Литература второй половины 19 века. Реализм. Список лучших произведений



жүктеу 0.49 Mb.
бет1/3
Дата07.02.2019
өлшемі0.49 Mb.
түріЛитература
  1   2   3

Зарубежная литература второй половины 19 века. Реализм.
Список лучших произведений.

  1. Стендаль. Красное и чёрное.

  2. О.Бальзак. Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио. Воспоминания двух юных жён. Побочная семья.

  3. П.Мериме. Маттео Фальконе. Кармен. Локис. Венера Илльская.

  4. А.Дюма-сын. Дама с камелиями.

  5. Поэзия П.Беранже, Т.Готье, Леконт де Лиля, Ж.Эредиа.

  6. Г.Флобер. Госпожа Бовари.

  7. Ч.Диккенс. Крошка Доррит. Большие надежды. Рождественская песнь в прозе.

  8. Ш.Бронте. Джен Эйр.

  9. У.Уитмен. Песня о себе.

Как скачивать аудиокниги? В яндексе забить запрос: скачать программу для скачивания через торрент. Можно выбрать программу µТоррент. Скачиваете программу, как и всякую программу, нажимая на все кнопки, которые предложено нажать – компьютер перезагрузиться и это значит, что программа загрузилась.

Через Торрент можно скачать очень многие книги (самые известные, которые мы проходим, точно можно), однако анализировать по прослушиванию очень трудно, по-настоящему проанализировать таким образом нельзя.

Забить в Яндексе «Автор название скачать аудиокнигу торрент».



Реализм.

Реалисты стремятся изобразить жизнь такой, какая она есть, во всей её грубости, жёсткости, безотрадности, обычности и будничности, с описанием конкретных бытовых деталей. Реалисты стремятся писать объективно, описывая разные, иногда противоположные свойства человека или реальности. Обычная позиция писателя-реалиста – беспристрастная фиксация того, как бывает в жизни, какие бывают люди без однозначного сочувствия или осуждения.

Важнейшее качество реализма - аналитичность - стремление понять окружающую реальность, проанализировать, проникнуть во внутреннюю сущность всех процессов – прежде всего во внутренний мир человека – психологический анализ. Проанализировать – это значит понять, почему всё произошло именно так, как до этого дошло, и могло ли быть по-другому.

Реалистический стиль ближе к живой разговорной речи, для него характерны простота, краткость, точность, сдержанность, минимум эмоций и украшений.

Однако почти нет ни одного реалиста, у которого бы не было элементов романтизма, романтический герой, конфликт, элементы неправдоподобия, даже фантастика.

Французский реализм.
Стендаль (1783-1842)
Стендаль - это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль.

Немного биографии.

В юности был увлечён личностью Наполеона, его силой, решительностью, необыкновенным умом. С 1806 года Стендаль в армии Наполеона, служил до 1814 года. Участвовал и в походе на Россию, был в захваченной Москве. Правда, он был всего лишь интендантом, то есть обеспечивал армию продовольствием. Стендаль считал, что эпоха Наполеона – это эпоха величия и славы Франции, время героев, сильных страстей и сильных людей. «Я люблю Наполеона всей ненавистью к тому, что пришло после него». Францию после Наполеона Стендаль ненавидел как общество корыстных, трусливых людей.



Мировоззрение.

Основой нравственности Стендаль считал не любовь к другим, не сострадание, а честь, понимаемую как самоуважение. Уважающий себя человек не может совершить никакую подлость, гадость, никакое зло, которые унизительны прежде всего него самого.

Смысл жизни, с точки зрения Стендаля, - в переживании сильных, ярких чувств. Самое сильное и яркое чувство – это любовь, именно любовь делает человека счастливым. Для Стендаля настоящая любовь – это не длительное спокойное супружество, не семья, а бурная страсть, связанная с необходимостью бороться за её, преодолевать препятствия. «Любовь – это восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на самом краю пропасти». Настоящую любовь-страсть дано испытать отнюдь не всякому, а только людям смелым, дерзким, страстным и сильным. Именно такими людьми Стендаль восхищался, их считал настоящими людьми.

Так же как и Байрон, способность испытывать сильные чувства Стендаль ценил выше, чем нравственность, понимаемую как соблюдение нравственных норм. Людей духовно ничтожных, трусливых, безразличных ко всему кроме денег, но «нравственных», не совершивших ничего греховного, он презирал от всей души. Его любимые герои – это люди подлинной чести, благородства, но их никак нельзя назвать высоконравственными в общепринятом для 19 века значении, они способны на нарушение общепринятых запретов, прелюбодеяние, например, – это то, что они совершают постоянно.

В доказательство этого сошлёмся на предисловие к роману «Пармская обитель». «Эту историю трудно назвать назидательной, и теперь, когда во Франции мода на евангельскую непорочность, она может создать вам славу настоящего убийцы». «Признаюсь, я осмелился сохранить за моими героями (итальянцами) всю резкость их характеров. Зачем наделять их высокой нравственностью и обаятельными качествами наших французов, которые больше всего на свете почитают деньги и никогда не совершают грехов, порождённых ненавистью или любовью?». Приведённая цитата – яркий пример иронии, истинный смысл скрыт, он противоположен явному и буквальному. Явно он хвалит обаятельных французов, но на самом деле чувствуется, что он их презирает. Современники почти совсем не заметили Стендаля, по-настоящему его стали ценить лишь в ХХ веке.

Для тех, кто желает побольше узнать о Стендале рекомендую книгу: Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М.: Прогресс, 1985. – 288 с.


Особенности творчества.

Основные особенности творчества Стендаля – аналитичность и правдивость, точность. Он написал первый по-настоящему психологический реалистический роман, где очень глубоко, подробно и, главное, очень правдиво, точно описал все противоречия сложной человеческой души. Его главная цель не взволновать душу читателя, а именно проанализировать, понять, что происходит в душе и почему. Этим его творчество и ценно.

Стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова, его черты: точность, краткость, простота, сдержанность. В этом Стендаль полная противоположность Гюго (немудрено, что они друг друга не любили).
Творчество.

Среди всего написанного Стендалем наибольшее значение имеют новелла «Ванина Ванини» (1829), романы – «Красное и чёрное» (1830) и «Пармская обитель» (1839).

Роман Стендаля «Красное и чёрное» (1830) - лучший роман Стендаля – первый великий европейский реалистический роман. На многих он производит сильное впечатление, его стоит прочитать. В этом романе Стендаль глубоко, подробно и, главное, правдиво, точно описал сложные противоречия человеческой души.

Действие происходит в конце 1820-х годов, в эпоху Реставрации, которую Стендаль ненавидел. Общество, в котором действует главный герой Жюльен Сорель, описано автором с явным презрением. В нём царит стяжательство, корысть, лицемерие, подлость, зависть, ненависть ко всякой оригинальности, индивидуальной яркости, самостоятельности мысли, господствующие классы – дворяне и богатые буржуа – смертельно боятся повторения революции и потому никакого свободолюбия, никакой свободы слова не допускается. Главное, чтобы никто не выделялся. Огромную роль в этом обществе играет религия, священники очень богаты, они нужны государству, чтобы держать народ в слепом, невежественном повиновении перед властью. Потому в обществе царило ещё и ханжество, лицемерное благочестие и религиозность. Чёрный цвет – цвет одежды католического священника – стал мрачным символом этого общества.

Жюльен Сорель вступил в конфликт с этим обществом. Он – личность необыкновенная, оригинальная, яркая, он не похож на большинство. Прежде всего, он от природы наделён самостоятельностью мышления, он умён, храбр, страстен, необыкновенно целеустремлён, у него необыкновенная память (он выучил наизусть Новый Завет по латыни), наконец, он был красив. Но самые важные его качество – благородство, соединённое с огромной гордостью, небывалым чувством собственного достоинства. Благородство у него выражается прежде всего во врождённой неприязни ко всякого рода подлости, низости. Он стремится к успеху, карьере, славе. И он всего этого был по своим выдающимся способностям был достоин. Но доступ наверх ему был закрыт, так как он был всего лишь сын богатого провинциального плотника, почти случайно выучившийся читать. Вся книга о том, как Жюльен достиг своей заветной цели – занять высокое место в обществе.

Кумир Жюльена – Наполеон, человек, имя которого в эпоху Реставрации запрещено даже упоминать. Сорель мечтает о карьере, подобной наполеоновской. Он знает, что во времена революции и наполеоновских войн он смог бы легко отличиться и стать офицером, а то и генералом. Он человек той эпохи, эпохи войны, крови и сильных страстей. Его цвет красный. Таким образом, мы подобрались к смыслу названия романа, которое выражает основной конфликт: Жюльена и общества.

Но это был достаточно своеобразный конфликт, скрытый. Ненавидя это общество и большинство окружающих людей, Жюльен в этом обществе стремился сделать карьеру и ему пришлось не только скрывать свои истинные чувства, но и принять все законы этого общества, жить по ним, ненавидя их. Жюльен поневоле стал лицемером, приспособленцем, как и все. Но в его лицемерии и приспособленчестве нет низости и подлости, ибо по сути своей души он другой.

Жюльен понимает, что для него единственный реальный путь пробиться наверх в этом обществе - сделать карьеру священника, стать, например, епископом. Для этого он и выучил Новый Завет, не веря в бога. Демонстрировал свою память и благочестие так: просил открыть человека Новый завет в любом месте и начать читать любой абзац и он должен был продолжить. В своём небольшом провинциальном городке Верьере он становится одним из самых образованных, умных людей.

Начинается роман с того, что Жюльен стал домашним учителем у детей мэра провинциального городка, и вот один пример духовного превосходства Жюльена над этим мэром, дворянином, богачом, а также пример того, что такое благородство и что такое низость. Часть 1, глава 10: Однажды Жюльен зачитался и пропустил одно утро, не занимаясь с детьми, это обнаружил мэр и обидно отчитал Жюльена при жене и её компаньонке. На это Жюльен ему сказал:

— Сударь, неужели вы думаете, что со всяким другим наставником ваши дети сделали бы такие успехи, как со мной? А если вы скажете «нет», — продолжал он, не дожидаясь ответа, — так как же вы осмеливаетесь упрекать меня, будто я их забросил?

Господин де Реналь, уже оправившись от своего испуга, решил, что этот дрянной мальчишка неспроста позволяет себе такой тон, что у него, должно быть, навернулось какое-нибудь выгодное предложение и он собирается от них уйти. А Жюльен, теперь уже не в силах совладать со своей злобой, добавил:

— Я, сударь, проживу и без вас.

— Право, я очень огорчен, что вы так разволновались, — слегка запинаясь, отвечал г-н де Реналь.

Слуги были тут же, шагах в десяти: они оправляли постели.

— Не этого я жду от вас, сударь, — вскричал уже совсем рассвирепевший Жюльен. — Вы вспомните только, какими оскорбительными попреками вы меня осыпали, да еще при женщинах!

Господин де Реналь отлично понимал, чего добивается Жюльен; в душе его происходила мучительная борьба. И тут Жюльен, не помня себя от ярости, крикнул ему:

— Я знаю, сударь, куда идти, когда я выйду из вашего дома!

Услышав эти слова, г-н де Реналь мигом представил себе Жюльена в доме г-на Вально.

— Ну, хорошо, сударь, — промолвил он наконец, тяжко вздохнув и с таким видом, словно обращался к хирургу, решившись на самую мучительную операцию. — Я согласен на вашу просьбу. Начиная с послезавтра — это как раз будет первое число — я плачу вам пятьдесят франков в месяц.

Жюльен чуть было не расхохотался: он был до такой степени поражен, что всю его злобу как рукой сняло.

«Выходит, я мало еще презирал это животное! — подумал он. — Вот уж поистине самое щедрое извинение, на какое только и способна эта низкая душонка».

Дети, которые смотрели на эту сцену, разинув рты, бросились в сад к матери рассказать ей, что господин Жюльен ужас как рассердился, но что теперь он будет получать пятьдесят франков в месяц».

Для г-на де Реналя всё всегда сводится к деньгам, он не понимает, что человеческое достоинство выше денег.

Главное достоинство романа – подробный психологический анализ. На протяжении всего романа Жюльен жил в постоянном напряжении, вынужденный подавлять свои истинные чувства и скрывать мысли. Его огромное честолюбие не давало ему вести себя естественно, так, как хочется. Боязнь показаться смешным или трусом, а также стремление выглядеть опытнее, смелее, умнее, чем он есть, заставляли его разыгрывать несвойственные ему роли. Самый яркий пример: только ради возвышения в собственных глазах (о том, что связь с женщиной – это нечто возвышающее в общественном мнении, он узнал из книг о Наполеоне) он затеял ухаживать за красивой женой мэра, детей которой учил, и разыгрывал с ней роль опытного ловеласа, бесстрастного победителя женских сердец. Однажды он заметил, что она отдернула руку, когда он коснулся её и поставил себе целью взять её за руку и удержать. Ему было 18 лет, госпоже де Реналь - 30. Ему было очень страшно, он целый день был сам не свой, а вечером исполнил задуманное. Через некоторое время он ночью пришёл к ней в спальню и неожиданно легко добился всего, но не благодаря своему якобы донжуанскому напору, а потому что она сама давно была в него влюблена. Его истинная любовь к ней возникает позже. Они начинают встречаться чуть ли не каждую ночь.

У госпожи де Реналь трое детей, ей 30 лет, а впервые полюбила она лишь сейчас Жюльена. Самое тяжёлое для неё то, что она глубоко и по-настоящему религиозна: прелюбодеяние, измена – для неё великий грех, её ждёт ад, в который она верит буквально. Но не совершать этот грех она не может, так велика её любовь (причём, изображена она как чистейший, простодушный, высоконравственный человек). Вот её слова. «Я великая грешница, и прощения мне нет… я осуждена на вечную муку. Но в глубине души я не раскаиваюсь. Если бы всё началось сызнова, я бы опять согрешила» (1.19). «Я тебя люблю… Нет, нет… я тебя обожаю, … жизнь началась для меня с той минуты, как мы с тобой увиделись; … в самые безумные дни моей молодости я не представляла себе, что можно быть такой счастливой, какой я была благодаря тебе;… я пожертвовала ради тебя жизнью, … своей душой» (1.20).

Во 2 части Жюльен оказывается секретарём у богатейшего маркиза де Ла Моля в Париже. В него влюбляется дочь маркиза Матильда.

Очень интересно описаны противоречия человеческой души в любви Жюльена и Матильды. Матильда была девушкой необычной, экзальтированной, она любила всё необычное, романтическое, она считала, что настоящая жизнь была в средние века, когда благородные рыцари совершали подвиги во имя прекрасных дам, это было время истинного благородства, мужества, любви и приключений. Она очень гордилась своим древним дворянством, тем, что её предки участвовали в крестовых походах, тем, что её предок Ла Моль, живший в 16 веке, был любовником королевы Марго, и пошёл за эту любовь на плаху, ему отрубили голову, а после казни она взяла его голову своими руками и похоронила её. Именно это очень нравилось Матильде, она мечтала о чём-то подобном.

Матильда влюбилась в Жюльена именно как в оригинального сильного, благородного человека, отличающегося от всех, кто её окружал. Но у неё был «чудовищный характер». Её любовь и восхищение им очень быстро сменились ненавистью и презрением. Её огромная гордость не могла вынести того, что она отдалась человеку низкого происхождения. Кроме того, как только он проявлял к ней нежные чувства, показывал свою слабость, она его начинала презирать. Эта ситуация сильно напоминает ситуацию описанную в комедии Лопе де Вега «Собака на сене»: графиня влюбилась в собственного секретаря, но позволить себе с ним связь не может. На мгновение Матильда снова восхитилась Жюльеном, когда он схватил шпагу и чуть её не убил, оскорблённый тем, что она назвала его первым встречным (вот это мужчина, вот это сила). Она провела с ним две ночи и бросила, а он, наоборот, в неё влюбился. А потом с помощью русского князя Коразова Жюльен разработал целую систему мероприятий, которые должны были вернуть любовь Матильды. Первое и главное – нужно было вести себя с ней так же, как он вёл себя за неделю до их первого свидания, так как будто ничего между ними не было. Второе – он начал писать любовные письма её подруге, ухаживать за ней, чтобы вызвать ревность Матильды. В конце концов, Жюльен понял: чтобы удержать любовь этой девушки, ей нельзя показывать свою любовь к ней, нужно быть её бесстрастным господином, держать её в постоянном страхе разлуки. В 29 главе 2 части описано, как Матильда обнаружила, что её подруга, знатная замужняя дама г-жа де Фервак, тоже пишет ему письма, но он их даже не распечатывает, поскольку на самом деле совершенно к ней равнодушен. Матильда здесь ненавидит его за плебейскую наглость, с которой он смеет так относиться к знатной даме и одновременно сгорает от ревности и любви, любви, которая основана только на её ревности и на холодности Жюльена:

«- Ах, вот как! - вскричала она вне себя. - Вы не только поддерживаете с ней близкие отношения, вы еще презираете ее, - вы, ничтожество, презираете госпожу де Фервак!

- Ах! Прости меня, душа моя, - вдруг вырвалось у нее, и она упала к его ногам. - Презирай меня, если хочешь, только люби меня! Я не могу жить без твоей любви!

И она без чувств рухнула на пол.

"Вот она, эта гордячка, у моих ног!" - подумал Жюльен».

В конце концов, Матильда выходит за Жюльена замуж и убеждает отца принять этот брак, и тот сделал своего зятя богачом, дворянином, полковником. В 23 года Жюльен достиг почти всего, чего хотел, и не выдержал такого испытания. Его душа очерствела, он стал высокомерен сверх всякой меры, думал лишь о продолжении карьеры, о своём будущем сыне.

Но вдруг всё рухнуло. Маркиз де Ла Моль получил от госпожи де Реналь письмо, где она под влиянием своего духовника, священника, видно, в порыве религиозного раскаяния, ложно представила Жюльена как подлого, корыстного совратителя, который через женщин делает карьеру. Маркиз расторг его брак с Матильдой. Жюльен, ослеплённый местью, едет в Верьер, стреляет в госпожу де Реналь, им движет оскорблённое честолюбие. Его сажают в тюрьму, и он ожидает казни за покушение на убийство дворянки (она лишь легко ранена). И здесь с ним происходит душевный переворот, этот выстрел избавил его самого от бешеного честолюбия, и даже от любви к Матильде, она идёт ради него на всё, жертвует своей честью, а он с удивлением обнаруживает, что равнодушен к ней, но с удовольствием вспоминает о г-же де Реналь, любит её. На суде его должны были оправдать, этого добилась Матильда подкупившая всех, кого можно было подкупить, но он произнёс такое последнее слово, что его осудили: «Итак, я заслужил смерть, господа присяжные. Но будь я и менее виновен, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом». Главным присяжным, которые его судили, был господин Вально, подлец, вор, взяточник, давний личный враг Жюльена.

После суда к нему в камеру стала приходить го-жа де Реналь (которая уже давно раскаялась в своём поступке, лживом письме), он почувствовал, что любит её больше всего на свете и, самое главное, что именно в любви заключается истинное счастье и смысл жизни, а не в карьере, богатстве, успехе, как он думал до этого. А потом ему отрубили голову, а через три дня умерла го-жа де Реналь, просто потому что не смогла больше жить.

Можно сказать, что на самом деле ни Матильда его, ни он Матильду по-настоящему не любили. Любовь Матильды – это страсть к эффектам, он же был некоторое время влюблён в неё тогда, когда она его бросила, а потом всё кончилось.

Матильда тоже была хороша, но слишком много в ней было неестественного, наигранного, театрального, она была слишком тщеславна.

Главный смысл романа – прославление лучших, с точки зрения Стендаля, человеческих качеств: истинного благородства, возвышенности души, смелости, индивидуальной яркости, оригинальности и, конечно, воспевание истинной любви, страсти. Стендаль показал нам, какие люди на самом деле являются настоящими людьми: такие, как Жюльен Сорель, г-жа де Реналь и Матильда – три главных героя романа.

Последний роман Стендаля «Пармская обитель» далеко не шедевр, хотя многие литературоведы его расхваливают. В нём очень мало «фирменного» стендалевского психологического анализа, зато много подробного описания многочисленных внешних событий, приключений героев. Слишком много. Эти приключения не увлекают, а скорее утомляют.

Но одна из сцен романа стала особенно знаменита и сильно повлияла на нашего великого писателя Льва Толстого. Это очень странное описание знаменитой битвы при Ватерлоо – с точки зрения ничего не понимающего в происходящем 17-летнего главного героя Фабрицио, который увидел только незначительный краешек сражения, зато он увидел страшную, прозаическую, грязную изнанку войны, совсем не то, что через 20 лет опишет Гюго в «Отверженных». Это первое реалистическое описание войны такой, какая она есть на самом деле, какой её видят рядовые солдаты и офицеры. Оно не захватывает так, как описание Гюго, оно не очень интересно, но оно правдиво. Стендаль первый написал правду о войне. Толстой в своих довольно многочисленных описаниях войны (начиная с Севастопольских рассказов) идёт по следам Стендаля. В учебнике (под ред. Засурского и Тураева) приведены слова Толстого о влиянии на него Стендаля (185 с.). Благодаря Стендалю Толстой понял войну.

Кроме художественных Стендаль написал много книг иного рода, из коих наиболее интересно и полезно большое (200 с.) эссе «О любви» (1822) – это подробный психологический анализ этого чувства. Надо сказать, что у писателя был большой опыт в этом деле – он любил много раз, хотя не был ни разу женат. И тем не менее он не был Дон Жуаном. В последней главе эссе он сравнивает два типа – Дон Жуана и Вертера (главного героя романа Гёте «Страдания юного Вертера»), т.е. любовь физическую и духовную, и, безусловно, отдаёт предпочтение Вертеру. Вертер во много раз более счастлив: меняя любовниц каждые три месяца и добиваясь от них лишь одного, Дон Жуан лишает себя гораздо более глубокого и яркого наслаждения настоящей, более длительной любовью, того необыкновенного восторга, который доступен только истинно влюблённому. Чем дольше любовник добивается своей цели, тем больше его счастье. А в счастье главное не количество, а качество. Лучше любить один раз, но по настоящему, чем иметь 200 любовниц. Тем более, что главная цель любовника – не физическая близость сама по себе, а способность получать максимальное наслаждение от каждого мгновения любви. «В любви обладание – ничто, а способность наслаждаться – всё». «Возлюбленная, которую желали три года – поистине возлюбленная в полном значении этого слова; к ней приближаются с трепетом, и я должен сказать донжуанам: мужчина, который трепещет, никогда не скучает».

Оноре де Бальзак (1799-1850).


Частица «де» перед фамилией (если фамилия начинается с гласной, то просто «д» через апостроф – д’Артаньян) во Франции означает принадлежность к аристократии, дворянству. Но Бальзак не был дворянином. Его дед был простым крестьянином. Бальзак самовольно начал подписывать свои произведения с частичкой «де», ибо это было его заветной мечтой - стать дворянином, он был тщеславен, он хотел славы, богатства, очень любил роскошь. Почти до конца жизни ему не удавалось расплатиться с долгами, хотя зарабатывал он своими произведениями очень много (больше, чем кто-либо из его современников), ибо тратил он ещё больше.

Подгоняемый мечтой о славе, стремлением рассчитаться с долгами, а также своим бурным, весьма эмоциональным темпераментом, Бальзак писал буквально день и ночь, для поддержания работоспособности постоянно пил крепчайший кофе, чего в конце концов не выдержало сердце, умер он от сердечной болезни.



Раздвоенность личности и мировоззрения.

Мировоззрение Бальзака было очень традиционно. Он был католик, проповедовал в своих произведениях религию, христианскую мораль: смирение, альтруизм, доброту, совесть, супружескую верность, крепкую семью. Бальзак обличал эгоизм, эгоистические страсти, наслаждения, к которым стремятся большинство людей в капиталистическом обществе. Основной причиной наблюдаемого им упадка нравов писатель считал атеизм, упадок религиозной веры. «Достигнуть правдами и неправдами земного рая роскоши и суетных наслаждений, превратить сердце в камень, а тело изнурить, ради обладания преходящими благами, как некогда претерпевали смертельные муки в чаянии вечных благ, - такова всеобщая мысль. Когда учение это перейдёт от буржуазии в народ, что станется со страною?» - пишет Бальзак в романе «Евгения Гранде».

Таково было мировоззрение Бальзака, но он никуда не мог деть свою собственную страстную, любвеобильную, жадную до всяческих наслаждений натуру, не мог её победить, да и не хотел. Как мы уже знаем, он очень любил славу, роскошь – не самые христианские стремления. Также он был большой любитель женской красоты. Он пользовался своей писательской славой, и вступал в многочисленные связи с замужними женщинами (которые, кстати, сказать, часто принадлежали к высшей аристократии и были старше его – например, первый роман у 22-летнего Бальзака был с 45-летней дамой), и всё это видно в его произведениях, в ярких, эмоциональных описаниях светских наслаждений, страстей, которыми автор явно увлечён.

Нельзя назвать это сознательным лицемерием, это было естественным раздвоением личности, с одной стороны, он на сознательном уровне проповедует традиционные нравственные ценности, с другой стороны, бессознательно, в соответствии со своей натурой, оправдывает эгоистические страсти и т.д. И то, и другое было у Бальзака вполне искренне.


«Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.

Все произведения, написанные Бальзаком за 20 лет (всего 98, 74 из них романы, остальное – повести и рассказы), складываются в единый огромный цикл под названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте). Бальзак поставил себе грандиозную задачу - отразить, как в зеркале, всё современное ему французское общество, а через него и всё человечество, потому такое название. Он стремится описать все социальные слои, профессии, характеры, типы французского общества, от министров и богатейших банкиров до крестьян и нищих. Каждому социальному явлению должна быть посвящено хотя бы одно произведение. В 1844 году Бальзак составил подробнейший план «Человеческой комедии» - список всех уже написанных и будущих произведений, названия и приблизительное содержание. Всего 144 названия (успел 98).

Произведения цикла не являются продолжением одно другого, чаще всего они не связаны сюжетно, в каждом из них свой законченный сюжет, но все они описывают один и тот же мир, одну и ту же Францию, выдуманную Бальзаком, как две капли похожую на реальную. Там действуют одни и те же герои (переходящие), только в одном романе они главные герои, а в другом второстепенные. В разных романах описаны разные эпизоды из их жизни.

Все классические произведения актуальны, но произведения Бальзака особенно, поскольку он описал общество, очень похожее на наше, он показал скрытую сущность капиталистического общества, где главную, решающую роль играют деньги, практически всё зависит от них. Бальзак объективно показал, что деньги, с одной стороны, действительно дают наслаждения, благополучие. С другой стороны, они разрушают душу человека, убивают в людях лучшие человеческие качества – доброту, совесть, искренность, способность любить и т.д.


Творчество.

Итак, самые лучшие, самые интересные, самые значимые произведения Бальзака.

Роман «Шагреневая кожа» (1831) – не самый интересный для чтения, но важный и интересный по сюжетной ситуации. А ситуация автобиографическая – провинциал в Париже, дошёл до последней степени нищеты и отчаяния, собирается покончить жизнь самоубийством, но тут к нему сказочным образом попадает волшебный предмет (редкий случай прямой фантастики у Бальзака) – кусок шагреневой, т.е. ослиной кожи, который автоматически исполняет все желания владельца, но есть маленький нюанс: с каждым исполненным желанием кожа уменьшается, и когда она совсем исчезнет, владелец умрёт. Сначала Рафаэль как типичный эгоист и гедонист (человек выше всего ценящий наслаждение) по полной программе наслаждается, но, заметив, что жизнь его стремительно уменьшается, испугался и постарался жить, ничего не желая. Это ему, конечно, не удалось и он умер.

Несомненно, Бальзак хочет доказать, что исполнять все свои желания, интенсивно наслаждаться, испытывать сильные эмоции, прожигать жизнь – значит, разрушать, убивать самого себя. И наоборот, чем меньше человек испытывает сильных эмоций, чем больше он сохранит нервов, тем дольше он живёт.

В произведениях Бальзака часто встречаются два типа людей: прожигатели жизни и бесстрастные долгожители.

В центре знаменитого рассказа «Гобсек» (1830) – старый ростовщик Гобсек типичный долгожитель, который специально бережёт себя. Это одно из воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Живёт он крайне скудно, а между тем сказочно богат. Ему не нужна роскошь, он извлекает свою выгоду из стремления к ней других. Он даёт деньги под огромные проценты самым богатым и знатным дворянам Франции, и упивается своей властью над ними. Дворяне умеют только тратить, но не умеют зарабатывать. Тратить им приходиться очень много, поскольку чем выше социальный статус человека, тем больше он должен тратить. Ездить в каретах, жить в замках, содержать слуг, носить дорогие наряды, давать балы и т.д. Гобсек заработал свои деньги своими руками, он был пиратом, работорговцем и т.д. И теперь он держит в своей власти гордых дворян, которые не могут во время расплатиться с долгами. В глубокой старости Гобсек сходит с ума, превращается в Плюшкина.

Ему противопоставлен образ прожигателя Максима де Трая, молодого красивого мерзавца, у которого, по выражению Гобсека, вместо крови в жилах течёт грязь. Он живёт тем, что влюбляет в себя богатых женщин и разоряет их семьи, роскошно живёт за чужой счёт. В него женщины влюбляются потому, что он молод и красив, но главное: он умеет наслаждаться жизнью и давать наслаждение тем, кто рядом с ним. Поэтому он не боится обеднеть.
Роман «Отец Горио» (1834) многими нитями связан с «Гобсеком». Этот роман я смело могу рекомендовать вам для чтения. Он в целом хорош, а в конце вообще производит очень сильное впечатление.

Бедный провинциал в Париже, Эжен де Растиньяк открывает для себя, каков на самом деле высший свет и вообще какова, так сказать, «взрослая» жизнь – циничная, бессердечная, бессовестная. Её главный закон – закон джунглей – каждый за себя, выживает сильнейший. Хочешь добиться успеха – иди по головам; чтобы не быть раздавленным, нужно самому давить других и т.д. А он очень хочет успеха и богатства и вынужден решить «проблему мандарина»: «как бы ты поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае какого-нибудь старого мандарина (чиновника) и благодаря этому сделаться богатым». Ведь какая разница годом раньше или позже умрёт какой-то тебе не известный старик, своё уже поживший, а зато у молодого человека появиться возможность не убивать лучшие годы на учёбу и работу, а насладиться жизнью вовремя. Он должен всего лишь дать согласие на смерть неизвестного ему человека и сделаться богатым. Здесь можно увидеть то зерно, из которого вырос роман Достоевского «Преступление и наказание». Параллелей масса: Растиньяк - бедный студент, у которого в провинции осталась семья в первую очередь любящие его мать и две сестры, у которых он выпрашивает деньги на приличную одежду; скрывающийся преступник Вотрен, который ему предлагает «операцию», расписывает ему его жалкое будущее, если он останется честным тружеником, и предлагает ему стать выше законов и морали, стать человеком «высшего порядка», приводя в пример Наполеона. Друг Растиньяка Бьяншон, честный студент-медик, предупреждает, что такие мысли могут привести на каторгу.

Растиньяк в конце концов отказывается от предложения Вотрена, но скорее потому что он ему лично не симпатичен, к тому же у него возникла возможность пробиться в высший свет – через красивую любовницу. Растиньяк – родовитый, но бедный дворянин, он имеет доступ к знатной и влиятельной виконтессе де Боссеан, в круг которой мечтает проникнуть Анастази де Нусинген, вторая дочь Горио, которая замужем за банкиром Нусингеном, богатым, но не принятым в высшем свете. Анастази мечтает через Растиньяка попасть к виконтессе де Боссеан, а Растиньяк рассчитывает, что статус любовника красивой женщины, муж которой очень богат, сделает его заметным и соблазнительным для других более значительных женщин и девушек, женитьба на одной из них сделает его богатым. Его связь с Анастази – это взаимовыгодная сделка, хотя самому Растиньяку кажется, что он влюблён.

Наиболее ярко бессердечие света показано в истории жизни отца Горио, которую наблюдает Растиньяк, Горио - богатый купец, наживший своё состояние не очень честно. Больше всего на свете он любит двоих своих дочерей, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, исполнял все капризы, выдал замуж одну за графа (именно её разорил Максим де Трай в «Гобсеке»), другую за банкира, дал за обоими огромное приданное. Но вскоре после замужества они стали стыдиться своего неотёсанного, простого отца, вспоминали о нём, только когда им были необходимы деньги на развлечения и любовников. А он был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал всё, окончательно обнищал. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной из дочерей, но тут неожиданно приходит вторая и говорит, что ей нужна крупная сумма денег, иначе её ждёт позор и нищета. У Горио разрывается сердце от того, что он не может помочь, старик готов на всё: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливы. У него не выдержало сердце и он умер в полной нищете, на похороны дочери не явились.

Замечателен роман «Евгения Гранде» (1833), в нём описана ужасная история молодой девушки, жизнь её погубил её собственный отец, богатейший делец, папаша Гранде, невероятно скупой, миллионер, обрёкший свою семью почти на полуголодное существование в мрачном, холодном доме. Он выдавал своей жене и дочери ограниченное ограниченное количество дров и свечей для жизни, всё держал под своим контролем, каждый расход записывал в свою книгу. Папаша Гранде и не думал отдавать дочь замуж, не выводил её в свет. Она ему была нужна как бесплатная служанка, а кроме того, платить приданное он не хотел. Евгения безропотно подчинялась всем велениям отца. На каждый день рождения отец ей дарил золотую монету, это были «её» деньги. Но в любой момент он мог сказать: «Доченька, пойдём посчитаем твои деньги». И она должна была показать ему её деньги. И не дай Бог, если оказалось бы меньше, чем нужно! Был бы скандал. Без разрешения отца эти деньги тратить категорически запрещалось.

Когда Евгения влюбилась в Шарля, молодого человека, у которого ничего не было, отец запретил их брак. Шарль решает уехать в Индию заняться там торговлей, они уговариваются, что когда он разбогатеет, то он за ней приедет и возьмёт замуж. Но дл того, чтобы доехать до Индии и начать торговлю, нужны деньги сейчас. И Евгения решилась на маленький бунт протии отца, и это для неё равносильно бунту против бога. Без спроса она отдала Шарлю все подаренные отцом деньги. Отец жестоко её наказывает, несколько месяцев она сидит под домашним арестом, в собственной комнате на хлебе и воде. Потом папаша Гранде смягчился, и всё у них пошло по-прежнему.

Более 10 лет Евгения смиренно ждала своего Шарля. Но он изменил. Вернувшись во Францию, он женился на другой, дворянке. Шарль в Индии изменился, деньги его сделали бессердечным. После смерти отца Евгения стала фантастически богата, но абсолютно несчастна: деньги ей не нужны, она ждала счастья, любви, и не дождалась, судьба её обманула. В конечном итоге можно сказать, что это деньги сломали ей жизнь: скупость и бессердечие отца и Шарля.
Очень известен роман «Утраченные иллюзии» (1842), лучшая его часть – часть вторая «Провинциальная знаменитость в Париже». Этот роман мог бы стать центральным, главным произведением Бальзака, если бы был написан более сжато и чётко, более совершенно в художественном плане. В романе слишком много разнообразных фактов, событий, персонажей, за которыми трудно следить.

Роман более подробно описывает искушение молодого провинциала в Париже: Люсьен, мечтает о добытых честно славе и богатстве, но когда оказалось, что ради этого нужно долго и нудно работать и жить почти в нищете, Люсьен предпочёл более быстрый и простой путь продажного журналиста. Позабыв про совесть, он богат и счастлив. Но скоро настаёт расплата, вчерашние дружки-журналисты, завидовавшие его таланту, сговорились его уничтожить. И вот он нищ, его возлюбленная – заболела и умерла. Чтобы её было на что похоронить, Люсьен пишет весёлые, похабные кабацкие песенки на заказ – прямо в комнате, где лежит тело умершей.

Важнейшая часть романа – описание грязной, неприятной правды о скрытой изнанке журналистики, издательского и театрального дела. Газеты были в 19 веке единственным средством массовой информации, именно газеты формировали общественное мнение, а журналисты обладали огромной властью, именно от них напрямую зависели доходы от продаж новых книг и выручка от новых театральных представлений – от того, как журналисты оценят их, расхвалят или раскритикуют. Поэтому издатели и директора театров предпочитали платить влиятельным журналистам за нужные статьи, угождать им во всём, а журналисты охотно писали заказные статьи. «Мы торгуем словом и живём этой торговлей», - говорит один из них. В этом мире вообще всё продаётся и покупается. У каждой молодой актрисы был пожилой покровитель, который, пользуясь её благосклонностью, содержал её и обеспечивал успех спектаклей с её участием, покупал журналистов, нанимал специальных людей - клакеров, которые во время спектакля начинали первыми хлопать и увлекали весь зал, создавали спектаклю успех. Конкуренты данного театра нанимали клакеров, чтобы, наоборот, освистать спектакль, провалить его. Также в этом мире нередок шантаж, когда журналист вынуждает богатых раскошелиться, иначе грозит напечатать те или иные компрометирующие материалы.


Каталог: portal -> docs
docs -> Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии
docs -> Балалыкина Эмилия Агафоновна (род. 11 1937, Ленинград) Образование
docs -> Учебно-методическое пособие по курсу «Минерагения» Казань 2017 ’79 (47+57) (083. 75) Печатается по решению
docs -> Расшифровка механизмов регуляции генов сериновых протеиназ бацилл 03. 02. 03 микробиология
docs -> Отчет о проделанной работе в рамках программы сотрудничества с компанией вр
docs -> Боос Галина Арведовна (род. 28 1940, г. Маркс Саратовской области) Образование
docs -> Язык документов, связанных с русско-восточными взаимоотношениями XVII века: жанрово-стилистический, историко-лексикологический и лингвографический аспекты 10. 02. 01 русский язык
docs -> В. В. Радлов основоположник российской тюркологической науки
docs -> Пример оформления материалов синорогенные псаммиты: основные черты литохимии


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет