Один триллион тенге пишем, 220 — в уме. Таков итог семимесячной работы Закона РК по возврату незаконно приобретенных активов.

Цифра была названа на заседании круглого стола «Возврат активов: поиск практических решений, юридические аспекты, международное сотрудничество и мировой опыт», прошедшего в Алматы 29 января.

Инициатором мероприятия выступил общественный фонд по возврату незаконно выведенных активов «Elge Qaitaru».

Капиталы любят счет

Забегая вперед, скажем, что сумма в 1 триллион тенге, возвращенная в собственность государства, показалась участникам круглого стола (правозащитникам, экономистам, публицистам и общественным деятелям), не столь объемной, как хотелось бы. Тем более что сегодня в уполномоченных органах говорят о намерении вернуть в казну 220 триллионов тенге.

Ермурат Бапи

Эти и некоторые другие цифры на заседании озвучил депутат Мажилиса Ермурат Бапи. Взял же он их из ответа уполномоченного органа на его депутатский запрос.

Так, в ответе содержатся следующие данные:

  • на сегодня возвращено активов на 1 трлн тенге;
  • 448 млрд тенге возвращены в казну в виде ценных бумаг;
  • возвращены в собственность государства 10 млн га земель, из них 3,4 млн га осваивается новыми хозяевами, которые приобрели земли через аукционы, 2,5 млн га заново распределены между гражданами;
  • в географическом аспекте 262 млн долларов возвращены из Лихтеншейна, 8,2 млн долларов – из Австрии, 15 млн долларов —  из ОАЭ, 2 млн долларов —  из Гонконга;
  • в разработку взяты 344 объекта движимого и недвижимого имущества, из них 131 находится в иностранной юрисдикции;
  • идет проверка активов на 220 трлн тенге, составлен операционный список.

Напомним, что Закон РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» президент Касым-Жомарт Токаев подписал 12 июля 2023 года. А 5 октября при Генпрокуратуре РК появился Комитет по возврату активов.

Конкретики по перечисленным цифрам нет . Результат ли они доброй воли олигархов, которых призвали «делиться по-хорошему», или реальной работы комитета – сказать сегодня сложно.

Бапи отметил, что информации о работе комитета в открытом доступе нет:

«Как мне объясняли в уполномоченном органе, работа идет в закрытом режиме, чтобы «не спугнуть» потенциальных фигурантов. Более того, у меня есть опасения, что сохранившийся старый бюрократический аппарат несколько дистанцирует президента от этой работы. Когда я на рабочей группе ставил вопрос, чтобы Комитет подчинялся напрямую президенту, большинство проголосовало, чтобы он подчинялся генпрокуратуре. К тому же, насколько я знаю, уже сейчас в работе Комитета наблюдаются проблемы в работе с иностранными юрисдикциями, и, вероятнее всего, уже этой весной генпрокуратура выйдет в парламент с предложением поправок в закон».

«Нагнуть» не получится
Канат Нуров

Кстати, о том, какими методами можно возвращать незаконно нажитое, мнения участников круглого стола разделились.

Экс-мажилисмен Канат Нуров, запомнившийся тем, что, будучи депутатом, потребовал начать расследование действий ответственных должностных лиц правительства на предмет их возможного группового сговора с Jusan Bank и иными банками по хищению государственных средств в особо крупном размере, считает, что сегодняшняя работа по возврату незаконных капиталов больше напоминает кампанейщину:

«Говорить надо о финансовых махинациях, и если они будут доказаны, возврат активов будет идти как следствие этого. Определить, какие активы законны, а какие незаконны, гораздо важнее, чем наше мнение  о том, что кто-то что-то должен обязательно вернуть. Правосудие будет гораздо важнее для экономики и государственного развития, чем просто возврат активов».

В противовес ему выступил общественный деятель Санжар Бокаев.

Он полагает, что раз средства выводились за рубеж незаконно, то и при возвращении их необязательно следовать букве закона:

«Все эти деньги выводились годами, их отмыли столько раз, что найти концы не так просто. И я понимаю, почему комиссия буксует. Поэтому я считаю, что эти деньги надо возвращать необязательно по букве закона. Мы можем незаконно сажать неугодных, давить оппозиционеров, когда это надо. А что с деньгами?

 

Мы же уже обозначили, что это незаконно выведенные активы. Так зачем мы пытаемся действовать по закону в отношении незаконно выведенных активов? Давайте начнем с того, что опубликуем списки лиц, что находятся в разработке комиссии – казахстанцы вправе знать, кто их обкрадывал все эти годы. Пусть в этих списках будет Нурсултан Назарбаев и все остальные – Джаксыбековы, Мамины, Байбеки… Этот список будет состоять минимум из 500 человек.

 

Если власть это сделает — то не будет передела собственности, кулуарных договорняков. Все эти зарубежные виллы, яхты дворцы – для меня потенциально фабрики, заводы, рабочие места. Эти средства можно разместить в пенсионном фонде, создать фонд промышленности под общественным контролем. Все это можно – было бы желание и политическая воля». 

Евгений Жовтис

Однако в связи с этим директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис напомнил хрестоматийную фразу, сказанную в свое время миллиардерами Рокфеллером и Фордом: «Я могу отчитаться за каждый цент, но не спрашивайте про первый миллион».

По его мнению, эта фраза подтверждает старую истину, что первый миллион априори является заработанным незаконно. И в Казахстане для сегодняшних олигархов таким «первым миллионом» была, по словам Жовтиса, приватизация.

«Приватизация 90-х годов происходила незаконно, и именно она заложила основы их состояний, и оттуда пошло то, что потом можно было вывести из страны. Мы можем в возврате капиталов идти и силовым путем. Но там, где находится этот капитал, наши методы не работают, там работает право. А как эти правовые основания здесь получить – большой вопрос».

«Все воры и кровопийцы»

Социолог, президент фонда «Стратегия» Гульмира Илеуова обратила внимание на важность вопроса, кому и куда возвращаются незаконно выведенные активы.

Ей представляется, что возврат их идет только для того, чтобы перераспределить между другими.

«Я как социолог подтверждаю: население уверено, что все вокруг — воры и кровопийцы, поэтому всех надо раскулачить. У нас уровень доверия к власти очень низкий. Поэтому говорить надо не только о том, что вернули, но и о профилактике, чтобы подобного гигантского вывода больше не было».

С таким выводом согласен и публицист Сергей Дуванов. В ходе дискуссии он заявил, что нынешняя казахстанская власть заслуживает исключительно критики, «а мы ей деньги предлагаем».

«Прошла информация, что сейчас во власти 60% — «старых», 40% – «новых». А мы этим «новым» доверяем? По-моему, мы не доверяем ни тем, ни другим, я-то точно не доверяю. И мы хотим этим людям сегодня что-то отдать?

Это несерьезно. Деньги нужно искать, озвучивать имена и фамилии, чтоб остальным было страшно, и заниматься превенцией, чтоб сегодня стало опасно продолжать вывод. Но деньги в страну возвращать нельзя, потому что они пойдут на укрепление режима».

За справедливость
Булат Абилов

Соучредитель фонда «Elge Qaitaru» Булат Абилов попытался возразить Сергею Дуванову, что возвращенные активы уже направляются на строительство школ и больниц.

А вообще деньгам, по его мнению, всегда найдется применение – так, по его словам, до сих пор нет хорошей автодороги между Астаной и Алматы, и это ненормально.

Да и сам процесс ему представляется не просто возвратом средств, но и выполнением запроса на справедливость —  социальную и историческую. И Фонд намерен играть здесь не последнюю роль  

«За время работы фонда написали много писем, но получили мало ответов: властные структуры, прокуратура стараются фонд игнорировать, это факт.  Наши запросы касались капиталов «семьи», Евразийской группы, «Казахмыса» — мы решили сосредоточиться на крупных кейсах. Всю информацию, что  получили от госорганов, мы готовим к публикации на сайте.

Между тем, в связи с работой фонда, по словам Абилова, «начался бизнес»: некие анонимы предлагают выкупать компрометирующие документы в отношении лиц и компаний, а таких документов у бизнесменов, бывших чиновников накопилось немалое количество.

«Но мы пока пытаемся взывать к гражданской ответственности», — завершил Абилов заседание круглого стола небольшим отчетом о работе фонда.

Ермурат Бапи как единственный представитель официальных властей от сотрудничества с фондом отказываться не стал.

… Впрочем, говоря о сотрудничестве, вспоминается, как охарактеризовал его директор «Elge Qaitaru» Оразалы Ержанов в одном из интервью «Республике»: 

«Когда закон [«О возврате государству незаконно приобретенных активов»] обсуждался в парламенте, мы от фонда направили обращения с нашими постатейными предложениями каждому депутату мажилиса персонально на электронную почту. И получили ответы в духе: «Спасибо, ваши замечания заслуживают внимания, но мы сейчас торопимся с принятием, нам сейчас главное запустить все механизмы. А когда закон заработает, возможно, осенью, мы будем вносить изменения, и ваши предложения учтем».

А на дворе-то уже второй месяц зимы заканчивается…

 


Автор: Даулет Байгонусов

Даулет — природовед и путешественник. Его увлечение природой Казахстана и исследования вносят неповторимый вклад в наше издание.