Недавно Муслиму Магомаеву присвоено звание народного артиста СССР. В интервью



жүктеу 63.09 Kb.
Дата13.11.2018
өлшемі63.09 Kb.
түріИнтервью



По просьбам читателей
Недавно Муслиму Магомаеву присвоено звание народного артиста СССР. В

интервью, опубликованном ниже, артист рассказывает о своих взглядах на

музыкальное искусство, о работе над репертуаром, принципах формирования

программ, о том, что привлекает его в сложной, многотрудной профессии

певца.

РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ
- Для певца музыка- это его повседневный, упорный, интересный и волнующий

труд. Настоящий артист не мыслит своей жизни без сцены. И бывает обидно за

тех исполнителей, которые уйдя со сцены, со вздохом облегчения говорят:

Слава Богу, отработал! Конечно, доля певца нелёгкая: невыносимо жарко от

света прожекторов, дрожат колени от волнения, пересыхает в горле.

Пение требует много сил и энергии. Когда я здоров, готов петь и петь без

конца, сколько бы ни просили. Когда же голосовые связки не в порядке,

счастье творчества превращается в муки творчества. Ведь, выходя на сцену,

нужно отдавать себя всего, без остатка. Зритель необычайно чувствителен к

настроению актёра. Однажды, эксперимента ради, я решил немного поскупиться

на отдачу, и это сразу же передалось зрителю- они поскупились на

аплодисменты. Многие мне говорят: Побереги себя. Щади себя на сцене. Я

отвечаю честно: Этого я не умею и не хочу .

- Читателю интересно знать, как отбираете Вы концертный репертуар? По

какому принципу строите программы?

- Я считаю, что каждый певец должен прежде всего искать своё

произведение, тщательно обдумать его за фортепиано, решить по-своему,

вложить в него частицу сердца и только затем отдать его слушателю. Бывает

так, что композитор показывает хорошую песню, но я чувствую, что это не

моя. Если я слышу в ней чей-то другой голос, стиль, то предлагаю отнести

эту песню тому или иному певцу.

Выбирая произведение, ты должен быть уверен, что станешь достойным

соавтором композитора и поэта. Исполнителю необходимо поддерживать тесный

контакт с несколькими авторами, близкими по духу. Для меня такими являются

композиторы Арно Бабаджанян и Оскар Фельцман.. С Бабаджаняном связаны мои

первые шаги на эстраде, так сказать, проба сил. Его песни, как никакие

другие, подходят моему голосу, манере. Часто я исполняю произведения на

стихи замечательного поэта Роберта Рождественского. Стихи его прежде всего

привлекают своей музыкальностью. Они логичны и поэтому быстро запоминаются

и легко поются. Я не говорю о том, что вообще неравнодушен к поэзии

Рождественского. Не зря многие наши композиторы с удовольствием

сотрудничают с Робертом Ивановичем, и сейчас, пожалуй, не найдёшь на

советской эстраде исполнителя, в репертуаре которого не было бы песни на

стихи Рождественского.

Много я исполнил произведений азербайджанского композитора Поллада

Бюль-Бюль оглы.

А в последнее время началась моя творческая дружба с популярнейшим

композитором советской молодёжи Александрой Пахмутовой. Я очень рад началу

этой дружбы и надеюсь, что она будет продолжаться долго.

- Принято говорить о так называемом творческом треугольнике: композитор-

поэт-исполнитель. Но ведь в рождении песни иногда участвует

четырёхугольник? Что Вы можете об этом сказать?

- Порой незаслуженно забывается четвёртый соавтор- аранжировщик. Некоторые

композиторы сами не оркеструют песни, а отдают их

профессионалу-оркестровщику. Я как певец придаю большое значение

оркестровому аккомпанементу, поэтому работаю с постоянным аранжировщиком Ю.

Якушевым, который инструментует почти все исполняемые мной произведения.

Перед тем, как выпустить песню в свет , мы вместе у рояля продумываем

оркестровку.

Обидно, что труд этих нужных людей никому, кроме нас, неизвестен. Думаю,

что неплохо бы фирме Мелодия на грампластинках указывать и фамилии

авторов аранжировок (как это делают все зарубежные фирмы)

- Слушатели знают о Ваших композиторских наклонностях. Нередко на сцене Вы

сами играете на рояле. Это помогает Вам как исполнителю песни?

- Конечно, я не профессиональный композитор, хотя и создаю свои

произведения. Пишу, потому что, где бы ни был, я всюду слышу ритмы: в

гудках автомобилей и в свисте ветра, шуме города, шорохе листвы и просто в

тишине. Как тут не сесть за инструмент, когда уже незаметно для себя

начинаешь напевать новую мелодию? Не стал я и профессиональным пианистом,

хотя нередко аккомпанирую себе. Владение инструментом, сочинение музыки

помогают в исполнении песен, в создании образов, обогащают творческую

мысль, вкус актёра.

- А какое качество Вы особенно цените в исполнителе?

- Самое ценное, на мой взгляд, в артисте- индивидуальность. В смотрах

молодых талантов по телевидению мы встречаемся с немалым количеством

певцов, обладающих неплохими вокальными данными, и редко встречаемся с

индивидуальностью. Подражать какому-нибудь известному певцу, пока не

найдёшь своей манеры пения, не грех. Но вот мы слышим их через год-два.

Некоторые из них уже приобретают известность, а вот индивидуальности не

приобретают. Сейчас по радио уже не узнаешь, поёт ли это Хиль или его

двойник, Кобзон или его подражатель.

Я сам в начале творческого пути подражал своему любимому певцу Георгу Отсу,

потом же понял, что надо отделаться от этой манеры и найти свою. Могу я

копировать и своего кумира Марио Ланца, однако понимаю, что не стоит петь

под кого-то, когда тот всё равно делает это значительно лучше тебя.

- Как Вы соотносите понятие лёгкий жанр с эстрадной песней?

- Обычно под словом лёгкий подразумевается легкодоступный. Есть же в

классике легкодоступные арии, романсы, песни, так же, как есть в

эстрадной песне произведения сложные для восприятия неподготовленного

слушателя. Хочется напомнить, что легкодоступное- это ещё не значит

хорошее. И мне кажется, что нужно, пользуясь

именно популярностью лёгкого жанра, прививать хороший вкус слушателям.

На мой взгляд, интересно, когда в песне используются композитором

интонации классической музыки. Это во многом обогащает произведение, а

следовательно, и вкус слушателя. К примеру, французский композитор Ф.Лей в

кинофильме История любви написал лейтмотив явно в стиле секвенций Баха, и

эта мелодия, несмотря на сложность, стала популярнейшей во всём мире, даже

у самой неискушённой аудитории. Таким же примером воспользовался и

композитор М.Таривердиев в создании музыки к фильму «Семнадцать мгновений

весны» и также успешно.

- Чем объяснить, что в последнее время Вы исполняете немало произведений,

написанных много лет назад?

- Именно тем, что они хорошие, но почему-то незаслуженно забыты

исполнителями. Например, песни «Тёмная ночь», «Верные друзья», «Любимый

город», «Московские окна» - они интересны. И мне нравится омолаживать

давно написанные по-настоящему хорошие произведения. Поэтому я с большим

удовольствием принимал участие в авторских вечерах композиторов Т.Хренникова и Н.Богословского. В современной манере пения старые песни

приобретают вторую молодость.

Некоторые наши маститые композиторы любят говорить: -Вот в наше время

были песни. А почему бы им не написать хорошие песни в наше время?! Да,

действительно, песни военных и послевоенных лет до сих пор у каждого на

слуху. «Любимый город», «Одинокая гармонь» и многие другие, которые я

слышал ещё в раннем детстве, мне дороги до сих пор. А когда я пою «Тёмную

ночь», у меня подкатывает ком к горлу и предстаёт образ отца, погибшего на

войне и очень любившего эту песню.

- И традиционный вопрос: что сделано Вами за последнее время и каковы

творческие планы на будущее?

- Я много ездил по городам Советского Союза. Артисту нужно встречаться с

людьми для того, чтобы лучше их знать. Несмотря на загруженность, в каждом

городе я стараюсь побывать на заводах, фабриках, в музеях. Везде встречаю

радушие и гостеприимство. Радостно ощущать, как наш народ любит искусство.

Кого только не увидишь на концертах! Приходят люди самых различных

профессий, характеров, но всех объединяет любовь к музыке, к песне. Мне

даже трудно перечислить все города, в которых я побывал за последние годы.

Два раза я выступал в ФРГ.

Недавно вышли в свет мои новые пластинки. Одна из них с романсами

Чайковского и Рахманинова, другая - с камерными произведениями композиторов

ХVI- XVIII веков. Многие пластинки с эстрадными песнями уже вышло, и часть

готовится к выпуску.

О будущем говорить не решаюсь. Не люблю обещать. Надо вначале



осуществить. Но об одном могу сказать точно- я собираюсь петь.
Беседу вела Т. Мартынова.

Советская культура 22 января 1974 г.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет