Махлойкет



жүктеу 120.9 Kb.
Дата07.02.2019
өлшемі120.9 Kb.
түріЗакон

И. Коган

Махлокет в творении, в жизни, во мне.
Махлокот (споры, размолвки, раздоры) существовали всегда и вызывали накал невиданных страстей. Так на заре человечества спор между Каином и Эвелем закончился для обоих братьев фатально. Людям всегда было и есть что делить. Поэтому махлокот неизбежны. Вольно или невольно человек оказывается втянутым в конфликт. Как вести себя в подобной ситуации?

Мы знаем, что бывает спор лешем шамаим – во имя Небес, ради истины. Человеку лестно считать, что уж он-то сражается за правду. А как на самом деле? В жизни чёрное и белое перемешаны, разобраться непросто. Личный интерес в споре,- а он, как правило, в той или иной мере присутствует, – только преграда на пути к истине.

Оставив в стороне частное, обратимся к общей причине. Для этого мы начнём с разногласий не между людьми, а внутри самого человека . В каждом из нас такое разногласие присутствует – таков замысел Творца. «Предписала Высшая Мудрость, что будет человек соединён из двух противоположностей: из нешамы (души), разумной и чистой, и гуф (тела), земного и мутного. Так что каждая из них будет склонять в силу своей природы в свою сторону: гуф- к материальному, а нешама- к разумному. И оказываются они в состоянии войны между собой...» (Дерех аШем 1:3:2). Победа или проигрыш в сражении в руках человека, ведь он наделён правом выбора. Поэтому «в его власти усилить в себе телесность или духовность» (Санхедрин 99б). «Если человек следует за тем, что видят его глаза и просит сердце, то нешама, вместо того чтобы очистить и возвысить гуф, причиняет себе вред и тонет во тьме. И, наоборот, если преодолеет тягу к ра (злу) и свернёт с путей суетных на путь Торы и заповедей, нешама возобладает над гуф и очистит его» (Даат твунот 78).

Человек сотворён по образу и подобию. И, значит, в существовании Самого Всевышнего можно обнаружить два качества, противоположные друг другу и являющиеся прообразами нешамы и гуф. Мудрецы отмечают две стороны в Его управлении миром: «освещение лица» и «сокрытие лица». Рамхаль поясняет: «Два эти качества - качество создания светом («освещение лица») и качество создания без света (имеется в виду убавление света, «сокрытие лица») - порождены тов-благом Всевышнего и, соответственно, его сокрытием... Гуф и все его пути - плод сокрытия лица, а нешама и её свойства - плод освещения лица Всевышнего» (там же).

Нижний мир и бытиё Творца взаимосвязаны. На земле от человека зависит ход сражения между нешамой и гуф. Более того, он в состоянии влиять на два качества Всевышнего, являющиеся прообразами нешамы и гуф. «Если человек позволяет своему гуф властвовать на нешамой, Создатель отвечает ему мерой за меру и скрывает от него Своё лицо. Иначе происходит с человеком, который подчиняется власти нешамы. Ему Всевышний открывает Своё лицо, поднимает его так высоко, что он становится подобным ангелам-серафам, превосходящим ангелов-служителей (там же). «Заслужить» сокрытие лица несложно: именно так мы, в основном, и живём. Достичь уровня праведности, вызывающего освещение лица Всевышнего – удел единиц. Отчаиваться, тем не менее, не стоит, ибо в сокрытии лица есть градация, чей уровень в наших руках.

Человек подобен не только Творцу, но и творению. Из чего это следует? Очень просто: человек сотворён по образу и подобию Творца. Из Его же бытия произошло и творение, в котором, как и в человеке, нашли отражение Его высокие качества. И поскольку человек и творение имеют один и тот же корень и, к тому же, скроены в согласии со свойствами этого корня (качествами Создателя), то, естественно, они имеют общие черты. Махлокет не исключение. Ясно, что конфликт между нешамой и гуф определяет линию жизни человека. Подобно этому, махлокет внутри мироздания играет ключевую роль в движении человека от Адама до Машиаха.

Суть любой махлокет в делении на две стороны, находящиеся в состоянии конфликта .Эта суть возникла во второй день сотворения мира: «... да будет свод посреди вод и будет он разделять между водами» (Берешит 1:6). Итак, образование свода означает разделение. В результате его возникли две части: верхние воды и нижние. В каком отношении они находятся между собой: в согласии или противодействии? Зоар (Берешит 17а) разъясняет скрытый смысл: верхние воды – это сторона правая, хэсед (благоволение), а нижние воды - сторона левая, гвура (разделение, закон). Устремления хэсед и гвуры не совпадают. Качество хэсед - всепрощение, ниспослание шефы (влияния) любому, даже злодеям, не заслуживающим её. Гвура, со своей стороны, не даёт ничего лишнего, только то, что заслужил, причём, даже праведников наказывает за малейший просчёт.Значит, свод разделил мир на две части, каждая из которых тянет в свою сторону. Второй день - день сотворения махлокет.

Ясно, что вода под сводом отстоит от верхней точки творения дальше, чем вода над сводом. Чем дальше от верха, тем меньше света, – это тоже понятно. И поэтому гвуре сопутствует сокращение света, и шефа посылается ею в ту или иную часть творения в строгом соответствии с тем, сколько той части причитается, не больше. Сокращение света - это конфликт со светом, точнее, с качеством хэсед, которому присуща щедрость в распространении света. Возможно, по этой причине в Зоар гвура (левая сторона) обозначена как инициатор махлокет.

Сужение света допускает разные степени. На какой-то ступени сокрытие лица достигает уровня, отмеренного для формирования гуф. И ещё: сужение света предполагает раздробленность – для одного объекта столько, а для другого столько. Гуф представляет собою совокупность органов, идея раздробленности в нем налицо. В этом подтверждение того, что гуф порожден гвурой. Природа нешамы иная – она едина. Попадая в гуф, она объединяет разрозненные органы в единую систему - живого человека. В этом смысле она напоминает качество хэсед, освещение лица. Оказывается, что одни и те же силы творения - хэсед и гвура, - вступившие в махлокет, являются корнями для гуф и для нешамы, определяющими махлокет в человеке. Перед нами один из примеров подобия человека Творцу.

К чему приведёт дальнейшее убавление света? Наступает момент, когда его совсем мало, на этом этапе возникает геином (ад), вотчина ра (зла). В Зоар сказано, что Всевышний сотворил геином во второй день. Геином - производная от гвуры.

Всё сказанное позволяет по-новому оценить спор между Корахом и Аароном, который, как будет показано, затронул устои мироздания. Корах - из колена левитов, которому мудрецы соотносят гвуру. Аарон – из коаним, с ними соотнесён хэсед. Корах посягнул на привилегию коаним – совершение жертвоприношений. Как следствие, в верхних сферах гвура атаковала хэсед, что согласуется с общим принципом: инициатор махлокетгвура. Моше-рабейну связал конфликт между людьми с верхними слоями творения. Там он обнаружил силу, примирившую гвуру и хэсед. Значит, и на земле можно прийти к соглашению. Что это за сила? На неё указывает третий день сотворения мира (Зоар, Берешит 17а).

Понять это трудно. Но обратимся к простому прочтению текста. «И сказал Элоким: Да порастит земля поросль: траву семяносную, плодовое дерево, дающее плод по виду его...» (Берешит 1:1). Чтобы семя дало росток, надо посадить его в землю и поливать водой. Земля, как учат мудрецы, производная гвуры, а дождь (шефа) – от хэсед. Мы видим, что в третий день два качества - хэсед и гвура – перестали конфликтовать, но действовали сообща, так что появились плоды их совместных усилий.

Вернемся теперь к махлокет Кораха. Мекубалим отмечают, что нешама Моше-рабейну происходит от силы верхнего мира, соответствующей третьему дню творения. Зная об этом, Моше попытался привести стороны к согласию. В чём он увидел основу примирения? В том, что в первый день был момент, когда гвура и хэсед не конфликтовали. Об этом сказано так: «...да будет свет, и стал свет...» (Берешит 1:3). יהי אור (да будет свет) – это про хэсед, ибо אור (свет) – это и есть освещение лица. ויהי אור (и стал свет) – это тоже про свет, но здесь добавлена буква ו (вав). По форме вав напоминает трубочку, по которой свет из высшего мира спускается в нижний. Проводя свет, трубочка в то же время сужает его. А это свойство гвуры. Однако в данном случае буква вав и יהי אור (стал свет) соединены. Указывает это на то, что гвура не конфликтует с хэсед, но подчинена ему, является его проводником, трубочкой для поступления света.

Получается, что в первый день гвура находилась в подчинении у хэсед, во второй день отделилась, встав в оппозицию, а третий день привёл к тикун (исправлению), к достижению согласия. Идея тикун – устранение изъяна посредством установления связи с корнем. Сила третьего дня устранила махлокет второго дня, вернув мир к его началу, корню, то есть, к первому дню. Исходя из этого, Моше-рабейну попытался склонить Кораха подчиниться Аарону и ограничиться местом, предписанным его колену законом Торы. Корах же не внял голосу разума, но решил идти в конфликте до конца. Согласно верхней расстановке сил, это означало усиление противостояния гвуры по отношению к хэсед. Но чем дальше от хэсед, тем меньше света света несёт в себе гвура. А в конце маячит геином, где света почти не осталось. Верхний сценарий зримо реализовался в развитии событий на земле: «И раскрыла земля (гвура) уста свои и поглотила их и их домочадцев , и всех людей Кораха, и всё имущество. И сошли они со всем им принадлежащим живыми в преисподнюю (геином - нижняя точка гвуры)...» (Бамидбар 16:32).



Зоар указывает на причину упрямства Кораха: «Не захотел Корах примирения в этом споре, потому что не вёл его во имя Небес, не пекся о Славе Всевышнего...» Мысль, на первый взгляд, проста, не из тех, которые заставляют остановиться и призадуматься: а что же имеется в виду? На самом деле, не всё в ней столь очевидно. Когда говорят о споре не во имя Небес, что за этим стоит? Наличие личного интереса, будь то материальное благо или почёт, или желание заработать награду в грядущем мире, или ещё что-то... Но если единственный движущий момент спора – выяснение истины, тогда этот спор во имя Небес. Таков обычный, вполне приемлемый подход к вопросу. Неясно, правда, при чём тут Небеса, и какое отношение к этому имеет Слава Всевышнего, на которую ориентирует нас Зоар?

Обратим внимание на последующие слова цитируемого отрывка: «Ослабил Корах творение...» Земной спор не во имя Небес Зоар связывает с негативным воздействием на творение. Спор во имя Небес производит обратный эффект, и мы ожидаем услышать, что он приводит к укреплению творения. Но, вместо этого, говорится о Славе Всевышнего. Как это понять?

Дистанция между Творцом и нами чрезвычайно велика. Чувствами и даже разумом до Него не дотянуться. (Можно испытывать чувства по отношению к Нему, но не чувствовать Его Самого). Можно ли славить Того, о Ком не имеешь представления? Славить, конечно, можно, но это будут слова, лишённые реального содержания, общие высокие фразы. Например: восхищаться р. Моше Файнштейном нетрудно, но истинное восхищение переживает тот, кто дни и ночи напролёт изучал сфорим, созданные этим великим мудрецом.

Творец пожелал, чтобы мы славили Его по существу, то есть понимая , что стоит за произносимыми словами. Для этого Он проявил Себя в созданном с этой целью творении и сотворил человека, способного разглядеть эти Его проявления. Так природа нешамы отлична от законов видимого мира. Тем не менее, наблюдая её проявления в гуф, мы отмечаем разницу между человеком и животным, после чего, с полным на то основанием, можем воздать должное нешаме. Подобно этому, через творение мы в какой-то степени приближаемся к Творцу.

Каждая вещь или явление на земле имеет прообраз, корень в мире верхнем. В силу этого поступки людей могут влиять на верхний этаж творения. Воздействия являются позитивными или негативными. Тикун преобразует соответствующий ему участок так, что тот способен вместить в себя больше света (шефы), чем прежде. Приток шефы от Всевышнего к этому участку и есть Его проявление в творении, т.е. Его Cлава. Получается, говоря о махлокет во имя Небес, утверждающем Славу Всевышнего, Зоар имеет в виду спор, участники которого стремятся прийти к исправлению творения. Это больше, чем добраться до истины. В противоположность этому махлокет не во имя Небес расшатывает творение.

Связать земной спор с его корнем по силам лишь профессионалу в области сокрытого. Однако Рамхаль (Адир бамаром), ссылаясь на Зоар, отмечает, что одного знания для этого мало. Необходим особый, очень высокий уровень служения Всевышнему. Лишь тогда к человеку приходит сила, связывающая его с небесами. Моше-рабейну отвечал этим критериям, поэтому он смог за конфликтом людей увидеть битву, развернувшуюся наверху. Не обладающий подобной силой не сумеет вести спор во имя Небес на столь высоком уровне.

Степень воздействия на сокрытое зависит от духовного уровня участников махлокет. Чем выше человек, тем значимее исправление или разрушение. В то же время, каждый из нас находится в поле негативных и позитивных сил, на которое оказывают воздействие наши дискуссии с другими, будь то домочадцы, соседи, сослуживцы, друзья, враги. На каком бы уровне ни шёл спор, следует избегать личного момента в конфликте. Личная заинтересованность в споре сопряжена, как правило, с самоутверждением. Человеку важна его котировка в чужих глазах. В этом обнаруживается его материальная природа, а она – от гвуры. Например, толчком к махлокет по вопросу Торы часто служит желание защитить свой взгляд на определённую проблему, не совпадающий с точкой зрения другого. Это вполне допустимо. Но может статься, что через несколько минут дискуссии «свой взгляд на проблему» из-за внутренного страха предстать в невыгодном свете (или по другой причине) теряет какую бы то ни было гибкость, трансформируется в железную точку зрения, которая дорога человеку, как собственное дитя. Страсти накаляются, и каждый в результате остаётся при своём. В чём польза подобного спора? Пусть его участники и не спустились в геином, как Корах, но пары геином их, скорее всего, коснулись, от чего определённо пострадал их внутренний мир.

Из сказанного не следует, что споры внутри Торы должны быть лишены эмоциональной окраски. Важно взвесить, чем вызван накал: идеей, которую считаешь истиной, или отстаиванием своей правоты. Грань весьма тонкая, и переступить её ничего не стоит. Вот что по этому поводу сказано в Зоар (17б): «Есть два вида махлокет: в начале и в конце. И путь цадиким таков: начало трудное (агрессивное), а конец спокойный (доброжелательный)». Об этом же говорит Талмуд: “ Сказал р. Хия бар Аба: Даже отец и сын, рав и талмид, вместе изучающие Тору, становятся врагами друг другу и не сойдут с места, пока не станут любящими друг друга» (Кедушин 30б). Агрессивность начала спора не обусловлена личным интересом, поэтому в конце наступает согласие. Начало махлокет продиктовано гвурой, а в конце побеждает хэсед. (Махлокет с идейными противниками имеет свои правила.)

Полезно во время дискуссии, с кем бы она ни велась, проверить в себе соотношение этих двух сил. Правило это включает и семейные раздоры. Муж, например, обнаружил некий изъян в их (не очень лёгкой) жизни. Причины изъяна, как ему представляется, кроются не в его, но в её природе. Начинается «поиск истины», а точнее, выяснение отношений. Это от гвуры, ибо она инициатор спора.

Очень возможно, что он прав, и она, увы, несовершенна. Такое бывает. Любопытно, что его задевает не всё множество её недостатков, а только тот, который ущемляет персонально его. Личный интерес подрывает объективность в «поиске истины». По его оценке он «сражается за правду», на самом же деле, подоплека «битвы» иная: стремление отстоять свое право, а точнее - себя самого. Властвует материальное начало, питающее гвуру. Ари-заль учил (Шаар маамарей Рашби), что поиск истины – во всестороннем взвешивании факторов, влияющих на событие. Объединение разрозненного- свойство хэсед. Отсюда правило: не будь подобен Кораху, веди спор во имя Небес, а именно: стремись не к отстаиванию «своей правды», а, как сказано в Зоар, к тикун, учитывающему и твою, и её природу. К этому не придёшь, пока не подчинишь (в себе!) гвуру хэсед.

Легко ли это? Всё зависит от внутреннего конфликта между гуф и нешамой. Доминируя, гуф пробуждает гвуру: нешама на заднем плане, хэсед -на задворках. Но если нешама во главе, а гуф подобен гостю, принимающему правила, установленные хозяином дома, тогда уже гвура на службе у хэсед. Тогда махлокет имеет хорошие шансы прийти к удачному завершению.

Удачное завершение, в чём оно состоит? Сказали мудрецы: «Результат махлокет во имя Небес будет устойчивым. Не во имя Небес - устойчивым не будет » (Авот 5:17). Результат - это итог спора. Смысл комментария Рамбама такой: ведущие спор с целью постижения истины придут к истине, и она не исчезнет, но станет всеобщим достоянием - «результат будет устойчивым».

Как объяснить смысл мишны, выходя за рамки рациональных представлений? Обратимся к Зоар: «Махлокет во имя Небес, как махлокет наверху: поднимается и не спускается, и существует должным образом. Это махлокет Шамая и Гилеля. Всевышний устраняет махлокет и соглашается с ними. Это махлокет во имя Небес... И так же было при сотворении мира» (Зоар 17б). Попробуем разобраться в этом довольно туманном высказывании, проследив смысл каждой его части в отдельности.

«Махлокет поднимается»: духовные величины Шамая и Гилеля таковы, что дискуссии между ними находили отклик на верхних эуровнях творения.

«Должным образом»: результат изменений наверху – тикун.

«Всевышний устраняет»: преобразование верхнего мира в руках Творца, люди – инициаторы изменения.

«Всевышний устраняет махлокет и соглашается с ними»: идея, отстаиваемая Шамаем, имеет прообраз наверху, так же и у Гилеля. Спор на земле приводит к конфликту верхних сил. Но поскольку дискуссия ведётся во имя Небес, то участники придут к истине (как писал Рамбам). Так же и в небесах: противостояние верхних сил перерастёт в согласие между ними. Причём это согласие явится прообразом истины, достигнутой на земле.

«Махлокет во имя Небес... и так было при сотворении мира»: всякое усилие во имя Небес в высоком смысле направлено на достижение тикун. Возможность этого была предусмотрена при сотворении мира, когда третий день привёл к согласию между хэсед и гвурой. Сценарий шести дней творения повторяется снова и снова при условии, что махлокет ведётся во имя Небес.

Вернёмся к мишне. Слова «Махлокет во имя Небес – его результат будет устойчивым» приобретают новый смысл. Ведь результат - это преобразование верхнего мира, которое никогда не исчезнет. Возникший там тикун, как отмечалось, позволяет Всевышнему утвердить Свою Славу, а она, вне сомнения, вечна.

В противоположность этому, махлокет Кораха – не во имя Небес – ослабил творение, опустил его в каком-то смысле. Что значит «опустил»? – отдалил гвуру от хэсед настолько, что нижняя часть творения – геином - вышла на поверхность. Тем самым, слова мишны «Махлокет не во имя Небес – его результат не будет устойчивым» допускают такую интерпретацию: то, к чему стремились участники спора, наверху успехом не увенчалось, никакого позитивного изменения не наметилось. В этом смысле, результата нет. Ущерб, к которому привел такой спор, - ущерб временный, исправимый. Слава Всевышнего вечна, а пары геинома навсегда исчезнут.



Мысль Зоар имеет прямое отношение не только к великим людям, но и к простым смертным. Каждый из нас в ответе за махлокет между гуф и нешамой. На нас лежит обязанность вести махлокет во имя Небес. Означает это следующее: подчинить гуф нешаме во всех его проявлениях. В этом желанный тикун. По мере продвижения в этом направлении материальное будет всё больше и больше проникаться духовным светом. Приток света нешамы в гуф служит аналогом проявления Всевышнего в творении. Тогда, как сказано в мишне Авот, результат махлокет будет устойчивым, а его основные плоды будут собраны в грядущем мире. Но если побеждает гуф, и духовные достижения близки к нулю, или, ещё хуже, оказываются в минусе, тогда, как сказано в мишне, результата нет. Придётся заново родиться и начать всё сначала.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет