Моу одинцовский лицей №10 Исследовательский проект



жүктеу 178.62 Kb.
Дата26.06.2018
өлшемі178.62 Kb.



МОУ Одинцовский лицей № 10

Исследовательский проект «Берёза»



Работу выполнила ученица 7г класса

Ионина Надежда


Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

Веременникова И.П.

2007-2008 уч. год

Береза


Для российского человека нет дерева роднее, чем берёза.

В стародавние времена берёзу называли деревом четырёх дел:



«Первое дело – мир освещать,

второе дело – крик утишать,

третье дело – больных исцелять,

четвёртое дело – чистоту соблюдать».

И действительно, в древности лучина-лучинушка являлась единственным источником света в долгие тёмные ночи. «Крик» же

в деревне от скрипа всевозможных колёс утишался в своё время

берёзовым дёгтем. Но две профессии берёзы – чистоту соблюдать и больных исцелять – у дерева остались. И сегодня каждый год заготавливают в лесах берёзовые мётлы и веники. Березовый веник

вне всякой конкуренции в русской бане, где не столько страж чистоты, сколько сильное лекарственное средство. А на берёзовой коре писали и делали из неё красивые туески и короба.

Во времена древнего язычества славяне считали берёзу своим тотемом, родоначальницей и покровительницей. Ей поклонялись, полагая, что после смерти в берёзу переселяется душа человека. Являясь тотемом славян, берёза участвует в весенне-летних славянских праздниках «Майское дерево» и «Русская берёза». Веками воспевал славянский народ берёзку в своих песнях.



Русская народная песня.

«Во поле берёзка стояла.

Во поле кудрявая стояла»

Берёза встречает россиянина при рождении, качает его в своей колыбели, шепчет молитвы, рассказывает сказки, поёт песни, оберегает от бед, согревает в холод, излечивает от болезни и провожает в последний путь.

И как же вкусен волшебный, весенний, берёзовый сок. Долгими зимними вечерами дожидаешься прихода весны. А по её приходу бежишь в полуголые берёзовые чащи за их «весенним даром». Безусловно, когда для получения сока мы надрезаем ствол, нежной берёзке больно, но она терпит и дарит нам свои «весенние слёзы».

И, видимо, не просто так обращаются русские поэты в стихах к этому вечному русскому символу. Цель нашей исследовательской работы – раскрыть характер символического образа березы в русской поэзии, в

стихах С.Есенина и Ф.Тютчева, И.Бунина и А.Твардовского, Н.Рубцова и А.Жигулина и других поэтов.

Обратимся к этимологической истории слова «береза».
Слово «береза» - общеславянское, индоевропейского характера.

Общеславянское *berza восходит к индоевропейскому * bhereg-?

Суффиксальному, производному от * bher –“свежий, ясный”, образованного от того же корня ( bhe-), что и белый.
Краткий этимологический словарь русского языка.

Под редакцией:

Н.М. Шаинский

В.В. Иванов

Т.В. Шаинская
Береза – символ Родины.

Испокон веку любят на Руси это нежное, нарядное, белоствольное дерево. Березонькой-матушкой зовут ее в народе, соединяя свое отношение к дереву с любовью к Родине, родительскому дому.

Обращаясь к лирике поэтов 19, 20 века, понимаешь: любой русский пейзаж невозможен без берез.

Ты ее увидишь - и забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?

Красота России, чистота России

В ней, в березе белой, на века сплелись.

(И.Светличный)

С берез не слышен, не весом слетает желтый лист… – слова вальса «В лесу прифронтовом» привычно вливаются в нашу повседневную жизнь.
Береза - обязательный атрибут русского леса, рощи.

Плакала Снегурочка,
Зиму провожая,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники-


Снегурочкины слезы

.Подснежник

(Т.Белозеров)
И.Соколов-Микитов.

«Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестою.»
С.А. Есенин “С Добрым утром”

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.
Н.Рубцов “Берёзы”

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.


Слушаю – и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.
С.А. Есенин “Я покинул родимый дом”

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.
А.Майков “Пейзаж”
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;


(…)

Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;


Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…
Слово «люблю» неразрывно связано с чарующим словом «береза»

М.Лермонтов

(…)Люблю дымок спаленной жнивы,
в степи кочующий обоз


И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (…)

Иногда в пейзаже не упоминается слово «береза», но мы узнаем ее по описанию.



А. Жигулин

О Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески-

Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой.



В.Я. Рубцов “Весной”

Не в первый раз твои поля

Обозреваю я Россия;

Чернеет взрытая земля,

Дрожат, клонясь, овсы тугие

И, тихо листья шевеля,

Берёз извилины родные.


Ксения Некрасова (поэтесса 20-30гг 20-го века):

А я недавно молоко пила –

Козье-

Под сочно-рыжей липой

В осенний полдень.

Огромный синий воздух

Гудел под ударами солнца,
а под ногами шуршала трава,
а между землею


И небом – я,

И кружка моя молока,

Да еще березовый стол –

Стоит для моих стихов.

Босоногая роща

Всплеснула руками

И разогнала грачей из гнезд.

И природа,
по последнему слову техники,


Тонколиственные приборы

Расставила у берез.

А прохожий сказал о них,
Низко склоняясь:


«Тише, пожалуйста,-

Это подснежники…»


Такой многогранный символ, как путь-дорога, когда ее обрамляли берёзы, назывался на Руси большаком. Какое звучное и сильное слово! Заглянем в словарь, каково же его лексическое значение?

И. Соколов-Микитов:

«Вокруг – родные, знакомые места: золотятся, бархатными волнами ходят хлеба, задевая ступицы колес, колосятся овсы, голубыми нежными звездочками цветет лен. Исконные края, наша родная Смоленщина: поля и перелески, старинные большаки с вековыми плакучими берёзами, голые, безлюдные просёлки!».
А.С.Пушкин в одном из своих писем писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось!»

Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества.



Березка-девушка.

Берёза… Вы ведь никогда по настоящему не задумывались о берёзе, как о девушке, как о символе женственности, молодости, чистоты и непорочности. Сколько всего может рассказать вам берёза. Ведь ещё издревле девушки водили хороводы вокруг неё, называли

“ Матушкой березой”, приходили рассказать ей о своём горе.

На семик девушки завивают берёзку, обычай и гадания: идут в лес завивают берёзу венком, крестят кукушку, сестрятся, меняясь крестами, и ходят хороводами вокруг наряженной лентами берёзки, принося её в деревню.


Нередко поэты признаются березке в любви, как будто девушке.

Это пришло в литературу из народных песен, обычаев, стихов. Наши предки нарекли березку белоствольной невестой, красавицей, веселкой.


А.Твардовский:

«Кружились белые берёзки, платки, гармонь, огонь…»

Посмотрев на берёзу, можно приметить в ней силуэт девушки.



А.Прокофьев:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

К. Паустовский:

«Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках».

С.Есенин:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Нередко березку и замуж выдают, как девушку. Например, у Л.Татьяничевой есть такое стихотворение «Осень», где показан прощальный обряд невесты-осени:
Все спешат, всем приодеться надо,
Выбрать к свадьбе праздничный наряд,
А невеста рада иль не рада?
Отчего глаза ее грустят?

Но в этом стихе нет упоминания о березе, зато у Б.Пастернака в символическом образе невесты-осени выступает береза:
Лик березы – под фатой

Подвенечный и прозрачный.
Береза -белая подруга- стихи Р.Рождественского?
Береза в одноименном стихотворении С.Есенина в пуховой шали, «с белой бахромой», будто девушка принарядилась.
Также и А.А. Фет увидел невесту в русском белоствольном деревце.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.
Олицетворение – художественный прием часто используют поэты, когда пишут о природе, «повезло» и нашей березке:

«Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.


Шелестят зеленые сережки…»

(С.Есенин «С добрым утром!»)

А «отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол»

(С.Есенин «Закружилась листва золотая»)

Есенину, как истинно русскому поэту, поэту малиновой Руси, принадлежит, наверное, больше всего стихов, где он упоминает березу:


Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!


Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

(С.Есенин «Я по первому снегу бреду»)
В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

(С.Есенин «Я покинул родимый дом»)


Сравнение-

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.


И березы стоят,

Как большие свечки.

(С.Есенин «Вот уж вечер»)
Строен и бел, как березка, их внук,

С медом волосьев и бархатом рук.

(С.Есенин «К теплому свету, на отчий порог»)
Метафора-

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.


За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

(С.Есенин «Я последний поэт деревни»)


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

(С.Есенин «Отговорила роща золотая»)


Есенину хочется «Зачерпнуть молока берёз» (С.Есенин «Хулиган»)

посетить родимые места, «где каланчой с березовою вышкой взметнулась колокольня без креста» (С.Есенин «Возвращение на Родину»), увидеть, подобно седым журавлям, «березь, да цветь» (С.Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями»), он « березке каждой ножку рад поцеловать» (С.Есенин, «Мелколесье степь и дали») и даже «утратив скромность», готов «как жену чужую, обнимать березку» (С.Есенин «Клен ты мой опавший»).

Береза, как человек, способна переживать, любить, тосковать, даже переносить смерть.

С.Есенин так об этом пишет:


Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно


И березам и тополям…
А поэтесса Л.Татьяничева так:

Ребята осенней ночью

Костер распалили жаркий.

Повыжгло черные очи

Березке в косынке яркой.

Стоит она чуть живая,
Сжав побелевшие губы…


Мы чаще всего обижаем

Тех, кого больше любим.
И.Соколов-Микитов.

«Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками, как обмерла, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листов: всё, что можно было, сорвал.»

А.А. Фет «Учись у них- у дуба у берёзы».

Учись у них- у дуба у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждую минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат, молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.


  1. Береза – цвет

Образ берёзы в русской поэзии многозначен: в нем и грусть опушенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - светлая грусть, которой овеяно это северное дерево. Если обозначить крайности в изображении берёзы, то их резкое, прямое совмещение дано в двух стихотворениях И. Анненского «Весна» и «Осень», объединенных общим названием «Контрафакции». В первом стихотворении – у сухой, черной берёзы встречаются влюбленные:

В майский полдень там девушка шляпу сняла,

И коса у нее распустилась.

Ее милый дорезал узорную вязь,

И на ветку березы он шапку надел.

У берёзы много поэтических возможностей, образных оттенков. Есть устойчивое , например, сравнение ее ствола с молоком.

У С. Есенина в стихотворении «Пойду в скуфье смиренным иноком…»: «туда, где льется по равнинам «…» берёзовое молоко». У В. Соколова в «Напеве»: «Нас может счастием наполнить «…» берёз парное молоко».
С.Я.Маршак:

Ты много ли видел на свете берез?

Быть может, всего только две, -

Когда опушил их впервые мороз

Иль в первой весенней листве…

Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как эти цвета к лицу ей!


М. Пришвин:

«Бывает, лежит, как первозданный порфир, красый мох большими глыбами, на глыбе берёзка, а крепкая тёмная зелень брусники, облитая росой, блестит литым серебром».


«А берёзку ничего не смущает, как зелёное воздушное видение стоит, скрывая свой белый ствол в еловой черноте».

Весна:

М. Пришвин:

«ранней весной от солнца еловый лес зеленеет, но, когда берёза распустится. Он становиться ещё чернее, чем был, как будто по берёзе понял. Что не стоит вообще зеленеть на земле.

А берёзку ничего не смущает, как зелёное воздушное видение стоит. Скрывая свой белый ствол в еловой черноте».

Весна подарила сережки березам… (Н.Алтухов «Весна подарила сережки березам»)


М. Пришвин:

«На иных берёзах, обращенных к солнцу, появились серёжки, золотые, нерукотворные; на других только проклюнулись почки; на третьих раскрылись и уселись как удивленные всему маленькие птички».
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

А.А.Фет (Еще майская ночь)

И. Соколов-Микитов:

«Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зелёной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в берёзовой роще. Как хороши молодые берёзовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой – и все берёзы покроются молодой густой свежей листвою».
Лето:
И. Соколов-Микитов:

«Солнце высоко. Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса».

И свисают кружевом зеленым

Сверху вниз березки и кусты,
И над самым ключиком студеным

Черпачок висит из бересты.



Зеленокосая в юбочке белой

Стоит берёза над прудом.

С.Есенин
Пришвин:

«В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берёз белее мраморных колонн».


Зима:

Зимняя природа одарила березу богатством красок и драгоценностей. Так у И.Бунина береза в алмазах и бриллиантах:

«А белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы»
И. Соколов-Микитов:

«Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз».

В знаменитом Есенинском стихотворении «Береза» «…заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром». Не снегом, а именно серебром!


Осень:

А у Фета берёза представлена по иному, её ветви свисают «как грозди винограда»


И. Соколов-Микитов:

«Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук»
В стихотворении «Грустит берёза под горой» В.В. Семёнов написал о берёзе размахивающей вслед журавлям «крылом оранжевой расцветки»
С. Есенин олицетворяет целую рощу берёз «Отговорила роща золотая

берёзовым, весёлым языком».

Цветовой эксперимент.

«Берёза»

Б-брильянтовая бабочка, как облачко любви.

Е-это свежесть молодого лета, зелёный переплёт Есенина и Фета.

Р- радуется радуга, разложила краски: красные, багровые полосы- как в сказке. Ё- белёсый лён цветёт, когда утро наступает слёзы он свои роняет.

З- алмазная роза, как розовый закат, малиновым звоном бубенцы звенят.

А- снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона.



Берёза-звук.

И ведь как приятно ласкает слух слово берёза, так и хочется произносить: «Берёза, берёза, берёза…»


Большое количество однокоренных слов произошло от слова «берёза»:

Береста, бересть, березняк, березь, подберёзовик,


Юрий Куранов:

«Берёзы вытягиваются всем телом, облетают листвой, словно исками, и по стволам их леденеет гул».
Пришвин:

«А из трухи выросла берёзка и теперь распустилась. «…» я сидел рядом с ней, старался услышать шелест трепещущих листиков и не мог ничего услыхать. «…» Но мне хочется услышат, как шепчутся бледно-жёлтые ароматно блестящие и ещё маленькие листья моей берёзы. Нет! Они такие нежные, что только трепещут, блестят, пахнут, но не шумят».

IY. КОНЦОВКА:
Поэтический эксперимент.

Пэчворк
Передо мной твой облик нежный ,

По детски чистое тепло.

И согреваешь ты надеждой

На мир, на веру, на любовь.

И лунной ночью, чёрной ночью

Твой лёгкий очерк вознесён,

Одна сияешь в полумраке

Облита лунным серебром.

Переливаются алмазы, недавно выпавшей росы,

В такую ночь отлично слышно

Шум бархатной, берёзовой листвы

Твой цвет фигуры необычен-

Белей лишь блеск, черней лишь тень.

Он для меня уже привычен,

Но любоваться мне не лень.
Нет в нашей стране другого дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Знаете ли вы, сколько имен ученых и путешественников присвоено березе:
береза Шмидта,
береза Прохорова,

Береза Сапожникова,


береза Келлера,
береза Медведева,
береза Эрмана,
береза Гмелина,
береза Миддендорфа.

Низко склоним перед ней свои головы и тихо прошепчем: - Аллилуйя, Богиня - Берегиня! Спасибо за то, что ты есть, что сопровождаешь нас по жизни от рассвета до заката. Пусть обойдут тебя злой глаз, и коварная сталь, и огонь, и засуха.

(По С. Красикову.)

Берёза, как символ воссоединения человека с природой.
Когда идёшь по русскому лесу, вглядываешься в величественные силуэты деревьев, и никого рядом нет. Хочется тебе побыть наедине с деревьями, рассказать им о свей жизни, о накопившемся на душе. Идешь рядом с дубом , а подойти к нему боишься – большой он какой-то, грозный; дальше сосна выросла, но и она, черная ,неприветливая, ствол голый, стоит одиноко и ветви высоко-высоко над тобой – не дотянуться; следом идет кустистая рябинка, маленькая, с по-детски раскинутыми веточками и ярко красными бусинками-ягодками, она кажется тебе совсем ребёнком, маленькой девочкой, которая не поймет твоих речей о тяжелой жизни, и только засмеётся в ответ. Ты уже собираешься уйти, но видишь вдалеке небольшой белый мирок, святящийся в темноте затихшего леса. Да, ты не ошибся это белый, чистый мир берёзок, родных, приветливых, дорогих тебе берёзок, всегда готовых выслушать тебя, поплакать над твоим горем, порадоваться, посмеяться вместе с тобой. Ты бродишь среди своих добрых подруг, ведёшь с ними беседу, трогающую тебя до глубины души, гладишь их по , белым, мокрым от росы шершавым стволам, любуешься на мягкие линии свисающих к земле ветвей с бархатными, круглыми листочками. Так и начинается твоё познание природы, ее истинной святости, ее внутренней красоты.


Об этом понимании природы человеком через берёзу писали многие люди. И многие пытались раскрыть эту тему, понять ее. Через берёзу человек познаёт не только природу но и самого себя.
М.Пришвин:

«Внутренняя жизнь природы – это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, в то же время не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять»
«Каждую весну и каждую осень человек поэтически переживает и свое собственное рождение, и умирание».

«Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единств».

Многие люди говорили с берёзкой и доверяли ей свои тайны.

Василий Шукшин:
«-Останови-ка… я своих подружек встретил.

Егор вышел из машины… Вокруг был сплошной берёзовый лес. И такой это был чистый белый мир на черной еще земле, такое свечение!.. Егор прислонился к берёзке, огляделся кругом.

- Ну, ты глянь, что делается!- сказал он с тихим восторгом. Повернулся к берёзке, погладил ее ладонью. – Здорово! Ишь ты какая… Невеста какая. Жениха ждёшь? Скоро уж, скоро».
« А Егор стал любоваться пейзажем. Посмотрел вокруг. Подошел к берёзке, потрогал ее.

- Что? Начинаешь слегка зеленеть? Скоро уж, скоро… Оденешься. Надоело голой-то стоять? Ишь ты какая… Скоро нарядная будешь»


«А там открылась глазам берёзовая рощица, целая большая семья выбежала навстречу и остановилась.

- Ух ты!.. – сказал Егор.

И вошел в рощицу.

Походил среди берёзок… Снял с себя галстук, надел одной – особенно красивой, особенно белой и стройной. Потом увидел рядом высокий пенёк, надел на него свою шляпу. Отошел и полюбовался со стороны.

- Ка-кие – фраера! – сказал он. И пошел дальше. И долго ещё оглядывался на эту нарядную парочку. И улыбался. На душе сделалось легче.
Дмитрий Тараканов:

«Вот так-то, девушки берёзы, Уйду, как будто бы умру.

Не хватит вам зеленых рук вплести меня навечно в озимь.

(…)


Отсеет запахи навоза

И, как от рыбины икру,

Отсеет он твою кору,

Ко мне прилипшую,

Береза.»

Даже природа нуждалась в помощи берёзок.

М.М. Пришвин:

«Зарастающая поляна.

Лесная поляна. Вышел я, стал под берёзкой… Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели – и вдруг наваливались все у большой поляны. (…) И так, кругом всей поляны, стояли густые высокие ели, каждая, высылая впереди себя берёзку. Вся большая поляна была покрыта зелёными бугорками. (…) На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали берёзки, а под берёзкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца, вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами высылать своих малышей на полянку, высылали их под покровом берёзок и под их защитой выходили на поляну.

Пройдет сколько-то положенных для дерева лет. И вся поляна зарастет одними елками, а берёзы-покровительницы зачахнут в тени.»


Василий Забелло:

«За строгостью крестов, дорог и линий

Я постигал берёзовую святость».

«Храни нас Богородица Святая,



Покуда есть берёзовые чащи».



Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет