Введение.
Важным этапом развития философской мысли является фи­лософия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и обще­ственного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия сред­невекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать са­мобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше.

1.Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способст­вующее его возвышению. В совершенствовании духовной при­роды человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — на­чало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной фило­софии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достой­ный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формиро­вания личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый чело­век воспринимался тем ценнее как личность, чем более его по­ведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в со­циальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Че­ловек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универ­сальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, ин­дивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию че­ловека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не про­исхождением или социальной принадлежностью, а личными за­слугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, напри­мер, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Алъберти (1404—1472). Он был архитектором, живо­писцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал прин­ципы живописной композиции — равновесия и симметрии цве­та, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собст­венной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчи­няться».

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Вал­лы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Балла про­возглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравствен­ности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренче­ская позиция выглядит как асоциальная.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институ­ту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Брут (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469— 1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нрав­ственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гумани­стов со стороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инкви­зиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального Размежевания и натурального хозяйства.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли явля­ется для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли ви­дит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, стра­стей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли ре­шительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали во­просы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение по­литики было освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон:

«… нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать»2. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником_республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на респуб­ликанских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Че-заре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расстав­ленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в откры­том бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

«… Государь, если он хочет сохранить власть, должен при­обрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».

Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает сред­ства», а его имя стало синонимом проповеди политического ве­роломства и насилия — «макиавеллизма».

Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной полити­ческой практики своей эпохи.

Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса «цель оправдывает средства» был создан стараниями иезуитов. Осво­бождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социаль­ной действительности.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Философы эпохи Возрождения впервые в истории философской мысли и на основе накопленных на то время знаний пытались постичь природу в целом, дать ей общее философское описание. Такой подход к познанию природы получил название Натурфилософии (от слова «natura- природа).

Плодотворное начало философии природы положил выдающий философ и естествоиспытатель, кардинал католической церкви Николай Кузанский (1401 — 1464). В результате собственного философского исследования он пришел к заключению о бесконечности Вселенной. “Машина Мира, — писал он, -имеет свой центр везде, а конца сферы — нигде».

Свои натурфилософские взгляды Парацельс (1493-1541) подтверждал всеми доступными ему знаниями из медицины, химии, лечебной практики, в том числе — и магии. Для него всеобщей наукой была медицина, поскольку именно она беспокоится о благе человека. Сам же человек — центр мироустройства, его «Микрокосм» а весь Мир — это «Макрокосм». Парацельс прожил жизнь, которая с избытком была заполнена столкновениями, неожиданностями и приключениями. Его реальная биография стала основой, на которой Гете писал образ своего Фауста в одноименной драме.

Крупным философом своего времени был Бернардино Телезио (1508-1588). В Падуанском университете он изучил философию и математику, прибыв в Рим начал заниматься естествознанием. Он решительно выступил против схоластического изучения природы, против церковной канонизации представлений Аристотеля о геоцентризме. В 1565 году он издает в двух томах свой труд «О природе вещей сообразно их собственным принципам» (De rerum natura juxta propria principia). Для глубокого и всестороннего изучения природы натурфилософ Бернардино Телезио (1508-1588) основал было в Неаполе первую в мире Академию, которую вскоре разгомили по приказу папской курии. В 1606 году все сочинения Телезио были включены в Индекс заприщенных книг и присуждены католической церквовью к уничтожению. Через некоторое время по образцу Телезианской Академии, — как заведения, где собирается группа разносторонних ученых и занимается исключительно изучением различных природных явлений, — начали создаваться (и до сих пор создаются) все другие научные Академии.

Видным натурфилософом, талантливым профессором был мученик науки Джордано Бруно (1548 — 1600). Он был доминиканским монахом и священником, потом порвал с верой в христианского Бога и католической церковью и занялся вольным философствованием, чтением лекций в разных университетах Европы. Джордано Бруно учил о бесконечности мира, допускал возможность жизни и разума на других планетах, написал большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими мыслями излагал свои атеистические взгляды. Инквизиция заманила Джордано Бруно в Италию, шесть лет подвергала его истязаниям в своих тюрьмах и, наконец, 17 февраля 1600 года сожгла его перед окнами папского дворца. Благодарные потомки на место сожжения ученого соорудили ему памятник, который и сейчас стоит на Площади Цветов, напротив балкона, с которого папа римский и сейчас приветствует молящихся, которые собираются на Площади святого Петра. Перед зажиганием костра инквизиторы начали читать привязанному ко столбу ученому страшные проклятия. Джордано Бруно прервал своих мучителей и спокойно заметил: «Вы с большим страхом читаете мне приговор, чем я его выслушиваю».

Мы уже говорили о том, что античная философия заложила фундамент европейской философской мысли, что в античной философии, практически, начали решаться таким образом и так мировоззренческие проблемы, которые потом разрешались на всех этапах развития общеевропейской философии. А теперь нам надо запомнить, что обновленная деятелями Возрождения философия античности в новых и в свою очередь условиях способствовала зарождению основных отраслей научных знаний человечества, заложили основы, практически, всех современных наук. С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Характерно, что натурфилософские взгляды Николая Кузанского о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца предшествовали научному открытию и публикации в 1543 году Николаем Коперников его гениального произведения: «О вращении небесных кругов».

Испанский математик Франсуа Виет (1540-1603) является творцом той алгебры, которую изучают и сейчас. Шотландский математик Джон Непер ввел логарифмы, без которых сейчас немыслима ни одна отрасль физико-математических исследований. Нидерландский ученый Андрей Везалий (1514-1564) положил начало изучению анатомии человека. Вскрытием трупов он доказал, что и у мужчины, и у женщины — 24 ребра и тем опроверг современные ему представления о том, что у мужчины на одно ребро меньше, поскольку Бог из ребра первого человека Адама создал ему жену Еву. За богопротивные высказывания и действия инквизиция приговорила Везалия к смерти. Английский ученый Гарвей (1578-1657) в опубликованной им работе «О движении сердца и крови» открыл малый и большой круг кровообращения и положил начало физиологии как науки. Гениальный Леонарда да Винчи (1452-1519) был одновременно художником, изобретателем летательного аппарата, механиком, математиком, архитектором… О нем, как позднее и про Галилей, говорили, что он знал всю современную ему науку… Одним словом, истоки большинства современных наук находятся в эпохе Возрождения и текут оттуда к нам непрерывными потоком.

Отдельно следует сказать о деятельности одного из виднейших ученых мира — Галилео Галилее (1564-1642). Это был последний в мировой истории ученый энциклопедических знаний. После Галилея наука так разрослась и так обогатилась, что уже ни одному ученому было не под силу знать все науки, а сейчас — знать все в своей собственной области знаний. Уже нет ученых, которые бы знали всю математику, или всю физику, или всю, медицину, или всю химию и так далее. Галилей знал всю науку своего времени. И при всем при этом Галилей был осторожным в отношении до церкви и до веры в Бога. Исходя из его творчества, можно сделать вывод, что он придерживался «Теории двойственной истины», согласно которой религия и наука не противоречат друг другу, поскольку касаются принципиально разных предметов и по-разному приобщаются к ним: первая — Бога, другая — природы; первая опирается на веру, вторая — на разум, доказательства, знания. Католическая церковь вынудила было уже старого Галилея публично отказаться от учения о вращении Земли, о наличии гор и долин на Луне. Говорят, что после отречения от учения о вращении Земли, Галилей поднялся с колен и произнес: «А все таки она крутится!»

Так же, одним из выдающихся деятелем эпохи Возрождения был Николай Коперник (1473-1543), польский ученый и астроном, экономист, создал гелиоцентрическую систему мира, которая заложила основы научной астрономии. Он доказал в своей книге «О круговых движениях небесных тел» (1543), что:

Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.

Центр Земли – не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.

Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.

Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами.

Суточное движение Солнца – воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе.

Земля (вместе с Луной, как и другие планеты) вращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда оно перемещается по Зодиаку) – не более чем эффект движения Земли.

Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

В истории науки это открытие было революционным актом. Копернику, как о нем говорят, удалость остановить Солнце и привести в движение Землю, т.е. опровергнуть признанную Церковью геоцентрическую систему и обосновать новую гелиоцентрическую систему взглядов на устройство мира, в котором человек уже был лишен привилегированного места во Вселенной. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Копернику удалось избежать преследований Церкви только потому, что он умер вскоре после обнародования своего открытия.

Ио́ганн Ке́плер (нем. Johannes Kepler; 27 декабря 1571 года, Вайль-дер-Штадт — 15 ноября 1630 года, Регенсбург) — немецкий математик, астроном, оптик и астролог. Открыл законы движения планет. Открытые Кеплером три закона движения планет полностью и с превосходной точностью объяснили видимую неравномерность этих движений. Вместо многочисленных надуманных эпициклов модель Кеплера включает только одну кривую — эллипс. Второй закон установил, как меняется скорость планеты при удалении или приближении к Солнцу, а третий позволяет рассчитать эту скорость и период обращения вокруг Солнца. Кеплер нашёл способ определения объёмов разнообразных тел вращения, который описал в книге «Новая стереометрия винных бочек» (1615). Предложенный им метод содержал первые элементы интегрального исчисления. Кроме того, Кеплер очень подробно проанализировал симметрию снежинок. Исследования по симметрии привели его к предположениям о плотной упаковке шаров, согласно которым наибольшая плотность упаковки достигается при пирамидальном упорядочивании шаров друг над другом. Именно Кеплер ввёл в физику термин инерция как прирождённое свойство тел сопротивляться приложенной внешней силе. В 1604 году Кеплер издал содержательный трактат по оптике «Дополнения к Вителлию», а в 1611 году — ещё одну книгу, «Диоптрика». С этих трудов начинается история оптики как науки. Глубокое проникновение в законы оптики привело Кеплера к схеме телескопической подзорной трубы (телескоп Кеплера), изготовленной в 1613 году Кристофом Шайнером. К 1640-м годам такие трубы вытеснили в астрономии менее совершенный телескоп Галилея.

3.Идеи античной философии, с возрождением которых связанна эпоха Ренессанса.
Эпоха Ренессанса известна не только новыми подходами к проблеме человека и природы, а и социально-политическими теориями. Социальными вопросами занимались мыслители Ник-коло Макиавелли, Жан Боден, Гуго Гроций, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Характерные признаки культуры этого периода следующие:

Движение к освобождению от господства религии и церкви
но всех сферах общественной жизни — так называемая «секуля­
ризация».

Возвращение к античному культурному наследию, которое
было почти полностью забыто в Средние века. Отсюда и назва­
ние — Возрождение.

В центре внимания — проблема человека. Если во времена
античности предметом изучения была природно-космическая
жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то
в эпоху Возрождения в центре философских исканий оказывается Поэтому философское мышление этой эпохи харак­теризуется как антропоцентрическое .

Появление гуманизма как идейного движения.

Возрастание интереса к природе. Развитие натурфилосо­
фии.

Ренессансно-гуманистические идеи вызвали важные дефор­мационные процессы в римско-католической церкви, привели к ее реформе, или так называемой Реформации (от лат. reformart — превращать, исправлять). Реформацию и Ренессанс объединяет то, что это явления одной исторической эпохи, с общей антифео­дальной направленностью, в их основе лежит антифеодальное движение, носителями которого были городские прослойки об­щества. Если Ренессанс выдвигал требование преобразовать об­щество путем расширения светского образования, то Реформа­ция была направлена против монопольного положения католиче­ской церкви и ее учения в политике, в идеологической системе тогдашнего европейского общества. Она практически оставалась на уровне средневекового мировоззрения, но предлагала новый путь к Богу. Реформация стала международным движением, ко­торое достигло апогея в XVI в. Во многих европейских странах был осуществлен переход к протестантской вере (Англия, Шот­ландия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, частично Германия, Чехия, Венгрия). Реформация демократизировала церковь, поставив внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности. В некоторых странах церковь попала в зависимость от государства, которое в свою очередь облегчило развитие науки и светской культуры. Выдаю­щимися представителями реформаторского движения были Мар­тин Лютер (1483—1546), Филипп Меланхтон (1497— 1560), Ульрих Цвингли (1484—1531), Жан Кальвин (1509—1564), Томас Мюнцер (1490—1525).
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс — буржуазия — еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

В узком смысле термин «возрождение» означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия (ценностей и идеалов).

Главным признаком возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos — человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа является важным предметом изучения философов, она рассматривается как основа развития всего сущего. В этих чертах и есть сходство философского мышления эпох Античности и Возрождения.

Схожи так же идеалы этих эпох — совокупность физического совершенства и духовного мира в человеке, так же стоит отметить, что исследования этих эпох были подчинены естествознанию.

Заключение.

Философия Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в становлении философии Нового времени. Она отличалась переходным характером, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.

В центре внимания деятелей Возрождения был поставлен человек. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм впервые был представлен в качестве целостной системы взглядов.

Завершая рассмотрение философских исканий эпох Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оцено ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ре нессансной культуры в целом, этот период долгое время н считался оригинальным в развитии философии и, следователь но, достойным выделения в качестве самостоятельного этап философской мысли. Однако двойственность и противоречи вость философского мышления этого времени не должна ума лять его значения для последующего развития философии, ста вить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Список использованной литературы.

Филосифия: Учебник для Вузов\Под ред. Проф. В.Н.Лавриченко, проф. В.П.Ратникова. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ. 1998. – 584с

Данильян О. Г Философия: учебник/О. Г Данильян, В. М. Тараненко. — М.: ЭКСМО, 2006.512 с. — (Образовательный стандарт XXI).

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.: Высщая школа, 1980.

Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. И.Г.Фролова – М.:Республика,2001.


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.