Лекция №13 из ga 04 Дорнах, мая 1921 я и Солнце человек среди звездных констелляций



жүктеу 200 Kb.
Дата18.04.2019
өлшемі200 Kb.
түріЛекция

Рудольф Штейнер
Лекция №13 из GA 204

Дорнах, 5 мая 1921
Я и Солнце — человек среди звездных констелляций

Четвертая послеатлантическая эпоха, на которую пада­ет рассудочное развитие человечества, целиком вышла из греческих мистерий. Вначале мистерии дали населению Передней Азии, европейскому Югу, то, что лежит в основе культуры рассудка или культуры характера. В этих мистериях большую роль играла тайна совместной жизни человека и Солнца. Из того, что было мной представлено в "Теософии", мы знаем, что внутри души рассудочной или души характера забрезжило "Я" которое должно войти в полную свою силу с помощью души сознательной. Но поскольку "Я" человека должно пробудиться во время рас­судочной культуры, мистерии этого времени должны были заниматься тайнами солнечной жизни и связью ее с тем, что как раз представляет из себя человеческое "Я".

Из того, что было мной представлено в "Загадках философии", вы должны также знать, что греки свои представления, свои понятия о внешнем мире воспри­нимали так, как мы сегодня воспринимаем цвет, тон и тому подобное. То, что жило в представлениях, для греков было не просто чем-то, образовавшимся внутри души, оно воспринималось в вещах. В этом отношении Гете имел в себе нечто греческое, которое проявилось в том, что когда он в известном разговоре с Шиллером услышал, что его представления, то есть понятийно-идейное, суть не вос­приятия, но идеи, он ответил на это, что видит свои идеи также, как видит внешние восприятия.

Этот греческий способ усваивать представления был связан с совершенно определенным ощущением, которое появлялось у грека, когда он обращал взгляд на внешний мир. Во всем, что высвечивалось как содержание пред­ставлений, ему повсюду виделось творение солнечной жизни. Когда утром всходило солнце, он ощущал также восхождение в пространстве жизни представлений, а при заходе солнца он ощущал погружение, закат жизни представлений. Невозможно понять развитие народов, если не иметь в виду это изменение душевной жизни.

Это как раз то, мои дорогие друзья, что человек, в сущности, утратил в своей душевной жизни: чувство со­причастности к духовности окружающего мира. Сегодня человек также видит восход солнечного диска, но его ощущения фиксируют только то, что представлено в цве­товых и световых воздушных явлениях. И точно также обстоит дело с закатом солнца. Грек имел также ощу­щение, что тот мир, который приносит ему представ­ления, восходит утром и заходит вечером, а вечером при­ходит тот мир, который лишает его этого мира представ­лений. Он как бы ощущал потерю представлений во мраке ночи. И когда он всматривался в небо, которое мы видим голубым, но для которого он имел обозначение как для темного, то он чувствовал мир отграниченным от того, что вовне было жизнью представлений. Для него жизнь представлений, в том виде, как ею был наделен человек, прекращалась там, где он видел ограниченным мировое пространство. По ту сторону мирового пространства для него были миры иных мыслей, миры мыслей богов. И они виделись ему тесно связанными с тем, что он определял как свет. Они концентрировались для него в солнечной жизни, тогда как в противном слу­чае они втягивались просторами темного небосвода.

Нужно вглядеться в этот совершенно иной мир ощущений, если мы хотим понять, как, в сущности, че­ловек в лице своих прогрессивных представителей, после того, как этот способ воззрения со всей своей живостью долгое время действовал в мировом развитии людей, как потом человек почувствовал, что он не может больше ощущать солнечную жизнь в мировом пространстве как нечто, отражающее ему духовное, и как он в первое время - это было у наиболее прогрессивных представителей чело­вечества, у тех, кто прошел обучение в греческих мисте­риях - воспринимал Мистерию Голгофы как освобож­дение, поскольку она дала ему возможность воспламенить в себе свет. Свет, который он до этого дeйcтвитeльнo переживал как божественное, он хотел теперь пережить благодаря тому, что принял душевно-духовное участие в Событии Мистерии Голгофы.

Невозможно понять то, что произошло с челове­чеством в ходе тысячелетий, если подходить к этим вещам с голым рассудком. Мы должны окинуть взглядом все превращение человеческого характера, человеческой ду­шевной жизни в целом. И мы, с начала 15 столетия живущие в эпоху души сознательной, мы имеем от той разумной духовности, которая была во время четвертого послеатлантичсского периода, только тени нашей рас­судочной внутренней деятельности.

Я говорил здесь об этом на прошлой неделе. Но мы должны снова прийти к познанию того, что это рас­судочное существо, это теневое рассудочное существо можно пронизать живым воззрением на Вселенную. Именно современной рассудочной культурой человек, до определенной степени, привязан к Земле. Сегодня он рассматривает, особенно если он заражается все шире и шире распространяющейся чисто научной культурой, сегодня он рассматривает только то, что ему дает Земля. Он не имеет представления о том, что всем своим су­ществом он принадлежит не только Земле, но он также всем своим существом принадлежит внеземной Все­ленной. Познание своей связи с внеземной Вселенной, это то, чего человек снова должен достигнуть.

Сегодня свои понятия, представления мы образуем, просто исходя из земной жизни, и по образу этой земной жизни конструируем всю Вселенную. Но то, что нам дано в качестве картины мира, является ничем иным, как переносом земных отношений на внеземные отношения. Происходит то, что на основе грандиозных достижений современной естественной науки с ее спектральным анализом и другими результатами образовалось воззрение на Солнце, которое, собственно, целиком воспроизводит земные отношения. Образовалось представление о светящемся газовом теле. И это представление о светя­щемся газовом теле переносят на то, что представлено нам во Вселенной как Солнце.

Мы должны снова научиться применять духовнонаучные предпосылки, чтобы прийти к воззрению о Солнце. Это Солнце, о котором физик думает, что если он выйдет в мировое пространство, то оно ему явится в виде светящегося газового шара; это Солнце, несмотря на то, что по-своему отражает нам мировой свет, как оно его воспринимает, является насквозь духовным существом, и мы имеем дело не с физическим существом, которое каким-то образом плавает там, в мировом пространстве, но с насквозь духовным существом.

И грек еще верно ощущал, когда он то, что ему излучалось от Солнца, воспринимал как нечто, что нужно привести в связь с "Я"-развитием, поскольку это "Я"- развитие связано с представляющей сущностью рассудка. В солнечных лучах грек видел то, что воспламеняло в нем "Я". Так что нужно сказать: грек еще имел это ощущение духовности космоса. В солнечном существе он видел субстанциально родственное нашему "Я" существо. То, что человек замечает, когда он говорит себе "Я", та сила, которая в нем действует так, что он может сказать себе "Я" - глядя на это, грек чувствовал побуждение обращаться к Солнцу также, как к своему "Я", испытывать в отношении Солнца те же ощущения, как и в отношении своего "Я”.

"Я" и Солнце соотносятся как внутреннее и внешнее. То, что циркулирует во внешнем мировом пространстве как Солнце, это мировое "Я". То, что живет внутри меня - это "Я" человека. Можно сказать: это ощущение еще улавливается людьми, которые несколько глубже сопереживают природу в целом. Уже угасло то, что там лежит в основе, но все же еще существует та жизнь в человеке, которая некоторым образом внемлет весеннему солнцу, которая еще может воспринимать солнечные лучи как нечто духовное и которая чувствует оживление "Я”, когда солнечные лучи интенсивно освещают Землю. Но это, так сказать, последнее ощущение, которое и в этом внешнем виде уже угасает в человечестве, которое гибнет среди абстрактной рассудочной культуры, все более овла­девающей жизнью нашей цивилизации. Но мы должны восстановить знание о связи человечества с внеземным бытием. И в этом отношении я хочу сегодня на нечто указать.

Собрав все то, что вы найдете рассеянным в различ­ных местах нашей духовнонаучной литературы, мы снова сможем понять связь Солнца и "Я", и мы сможем понять важную противоположность, существующую между сила­ми, которые излучаются на Землю от Солнца, и силами, которые действуют в направлении Земли от Луны. Солнце и Луна, в определенном смысле, являются полной проти­воположностью друг другу. Они полярно противопо­ложны друг другу. Когда мы изучаем Солнце средствами науки о духе, то оказывается, что Солнце излучает нам все то, что формирует нас как носителей нашего "Я". Солнечному излучению мы обязаны всем тем, что, собственно, дает нам человеческий облик, что в этом человеческом облике делает нас отображением "Я". Все, что действует в человеке извне, что извне формирует его облик, что формирует его облик уже в эмбриональном периоде - все это действие Солнца. Когда в материнском теле образуется эмбрион, тогда происходит не то, что гре­зится современной науке, что якобы от оплодотворенной матери исходят силы, формирующие человека, нет, человеческий эмбрион только покоится в материнском теле. Форму же ему дают солнечные силы.

Однако эти солнеч­ные силы мы должны связать с противо­положно им действующими силами Луны. Лунные силы – это прежде всего то, что имеет место как внут­реннее для нижнего человека, человека об­мена веществ. Так что, представляя схематич­но, мы можем сказать: солнечные силы суть то, что формирует человека извне. То, что формируется изнутри, в обмене веществ человека, это фиксированные в нем центрально излучающиеся лунные силы.



Это не противоречит тому, что эти силы Луны, к примеру, участвуют в формировании человеческого лица. Они формируют человеческое лицо, поскольку то, что в нижнем человеке обмена веществ действует из центра, притягивается извне и действует на образование челове­ческого лица; лунные силы действуют дифференцирующе на человеческое лицо, но в совокупности с солнечными силами, поскольку они изнутри человека противодейст­вуют солнечным силам. Поэтому в процессе размножения человек зависит также от лунных сил, дающих ему облик. Но уже после зачатия он зависит от солнечных сил. Все существо человека напряжено между лунными силами и солнечными силами.

Но если мы ищем силы Луны внутри человека, внутри человеческого обмена веществ, то мы должны отличать эти силы Луны внутри обмена веществ от тех сил, кото­рые образуются в самом обмене веществ. Силы Луны развертываются в обмене веществ, но обмен веществ имеет свои собственные силы. И эти собственные силы – суть силы Земли. Так что мы можем сказать, что если в человеке действуют силы, содержащиеся в его пище, силы, которые, скажем, заключены в растительных или других средствах питания, то эти силы действуют в нем сами по себе. Они действуют как земные силы. Обмен веществ - это прежде всего результат действия земных сил, но в действие этих земных сил вмешиваются лунные силы.

Если бы в человеке был только обмен вешеств с его собственными силами, если бы после приема пищи суб­станции питательных средств развивали в его теле только свои собственные силы, тогда в человеке воцарился бы хаос от действия всевозможных сил. Но чтобы эти силы постоянно действовали, обновляя изнутри человеческое существо, это зависит вовсе не от Земли, а от сопровож­дающей Землю Луны. Изнутри человек формируется Лу­ной, снаружи он формируется Солнцем. И поскольку сол­нечные лучи с помощью глаза попадают в человеческий головной организм, они действуют также внутренне, но они действуют также извне.

Таким образом, мы обнаруживаем, с одной стороны, что человек во всем своем "Я"-развитии зависит от дейст­вия Солнца, что без Солнца он не мог бы иметь прочно живущего на Земле "Я"; и что размножения, воспроиз­водства человеческого рода не могло бы существовать, если бы Луна не была спутником Земли. Можно сказать: Солнце - это то, что утверждает человека на Земле как личность, как отдельного индивидуума. Луна - это то, что начаровывает человечество в его многообразии, во всем его развитии на Земле. Человеческий род как физическая последовательность поколений - результат действия лунных сил. Человек как отдельное существо, как индиви­дуальность - это результат действия солнечных сил. И если мы хотим изучать человека и человеческий род, мы не можем ограничиться только изучением земных отно­шений.

Геологи тщетно пытаются изучить земные отношения и из них понять человека, тщетно изучают они другие силы Земли и пытаются из них понять человека. Прежде всего, человек не создан на Земле. Человек сформирован из космоса, человек - это результат действия звездного мира, и прежде всего Солнца и Луны. От Земли исходят только те силы, которые присущи самим веществам, и они действуют вне человека, затем действие их продол­жается, когда они попадают при еде и питье внутрь человека; но там они встречаются с внеземным.

То, что происходит в человеке, является не просто земными событиями, это нечто, что обеспечивается звезд­ным миром. Человек снова должен проникнуть к этому знанию. И если мы дальше будем рассматривать человека, то мы должны принять во внимание следующее: он, прежде всего, суть физическое тело. Это физическое тело потребляет внешние питательные средства. В этом физическом теле продолжаются их силы. Но это физи­ческое тело охватывается астральным телом, и в астраль­ном теле развертывается деятельность Луны так, как я вам ее представлял. И на это астральное тело влияет также Солнце. Солнце и Луна пронизывают силовыми линиями астральное тело, и астральное тело проявляет себя так, как я описал. Эфирное тело занимает промежуточное положение между физическим и астральным телом.

Если изучать силы, исходящие от питательных ве­ществ, то они, прежде всего, активны в физическом теле, и они принимаются астральным телом, имеющим в себе солнечное и лунное действие, так, как я описывал ранее. Но между ними находится иное, то, что действует в эфир­ном теле. Оно исходит не от Земли, оно исходит из окрестности всего мирового пространства.

Если мы в отношении к человеку рассмотрим Землю с ее продуктами, с теми веществами, которые имеются в ка­честве твердых, жидких, газообразных компонентов, то они, будучи восприняты человеком, перерабатываются внутри него солнечными и лунными силами. Но в чело­веке действуют также те силы, которые излучаются со всех сторон мирового пространства. Силы, действующие в продуктах питания, исходят от Земли. Но навстречу им со всех сторон мирового пространства излучаются силы: это эфирные силы. Эти эфирные силы также, но более равномерно охватывают питательные вещества и преобразуют их так, что они становятся жизнеспо­собными, они делают из них нечто, что помимо эфирного как такового может быть внутренне воспринято как свет и тепло. Так что можно сказать: человек своим физическим телом связан с Землей, эфирным телом со всей пери­ферией, астральным телом с Луной и Солнцем и их влиянием.

Но эти влияния, содержащиеся в астральном теле в качестве солнечного и лунного действия, в свою очередь модифицируются, модифицируются так, что существует огромная разница между теми влияниями, которые рас­пространяются на верхнего человека, и теми влияниями, которые распространяются на нижнего человека.

"Верхним человеком" мы называем сегодня такого че­ловека, который циркулирует снизу вверх, в потоке кро­ви, идущем к голове; "нижним человеком" мы называем все, что расположено ниже сердца. Рассматривая человека таким образом, мы имеем прежде всего верхнее, охва­тывающее его голову и то, что, до некоторой степени, органически относится к голове. В своем формировании это главным образом зависит от солнечного влияния. Преимущественно это определяется уже в эмбриональном периоде. Так, уже в эмбрионе на этот организм особым образом распространяется солнечное влияние, но, конеч­но, это действие продолжается и тогда, когда человек рождается, когда человек ведет физическую жизнь между рождением и смертью. И тогда то, что лежит в этой области человека, я бы сказал, то, что лежит выше сердца, точнее это можно представить, описывая кровообращение -все это модифицируется астральными влияниями Сатурна, Юпитера, Марса, (см. схему ниже).

Сатурн имеет силы, которые он - мы рассматриваем это в соответствии с коперниковской картиной мира - развертывает в ходе своего обращения вокруг Солнца и посылает на Землю; он развертывает силы, которые действуют, собственно, во всем астральном теле, но особенно в тех частях, которые принадлежат верхнему человеку. Сатурн излучает эти силы в астральное тело. И пронизывая астральное тело, оживляя его, они действуют на него так, что от них существенным образом зависит, насколько астральное тело будет находиться в правильных отношениях к физическому телу человека. Если человек, к примеру, не может нормально спать, то есть если его астральное тело не может правильным образом выде­литься из эфирного и физического тела, если при про­буждении оно не может правильно в них войти, или вообще неправильно вчленяется в физическое тело - все это результат действия сил Сатурна.

В сущности, Сатурн является тем мировым телом, ко­торое окольным путем, через человеческую голову, уста­навливает правильные отношения астрального тела к эфирному и физическому телам человека. Вследствие это­го силы Сатурна, с другой стороны, устанавливают отно­шение астрального тела к "Я", поскольку Сатурн, конечно, связан с солнечным действием. Он стоит в отно­шении к солнечному действию таким образом, что в пространственно-временном аспекте это выражается в том, что Сатурн совершает свое обращение вокруг Солн­ца, как мы знаем, примерно за тридцать лет.

Это отношение Сатурна к Солнцу выражается в том, что, во-первых, "Я" вступает в соответствующие отноше­ния к астральному телу, но особенно в том, что астраль­ное тело правильным образом вчленястся во всю чело­веческую организацию. Так что мы можем сказать, что Сатурн имеет отношение к верхней части всего астрального тела. Это отношение для людей прежних вре­мен было чем-то определяющим. И если бы мы вернулись в третье-четвертое тысячелетие до Мистерии Голгофы, в египетско-халдейское время, мы бы обнаружили, что учи­теля, мудрецы мистерий судили о каждом человеке по данным его рождения в его отношении к Сатурну; ибо знали совершенно точно, что если человек родился при той или иной констелляции Сатурна, то он был чело­веком, который более правильно или менее правильно мог пользоваться своим астральным телом в физическом теле.

Знание этих вещей в древние времена играло большую роль. Но последующее человеческое развитие в нашу эпоху, начавшуюся с 15 столетия, состоит как раз в том, что мы освобождались от того, что тогда в нас дейст­вовало.

Но, мои дорогие друзья, не поймите меня непра­вильно. Это не значит, что Сатурн сегодня в нас не действует. Он действует в нас также, как в древние време­на, но только мы должны от этого освободиться. И знаете ли, в чем состоит этот правильный способ освобождения от влияния Сатурна? Хуже всего освобождаются от сатурнического действия, когда следуют теневым свойствам интеллекта нашего времени. В этом случае как раз сатурническое действие начинает неистовствовать в себе, оно мечется туда и сюда и превращает нас в тех, кого назы­вают в наше время невротиками.

Нервозность человека основана, в сущности, на том, что его астральное тело неправильно вчленено во все его физическое существо. В этом и состоит нервозность на­шей эпохи. И то, в чем человек действительно нуждается, это стремление к подлинному воззрению, стремление к имагинации. Если человек остается при абстрактных представлениях, он становится все более и более нерв­ным, поскольку он, собственно, вырос из сатурнической деятельности, но она все же в нем есть, она мечется в нем туда и сюда, вытягивает из его нервов астральное тело и человек делается нервным. Нервозность нашего времени должна космически познаваться как деятельность Сатур­на.

Если Сатурн имеет отношение к верхней части всего астрального тела, поскольку астральное тело связано нервной системой со всем организмом, то Юпитер преимущественно имеет дело с человеческим мышлением. (см. схему ниже)

Это человеческое мышление определенным образом основано на частичной деятельности астрального тела. Я бы сказал, что как человек в целом обеспечивается астральным телом, так при мышлении задействована малая часть астрального тела. То, что действует в нашем астральном теле и что вообще укрепляет наше мышление - это действие Юпитера. Действие Юпитера связано пре­имущественно с астральной организацией человеческого мозга.

Вы видите, что сатурническое действие распрост­раняется, в сущности, на всю человеческую жизнь, а эта вся человеческая жизнь начинается ведь с наших первых трех десятилетий. И пока мы находимся в периоде роста, а он прекращается только по истечении тридцати лет жизни, мы развиваемся в нашем астральном теле, и от этого развития зависит вся наша жизнь и наше здоровье. Поэтому Сатурну требуется тридцать лет, чтобы обойти вокруг Солнца. Это полностью соответствует человеку.

То, что развивается в нас как мышление, имеет отношение к первым двенадцати годам жизни. То, что там циркулирует вовне, не может не быть связанным с человеком.




Сатурн

верхняя часть всего астрального тела

Юпитер

мышление

Марс

речь

Подобно тому, как Юпитер имеет дело с мышлением, Марс имеет отношение к тому, что является речью. Марс имеет отношение к речи.

Видите ли, Марс выделяет из астрального тела еще меньшую часть, чем та, которая задействована для мышления. И от действия Марса в нас зависит то, что могут развернуться силы, которые изливаются в речи. И определяющим для этого является малый период обра­щения Марса. За время, которое соответствует прибли­зительно половине времени обращения Марса, человек научается первым звукам речи.

Восходящее и нисходящее развитие! Мы видим, что все это развитие, если его рассматривать в отношении области головы, связано с силами Сатурна, Юпитера и Марса.

Так даны нам внешние планеты в продолжении их действия внутри человеческого астрального тела. Если Солнце более связано с "Я", то эти три мировых тела, Сатурн, Юпитер и Марс, имеют больше дело с тем, что связано с астральным телом, речью, мышлением и всей деятельностью человеческой души в человеческом орга­низме.

Таким образом, есть Солнце, которое имеет дело с собственно "Я" человека. И затем имеются те планеты, которые мы называем внутренними, которые, в некотором смысле, расположены ближе к Земле, чем Солнце, то есть те планеты, которые находятся между Землей и Солнцем, тогда как другие планеты, Сатурн, Юпитер и Марс, уда­лены от Земли в отношении Солнца. И обозревая эти внутренние планеты, мы приходим к тому, чтобы рас­смотреть отношение их сил к человеку. Рассмотрим преж­де всего Меркурий.

Меркурий, я бы сказал, подобно Луне, имеет свою резиденцию внутри человека - только в отношении чело­веческого лица он действует снаружи - но он действует в основном в тех частях человека, которые лежат ниже сердца. Там действует он своими силами, поскольку захватывает человеческую организацию изнутри и оттуда распространяет свое влияние. Там обеспечивает он по­средническую деятельность астрального тела в отношении дыхательных и циркуляционных процессов в человеке. Он является посредником между астральным телом и ритмическими процессами в человеке. Так что мы можем сказать: его силы обеспечивают посредническую деятель­ность между астральным телом и ритмической деятельностью человека (см. схему ниже). Вследствие этого меркуриальные силы, подобно силам Луны, внедряются в весь обмен веществ человека, но в той мере, в какой обмен веществ подлежит ритму, они влияют на ритмическую деятельность.

Затем мы имеем Венеру. Венера преимущественно действует на человеческое эфирное тело, ее действие из космоса распространяется на эфирное тело; это деятельность эфирного тела.

И затем - Луна. О ней мы уже говорили. Это то в человеке, что полярно противоположно солнечным си­лам, что изнутри переводит вещества в живое, и вследст­вие этого связано также с внутренним воспроизводством и размножением.

Теперь представьте себе, что то, что происходит в человеке, находится в зависимости от окружающего кос­моса. С одной стороны, человек своим физическим телом связан с земными силами, своим же эфирным телом он связан со всей космической периферией. Но в нем эти влияния дифференцированы таким образом, как я это представил, и поскольку дифференциация исходит от астрального тела, в это астральное тело вчленены силы Сатурна, Юпитера, Марса, Меркурия, Венеры, Луны. Косвенным образом, через "Я", действует в нем Солнце. Теперь подумайте о том, что поскольку человек вчленен в космос, совсем не безразлично, находится ли он в одной точке Земли, где на него действует, скажем, Юпитер, или он находится в другой точке Земли, где действие Юпитера экранировано Землей. В одном случае его действие на человека прямое, в другом случае экранировано Землей. Это очень важное различие.




Сатурн

верхняя часть астрального тела в целом

Юпитер

мышление

Марс

речь

Солнце

Я

Меркурий

соединение астрального с ритмической деятельностью человека

Венера

деятельность человеческого эфирного тела

Луна

побудитель воспроизводства

Юпитер, как мы говорили, связан с мышлением. Представьте себе, что там, где преимущественно развер­тывает свою деятельность физический мыслительный орган человека, там человек испытывает, вскоре после своего рождения, что на него направляет свое влияние Юпитер. Человек принимает прямое воздействие Юпите­ра. Его мозг совершенно особым образом реорганизуется в орган мышления; он получает определенную способ­ность к мышлению. Предположим, что человек прожил эти годы так, что Юпитер находился на другой стороне, то есть действие Юпитера было экранировано Землей - его мозг будет менее реорганизован в мыслительный орган. Если же в нем действует Земля со своими вещест­вами и силами, и все то, что исходит от земных веществ, преобразуется, скажем, под действием лунного влияния, которое всегда присутствует до определенной степени, то человек станет смутным сновидцем, полусознательным существом: мышление отступает на задний план.

Между этими крайними состояниями расположен целый ряд всевозможных ступеней. Предположим, чело­век из своей прежней инкарнации имеет в себе такие силы, которыми в новой земной жизни, в которую он собирается вступить, ему предназначено особенно образо­вать мышление; он собирается низойти на Землю. Тогда он избирает себе для рождения такое время - Юпитер ведь имеет определенный период обращения - когда Юпитер непосредственно направляет свои лучи на Землю.

Таким образом, звездные констелляции представляют то, в соответствии с чем человек может родиться по усло­виям своей предшествующей земной жизни.

Но человек должен в сознательный период все более и более от этого освобождаться. И все дело в том, чтобы он от этого освобождался правильным образом, чтобы он делал нечто подобное тому, о чем я говорил в отношении сатурничсского влияния: чтобы он из затененного интел­лектуального развития пытался снова прийти к образ­ному, ясному развитию. То, что мы развиваем из духовной науки в том виде, как я представлял это в книге "Как достигнуть познаний высших миров?", одновременно является указанием для того, чтобы человек правильным образом становился независимым от космических сил, которые, однако, все же в нем действуют.

Когда человек рождается, он живет на Земле в соот­ветствии с тем, каковы звездные констелляции. Но он должен добыть себе силы, которые правильным образом сделают его независимым от этих звездных констелляций.

Наша цивилизация, видите ли, снова должна прийти к познанию связи человека с внеземным космосом. Человек снова должен почувствовать, что он знает: в моей организации действуют не только обычные, признанные сегодняшней наукой наследственные силы. В отношении действительного положения вещей является, к примеру, совершенной бессмыслицей полагать, что внутри женс­кого организма заложены те силы, которые потом наследуются - наследственность это такое темное, мистическое представление - наследуются так, что образуют сердце, печень и тому подобное. Не было бы никакого сердца в человеческом организме, если бы со стороны головы не вчленилось в это сердце Солнце, и не было бы печени в человеческом организме, если бы в эту печень не была вчленена Венера. И так обстоит дело со всеми отдель­ными органами в человеке. Они тесно связаны с тем, что является внеземным. В головном мозге человека дейст­вуют силы Юпитера. Во всей конституции человека, в зависимости от того, здоровым или нездоровым образом вчленено астральное тело в физическую организацию, действуют силы Сатурна. Человек научается говорить бла­годаря тому, что в нем действуют силы Марса.

Это вещи, которые человечество снова должно понять. Человек снова должен узнать, что наука, охватывающая только земное, не сможет объяснить его существо. Но тогда поймут также и связи человека с Землей. Ибо дру­гие существа, живущие вокруг человека, также являются не только земными существами. Чисто земными сущест­вами являются только минералы. Но также и с минера­лами происходят изменения, которые зависят от сил, периферических по отношению к Земле. Так, все наши металлы, будучи в кристаллическом состоянии, имеют свою форму благодаря тому, что они, в определенном отношении, зависят от внеземных сил, поскольку они были образованы тогда, когда Земля еще не очень интенсивно развивала свои силы, но в Земле действовали еще внеземные силы. Целебные силы минералов, в особенности металлов, связаны с тем, что эти металлы образовались внутри Земли, но под действием внеземных сил.



Если мы вернемся к послеатлантическому развитию, мы увидим, как человек в первое время, когда процветала древняя индийская культура, был существом, чувство­вавшим себя гражданином Вселенной в целом. Он был - хотя он еще и не развил в себе те силы, которыми гор­дится сегодня человечество - он был в истинном смысле этого слова Человеком. Затем человек в большей или меньшей степени отклонился от внеземных сил. Но еще в халдейское время и первое греческое время мы видим, что человек, по крайней мере, принимает во внимание Солнце. Он был в определенном смысле подобен своего рода амфибии, которая радовалась, когда могла воспри­нимать солнечные лучи, а не оставаться в сумраке Земли. Из человека получилась амфибия. Сейчас человека, поскольку он считает себя связанным только с земными силами, нельзя назвать даже кротом, он, в сущности, подобен дождевому червю, который еще воспринимает то, что возвращается ему из космоса после того, как удалилось в мировое пространство, воспринимает дожде­вую воду. Это единственное, что человек еще восприни­мает из внеземных сил. Но дождевые черви тоже воспринимают это - вы могли это видеть сегодня утром, если шли по улице! Человек стал сегодня в своем материализме дождевым червем. Он должен преодолеть в себе этого дождевого червя. Но он сможет это сделать лишь тогда, когда он разовьется до того, чтобы познать свою связь с мировым космосом.

Таким образом, мои дорогие друзья, задача состоит в том, чтобы мы в наше время смогли "выползти" из нашей цивилизации к новой духовности.
Каталог: cat -> Ga Rus
Ga Rus -> Рудольф Штейнер Космическая предыстория человечества
Ga Rus -> Ga 148 Восемнадцать лекций, прочитанных в 1913-1914 г г. В разных городах
Ga Rus -> Рудольф штейнер историческая симптоматология
Ga Rus -> Рудольф Штейнер
Ga Rus -> Рудольф Штейнер средняя европа между востоком и западом ga 174a Космическая и человеческая история (т. 6)
Ga Rus -> Рудольф Штайнер Бхагавад Гита и Послания Св
Ga Rus -> Ницше Борец против своего времени ga 5 Перевод с немецкого И. Маханькова
Ga Rus -> Рудольф Штейнер рихард вагнер и мистика из ga 055
Ga Rus -> Рудольф Штейнер
Ga Rus -> Задачи новой экономической науки


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет