Муниципальное бюджетное учреждение



жүктеу 129.79 Kb.
Дата02.11.2018
өлшемі129.79 Kb.
түріПояснительная записка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ДШИ №2»

_____________Р.Ф. Миникаев

Приказ № 149-ЛС

от «31» августа 2016 года



ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

по предмету «Беседа по хореографическому искусству»
(Срок реализации 4 года, возраст обучающихся 11-15 лет)

Составитель:

преподаватель

МБОУДОД «ДШИ № 2»

Валитова Лилия Николаевна

г. Урай


2016

«Одобрено» «Утверждаю»

Методическим Советом Директор МБУ ДО «ДШИ №2»г.Урай

МБУ ДО «ДШИ №2» Миникаев Р.Ф.

________________

(подпись)



20.08.2016 31.08.2016

(дата рассмотрения) (дата утверждения)



Содержание
Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 5

Содержание курса 6

Требования к выпускникам 9

Методическое обеспечение 10

Список литературы 11



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по предмету «Беседа о хореографическом искусстве», включенная в образовательную программу школы, не является систематическим изложением курса истории балета. Программа занимает важное место при изучении хореографических дисциплин как вспомогательный элемент для понятия истории, культуры, истоков развития мирового балетного искусства, помогает учащимся глубже изучать такие предметы, как классический, народно-сценический и историко-бытовой танец. Она разработана на основе программы, составленной научным сотрудником НИИ художественного воспитания АПН СССР Бахто С.Е. (М.,1980), а также на основе министерской программы, проект которой рекомендован Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры РСФСР (Москва — 1980). Программа составительская, адаптирована к возможностям, потребностям и желаниям учащихся школы.

Типовое положение о школе искусств определяет целью ее деятельности «формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в сфере искусства и культуры». В свете этих требований основной задачей хореографического отделения школы искусств является воспитание учащихся посредством хореографии. Однако, для развития эстетического вкуса и художественного кругозора детей собственно танцевальных дисциплин явно недостаточно, формированию креативного начала в воспитанниках, несомненно, будут способствовать знания из области истории балета.



Цель данного курса:

-развить восприятие учащихся и расширить их кругозор в области хореографического искусства.



Задачи:

Беседы должны вестись в доступной учащимся, живой, увлекательной форме, сопровождаться прослушиванием музыки, показом фильмов-балетов.

Основной формой учебно-воспитательного процесса является урок. Общий объем курса –136 часов. Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения с 4-го по 7-й класс, в соответствии с учебным планом. В обучающем материале объеденены 4 блока, которые знакомят учащихся с основными этапами развития зарубежного, русского, советского и современного балета. Необходимо организовывать посещение балетных спектаклей, концертов хореографических коллективов, просмотры кинофильмов, посвященных танцевальному искусству с последующим разбором и обсуждением.



Принципы, заложенные в основу освоения программы это:

  • доступность;

  • наглядность;

  • системность подачи материала;

  • от простого к сложному.

Формами контроля по изучению данного предмета являются:

  • текущий контроль: по окончанию изучения каждой темы проводится опрос пройденного материала в устной или письменной форме, проверяется наличие конспектов;

  • в конце четверти проводится контрольный урок;

  • итоговая аттестация: в выпускном классе учащимся предлагается аттестация – подготовить и защитить реферат (возможна форма презентации).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Первый год обучения (34 ч).




Наименование темы

Количество часов

Занятия

Контрольный урок

Просмотр фильмов

Итого

1. Истоки возникновения балета

5

1

1

7

2. Зарождение балетного театра в Европе

5

1

1

7

3. Развитие балетного искусства в Европе

9

1

1

11

4. Хореографы эпохи Просвещения

6

1

2

9

Второй год обучения (34 ч).



Наименование темы

Количество часов

Занятия

Контрольный урок

Просмотр фильмов

Итого

1. Романтический балет и его представители

5

1

1

7

2. Развитие балетного искусства в XIX веке

5

1

1

7

3. Русский балет

9

1

1

11

4. Выдающиеся балетмейстеры XVIII-XIX веков

6

1

2

9

Третий год обучения (34 ч).



Наименование темы

Количество часов

Занятия

Контрольный урок

Просмотр фильмов

Итого

1. Развитие русского балета в конце XIX начале XX века

5

1

1

7

2. Выдающиеся исполнители

5

1

1

7

3. Советский балет

9

1

1

11

4. Выдающиеся балетмейстеры и исполнители советской эпохи

6

1

2

9

Четвертый год обучения (34 ч).



Наименование темы

Количество часов

Занятия

Контрольный урок

Просмотр фильмов

Итого

1. Современный балет

5

1

1

7

2. Особый вид жанра – ансамбли танца

5

1

2

8

3. Ритм и пластика в танце XX века

9

1

1

11

4. Завершающий этап изучения предмета

6

1

1

8

















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Первый год обучения – 4-й класс
Тема №1. Истоки возникновения балета.

Первобытные пляски. Тесная связь танца с бытом, обычаями, культурой народа. Первые танцы древности: Греция, Египет, Индия, Япония, Китай.


Тема №2. Зарождение балетного театра в Европе.

Пантомимно-танцевальные формы народных праздников и обрядов. Средневековые танцы Франции. Танец в зрелищах средних веков. Комедийный балет королевы. Лошадинный балет.


Тема №3. Развитие балетного искусства в Европе.

Оперы-балеты Люлли, комедии-балеты Мольера. Реформатор балетного театра Ж.Ж. Новерр, его книга «Письма о танцах и балетах». Жан Доберваль и его балет «Тщетная предосторожность».


Тема №4. Хореографы эпохи Просвещения.

Пьер Бошан, Джон Рич, Джон Уивер, Франц Хильфердинг, Гаспаро Анджолини.



Второй год обучения – 5-й класс.
Тема №1. Романтический балет и его представители.

Мария и Филипп Тальони. Фанни Эльслер. Жюль Перро. Карлотта Гризи. Август Бурнонвиль. Балет «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». «Падекатр».


Тема №2. Развитие балетного искусства в XIX веке. Развлекательные балеты Сен-Леона. Традиции английского балета. Кризис балета во Франции.
Тема №3. Русский балет.

Скоморохи-потешники. Придворный театр царя Алексея Михайловича Ассамблеи Петра I Становление и развитие русской балетной школы в Москве и Санкт-Петербурге. Аллегорические балеты. Крепостной балет.


Тема №4. Выдающиеся русские балетмейстеры XVIII-XIX в.

Первый русский балетмейстер Иван Вальберх. Балеты Ш. Дидло. Адам Глушковский - теоретик и историк русского балета. Первые симфонические балеты, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа.



Третий год обучения - 6-й класс.
Тема №1. Развитие русского балета в конце XIX начале XX века.

Творческие принципы А.А. Горского. М.М. Фокин («Шопениана», «Египетские ночи», «Жар-птица», «Петрушка» и другие новаторские балеты). С.П. Дягилев – «Русские сезоны в Париже».


Тема №2. Выдающиеся исполнители.

Вацлав Нижинский. Анна Павлова. Тамара Карсавина. Ольга Спесивцева.


Тема №3. Советский балет.

Основные черты советского балета (краткий исторический обзор). Касьян Голейзовский – яркий представитель нового балетмейстерского искусства. Федор Лопухов. Советский профессор хореографии – А.Я. Ваганова.


Тема №4. Выдающиеся балетмейстеры и исполнители советской эпохи.

А. Ермолаев. Р. Захаров. В. Чабукиани. Л. Лавровский.

Балетные образы Галины Улановой. Жизнерадостное искусство Ольги Лепешинской. Яркая артистическая индивидуальность Майи Плисецкой.

Четвертый год обучения – 7-й класс.
Тема №1. Современный балет.

Поиски и открытия Юрия Григоровича. Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Марис Лиепа и другие звезды советского балета. Обзор шедевров балета – «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и другие.


Тема №2. Особый жанр хореографии – ансамбли танца.

Государственный ансамбль танца под руководством Игоря Моисеева. Ансамбль танца Сибири под руководством Н. Годенко. Ансамбль народного танца Украины под руководством П. Вирского. Государственный ансамбль танца «Березка» под руководством Н. Надеждиной.


Тема №3. Ритм и пластика в танце XX века.

Современный бальный танец, его особенности, музыка, стиль исполнения. Айседора Дункан и ее вклад в развитие танца модерн. Рудольф Нуриев. Морис Бежар. «Болеро», «Дорога», «Симфония ре мажор», «В середине что-то подвешенное», «Океан» – обзор шедевров балета.


Тема №4. Завершающий этап изучения предмета.

Распределение тем рефератов или составление вопросов для зачета.



Индивидуальная защита рефератов. Зачет.
Примерные темы рефератов:

  • Истоки возникновения балетного театра;

  • Эпоха придворного балета;

  • Балеты на музыку П.И.Чайковского;

  • Основоположница советской школы классического танца А.Я.Ваганова;

  • Солисты русского, советского и зарубежного балета (по выбору);

  • Ансамбль «Березка» - сокровищница русского народного танца;

  • Многоцветье репертуара Государственного академического ансамбля народного танца под руководством И.А.Моисеева;

  • Выдающиеся хореографы современности: М.Бежар, М.Барышников, Р.Нуриев, Ю.Григорович, М.Каннингэм.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
Выпускник школы искусств, прослушавший курс «Беседы о хореографическом искусстве», должен ориентироваться в вопросах, связанных с развитием хореографического искусства:

  • продемонстрировать знания истории возникновения искусства танца;

  • продемонстрировать знания истории и развития зарубежного балетного театра;

  • продемонстрировать знания истории и развития русского балетного театра;

  • продемонстрировать знания развития современного балетного искусства;

  • показать общие и отличительные черты развития западного и русского балетного искусства;

  • иметь опыт анализа и обобщения полученных знаний;

  • потребность углубить полученные знания.

Этот комплекс знаний, умений и навыков учащийся показывает на контрольном уроке – зачете во 2-ом полугодии или пишет реферат на заданную тему и защищает его.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.


  1. Книги по истории балета.

  2. Журналы «Балет».

  3. Энциклопедия «Балет».

  4. Видеоаппаратура, видеокассеты.

  5. Аудиоаппаратура, аудиокассеты, компакт-диски.

  6. ТСО (компьютер, проектор, телевизор или DVD-проигрыватель)

  7. Дидактический материал к урокам


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бахрушин Ф. История русского балета. 1976.

  2. Бежар М. Мгновения в жизни другого. – М ., 1989.

  3. Ванслов В. Статьи о балете. – Л., 1989.

  4. Габович М. Душой исполненный полет. – М., 1967.

  5. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001.

  6. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1964.

  7. Гольцман А. Советские балеты. – М., 1985.

  8. Дешкова И. Иллюстрированная энциклопедия «Балет в рассказах и исторических анекдотах». – М., 1995.

  9. Захаров Р. Беседа о танце. – М., 1963.

  10. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. – Л., 1963.

  11. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – Л., 1971.

  12. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. – Л., 1983.

  13. Новерр Ж. Письма о танце. – М.-Л., 1965.

  14. Пасютинская Н. Волшебный мир танца. – М., 1985.

  15. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1984.

  16. Стюарт О. Рудольф Нуриев. – Смоленск, 1999.

  17. Фокин М. Против течения. – М., 1965.

  18. Фридеричиа А. Август Бурнонвиль. – М., 1983.

  19. Энтелис Л. 100 балетных либретто. – Л., 1971.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДШИ №2»



Валитова Лилия Николаевна. Образование высшее



Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет