Модуль 2 А. С. Пушкин (1799-1837) вопросы и задания



жүктеу 1.21 Mb.
бет1/6
Дата23.02.2018
өлшемі1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6

МОДУЛЬ 2
А.С. Пушкин (1799-1837)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ЛИРИКА
Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.

_____________________

Петербургский период (июнь 1817 – начало мая 1820 г.):

«Вольность» (1817)

«К Чаадаеву» (1818)»

«Деревня» (1819)

Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824):

«Погасло дневное светило…» (1820)

«Песнь о вещем Олеге» (1822)

«Свободы сеятель пустынный…» (1823)

Период ссылки в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826):

«К морю» (1824)

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

«19 октября» (1825)

«Борис Годунов» (1825)

«Пророк» (1826)

«Няне» (1826)

Творчество второй половины 1820-х гг,. до начала Болдинской осени (сентября 1826 – начало сентября 1830 г.):

«Во глубине сибирских руд…» (1827)

«Анчар» (1828)

«На холмах Грузии…» (1829)

«Зимнее утро» (1829)

«Я вас любил» (1829)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829)

«Поэту» (1830)

Болдинская осень (сентябрь – ноябрь 1830 г.):

«Бесы» (1830)

«Элегия» (1830)

Творчество 1830-х гг. (1831 – 1836 гг.):

«Евгений Онегин» (1823-1831)

«Осень» (1833)

«Медный всадник» (1833)

«Вновь я посетил…» (1835)

«Туча» (1835)

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)
===================

  1. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:

  • тема свободы;

  • тема дружбы; тема любви;

  • тема поэта и поэзии;

  • тема смысла жизни.

Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

_____________________



Тема свободы:
«Вольность»

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.»

«Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закону,

И станут вечной стражей трона

Народов вольности покой.»

Комментарий: В данном отрывке Пушкин видит источник несвободы мира в государственном устройстве, будучи сторонником мирного разрешения конфликтов между властью и народом, поэт вскрывает пороки царской власти и уповает на мудрость монарха. Образ Закона, который обеспечит народу покой и благоденствие.
«Деревня»

«Учусь я в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить…»

«Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенный

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?»

Комментарий: В данном стихотворении поэт конкретизирует идею о свободе, как о свободе русского крестьянства, использует прием антитезы: Свобода – Рабство. Здесь свобода – главное условие общества, которое строится на основах просвещения. Прекрасная Заря – светлое будущее, утро Свободы.
«К Чаадаеву»

«Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…»

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Комментарий: В данных отрывках содержится основная тема стихотворения – тема свободы. На первый план выходит образ внутренней свободы, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода в данном стихотворении – это страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью.
«К морю»

«Прощай, свободная стихия!»

«…Как ты, могущ, глубок и мрачен.

Как ты, ничем неукротим.»

Комментарий: Сопоставляя личную свободу человека и море, Пушкин выводит новый символ свободы – стихийный, неукротимый, своенравный, мятежный, как образ моря.
«Узник»

«Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…»

Комментарий: Образ орла за решеткой олицетворяет собой свободу с подрезанными крыльями. Свободным не может быть тот, кто вырос в заточении. Ему не ведом вкус и запах свободы.
«Свободы сеятель пустынный…»

«К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.»

Комментарий: Пушкин говорит о задаче поэта-сеятеля зёрен свободы. Зерно не может прорасти, пока в обществе царит стадный инстинкт, пока человечество не осознало себя сынами Свободы. Возникает образ Свободы как дара, который дается не стаду, а человеку, осознающему себя личностью.
«Во глубине сибирских руд»

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.»

Комментарий Адресат этого стихотворения – друзья-декабристы, сосланные в Сибирь. Образ свободы в стихотворении – это их фактическое освобождение и возвращение гражданских прав.
Тема дружбы, тема любви:
«19 октября»

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…»

Комментарий: Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между друзьями.
«Я помню чудное мгновенье…»

«И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь»

Комментарий: В этих строках выражены представления поэта о женщине, как об источнике красоты, гармонии, вдохновения и неизъяснимых наслаждений.
«Я вас любил…»

«Я вас любил безмолвно, безнадежно…

Я вас любил так искренно, так нежно,



Как дай вам бог любимой быть другим.»

Комментарий: Безответная любовь лирического героя – это любовь без упреков и обид, любовь-жертва собственным благополучием, любовь-благодарность.
«На холмах Грузии»

«И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.»

Комментарий: Любовь в этих строках – искра, зажигающая сердце, которая не может не любить. Важна не сама любовь, а сама потребность любви.
«Няне»

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!»

Комментарий: Образ няни как образ близкого поэту человека. Пушкин использует нежные эпитеты, которые подчеркивают отношение поэта к няне.
Тема поэта и поэзии:
«Поэту»

«Поэт! не дорожи любовию народной…

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…»

«Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум…»

Комментарий: Образ поэта в данном отрывке характеризуется очень ярко. Пушкин говорит о том, что поэт – это не человек, а царь, потому что он имеет дар. Не нужно обращать внимание на мнение толпы, если она не понимает его произведений.
«Пророк»

«И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык…»

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.»

Комментарий: Образ поэта как пророка выражается в этих строках.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.»

Комментарий: Образ поэта, который своим творчеством пробуждал в людях добрые качества и восславлял свободу.
Тема смысла жизни:
«Погасло дневное светило…»

«Но прежний сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…»

«Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…»

Комментарий: Образы природных стихий: ветра и океана символизируют душу лирического героя, переполненную воспоминаниями прежних лет.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

«Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.»

«И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.»
«Песнь о вещем Олеге»

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

«Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».

Комментарий: Образ судьбы, которая для каждого уже предначертана и изменить её нельзя.
«Бесы»

«Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.»
«Вновь я посетил…»

«Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…»

Комментарий: Образ молодого племени, которое рисует Пушкин в стихотворении. Он говорит о том, что придет другое поколение и жизнь будет продолжаться.
«Анчар»

«Но человека человек

Послал анчару властным взглядом…

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.»

Комментарий: Здесь появляется образ самодержавного владыки, который ради своих корыстных целей готов пожертвовать жизнью своих верных и преданных слуг.
===================

  1. Из программной лирики Пушкина приведите цитаты, иллюстрирующие, с Вашей точки зрения, пушкинскую трактовку следующих понятий и символических образов:

  • «воля»;

  • «самовластье»;

  • «судьба»;

  • «жизнь» и «смерть»;

  • «покой» и «буря»;

  • «море» и «берег»;

  • «поэт» и «толпа»;

  • «сон» и «пробуждение»

(указывайте цитируемое произведение).

_____________________



«Воля»

«Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок»


«Лишь там над царскою главой народов не легло страданье, где крепко с вольностью святой законов мощных сочетанье»
«И станут вечной стражей трона народов вольность и покой».(«Вольность»)
«Под гнётом власти роковой нетерпеливою душой отчизны внемлем призыванье. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой»
«Я здесь, от суетных оков освобождённый, учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить…»
«И над отечеством свободы просвещённой взойдёт ли наконец прекрасная заря?» ( «Деревня»)
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляем лишь ветер… да я!…» («Узник»)
«Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой».
«Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы».( «К морю»)
«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут- и свобода Вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут».( «В Сибирь»)
«Самовластье»

«Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу».


«И днесь учитесь, о цари: ни наказанья, ни награды, ни кров темниц, ни алтари не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой под сень надёжную закона…»
«И на обломках самовластья напишут наши имена!»( «К Чаадаеву»)
«Здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца»

«Младые сыновья, товарищи трудов, из хижины идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».( «Деревня»)


«Судьба»

«Нам разный путь судьбой назначен строгой; ступая в жизнь, мы быстро разошлись».

(«19 октября»)
«Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет; судьба глядит, мы вянем; дни бегут…»

(«19 октября»)


«Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой...» («19 октября»)


«Мир опустел… Теперь куда же меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран». ( «К морю»)

«Жизнь» и «смерть»
«Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» («Элегия»)
«И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять».

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных»)


«Нет весь я не умру- душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит» ( «Я памятник себе воздвиг…»)

«Невидимо склоняясь и хладея, мы близимся к началу своему» («19 октября»)


«Покой» и «буря»

«Смиренный парус рыбарей твоею прихотью хранимый, скользит отважно средь зыбей, но ты взыграл, неодолимый, и стая тонет кораблей» ( «К морю»)


«Сидишь ли ты в кругу своих друзей, чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный и вечный лед полунощных морей?» ( «19 октября»)
«Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты, и я забыл твой голос нежный, твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». («К***»)
«Море» и «берег»

«Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы». («К морю»)

«Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края» («Погасло дневное светило»)

«Лети, корабль, неси меня к пределам дальным по грозной прихоти обманчивых морей, но только не к брегам печальным туманной родины моей» ( «Погасло дневное светило»)


«Поэт» и «толпа»

«Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит..» («Поэту»)


«Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься твёрд, спокоен и угрюм». ( «Поэту»)
«Сон» и «пробуждение»
«Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье, разбудит бодрость и веселье, придёт желанная пора» («В Сибирь»)
«В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты, звучал мне долго голос нежный, и снились милые черты … Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты». («К***»)
«Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный- пора, красавица, проснись…» («Зимнее утро»)
===================
Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Выберите по одному стихотворению на каждую из перечисленных выше тем пушкинской лирики и проанализируйте их в соответствии с планом разбора лирического стихотворения, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». (В процессе работы рекомендуем Вам уточнить свои представления о значении следующих терминов, которыми Вам придется активно пользоваться: «художественный образ», «символ», «аллегория», «метафора», «сравнение», «аллюзия», термины анализа стиха).

_____________________

План разбора лирического стихотворения

Пророк”



  1. Дата написания: 1826 год

  2. Реально-биографический и фактический комментарий: Написано по дороге из Михайловского в Москву. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.

  3. Жанровое своеобразие: Стихотворение «Пророк» по своему жанру является притчей, потому что имеет её признаки: 1) сюжет лежит на основе библейских мотивов; 2) содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме.

  4. Идейное содержание:

    1. Ведущая тема: Жестокое преображение человека и горькая миссия пророка.

    2. Основная мысль: Пушкин верил, что когда-нибудь на землю придет пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике: Эмоциональная окраска стихотворения подчеркивает драматизм сюжета. В начале стихотворения она более спокойная, а в конце поэт использовал много художественных средств с яркой эмоциональной окраской для более полной передачи смысла своего произведения. В пустыне, в беззвучии, томимый духовной жаждой лирический герой при соприкосновении с божественным началом (образ Серафима) начинает слышать внутренние звуки мира. Динамизм чувств лирического героя передана анафорой, параллелизмом. Эмоциональный пик происходит, когда ангел «вырвал грешный мой язык», и «»грудь рассек мечом». Достигается это использованием динамичных глаголов «вырвал», «рассек» и др. В конце стихотворения лирический герой опять погружен в тишину, но это вселенская тишина, которая позволяет слышать голос Бога. На фоне этой тишины глас Божий звучит громогласно и торжественно. Здесь не нужны восклицательные знаки. Эмоционального накала достаточно.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него: Внешнее впечатление от стихотворения раскрывает эмоциональное насыщение художественными средствами. Внутренняя реакция на него наводит более глубокое понимание его содержания.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций: В стихотворении преобладают общественные интонации, потому что стихотворение принадлежит к тематике поэта и поэзии.

  5. Структура стихотворения:

    1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

      • по сходству: Сердце поэта – «угль, пылающий огнем»; «вещие зеницы, как у испуганной орлицы».

      • по контрасту: «грешный язык» и «жало мудрыя змеи».

      • по ассоциации: образ шестикрылого серафима ассоциируется со спасением, ангелом, посланным Богом; «перстами легкими как сон» прикосновение серафима настолько легкое как погружение в сновидения.

      • по умозаключению: Образ пророка как величественное порождение Бога; «духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении  добра, любви, сочувствия; «пустыня мрачная» как образ гнетущей атмосферы, в которой оказался путник.

    2. Основные изобразительные средства: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

В стихотворении Пушкин использовал такие изобразительные средства:

а) Метафора: «грешный мой язык, И празднословный и лукавый»; «жало мудрыя змеи»; «Глаголом жги сердца людей»; «духовная жажда»; «и сердце трепетное вынул»; «уста замерзшие».

б) Сравнение: «Перстами легкими как сон»; «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»; «Как труп в пустыне я лежал».

в) Символ: «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «жало мудрыя змея» - символ мудрости и просветления; «угль, пылающий огнем» - символ вечного горения.

г) Гипербола: «И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык»; «И он мне грудь рассек , И сердце трепетное вынул».

    1. Интонационно-синтаксические фигуры и смысловые особенности построения речи: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание.

В стихотворении «Пророк» Пушкин использовал такие интонационно-синтаксические фигуры и смысловые особенности построения речи:

а) Эпитеты: «сердце трепетное»; «празднословный и лукавый язык»; «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница».

б) Повтор: «И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи.»


в) Параллелизм: «И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи


В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.»

г) Обращение: «Восстань, пророк».

д) Восклицания: «Глаголом жги сердца людей»

е) Инверсия: «В пустыне мрачной я влачился»; «Моих зениц коснулся он»; «Моих ушей коснулся он»; «Как труп в пустыне я лежал»; «Отверзлись вещие зеницы».

    1. Основные особенности ритмики: тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих.

      • Силлабо-тоника - (греч. syllabe – слог и tonos – ударение), способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Например, в стихотворении «Пророк» используется ритмика силлабо-тонического стихосложения:

«Духовной жаждою томим, (X Ú X Ú X Ú X Ú)

В пустыне мрачной я влачился, — (X Ú X Ú X Ú X Ú X)

И шестикрылый серафим (X Ú X Ú X Ú X Ú)

На перепутье мне явился.» (X Ú X Ú X Ú X Ú X)

    1. Размер:

  • ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест;

Стихотворение «Пророк» написано в размере ямба..

  • особенности строения стопы (пиррихий, спондей).

Стихотворение «Пророк» имеет особенности строения стопы в виде многочисленных пиррихий.

    1. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

Стихотворение «Пророк» имеет мужскую рифму. Стихотворение не подразделяется на строфы. Происходит чередование парной, перекрестной и кольцевой рифмовки.

    1. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, секстина, септима, октава, сонет, ‹‹онегинская строфа››).

Строфика

    1. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Стихотворение «Пророк» имеет благозвучное звучание. Столкновений трудно произносимых согласных звуков или неприятного для слуха «слития» гласных в произведении нет. Звукопись представлена аллитерацией и ассонансом.

«И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.»
===================

  1. Назовите стихотворения, в которых звучат сентименталистские и романтические мотивы, и прокомментируйте их (0,5-1 стр.).

_____________________
===================

  1. Сопоставьте стихотворения «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Поясните сходства и различия в романтическом мироощущении двух поэтов.

_____________________

Общим является то, что в элегии «Море» и в стихотворении «К морю», лирический герой олицетворяет морскую стихию, обращается к ней как к одухотворенному существу. Но в пушкинском стихотворении автор больше предается философским размышлениям, тем самым углубляя смысл своего стихотворения, выходя за пределы обычной пейзажной лирики. А в элегии «Море» Жуковский внешне остается в рамках пейзажной лирики. Море в стихотворении «К морю» является неукротимой волей и носит совсем не аллегорический характер, а содержит конкретный емкий символ свободы. В отличие от пушкинского стихотворения, в элегии Жуковского море вовсе не свободная стихия: оно испуганно, полно тревоги, его «вид неподвижности» обманчив. Подлинно свободно и прекрасно лишь небо – далекое, светлое, высокое, недостижимое. Море способно лишь отражать его красоту: «Ты чисто в присутствии чистом его». Другими словами, море принадлежит к земле, и, как все на земле, здесь, оно находится в неволе. У Пушкина море – стихия, призывающая к действенному обнаружению душевных волнений, у Жуковского – безмолвная бездна. Красота у Пушкина пребывает в торжественном покое, а у Жуковского же она «встревожена». В отличие от Пушкина для Жуковского море не свободная стихия, а символ плена, тоски и печали.

Таким образом, мы можем наблюдать, что мироощущение двух поэтов очень различается. Пушкин в своем стихотворении воспевает и олицетворяет под образом моря свободу, что не является странным, ведь мировоззрение поэта формировалось под влиянием несвободы в обществе, несвободы человека. Жуковский же находит в море совсем другое значение: он раскрывает его как символ несвободы, плена, тоски, ведь поэт видит в море некую таинственность, беспокойство, что вполне объясняется его внутренними взглядами.

===================



  1. Определите жанровую природу каждого программного стихотворения Пушкина. Аргументируйте свой ответ.

_____________________

«Вольность» - ода. Пушкин прославляет вольность, политическую свободу. Речь поэта приподнятая, взволнованная, эмоциональная. Используется высокая гражданская лексика: «Рабство», «Власть», «Свобода», «Вольность»; устаревшие слова: «днесь», «очами», «главу», «секира».

«порфира», «алтари».

«К Чаадаеву» - дружеское послание. Тон стихотворения искренний интимный. Наличие обращений: «Мой друг», «Товарищ».

«Деревня» - сочетание элегии и политической сатиры. Первая часть - идиллическая картина деревенской жизни; вторая – гневная сатира на самодержавие и его насильственные методы.

«Погасло дневное светило…» - элегия. В которой представлено грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Присутствуют романтические символы (море – душа лирического героя; корабль – судьба). Романтический герой – одинок и противопоставлен с обществом.

«Песнь о вещем Олеге» - легенда, обличенная в форму баллады. В основе лежит исторический факт, тема рока, неизбежности судьбы. В композицию включен диалог (обращение, вопросы-ответы).

«Свободы сеятель пустынный…» - притча, в которой в иносказательном смысле через аллегорический образ сеятеля поднимается тема поэта и толпы. Образ семян, посеянных при дороге, на камне и в тернии – это аллегория слушателей разных категорий.

«К морю» - элегия. Поэт выражает глубокие чувства и мысли. Стихотворение пронизано настроением грусти и меланхолии. Центральным является символический романтический образ моря как идеал свободы. Присутствуют риторические фигуры.

«К*** (Я помню чудное мгновенье…») – любовное послание-исповедь, основанное на воспоминании «чудесных мгновений жизни. Тон стихотворения доверительный, интимный.

«19 октября» - дружеское послание лицеистам с элементами элегии (грустное настроение, навеянное потерей близких друзей). Стихотворение согрето большой нежностью, глубоким чувством любви к друзьям. Можно сказать, что стихотворение – это гимн дружбе. Присутствуют обращения («Друзья мои», «Несчастный друг!»), риторические восклицания («Пируйте же пока ещё мы тут!», «Полней, полней!.. до капли выпивайте!»).

«Пророк» - притча, в основе которой лежит библейская легенда, в которой за аллегорией и символикой проступают мысли о высоком назначении поэта и поэзии.

«Няне» - послание. Это мысленное обращение, которое отличается теплотой, сердечностью. Поэт использует в качестве обращений перифразы: «Подруга дней моих суровых», «Голубка дряхлая моя», которые пронизаны сыновней заботой и нежностью.

«Во глубине сибирских руд…» - дружеское послание декабристам в Сибирь. Присутствует интонация ободрения, поддержки., веры в то, что придет час свободы.

«Анчар» - легенда, в основе которой лежит история о «древе смерти».

«На холмах Грузии» - лирическое стихотворение по эмоциональной наполняемости и тематическому своеобразию близкое к жанру элегии.

«Зимнее утро» - лирическое стихотворение, образец пейзажной лирики.

«Я вас любил…» - стихотворение-обращение. Разговор с любимой.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - элегия, которая представляет собой философское размышление над итогом жизни. Стихотворение написано высоким стилем, проводя основную мысль о неизбежности и предначертаности смерти.

«Поэту» - сонет, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную мысль. Выбрав форму сонета, Пушкин подчеркивает исключительность и Божественное предназначение поэта.

«Бесы» - лирическое стихотворение.

«Элегия» - лирическая медитация, написанная в классическом жанре элегии. Этому соответствует тон и интонации: печальных воспоминаний, а также сочетание радости и грусти, бодрости и отчаяния. Это элегия философского содержания.

«Осень» - лирическое стихотворение, в котором большое внимание уделено лирическим переживаниям.

«Вновь я посетил…» - элегия.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - ода. Это торжественная речь поэта-гражданина, утверждающего свое право на бессмертие. Отличается возвышенной интонацией. Этому содействуют славянизмы: «воздвиг», «главою», «сущий».

«Туча» - лирическое стихотворение.

===================
Анализ проблематики


  1. Как развивалось пушкинское понимание свободы в разные периоды его творчества? Аргументируйте свой ответ ссылками на тексты (0,5-1 стр.).

_____________________
===================

  1. Постарайтесь лаконично (0,5 стр.) и стилистически корректно охарактеризовать своими словами различные аспекты пушкинского понимания любви.

_____________________
===================

  1. Ясно и грамотно изложите своими словами пушкинское понимание

  • личности поэта;

  • сущности поэзии;

  • роли поэзии.

Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.).

_____________________


===================
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте роман, пользуясь краткими комментариями к тексту, содержащимися в любом издании, а также (по возможности) книгой: Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий (любое издание). Лаконично (1-1,5 стр.) и стилистически грамотно изложите содержание романа по главам (обращая внимание также на посвящение, авторские отступления и примечания). Помните, что сюжет и композицию нужно знать досконально.

_____________________

Посвящение:

В посвящении Пушкин не без гордости и с мнимой небрежностью представляет своё детище, плод многолетнего труда и бессонных ночей – «собранье пестрых глав», указав основные источники своего творчества: «…Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет».





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет