Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018/2019 учебном году для учителей русского языка



жүктеу 0.91 Mb.
бет1/5
Дата22.04.2019
өлшемі0.91 Mb.
түріМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ

ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ


г. Ставрополь, 2018 г.

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018/2019 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2018. – 65с.

Авторы-составители:
Бутенко Л.П., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14 г. Ставрополя

Дерр И.Ю., к.ф.н., начальник научно-исследовательского управления, доцент кафедры русского языка и литературы ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Иващенко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея
№ 14, г. Ставрополь

Кириченко О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 25, г. Ставрополь

Куликова И.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26, г. Ставрополь

Лубяницкая Е.А., учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 17, г. Ставрополь

Пешкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 25, г. Ставрополь
Редакционный совет:
Лаврова Н.А., первый заместитель министра образования Ставропольского края

Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Чубова О.Н., начальник отдела общего образования министерства образования Ставропольского края

Лагутина Е.В., директор МБОУ гимназии № 25, учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение




Направление «Отцы и дети»




Направление «Мечта и реальность»




Направление «Месть и великодушие»




Направление «Искусство и ремесло»




Направление «Доброта и жестокость»




Литература





ВВЕДЕНИЕ

Итоговое сочинение 2018-2019 учебного года
Методические рекомендации

Открытые тематические направления итоговых сочинений 2017-2018 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями:

«Отцы и дети»,

«Мечта и реальность»,

«Месть и великодушие»,

«Искусство и ремесло»,

«Доброта и жестокость»

В том же источнике приведены комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.

Предложенный в пособии материал не предполагает законченности мысли, а может служить лишь опорой для самостоятельного рассуждения учащегося.


Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть является итогом обучения позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что и воспитания в школе.

«Отцы и дети»

Официальный комментарий ФИПИ:

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».



Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Словарная работа:

Конфликт поколений – это концепция, отражающая социально-политический и идеологический смысл противостояния молодёжи устоям общества. Конфликт поколений выражается в глобальном возрастном противостоянии, взаимном непонимании. Конфликт, как правило, выходит за рамки отдельной семьи и становится содержанием отношений разных возрастных поколений

Конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем), связанных с рядом социальных явлений современности:

1. Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства.

2. Пренебрежение к прошлому: молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений, избыточные блага, но не избыточные заботы.

4. Различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, общество, обучение); социально-экономические изменения в стране.

Синонимы: состояние нерешительности, неуверенности, столкновение, противостояние сторон, коллизия, противоречие, разноречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение.

Эпитеты: бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый, необоснованный, непрестанный, несерьезный, нескончаемый

Афоризмы и высказывания известных людей:

  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

  • «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).

  • «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет» (Марк Твен).

  • «Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав» (Лоренс Питер).

  • «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало - своих родителей» (Альфред Конар).

  • «Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца» Неизвестный англичанин (XVIII в.).

  • «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей» (Василий Ключевский).

  • «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы» (Н.Карамзин).

  • «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (И Сократ).

Основные аспекты раскрытия темы.
Конфликты – неотъемлемая часть жизни любого человека. А уж проблема конфликтов отцов и детей, кажется, стара, как мир. Тысячи лет назад старшее поколение жаловалось на беспечность, малообразованность, цинизм и поверхностность молодежи. Так, надпись на древневавилонском глиняном сосуде ХХХ века до н.э. гласит: «Молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

На гробнице одного их египетских фараонов найдена похожая надпись, ней говорится о том, что непослушная и невоспитанная молодежь не может продлить великие деяния предков, создать великие памятники культуры и искусств и, без сомнения, станет последним поколением на земле.

С тех пор мало что изменилось. Проблема отцовства – одна из важнейших. Это проблема единства развития всего человечества. Смена поколений – процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимо творческое переосмысление, переосмысление на основе уважения к принципам предков. Необходимо понимать, что осознание человеком своих корней, своей глубокой связи с прошлым дает ему будущее.

В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.

В России XIX века сильнейшим социальным потрясением оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс своих отцов. «Потерянным поколением» станет оно в русской истории. «Толпой угрюмою и скоро позабытой» назовет его один из лучших сынов этого поколения М.Ю.Лермонтов («Дума»). Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено выпало:

И прах наш с строгостью судьи и гражданина

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом, –

предрекал поэт.



Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью – этому герою чуждо и недоступно. Потому и потянуло его к брату Николаю, столь непохожему на него, столь далекому от страстей и сфинксов. Павел Петрович греется около чужого маленького тихого счастья, около духовного благополучия брата. Он издали любуется невозможным для него самого патриархальным укладом жизни, где за любовью следует брак, где, горестно оплакав смерть жены, можно на закате жизни обрести не менее праведную вторую любовь и вновь создать семью, и вновь растить детей.

В Николае Петровиче Кирсанове воплощен тип человека «нормы», в нем сила устоя и традиции. Он – отец. И отец вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг как можно лучше. Его жизнь обыденна и внешне неинтересна, но глубинно правильна! Что дало ему силу не сломиться, выстоять после смерти горячо любимой жены? Что дает ему силу заниматься хозяйством, воспитанием сына? Что позволит сохранить чистоту и свежесть чувства, чтобы полюбить Фенечку, растить Митю, зачитываться Пушкиным, играть на виолончели, живо интересоваться нигилизмом и на новом уровне строить отношения с повзрослевшим сыном? Великая жизненная сила! Она постоянно обновляется в Николае Петровиче тем, что он ощущает себя не самодостаточной личностью, кружимой таинственными страстями, но сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений. Он поступает – как должно, живет – как заведено от веку. Усвоенные им традиции отцов и дедов создают некую схему человеческой жизни, которую каждый наполняет своим живым содержанием. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, как залог вечного обновления жизни.

Как истово исполняет Николай Петрович свой долг отца! Почему, доставив Аркадия в Петербург, остался с ним, отчего не вернулся в Марьино? Зачем так старается сблизиться с соучениками сына, читает книги, которыми увлекается Аркадий? Да потому, что его волнует не только материальное благополучие сына. Он занимается его духовным развитием, делает все, чтобы понимать новые увлечения молодежи, следит за современной жизнью.

У каждого молодого человека наступает период взросления, когда он стремится обрести себя, отвергнуть все былое во имя нового; когда жизнь, дела и верования отцов представляются наивными заблуждениями, а собственные мысли или идеи современных кумиров-ровесников кажутся высшими откровениями, истиной в последней инстанции. Это необходимый этап взросления, обретения самого себя. Необходимый – но очень тяжелый. Именно в этот момент отношения с родителями особенно напряжены, доходят до полного взаимонепонимания, взаимоотрицания. Так было и будет всегда.

К этому-то периоду и готовится исподволь мудрый Николай Петрович. Он как бы заново переживает с сыном этот проблемный возраст, готовясь достойно встретить грядущие трудности, чтобы не оттолкнуть Аркадия в слепой обиде на чужую молодость, поддержать его, помочь. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, он стал мудрым и любящим отцом. Любя и почитая брата, он ни на йоту не поддается его влиянию, идет своим собственным путем. Как достойно ведет он себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Поздняя его любовь к простой девушке несовместима с аристократическими понятиями Павла Петровича. Оберегая «принсипы» брата, Николай Петрович не женится на Фенечке, но строит жизнь так, что и она, и Митя чувствуют неустанную заботу любящего человека и отца. Он вступит в законный брак, когда поймет, что брата Павла это не оскорбит. А вот Аркадий постоянно находится под чьим-то влиянием: то родительским, то Базарова, то Одинцовой, то Кати. У него как будто и есть убеждения, но всегда оказывается, что эти идеи и принципы не его, а заёмные, чужие. Ах, как это важно иметь свои, собственные убеждения! От Аркадия остается удручающее впечатление: если «природа-мать» будет посылать миру таких сыновей «заглохнет нива жизни». Жизненный эмпиризм нуждается в свете мыслиновой мысли. Потому-то с таким интересом Николай Петрович присматривается и прислушивается к Базарову. Он терпит горькие обиды и все же испытывает к нему острое любопытство. Жизнь всегда ждет руководящей идеи, которую люди, подобные Аркадию, никогда не породят.



Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Николай Петрович, и осуществляют связь поколений. Именно они связывают воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, сохранив здоровые корни, передав своим детям простые и мудрые жизненные принципы.

Отец и сын Базаровы – особая тема романа. С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.

Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!

Что понимал Базаров в своих «стариках»? Они ли «недоразвились» до него или он не дорос до этих необразованных, простых людей, с их умением любить, с их понятиями о чести и нравственном долге?

С отцом Евгения связывают еще и общие занятия медициной. Но даже профессия не может их объединить: слишком высокомерно, презрительно относится сын к попыткам Василия Ивановича не отстать от века. Как только может, он показывает отцу, что познания его устарели, что профессиональный разговор с ним ему скучен. А ведь отец был первым его учителем в медицине, первым, кто направил его по избранному пути. Неуважение к отцу и к наставнику – большое ли то достоинство, даже если ученик пошел значительно дальше учителя? Отец прекрасно понимает, что интересы сына лежат в иной, нежели медицина, области. А ведь Базаров никогда не говорил с отцом о своих убеждениях, о жизненных целях! Уж такой ли отец не понял бы своего сына, если б тот только пожелал с ним общаться в ином тоне, кроме насмешливо-снисходительного! Откуда это взаимонепонимание, эта отчужденность между ними?

Можно вновь вспомнить о драме Павла Петровича, отвергшего путь отца, не создавшего ни Дома, ни потомства. О горьком его уделе – греться на старости лет у чужого счастья. Не умевший быть сыном не может стать отцом – такова судьба «героев времени». Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном – эти явления слишком взаимосвязанные. А с другой стороны – «герои времени» способны обновить жизнь, без них смена поколений оказывается лишь механическим повторением и ведет к вырождению. Такова философия жизни.

Загнанный в тупик Базаров все-таки вернется в родительский дом, спрячется в нем, как зверь в нору, от самого себя, от своей души. Чем глубже, чем умнее человек, тем тяжелее для него проходят периоды переоценки ценностей. Свое мировоззрение, свое понимание мира Базаров обретал ценой мучительных раздумий, до каждой истины доходил сам, не принимая готовых рецептов, выстраивал все с нуля. Ему стократ тяжелее перешагнуть через кровью добытые убеждения. Себя Базаров считал богом («Не Богам же… горшки обжигать!»), и теперь должен понять и принять мир с иными богами, мир, где ему уже не доведется так возвыситься в собственных глазах. Он изменился: ищет общества, бродит по огороду с отцом, помогает ему во врачебной практике. Начавшийся процесс сомнений в истинности его теории необратим. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. Смерть не озлобляет героя. Неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей, не помешать им искать утешение в религии. В нем просыпается сыновнее чувство. Какие бы люди не приходили в мир, как бы ни отрицали духовное начало, родительское начало, они уходят – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо – и безутешные двое у могилы сына. Только так продолжается жизнь.



Пути духовного сближения поколений.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

«Род человеческий развивается только в семье…». Лев Николаевич Толстой всегда считал, что склад психологии человека, его взгляды и судьба целого поколения во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. В семье, в семейной жизни видел писатель одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для Толстого - микрокосм человеческой общности, и важнейшей характеристикой героев его многочисленных произведений становятся отношения в семье.

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? К какому типу семьи примыкают Ростовы? Что значит для них родительский дом? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Какова этика этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери? Вот вопросы, на которые следует обратить внимание.

Л.Н.Толстой придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа-мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви. Она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.

Отличительные черты семьи Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, он добровольно заточил себя в имении. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «…сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен за свою дочь. «Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя». Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чувств других.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Любимые семьи Толстого объединяет то, что они противостоят Курагиным, Друбецким, Бергам. Эти люди недостойные. Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Безошибочным критерием служит их отношение к детям. И Элен, и фрейлина Шерер бездетны. Более того, их невозможно представить в окружении детей. Абсолютный эгоизм лишает их возможности материнства. И в отчетливом нежелании Элен иметь детей Толстой усматривает не только результат ее безнадежной испорченности, но и разумный ход природы, лишающий это чудовище женского, материнского начала. Ибо отношения с детьми у таких людей, как Элен, глубоко бесчеловечны. Члены семейства Курагиных связаны друг с другом смесью низменных инстинктов и побуждений. Мать испытывает к дочери ревность, отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи. Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически – и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Неутолимое тщеславие, абсолютный эгоизм, стремление к разрушению – вот раковая опухоль, пожирающая личность носителя, не защищенного от нее твердыми нравственными принципами.

Есть еще одна семья – идеальная по мысли Толстого. Это семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова. В этой семье Пьер – интеллектуальный центр. Духовная опора, ее основа – Наташа. Рождение и воспитание детей, забота о муже – великое дело, семейное созидание. Человеческая равноценность (не равноправие!) Пьера и Наташи – в этом Толстой видит гармоничность этого союза.

В романе «Война и мир» семья выполняет свое высокое назначение. Дом у Толстого – это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях они хранят простоту, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение друг к другу.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Алтын күз Атырау облысы Атырау қаласы Махамбет ауданы Алға орта мектебінің Шағын орталық топ
2018 -> Ысқақова Айнұр Жанболатовқызы, СҚО, Ақжар ауданы, Айсары ауылы, «Айсары негізгі мектебі»
2018 -> Қуыршақты шомылдыру
2018 -> Жарманың өнімдерінің құрамында
2018 -> Мектеп: №46 жобб мектебі Мерзімі: 5. 01. 2018ж №7 Мұғалім Митанова г сынып «Г» Оқушылар саны 12 Тақырып
2018 -> Сабақ тақырыбы: «Дәнекерлеудің мәні қызметі және түрлері»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет