Лекция 1: Теоретико-методологические основы изучения истории План лекции



жүктеу 207.4 Kb.
Дата21.01.2019
өлшемі207.4 Kb.
түріЛекция

Московский экономико-правовой институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Курс: История Отечества



Введение

Лекция 1: Теоретико-методологические основы



изучения истории

План лекции:



  1. Предмет, структура и основное содержание курса “История

Отечества”.

  1. Методологические основы изучения истории.

Москва 2010

  1. Предмет, структура и основное содержание

курса “История Отечества”.

Мы приступаем к изучению курса "История Отечества" в сложный для нашей многострадальной Родины период. Вполне понятно, что многие взоры сейчас обращены к богатейшему опыту человечества и нашего Отечества в частности. А опыт этот огромен. В нём есть всё. Не. случайно выда­ющийся российский историк Николай Михайлович Карамзин, начиная глав­ный труд своей жизни "История государства Российского", писал: “История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего”.

Каждому более или менее трезвомыслящему человеку ясно, что в любом случае нельзя смотреть на историю нашей страны как на цепь сплошных ошибок и преступлений, как это сейчас нам навязывает теле­видение и другие СМИ. А для того, чтобы "сметь своё суждение иметь", нужно прежде всего знать историю и, желательно, не только свою соб­ственную. Всё тот же Н.М. Карамзин отмечал: "Не говорю, чтобы любовь к Отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше. Но русский человек должен по крайней мере знать цену свою.”

Цель сегодняшней лекции: дать установку на изучение курса "История Отечества" путём решения следующих задач:

- в развёрнутом виде показать, чем занимается и какие задачи решает курс "История Отечества;

- в чём мы видим основные методологические основы, методы изу­чения курса.

При этом необходимо подчеркнуть, что этот курс изучается не изолированно, а в тесной связи с другими общественными дисциплинами.

Прошлое не исчезает и не уходит бесследно. Оно продолжает жить в накопленном человеческом опыте, в каждом из нас. Прошлое нельзя отменить, так как и нельзя жить на родной земле не зная о трудах, славе, заблуждениях и ошибках наших предков, не помня по именам самых знаменитых из них, чьими мыслями и достижениями мы пользуемся как само собой разумеющимся, извечно существующим, подобно творениям природы.

Родоначальник российской исторической науки Василий Никитич Татищев писал об истории: "Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, помысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может”.

Истории как науке присущ предмет исследования. Она выполняет важные социальные функции. Руководствуется соответствующими научными принципами познания. Она располагает широкой источниковой базой, имеет этапы своего развития, содержит периодизацию человеческого общества.

Понятие "История" в переводе с греческого hvstoria означает исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано, и первоначально относилось к любым видам познания окружающего мира. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова слову "история" дано несколько определений: "действительность в ее развитии, движении", "наука о развитии общества и природы", "прошлое сохраняющее в памяти человечества".

Из отечественных историков строго научное определение истории

применительно к обществу дал Василий Осипович Ключевский. Он рассматривал это понятие в двояком смысле : как движение во времени, процесс и как науку, познающую этот процесс.

Что же является предметом истории, как науки?

Вузовской педагогической практике история трактуется как наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни, связанных с деятельностью людей в конкретных формах и пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории в целом выступает исторический процесс, который раскрывается в разнообразных явлениях политической, экономической, социальной, духовной, военной и других сферах человеческой жизни.

Главным в предмете истории выступает выступает историческая закономерность. Данное понятие употребляется в двояком значении. Во-первых, это объективно-субъективная по своей природе связь явлений, имевших место в исторической действительности. Во-вторых, это категория исторического знания, используемая для её изучения. Историческая закономерность выполняет важную интегративную функцию. Она очерчивает контуры предметного поля исторической науки, к которому принадлежат прежде всего такие явления, как необходимое и случайное, материальное и духовное, объективное и субъективное.

Исторические необходимость и случайность - это категории истории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами.



Историческая необходимость - явление в ее всеобщей закономерной связи, отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся всеобщих отношений прошлого и действительности, основных направлений в развитии человеческого общества. Историческая необходимость является основной формой проявления и реализации исторической закономерности.

Историческая случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей в историческом процессе. Однако, она не просто соседствует рядом с исторической закономерностью , а составляет с ней нераздельное целое. Вместе с тем, историческая случайность включается в предмет исторической науки в той мере, в какой она влияет на ход истории.

Наиболее важными такими обстоятельствами выступают исторические условия жизнедеятельности конкретного общества. Складывающиеся в процессе его развития эти условия охватывают все стороны жизни социума как материальные, так и духовные. Объективные по своей природе эти обстоятельства направляют деятельность людей, продуктом которой и является конкретная историческая закономерность. "Люди сами делают свою историю, - писал К. Маркс, - но делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбирали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".

Важное значение в формировании исторической закономерности принадлежит деятельности отдельной личности. Она, вследствие своих индивидуальных качеств, может оказывать более или менее существенное влияние на ход процесса, и не только в сторону его ускорения и замедления, но и подчас значительного изменения самого направления их движения. Особенно велика роль субъективного фактора в критические периоды развития общества, когда оно оказывается в ситуации выбора своего настоящего и будущего. Именно в переломные моменты ослабляются связи детерминизма (т.е. обусловливания) и возрастает роль “субъективного фактора”. Ход истории становится в большей степени непредсказуемым, резко усиливается политическая и социальная неустойчивость.

История тесно связана с другими гуманитарными, общеобразовательными и специальными науками. В отличие от них она рассматривает исторический процесс в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Следовательно, история - наука многоотраслевая. В то же время каждая из существующих ныне наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. В этой связи можно говорить, что история слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания.

История подразделяется и по широте изучения прошлого человечества: история мира в целом (всеобщая или всемирная история); история континентов; история отдельных стран и народов. К последней группе относится и история России. Её содержанием является исторический процесс, закономерности развития общественной жизни народов на территории нашей страны в их тесной связи с всеобщей (всемирной) историей от возникновения человеческого общества по настоящее время.

История, как одна из гуманитарных наук, выполняет важные социальные функции.

Одной из важнейшей среди них, как и у всякой другой научной дисциплины, является познавательная, интеллектуально-развивающая функция. Николай Гаврилович Чернышевский говорил: "Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории". Суть познавательной функции состоит в самом изучении исторического пути России и ее народов, в формировании истинных знаний о прошлом нашего Отечества, закономерностях и тенденциях общественного развития, историческом опыте и его уроках.

Другая функция - практическая. "История - наставница жизни",-говорили в древней Греции. Сущность данной функции состоит в том, что история, выявляя на основе теоретического обобщения и осмысления исторических фактов, закономерностей общественного развития, способствует выработке научно обоснованного курса во внутренней и внешней политике страны, помогает определять. содержание своей деятельности политическим и военным руководителям, а также простым людям в повседневной жизни. В объяснении настоящего и прогнозировании будущего заключается основной интерес людей к своему прошлому. Определяя практическую цель изучения истории, Виссарион Григорьевич Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". А Гюстав Флобер - (фр. писатель 1821-1880 гг.) - считал: “Незнание нами прошлого ведёт к тому, что мы клевещем на настоящее”.

Следующая функция истории - мировоззренческая. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития. Оно является научным, когда опирается на объективную реальность. В общественном развитии это прежде всего - исторические факты и события рассматриваемые на основе объективных законов общественного развития. Именно история, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Изучение общества - есть изучение истории. Знание всеобщей и отечественной истории позволяет видеть общие закономерности мирового исторического процесса, а также особенности развития России и ее народов. В.О. Ключевский писал: “У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего свои, и жалко то поколение, у которого нет никаких”.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Она позволяет проследить весь ход исторического процесса в конкретных, ярких, запоминающихся фактах и событиях, раскрыть многогранную деятельность государства, показать героизм народа, его отдельных выдающихся представителей и простых людей. Вспомните, даже великий Пушкин напоминал: “Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. А история, в отличие от сказки, оперирует конкретными фактами из жизни людей.

Выполняя воспитательную функцию, история выступает важным источником формирования у людей исторического сознания, которое является результатом, с одной стороны, приобщения к знаниям о прошлом, а с другой - осмысления его и генерации чувства сопричастности с ним. Являясь частью общественного сознания, историческое сознание по своему содержанию представляет систему исторических знаний и методов познания, ставших убеждениями, установкой и инструментом мыслительной и практической деятельности личности, обращенных на осмысление и оценку прошлого и настоящего, а также прогнозирование будущего. По образному выражению известного отечественного историка М.А.Барга, историческое сознание - "Это духовный мост, переброшенный через пропасть времен, - мост, ведущий человека из прошлого в грядущее".

Историческое сознание, определяя пространственно-временную ориентацию человека, способствует его самосознанию, умению анализировать и оценивать собственные знания, мысли, действия и поступки, понимать свое место и роль в жизни страны. Историческое сознание выступает в качестве одного из факторов общественной стабильности, выполняя функции консолидации различных политических сил, поколений, социальных групп и индивидов на основе сознания общности своей исторической судьбы.

Основой сформированности исторического сознания являются:

- глубокое и всестороннее владение понятийным и категориальным аппаратом истории как науки;

- наличие системы исторических знаний и способность, с их учетом, оценивать прошлое и действительность;

- умение оперировать знаниями и выражать собственное отношение к событиям и явлениям общественной жизни.



В.О. Ключевский писал: “Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.

Реализация изложенных функций истории обеспечивается методологией познания исторического процесса, которую мы рассмотрим в следующем учебном вопросе.



  1. Методологические основы изучения истории.

Понятие методологии истории не является величиной постоянной. Оно изменяется вместе с представлением о предмете и функциях исторической науки и теми требованиями, которые общество предъявляет к данной отрасли знаний. Содержание этого понятия по-разному раскрывается в отечественной и зарубежной исторической литературе. В большинстве книг по истории России методология определяется как совокупность приемов исторического исследования и как учение о методах научного познания.

Важнейшими логическими категориями методологии истории как науки выступают ее принципы. Это основополагающие положения, правила, которые необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий исторического процесса. Основными научными принципами являются следующие.



Принцип историзма. Он требует рассмотрения всех исторических фактов и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление должно изучаться в строго хронологической последовательности и в диалектическом развитии, т.е. как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло и чем с этой точки зрения стало в настоящий момент.

Принцип объективности. Он обязывает рассматривать историю через призму исторических закономерностей, определяющих направления развития человеческого общества; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в его многогранности и противоречивости, всю совокупность фактов независимо от отношения к ним.

Принцип социального (классового) подхода. Он предполагает необходимость учета социального фактора и его проявлений во всех сферах человеческой деятельности применительно к определенным общественным классам, слоям и группам.

Наряду с изложенными принципами в историческом познании применяются конкретные методы изучения истории. Метод - это путь, способ действия, подход, с помощью которого приобретается новое историческое знание.

К основным историческим методам относится в первую очередь группа методов, основывающихся на различных вариантах исследования явлений и событий во времени и пространстве.

Хронологический метод. Он состоит в том, что события и явления исторического процесса во всей их конкретности и многообразии излагаются строго во временной (хронологической) последовательности. Этот метод позволяет воспроизвести в целом процесс развития с его единичными, особенными и общими чертами.

В свою очередь, хронологическо-проблемный предусматривает изучение и исследование истории по периодам и эпохам, а внутри их - по проблемам, а проблемно-хронологический изучает и исследует какую-либо одну сторону явления, объекта исторического познания в ее последовательном развитии.



Синхронный метод. Он предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе. Он позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время на разных пространствах.

Диахронный метод предусматривает изучение сходных явлений, происходивших в разное время, в разных масштабах и на разных пространствах. Этот метод позволяет раскрыть суть явлений и событий в их генетической связи, выявить общее, особенное и единичное в объектах исследования.

Суть метода периодизации заключается в определении временных границ в развитии объекта исторического познания на основе количественно-качественных изменений, происходящих в нем. Он дает возможность детально и глубоко раскрыть содержание того или иного явления.

Вторая группа исторических методов включает в себя приемы выявления закономерностей процесса развития, обобщения исторического опыта. К ним относятся историко-типологический, ретроспективный, или метод исторического моделирования и структурно-системный.

Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им признаков и различий.

Ретроспективный или метод исторического моделирования позволяет восстановить исторический процесс по выявленным типическим свойствам и показать закономерности его развития, раскрывает суть и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции.

Структурно-системный подход основывается на изучении единства событий, явлений в общественно-историческом процессе, его мироцелостности. Он дает возможность рассмотреть мир и общество как сложную систему со множеством связей на всех уровнях и во всех сферах жизни людей.

Среди других методов, используемых при изучении истории России, применяются также специальные методы (приспособленные для истории от других наук). К ним относятся методы: статистики, математического анализа, социальной психологии и социологических исследовании. Последний, который заимствует историческая наука у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и пр.

Эти и другие существующие методы применяются в истории в сочетании друг с другом, дополняя один другой, обеспечивая тем самым объективность познания исторического процесса.

В методологии истории особенно важное место занимают методологические подходы ее познания. В настоящее время в зарубежной, а в последнее время и в отечественной исторической науке, пытаются насадить цивилизационный подход, в основу которого положено понятие цивилизация как основная типологическая единица.

В настоящее время в исторической науке не существует единого определения данного понятия. Поэтому при познании исторического процесса на основе цивилизационного подхода в вузовской педагогической практике нередко используется рабочее определение, сформулированное Л.И. Семенниковой. По ее мнению, цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Однако его применение затрудняется отсутствием чёткого понятийного и категориального аппарата, сложностью в определении критериев типологизации цивилизаций и др. Но этот подход очень выгоден правящей буржуазии для ретуширования исторического процесса, особенно тех проблем, которые дезавуируют идею о возможности социального партнёрства в классовом обществе и убедительно показывают, что история человеческого общества - это прежде всего история борьбы классов.

Тем не менее, в отечественной, да и в зарубежной исторической науке достаточно широко используется формационный подход. Он предполагает рассматривать историю человечества через призму общественно-экономической формации, в основе которой лежит определённый способ производства с присущей ему системой производительных сил и производственных отношений. Взятые в совокупности производительные силы и производственные отношения составляют экономический базис, на котором образуется соответствующая надстройка. Определяющее значение в историческом процессе отводится базисным компонентам.



Формационный подход составляет ядро материалистического понимания истории. Он сыграл большую роль в познании прошлого. Именно поэтому сейчас и делаются всевозможные попытки заменить его чем-нибудь более удобным для защиты интересов правящего класса.

Истинность и глубина исторического знания находится в прямой зависимости от достоверности источников истории. “Достоверной информацией, - отмечал Л.Н. Гумилев, - мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения".

В исторической науке используются следующие основные группы источников: вещественные - памятники архитектуры, изобразительного искусства, орудия труда, ремесленные изделия, предметы быта прошлого, одежда, остатки жилищ, захоронений и т.п.; письменные - памятники эпиграфические, т.е. надписи древних на камне, металле и пр., берестяные грамоты, рукописи на папирусе, летописи, печатный материал и др.; этнографические - сохранившиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов; фольклорные материалы - памятники устного народного творчества: мифы, легенды, предания, сказки, пословицы; лингвинистические памятники - географические названия, личные имена и т. д.; фонические - звуковые записи; кинофотодокументы.

Источники могут обладать различной степенью достоверности и информативности. Изучение в совокупности всех типов источников позволяет воссоздать достаточно полную и истинную картину исторического процесса.

Изучение истории - сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных знаний и представлений об истории, об этапах ее развития как науки.

Становление истории как науки в России большинство исследователей относит к ХVIII веку. Родоначальником отечественной исторической науки считается видный государственный деятель, сподвижник Петра I Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). Именно он в течение почти 30 лет своей жизни создал первый научный обобщающий 7-томный целостный труд по истории России - "История Российская", написанный на основе многочисленных отечественных и зарубежных источников. Впервые из отечественных историков Василий Никитич осуществил попытку найти закономерность в развитии человеческого общества, обосновать причины государственной власти.

Один из выдающихся последователей В.Н. Татищева был М.М. Щербатов (1733-1790). В своём основном труде “История Российская от древнейших времён”, доведённого до начала царствования Михаила Романова, значительное внимание при описании исторических событий уделял причинно-следственным связям. Он полагал, что личность не может действовать по своей прихоти. Поступки людей, по его мнению, обусловлены определёнными причинами, господствующими мыслями и идеями, нравами и обычаями.

Другой последователь В.Н. Татищева И.Н. Болтин (1735 - 1792) впервые выдвинул идеи сравнительно-исторического метода изучения истории. Признавая исторический прогресс он усматривал его не только в распространении просвещения и наук, но и в переходе от кочевого скотоводства к земледелию, развитию торговли.

Выдающимся продолжателем дворянской исторической школы являлся крупнейший российский историк Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826). Его фундаментальный 12 томный труд "История государства Российского", доведенный до 1612 г., написан живым эмоциональным языком. "Карамзин, - по мнению В.Г. Белинского, - первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества". Взгляды Николая Михайловича основывались на рационалистическом представлении о ходе общественного развития. Он считал, что история человечества представляет собой историю всемирного прогресса, в основе которой лежит борьба разума с невежеством. Главную роль в развитии общества Н.М. Карамзин отводил великим людям, деятельность которых и определяет основное содержание исторического развития.

Являясь по своим политическим убеждениям сторонником самодержавия, он связывал с ним всю историю страны. Историческая концепция, выдвинутая Н.М. Карамзиным, стала официально поддерживаться государством. Из нее в дальнейшем исходили сторонники теории официальной народности М.П. Погодин (1800 - 1875), Бестужев-Рюмин (1829 - 1897), Д.И. Иловайский (1832 - 1920), Н.Г. Устрялов (1805 - 1870). Идеи Н.М. Карамзина нашли горячую поддержку у славянофилов. Они считали его своим духовным отцом.

К середине ХIX в. в отечественной исторической науке оформились ряд школ и направлений. Господствующей стала, так называемая "государственная или юридическая школа". К ее представителям относят С.М. Соловьева (1820 - 1879), К.Д. Кавелина (1818 - 1885), Б.Н. Чечерина (1828 -1904), В.И. Сергеевича (1832 - 1910) и др. Название школы появилось в связи с тем, что ее приверженцы видели в государстве и его деятельности основу исторического процесса в России.

Одним из выдающихся историков ХIХ в. был С.М. Соловьев, примыкающий по отдельным историческим взглядам и к либеральной школе, сформировавшейся в это же время под влиянием идей Л. Гегеля. Главным трудом Сергея Михайловича являлось издание 29-томной "Истории России с древнейших времен".

В “Истории" С.М. Соловьева, доведенной до 1775г., получила наиболее полное выражение его историческая концепция, противоположная субъективной концепции Н.М. Карамзина. В этой, как и в других своих работах, Сергей Михайлович представлял общество в виде целостного организма, развивающегося, по его мнению, естественно и необходимо.

Рассматривая историю России в контексте западноевропейского исторического процесса, С.М. Соловьев, выявляя общие черты, подчеркивал своеобразие Российского государства в его географическом расположении, природных условиях, в постоянной внешней опасности и др. Под влиянием концепции С.М. Соловьева работали в последующие годы основатель государственной школы Б.Н. Чечерин (1828 - 1904), В.О. Ключевский (1841 -1911), Н.П. Павлов-Сильванский (1869 - 1908), С.Ф. Платонов (I860 - 1933), П.Н. Милюков (1859-1943), десятки других историков, оставивших заметный след в отечественной исторической науке.

Среди них по праву достойное место занимает основатель буржуазной либеральной школы, ученик С.М. Соловьева, В.О. Ключевский. Придерживаясь в основном взглядов своего предшественника, Василий Осипович значительное внимание уделял анализу социальных и экономических факторов в истории общества, что являлось новым явлением в отечественной исторической науке. В своих крупных работах "Боярская Дума Древней Руси", в "Курсе истории России с древнейших времен" и др. В.О. Ключевский разработал концепцию русского исторического процесса в целом, сделал попытку обосновать общие закономерности развития российского общества и государства.

Консервативным и либеральным настроениям в исторической науке ХIX в. в России противостояло демократическое направление, отражавшее интересы крестьянства. Теоретиками и главными представителями этого направления были ВТ. Белинский (1811 - 1848), А.И. Герцен (1812 - 1870), Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889) и Н.А. Добролюбов (1836 -1861). Их труды заложили основы прогрессивной критики не только художественной, но и исторической литературы. Идеи представителей демократического направления обратиться к жизни простого народа, как главной движущей силе истории, нашли своих последователей и среди профессиональных историков, таких как А.П. Щапов (1831 - 1876), И.Г. Прыжов (1827 -1885) и др., прежде всего представителей марксистского направления.

После Октябрьской революции в исторической науке стало утверждаться марксистское направление, основанное на теории диалектического и исторического материализма. Однако впоследствии идеи К. Маркса были искажены и догматизированы. В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были введены в научный оборот новые исторические источники. Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени М.Н. Покровский (1868 - 1932), Е.В. Тарле (1876 - 1955), В.В. Струве (1889 -1965), С.Д. Сказкин (1890 - 1973), М.В. Нечкина (1901- 1985) и многие другие.

Люди издавна пытались разобраться куда история направлена и каковы ее этапы. Уже в мифологических воззрениях архаической эпохи жизнь в природе и обществе воспринималась как непрестанное круговращение. Древнегреческие жрецы, по словам Геродота, различали последовательно сменяющие друг друга три века : век богов, век героев и век людей. В Библии периодизация мировой истории представлена по четырем главенствующим царствам, сменяющим друг друга. Ее автором был пророк Даниил. История творилась по воле божьей, конец ее был предопределен - день Страшного суда, во время которого будут наказаны грешники и вознаграждены праведники. В Древней Греции была распространена мысль о последовательной смене шести форм государственного устройства: единовластие, царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В Древнем Риме получила развитие идея о трех ступенях хозяйственной эволюции человеческого общества: первый этап - естественный, когда люди жили тем, что девственная земля несла им; второй - пастушеский; третий - земледельческий.

В средневековье, в условиях засилья церкви, христианство трактовало время как линейное движение от сотворения мира ко второму пришествию.

В эпоху Возрождения гуманисты отбросили историю по четырем монархиям и идею "вечного Рима", которая использовалась итальянскими, германскими и русскими хронистами в целях возвеличивания Германской империи или Московского государства. Они предложили иную схему мировой истории, состоявшую из трех периодов: античная (греко-римская) древность, средние века и новое время. В основе такого понимания истории лежала идея развития культуры.

В новое время великие просветители, и прежде всего Ж.Ж. Руссо (1712 -1778), выдвинули иные подходы к периодизации истории. Они выделяли три периода всемирной истории: период естественного состояния (люди еще не образуют общности); дикий период (возникли зачатки частной собственности, образуются семьи) и цивилизационный период (люди переходят к использованию металла и на этой производственной основе утверждается современное общество).

Французский социал-утопист А. Сен-Симон выдвинул идею смены в мировой истории эпох, отличающихся друг от друга системой эксплуатации человека человеком. Исходя из вышеизложенного но выделил эпохи рабовладения, крепостничества, наемного труда.

В ХIX в. на основе выделения стадий технического прогресса и соответствующих им форм собственности, составляющих основу того или иного способа производства, К. Маркс выявил несколько типов общественной организации жизни людей, последовательно сменяющих друг друга в историческом развитии человечества. Стадии этого развития получили название естественно-экономических формаций. Всего, по мысли К. Маркса и его последователей, их пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

В советский период в основу периодизации был положен формационный подход, в соответствии с которым в отечественной истории выделяли: первобытный строй (до IХ в.); феодализм (IХ - середина ХIХ в.); капитализм (вторая половина ХIХ в. - 1917 г.); социализм (с 1917 г.). В рамках этих формационных периодов отечественной истории выделялись определённые этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития общественно-экономической формации.

В современной высшей школе, как отечественной, так и зарубежной, сложились свои подходы к периодизации истории, с некоторыми временными различиями в выделении периодов. В учебных целях принята следующая периодизация:



1) 4-5 млн. лет назад - 4 тыс. до н.э. - первобытная эпоха;

2) конец 4 тыс. до н.э. - конец V в. н.э. - древний мир;

3) конец V в. - середина ХVII в. - средневековье;

4) середина ХVII в. - 1917 г. - новое время;

5) 1918 г. - по н.в. - новейшее время.

Внутри названных эпох выделяются периоды, отражающие качественные изменения в историческом процессе.
Каталог: doc
doc -> Английские слова и выражения в оригинальном написании a horse! a horse! MY KINGDOM FOR a horse! англ букв. «Коня! Коня! Мое царство за коня!»
doc -> Викторина по пьесе В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»
doc -> Егемен Қазақстан. – 2014. №176. – 10 қыркүйек Біржан С. Елім менің – Қазақстан
doc -> Республиканский форум «Технологические инновации библиотек для информационного общества», Усть-Каменогорск, 10-11 октября 2012 г
doc -> Әож 373. 016;821. 512. 122 Қолжазба құқығында
doc -> Тест сынып Ұлы Отан соғысы нұсқа


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет