М. К. Тажибаев Социально-культурное развитие Казахстана (20-30-е гг. ХХ века): исторический анализ Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской



жүктеу 96.63 Kb.
Дата08.11.2017
өлшемі96.63 Kb.
түріПротокол

М.К.Тажибаев

Социально-культурное развитие Казахстана (20-30-е гг. ХХ века): исторический анализ


Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области.

В протоколе заседания коллегии Семиреченского областного отдела по национальным делам о записи у народных акынов образцов народной поэзии от 4 января 1919 года записано: «В Верненском уезде в настоящее время насчитывается 13 акынов первой группы и этих-то акынов отдел полагает для указанной выше цели созвать на 20 января. Таким образом, коллегия постановила: 1) созвать по Верненскому уезду на 20 января 1919 года в г. Верном 13 акынов и пригласить трех писцов: Хусаина Тайтелинова, Миндеке Даниярова и Бейсембая Умбетпаева; 2) выдавать акынам и писцам суточных по 25 руб., проезд же их оплатить по действительной стоимости; 3) подыскать для акынов и писцов помещение; 4) предложить всем уездным отделам мобилизовать по уездам акынов и пригласить к ним писцов в нужном количестве».1 Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа.

В суровых условиях развивалась и культурно-массовая работа в селах и казахских аулах. Григорий Попов пишет статью в «Вестнике Семиреченского трудового народа» 28 января 1919 года: «19 января в с. Михайловском (Тургень) Верненского уезда служащими местных учреждений при участии некоторых граждан михайловцев был поставлен спектакль с благотворитель-

––––––––––––––––––––

Тажибаев Махмуд Калиевич – кандидат исторических наук, доцент...

тельной целью. Шла комедия Островского «В чужом пиру похмелье». После спектакля были исполнены несколько народных песен. Вот это первая деревня, устраивающая спектакли с культурно-просветительной целью, с нее должны брать пример другие деревни. А интеллигентным людям, преступно бездействовать и не считать своим долгом давать духовную пищу темному деревенскому обывателю и не просвещать его. Театр – храм, школа жизни, дающая благородную пищу алчущим правды и света благоразумия. Театром можно найти могучее средство притянуть к свету самую отсталую, самую темную часть деревни и тем вывести ее в круг важной общественной работы».2 Таким образом, театр стал одним из методов и орудий агитации и пропаганды советской идеологии, угодной для большевистского руководства.

«23 марта 1919 года в советском городском театре состоялся спектакль, устроенный союзом рабочих графических искусств. Была поставлена пьеса М.Горького «На дне».3

В приказе Реввоенсовета Семиреченской области от 25 ноября 1919 года было записано: «Согласно положению Туркестанской красной власти в г. Верном, а также во всех уездах области все увеселительные места, как-то: театры, кинематографы, клубы, цирк и пр. с 13 ноября с.г. переходят в ведение подотдела внешкольного образования при областном отделе народного образования. Приступить немедленно же к учету и распределению артистов-профессионалов и любителей, находящихся в г. Верном, мобилизовав необходимые силы для создания единого Советского театра, от которого и должна исходить инициатива по организации театров в г. Верном, так равно в уездах и селах области».4

7 апреля 1920 года в городе Петрапавловске была поставлена на сцене местного народного театра комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».5

14 июля 1920 года в городе Петропавловске был проведен концерт классической музыки, посвященный исполнению части музыкальных произведений гениального русского композитора Антона Рубинштейна.6


13 и 14 ноября 1920 года в селе Екатериненском Петропавловского уезда в народном театре был поставлен спектакль в 3-х действиях «Наталка-Полтавка». Поставленный спектакль дал сбор 6640 руб., из которых пожертвовано 3000 руб. Бойцам Южного фронта, а остальная сумма 3640 руб. сдана в культпросвет.7

26 декабря 1920 года в городе Верном в советском театре была поставлена опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин».8 Роль Татьяны исполнила Калиновская, а Евгения Онегина сыграл артист Горский, арию Ленского пел артист Пермской оперы Байдаренко.

30 декабря 1920 года музыкальный отдел Наркомпроса КАССР в адрес губернских отделов искусства направил отношение с поручением собирать различные сведения о народном искусстве Казахстана.9

На учет должны были быть взяты лица, работающие в области искусств, без различия возраста, пола, вероисповедания, национальности и подданства. В срочном порядке на учет записывали всех проживающих на территории республики работников искусства: артистов драмы, оперы, оперетты; скульптуров, архитекторов, музыкантов, певцов, танцоров как профессионалов, так и любителей, работников кинматографов, фотографов, бутафоров-реквизиторов, парикмахеров-гримеров, портных-костюмеров, театральных плотников и театральных электротехников.10

В мае 1921 года в Семипалатинске театральная работа велась в двух городских театрах имени Свердлова и имени Луначарского. В театре Луначарского ставились в апреле 1921 года следующие пьесы: «Великий коммунар», «Ревизор», «Власть тьмы». Всего было поставлено 18 спектаклей, которые просмотрело 9 540 человек зрителей. В мае ставились пьесы «На дне», «Таланты и поклонники». Всего 17 спектаклей просмотрели 9 010 человек. В театре им. Свердлова в апреле и мае были поставлены «Юная буря», «Их четверо», миниатюры, «Смерть Коперника». Всего 33 спектакля, число зрителей 11 550 человек. Кроме того, велась театральная работа в уездных городах – в Усть-Каменогорске, Зайсане и Павлодаре. С начала мая 1921 года функционировал цирк. В Семипалатинске в апреле было поставлено 4 сеанса, в мае – 24 сеанса. В Семипалатинске работала одна музыкальная школа, число учащихся 100 человек и 23 кандидата.11

В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.

В протоколе заседания коллегии Наркомпроса КАССР об организации при Академическом центре комиссии по просмотру литературных произведений, установления терминологии и орфографии казахского языка от 10 октября 1922 года постановили: «а) Существующее при Академическом центре бюро киргизских литераторов переименовать в научно-методическую комиссию по разработке форм киргизского языка и просмотру литературных произведений, в составе: председателя комиссии – председателя Академического центра, заместителя председателя комиссии – председателя Главполитпросвета, секретаря комиссии – сотрудника-методиста для киргизских школ и члены: представители обкома РКП и Кирпрофбюро».12

9 августа 1923 года на заседании Президиума ЦИК КАССР было присвоено А.В.Затаевичу звание народного артиста республики, а также постановили издавать его труды, выдать премию в размере 1000 рублей золотом.13 12 марта 1924 года в государственном театре г. Кустаная была поставлена опера Гуно «Фауст».14

27 декабря 1924 года Семипалатинским отделом Русского географического общества провел юбилей 20-летия со дня смерти Абая Кунанбаева. Здесь исполнялись песни-стихотворения композитора-певца и поэта Абая Кунанбаева. 29 декабря 1924 года в театре им. Луначарского отделом был устроен литературный вечер на киргизском языке в честь Абая, на котором член Семипалатинского отдела Русского географического общества М.Ауэзов сделал доклад о поэте. Друг Абая с юности казахский поэт Кокбай Джаматаев делился воспоминаниями об Абае. «В целях увековечивания памяти Кунанбаева отдел постановил: 1.Переиздать напечатанные произведения Абая, включив в этот сборник неизданные статьи Кунанбаева в прозе (афоризмы, педагогические и философские статьи, думы Абая – его личные переживания). 2. Издать сборник статей о Кунанбаеве. 3. Просить местхоз о переименовании Солдатской улицы в улицу имени Абая Кунанбаева. 4. Провести честование поэта и по школам».15 Имя Абая Кунанбаева популярно и в настоящее время. Произведения Абая изданы на иностранных языках многих государств. Имя Абая Кунанбаева известно всему миру.

В апреле 1925 года в Париже была организована Международная выставка художественной промышленности. Для этой выставки были собраны «необходимые экспонаты, характеризующие киргиз: кибитки с полным ее оборудованием, изделия кустарей, паласы, башкуры, кошмы, ткачество, предметы из кожи, чии и пр.».16 Программа парижских концертов из творчества народов СССР дважды демонстрировалась перед московскими зрителями в 1925 году. А.В.Луначарский отправил в адрес Семипалатинского губоно телеграмму: «Срочно прошу выяснить и сообщить, согласен ли певец-киргиз Амре Кашаубаев, проживающий в г. Семипалатинске, Восточная улица, квартал 78... принять участие в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже при условии оплаты дороги, содержания и гонорара за выступления. Срок занятости с 15 июня по 15 июля».17

Рекомендовал Амре А.В.Луначарскому для выступления в Париже опять-таки А.В.Затаевич. Затаевича поразил голос певца – чистый и сильный, звучавший легко и непринужденно. Затаевич встречался со множеством талантливых певцов, но такого слышал впервые. Недаром казахи говорили: «Когда Амре поет, жаворонки слетаются его слушать».

В июне 1925 года в Париже в составе делегации советских артистов выступил А.Кашаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Советские артисты в различных театрах Парижа дали 11 концертов, на которых Амре Кашаубаев исполнял песни: «Ағаш-аяқ», «Дударай», «Қара-торғай», «Қызыл бидай», «Үш дос» и др.

26 июня 1925 года в газете «Правда» был напечатан отзыв на концерт из творчества народов СССР в Москве: «Прекрасный концерт! Истинный «гвоздь сезона», если угодно – башкирский курайчи Исенбаев, киргизский анши (певец) Амре Кашаубаев, узбекская танцовщица и певица Тамара Ханум, армянское инструментальное трио Сукиасов, Харибекшвили и Кахуров – подлинные народные артисты союзных республик. Их «примитивы» не уступают по художественной высоте творчества и исполнения лучшим номерам европейских виртуозов, а если сравнить «орудия производства», то и побивают рекорд: какими скромными средствами достигают они потрясающего эмоционального и эстетического воздействия на слушателя!».18

25-31 июля 1925 года в газете «Парижский еженедельник» (г. Париж) отзывались на выступление Амре Кашаубаева в концерте из творчества СССР в Париже: «Неделя русского этнографического искусства в зале «Комедия» отличается от тех концертов, на которых нам обычно приходилось бывать. Мы увидели зрелище в высшей степени интересное, мы услышали странную и захватывающую музыку Туркестана, Украины, Урала и Кавказа в ее нетронутом примитивном виде. В то же время в ней нет ни гармонических, мелодических искажений, ни перемешивания звука, что нарушило бы своеобразный их характер. Песни киргизов, башкир, великороссов исполнялись певцами с их подлинными интонациями и музыкальные пьесы на настоящих самодельных инструментах. Киргизский певец Амре Кашаубаев, аккомпанируя своему гортанному и гибкому голосу на национальном инструменте – домбре исполнил волнующие песни своей страны... За всем этим чувствовалась страстная нежность, которую питают к своей Родине все эти трогательно искренние артисты, приехавшие в Париж поведать о своем народном творчестве».19

Кроме Амре Кашаубаева большую известность получили акыны и музыканты Ж.Жабаев, К.Дзербаев, И.Байзаков, Т.Амренов, Н.Байганин, О.Шипин.

В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А.Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" – плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал «500 казахских песен и кюев». В примечании к сборнику «500 казахских песен и кюев» Затаевич писал: «Кашаубаев – пока единственный из казахских певцов, которому довелось выступать за границей, а именно: летом 1925 года – в Париже, а годом позже – во Франкфурте-на-Майне». В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей.

Академик Б.Асафьев в своем письме, написанном А.В.Затаевичу 21 июля 1925 года с выходом в свет сборника «1000 песен казахского народа», выразил свое мнение: «Дорогой Александр Викторович! ...Труд ваш колоссален, по затрате энергии, неутомимости и нечеловеческого упорства – он поистине эпический. Я внимательно просмотрел большую часть песен. Их свежесть, мотивная логика, закономерно-органическая структура и мелоса, и орнамента, наконец, их ритмическая многообразность и интонационное богатство – все это вклад в фольклор, вклад надолго неизбывный для исследователя».20

8 октября 1925 года в газете «Советская степь» была опубликована статья о создании драматического театра в городе Кзыл-Орде. Сюда ехала труппа, сформированная из 20 крупных квалифицированных работников искусства. Режиссером и художественным руководителем труппы был приглашен заслуженный артист КАССР Дмитрий Александрович Летковский. Ответственным директором был назначен Бурин, работавший во многих советских театрах и проявивший себя прекрасным администратором».21

В декабре 1925 года в Алма-Ате была проведена первая художественная выставка картин на полотне, организованная союзом Рабис в честь 5-летия Казахстана На выставке имелось более 100 картин художников: Шмелева, Козлова, Хлудова, Бострема и др., посвященных почти исключительно жизни и быту Казахстана. Фигурировали отделы: этнографическо-бытовой, революционный и пейзажный. Эту выставку картин посетило 3500 человек. Часть картин была продана на месте.22

27 января 1926 года Хаджи-Мукану Мунайтпасову было выдано удостоверение Главполитпросветом Наркомпроса КАССР. «Выдано настоящее клубно-художественным подотделом политпросвета КНКП тов. Хаджи-Мукану в том, что ему, как обладателю колоссальнейшей физической силы, дается право выступления на аренах цирков, на ярмарках и всех других местах массового скопления публики на территории Казахской республики в качестве демонстранта показательных номеров своей физической силы, что подписями и приложением печати удостоверяется».23



До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М.Ауэзов, Ж.Шанин, С.Кожамкулов, К.Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3.Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.
ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Государственный архив Алма-Атинской области, ф. 489, оп. 1, д. 32, л. 25.

2 Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.): Сборник документов и материалов. – Т. І. Алма-Ата: Казахстан, 1965. – С.468-469.

3 Там же. С. 469.

4 ЦГА РК. Ф.154, Оп. 1, Д. 8, л. 61.

5 Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.)... С. 470-471.

6 Там же. – С. 471.

7 Там же.– С. 472.

8 Там же. –С. 473.

9 ЦГА РК, ф.81, оп. 1, д. 89, л. 34.

10 Там же.

11 Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.)...–С.475-476.

12 ЦГА РК, ф.81, оп. 1, д. 319, л. 77.

13 Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.)...– С.477.

14 Там же. С. 478.

15 ЦГА РК, ф.81, оп. 1, д. 996, л. 61.

16 Там же, д. 1015, л. 19.

17 Культурное строительство в Казахстане (1918-1932 гг.)...– С.480.

18 Там же. – С. 481.

19 Там же. – С. 482.

20 Там же. – С. 481.

21 Советская степь. – 1925. 8 октября.

22 Там же.– 7 декабря.

23 ЦГА РК, ф.81, оп. 1, д. 1136-а, л. 130.


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет