Казань и национальная библиотека республики татарстан



жүктеу 170.65 Kb.
Дата26.10.2018
өлшемі170.65 Kb.

КАЗАНЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ)
Р.И.Валеев, Р.У.Багаева
Национальной библиотеке Республики Татарстан исполнилось 140 лет. История библиотеки неразрывно связана с историей Казани [1].

По новейшим археологическим данным, Казань возникла на рубеже 10-11 вв. как торговый и оборонительный пункт на северной окраине Волжской Булгарии - крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. С.Алишев отмечает, что в Булгарии существовала начальная школа [2]. Человек, принявший ислам, должен был уметь читать Коран и другие книги. Поэтому значительная часть простолюдинов умела читать. Имелись в стране свои ученые - юристы, историки, философы, медики, богословы и поэты. Крупнейшим памятником домонгольского периода булгар является поэма «Кысса-и-Йусуф» Кул Гали, которая широко была распространена среди булгар, а затем и татар. Вплоть до наших дней она воспитывает чувства любви, преданности Родине.

О высокой культуре говорят описания обычаев и нравов булгар арабского путешественника Ибн Фадлана. Чеканка монет, надмогильные камни с надписями, поэмы, песни и байты отмечены в этом регионе только у булгар. Появление библиотек на территории Татарстана исследователи относят к 16 веку и более раннему периоду [3].

Новый период в истории булгар сопряжен с образованием Золотой Орды. Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоордынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т.д.

С другой стороны, принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (10 век), Ал-Маари и Омара Хайяма (11 век), Аттара и Низами (12 век), Руми и Саади (13 век) и других знаменитых поэтов Востока. Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии, пользовались огромной популярностью среди татар, как позднейших времен, так и периода Золотой Орды. Более того, они вдохновляли татарских поэтов на создание своей, собственно золотоордынской литературы, получившей высокое развитие в 14 веке - в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие бесценные памятники средневековой татарской литературы, как поэмы «Гульстан» («Гульстан бит-тюрки») Саифа Сараи, «Хосров и Ширин» Кутби, «Махаббат-намэ» Харазми, «Джумджума-султан» Хисама Кятиба, «Кисса-и-Рабгузи» поэта Рабгузи, прозаическое сочинение «Нахдж ал-фарадис» Махмуда ал-Булгари. Казанское ханство — преемник культурного наследия Великих Булгар и Золотой Орды. Культура этого государства формировалась в активной связи с процессом этногенеза. Исследователь Р.КХанеева называет культуру казанских татар «казанским ренессансом» и делает вывод о европейском крене культуры Казанского ханства, хотя и исламской в своих корнях. Культура Казанского ханства представлена прежде всего монументальной архитектурой. Это подтверждается некоторыми памятниками (башня Сююмбике, здание мечети Нурали, ханский дворец, прообраз мечети Кул-Шериф). Широкое развитие получило просвещение.

Достаточно широкую распространенность получила в Казанском ханстве письменность на основе арабской графики, появившаяся в крае еще в начальный период Волжской Булгарии в 10-11 вв. и явившаяся основой грамоты в Золотой Орде. Грамотность была необходима в первую очередь представителям администрации и духовенства, но и среди населения она имела достаточное распространение. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма, поэмы. Вершиной поэтического наследия Казанского ханства является творчество Мухаммедъяра, который в своих поэмах «Тухваи-мардан» («Дар мужей», 1539 г.) и «Нуры-содур» («Свет сердец», 1542 г.) проповедует доброту и справедливость, верное служение народу, воспевает гуманистические идеалы, уделяет большое внимание морально-этическим вопросам. В 1552 г. Казань была завоевана Иваном IV, и ханство было присоединено к Российскому государству. В неспокойное время 16-17 вв. были построены оборонительные сооружения Казанского Кремля. Несмотря на социальные и политические изменения, Казань и Казанский край не перестают быть торговыми центрами, сохраняя и укрепляя тем самым характерную для прежних времен функцию «моста» между Востоком и Западом.

По мнению специалистов, уже «ко времени завоевания Казанского ханства войсками Ивана IV у татар имелись следующие типы библиотек: частные, школьные (т.е. при медресе), книжные собрания при мечетях и дворцовые» [4]. Так, известный татарский историк-просветитель Ш.Марджани писал о существовании богатейшей библиотеки рукописей, учрежденной Казанской царевной Сююмбике [5]. Это была не простая библиотека. Здесь собирались поэты, художники, ученые; здесь переписывали книги, читали их вслух.

Помимо письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением, несомненно, связаны с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Джик-Мэргэн», «Ханэкэ-Солтан байты» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».

И среди представителей высшего класса, и в народе большой популярностью пользовалась вокальная и инструментальная музыка, основанная на пентатонике.

Крутой перелом в истории государственности и судьбе казанских татар связан с событиями середины 16 века, когда они стали жить в составе Российского государства. Завершается период создания основ национальной культуры. Такие ее элементы как язык, религия, традиции занимают важное место в сохранении самобытности нации. После покорения Казани татары играли в развитии Российского государства особую роль в организации связей с Востоком, занимали немалое место среди служивого сословия, продолжали играть активную роль как представители этноса с развитыми традициями государственности. Однако вплоть до нашего века в духовной жизни империи преобладали религиозные критерии. Нехристианские народы в иерархии духовных рангов расценивались как нижестоящие.

Для казанских татар, имевших к середине 17 века сложившуюся систему культурно-национальных ценностей, одной из форм национального самоутверждения стала приверженность в последующие века к образовательным стандартам. Через образование татары видели путь развития языка, культуры и национального сознания.

Изучение Корана стимулировало массовое приобщение к грамоте населения. О распространении книжной культуры у мусульман свидетельствуют многочисленные рукописи. В татарских слободах обучение детей проводилось в мектебе и медресе, при которых имелись небольшие библиотеки.

В 1758 году открылась Первая Казанская гимназия, в которой русские дети изучали татарский язык, а татары - русский. Первым преподавателем татарского языка был Сагит Халфин. Первая Казанская гимназия дала отечественной культуре многих выдающихся деятелей, мыслителей, поэтов, ученых. Она стала очагом развития и распространения знаний и культурных достижений народа. В 19 веке были созданы учебные пособия, азбуки, хрестоматии, программы, методические разработки для изучения татарского языка. Своеобразную роль в культурной жизни народа играли научные и просветительские общества. До революции татары были на первом месте в России по количеству изданных книг на душу населения [6]. Татарские библиотеки после завоевания Казани, разделяя судьбу народа, попадают в тяжелейшие условия. Кроме фактора времени и частых пожаров, письменные памятники и библиотеки подвергались миссионерским погромам [7]. Вместе с мечетями уничтожались и книжные собрания, накопленные в течение ряда веков. Кроме десятков тысяч рукописей, сосредоточенных в библиотеках и архивах научных учреждений, разнообразные источники свидетельствуют об оживленном процессе функционирования рукописных книг у татар. В 18 веке российская культура развивалась под воздействием петровских преобразований и их последствий. Главная особенность состояла в том, что произошел переход к культуре светской и европейской, который совпал с эпохой Просвещения. Качественный скачок сделало образование, была создана отечественная наука, начался расцвет литературы, искусства и архитектуры, зарождаются публичный театр, периодическая печать и журналистика. Культурная жизнь края была отмечена рядом новых явлений. Усилилось культурное общение между татарами и русскими.

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Не стало собственного государства, которое во многом определяло развитие культуры. Резко сократились мощь, влияние и численность феодального класса у татар. Он вынужденно оторвался от развития культуры, перестал быть главным социальным и основным потребителем культурных ценностей. Выселение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки и городской культуры. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала политика христианизации. В 18 в. Казань по численности населения превратилась в третий город России. В 1708 г. она стала центром обширной губернии. После приезда в Казань Петра I в городе заработали первые мануфактуры и корабельные верфи, караваны судов шли по Волге. Российская императрица Екатерина даровала мусульманам свободу вероисповедания и торговли, утвердила первый генеральный план города и вновь разрешила строить мечети.

Знаменательным событием данного этапа культурного развития следует считать возникновение на базе российского книгопечатания татарского книгопечатания арабским шрифтом. В 1711 году была издана первая татарская ксилографическая книга - «Манифест». Началом же татарского наборного книгопечатания на основе арабской графики является книга «Манифест», изданная в 1722 году в походной типографии Петра I [8]. Петровские реформы привнесли новые черты в татарскую культуру и общественную мысль во второй половине 18 века. Среди мусульманской образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Новые культурные потребности выразили в своем творчестве и деятельности Г.Утыз Имяни (1756-1834), ТЛлчыгул (1768-1838), Г.Курсави (1776-1812). Они призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как инструментом их познания. Исследователь 2-й половины 18 века И.Г.Георги подчеркивал обыденность у татар всевозможных собраний исторических и других сочинений, т.е. частных библиотек [9]. Важная роль в их организации принадлежала мусульманскому духовенству и части татарского купечества.

В конце 18 столетия начинает формироваться татарское просветительство. Просветительские идеи нашли отражение в трудах Г.Курсави, Утыз Имяни. Творчество Утыз Имяни является ярким свидетельством поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным, морально-этическим проблемам, демократизации языка, формы и стиля произведений. Во второй половине 18 века в татарской литературе складывается новый жанр -«сәяхатнамә» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. С 18 века в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения. Это - Казанская архиерейская славянолатинская школа, цифирная школа, Первая Казанская мужская гимназия. В соответствии с учрежденным планом развития города, Казань к началу 19 в. стала приобретать вид настоящей губернской столицы. Разительно изменилась культура Казани после открытия первых учебных заведений: гимназии, духовной семинарии. Основание первых высших учебных заведений имело огромное значение для развития просвещения и культуры всего Поволжья. Широкая сеть мусульманских учебных заведений способствовала повышению общего уровня грамотности." Еще в 10 веке появились первые медресе (араб. - Мадраса, место, где даются уроки), в которых обучение велось в форме уроков, бесед, диспутов, изучения и заучивания Корана и некоторых богословских книг; в медресе преподавались мусульманское право, основы исламской философии, логика, хадисоведение, каллиграфия, арабский и персидские языки.

В 1804 году был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет, который сыграет огромную роль в развитии науки и просвещения в крае. С университетом связаны имена Н.И.Лобачевского, И.М.Симонова, Н.Н.Зинина, И.Н.Березина, О.М.Ковалевского, Х.Д.Френа, А.К.Казембека, К.Ф.Фукса и др. Позже при университете организуется несколько научных обществ. Большое значение для развития культуры края имело зарождение издательского дела и периодической печати. В 1801 году была открыта в Казани Азиатская типография. Своих читателей обрели такие периодические издания, как «Казанский вестник», «Заволжский муравей», «Казанские известия» и др. В 1-й половине 19 века Казань по количеству издаваемых книг занимала третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 19 века в Казани насчитывалось около 15 типографий, ежегодно выпускалось 140-180 наименований татарских книг общим тиражом 1,5-2 млн. экземпляров. Тематика татарских книг была разнообразной: педагогика, медицина, юриспруденция, история, естественные науки, религия, философские и исторические сочинения мыслителей мусульманского Востока, словари, самоучители. Со второй половины 19 в. появляются медресе, в которых наряду с религией изучаются светские предметы: математика, физика, астрономия, гигиена (с элементами медицины), этика и психология, география и история. Обучение, как правило, делилось на 4 ступени: начальное (ибтидаия), среднее (рушдия), выше среднего (игдадия), высшее (галлия). Наиболее крупные медресе, в числе которых «Мухаммадия», «Марджания», «Усмания» и др., размещались в специально построенных зданиях с учебными и жилыми помещениями.

Таким образом, Казань во 2-й половине 19 в. являлась одним из крупных российских центров науки и образования. Императорский Университет, Духовная академия, Учительский и Ветеринарный институты, учебные заведения среднего звена, готовившие кадры для самого обширного учебного округа империи (Казанского), научные и просветительские общества, значительное количество периодических изданий, выходивших в разные годы, - все это, несомненно, способствовало развитию книжного дела, распространению печатного слова, организации библиотек.

В 19 в. в Казани функционировали: библиотека Духовной академии (с 1808 г.); библиотека Казанского университета (с 1804 г.); библиотека губернской гимназии (с 1835 г.); библиотека Казанской Ксенинской женской гимназии (с 1859 г.); библиотека Казанской Мариинской женской гимназии (с 1859 г.); библиотека Ветеринарного института (с 1874 г.); библиотеки при мектебе и медресе; 13 крупных частных библиотек (среди них библиотеки: инспектора народных училищ Казанского учебного округа И.А.Сахарова, дворянина И.А.Шидловского, доктора медицины Н.Соловьева, архитектора С.Солнцева, отставного судебного следователя Н.Степанова). В Мензелинском уезде работала библиотека купцов Стахеевых. Обладателями крупных книжных собраний были служители мусульманского культа. Специальные библиотеки для широкой публики стали открываться в 60-е годы 19 века; и уже в 1908 году в Казани было 24 бесплатных общественных библиотеки, из которых наиболее известна библиотека религиозного и общественного деятеля Г.М.Галеева-Баруди, включающая издания на арабском, персидском, турецком, татарском и русском языках [10].

Национальная библиотека была открыта в 1865 г. как городская публичная библиотека. Основу ее фонда составила коллекция известного библиофила и краеведа Ивана Алексеевича Второва, которая первоначально насчитывала 903 названия и 1908 томов книг и периодических изданий, среди них богатое собрание книг французских классиков, произведения русской словесности, особенно коллекция русских периодических изданий XY1II и XIX веков.

Сын И.А.Второва - Николай Иванович Второе, видный ученый и литератор, археолог и этнограф, после смерти отца в 1844 году подарил его коллекцию городу Казани с целью организации общественной библиотеки. Но официально только 10 (24) января 1865 года была открыта Казанская городская публичная библиотека, что явилось знаменательным событием для всех горожан. Должность попечителя библиотеки, учрежденная в 1865 году решением Городского Общества, была предложена профессору Казанского университета Николаю Никитичу Буличу. В течение нескольких лет свои издания и труды присылали в дар библиотеке Казанский университет, Министерство народного просвещения, Казанская губернская земская управа, Русское историческое общество, ученые Казанского университета и других учебных заведений города.

В 1877 г. должность попечителя была упразднена, последовало Высочайшее Повеление об управлении городскими библиотеками через особый Комитет, председателем которого являлся Городской Голова, а его членами состояли директор гимназии, ректор духовной семинарии. 2 января 1906 г. в Казани было открыто «филиальное отделение» Публичной библиотеки для мусульманского населения, которое становится одним из татарских просветительских центров России своего времени. По воспоминаниям современников, постоянными посетителями отделения были революционные демократы, выдающиеся поэты и писатели Габдулла Тукай, Фатых Амирхан, первый татарский большевик Хусаин Ямашев, Фатхи Бурнаш, Наки Исанбет, скульптор Баки Урманче и другие.

Революционные события 1917 года послужили толчком к дальнейшим глубоким изменениям в истории библиотеки; а в 1965 г., в год своего столетнего юбилея она получает статус научной библиотеки, с приданием ей в дальнейшем статуса Национальной библиотеки Татарстана в целях расширения ее деятельности как центра национальной культуры, являющегося многофункциональным библиотечно-информационным и научно-исследовательским учреждением, культурным, библиографическим и методическим центром. Основные цели деятельности библиотеки: осуществление социальных, культурных, образовательных и научных функций по удовлетворению универсальных информационных потребностей общества на основе принципов общедоступности. Основные функции Национальной библиотеки Татарстана: это всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности своей республики, ее духовного наследия, научной и культурной деятельности. Являясь ведущей библиотекой, она осуществляет сбор, хранение и распространение документов, вышедших в республике, и документов о республике. Таким образом, библиотека выступает единым центром книжной культуры республики.

Библиотека является центром пропаганды и распространения культуры татарского народа, единственной публичной библиотекой мира, выполняющей функции комплектования, сохранения и распространения татарской книги и литературы о республике. В фонде отдела редких книг и рукописей сосредоточено около 13 тысяч экземпляров книг на татарском, арабском, турецком, персидском, русском и других языках, более тысячи рукописей и фотоматериалов, подшивки дореволюционных татарских периодических изданий. Хранятся фундаментальные исследования по истории и культуре, ценная справочная литература, миниатюрные издания. Здесь представлены рукописные списки «Сказания о Юсуфе» Кул Гали, Коран, переписанный в 1699 г., сборник философско-этических сочинений XIV века, прижизненные издания трудов выдающихся деятелей татарской литературы и просветительства Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукая и другие. На базе библиотеки планируется создание республиканского центра консервации документов, создание Музея татарской книги. В последнее десятилетие происходит постоянное усложнение структуры Национальной библиотеки, обусловленное расширением сферы информационного обеспечения пользователей. За последние несколько лет произошли значительные структурные изменения: открыт электронный читальный зал в патентном отделе, создан Центр правовой информации, осуществляющий информирование Аппарата Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, депутатов и комиссий Государственного Совета РТ, сотрудников министерств и ведомств.

Национальная библиотека - это государственное национальное книгохранилище, ответственное за формирование общего информационного ресурса республики. Уникальные информационные ресурсы библиотеки отражаются в электронном каталоге новых поступлений литературы на русском, татарском языках, языках народов СНГ и иностранных языках, электронной картотеке статей на русском и татарском языках и в других базах данных. Широко пропагандируется литература о жизни и творчестве деятелей науки, культуры, искусства, литературы Татарстана; организуются мероприятия просветительского толка. Например, литературно-музыкальный вечер, посвященный 1000-летию Казани, встречи с редакцией журнала «Ялкын» (к 80-летию журнала), редакцией газеты «Вечерняя Казань» (к 25- летаю газеты), редакцией журнала «Идель»; музыкально-тематические вечера в цикле «Люди нашего города», заседания музыкальной гостиной «Диалоги в пространстве культуры», театрализованный музыкально-тематический вечер «У истоков русской оперы», посвященный 200-летию со дня рождения М.И.Глинки; лекция-концерт «Забытые партии Ф.И.Шаляпина»... Национальная библиотека Татарстана - член Российской библиотечной ассоциации, Международной ассоциации библиотек, активный участник различных конгрессов и совещаний.

Отдел международного книгообмена сотрудничает с библиотеками ближнего и дальнего зарубежья. Абонентами международного книгообмена являются национальные библиотеки Турции, Китая, Франции, Германии, Библиотека Конгресса США, Нью-Йоркская публичная библиотека, Библиотека ассоциации татар США и другие. 38 библиотек из 26 регионов России и СНГ заключили договоры с Национальной библиотекой о сотрудничестве в сфере комплектования национальной и краеведческой литературой [12]. В их числе библиотеки Тюменской, Челябинской, Пермской, Волгоградской областей, республик Чувашии, Мордовии, Башкортостана, Марий Эл.

В составе отдела литературы на иностранных языках открыты: мультимедийный информационный центр, по инициативе Посольства США - Американский читальный зал, по инициативе Института им. Гете - Немецкий читальный зал. В 2002 году состоялось открытие Интернет-центра Национальной библиотеки, созданного по инициативе Управления образовательных и культурных программ Государственного департамента США и американской некоммерческой организации «Прожект Хармони, Инк.».

В 2000 году создан Web-сайт библиотеки, зарегистрированы запросы пользователей из 80 городов России, из 64 стран мира, среди них - страны ближнего зарубежья, США, ОАЭ, Саудовская Аравия, Малайзия, Филиппины, Бразилия, Австралия, Ливан, Тайвань, Монако, Мальта, Новая Зеландия, Сирия, Судан, Тунис и пр.

Особое место занимает научно-исследовательская работа [13], приобретающая новые формы с развитием информационных технологий с возможностью проведения Всероссийских электронных научно-практических конференций; в частности, с привлечением Национальной библиотеки к исследованию «Информационные потребности молодёжной среды: современное состояние, способы удовлетворения».

Таким образом, деятельность Национальной библиотеки Татарстана свидетельствуют о ее высоком научном, культурном и техническом потенциале, о все более усложняющейся структуре и технологии; о ее важной роли в общем развитии науки и культуры в целом.

Литература:
Г.Ахмеров. Избранные труды: История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар. Казань: Татар. кн. изд-во, 1998. - 240с.
М.Г.Худяков. Очерки по истории Казанского ханства: Репринтное воспроизведение. Казань: Фонд ТЯК, 1990. - 310с.
Древняя Казань глазами современников и историков /Сост. и авт. коммент. Ф.Ш.Хузин, А.Г.Ситдиков. - Казань: Изд-во Фест, 1996. - 448с.
Знаменитые люди о казанском крае /Сост. биограф, справки и коммент. А.В.Гарзавиной, И.А.Новицкого. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 221с.
История Казани. Кн. 1, 2. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 352с.
В.П.Остроумов. Казань: Очерки по истории города и его архитектура. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1978. - 295с.
Н.Х.Халитов. Памятники архитектуры Казани XVIII - начала XIX в. - М.: Стройиздат, 1989. - 191с.
Казань в памятниках истории и культуры. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. - 280с.
Казань. Времен связующая нить. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: РИЦ «Титул», 2000. - 280с.
Р.Бикбулатов, Р.Мустафин. Казань и ее слободы. - Казань: Изд-во «Заман», 2001. - 208с, с илл.
С.Х.Алишев. Древний тюркский мир /АН Татарстана, Ин-т истории. - Казань, 2000. - С.36-65.
З.С.Миннуллин. Татарские общественные библиотеки конца XIX — начала XX вв. Китапка хитаб, Слово о книге: Материалы науч.-практич. конф., посвященной 270-летию татарской печатной книги. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. - С.91.
Там же. С.90-107.
Ш. Мәрҗани. Мөстафадел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. 2 т. - Казан, 1897. - Б.2-3.
А.Г.Каримуллин. У истоков татарской книги: От начала возникновения до 60-х годов XIX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 208 с.

М.А.Усманов. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. - Казань, 1972. - С.28-30.
А.Г.Каримуллин. У истоков татарской книги: От начала возникновения до 60-х годов XIX века. Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - С.62-79.
И.Г.Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. О народах татарского племени. - СПб., 1799. - С. 9-10.
Г.Г.Габдельганеева. Библиотеки Татарстана в свете историко-книжных исследований II пол. XIX - нач. XX вв. //Библиотеки Татарстана: История и современные реалии / НБ РТ, Сост.: Р.Н.Камбеева, А.Р.Абдулхакова, Ред. И.Г.Хадиев; Отв. за вып. Р.И.Валеев. - Казань: Милли китап, 1999. - С.157-163.
Краткий исторический очерк Казанской городской публичной библиотеки за 50 лет ее уществования. Казань, 1915, - 17 с.
М.Х.Делешова. На языке души: Респ. науч. б-ке им.В.И. Ленина ТАССР - 125. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - 128 с.
Р.У.Измайлова, Г.Р.Габдельганеева. Национальная библиотека Республики Татарстан История библиотечного дела Татарстана (XVI в. - 2-я половина XX в.). Вып. 1. - Казань: НБ РТ, 1997. - С.24-28.
Республиканская научная библиотека Татарской ССР им. В.И.Ленина: Путеводитель /Сост. М.Х.Делешова. - Казань, 1990. - 36 с.

Р.И.Валеев, Р.У.Багаева. Наши абоненты - весь мир // Библиотека. – 2002. - №3. - С.13-16.

Р.И.Валеев, Р.У.Багаева. Ученый совет - один из рычагов управления. // Библиотека. – 1998. - №5. - С. 23.
Р.И.Валеев, Р.У.Багаева. Уникальное хранилище духовных ценностей // Научный Татарстан. – 2002. - №2. - С. 55-61.
Разиль Исмагилович Валеев, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Национальной библиотеки Республики Татарстан, председатель Ученого совета Национальной библиотеки Республики Татарстан. Писатель, автор тридцати художественных книг (поэзия, проза, пьесы). Опубликовал свыше 800 публикаций в сборниках и периодических изданиях. Область интересов: государственная политика в сфере культуры, управление библиотечным делом, история татарской книги и книгоиздания.

Римма Узбековна Багаева, ученый секретарь Национальной библиотеки Республики Татарстан, кандидат педагогических наук, доцент. Область интересов: научно-исследовательская деятельность в информационно-библиотечной сфере, подготовка кадров и повышение квалификации библиотечных работников, научная обработка документов.
Источник: Проблемы нелинейного анализа в инженерных системах.-2005.-Т.11, вып.2
Каталог: file
file -> Симон маркиш
file -> Падение Трои Пьеса в 5-ти действиях
file -> 2. в греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» «эпос», «логос» и
file -> Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрінің 2016 жылғы 22 қаңтардағы №35 бұйрығымен бекітілген тиісті деңгейдегі білім беру бағдарламаларын іске асыратын Қазақстан
file -> График предоставления респондентами первичных статистических данных по общегосударственным статистическим наблюдениям в июне 2013 года
file -> 66 баспасөз релизі қаржы нарығындағы ахуал туралы


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет