Морис Равель



жүктеу 31.17 Kb.
Дата29.08.2018
өлшемі31.17 Kb.

Морис Равель. 1875 – 1937 г.

Творческий облик.

Морис Равель считается продолжателем традиций Дебюсси. Действительно, его творчество во многом связано с искусством импрессионистов, но полностью отнести его к этому направлению нельзя. Влияние импрессионизма сказалось в начале творчества, затем Равель все больше отходит к реализму. И сам Равель не считал себя импрессионистом, хотя признавал, что отдал дань этому направлению. В творчестве Равеля и Дебюсси можно найти некоторые общие моменты, но многое их и отличает. Как и Дебюсси, Равеля привлекают красочные, колористические гармонии, зыбкость, мимолетность неуловимых ощущений. Равель тоже обращается к старинным диатоническим ладам, например, в «Паване», к сложным аккордам. Но он не является таким ниспровергателем устоев в ладу и гармонии, как Дебюсси. Сложность и красочность гармонического языка возникает у Равеля не столько от использования необычных аккордов и гармоний, сколько от применения традиционных аккордов, но с задержаниями. Причем, задержания могут быть с разрешениями и без разрешений. У Равеля мелодии более рельефные, ясные, выразительные. Ритмическая основа пьес Равеля тоже иная. Его ритмы обычно четкие, упругие, часто связанные с танцевальными истоками. Он использует самые разные танцы. Например, старинные в таких произведениях как «Павана», «Гробница Куперена». В 1899 г. Равель пишет фортепианную пьесу «Павана на смерть инфанты». В 1910 г. делает оркестровый ее вариант. Это лирическая, светлая, полная сдержанной печали пьеса. Она отличается красочностью гармонического языка, в ней встречаются некоторые приемы, которые использовал Дебюсси – это параллельное движение трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Пьеса небольшая, но яркая, выразительная, стала очень популярна. Равель обращается к вальсу, например, «Благородные и сентиментальные вальсы». Использует ритмы народных танцев - хабанеры, болеро. Вообще национальные истоки, связь с народной музыкой у Равеля более прочная, определенная. Его привлекает не только национальный колорит, он использует конкретные ритмы, обороты народной музыки, часто испанской. Например, опера «Испанский час», «Испанская рапсодия». Обращается к венгерским, цыганским истокам. В 1924 г. пишет рапсодию для скрипки с оркестром «Цыганка». Посвящена венгерской скрипачке Иелли д,Араньи. Использует самые разные способы звукоизвлечения на скрипке. В произведениях Равеля и более ясные, конкретные формы, использует даже сонатную форму, например, в сонатине, в квартете. Произведения Равеля более развернутые, развитие в них более динамичное. Истинно импрессионистскими считаются «Игра воды», «Отражения», «Призраки ночи». В целом творчество Равеля очень обширно и разнообразно. Он писал в разных жанрах: оперы - «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты - «Дафнис и Хлоя», «Аделаида», «Сон Флорины»; симфонические произведения - «Испанская рапсодия», «Вальс», «Болеро», «Павана»; фортепианные произведения - 2 концерта (один для левой руки, по заказу пианиста, потерявшего на войне правую руку), пьесы; ансамбли; вокальные произведения. Одним из самых популярных произведений Равеля стало «Болеро».

Болеро. 1928г.

«Болеро» было написано по заказу балерины Иды Рубинштейн. Но известность произведение получило как симфоническая пьеса. Это вариации на одну тему. Основная тема – в испанском духе, период из двух предложений, в До мажоре. Пластичность, гибкость теме придают все время смещаемые акценты, синкопированные остановки на разных долях такта. Из медленного, как бы сольного танца, постепенно рождается грандиозный танец-шествие. Это достигается благодаря многим интересным находкам. В 18 вариациях почти неизменными сохраняются тональность, мелодический рисунок, ритм, темп, ладо-гармоническая основа темы. Развитие осуществляется за счет изменения: 1. Динамики от двух пиано к двум форте. 2. Фактуры, идет постепенное наслоение голосов от соло флейты к tutti.



3. Разнообразной оркестровки. Кульминация в самом конце произведения. Равель вводит нетрадиционные для симфонического оркестра инструменты – 3 саксофона, малую трубу, челесту. Основной колорит создают деревянные духовые. Медные используются перед и во время кульминации. Струнные в основном играют аккомпанирующую роль, часто имитируя звучание народных испанских инструментов (гитары, мандолины). Важное место занимают ударные. Особенно выделяется партия двух малых барабанов, которые исполняют на протяжении всего произведения одну ритмическую фигуру: I III I III I I I I III I III III III I . Это ритмический стержень «Болеро», создающий оригинальное полиритмическое сочетание со свободной и гибкой основной темой. Остальные ударные постепенно подключаются перед и во время кульминации. Активность развития усиливается в конце за счет сокращения каждой вариации, начиная с 16. А во время кульминации происходит единственный тональный сдвиг: C – E – C мажор, словно вспышка света. Заключение воспринимается как гимн радости, свету. Прокофьев назвал «Болеро» чудом композиторского мастерства.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет