Наш дом имени фрунзе



жүктеу 298.26 Kb.
Дата29.04.2019
өлшемі298.26 Kb.

Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации


имени М.В. Фрунзе

___________________________________________________________________



М е т о д и ч е с к и й о т д е л

Информационно-методический выпуск




НАШ ДОМ ИМЕНИ ФРУНЗЕ
(к 130-летию со дня рождения М.В. Фрунзе)


Москва

2015
Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры РФ

ХРОБОСТОВ Д.В.

Составители сборника:

начальник группы информационно-аналитической работы

Лещинская Т.П.,

методист


заслуженный работник культуры РФ

Галкин К.Г.,

методист


Калугин В.В.

Компьютерная обработка материала:



Лещинская Т.П.


Отзывы, предложения и пожелания просим направлять

по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр Вооруженных Сил РФ, методический отдел
Телефоны: 8 (495) 681-56-17,681-28-07, 688-63-08, 688-54-92

Факс:8 (495) 681-52-20
НАШ ДОМ ИМЕНИ ФРУНЗЕ
(К 130-летию со дня рождения М.В. Фрунзе)
Биографическая справка
Михаил Васильевич Фрунзе родился 2 февраля (21 января ) 1885 года в городе Пишпек, Семиреченской области, Туркестанского края (ныне Бишкек, Киргизия), в семье фельдшера.

После окончания гимназии в 1904 году поступил в Петербургский политехнический институт, где примкнул к большевистскому движению.

Активное участие в деятельности различных большевистских организаций Фрунзе стал принимать с конца 1904 года. Он установил связь с большевистским подпольем, позже вступил в тайный кружок, в котором изучал политическую экономию Маркса. Затем самому Фрунзе поручили вести рабочий кружок.

Вскоре Михаил Фрунзе вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Во время политической демонстрации на площади у Казанского собора его первый раз задержала полиция. После освобождения из участка Фрунзе взял в институте месячный отпуск и уехал в Москву для проведения большевистской работы. Из Москвы он часто выезжал в провинциальные города, где знакомил местных социал-демократов с обстановкой в Москве и Петербурге, передавал им революционную литературу.

9 января 1905 года на Дворцовой площади была расстреляна мирная демонстрация рабочих; Фрунзе был свидетелем этой расправы. В знак протеста все высшие учебные заведения были закрыты. Фрунзе получил увольнительный билет с 12 февраля до 1 сентября и выехал из столицы. Его отправили в город Ливны Орловской губернии, где он активизировал работу местной парторганизации.

В начале мая Московский комитет РСДРП направил Фрунзе на ответственную партийную работу в Иваново-Вознесенск, главный центр текстильной промышленности России с большой концентрацией рабочего населения. Фрунзе вел в Иваново-Вознесенске подпольную работу под псевдонимом Трифоныч. Он создал вооруженные боевые дружины для поддержания порядка в городе и успешно руководил ими.

15 июля 1905 года по заданию Иваново-Вознесенского комитета РСДРП Фрунзе переехал в Шую для ведения подпольной работы под кличкой Арсений. Здесь же его избрали ответственным организатором Шуйской группы большевиков.

29 октября Фрунзе был арестован в Иваново-Вознесенске и отправлен под надзор полиции в Казань. Оттуда он нелегально вернулся в Шую.

Вообще, опасность быть схваченным полицией угрожала Фрунзе постоянно, но его спасали находчивость, ловкость, выносливость, смелость, помощь других рабочих. Фрунзе хорошо владел искусством конспирации; часто менял явки и конспиративные квартиры. При этом он не прерывал интенсивной организаторской и пропагандистской работы. Он писал воззвания и листовки, тщательно готовился к каждому выступлению, внимательно изучал работы Маркса и Ленина.

24 марты 1907 года Фрунзе снова арестовали и отправили в тюрьму во Владимир. В 1909 году состоялся военный суд, на котором Фрунзе за вооруженное нападение на урядника приговорили к смертной казни, но за известного революционера вступилась общественность, и власти были вынуждены заменить смертный приговор каторгой, а позже ссылкой на вечное поселение в Сибирь.

За создание в селе Манзурке политической организации ссыльных Фрунзе был снова арестован и отправлен в губернскую тюрьму Иркутска. Фрунзе удалось бежать. Он приехал в Читу, где по поддельным документам получил место разъездного агента Забайкальского переселенческого управления.

Используя предоставившиеся по роду службы возможности, М.В. Фрунзе объехал многие места Забайкалья, где в то время в ссылке находились революционеры-подпольщики. Он устанавливал с ними связь, организовал доставку литературы, часто выступал с лекциями. Активная революционная деятельность Фрунзе не могла не привлечь внимания полиции. В марте 1916 года Фрунзе был вынужден покинуть Сибирь. Он приехал в Москву, затем перебрался в Петроград. Партийный центр направил Фрунзе на один из самых ответственных участков подпольной работы. В апреле он, имея паспорт на имя Михаила Александровича Михайлова, приехал в Минск, где устроился статистиком в Комитете Всероссийского земского союза Западного фронта.

Эта работа давала Фрунзе возможность часто выезжать на фронт. Там он устанавливал тесные контакты с революционно настроенными солдатами, создавал в воинских частях подпольные большевистские ячейки.

После Октябрьской революции Фрунзе активно занялся военной и политической деятельностью.

В январе 1918 года под его руководством в Шуе был создан первый отряд Красной Армии. Шуя стала местом сбора всех отрядов новой армии, создававшихся в Иваново-Вознесенском районе. Впоследствии из них был сформирован 57-й Шуйский полк.

Сначала отряды Красной Армии формировались из добровольцев, но по мере усиления интервенции против Советской Республики по решению V Всероссийского Съезда Советов был совершен переход от добровольческого принципа комплектования Красной Армии к всеобщей мобилизации трудящихся, введено обязательное военное обучение. Фрунзе возглавил Иваново-Вознесенский губернский военный комиссариат. По его инициативе были организованы инструкторские курсы всеобуча, которые посещал весь партийный актив губернии.

В ноябре 1918 года организовано бюро военных комиссаров Ярославского военного округа. По указанию Фрунзе при губернских комиссариатах создаются курсы по подготовке агитаторов для частей округа. Программа курсов предусматривала изучение экономического положения и экономической политики партии, актуальных военно-политических вопросов, истории российского революционного движения.

М.В. Фрунзе отличал высокий профессионализм, явившийся результатом самообразования, высокоразвитого чувства личной ответственности за порученное дело.

Еще одной существенной чертой стиля военной деятельности Фрунзе можно назвать творческий, инициативный подход к делу. Он превыше всего ставил исполнительскую дисциплину, неукоснительное выполнение приказов и распоряжений. Вместе с тем при решении любого вопроса стремился изыскивать все имеющиеся возможности, смело брал на себя ответственность за принятые решения.

Инициативу и творческий подход к делу М.В. Фрунзе высоко ценил и в других людях, всячески способствовал развитию этих качеств в подчиненных ему войсках. В приказах по округу он часто указывал некоторым руководителям на отсутствие у них должной энергии и инициативы в мобилизационной работе.

Военный талант Фрунзе проявился на фронтах Гражданской войны, где в начале 1919 года сложилась трудная обстановка в связи с начавшимся наступлением армии Колчака.

Приказом Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 года Фрунзе был назначен командующим 4-й армией, действующей на южном крыле Восточного фронта.

С назначением Фрунзе на должность командарма начался период его боевой полководческой деятельности.

В конце января 1919 года Фрунзе прибыл в штаб 4-й армии Восточного фронта, размещавшийся тогда в Самаре.

Главный удар по центральному участку Восточного фронта наносила Западная армия колчаковцев, имевшая около 50 тысяч штыков и сабель. Противостояла ей 5-я армия, которая к весне имела в строю всего 11 тысяч штыков и около 300 сабель. Такими ограниченными силами армия действовала в полосе длиной свыше 180 км.

6 марта белогвардейская Западная армия предприняла решительное наступление. Она располагала подавляющим превосходством в силах и средствах. Естественно, 5-я армия не смогла сдержать мощный натиск сил противника и начала отступление в юго-западном направлении.

Южнее уфимского района советские войска еще держали инициативу в своих руках.

5 марта Реввоенсовет Восточного фронта назначил М.В. Фрунзе командующим создаваемой Южной группой; ему предстояло также сформировать Туркестанскую армию.

10 апреля Фрунзе подписал приказ, в котором объявил о создании новой Южной группы.

В условиях трудной обороны и отступления перед советскими войсками ставилась задача на переход в наступление и разгром главной группировки противника.

Впервые в условиях гражданской войны при разработке плана контрнаступления был воплощен принцип массирования сил и средств в оперативных масштабах. На решающем направлении, в полосе протяженностью около 200 км, Фрунзе сосредоточил 49 тысяч штыков и сабель при 152 орудиях, а на удержание остальных 700 км выделил всего 22 тысячи штыков и сабель и 80 орудий.

Позже выяснилось, что Фрунзе точно определил направление главного удара. Это позволило советским войскам добиться успеха за короткий срок. Колчаковские войска были разбиты.

20 сентября 1920 года В.И. Ленин в личной беседе проинформировал Фрунзе об установках ЦК партии по ведению борьбы против Врангеля. 21 сентября было подписано постановление Реввоенсовета Республики о формировании Южного фронта в составе 6, 13 и 2-й Конной армий. Командующим назначался М.В. Фрунзе.

Фрунзе прибыл в Харьков, где был наскоро сформирован штаб фронта. Здесь он приступил к планированию операции.

Начало решительного наступления на Врангеля откладывалось ко времени подхода 1-й Конной армии. Были приняты определенные меры для ускорения ее продвижения.

Врангель, стремясь сорвать перегруппировку советских войск и улучшить свое исходное положение для удара на Донбасс, еще 14 сентября нанес поражение 42-й и 40-й стрелковым дивизиям 13-й армии, отбросив их к востоку и северо-востоку от железной дороги Пологи-Бердянск. К исходу сентября 1920 года белогвардейцы добились определенных успехов в Северной Таврии, выйдя к Екатеринославу и к границам Донбасса. Но для развития успеха на этих направлениях у них не хватало сил.

6 октября 1920 года Врангель приостановил наступление на Донбасс и силами 1-го армейского корпуса начал вторжение на правый берег Днепра в районах Никополя и Александровска. Только благодаря мерам, заблаговременно принятым Фрунзе (они заключались в усилении группировок войск на угрожаемых направлениях и своевременной переброске резервов кавалерии) противник потерпел сокрушительное поражение. Врангелевцы вернулись на левый берег.

Полным провалом закончилась и попытка Врангеля силами 2-го армейского корпуса генерала Витковского захватить каховский плацдарм. Позиционную оборону плацдарма врангелевским частям прорвать не удалось.

Таким образом, противник утратил инициативу и, несколько оттянув к югу свои части, перешел к обороне на всем фронте от устья Днепра до города Ногайска. Важное оперативное значение имели плацдармы у Каховки, Нижнего Рогачика и Никополя, прочно удерживаемые советскими войсками.

Южный фронт интенсивно усиливался, значительно повысилась его боеспособность, благодаря удачному подбору командного состава.

К 27 октября 1920 года Врангель закончил реорганизацию войск. В Северной Таврии белогвардейская армия насчитывала 8 пехотных и 6 кавалерийских дивизий, одну кавалерийскую бригаду – всего 41 тысячу штыков и свыше 17 тысяч сабель.

Под давлением представителей Антанты Врангель решил остаться в Северной Таврии, дабы упорной обороной отразить контрнаступление войск Южного фронта, а затем мощным контрударом из района Верхних и Нижних Серогоз во фланг войск Южного фронта разгромить их и создать выгодные условия для усиления борьбы против войск Советской Республики. Если же в Северной Таврии оборона вдруг будет неудачной, предполагалось удержанием крымских перешейков не допустить прорыва советских войск на полуостров.

Войска Южного фронта к 27 октября насчитывали 3 общевойсковые и 2 конные армии (99,5 тысячи штыков и 33,6 тысячи сабель). Такой массы подвижных войск Красная Армия еще не имела. Но создать надежную плотность окружения, хотя бы на путях отхода противника в полосе до 100 км, было невозможно. Именно эту полосу должна была занять 1-я Конармия.

Значительный перевес красных войск на Южном фронте был достигнут еще и потому, что 2 октября 1920 года было заключено так называемое «старобельское соглашение», в соответствии с которым находившаяся на стыке 4-й и 13-й армий Повстанческая армия Н.И. Махно обязалась вместе с красными вести борьбу против «контрреволюции». Что касается распределения задач между войсками на Южном фронте, то конечная задача Повстанческой армии заключалась в захвате крымских перешейков и в прорыве в Крым.

Махновцы прорвались в тыл врангелевских войск, но опасались штурмовать перешейки. Фрунзе, не надеясь на это, поставил задачу штурма и перед 6-й армией.

Стратегическая наступательная операция Южного фронта была проведена в короткие сроки (20 суток). Она включала два этапа. В ходе контрнаступления в Северной Таврии белогвардейцы были разгромлены, советские войска получили выход к крымским перешейкам. Перекопско-Чонгарская операция заняла четверо суток и включила в себя форсирование Сиваша, прорыв сильно укрепленных крымских позиций и полное освобождение Крымского полуострова.

В последние годы жизни (с 1922 по 1925) М.В. Фрунзе находился на партийной работе. Он был избран членом ЦК РКП(б), участвовал в работе съездов.

М.В. Фрунзе сыграл значительную роль в становлении и развитии советской военной науки, внес весомый вклад в теорию и практику военного искусства. Под его руководством были заложены основы военно-научной работы в Советских Вооруженных Силах, при его активном участии велись дискуссии по вопросам военного строительства, военной доктрине, проблемам будущей войны, о роли в ней человека и технических средств борьбы, их соотношении. Фрунзе принадлежит большая заслуга в разработке советской военной доктрины. Важное значение имело определение им характера будущей войны, которая виделась ему всеобъемлющей и решительной, способной втянуть в свой круговорот и подчинить себе все стороны общественной жизни, все без исключения общественные интересы. Будущую войну Фрунзе в значительной степени считал войной машин, но решающую роль в ней отводил человеку. На основе анализа опыта 1-й мировой и Гражданской войн сделал ряд ценных обобщений по вопросам военной теории в стратегических, оперативных и тактических масштабах. Основным видом военных действий считал наступление с большим размахом и высокой маневренностью, придавал большое значение выбору направления главного удара и созданию мощных ударных группировок, но не умалял и роли обороны. В своих трудах Михаил Васильевич Фрунзе отмечал, что в современной войне увеличилось значение операций на окружение, а также резко возросла роль тыла, научно-технического прогресса, уделял большое внимание подготовке тыла страны как основы оборонной мощи Советского государства, техническому оснащению армии и флота. В ознаменование заслуг Фрунзе в области науки в 1926 году учреждена премия его имени. Им были поставлены и решены многие вопросы обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил, нашедшие затем свое подтверждение и последующее развитие. Он научно обосновал необходимость оценки морального фактора воюющих сторон, требовал поддержать в Красной Армии высокую боевую готовность и воспитывать ее воинов в духе активных и решительных действий. Военно-теоретические взгляды Фрунзе сыграли важную роль в развитии советского военного строительства, и многие из них нашли отражение в уставах и наставлениях Красной Армии, разработанных после Гражданской войны. Член ВЦИК с января 1918, член Президиума ЦИК СССР. Награжден двумя орденами Красного Знамени и Почетным революционным оружием.

30 сентября 1925 года его поместили в Кремлевскую больницу в связи с язвой желудка, затем перевели в Боткинскую больницу, где сделали операцию.

31 октября 1925 года М.В. Фрунзе скончался.3 ноября его похоронили в Москве на Красной площади.



Слово издателя

«Русский офицер» - звучит гордо

Фрунзе, воспитанный в традициях русской армии, едва не застрелился, когда пообещал белым офицерам в Крыму отпустить их, если они дадут честное слово не воевать против Советской власти и сдадут оружие, а Троцкий распорядился любыми средствами белое офицерство заманивать и истреблять без суда и следствия… В то время Фрунзе погон не носил, однако чувствовал, что подлость Троцкого обесчестила его, принудила нарушить данное офицерское слово.

Никита Михалков,

журнал Никиты Михалкова «Свой»,

июль 2014

ОБРАЗОВАНИЕ ДОМА КРАСНОЙ АРМИИ
Реввоенсовет СССР памяти М.В.Фрунзе

Вчера, в 12 часов дня состоялось заседание Реввоенсовета СССР, на котором присутствовали т тт. Уншлихт, Егоров, Буденный, Ворошилов, Бубнов, Левичев, Ланда, Якир, Соловьев, Шапошников и др.

Открывая заседание, тов. Уншлихт предложил почтить память М.В.Фрунзе вставанием и обратился к членам Реввоенсовета со следующими словами:

– Незаменимую утрату понесла рабоче-крестьянская армия. На заседании Реввоенсовета нет необходимости говорить о заслугах тов. Фрунзе. Мы видели и знаем работу Михаила. Васильевича. Тов. Фрунзе был руководителем армии, который понимал, что надо уметь не только приказывать, но и исполнять приказания. Если мы ценим и уважаем ушедшего от нас вождя и товарища, мы должны идти его дорогой.

Затем Реввоенсовет переходит к обсуждению поставленных на повестку дня вопросов.

Тов. Уншлихт указывает, что еще при жизни тов. Фрунзе мечтал о постройке в Москве Центрального Дома Красной Армии. В этом доме он мыслил объединить работу рядового красноармейца с командным составом. Мечту тов. Фрунзе мы должны выполнить. Надо принять меры, чтобы сейчас же приступить к постройке дома Красной Армии и присвоить ему имя тов. Фрунзе. Необходимо обратиться с воззванием ко всей Красной армии, чтобы каждый красноармеец своими грошами мог принять участие в постройке этого дома.

Предложение тов. Уншлихта встречает поддержку со стороны тов. Егорова, Буденного, Левичева, Ворошилова и др.

В результате обсуждения – Реввоенсовет постановил: Увековечить память М.В.Фрунзе постройкой в Москве Дома Красной Армии имени тов. Фрунзе. Обратиться к правительству Союза и союзных республик с ходатайством об ассигновании средств на постройку Центрального Дома Красной Армии. Обратиться к Красной Армии с воззванием принять участие в постройке и организации Дома путем денежных сборов. Отчислить на постройку дома полпроцента от сметы.

Затем тов. Уншлихт сообщил, что на собрании слушателей Военной Академии, посвященном памяти М. В. Фрунзе, было решено ходатайствовать перед Реввоенсоветом о присвоении Военной Академии имени тов. Фрунзе. Реввоенсовет постановил удовлетворить ходатайство Военной Академии, присвоив ей название: «Военная Академия имени тов. Фрунзе».

Кроме того, Реввоенсовет постановил приспособить зал заседаний Реввоенсовета так, чтобы в нем можно было поместить военную библиотеку тов. Фрунзе и все его боевое оружие. Решено также одному из учреждений школ или кораблей морского ведомства присвоить имя тов. Фрунзе.

По предложению тов. Эйдемана, Реввоенсоветом избрана комиссия под председательством тов. Бубнова в составе тт. Якира и Эйдемана, которой в срочном порядке поручено подготовить издание трудов тов. Фрунзе.



Газета «Красная звезда», 3 ноября 1925г.


Речь Уншлихта И.С.

при открытии ЦДКА 23 февраля 1928
Заместитель председателя РВС СССР тов. Уншлихт, встреченный овацией, говорит:

– Сегодня открывается Центральный Дом Красной Армии, который должен сыграть колоссальную роль в деле культурного строительства Красной Армии, стать центром развития военно-политической мысли. В дни гражданской войны мы не могли выделять достаточно средств для культурной работы. После гражданской войны нужно было бросать средства на хозяйственное и экономическое строительство, на залечивание ран, нанесенных гражданской войной.

Несмотря на все это, мы провели большую культурную работу в армии.

С общим ростом страны растет и красноармейская масса. Сейчас красноармеец не тот, каким он был несколько лет тому назад, поэтому кадры политических и военных работников должны удовлетворить эти возросшие требования. Эта работа создает большую нагрузку для начсостава. При такой нагрузке нужно создать обстановку для отдыха начальства, такую обстановку, где он мог бы не только развлечься и отдохнуть, но и освежить свои знания, следить за общеполитической жизнью страны, теснее сблизиться с рядовым красноармейским составом.

Центральный Дом и будет таким местом отдыха, лабораторией военной мысли, местом смычки командира и красноармейца, трудящихся и Красной Армии.

В день 10-й годовщины мы открываем не только ЦДКА, но и ряд Домов армии в других городах. Центральный Дом Красной Армии создан благодаря энергии его строителей, благодаря активному содействию командиров и красноармейцев, при помощи советской общественности, советских организаций, в первую очередь Моссовета, отпустившего крупные средства на его оборудование.

От имени РВС СССР приношу благодарность всем организаторам и строителям Дома, всем организациям, содействовавшим удачному осуществлению этого трудного дела. Тесная спайка трудящихся и Красной Армии, проявленная в деле строительства Дома, должна еще более укрепиться в будущей работе Дома. Только при активном участии военнослужащих и трудящихся в работе Дома он выполнит свое назначение.

С приветствием от имени ЦК ВКП(б) выступил тов. Бухарин.



Газета «Красная звезда» от 24 февраля 1928 г.

ВЕЧЕР ПАМЯТИ М. В. ФРУНЗЕ
Вчера в Центральном Доме Красной Армии был проведен вечер, посвященный памяти покойного вождя Красной армии тов. М.В. Фрунзе.

В Краснознаменном зале ЦДКА собрались близкие друзья и соратники тов. Фрунзе, слушатели и преподаватели Военной академии РККА, командиры Московского гарнизона.

С напряженным вниманием слушают командиры воспоминания тт. Эйдемана, Венцова, Ф. Ф. Новицкого о величайшем полководце Красной Армии.

– Его замечательная жизнь,– говорит тов. Эйдеман,– весь его облик – составная часть железного фонда революции. По этому образцу будут равняться многие поколения бойцов революции.

Тов. Эйдеман образно рассказал собранию о тех чертах деятельности М. В., которые характеризуют его, как вождя революционной Рабоче-крестъянской Красной Армии.

– Это особенно важно отметить сейчас,– сказал тов. Эйдеман,– когда с особой остротой выдвигается вопрос о кадрах Красной Армии. От Фрунзе, – от этого передового солдата революции, надо унаследовать то, что характеризует его, как революционного полководца.

Его оперативное искусство характеризовалось смелостью и активностью. Он был сторонником решительных, уничтожающих операций. Лучшие примеры этих свойств оперативного искусства Фрунзе,– операции против Колчака, уничтожение Врангеля. Вся стратегия его была пропитана революционной бодростью, напористостью. Фрунзе, как оператора, будут долго изучать исследователи гражданской войны. Все операции Фрунзе отмечены особой тщательностью не только в выработке, но и в подготовке по проведению и осуществлению принятых уже решений. Основным принципом Фрунзе было: «Нельзя быть никогда достаточно сильным в том месте, где ищешь победы».

Другая черта, характеризующая Михаила Васильевича, как революционного полководца, – это умение сочетать качества оперативного вождя с глубоким пониманием психологии и настроения масс, постоянно быть с ними. Вот почему он – стратег – оказывается в передовых частях, на поле боя в решительные моменты. Он никогда не выпускал нити управления из своих, но он всегда чувствовал, где бьется сердце и пульс событий, и был там. Он обладал редким умением подойти к массам, – умением большевика, ленинца, выкованного еще в боях революции 1905 года.

После гражданской войны он со всей смелостью выдвинул принципы нашей военной доктрины, заложил основы строительства вооруженных сил советской страны.

Именно сейчас, когда огромное значение приобрели вопросы воспитания и подготовки наших кадров,– образ и деятельность этого замечательного вождя Красной Армии должны быть глубоко изучены нашей военной мыслью.

Тов. Венцов рассказал о методах и приемах работы М. В. Фрунзе.

– Михаил Васильевич,—говорит тов. Венцов,– наряду с крупнейшими проблемами умел обращать внимание и на мельчайшие детали. Это внимание к деталям нужно нам сейчас. Наряду с этим характерным для Михаила Васильевича являлось сочетание исключительной душевной мягкости, внимательного, товарищеского отношения к работникам с большой непримиримой принципиальностью в основных, крупных вопросах.

Соратник тов. Фрунзе на Восточном фронте тов. Ф. Ф. Новицкий поделился с собравшимися воспоминаниями о работе покойного вождя во время проведения Омской и Уральской операций в 1919 году.

«Красная звезда», 1 ноября 1929г.

ПЯТЬ ЛЕТ ЦДКА
ЦДКА является крупнейшим культурным учреждением Советского Союза. За минувшие пять лет годовая посещаемость Дома выросла с 257 тысяч человек в 1928 году до 2100 тысяч человек в 1933 году. За эти же годы бюджет ЦДКА вырос с 420000 рублей до 9960000 рублей в 1933 году.

Политические доклады, лекции, консультации, собрания, выставки, чередуясь между собой, являются основным костяком работы ЦДКА. За весь 1928 год ими было охвачено до 15000 человек, в 1932-33 годах за три месяца их посетило 16000 человек.

Через военные кабинеты, лаборатории, через стрелковый тир ЦДКА ведет работу по изучению армии сегодняшнего дня. Через постоянную выставку военной техники РККА прошло свыше 70000 человек. Только за 1932 год было охвачено лекциями, докладами, техническими боями и учебными фильмами свыше 100000 бойцов и командиров Московского гарнизона.

Через курсовую сеть ЦДКА за 5 лет прошло около 7000 человек. Сегодня ЦДКА руководит обучением 1870 человек. За 5 лет ЦДКА на деле стал центром художественного обслуживания Красной армии. Масштаб работы уже перерос границы Москвы и Московского округа. В 1932 году ЦДКА организовал на 447 различных сценических площадках 1465 концертов, не считая использования московских театров.



Газета «Красная звезда» от 26 февраля 1933 г.

В труднейших условиях создается и работает Театр Красной армии в составе трех творческих коллективов, ансамбль красноармейской песни и театр малых форм. Театр выпустил ряд добротных спектаклей о Красной армии и ее героическом прошлом: «КВЖД», «Междубурье», «Компромисс», «Махновцы», «Удар в степь», «Первая конная», «Военком», «Мстислав удалой». К пятилетию ЦДКА театр занял прочное место в ряду театров Москвы.

5 лет существует симфонический оркестр ЦДКА. Своими ежегодными поездками он в сотнях тысяч экземпляров продвигает в Красную армию революционные боевые песни, поднимает музыкальную самодеятельность частей и приобщает бойцов к лучшим произведениям мировой музыкальной культуры.

Газета «Красная звезда» от 26 февраля 1933 г.

Музей Красной армии проводит большую работу, кропотливо собирает исторические материалы и является богатейшим хранителем исторических материалов, предоставляя возможность их широкого использования и агитатору, и пропагандисту, и советскому писателю и художнику, и работникам советской кинематографии, и художественным издательствам.

Через музей РККА проходит около 200000 человек в год. По своей посещаемости музей РККА находится в пятерке лучших музеев пролетарской столицы. Свою работу на периферии музей РККА начал эпизодическими изданиями и передвижными выставками — их свыше 1000 ушло по Советскому Союзу, а кончает эту работу открытием в 1933 году 10 новых провинциальных музеев РККА в крупнейших политических центрах страны.



Газета «Красная звезда» от 26 февраля 1933 г.

В 1928 году ЦДКА было организовано 6 путешествий со 160 участниками. В 1932 году было организовано 262 путешествия через Крымские военно-туристические базы ЦДКА прошло за год 8000 командиров, в Москве за год принимается свыше 2000 экскурсантов – военнослужащих из далеких гарнизонов.

В первую пятилетку существования ЦДКА встали в строй: гостиница, лыжная станция, парк, ряд павильонов, крымские воентурбазы, два дома отдыха, две новых аудитории (пристройка к ЦДКА), гараж и ряд подсобных построек. В текущем году ждет своего пуска новый шестиэтажный корпус завода наглядных военно-учебных пособий.
Газета «Красная звезда» от 26 февраля 1933 г.

СБЫЛАСЬ МЕЧТА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ФРУНЗЕ

В годы гражданской войны, на бивуаках после тяжелых переходов, Михаил Васильевич Фрунзе любил помечтать о будущем. Он собирал вокруг себя друзей и умелыми рассказами втягивал их в круг своих мечтаний.

Беседы постоянно склонялись к темам о культуре Красной Армии, о быте бойцов, о военном и политическом воспитании красноармейцев и командиров. Михаил Васильевич был всегда полон забот о создании красноармейцам лучших условий жизни и учебы. И нередко он мечтал вслух о том, что по окончании войны, когда последний враг будет изгнан с советской земли, в самом центре освобожденной республики, в Москве, будет создан культурный военный центр. В нем, как в зеркале, отразятся все достижения Красной Армии. Он будет достойным памятником героическому прошлому. Этот культурный центр, подобного которому не знает ни одна армия мира, должен быть одновременно и лабораторией военно-научной мысли Рабоче-Крестьянской Красной Армии и местом отдыха для красноармейцев и командиров. В нем будут собраны трофеи прошлых лет, в нем молодые бойцы – красноармейцы будущих призывов – смогут творчески расти, развивая свои способности, смогут учиться всему, чему пожелают: военному делу и музыке, тактике боя и драматическому искусству...

Прошли годы. Безвременная смерть помешала тов. Фрунзе осуществить его мечту. Но 2 ноября 1925 года Реввоенсовет в специальном заседании постановил:

«Увековечить память т. Фрунзе Михаила Васильевича постройкой в г. Москве Центрального дома Красной Армии его имени».

Так начинается история грандиозного культурного военного центра – ЦДКА, о создании которого лучшие люди Красной Армии мечтали на фронтах гражданской войны.

Со всех концов Советского Союза текли в Москву денежные переводы. Красноармейцы, командиры, учащиеся, рабочие и служащие, солидные учреждения и группы домашних хозяек собирали средства на постройку Дома, который все называли своим...

Моссовет предоставил в ведение военных организаций большое здание бывшего Екатерининского института для перестройки и переоборудования его под Центральный дом Красной Армии.

В 1928 году, в день 10-летия Красной Армии, ЦДКА был торжественно открыт, и первые посетители – красноармейцы и командиры – вошли под его гостеприимные своды.

Прошло 10 лет. Дом на площади Коммуны стал известен всей стране. По его подобию в городах и красноармейских частях организуются Дома Красной Армии. Свое десятилетие, наступающее в этом году, ЦДКА празднует в расцвете кипучей деятельности...

С утра и до поздней ночи не смолкают голоса в сводчатых коридорах; просторные залы и светлые кабинеты всегда открыты для посетителей.

Гимнастические залы ЦДКА по своему оборудованию едва ли не лучшие в Москве.

Спортивный коллектив ЦДКА имеет в своем составе свыше 1 300 чел. Под постоянным врачебным надзором молодые бойцы развиваются в прекрасных спортсменов. Футболисты, хоккеисты, пловцы, бегуны ЦДКА завоевывают первые места на всесоюзных спортивных соревнованиях. Имена некоторых спортсменов, воспитанных в ЦДКА, известны не только в СССР, но и во всем мире.

Из репетиционного зала № 1 доносятся звуки симфонии. Сквозь стеклянные двери видны чинные ряды музыкантов. Красноармейцы. Дирижер тоже в военной форме. Вдумчивые лица. Глубокая музыка. Здесь репетирует симфонический оркестр ЦДКА. В репетиционном зале № 2 происходит нечто очень веселое. Полукругом стоят красноармейцы. Они поют. Баянисты широко раздвигают меха своих звучных инструментов, тренькают балалайки, а в центре полукруга несколько танцоров, освободившись от гимнастерок, танцуют с большим искусством. Мы видим ордена на груди у некоторых членов коллектива. Не трудно узнать – это репетирует Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски. Этот коллектив родился и вырос в ЦДКА. Теперь он знаменит на весь мир. Но куда бы ни заносили его ураганы оваций – в Самарканд или в Париж, – он всегда с любовью стремится в «отчий дом», в Центральный дом Красной Армии, где в одном из многочисленных залов упорно работает над новым репертуаром.

Из Концертного зала доносятся одинокие звуки рояля. Кажется, будто кто-то неумело пытается одним пальцем подобрать мелодию. Настройщик постукивает по клавишам, извлекая какую-то мелодию из прекрасного концертного рояля. На стульях зрительного зала уже разложены програмки. Вечером предстоит большой концерт. Два лучших советских музыканта – скрипач Давид Ойстрах и пианист Яков Флиер – выступят здесь с творческим рапортом Красной Армии.

«Билеты распределяются» – стоит в афише. Билеты распределяются по частям Московского гарнизона, и вечером командир части будет сидеть в партере рядом с рядовым красноармейцем, беседуя с ним о музыке, о том, кого лучше исполняет Флиер – Листа или Шопена.

В Кварцевом зале – синевато-белый свет и шипение ламп. Полуголые тела под ослепительными целебными лучами.

В аудиториях – лекции, уроки, испытания. В кабинете практики иностранной речи – урок английского языка.

Колоссальная библиотека. Книги по всем военным вопросам.

В Доме уютно. В самых неожиданных местах вас встречают маленькие гостиные с глубокими креслами и радиоприемниками...

Дети веселятся в детской комнате. Они могут здесь и петь, и плясать, и стрелять из игрушечных ружей, и даже ловить сетями золотых рыбок в большом аквариуме.

Много интересного и полезного можно увидеть в ЦДКА. В Музее Красной Армии – трофеи героических прошлых лет. Это – патетическая история. Двумя этажами выше – авиационная выставка. Это – наши дни. Модели всех советских дирижаблей. Во весь рост высятся здесь спортивные и учебные самолеты, подлинные машины, на которых можно летать, новейшие моторы «АМ-34».

Лучшие художники стремятся выставить свои произведения в залах ЦДКА. Всем известно, что нет более строгого, справедливого и отзывчивого ценителя искусств, чем боец Красной Армии.

Стройные, подтянутые люди заполняют концертные залы. Часто на эстраде устанавливают микрофон, и тогда аудитория колоссально вырастает. Концерты, транслируемые, из ЦДКА, слушает весь мир.

До позднего вечера бурлит жизнь в этом замечательном Доме.

Так сбылась мечта Михаила Васильевича Фрунзе. В самом центре великой Москвы родился и вырос культурный военный центр – ЦДКА.


Н. Лабковский

«Вечерняя Москва», 10 февраля 1938г.

Из книги почетных посетителей ЦДКА-ЦДСА

В день десятой годовщины своего существования, Красная Армия получила ценное приобретение, обогатилась крупнейшим организатором культурно-просветительной и политико-воспитательной работы – Центральным Домом Красной Армии. Это приобретение далось ценою большого напряжения и усилий... ЦДКА должен стать не только центром отдыха и развлечения для начсостава, но и местом освежения и углубления его знаний, центром военно-научной работы, должен стать вольной академией командира РККА. Начсостав должен быть заботливым хозяином Дома, где работники Красной Армии встречались бы с людьми науки и техники и обменивались бы с ними своим опытом и знаниями.
Климент Ефремович Ворошилов


Всегда с волнением бываю в этом прекрасном Доме. ЦДСА и в моей –невоенной формально – жизни играл и играет немалую роль.

Желаю ЦДСА быть всегда интересным и необходимым для воина. А посетителям желаю славы и доблести.

Лев Ошанин


Поздравляю с праздником Великой Победы Советских Вооруженных Сил. От всего сердца приношу благодарность всем культработникам Советской Армии и Военно-Морского Флота, всем политработникам, на долю которых выпадает огромная и почетная задача воспитания бойцов нашей армии.

Народная артистка СССР Е. Гоголева

Благодарю ЦДСА за внимание, не раз выступал здесь по вашему любезному приглашению. Обещаю и впредь откликаться на ваш зов, так как считаю себя и по сей день в строю.

Герой Советского Союза, писатель Владимир Карпов

С ЦДСА связано для меня лично много дорогих воспоминаний. Здесь я встречался со своими соратниками, боевыми командирами, с молодостью нашей армии и в напряжении ратных будней, и в дни радостных знаменательных праздников, юбилеев.

Желаю вам, дорогие товарищи культпросветработники, новых успехов в вашем замечательном труде, благотворно влияющим на боевую службу и жизнь наших славных воинов.

Маршал Советского Союза С. Буденный
Большая честь и радость выступать в Центральном Доме Советской Армии. Я как композитор благодарю руководство Дома Советской Армии за эту огромную работу, которую ведет коллектив Дома в продолжение многих десятилетий.

Идеологическое и эстетическое воспитание воинов нашей армии – одна из самых высоких, нужных и ответственных задач всех тех, кому дорога наша могучая армия.

Желаю новых и еще больших успехов в вашей благородной и доблестной службе.
Герой Социалистического Труда Арам Хачатурян

Коллективу Центрального Дома Советской армии имени М.В.Фрунзе и всем армейским культпросветработникам желаю дальнейших творческих успехов в благородном деле воспитания воинов и молодежи на славных боевых традициях доблестных Вооруженных Сил.

Генерал армии П. Батов

С благодарностью буду вспоминать встречу с воинами в ЦДСА на вечере «Советские офицеры».

Летчик-космонавт СССР В .Лашрев
Очень хорошее дело обслуживать бойцов и командиров книгой. Библиотека-автомобиль завоевала симпатии красноармейцев. Они получили много книг, выбранных ими по своему желанию. Библиотека-автомобиль ЦДКА стала теперь у всех красноармейцев желанным гостем.

4.9.41. Политрук Н. Карпов

Сейчас, когда отмечается 50 лет со дня создания ЦДСА имени М.В.Фрунзе, мне сразу вспоминается время Великой Отечественной войны. Отсюда нам, артистам Малого театра, не раз приходилось получать путевки на фронт. В этих бригадах участвовала не только молодежь, но и прославленные актеры, такие, как А.А.Остужев, П.М.Садовский, С.Б. Межинский, Е.Н.Гоголева, М.И.Царев, И.В.Ильинский и другие. Щедро они несли свое искусство фронтовикам.

Комиссия при ЦДКА знакомилась с репертуаром бригады и программой концертов, при необходимости вносила коррективы в программу. Неутомимы были работники ГлавПУра – начальник отдела культурпросветучреждений полковник А.А.Царицын, офицеры Б.М.Ярустовский и И.В.Иестьев, инструкторы отдела пропаганды и культурно-массовой работы ЦДКА С.Л.Чернова и А.М.Сандлер.

Просмотр программы бригад проходил обычно в малом концертном зале. Свои пожелания члены комиссии формулировали кратко. Но вот бригада «принята». Мне вручают командировочное удостоверение, узнаю, куда именно ехать, в чье распоряжение. На складе ЦДКА получаем продуктовый паек на дорогу, автобус ЦДКА, и мы с рюкзаками отправляемся на вокзал. Очередная поездка на фронт началась.

Народная артистка РСФСР Варвара Александровна Обухова

Многие годы, читая лекции в этом здании, удивлен и поражен теми изменениями в лучшую сторону, которые произошли за последние десятилетия. Глубоко благодарен всем людям, преобразившим этот дворец, отдающим душу и сердце благородному делу – воскрешению русской культуры и искусства.

Профессор Белов

Я счастлива, что после тяжелейших войн в Северной Осетии и Чечне, я, ингушка, находящаяся между двумя прессами войны, увидела эту красоту, вернулась в былое, получила большой духовный заряд. Спасибо!

Лейла Цароева. Ингушетия

Замечательно, что Вы, сотрудники Культурного центра, собрали и сохранили эту красоту, достояние нашего народа. Воспитание красотой - очень важный элемент формирования духовных качеств человека.

Да благослови Вас Бог за Ваш труд!

Настоятель Крутицкого подворья протоиерей Валентин Чаплин

Сколько же хороших воспоминаний у меня от встречи с Вами, от совместной дружной работы, то ли по бригадным поездкам в войсковые части, то ли от многих, многих концертных выступлений в чудесных залах любимого всеми Дома Советской Армии.

Хотелось бы каждому крепко пожать руку, поблагодарить от сердца и видеть всех счастливыми и радостными. Шлю Вам сердечный привет и глубокое уважение.

Народная артистка СССР Е. Гоголева

Возрождение России – есть обретение духовности, накопленной тысячелетней историей Православной Руси, а воин через прекрасное вернется к тому, что есть долг перед Отечеством!

Честь имею, Герой Советского Союза А. Солуянов

Примите от меня самые искренние и сердечные пожелания всем вам дальнейших творческих успехов на благо наших славных Вооруженных Сил, доброго здоровья и большого личного счастья в жизни каждого из вас.
Маршал Советского Союза А. Василевский

За заслуги перед армейской культурой Культурный центр Вооруженных Сил награжден орденами Красной Звезды (1968г.) и Октябрьской Революции (1978 г.). В 1995 году Культурный центр был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации.

Отметив 85-летие со дня своего основания КЦ ВС РФ продолжает наращивать усилия, направленные на то, чтобы средства культуры и искусства служили героико-патриотическому воспитанию личного состава, укреплению воинской дисциплины и морального духа войск, сплочению воинских коллективов, мобилизации их на успешное решение задач повышения боевой готовности и боевой выучке и, организации досуга людей, приобщению воинов к национальным и мировым культурам и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка ………………………………………………………

Слово издателя.

«Русский офицер – звучит гордо»…………………………………………….
Образование Дома Красной Армии.

Реввоенсовет СССР памяти М.В. Фрунзе…………………………………….


Речь Уншлихта И.С. при открытии ЦДКА 23 февраля 1928………………..
Вечер памяти М.В. Фрунзе…………………………………………………….
Пять лет ЦДКА…………………………………………………………………
Сбылась мечта Михаила Васильевича Фрунзе ………………………………
Из книги почетных посетителей ЦДКА – ЦДСА …………………………….


Каталог: images -> struktura -> metodicheskiy otdel -> metodicheskie posobia
images -> Педагогиканы ң жалп ы негіздер І
images -> Әуе кемелерінің халықаралық ұшуын қамтамасыз етуге арналған әуежайларды ашу және жабу қағидасын бекіту туралы
images -> Техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім беру саласында көрсетілетін мемлекеттік қызметтер стандарттарын бекіту туралы
images -> Бағдарламасы 11. 09. 2017-17. 09. 2017 ДҮйсенбі, 11 қыркүйек 7: 00 ҚР Әнұраны 7: 00 "Ауырмайтын жол ізде"
metodicheskie posobia -> Сбылась мечта михаила васильевича фрунзе


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет