Календарно-тематический план по предмету «Зарубежная литература»



жүктеу 377.36 Kb.
бет1/3
Дата07.02.2019
өлшемі377.36 Kb.
түріРабочая программа
  1   2   3


Министерство образования и науки самарской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«самарское художественное училище имЕНИ К.С. Петрова-водкина»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны

Зарубежная литература

2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Зарубежная литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования 54.02.05 Живопись (по видам) (Станковая живопись, Театрально-декорационная живопись) углубленной подготовки.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина».

Разработчик:

Чепрасова Е.А., преподаватель.

Утверждена УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Зам. директора по УР


Протокол № 1 от 04.09.2014г.
__________________ Даньшина О.В. __________________Емельяненко Т.А.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.




  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 12

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 22

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Зарубежная литература







    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Зарубежная литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.05 Живопись (по видам) (Станковая живопись, Театрально-декорационная живопись).

Программа учебной дисциплины «Зарубежная литература» может быть использована для учебных заведений художественного образования, а также для школьников старших классов гуманитарного либо эстетического профиля.



    1. Место учебной дисциплины «Зарубежная литература» в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Федеральный компонент среднего (полного) общего образования. Базовые дисциплины. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
«Зарубежная литература» как учебный предмет осуществляет формирование гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Изучение историко-литературного процесса, обеспечивает формирование представления о той или иной исторической эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию художественной культуры прошлого, а также последних десятилетий ХХ века.



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Зарубежная литература» – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:



  • Иметь представление о методах литературы как науки, уметь определять род и жанр литературного произведения

  • Иметь представления об основных этапах развития литературы, основных направлениях и течениях в литературе, знать о современном состоянии развития литературы.

  • Знать наиболее важные идеи и достижения русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • уметь применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развивать интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Зарубежная литература»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины «Зарубежная литература» и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:




Лекционные занятия



Практические занятия









Контрольные работы








Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

(реферат, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

16

Итоговая аттестация в форме

Экзамен



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Зарубежная литература».


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Античная литература







Тема 1.1. Мифология Древней Греции

Понятие «миф». Мифы разных народов: сходные сюжеты. Значение мифов для развития литературы. Понятие «архетип». Мифология Древней Греции. Мифы периода архаики. думающие). Геракл – общегреческий герой, 12 подвигов. Творчество Гомера



2

1




Лекционное занятие










Классический период: 12 олимпийских божеств. Героический период: типы героев (герои, побеждающие чудовищ, герои думающие)

2

2




Практическое занятие







1.2. Развитие древнегреческой драмы

Зарождение и развитие древнегреческой драмы. Устройство театра, структура пьесы. Творчество Эсхила, Софокла – развитие древнегреческой трагедии. Понятие «катарсис».

2

1




Лекционное занятие










Воспитательное значение театра. Зарождение психологической драмы. Творчество Эврипида.

2

2




Практическое занятие







Раздел 2.

Средневековье




1

Тема 2.1. Средневековый эпос

Рыцарский эпос. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде. Сага о Тристане и Изольде.

2







Лекционное занятие







Тема 2. 2. Жизнь и творчество Данте Алигьери

Культура Флоренции. Жизнь и творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия» - история создания. Особенности композиции, система персонажей. Особенности средневековой картины мира в произведении.

2

2




Практическое занятие







Раздел 3.

Возрождение







Тема 3.1.Развитие литературы эпохи Возрождения в Италии

Концепция мира и человека. Развитие искусства и литературы в Италии. Творчество Ф. Петрарки. Жанр сонета. «Сонеты к Лауре» Ф.Петрарки.

Творчество Д. Боккаччо. «Декамерон» - особенности ренессансного реализма.




2

2




Комбинированное занятие







Тема 3.2. Возрождение в Испании

Творчество М. С. Сааведы. Роман «Дон Кихот» сюжетно-композиционные особенности. Образ главного героя

2

2




Комбинированное занятие







Тема 3.3

Возрождение в Англии.

Творчество В. Шекспира – вершинное достижение Возрождения в литературе. Шекспировский вопрос: сложности биографии. Особенности мировоззрения поэта-гуманиста. Сонеты Шекспира, темы и идеи.

«Ромео и Джульетта» - особенности конфликта. Система персонажей. Личностное начало в столкновении с феодальными принципами Идея произведения. Особенности гуманистического мировоззрения Шекспира.


2

2




Комбинированное занятие










Жанр трагедии в творчестве Шекспира. Система жизненных ценностей и пороков в творчестве Шекспира. «Ромео и Джульетта», «Король Лир». Характер конфликта. Основные идеи произведения.

«Гамлет» - образ главного героя, сюжетно-композиционные особенности, характер конфликта



2

2




Практическое занятие







Раздел 4.

Эпоха классицизма







Тема 4.1. Теория классицизма.

Зарождение и развитие классицизма. Рационализм Декарта – философская основа нового направления в литературе и искусстве. Идеи разума и порядка. Идея власти и государства как олицетворение порядка. «Поэтическое искусство» Н. Буало как декларация основных принципов классицизма. Высокие и низкие жанры классицизма..



2

1




Лекционное занятие







Тема 4.2. Особенности трагедии как высокого жанра классицизма

Развитие драматургии. Теория трех единств. Жизнь и творчество П. Корнеля. Трагедия «Сид»: система персонажей, характер конфликта. Противостояние между долгом и чувством как основной конфликт классицистической трагедии. Творчество Ж. Расина. «Федра»: конфликт, система персонажей

2

2




Практическое занятие







Тема 4.3. Творчество Ж. Б. Мольера

Творчество Ж. Б. Мольера. Функции комедии как низкого жанра классицизма. «Тартюф»: система персонажей, характер конфликта. Олицетворение порока и правосудия в произведении. «Мнимый больной», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве». Особенности конфликта, характер комического

2

2




Практическое занятие







Раздел 5.

Просвещение







Тема 5.1. Идеи философов-просветителей

Жизнь и творчество философов-просветителей. Деятельность энциклопедистов во главе с Дени Дидро. Жизнь и творчество Жан Жака Руссо. Теория общественного договора. Роман «Юлия или новая Элоиза». Особенности жанра романа в письмах, сентиментализм как художественный метод.

2

1




Лекционное занятие







Тема 5.2. Жанр просветительского романа

Творчество Д. Дефо. «Приключение Робинзона Крузо» - как просветительский роман. Просветительский реализм как художественный метод

2

2




Практическое занятие










Творчество Д. Свифта. «Приключение Гулливера». Особенности жанра романа путешествия. Критика современной действительности, концепция идеального государства в романе.

2

2




Практическое занятие







Тема 5.3. Движение «Буря и натиск» в Германии

Деятельность И. В. Гердера и его идеи возрождения национальной культуры Германии. Создание объединения «Бури и натиска». Деятельность основных представителей движения. Идеи освобождение личности от феодального гнета.

2

2




Зачетное занятие

2

3

Тема 5.4. Творчество Ф. Шиллера

Жизнь и творчество И. Ф. Шиллера. Особенности драматургии. «Разбойники»: система персонажей, конфликт внешний и внутренний. Образ главного героя в системе персонажей.

2

2




Практическое занятие







Тема 5.5. Творчество И. В. Гете


Жизнь и творчество писателя, философа и ученого. Роман «Страдания юного Вертера»: образ главного героя в системе персонажей, личные и социальные причины трагедии Вертера. Значение второстепенных персонажей в понимании идеи романа. Вопрос о самоубийстве. Значение романа «Страдания юного Вертера» для развития мировой литературы



2

2





Практическое занятие










Драма «Фауст» - притча о человеке и его долге.

2

2




Практическое занятие







Раздел 6.

Романтизм







Тема 6.1 Развитие романтизма в Германии

Исторические предпосылки развития романтизма. романтизм в Германии. Йенская школа: творчество братьев Шлегелей, теория романтизма.



2

1




Лекционное занятие










Т. А. Гофман: жизнь и творчество. Двоемирие как основной композиционный принцип произведений писателя. Образы героев-художников. Романтическая ирония Гофмана. Новелла «Крошка Цахес» - принцип взаимодействия фантастического и реалистического. Филистеры и романтики. Смысл финала произведения, романтическая ирония в новелле.

2

2




Практическое занятие







Тема 6.2. Романтизм в Англии


Особенности классического английского романтизма. Жизнь и творчество Д. Г. Байрона. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Чайльд Гарольд как романтический герой, Влияние поэмы на развитие литературы в России. Художественные особенности Восточных поэм Байрона


2

2




Практическое занятие







Раздел 7.

Реализм







Тема 7.1. Реализм во Франции: творчество Оноре де Бальзака

Особенности реализма как художественного метода, реализм просветительский и психологический. Оноре де Бальзак: жизнь и творчество. Замысел «Человеческой комедии» как галереи пороков современной действительности. 1-ый этап развития реализма. Преемственность романтизму.

2

2




Лекционное занятие










Роман «Шагреневая кожа». Фантастическое и реалистическое в романе. Система персонажей: идейные двойники и антагонисты в романе. Сюжетно-композиционные особенности. Символизм образов. Основные идеи

2

2




Практическое занятие







Тема 7.2. Творчество Г. Флобера

Г. Флобер: жизнь и творчество. Особенности реализма второго этапа. Самоустранение автора. Беспристрастный анализ как главное средство познания действительности. Роман «Госпожа Бовари». Образ главной героини («Эмма Бовари - это я», - О. де Бальзак). Система персонажей в романе - образ «мира цвета плесени» - мира провинциальных обывателей в романе.

2

2




Практическое занятие







Тема 8.

Европейская литературы 20 века







Тема 8.1. Развитие европейской литературы на рубеже 19-20 вв.

Мировая война 1914 г. крушение традиционных ценностных систем. Дегуманизация искусства. Идея смерти Бога. Отсутствие самоопределения личности. Отчуждение (Vernichtung). Поиск нового художественного языка. Авангард в искусстве и литературе. Творчество Г. Аполлинера и поэтов его круга. Эксперименты в поэзии, депоэтизация языка. Понятие «сюрреализм»

2

2




Лекционное занятие







Тема 8.2. Романы нового типа в литературе 20 века

Творчество М. Пруста. Повествование нового типа, ассоциативная память как сюжетообразующий компонент произведения. Романы «потока сознания» как явление в литературе 20 в. Роман «В поисках утраченного времени» . Творчество Ф. Кафки. Новелла «Превращение», романы «Замок», «Процесс». Тема свободы- несвободы личности. Метаметфора в творчестве Кафки.

2

2




Практическое занятие










Литература «потерянного поколения». Творчество Э. М. Ремарка. Романы «Три товарища», «Возвращение». «На западном фронте без перемен» - новое в трактовке темы войны. Особенности повествования, образы героев. Творчество Э. Хемингуэя. Роман «Прощай, оружие!»

2

2




Практическое занятие







Тема 8.3. Развитие драматургии на рубеже 19 – 20 вв.

Развитие драматургии в первой половине 20 в. Творчество Ибсена и Метерлинка, театр абсурда, эпический театр Б. Брехта, пластический театр Т. Уильямса. Творчество Б. Шоу. «Пигмалион» - система персонажей, характер конфликта. Приемы астранения. Сценическая судьба пьесы

2

2




Практическое занятие










Экзамен

3







Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет