Мастер-класс



жүктеу 326.57 Kb.
Дата15.08.2018
өлшемі326.57 Kb.
түріУрок

Мастер-класс
МБОУ СОШ №48 г. Белгород

учитель истории и обществознания: Долгова М.С.


Тема учебного занятия:

Технология развития критического мышления на уроках

истории России на примере изучения темы

«Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы»


Теоретическая часть

Теорию технологии развития критического мышления разработали американские педагоги ДЖ. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл посредством чтения письма. Данная технология известна в России с 1997г. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Концорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках пректа «Открытое общество». Сейчас данный проект реализуется в 29 странах мира и 6 российских регионах (Москва, С.- Петербург, Самара, Н.Новгород, Киров, Новосибирск).

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это активное и открытое мышление, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом определяется его отличие от мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей.

Важно заметить, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое мышление, и творческое развиваются в синтезе.

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед идеей выбора информации. Необходимо не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности.

Современная жизнь при этом устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не приобретательство, а созидание и сотрудничество.

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.


Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы


Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

1. Вызов

Направлена на вызов уже имеющихся знаний у учащихся по данному вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по данному вопросу, систематизирует информацию до получения новой информации, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка известной информации:

* рассказ-предложение по ключевым словам.

* систематизация информации в кластеры, таблицы, схемы

* выявление верных и неверных утверждений.

* перепутанные логические цепочки.


2. Осмысление

содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» материалу.

Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

* маркировка (инсерт)

* ведение записей типа двойных дневников

*поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока




3. Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предложениям. В которые вносятся изменения, дополнения, даются творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» и «старую» информацию, используя знания, полученные на стадии осмысления.

* Заполнение кластеров, схем, таблиц.

* Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

* Ответы на поставленные вопросы

* Организация устных и письменных круглых столов.

* Организация дискуссий

* Написание творческих и исследовательских работ по отдельным темам.






Проект урока
1 этап. Мотивация. Постановка проблемы
Дискуссия: Что на ваш взгляд двигает власть к началу проведения государственных реформ?
Вопросы, направляющие учащихся в момент дискуссии (вопросы могут быть сформулированы менее прозрачно, в зависимости от уровня подготовки учащихся):
* Может ли наличие кризисного состояния тех или иных сфер жизнедеятельности

общества являться импульсом к реформам?



* Могут ли различного рода противоречия и конфликты социальных групп общества стоять за реформами ?

* Может ли реформа выступать, как социально-экономический и политический вариант трансформации общества, необходимый для предотвращения дестабилизации системы?
Вопрос урока: Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?
2 этап. Работа с понятиями
Монологическая речь учителя

Я думаю, что какие бы причины не двигали власть к реформам, всегда существуют социальные слои, более или менее заинтересованные в сохранении прежней системы, и слои, которые стремятся к её изменению, модернизации или даже разрушению. Борьба этих сил и определяет диалектику развития исторической эпохи через реформы или контрреформы. Давайте определимся в значении данных понятий.


Работа со словарем или под диктовку учащиеся записывают в тетрадь

Реформа – это франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, которое осуществляется мирным путем.
Самостоятельно определяют понятие контрреформа
Контрреформа – обычно являются следствием реформ. Способ разрешения общественных противоречий, порожденных реформами.
Российские модели реформ имеют ряд особенностей, которые можно выразить схематически:


Первоначальный импульс к реформе имеет внешний или внутренний характер.


Инициатор реформ: Глава государства или главное управленческое звено государства, осознающие необходимость перемен




Раскол общества и начало контрреформ.

Осуществление реформ административным путем в условиях борьбы сторонников и противников преобразований.

Половинчатость реформ

Незавершенность реформ

Социальный взрыв

Иногда эпоха какого-либо правителя включает цикл реформ и контрреформ одновременно, например: XVI век – эпоха Ивана Грозного.


3 этап. Изучение основной проблемы, формирование личной позиции
Мозговой штурм (Работа в группах): Опираясь на материал учебника, переложите теоретический материал параграфа на схему, указанную выше для этого разделитесь на группы:
Работа в группах

1 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1, определите начальный импульс к проведению реформ во времена юности Ивана IV.

2 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 2, определите инициатора реформ данного периода.

3 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1,2, определите сторонников и противников преобразований.

4 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 3, определите основные направления реформ.
Работа групп проверяется вслух.

Ответы учащихся

1 группа: начальным импульсом к проведению реформ стали: Распри вельмож-правителей, притеснения с их стороны в отношении крестьянства. Общие недовольства со стороны посадских людей, дворян, значительной части бояр и духовенства. Смена у власти боярских группировок, интриги и казни, расправы и разбои.

2 группа: инициатором реформ данного периода явился сам Иван IV и кружок придворных деятелей «Избранная рада»:Андрей Курбский, Алексей Федорович Адашев, Иван Михайлович Висковатый, Сильвестр, Дмитрий Курлятев и др.

3 группа: сторонниками реформ стали: члены «Избранной рады», посадские люди, дворяне, значительная часть бояр и духовенства.

Противниками реформ явились: часть боярства и духовенство (монашество).



4 группа: основные направления реформ:

* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления (губная реформа), укрепление военных сил страны (введение постоянных стрелецких войск).

* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.

* 1551 г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.

* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.
Сообщения учеников, которые заранее готовятся по заданной тематике (Тексты сообщений см. приложение 1):


Реформа системы государственных учреждений (приказы)



Военная реформа и ограничение местничества

Реформы «Избранной рады»



Принятие нового свода законов (Судебник 1550 г.)

Реформа местного управления и отмена системы кормлений



Церковная реформа

(Стоглавый собор 1551 г.)

Реформа налогово-финансовой системы

Какое значение, на ваш взгляд, имели реформы «Избранной рады»? В чьих интересах они проводились?

Учащиеся зачитывают вслух варианты ответов.


Работа с материалом статьи

Опричнина


Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.

А. Л. Юрганов



  • Что такое опричнина?

  • Чем опричнина отличается от всех других преобразований Ивана IV?

  • Какие элементы контрреформаторства вы можете вычленить из опричнины?

  • Какие известные точки зрения по вопросу «Характер опричнины» существуют в чем их суть? (в помощь стр. учебника 220 параграф 27 пункт № 1). Может быть, у вас есть своя точка зрения по данному вопросу?

Материал учебника по вопросу «Характер опричнины» может быть дополнен информацией из приложения № 1 по данному вопросу. В приложении № 1 приводятся различные точки зрения известных историков по проблеме «Характер опричнины».


4 этап. Итог занятия
Заполнение схемы: (индивидуальная работа)

Реформы и контрреформы Ивана Грозного.


Сферы деятельности:

* Внутренняя политика

* Экономика

* Социальное развитие





Реформы:

Контрреформы:

Результат:









Ответ:


Сферы деятельности:

* Внутренняя политика

* Экономика

* Социальное развитие



Реформы:

* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления

укрепление военных сил страны.

* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.

*1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.

* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.




Контрреформы:

* Разделение государства на земщину и опричнину, террор беззаконие и деспотизм.

* Произвольные реквизиции, гибель людей.

* Противопоставление «опричного двора» всему обществу, обращение всех подданных в холопов




Результат:

* Расстройство управления, политический кризис, конец династии Рюриковичей, Смута.

* Бегство населения и запустение многих территорий, отмена Юрьева дня в 1581г., экономический кризис.

* Социальный разлад и кризис, маргинализация общества, создание предпосылок для гражданской войны.















Вернемся к вопросу, который был поставлен перед вами в начале урока и ответим на него:

Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

Примерный ответ: (несоответствие состояло в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, опричнина создавала элементы разобщенности и децентрализации. В этом проявлялась её контрреформистская направленность, сложность, противоречивость и запутанность, которая и привела к упадку в социальной сфере, экономике, создала политическую нестабильность).

5 этап. Заключение.

Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 25, 27.

2. Проработать материалы документов к параграфу 25.

Приложение 1
Тексты Сообщений для учащихся: Реформы «Избранной рады».


  1. Реформа системы государственных учреждений (приказы).

В 50-60-гг. XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавляемые боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ вооруженными силами России. Поместный приказ – наделял землями служивых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими» людьми. Большой приход собирал налоги с населения.

Особое место в данной системе отводилось челобитной избе (приказу), которой руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные ( грамоты с прошением, доносом или просьбой) на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в качестве высшего контрольного органа в стране.




  1. Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.).

Судебник 1550г., заменивший старый кодекс Ивана III, был в лучшей степени систематизирован. Впервые в истории России вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над деятельностью наместников и волостелей. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и бояре. На местах же за судебными разбирательствами следили старосты и целовальники.

Документ подтверждал Юрьев день (В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян). К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) неделя до и неделя после Юрьева дня. А также уточнен порядок выплаты «пожилого» (возможность крестьянина перейти от одного землевладельца к другому. Данный налог значительно повысился, чтобы затруднить возможность перехода крестьян от одного феодала к другому.

Кроме того, согласно данному документу была ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов дворянских детей.


  1. Церковная реформа (Стоглавый собор 1551г.)

Стоглавый собор 1551 г. решения, которого были записаны в 100 глав текста (ответы на вопросы царя Ивана IV). Единому российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Ещё с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано также было исполнение религиозных обрядов. Предусматривались по укреплению дисциплины и нравственного облика духовенства. Была выделена отдельная глава о роли церкви в деле просвещения.


  1. Реформа налогово-финансовой системы

Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная ещё в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и выражалась через количественное выражение земельных площадей( десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.

В итоге главным объектом обложения стала земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.

Кроме обычных прямых податей и оброка широко практиковались целевые налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена). Раскладка и взимание податей проводилась земскими общинами посредством выборных окладчиков. Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком и собиранием налогов.
5. Реформа местного управления и отмена системы кормлений

В условиях неразвитого государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленый доход, вводился новый налог – «кормленый откуп», который распределялся между служилыми людьми.

Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVIв.). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагалась административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, её значение крайне велико в плане становления сословно-выборного представительства.
6. Военная реформа и ограничение местничества.

В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.

Военная реформа четка разделила Служивых людей на две категории. Служивые люди - лица, находившихся на государственной службе в Русском государстве. С середины 16 века делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, а так же служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей. Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины — бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки — должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей — отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские — дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну.

С отменой кормлений в 1555-1556 гг. было принято «Уложение о службе», установившее точный порядок службы для землевладельцев (вотчинников и помещиков). Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».

В XVI в. Феодалы в Московском государстве получали административные и военные назначения не по личным качествам и заслугам, а в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки. Это было серьёзным тормозом в условиях процесса формирования централизованных государственно-властных структур.

Дискуссии историков по вопросу: «Характер опричнины».

С.М. Соловьев как представитель «государственной школы» историков осуждал зверства опричнины и видел в них закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.

С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, бояре-землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против был нацелен опричный террор, конфискация их земель и раздача вотчин опричникам-дворянам.

А.А. Зимин и В.Б. Кобрин считали, что опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:

* Ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого. В результате опричных погромов были разорены земли Великого Новгорода, в результате чего город потерял элементы прежней независимости.

* Подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства (низложение и заточение в монастырь митрополита Филиппа Колычева, казни архиепископов Гермогена, Леонида и др.).

А.Я. Хорошкевич в её представлении опричнина – это временная мера, предпринятая царем с целью создания альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями ради популяризации в стране любой ценой Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства в России.

Детство и юность царя Ивана Грозного

Двадцатилетний брак великого князя Московского Василия III с Соломонией Сабуровой был бесплоден. Винить в этом только Соломонию нет достаточных оснований. Известный оппонент Ивана Грозного - изменник князь Андрей Курбский написал, что отец его врага Василий III искал знахарок и колдунов, которые помогли бы ему приобрести мужскую силу. В конце концов великому князю с помощью митрополита Даниила и покорной части духовенства удалось отправить законную жену в монастырь против ее воли и жениться на юной обворожительной литовской княжне Елене Глинской.

Свадьба состоялась в 1526 году. Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна. Однако, вопреки ожиданиям, она не имела детей ещё 3 года.



Василий III - отец Ивана Грозного


Этот промежуток доставил стареющему князю немало хлопот. И вот, наконец, Елена оказалась беременной. Какой-то юродивый Домитиан объявил ей, что она будет матерью Тита, широкого ума, и 25 августа 1530 года в 7-ом часу ночи действительно родился сын, названный затем Иваном. Пишут, что в ту самую минуту земля и небо потряслись от неслыханных громовых ударов. Но это было воспринято как добрый знак. Все города отправили в Москву послов с поздравлениями. Но царь после рождения сына прожил совсем недолго. Он умер в 1534 году, и власть перешла к Елене Глинской. В 1538 году и она скончалась, отравленная, как принято считать, крамольными боярами. Власть захватили бояре во главе с Шуйскими. Ивана воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении.

Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью. Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому. Особенно были ненавистны Иоанну князья Шуйские , захватившие власть после смерти великой княгини Елены. Устранены были князья Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский , пользовавшийся влиянием при Елене, сестра его, мамка Ивана, Челяднина, князь Иван Федорович Бельский , сведен с кафедры митрополит Даниил , противник переворота. Бесконтрольное распоряжение государственным достоянием, крайне невнимательное и оскорбительное отношение к маленьким великим князьям Ивану и Юрию характеризуют двухлетнее господство Шуйских.




Елена Глинская - мать Ивана Грозного


В 1540 году по инициативе митрополита Иоасафа , освобождены были князь Бельский, занявший место князя Ивана Шуйского, удаленного на воеводство, и удельный князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. В 1542 году - новый переворот в пользу Шуйских, в котором погиб Бельский, поплатился кафедрой митрополит Иоасаф, замененный архиепископом новгородским Макарием . Глава кружка, князь Андрей Михайлович Шуйский, устранял возможные на Ивана влияния со стороны не принадлежавших к кружку лиц в крайне грубых формах (расправа с Семеном Воронцовым во дворце на глазах Ивана). В 1543 году царь впервые показал свой характер, велев схватить главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году 13-летний Иван восстал против бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского, и с тех пор бояре начали бояться Ивана. Власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иване. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке, Иван книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти.

Венчание на царство Ивана IV Грозного

На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV.

Восстание против Глинских

Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар.



Митрополит Макарий


Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий.
    27-28 июня Москва по сути находилась в руках посадских людей, которые, возможно, "пытались даже создать какое-то свое управление городом" (Н.Е.Носов). 29 июня после убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. "Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой", - вспоминал позже царь. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации.

Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.


Жёны Ивана IV
Непростой была и личная жизнь царя. У Иоанна Грозного было семь жен, считая Василису Мелентьевну, с которой царь не венчался.

Первая жена, Анастасия Романовна Захарьина, родила шестерых детей и умерла в 1560 году.




В 1561 году Иоанн Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка Марии.




Третья жена, Марфа, дочь боярина Василия Собакина-Нагого, скончалась спустя 18 дней после свадьбы (1571 год).

Затем были:

Анна Алексеевна Колтовская (1572 год), заключенная в монастырь в 1574 году.

Анна Васильчикова (1575 год).


Василиса Мелентьевна (1579 год).

В 1580 году царь женился на Марии Федоровне Нагой, которая родила царевича Дмитрия. Тихая и кроткая Мария боялась за свою судьбу и судьбу своего ребенка: на ее памяти было убийство Иоанном в припадке бешенства своего старшего сына, наследника престола Иоанна Иоанновича (1581 год). Страх жены раздражал царя, и он хотел развестись с Марией и жениться на какой-нибудь иностранной принцессе.






СТОГЛАВ (1551 г.)
<...> О монастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты у них же о торговлях без пошлино. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри ем-лют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в день страшнаго суда? <...>


Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время <...> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <...> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <...> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. <...>


Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <...>

<...> В царствующем граде Москве и по всем градом <...> избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <...> и грамоте бы и чести и пета и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писата и пета и чести со всяким духовным наказанием. <...>
Глава 28. О книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писата с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <...> неисправленну книгу купит <...>, потому же возбраняли <...>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творита продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <...>


Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, <...> аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <...>


Глава 41.

<...> Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <...>

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворны, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчатася поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <...> О том <...> запрещата великим запрещением. <...>

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестидесяти и до семидесят человек, и по сто <...> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <...>

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыта, и каменья не разжигати. <...>



<...> Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские <...> — , и в те прелести ве-руючи многих людей от бога отлучают и погибают. <...>

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играта скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бита и песни сотонинские пета на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <...>



<...> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <...>
Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных крестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. <...>


Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <...> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <...> Имена их написати в синодик и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти. <...>


Глава 92. О игрищах еллинского бесования.

Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими игры <...> и песньми сотанинскими <...> и многими виды скаредными. <...>


Глава 98.

<...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <...> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том <...> слобожаном нашим запустети. А преже того твои <...> твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывали тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.
СУДЕБНИК 1550 г.
Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту1 даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет2; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду3, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск4, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взяти втрое5, а в пене что государь укажет.

4. А которой дьяк список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму.

5. Подьачей, которой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бита кнутьем. <...>

8. А имати боарину, и дворецкому, и казначею и дьяку в суде от рублевого дела6 на виноватом пошлин, кто будет виноват, ищеа7 или ответчик, и боярину, или дворецкому, или казначею на виноватом одиннатцать денег, а дьяку семь денег, а подьачему две денги; а будет дело выше рубля и ниже рубля, и им имати пошлины по росчету; а болши того им не имати. <...> А возмет боарин, или дворецкой, или казначей, или дьак, или подьячей, или неделщик8 на ком что лишек, и на том взяти втрое. А хто учнет бита челом на боярина, или на дьяка, или на подьячего, или на неделщика, что взяли на нем сверх пошлин лишек, и обыщется то, что тот солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да вкинути в тюрму. <...>

26. А бесчестие9 детем боярским, за которыми кормлениа10, указата против доходу, что на том кормление по книгам доходу11, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дета боарьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестна; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна; <...> а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму12 бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику13 бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестаанину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему14 или черному городцкому человеку молодчему15 рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывата за увечие, посмотря по человеку и по увечью.

61. А государьскому убойце, и градскому здавцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику16, ведомому лихому человеку, жывота не дати, казнити ево смертною казнью. <...>

64. А детей боарьских судита наместником по всем городом по нынешным царевым государевым жаловалным вопчим грамотам. <...>

72. А по городом наместником городских посадских всех людей промеж их судита, обыскивая по их животом и по промыслом и по розмету17: сколке рублев кто цареву и великого князя подать дает, по тому их, обыскивая, судита и управа чинита. А розметныя книги18 старостам и соцким и десяцким и всем и людем тех городов своих розметов земсково дьака руку за своими руками еже-год присылати на Москву к тем боаром, и дворецким, их казначеем, и к дьаком, у кого будут которые городы в приказе19; а другие книги розметные своих розметов старостам и соцким и десяцким тех городов, где кто живет, отдавати тех городов старостам и целовалником20, которые у наместников в суде сидят. И кто тех городов городцкие посадцкие люди учнут промеж себя искати много, не по своим животом, и про тех исцов сыскивати розметными книгами, сколко он рублев с своего жывота подати дает; и будет жывота ево столко есть, на сколко ищет, ино ему дата суд; а будет жывота ево сколке нет, и тех исцов в их искех тем и винити, а пошлины имати по Судебнику, а Цареве государеве пене велети дата на поруку да прислати к Москве ко государю. А городцким посацким людем искати на наместникех и на их людех по своим же жывотом и по промыслом и по розмету. <...>

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит. <...>

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу21, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит поддвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот22. А за повоз23 имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран24 два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выидет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен. <...>

92. А которой человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли взяти дочери; а не будет у него дочери, ино взята ближнему от его роду. <...>



98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати. <...>

УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА, 1550 г.
1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жиги в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семенов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвертой статье Васка Фуников сын Прончищев, а ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Федор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцом велел давати по 4 рубля на год.

Все служивые люди на Руси делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей.Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины — бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки — должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей — отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские — дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет