и спросил, что такое мне сказал посланник Аллаха. Я ответил: "Он ничего мне не сказал, только ущипнул за ухо и улыбнулся мне". Он сказал мне: "Не унывай!". Затем Умар догнал меня и я сказал ему то же, что и Абу Бакру. На следующее утро посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зачитал нам Суратуль Мунафикун…". Согласно передаче Муслима, которая говорит о той же истории, Зайд сказал: "Я пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом. Он послал за Абд Аллахом ибн Убайй и спросил его об этом, но тот настоял и поклялся, что ничего подобного не делал, сказав: "Зайд говорит ложь посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Меня очень сильно ранило то, что они сказали, пока Аллах не ниспослал слова, подтверждающие мою правду: "Когда лицемеры приходят к тебе…". (Аль-Мунафикун 63:1).

Тревога, переносимая невиновным, когда ему предъявлены ложные обвинения. Примером этого служит случившееся с Айшой (раа), когда мунафики обвинили её в грехе во время похода Мурайси. Она была больна, а когда услышала весть об этих разговорах от одной женщины-служанки, она стала ещё слабее и начала сильно переживать. Она рассказывала: "Я сказала: "Субхан Аллах! Неужели люди говорят об этом?". Я проплакала всю ночь до утра и так и не заснула; мои слёзы не прекращали литься. Затем я проплакала весь день и не заснула; мои слёзы не прекращали литься. Мои родители пришли ко мне на следующее утро после того, как я прорыдала две ночи и день, без перерыва и сна. Они подумали, что этот плач погубит меня. Пока они сидели со мной, и я плакала, женщина из ансарок попросила разрешение навестить меня. Я дала ей разрешение, и она села рядом, плача вместе со мной. Пока мы так сидели, зашёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поприветствовал нас и сел. Он не навещал меня с того времени, как начались слухи, и на протяжение целого месяца не было Откровения, относительно моей ситуации. Во время сидения посланник Аллаха прочёл шахаду, затем сказал: "О Айша, я слышал то-то и то-то о тебе. Если ты невиновна, Аллах докажет твою невиновность, а если ты совершила грех, то проси прощения у Аллаха и кайся перед ним, ведь когда раб совершает грех и кается перед Аллахом, Аллах принимает его покаяние". Когда посланник Аллаха закончил то, что ему нужно было сказать, мои слёзы прекратились полностью, и я сказал своему отцу: "Ответь на то, что сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Он сказал: "Клянусь Аллахом, я не знаю, что я должен сказать посланнику Аллаха". Я сказала своей матери: "Ответь на то, что сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". Она сказала: "Клянусь Аллахом, я не знаю, что я должен сказать посланнику Аллаха". Я сказала: "Я всего лишь молодая девушка и не знаю многое из Корана. Клянусь Аллахом, мне нечего сказать кроме слов отца Юсуфа: "…и лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали". (Юсуф 12:18). Затем я отвернулась и легла на свою кровать. Тогда Аллах ниспослал: "Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Напротив, это является добром для вас…". (Ан-Нур 24:11). До Айши Марьям бинт Имран пережила великий стресс и страдание, потому как забеременела, не будучи замужем. Её страдания достигли такой степени, что она сказала: "Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой". (Марьям 19:23). Она говорила так, потому что знала, что люди её обвинят и не поверят ей, когда она придёт к ним с младенцем на руках, ибо она была одной из самых набожных женщин, жившая уединённо, рядом с мечетью, и она вышла из очень религиозной семьи и происходила от пророков. Из-за всего этого, она несла такую великую ношу беспокойства, что пожелала умереть раньше, чем всё это случится с ней, или чтобы она "была забытою, забвенною", другими словами, чтобы она вообще не была рождена. Другой пример, это история женщины, обвинённой несправедливо. Айша (раа) рассказала её историю: "Чернокожая женщина, принадлежащая какому-то арабу, стала муслимой. Она занимала уголок в мечети. Она, бывало, приходила к нам и разговаривала с нами, и раз, когда она закончила беседовать, то сказала нам: "День висха (украшенный женский пояс) был одним из чудес от нашего Господа. Поистине, это был Он, Кто вызволил меня из земли куфра (неверия)". Когда она повторила это несколько раз, Айша спросила её: "Что это был за день пояса?". Она сказала: "Молодая девушка, которая принадлежала одному из моих земляков вышла (пройтись), надев на себя пояс, сделанный из кожи. Она обронила его, а коршун подлетел и устремился с ним ввысь, думая, что это кусок мяса. Меня обвинили в его краже и стали грубо со мной обращаться, вплоть до того, что стали обыскивать мои сокровенные части. Когда меня окружили, и я находилась в этом состоянии скорби, пролетел коршун над нашими головами и бросил пояс. Они подняли его, а я сказала: "Вот в чём вы меня обвиняли, а я была невиновна!".

Обеспокоенность человека тем, что может произойти с его женой и детьми после его смерти. Айша (раа) сообщила, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Одним из того, что меня заботит, является то, что может с вами (его женами) случиться после моей смерти, ведь никто не сможет позаботиться о вас должным образом, кроме тех, кто истинно терпелив".

Тревога из-за займа. Примером этого служит случившееся с Аз-Зубайром (раа), чья история была поведана его сыном Абд Аллахом ибн аз-Зубайром: "Когда аз-Зубайр поднялся, чтобы сразиться в Битве верблюдиц, он позвал меня, поэтому я пошел к нему и предстал перед ним. Он сказал: "О сынок, никто не падёт сегодня, кроме того, кто злотворящ или того, кому нанесено зло. Я в состоянии видеть, что погибну сегодня как тот, кому нанесено зло. Моя величайшая забота, это мои долги - ты думаешь, что-то останется из нашего имущества после уплаты долгов? О сынок, продай наше имущество и уплати наши долги." Абд Аллах сказал: "Он начал советовать мне, как поступить со своим долгом и сказал мне: "О сынок, если ты не в силах уплатить что-либо, обратись за помощью к мавла". Клянусь Аллахом, я не знал, что он имел в виду, пока не спросил: "О батюшка, кто твой мавла?". Он сказал: "Аллах". Клянусь Аллахом, всякий раз, как меня угнетали трудности по уплате долга, я молился: "О Мавла аз-Зубайра, уплати его долг" и Аллах уплачивал его". Абд Аллах ибн аз-Зубайр сказал: "Я подсчитал сколько он был должен и выяснил, что это было два миллиона и две тысячи…"(некоторые друзья аз-Зубайра не верили, что возможно уплатить такой огромный долг, но Аллах весьма облагодетельствовал некую землю, принадлежащую аз-Зубайру, и, к удивлению, этого оказалось достаточно; когда она была разделена и продана, этого хватило чтобы уплатить долг и иметь ещё излишек). У аз-Зубайра было четыре жены; одна треть его имущества была выделена им, и каждая жена получила миллион двести тысяч. Общая сумма его состояния равнялась пятидесяти миллионам двумстам тысячам.

Тревога, порождённая снами. Это случилось с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), так как он сказал: "Когда я спал, сокровища земли были принесены мне и два золотых браслета были надеты на мои руки. Это огорчило меня, но Аллах внушил мне, чтобы я дунул на них, и я так и сделал, и они исчезли. Я истолковал это как двоих лжецов, с которыми я встречался, один из них - Санаа, а другой - аль-Ямама". Ибн Умар (раа и его отца) также испытал огорчение из-за сна, увиденного им. Он рассказал нам об этом: "Некоторые из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видели сны во времена посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они рассказывали об этом ему, и он говорил: "Маша Аллах". Я был маленьким мальчиком и жил в мечети перед тем, как женился. Я сказал себе: "Если бы в тебе было хоть немножко добра, ты бы увидел что-то вроде того, что видели эти люди". Когда я лёг спать в ту ночь, я сказал: "О Аллах, если Ты видишь во мне хоть немножко добра, то дай мне увидеть сон". После два ангела пришли ко мне, каждый из которых держал в соей руке железную уздечку. Они потянули меня в ад и я взмолился: "О Аллах, прибегаю к Тебе от ада!". Затем мне приснилось, что я был встречен другим ангелом, который также держал в руке железную уздечку. Он сказал: "Не печалься, ты хороший малый, ах если бы ты молился больше". Они подвели меня к краю ада, и он имел форму колодца с рогами, между каждыми двумя рогами стоял ангел, держащий железную уздечку. Я увидел в нём человека, подвешенного вниз головой на цепи, и я узнал в нём одного курайшита. Затем меня повели вправо. Я рассказал об этом Хафсе, а Хафса рассказала посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). (Согласно передаче Муслима: "Когда я проснулся, я почувствовал беспокойство и испугался того, что видел, поэтому я спросил об этом Хафсу и она сказала: "То, что ты видел - это хорошо". Я сказал ей: "Спроси об этом у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и так, она спросила его"). Посланник Аллаха сказал: "Абд Аллах - праведный человек, ах если бы он только молился по ночам". Нафи' сказал: "После этого он всегда молился помногу ночью".

Ислам предписывает множество путей того, как справиться с огорчением, производимым ночными кошмарами и страшными снами. Описав многие виды расстройств и беспокойств, переносимых в этой жизни, мы обсудим пути совладания с ними. Безусловно, первое, что нам следует упомянуть, обсуждая беспокойства и тревоги это: акида (вероубеждение), иман (вера) и то, какое влияние они оказывают на совладание стрессом. Можно видеть многих куффар и мусульман со слабой верой, страдающих от нервных срывов и пускающихся на самоубийства в попытке избавиться от депрессии, разочарования и отчаяния, в то время, когда они попадают в неприятности или когда наступает катастрофа. Больницы полны пациентами, готовыми покончить с собой или пострадавшими от нервного срыва и других видов психологических травм. Эти проблемы негативно влияют на сильных людей и обходят стороной слабых. Как часто они приводят к полной беспомощности и потере рассудка! Человек, приведённый в Ислам, если его акида верна, а его иман силён, найдёт излечение в нём, что исходит от Аллаха, Всеведущего и Всезнающего, Кто создал всё сущее и Кто знает лучше всех, что более всего подходит для Его творений.



"Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Ведающий?" (Аль-Мульк 67:14).

3. Исламское лечение тревог и беспокойств.

Давайте обсудим некоторые виды средств излечения, которым учит Ислам:

1) Вооружение иманом (верой), сопровождаемое благодеяниями.

"Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью (в этом мире) и вознаградим за лучшее из того, что они совершали (в загробной жизни)". (ан-Нахль 16:97)

Причина этого ясна: верующие в Аллаха, чья вера правильна и поощряет их на благодеяния, преображающие их сердца и нравы и изменяющие их положение в этом мире и в будущем, владеют (т.е. верующие) основными принципами, согласно которым они знают, как поступать с радостью и печалью, случающейся с ними. Они принимают блага и радости с признательностью и благодарностью, и пользуются ими благим путём. Когда они делают это, ими овладевает счастье и надежда, что всё это продлится и принесёт им награду за их благодарность, так же как и что-нибудь новое, что сменит первоначальное добро и благо. Когда они сталкиваются с горем, ущербом, тяготами и тревогами, они стараются противодействовать им и свести их к минимуму, изо всех сил, и они реагируют должным образом тогда, когда у них нет выбора. В итоге, они обретают много выгод, таких как: упорство и подобающую твёрдость, жизненный опыт, силу воли, терпение, надежду на вознаграждение и многие другие выгоды, которые снижают переносимые боли. Таким образом, их тревоги сменяются радостями и надеждой на благодать и воздаяние от Аллаха, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе-сахихе: "Как удивительны дела верующего! Всё, что случается с ним - это добро, и это не пристало никому, кроме верующего. Если ему выпадает некое благо, он благодарит за него, и это идёт во благо ему. И если некое зло выпадает ему, он выносит его с терпением, и это идёт во благо ему".

Вот способ, которым вы можете воспринимать беды в позитивном свете. Другой пример это:

2) Размышление над тем, как мусульманин может заслужить искупление своим грехам, очистить своё сердце и возвысить своё положение, когда он поражён печалью и беспокойством в этом мире.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Никакое утомление, недуг, страдание, беспокойство, огорчение или повреждение не падут на мусульманина, и даже укол о колючку, без того, чтобы Аллах не принял это как искупление за некоторые из его грехов".

Согласно передаче Муслима: "Никакая болезнь, утомление, слабость или огорчение не падёт на мусульманина, и даже беспокойство, без того, чтобы это не стало искуплением за некоторые его грехи".

Тот, кто переживает или печалиться, должен знать, что какая бы душевная боль не коснулась его, это всё не просто так, а служит цели увеличения его хасаната (добродеяний) и искупления его сайи'ата (злодеяний). Мусульманин должен понять, что если бы не было бедствий и испытаний, то мы бы пришли в День Воскресения с пустыми руками, как указывали некоторые салаф (ранние поколения в Исламе), поэтому они радовались, когда неудача поражала их так же, как мы радуемся во время удачи. Когда человек поймёт, как бедствия, падающие на него, компенсируют его грехи, он станет радоваться и воспрянет духом, особенно если это происходит непосредственно после совершения им греха, как случилось с некоторыми из сахабов (раа).

Абд Аллах ибн Мугаффар (раа) сообщил, что один человек повстречал женщину, которая была блудницей во времена джахилии. Он начал заигрывать с ней, затем он коснулся её. Она сказала: "Остерегись! Аллах разрушил ширк (один раз Аффан сказал: разрушил джахилию) и принёс нам Ислам". Мужчина пошёл прочь и ударился о стену, разбив себе лицо. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо, и поэтому, мужчина рассказал ему о случившемся, и тот сказал: "Ты - раб, кому Аллах желает добра. Когда Аллах желает добро для Своего раба, Он спешит с наказанием за его грех; когда Он желает зла для Своего раба, Он скрывает наказание, пока дело не дойдёт до Дня Воскресения, когда все его грехи будут явлены вкупе".

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда Аллах желает добро для Своего раба, он спешит послать ему наказание в этом мире, и когда Он желает зло для Своего раба, Он скрывает наказание, пока с ним не решится дело за его грехи в День Воскресения".

3) Понимание сущности этого мира

Верующий знает, что этот мир всего лишь временный, его наслаждения малы и всякое удовольствие здесь всегда несовершенно. Если он вызывает немного смеха, то даёт много оснований плакать; если он даёт немного, то скрывает гораздо больше. Верующий всего лишь заключен здесь, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Этот мир - тюрьма для верующего и рай для кафира". Этот мир это также изнурительный труд, боль, отчаяние и страдания, поэтому верующий чувствует облегчение, когда расстаётся с ним.

Абу Кутада ибн Риб'и аль-Ансари сказал, что похоронная процессия миновала посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он сказал: "Теперь он нашёл облегчение и люди нашли облегчение от него". Его спросили: "О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как он может найти облегчение, а люди найти облегчение от него?". Он сказал: "Верующий раб (который умирает) находит облегчение от утомительных трудов и болей этого мира, и отправляется к милости Аллах; когда же непокорный раб умирает, люди, земля, деревья и животные находят облегчение от него".

Для верующего смерть приносит отдохновение от печалей, треволнений и боли этого мира, как сказано в хадисе: "Когда верующий при смерти, ангелы милости приносят белый шёлк и говорят, "Выходи, снискавший довольство с удовлетворением от Аллаха над тобой к милости Аллаха, к приятным ароматам и к Господу, Который не гневен на тебя". Так, душа исходит как самый благоуханный мускус и ангелы передают её друг другу, покуда не доставят её к вратам небес. Они скажут: "Как приятен этот аромат, что исходит с земли".Они принесут её к душам верующих и те возрадуются этому ещё больше, чем вы, когда к вам возвращается отсутствовавший. Они спросят его, "Что сделал такой-то и такой-то?". Тогда (ангелы) скажут, "Оставьте его в покое, ведь он настрадался от печалей в мире". Когда он спросит, "Разве такой-то и такой-то не попал к вам?", они скажут: "Его унесли в пропасть (ад)". Когда кафир умирает, ангелы кары принесут мешковину и скажут: "Выходи, не снискавший довольство под гневом Аллаха над тобой, к наказанию Аллаха". Так, (душа) выйдет, как самый зловонный кусок тухлого мяса, и они возьмут его к вратам земли. Они будут говорить: "Как скверно это зловоние", пока его не приведут к душам куффар".

Такое понимание сущности этого мира облегчит верующему перенос испытаний, боли, огорчений и тревог, потому что он знает, что они - неизбежная часть этой жизни.

4) Следование примеру пророков и праведников.

Пророки и праведники вытерпели больше бед, чем кто-либо ещё. Каждый человек испытывается сообразно силе его веры. Если Аллах любит человека, Он испытывает его. Са'д (раа) спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто из людей терпит больше всех бед?". Он сказал: "Пророки, затем те, кто идут после них (по положению), затем те, кто после них. Человек будет испытан сообразно силе его веры. Если его вера сильна, тогда бедствие, коим он испытывается, будет сильнее; если вера его слаба, он будет испытан сообразно величине его веры. Беды будут непрестанно посещать раба, пока он ходит по лику земному, свободный от греха".

5) Установление будущей жизни своею главной заботой.

Заботы этого мира переполняют и запутывают людей, но если раб сделает своею главной заботой жизнь будущую, Аллах поможет ему стать собранным и решительным, так как было рассказано Анасом (раа): "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто имеет своею главной заботой будущую жизнь, Аллах наполнит его сердце чувством достатка и независимости; он будет сосредоточен на этом и почувствует удовлетворение, и этот мир придёт к нему, несмотря на это. Кто делает этот мир своею главной заботой, Аллах вызовет у него чувство постоянного страха пред бедностью; он будет отвлечён и рассеян, и он не получит ничего из этого мира, кроме того, что было предопределено ему".

Ибн аль-Кайим (рах) сказал: "Когда человек не проводит весь свой день ни в какой другой заботе, кроме Аллаха, Аллах, преславен Он, позаботится обо всех его нуждах и позаботится обо всём, что занимает его; Он освободит его сердце так, что оно наполнится только любовью к Нему; освободит его язык так, что он будет произносить только поминание Его (зикр), и заставит все его способности работать только на покорность Ему.

Но если человек не проводит весь свой день ни в какой другой заботе, кроме этого мира, Аллах заставит его нести на себе его горечь, тревоги и боли; Он покинет его, чтобы тот сам разбирался со своими делами, и заставит его сердце быть отвлечённым от любви к Аллаху и привлечённым к любви к тварному, заставит его язык произносить поминание этого тварного, вместо поминания Аллаха, и заставит его способности работать на подчинение и служение ему. Итак, он будет много тужится, трудясь, как какая-то домашняя скотина, чтобы обслужить нечто другое, помимо Аллаха…

Всякий, кто отвернётся от того, чтобы быть истинным рабом Аллаха и от покорности Ему, и любви к Нему, будет обременён рабством, любовью и покорностью к некоторым творениям. Аллах говорит: "К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем". (аз-Зухруф 43:36).

6) Удивительно эффективное средство - поминание смерти.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вспоминай часто то, что прервёт все твои наслаждения: смерть, ведь нет никого, кто вспомнит о смерти в стеснённых обстоятельствах, без того, чтобы его обстоятельства не улучшились; и нет никого, кто вспомнит о смерти во время благополучия, без того, чтобы его обстоятельства не стеснились".

7) Мольба Аллаху, да будет Он возвеличен.

Дуа (молитва или мольба) - очень благотворна и включает в себя как защиту, так и лечение. Что касается защиты, мусульманин берёт на себя обязательство обращаться к Аллаху и молиться Ему для прибегания от печали и чтобы уберечься от неё, как делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Его слуга Анас (раа) рассказал нам: "Я прислуживал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он пребывал в Медине (т.е. не был в пути). Я часто слышал, как он говорил: "Аллахумма инни а'узу бика мин аль-хамм вал-хазн вал-'аджз вал-касаль вал-бухл вал-джубн ва дала' аль-дайн ва галбат аль-риджал (О Аллах, я прибегаю к тебе от уныния, огорчения, бессилия, лени, скупости, трусости, бремени долга и от угнетения человеком)".

Эта дуа очень эффективна в предотвращении печали, перед тем как она наступит, предотвращение лучше и менее обременительное, чем лечение. Когда кто-то обеспокоен тем, что может случиться в будущем, то следующая дуа очень полезна.

Абу Хурайра (раа) сообщил, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллахумма аслих ли дини аллази хува 'исмат амри ва аслих ли дунйайа аллати фиха мааши ва аслих ли ахирати аллати фиха маади ваджал аль-хайата зийадатан ли фи кулли хайри ваджал аль-мавта рахатан ли мин кулли шарр. (О Аллах, сделай меня приверженным моей религии, как подобает, от которой зависят все мои дела; сделай этот мир добром для меня, в коем мои средства пропитания; сделай мою будущую жизнь добром для меня, в коей для меня конечное пребывание; сделай, чтобы моя жизнь прибавлялась от каждого благодеяния, и сделай мою смерть отдохновением от всякого зла)".

Когда печаль и страдание случается с человеком, двери дуа всегда открыта, она никогда не закрывается. Когда кто-нибудь призовёт Щедрейшего, Он ответит и одарит. Аллах говорит: "Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то (ответь им) ведь Я - близок ( к ним Своим знанием) и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне (без всякого посредника). Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем". (аль-Бакара 2:186).

Одна из величайших дуа, которая отгоняет грусть и тревогу, и приносит радость, это известная дуа, которую пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал каждому, кто слышит, заучить её наизусть: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нет такого, кто подвергся грусти и печали и сказал бы: "Аллахумма инни 'абдука ибн 'абдика ибн аматиджа насйати би йадика, мада фиййа хукмука, 'адлун фиййа кадаука. Асалука би кулли исмин хува лака саммайта бихи нафсака ав анзалтаху фи китабика ав 'алламтаху ахадан мин халкика ав истатхарта бихи фи 'илм ил-гайб 'индака ан таджал аль-Кур`ана раби калби ва нур садри ва джала хузни ва зихаб хамми.



(О Аллах, я - Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни; мой хохол - в Твоих руках, Твои приказы надо мной всегда исполняются и Твоё решение надо мной - справедливо. Я молю Тебя каждым именем, принадлежащим Тебе, коим Ты Сам нарёк Себя или ниспослал в Своей книге, или преподал всякому из Своих творений, или которое Ты предохранил в сокрытом знании Тебя, чтобы Ты сделал Коран - оживлением моего сердца, и светом моей груди, и удалением моей грусти, и освобождением от моих тревог)", чтобы Аллах не рассеял его грусти и печали, и заменил их радостью". Он был спрошен: "О посланник Аллаха, следует ли нам выучить это?". Он сказал: "Конечно, всякий, кто слышит, должен выучить это".

Этот важный хадис показывает следующее: рабу следует признать, что он всецело принадлежит Аллаху, и он не может действовать без Него, и не имеет другого господина, кроме Аллаха, что ему следует стать рабом Аллаха, объявить о своём подчинении Ему, покориться Его повелениям и остерегаться Его запретов; что Аллах направляет и контролирует его Своей волей, что ему следует показывать своё повиновение Аллаху и принятие Его решения; что ему следует молить Аллаха, используя все Его имена, затем просить то, что ему нужно.

Ряд других дуа, относящихся к волнению и тревоге, также были изложены в сунне. Они включают:

Ибн Аббас сообщил, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был удручён, он говорил: "Ла илаха илл-Аллах аль-'Азим аль-Халим, ла илаха илл-Аллах рабб аль-'арш аль-'азим, ла илаха илл-Аллах рабб аль-самават ва рабб аль-ард ва рабб аль-'арш аль-карим. (Нет бога, кроме Аллаха, Всемогущего, Терпеливого, нет бога, кроме Аллаха, Господа могучего трона, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, Господа земли и Господа благородного трона)".

Анас (раа) сообщил, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был расстроен чем-либо, он говорил: "Йа Хаййу, йа Каййум би рахматика астагиз (О Сущий, О Вечный, Твоею милостью я ищу помощь)".

Асма бинт Умайр сказала: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: "Не научить ли тебя неким словам, которые ты можешь произнести в час горя?: "Аллах, Аллах рабби ла ушрику бихи шайан (Аллах, Аллах - мой Господь, я не придаю Ему сотоварищей)"".

Другая полезная дуа, которой посланник Аллаха обучил нас, это та, которую он рассказал нам, когда изрёк: "Дуа для человека, который в скорби, такова: "Аллахумма рахматака арджу фа ла такилни ила нафси тарфат 'айн васлих ли шайин куллаху ла илаха илла анта". (О Аллах, на Твоё милосердие я надеюсь, посему не оставляй меня под грузом моих забот, даже на мгновение ока; исправь все мои дела, нет бога, кроме Тебя)".

Если человек поразмышляет над смыслом этих дуа и помолится сосредоточенно, и с искренним намерением, делая всё, что способствует ответу, Аллах оправдает все его надежды и сделает то, что просится; Он превратит печаль в радость. Если дуа исходит из самого сердца, исполненного верой, то она изгонит волнение и доставит покой. Учёные упомянули множество историй о людях, взывавших к Аллаху в дни бедствий и тягот, и Аллах отвечал на их мольбы и охранял их от врага или наводнения или голода или стихийного бедствия. Один из примеров, это история, случившаяся с великим сахаби аль-А'ля аль-Хадрами, который был одним из выдающихся учёных и истово поклоняющихся, одним из приближённых (аулия) Аллаха, чья дуа не оставалась без ответа. Во время компании против вероотступников Бахрейна, он разбил лагерь, но только люди собрались расположиться на ночлег, как верблюды унеслись прочь со всем снаряжением армии, включая палатки и воду, ничего им не оставив, кроме одежды, что была на них. Это случилось в ночное время, и они не смогли удержать даже одного верблюда. Людей охватило неописуемое горе и смятение, и некоторые из них принялись составлять завещание друг другу (потому что им казалось, что смерть неизбежна).

Аль-А'ля собрал людей вместе и сказал: "О люди, разве вы не мусульмане? Разве вы не боретесь на пути Аллаха? Разве вы не ансары (подмога) Аллаха?" Они сказали: "Конечно". Он сказал: "Итак, не падайте духом, ведь Аллах не бросит никого, в такой ситуации". Когда пришло время молитвы фаджр, он призвал людей молиться, и предстоял у них на молитве, затем он встал на колени и люди сделали так же. Они молились до того, как солнце взошло, и люди начали видеть миражи, вызванные солнцем, мерцающие один за другим, в то же время страстно молясь. Когда он достиг третьего (??), Аллах вывел большой источник свежей воды рядом сними. (А'ля) кинулся к нему и люди последовали ему, затем они напились и помылись. Перед тем, как солнце достигло своего зенита, верблюды стали возвращаться со всех сторон, принеся всё снаряжение, нагруженное на них, в итоге, люди ничего не потеряли, и смогли напоить верблюдов. Это было одним из знамений Аллаха, засвидетельствованное людьми во время той кампании. (Аль-Бидайа вал-Нихайа: Зикр риддат ахль аль-Бахрайн ва авдатихим).

8) Молитва за пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (т.е. слова "Аллахумма салли 'аля Мухаммад и т.д.)

Это один из величайших путей, которым Аллах может избавить от беспокойства:

Ат-Туфайл ибн Убай ибн Ка'б сообщил, что его отец сказал: "Когда прошли две трети ночи, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проснулся и сказал: "О люди, поминайте Аллаха, поминайте Аллаха. Раздался первый трубный зов и за ним последует второй. Смерть пришла со всем, что о ней думают, смерть пришла со всем, что о ней думают". Я спросил: "О посланник Аллаха, я много молюсь за тебя. Какую часть моих молитв мне следует посвящать тебе?". Он сказал: "Столько, сколько тебе захочется". Я спросил: "Четверть?". Он сказал: "Столько, сколько тебе захочется, и если ты увеличишь, это будет лучше для тебя". Я спросил: "Половину?". Он сказал: "Столько, сколько тебе захочется, и если ты увеличишь, это будет лучше для тебя". Я спросил: "Две трети?". Он сказал: "Столько, сколько тебе захочется, и если ты увеличишь, это будет лучше для тебя". Я сказал: "Я посвящу всю свою молитву тебе". Он сказал: "Тогда о твоём беспокойстве позаботятся, и твой грех будет прощён".

9) Упование на Аллаха и вручение Ему исхода всех дел.

Когда человек знает, что Аллах - Мощен над каждой вещью, что только Он делает выбор для Своих рабов и ведёт их дела, что путь, которым он ведёт дела Своих рабов, лучше пути, которым следовал бы сам раб, что Он лучше знает об интересах раба, чем сам раб, что Он более мощен в их достижении, что Он более искренен и более милостив к Своему рабу, чем раб к самому себе; а также знает, что он не может ни продвинуть, ни замедлить ничто, за гранью установленного Аллахом для него, ведь никто не может изменить волю и решение Аллаха, - когда человек знает всё это, он подчинится своему Господу, и вручит все дела Ему, бросаясь ниц перед Ним, как слабый раб бросается ниц перед могущественным и властным королём. Аллах поступает со Своим рабом как пожелает, и рабу нечего поделать с этим.

Только после того, как он подчинится таким образом, раб почувствует освобождение от своих забот, треволнений и досад. Он передаст груз своих потребностей и интересов Тому, Кого не волнует насколько этот груз тяжёл и огромен. Аллах позаботится об этом вместо него и окажет ему Свою доброту и милосердие, без всякого утомления или беспокойства для раба, так как вся его забота будет сосредоточена на Аллахе одном. Его обеспокоенность своею нуждой и интересами этого мира рассеяно, и, теперь, его сердце освободилось от этих забот. Как прекрасна теперь жизнь, как облагорожено его сердце и как велико его счастье и радость!

Что же касается человека, который настаивает на самостоятельном ведении своих дел и своём собственном выборе, чья забота только он сам, а не обязанности к его Господу, то Аллах оставит его со своими выборами, так что тот будет окружён заботами, волнениями, горечами, печалями, страхом, изнеможением и депрессией. Его мысли будут спутаны, ни один из его поступков не будет безошибочен и ни одна из его надежд не сбудется. Он не получит ни передышки, ни удовольствия. Он никогда не почувствует радость или удовлетворение. Он будет трудиться, как домашнее животное, потеряв надежду на обретение того, что поможет ему в загробном мире.

Когда человек полагается на Аллаха и уповает на Него, он неподвластен лживым иллюзиям. Он доверился Аллаху и надеется на Его щедрость, что защитит его от печалей и беспокойств, как и других душевных и телесных болезней.

Таким образом, его сердце обретает невиданную силу, успокоение и радость. По настоящему свободный от проблем это тот, кого освободил Аллах и помог ему в борьбе против себя (джихад ан-нафс), путём поиска благотворных средств укрепления своего сердца и устранения тревог. Аллах говорит: "Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его". (ат-Талак 65:3).

Он возьмёт на Себя всё, что является его заботой, связано ли это с делом его религии или с мирским.

Человек, который полагается на Аллаха, силён своим сердцем, не поддаётся на лживые иллюзии или происходящее с ним, потому что знает, что это признак слабости и страха, которые беспочвенны. Он также знает, что Аллах гарантировал позаботиться о том, кто уповает на Него, и поэтому он доверился Аллаху и не сомневается в Его обещании. Так, его беспокойства и тревоги исчезают, тягость сменяется лёгкостью, грусть превращается в радость, а страх превращается в чувство безопасности.

Просим Аллаха уберечь нас и облагодетельствовать нас крепостью сердца и стойкостью, посредством всецелого упования на Него, ведь Он поручился дать все блага и защиту тем, кто уповает на Него

10) Другие пути, разгоняющие печаль и тревогу, включают: обращение внимания на полезном, сосредоточивание на делах текущего дня и прекращение впредь беспокоиться по тому, что может произойти завтра или терзаться тем, что случилось вчера.

Отсюда мы можем заключить, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к Аллаху от беспокойства и досады: досады по тому, что случилось в прошлом, куда никто не может возвратиться и изменить его, и обеспокоенность тем, что может произойти в будущем.

Раб должен думать только о настоящем, сосредотачивая свою энергию на то, чтобы проявить себя в лучшем свете сегодня, потому что это выражается в плодотворной работе и помогает ему забыть все его беспокойства и досады. Когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал дуа или обучал ею свою умму, он не только предписывал им обращаться за помощью к Аллаху и надеяться на Его благоволение, но также велел много работать и вкладывать силы для достижения той защиты, по которой они молились, ведь дуа идёт рука об руку с усилием.

Таким образом, раб будет стремиться ко всему, что принесёт ему пользу в его религии или в мирских делах, и будет просить своего Господа даровать ему результаты того, на что он нацелился.

Он просит у Аллаха помощи именно так, как передал Абу Хурайра: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Сильный верующий лучше и более любим Аллахом, чем слабый верующий, и они оба хороши. Уделяйте внимание на вещи полезные для вас, просите помощи у Аллаха, и не впадайте в бессилие. Если что-нибудь выпадет вам, не говорите "если бы я только сделал то-то и то-то, произошло бы то-то". Вместо этого говорите "Это воля Аллаха, что Он пожелает, то Он делает", ведь слово "если" открывает путь шайтану".

Таким образом, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) установил взаимосвязь между, с одной стороны, предписанием стремиться к полезному в любой ситуации, добиваясь помощи Аллаха, не поддаваясь чувству беспомощности, которая есть пагубная разновидность лени, и, не поддаваясь чувству досады за прошлое, которое прошло и завершено, и (с другой стороны) думать о воле и решении Аллаха.

Он описал вещи как двух видов: вещи, которые раб может стремиться достигнуть либо в полной мере, либо по мере сил, или может оградить себя от них, или же снизить их воздействие, путём затрачивания усилий и поиском помощи Аллаха; и другие вещи, с которыми он ничего не может поделать, так, что ему остаётся принять их, и довольствоваться ими.

Бесспорно, обращение внимания этому принципу осчастливит человека и рассеет беспокойство и озабоченность.

Вышесказанный хадис показывает, что следует стараться устранить причины для уныния и создавать предпосылки радости, путём забвения неприятного прошлого, что уже не изменить, и осознанием того, что тратить столь много времени, думая о такой непосильной задаче, это глупость и безумная трата времени. Поэтому, не стоит об этом думать, и следует попытаться не впадать в тревогу о будущем или воображать себе страхи и бедность, которые могут быть, а могут и не быть в будущем.

Нам следует понять, что будущее, плохое или хорошее, это что-то неизвестное; оно в руках Всемогущего, Мудрого, а не в руках Его рабов, и всё, что им остаётся делать, это устремляться к хорошему, и оберегаться от плохого.

Рабу следует знать, что если он отстранит свой ум от беспокойства о будущем и станет уповать на своего Господа, тогда Аллах позаботится об этом, а его волнения и тревоги исчезнут.

11) Один из наиболее эффективных путей обретения покоя и удовлетворенности, это частое поминание Аллаха.

Зикр (поминание Аллаха) имеет превосходное влияние на успокоение души и избавление от стресса и беспокойства. Аллах говорит: "…Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?". (аль-Ра'д 13:28).

Величайшим зикром, который избавляет от обеспокоенности смертью является "Ла лилаха илл-Аллах" (Нет бога, кроме Аллаха). Это то, что сказал Талха Умару (ра): "Я слышал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слово, кое какой бы раб не сказал перед смертью, Аллах смягчит его страдание и улучшит цвет его лица. Это было моим единственным страхом, который я не мог побороть, что удержало меня от того, чтобы вопросить его об этом перед его кончиной". Умар (ра) сказал: "Я знаю, что это". Талха спросил: "Что это?". Умар (ра) сказал: "Известно ли тебе слово более великое, чем то, которое он сказал своему дяде, дабы тот произнёс его? - "Ла илаха илл-Аллах". Талха сказал: "Это оно, клянусь Аллахом, это оно!".

12) Обращение к молитве.

Аллах говорит: "Обратитесь за помощью к терпению и намазу…". (аль-Бакара 2:45).

Хузайфа сказал: "Когда бы пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был удручён чем-то, он молился". Когда Ибн Аббас (раа) услышал о смерти своего брата, он остановился на краю дороги, а он был в пути, и помолился, следуя повелению Аллаха.

13) Другое, что может рассеять переживание - это джихад на пути Аллаха.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вы должны бороться в джихаде, на пути Аллаха, Благословен Он и Велик, это же одно из врат рая, и Аллах рассеивает беспокойство и скорбь через него".

14) Беседы о благах Аллаха, как о явных, так и о скрытых.

Признание их и беседы о них разгоняют беспокойство и горесть. Раб поощряется на благодарное отношение, которая есть вершина, из тех, что он может достичь, пусть даже он влачит бедность, болезни или другие ненастья. Если бы он сравнил те неисчислимые блага, которыми Аллах наделили его с неприятностью, которая выпала ему, он бы увидел, что его огорчение это ничто по сравнению с благами. Когда Аллах испытывает Своего раба посредством этих болезней и бед, и раб верен свой обязанности, будучи терпеливым и беспрекословным, то эти трудности становятся легче переносить для него, и он начинает питать надежду на награду от Аллаха за своё подчинение Ему, за терпение и удовлетворение. Это прислащает горечь: сладость награды помогает ему забыть о горечи терпения. Одно из самых полезных, в этой связи, это следование совету пророка (да благословит его Аллах и приветствует), данному в сахихе-хадисе от Абу Хурайры: "Взгляните на тех, кто ниже вас, а не на тех, кто выше, чтобы вы не думали, как о малом, о благах, которые Аллах распростёр вам". Если человек будет держать уме эту важную мысль (смотреть только на тех, кто ниже его), он определённо почувствует, что находится в лучшем положении, чем многие другие, особенно когда речь идёт о крепком здоровье, физической силе и уделе (ризке), таком как еда, одежда, кров и т.д., независимо от его ситуации. Итак, его тревоги и переживания исчезнут, и его охватит прилив счастья и радости от благ Аллаха, явных и скрытых, духовных и мирских. Он увидит, что его Господь дал ему много хорошего и уберёг его от многого плохого. Несомненно, это также рассеет горести и тревоги, и принесёт радость и счастье.

15) Занятие себя полезной работой и поиском благотворного знания.

Это отвлечёт ум человека от того дела, которое вызвало тревогу. Возможно, тогда он забудет причину его расстройства и почувствует себя счастливее и бодрее. Это то, что могут попробовать и верующие и неверующие, но верующий отличается своим иманом (верой), своей чистосердечностью и своей надеждой на воздаяние, в то время, когда он занимается изучением или преподаванием чего-либо полезного или плодотворного. Если он занимает себя поклонением, тогда это поклонение, и если он занимает себя какими-нибудь мирскими делами или обычаем, он старается сопроводить его чистым намерением и ищет помощи у Аллаха, чтобы осуществить это, как акт покорности или поклонения Ему. Таким образом, его действия будут эффективны в рассеивании тревог, стресса и грусти. Сколько много людей страдают от тревоги и чувства постоянной депрессии, что выражается в различного рода болезнях и недугах. Правильное лечение это: забыть то, что вызвало депрессию и беспокойство, и загрузить себя какой-нибудь важной работой. Немаловажно, чтобы загружаемая работа была из тех, что любима и ожидаема с нетерпением; это стало бы ещё более эффективно в деле принесения желаемых результатов. А Аллах знает лучше.

16) Усмотрение положительных моментов в тех событиях, в которых человек склонен видеть только негативное.

Абу Хурайра (раа) сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ни один верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину. Если ему не нравится одна сторона её нрава, он будет доволен другой стороной".

Польза этого хадиса включает: удаление тревоги и стресса, сохранение спокойствия, продолжительное поддерживание обязанностей, как непременных, так и одобряемых, и обретение мира между двумя сторонами. Всякий, кто не руководствуется словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а поступает противоположно, будет видеть только негативные стороны, и станет слеп к позитивным моментам. Таким образом, он неизбежно станет встревоженным и угнетённым, и взаимоотношения с теми, с кем он поддерживает тесный контакт ухудшатся, и он будет пренебрегать многими из взаимных обязательств, которые требуют к себе обоюдного внимания сторон.

17) Понимание истинной цены и скоротечности этой жизни, и того, что время слишком драгоценно, чтобы тратить его на стрессы и переживания.

Мудрый человек понимает, что истинная жизнь заключается в радости и довольстве. Жизнь очень коротка и не следует отвлекать себя печалями и депрессиями, что сделает её ещё короче. Это противоречит истинной сути жизни, поэтому у него нет охоты проводить большую часть своей жизни в печалях и депрессии. В этой связи, нет большой разницы между праведными и дерзкими, но верующий может достичь этого наилучшим образом, тем образом, который принесёт ему выгоду, как в этом мире, так и в будущем. Когда приходит беда или когда он напуган чем-то плохим, что происходит с ним, ему также следует сравнить блага, которыми он наслаждается, и духовные, и мирские, с тем ненастьем, что произошло с ним. Когда он это сделает, ему станет очевидно, сколь много у него благ, и плохое предстанет в своём истинном свете. Подобно этому, он может сравнить между вещами, которых он опасается, как наносящих вред, и гораздо большими возможностями того, что он убережется от них; призрачная вероятность понесения ущерба с лихом перекроется большей вероятностью благоприятного исхода, и, значит, его обеспокоенность улетучится. Он возьмёт в расчёт наиболее вероятный сценарий событий, так, чтобы постараться подготовить себя на случай его осуществления, и примет меры защиты против того, что не произошло или снизит эффект последствий произошедшего.

18) Другое полезное средство это недопущение накапливания своей работы или каких-нибудь обязанностей.

Это означает принятие решений незамедлительно, чтобы не загружать себя делами в будущем, потому что вещи, если с ними не разбираться на месте, накапливаются и прибавляются к существующей работе к выполнению, этим самым, ещё более увеличивая бремя её тяжести. Если вы разберётесь со всеми делами в нужное время, то облегчите себе задачу будущих дел, сосредоточив ум и затратив необходимое количество сил. Вам следует упорядочить свою работу по приоритетам важности и постараться выбрать то, что будет более интересным вам и доставит удовольствие, иначе вам будет нудно и станет претить. Вы можете помочь себе достигнуть этого через ясное мышление и консультации с другими, ведь никому нелишне проконсультироваться. Глубоко изучите, что конкретно вам нужно сделать, и как только будете уверены в том, что данный шаг необходим в ваших интересах, и решитесь на действие, то положитесь на Аллаха, ведь Аллах любит полагающихся на Него.

19) Постоянное предвидение и готовность ко всем исходам.

Если человек подготовлен к возможности потери любимого человека, болезни близкого родственника, бремени долга, угнетению врага или какой-нибудь другой неприятной возможности, которая ещё не наступила -, в то же время прибегая к Аллаху, в надежде быть охранённым от этого - то, если его страхи воплотятся в действительность, их воздействие не будет слишком внушительным, потому как он заранее их предвидел и подготовил себя к ним. Один важный момент, на котором нам стоит остановиться, это то, что многие амбициозные люди готовы встретиться с главными бедами, выдерживая спокойствие и стойкость, но они неоправданно подвергаются беспокойству и стрессу в мелких проблемах. Причина этого в том, что они подготавливаются к главным проблемам, но забываю подготовить себя к столкновению с второстепенными проблемами, что впоследствии наносит им вред. Осмотрительный человек готовит себя и к главным, и к второстепенным проблемам, и просит Аллаха помочь ему, и не оставлять его одного справляться с ними, даже на мгновение ока. Так, и главные и второстепенные проблемы становится легче сносить и сохранять спокойствие духа и ясность ума.

20) Другое средство - обращение к религиозному учёному и спрашивание у него совета.

Их совет и мнения - среди тех вещей, которые могут быть большой помощью в сохранении стойкости в тяжёлые времена. Сахабы, бывало, жаловались посланнику Аллаха на мучения, которые они испытывали…

Хаббаб ибн аль-Аратт (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мы пожаловались посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он возлежал на своём плаще в тени Каабы. Мы сказали ему: "Почему те не просишь Аллаха помочь нам (пожаловать победу)? Почему ты не помолишься Аллаху за нас?" Он сказал: "Человека из тех, что были до вас, посадили в яму, вырытую для него, затем принесли пилу и стали пилить его голову напополам, однако это не заставило его отказаться от своей веры. Использовался железный гребень, чтобы содрать плоть и нервы с его костей, однако это не заставило его отказаться от своей веры. Клянусь Аллахом, это дело будет завершено (т.е. Ислам восторжествует и возобладает), до того, что всадник, путешествующий от Саны до Хадрамаута не убоится никого, кроме Аллаха и нападения волков на его баранов, но вы слишком нетерпеливы".

Табиины также жаловались сахабам. Аз-Зубайр ибн Адий сказал: "Мы пришли к Анасу ибн Малику и пожаловались ему на наши страдания от рук аль-Хаджаджа. Он сказал нам: "Будьте терпеливы, ведь не придёт время, чтобы за ним не стало ещё хуже, покуда вы не встретитесь с вашим Господом. Я слышал это от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)".

Таким образом, мусульмане внимают слову учёных и лидеров, которые помогут им и смягчат их боль, горесть и тревогу. Подобным образом, можно также искать помощи у искренних братьев, мудрых родственников и благочестивых супругов. Когда Фатима (раа) печалилась, она обращалась с болью к своему мужу Али (раа).

Абд Аллах ибн Умар (раа) рассказал нам такую историю. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл проведать Фатиму, но обнаружил занавеску над её дверью, поэтому он не зашёл вовнутрь. Это было очень редким случаем, чтобы он входил, не поздоровавшись с ней, поэтому, когда пришёл Али (раа), он застал её обеспокоенной и расстроенной. Он спросил: "Что случилось?". Она сказала: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл ко мне, но не зашёл ко мне вовнутрь". И Али (раа) пошёл к нему и сказал: "О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Фатима очень расстроена, из-за того, что ты пришёл к ней, но не зашёл к ней". Он сказал: "Я ничего не могу поделать с этими мирскими вещами и украшенными декорациями". Так, Али пошёл передать Фатиме сказанное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она сказала: "Спроси посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что мне следует сделать с этим". Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Скажи ей послать это Бану таким-то и таким-то". (речь идёт о занавеске, украшенной вышивками и т.д.).

Обращение к человеку мудрому, с веским мнением, может также помочь разогнать тревогу.

Аль-Мугира, освобождённый раб аль-Валида, рассказал: "Я зашёл к аль-Валиду и застал его выглядящим удручённо. Я спросил: "Что беспокоит тебя, О амируль му`минин?". Он сказал: "Число мусульман увеличилось, а мечеть становится слишком мала для них. Я предложил им деньги за остальную часть церкви, с тем, чтобы я мог её взять и добавить к мечети, дабы сделать её достаточно просторной для мусульман, но они мне отказали".

Аль-Мугира сказал: "О амируль му`минин, у меня есть идея, которая облегчит твоё беспокойство". Он спросил: "Что это?". Я сказал: "Когда сахабы брали Дамаск, Халид ибн аль-Валид входил через Восточные Ворота, разя всех своим мечом. Когда люди услыхали об этом, они кинулись к Абу Убайду (который осаждал другие ворота города), прося у него защиты. Он обеспечил их защитой, поэтому, они открыли ему ворота Джабии. Абу Убайда вошёл мирно, заключив мир с жителями. Нам следует выяснить, как далеко протянулся военный захват земли и присвоить её себе, но те территории, которые были под мирным договором, следует оставить в их руках. Я надеюсь, что вся церковь стоит на земле, захваченной военным путём, чтобы ты мог включить её в эту мечеть". Аль-Валид сказал: "Ты сделал так, что мне стало гораздо лучше. Займись этим делом". Итак, аль-Мугира занялся им; он обследовал территорию, идущую от Восточных ворот по направлению к воротам Джабии, до сука ар-Райхан, и обнаружил, что военный захват продолжался до расстояния нескольких локтей дальше Большой Арки, так, что церковь могла быть включена в мечеть. В итоге, аль-Валид направил послание христианам со словами: "Вся эта церковь лежит на территории, которая была захвачена военным путём, поэтому, она принадлежит нам, а не вам". Они сказали: "Вначале ты предложил нам деньги и землю, а мы отказались. Будь великодушен и предоставь нам то, что ты предлагал нам ранее, дабы мы могли разрешить этот спор мирно, мы же отдадим тебе остальную часть церкви". Так, спор был решён мирно". (аль-Бадайа валь-Нихайа фи сират аль-Валид).

21) Человеку, который озабочен или обеспокоен, следует знать, что после тягости приходит лёгкость.

Аллах говорит в суре аль-Инширах: "Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение, за каждой тягостью наступает облегчение". (аль-Инширах 94:5-6).

В действительности, тягость упоминается однажды, а лёгкость упоминается дважды, потому что определённый артикль ("аль") указывает на то, что тягость, упомянутая в первом аяте, также упоминается во втором аяте, тогда как облегчение, упомянутая в неопределённом артикле (с танвином) указывает, что облегчение, упомянутая во втором аяте, отличается от той, что в первом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал Ибн Аббасу (раа): "Знай, что победа (или достижение) приходит через терпение, и что лёгкость приходит через тягость…".

22) Другое средство от печали - определённые виды еды.

Аль-Бухари (рах) передал, что Айша заказывала талбин для больных и убитых горем, и она говорила: "Я слышала, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Талбин согревает сердце и облегчает некоторые из печалей человека".

Аль-Бухари также передал от Айши, жены пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что всякий раз, когда умирал член её семьи, и женщины собирались вместе, а затем расходились, кроме её семьи и близких родственников, она просила горшок талбина, затем готовила его, делала зарид (блюдо из размоченного хлеба, мяса и похлёбки), и заливала его талбином, после чего говорила женщинам: "Отведайте это, ведь я слышала от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что талбин - это исцеление сердца больного, и он облегчает некоторые из печалей человека".

Талбин - это суп или похлёбка, сделанная из муки или отрубей с добавлением мёда. Он называется талбином, потому что напоминает молоко (лабан). Он приготовляется из ячменя.

Высказывание о том, что это - исцеление сердца больного, означает, что он расслабляет его, даёт ему силы и облегчает его уныние и заботу.

Ахмад (рах) передал от Айши: " Всякий раз, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слышал, что кто-то болен или мучается и не ест, он говорил: "Вам лучше приготовить талбин и дать ему выпить его. Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, он очистит желудок любого из вас, прямо, как вы отмываете грязь со своего лица".

Ат-Тирмизи (рах) передал, что Айша сказала: "Всякий раз, когда кто-нибудь из членов его семьи недомогал, он заказывал приготовление для него супа или похлёбки, затем он говорил ему, чтобы он выпил. Он, бывало, говорил: "Это укрепляет опечаленное сердце и очищает его, прямо как каждый из вас очищает своё лицо от грязи".

Даже если некоторые могут посчитать это странным, но это - чистая правда, так как было частью откровения, переданного надёжным пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сотворил все виды еды, и Он лучше знает об их свойствах. Суп из ячменя, упомянутый в хадисе, это разновидность еды, которая улучшает самочувствие людей. И Аллах знает лучше. Что касается способа приготовления этой еды для больного человека или для того, чьё сердце поражено унынием, то Ибн Хаджар (рах), сказал: «Что подойдёт больному, так это отвар из ячменя, приготовленного целым, и что подойдёт опечаленному, это отвар, приготовленный из молотого ячменя . и Аллах знает лучше».



4. Заметки имама Ибн аль-Кайима об излечении горести и печали.

Следуя теме обсуждения лечения, мы вкратце остановимся на просмотре перечня, написанного имамом Ибн аль-Кайимом (рах), в котором он перечислил пятнадцать видов средств, которыми Аллах может исцелить горесть и печаль.

I. Таухид аль-Рубубийа (Единство Божественного господства).

II. Таухид аль-Улюхийа (Единство Божественности).

III. Единство веры или Таухид аль-Асма вас-Сифат (Единство Божественных имён и атрибутов).

IV. Провозглашение того, что Аллах превыше плохого обращения со Своими рабами или наказания их, без причины на то, со стороны рабов.

V. Признание рабом своей греховности.

VI. Упрашивание Аллаха лучшим, что есть Его имена и атрибуты. Среди самых всеобъемлющих по значению из Его имён и атрибутов - это имена аль-Хаййу (Сущий), аль-Каййум (Вечный).

VII. Прибегание к помощи одного Аллаха.

VIII. Возложение надежды на Аллаха.

IX. Упование на Аллаха и вручение всех своих дел Ему, осознавая, что хохол - в Его руке, что Аллах ведёт дела так, как Ему угодно, что Его приказы всегда выполняются, и Его решение - справедливо.

X. Чтение Корана и размышление над его смыслом, поиск утешения в нём от всех ненастий, и поиск излечения в нём от всех болезней сердца (духовных и телесных), ведь он смывает печаль и исцеляет переживание и тревогу.

XI. Мольба о прощении Аллаху.

XII. Раскаяние

XIII. Джихад (борьба на пути Аллаха).

XIV. Салят (намаз)

XV. Признание человеком того, что у него нет абсолютно никакой власти и мощи, и приписывание их Тому, кто держит их в Своей руке.

2. Дуа (мольба).

Мы просим Аллах, да будет Он возвеличен, уберечь нас от горя, даровать нам избавление от депрессии и смягчить наше беспокойство, ведь Он - Всеслышащий, Который отвечает на мольбу, Он -Сущий, Вечный.

3. Напоминание.

И наконец, давайте напомним самим себе, что какими бы большими и многочисленными не были беспокойства и заботы этого мира, заботы и муки будущей жизни будут намного больше. Это объемлет то, что произойдёт со всеми людьми, когда они будут собраны вместе для Суда. Аль-Бухари (рах) передал от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я буду господином для всех людей в День Воскресения. Знаете, почему я буду господином всех людей? Аллах соберёт всех людей, от первого до последнего в одном месте, да так, что если зовущий призовёт их, они услышат его и всё сразу же будет видно. Солнце будет приближено к ним и их охватит большая скорбь, чем они бы могли выдержать. Люди скажут: "Можете ли вы видеть, что случилось с вами? Не видно ли вам, кто может заступиться за вас перед вашим Господом? Тогда некоторые из них скажут остальным: "Пойдёмте к Адаму…".

Не будет нам излечения от скорби и мук в тот день, пока мы сегодня не обратимся в смирении к Аллаху.



Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада и его семейство, и сподвижников, которые суть лучшие из людей. Хвала Аллаху, которого не одолевает ни дремота, ни сон.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет