Об истинном почитании пресвятой девы марии



жүктеу 1.94 Mb.
бет1/9
Дата01.04.2019
өлшемі1.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Св. Людовик-Мария Гриньон де Монфор
ТРАКТАТ

ОБ ИСТИННОМ ПОЧИТАНИИ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ


Оглавление



I. Почему нам необходимо почитать Пресвятую Деву Марию

A. Необходимость почитания Марии

1. Бог хочет начать и завершить Свои величайшие дела посредством Пресвятой Девы Марии.

2. О необходимости почитания Пресвятой Девы Марии

B. Особая необходимость почитать Марию в последние дни мира

1. Бот хочет явить нам Марию в последние дни мира.

2. Почитание Марии особенно необходимо в последние дни мира

II. В чём состоит почитание Марии

A. Теоретические основания почитания Пресвятой Девы

B. Знаки истинного почитания Марии

1. Неправое почитание Девы Марий и его приверженцы.

2. Знаки истинного почитания Девы Марии

С. Основные способы почитания Марии

D. Совершенное почитание Пресвятой Девы Марии

1. Совершенное посвящение Иисусу Христу.

2. Что для нас истинное почитание.

3. Библейский пример совершенного почитания Господа: Ревекка и Иаков.

4. Чудесное воздействие истинного почитания на души верных.

5. Конкретные способы практики истинного почитания.

Дополнение

Практика истинного почитания в Святом Причастии.

Посвящение жизни Иисусу Христу, Воплощённой Премудрости, через служение Пресвятой Деве Марии

Об авторе


Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии. «Подготовка к Царствованию Иисуса Христа»




I. Почему нам необходимо почитать Пре­святую Деву Марию




А. Необходимость почитания Марии



[1] Через Пресвятую Деву Марию Иисус Христос пришёл в мир, через Неё Он должен воцариться в мире1.

[2] Мария была сокрыта в Своей жизни, потому Святой Дух и Церковь называют Её Alma Mater — Матерь Сокровенная и Таинственная2. Её кротость была столь глубока, что Её непре­станно влекло лишь одно — сокрыться в Самой Себе и быть неизвестной никому, кроме одного Господа.

[3] Она молила Господа о безвестности, бед­ности и смирении, и Бог с радостью внял Её мольбам, соделав Тайной Её Зачатие, рожде­ние, земной путь, воскресение и успение. Сами Её родители не ведали всей правды о Ней, и даже ангелы часто задавались вопросом: «Quae est ista? Кто Она?»3. Ведь Бог сокрыл Её от них или же, явив часть истины, неизмеримо боль­шее окутал покровом Тайны.

[4] Бог Отец счёл благом, чтобы Мария не совершала чудес в Своей земной жизни — по крайней мере, чтобы о них не было известно, хотя Он и дал Ей великую силу4. Бог Сын решил, что Она почти не будет говорить, хотя слово Её — сама мудрость. Бог Святой Дух, хотя Она была Его верной Наречённой5, соделал так, что апостолы и евангелисты очень мало упоминают о Ней, и только тогда, когда это необходимо для познания Иисуса Христа через Его Матерь.

[5] Мария — прекраснейшее творение Гос­пода, только Ему известно о Ней всё, и толь­ко Ему Она всецело принадлежит6. Мария — Прелюбимая Матерь Сына Божьего, Который, в Сердце любя и почитая Её сильнее, чем все ангелы и люди, при жизни скрывал Её и не выделял среди прочих, называя Её «жено»7, как чужую Ему, дабы Её жертва была ещё более глубокой. Мария — источник Тайны, верная наречённая Святого Духа, и лишь Он может войти к Ней. Мария — храм и отдохновение Святой Троицы, где Господь являет Себя чу­десным образом полнее, чем в любом другом уголке вселенной, даже чем среди херувимов и серафимов. Лишь по великой милости дозволено человеку, сколь бы ни был он чист, войти в этот храм8.

[6J Я повторяю вместе со святыми: Мария — земной рай нового Адама9, где Тот воплотился через Духа Святого, чтобы непостижимым об­разом совершать чудеса. Это великий Божий мир, мир сокровищ и красоты, которую не выразить словами. Столь велика щедрость Всевыш­него10, сокрывшего здесь, словно у собственного Сердца, Своего Единородного Сына, а в Нём — всё, что есть самого необыкновенного и самого драгоценного. О, сколько Великого и Сокровен­ного Всемогущий Бог воплотил в таком восхи­тительном Своём создании, как Она, Пречистая, Сама признающаяся в этом вопреки глубочай­шему смирению: «Fecit mihi magna qui potest est. Сотворил мне величие сильный, и свято Имя Его»11. Об этих Дарах миру не ведомо, ибо он недостоин подобного познания и неспособен к нему.

[7J О Марии, Граде Божьем, святые рас­сказывают удивительные вещи; и никогда, по их собственным признаниям, они не были столь красноречивы и счастливы, чем тогда, когда говорили о Ней12. Затем они восклицают, что не ведали13 сами о вершине Её добродетелей, возвысившей Её до престола Божества14; что Милосердие, внявшее Её мольбам, неизмеримо огромно и охватывает полностью весь мир; что величие всемогущества Господня непостижимо; что, наконец, Её кротость, Её добродетель и благость подобны бездне. О Высота Непости­жимая! О Широта Бескрайняя! О Простор Бес­конечный! О Бездна Глубочайшая15!

[8] Во все дни, от края до края земли, в вышних неба и во глубине пропастей, Творение поёт хвалу Прекрасной Марии. Девять хоров ангелов, люди без различия пола, возраста, по­ложения, религии, добрые и злые, даже бесы вынуждены называть Её блаженной, волей или неволей, ибо такова Истина. Все ангелы в небесах непрестанно восклицают, как говорит нам св. Бонавентура16: «Sancta, sancta, sancta Maria, Dei Genetrix et Virgo. Святая, святая, святая Дева Мария, Матерь Божья...». Каждый день, каждый час, простираясь в мольбе перед Ней, они приносят Пренепорочной Матери сло­ва ангельского приветствия — «Ave Maria. Ра­дуйся, Мария», умоляя Её о самой ничтожной милости. Как сказал св. Августин17, сам архангел Михаил, князь всего двора небесного, ревностно превозносящий Её, призывает всех прославить Пречистую Деву и сочтёт великой честью по первому слову своей Госпожи помочь самому малому из Её верных слуг18.



[9] Вся земля полна Её славы19, в особен­ности христианские страны, где Её почитают за покровительницу и защитницу государств, провинций, епархий и городов. Ей посвящено множество соборов. Нет ни одной церкви, где не было бы алтаря в Её честь; нет на свете та­кого уголка, где не было бы чудотворной ико­ны, исцеляющей болезни, изгоняющей зло и дарующей блага. Сколько братств и конгрегаций посвящено Ей! Скольким орденам и учрежде­ниям Она покровительствует! Сколько монахов и монахинь от всех конфессий свидетельствуют о Её чудесах и возвещают о Её милосердии!20 Нет на свете ни одного малого ребенка, в чьём лепете не звучали бы слова ангельского приветствия; нет такого грешника, который, очерст­вев душой, не сохранил бы крупицу надеж­ды на Её милость. Нет даже такого демона в преисподней, который не почитал бы Деву Марию и не боялся бы Её.

[10J Сказав обо всём этом, подобает возгла­сить вместе со святыми: „Dе Maria nunquam satis”, никогда не устану славить Марию. Ведь воздать Марии все почести, посвятив служению Ей свою жизнь, невозможно. Она заслуживает ещё больших похвал, почитания, любви и сла­вословий21.

[11] Затем скажем вместе со Святым Духом: «оmnis gloria ejus filii Regis ab intus, вся слава дщери Царя внутри»22, словно вся внешняя слава, которой Её облекают небо и земля, — ничто по сравнению с тем, что Пречистая Дева приемлет от Создателя. Это прославление са­мой Тайной, непостижимой ни для кого из лю­дей, величайшей из тайн Царя23.

[12] Воскликнем вместе с апостолами: «Nec oculus vidit, nес auris audivit, nес in соr hominis ascendit», не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку24, сколь велики красота, величие и исключительная, аб­солютная святость Марии, прекраснейшей в благодати, природе и славе, чуда из чудес Гос­подних25. Если вы хотите познать Матерь, пи­шет святой, посмотрите на Сына. Она — достой­нейшая Матерь Господа, «Hic taceat omnis lingua»26. И пусть все языки молчат об этом...

[13] Сердце подсказало мне всё то, что я только что написал с особенной радостью. Моя цель — показать, что Марию до сих пор плохо знали и что это неведение препятствует долж­ному познанию Иисуса Христа27. И когда нако­нец настанет царствование Иисуса Христа и придёт совершенное познание, оно будет не чем иным, как естественным следствием познания и царствования Пресвятой Девы Марии. Она да­ровала Его миру в первый раз, и Она же про­славит Его, когда Он придёт снова.

1. Бог хочет начать и завершить Свои вели­чайшие дела посредством Пресвятой Девы Марии.


[14] Я признаю вместе со Святой Церковью, что Мария, будучи чистейшим творением Господа, остаётся лишь песчинкой в сравнении с Его бесконечным величием; или, скорее, она вовсе ничто, ибо один только Бог есть Сущий28. Господь полностью самодостаточен и ни от кого не зависим. Он не нуждался и не нуждается доселе в Пресвятой Деве Марии для исполнения Своей воли и явления Своей славы. Одной воли Его довольно для свершения29.

[15] И всё же я говорю: поскольку Бог, соз­дав Деву Марию, пожелал начать и завершить Свои величайшие дела через Неё, Он, несом­ненно, во веки вечные не изменит Своего ре­шения, ибо Он есть Бог Предвечный30, Кото­рый не меняет ни Своих намерений, ни Своего поведения.

[16] Бог Отец дал миру Своего Единород­ного Сына через Деву Марию, а не иначе. Как ни воздыхали патриархи, как ни возносили молитвы ветхозаветные святые и пророки в течение почти четырёх тысяч лет, одна лишь Мария удостоилась такой чести и обрела ве­ликую благодать у Бога31 силой Своей молит­вы и высотой добродетелей. «Мир в то время был недостоин принять Сына Божьего из рук Отца, — говорит св Августин32, — и Он даро­вал Его Марии, чтобы мир обрёл Спасение че­рез Неё».

Сын Божий стал человеком ради нашего спасения, но был рождён и явлен миру Марией.

Мария зачала Сына от Духа Святого, но лишь после того, как Тот спросил33 Её согласия через одного из первых ангельских слуг Своих.

[17] Бог Отец наделил Марию Своею плодо­витостью34, передав Ей столько, сколько было способно принять тварное существо, дабы обрес­ти силу произвести на свет Сына Божьего в Его мистическом Теле.

[18] Бог Сын сошел в Её девственное лоно, подобно сошествию нового Адама в земной рай35, принимая Её добрую волю, чтобы тайно совершать чудеса благодати. Становясь чело­веком, этот Бог обрёл свободу, заключив Себя во чреве юной девы, почти девочки, и позволив Ей носить Его. Он обрел Славу Отца и Свою собственную, сокрыв от всех Своё сияние и яв­ляя его одной Марии. Он возвысился в Своей полноте и величии, став зависимым от кроткой девушки в зачатии, рождении, посвящении Богу в храме, безвестной жизни в течение тридцати лет, до самой смерти, при которой Она должна была присутствовать, принеся единую с Сыном Жертву. Как ранее Авраам заклал по воле Божьей сына своего Исаака36, так Мария отве­тила на призыв Предвечного Отца37. Это Мария вскормила и воспитала Спасителя, следовала за Ним и поддерживала Его, и это Она принесла Его в Жертву за нас.

О восхитительное и непостижимое смире­ние Господа Иисуса! Хотя Святой Дух, утаил от нас почти все чудесные дела, соделанные воплощённой Премудростью в сокрытой жизни, Он не смог обойти молчанием в благой вести38 подчинённое положение Господа Иисуса, дабы явить нам истинную славу тех лет! Повинуясь Своей Матери в течение тридцати лет, Иисус Христос принёс Отцу Небесному больше славы, чем если бы привёл к обращению целый свет, совершив величайшие чудеса39. Сколь же до­стойно славит Бога тот, кто, ради угождения Ему, подчиняется Марии, по примеру Господа Иисуса Христа!

[19] Подробно изучая жизнь Иисуса Христа после Крещения, мы увидим, что Свои чудеса Он пожелал начать именно через Марию. Он посвятил Господу св. Иоанна во чреве матери его, св. Елисаветы, по слову Марии. Едва Мария заговорила с Елисаветой, Иоанн начал своё служение Богу, это — первое чудо Иисуса и величайшее торжество Благодати40. На брачном пиру в Кане Он превратил воду в вино Своей смиренной молитвой41, и это — первое чудо природы. Он начал совершать чудеса через Матерь, и через Неё Он будет творить их до конца времён42.

[20] Пребывая в Боге, Святой Дух был бес­плоден, то есть не порождал другое божествен­ное Лицо, но дал Ему жизнь лишь через Деву Марию, которую и назвал Своей супругой. С Ней, в Ней и от Неё Святой Дух произвёл величайший Свой шедевр, Бога, ставшего человеком, и тво­рит изо дня в день, до конца мира, членов Тела Господня, предназначенных Ему. Поэтому чем полнее Он обретает Марию, Свою драгоценную и неразлучную супругу, в душе верного, тем мощнее Он действует в этой душе, порождая в ней Иисуса Христа, а её — во Христе.

[21] Вышесказанным я совсем не пытаюсь утверждать, будто Пресвятая Дева Мария да­ровала животворную силу Святому Духу, слов­но Тот её лишён. Он – Бог и потому способен порождать живое, подобно Богу Отцу и Богу Сыну, хотя и не проявляет этой способности, то есть не порождает другое Божественное Лицо. Я лишь хотел бы пояснить, что Бог Святой Дух, привлекая к сотрудничеству Пресвятую Деву Марию (Ею Он пожелал воспользоваться, хотя в том не было никакой нужды), реализует Свою животворную силу, производя в Марии и через Неё Иисуса Христа и членов Его Тела. Это — Тайна Благодати Божьей, неведомая даже самым образованным и духовным христианам43.

[22] Путь, избранный Лицами Пресвятой Троицы в Воплощении и первом пришествии Иисуса Христа, неизменен во все дни до конца мира. Они незримо следуют этим путём в Свя­той Церкви, и так будет до истечения всех ве­ков, до второго пришествия Иисуса Христа.



[23] Бог Отец собрал вместе все воды и назвал их морем, собрал всю Свою благодать и назвал её Марией44. У дивно великого Бога есть клад, богатейшая сокровищница, в которой Он сокрыл всё, что только есть прекрасного, великолеп­ного, редкого и ценного, вплоть до Своего Едино­родного Сына; это неразменное богатство — Мария: святые называют Её Сокровищем Гос­пода45, от полноты которого все приняли.

[24] Бог Сын передал Матери всё, что Он обрёл Своей жизнью и смертью, Свои беско­нечные заслуги и изумительные добродетели и соделал Её хранилищем наследия Господня, полученного Им от Отца. Через Неё Иисус пе­редаёт Свои заслуги верным, обретающим в Нём благодать и милость46. Она — таинственный канал, акведук47, которым Сын с любовью и в изобилии изливает Свое Милосердие.

[25] Бог Святой Дух передал Марии, Своей верной Наречённой, неизъяснимые дары, Он избрал Её подательницей всех благ Своих: и Она может даровать от этой благодати48 кому пожелает, сколько пожелает и когда пожелает; нет такого дара Небес, который был бы получен иначе, чем через посредство Пречистой Девы Ибо такова воля Господа, чтобы мы обрели всё через Марию; ибо так будет прославлена, воз­величена и превознесена в вышних Она, из­бравшая бедность, смирение и безвестность, сокрытая в самом неведении, предавшая Себя забвению до конца Своих дней Так учит Церковь и святые отцы49.

[26] Если бы я говорил о духе нашего вре­мени, то привёл бы в доказательство моих простых слов выдержки из Священного Писания и святых отцов, сопровождая их целыми абза­цами цветистой латыни, а также обоснованными мнениями из книги Пуаре «Тройной венец Пре­святой Девы»50. Но так как я говорю прежде всего с нищими духом и смиренными сердцем, с людьми доброй воли, у которых веры больше, чем у всех учёных богословов и которые верят гораздо проще и с большим достоинством, то я предпочту провозгласить истину, не приводя по возможности цитат. Итак, продолжим.

[27] Благодать, совершенствующая природу, и слава, совершенствующая благодать, таковы, что Господь Иисус и на Небе тот же Сын Девы Марии, которым Он стал на земле, поэтому Он, совершеннейший из детей, по-прежнему послушен лучшей из матерей51. Однако следует быть очень осторожными, чтобы не счесть эту зависимость Сына от Матери проявлением какого-либо несовершенства или принижением Иисуса Христа Ибо Мария, будучи бесконеч­но меньше своего Сына, Бога, не приказывает Ему, как приказывала бы земная мать своему ребенку, стоящему ниже её. Мария, полностью преображённая благодатью и славой в Госпо­де, изменяющей всех пребывающих в Нём свя­тых, не требует от Своего Сына ничего, что противоречило бы вечной неизреченной воле Бога. Когда свв. Бернард, Бернардин, Бонавентура и другие пишут, что на земле и на Небе всякое существо и Сам Бог подчиняется Приснодеве Марии52, они имеют в виду, что власть, данная Богом Марии, столь велика, что она кажется сравнимой с властью Самого Бога, а сила Марии — равной силе Бога. Её молитвы и просьбы всегда настолько мощны перед Богом, что они превращаются как бы в заповеди для Него, Кто не может остаться безучастным к мольбам Своей дорогой Матери, смиренной и всегда открытой Его воле.

Моисей силой молитвы остановил гнев Бо­жий против народа Израиля; настолько сильно и даже яростно было его упование, что Всемо­гущий и бесконечно милосердный Бог не мог не внять ему. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой»53. Что мы в таком случае должны думать о молениях кроткой Марии, достойнейшей Матери Господа? Они действеннее, чем молитвы и ходатайства всех святых и ангелов на земле и на Небе54!



[28] Мария на Небесах владычествует над ангелами и блаженными. В умилостивление за Её глубокое смирение Господь даровал Ей власть и поручение заполнить пустующие пре­столы падших в гордыне ангелов-отступников новыми святыми55. Такова воля Всевышнего, воз­носящего смиренных, что земля, небо и преис­подняя склоняются перед владычеством кроткой Марии56, которую Он соделал Царицей Неба и земли, повелительницей войск небесных, ве­личайшим сокровищем Своим, подательницей всех благ, скромной труженицей Своих великих дел, обновляющей род человеческий, защит­ницей людей, грозным противником врагов Бога и верной спутницей Господа царствующего, облечённого величием и славой57.

[29] Через Деву Марию Бог Отец пожелал всех соделать Своими детьми и завоевать мир, и Он явил Ей Своё слово: „In Jacob inhabita, пребывай в народе Иакова”58, пребудь и соделай дом Себе в детях Моих и предназначенных Мне, потомках Иакова, а не в детях дьявола и про­клятых, потомках Исава».

[30] Подобно тому как в естественном, те­лесном воплощении человека участвуют отец и мать, в сверхъестественном, духовном воплоще­нии участвует отец — это Бог — и мать — это Мария У всех истинных детей Божьих, у всех предопределённых Отец — Бог, а Мать — Мария; кому Мария не Мать, тому Бог не Отец59. Поэтому все проклятые, как еретики, отступ­ники и т.д., ненавидящие или презирающие Пресвятую Деву Марию или безразличные к Ней, не могут назвать Бога своим Отцом, как бы они ни превозносили Его, потому что Мария не Мать им. Если бы Мария была их Матерью, они любили и почитали бы Её, как всякое дитя естественным образом любит и почитает свою мать, подарившую ему жизнь.

Самый очевидный и бесспорный знак, от­личающий еретика, приверженца дурного учения, отступника, от человека, предназна­ченного Господу, в том, что еретик и отступник безразлично или пренебрежительно относятся к Пречистой Деве Марии, пытаясь словом и де­лом преуменьшить воздаваемые Ей почитание и любовь, открыто либо в тайне, пусть даже и под благовидными предлогами60. Горе им! Бог Отец не сказал Марии Своё слово о них, и не соделает Она их домом Своим, ибо они — потомки Исава.



[31] Бог Сын хочет во все дни приходить в мир и, так сказать, воплощаться через Деву Марию, Свою Матерь, и говорит Ей: «In Israel hereditare, да будет Израиль наследием Твоим»62. Для нас это подобно тому, как Иисус сказал бы: «Бог, Отец Мой, дал Мне в наследие все народы земли, всех людей, добрых и злых, посвященных Мне и проклятых; и Я одним ука­жу путь золотым жезлом, а другим — желез­ным; Я стану Отцом и защитником для одних, справедливым мстителем для других и Судьей для всех; но Тебе, возлюбленная Мать Моя, Я даю в наследие и владение одних лишь верных Мне, народ Израиля, избранных. Будь же им доброй Матерью, усынови их, питай их, расти, и как Повелительница веди их, направляй их, приказывай и запрещай им».

[32] «Муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его», — возвещает Святой Дух — «Ноте et homo natus est m ea»62. По мнению неко­торых Отцов Церкви, первый Человек, рождён­ный Марией, есть Богочеловек Иисус Христос, второй же — тварный человек, усыновлённый Богом и Марией Если Царь вселенной Иисус Христос родился от Девы Марии, то и избран­ные Им, члены Его Тела, должны родиться от Неё, повторив Путь Его63. Мать не родит одной головы без тела или тела без головы, иначе это было бы уродством; итак, по благодатному повелению свыше, голова и тело рождаются от одной матери. Если бы один из членов мистичес­кого Тела Иисуса Христа, то есть избранный, родился не от Марии, а от иной матери, он был бы не избранный, не член Тела Христова, но чудовище среди отмеченных благодатью.

[33] Иисус ныне более чем когда-либо есть плод чрева Марии: Небо и земля повторяют непрестанно слова ангельского приветствия: «Благословен плод чрева Твоего, Иисус». Бес­спорно, Иисус Христос для каждого человека, знающего Его, и для всего мира — истинный плод чрева и творение Девы Марии. Таким образом, если верный обретёт Христа в сердце своём, он должен радостно воскликнуть: «Благо­дарю Тебя, Мария, ибо то, что мне дано, есть от Тебя, и это — плод чрева Твоего, и без Тебя не имел бы я Его». В Её уста можем мы вложить слова св. Павла, Ей более подходящие: «Quos iterum parturio, donec in vobis formetur Christus. Я снова в муках рождения, доколе не изобра­зится в вас Христос, в меру полного возраста Христова»64. Св. Августин65 говорил, что все из­бранные Богом сокрыты от мира, ради уподоб­ления Божественному Лику Иисуса Христа, в лоне Пресвятой Девы Марии, Которая хранит их, питает, поддерживает и растит до тех пор, пока не дарует им рождение во славе после смерти. Этот день станет для них истинным началом жизни, как говорит святая Церковь о кончине верных. О тайна благодати, неведомая отступникам и едва известная посвященным!

[34] Богу Святому Духу угодно сотворить в Ней и через Неё род избранный, и потому воз­вещает Он Ей: «In electis meis mitte radices»66. Моя возлюбленная и Наречённая, да укоренятся все Твои добродетели в избранных Моих, и да возрастает в них благодать и милость. Ты так порадовала Меня, когда жила на земле, пре­успевая в самых возвышенных добродетелях, что Я желаю вновь обрести Тебя на земле, пре­бывая постоянно на Небе. Возродись же в из­бранных Моих, да увижу Я в них с радостью корни Твоей непоколебимой веры67, Твоей глу­бокой набожности, Твоего презрения ко всему плотскому, Твоих возвышенных молитв, Твоей покоряющей кротости, Твоего пылающего ми­лосердия, Твоего неустанного упования и всех твоих добродетелей68. Во веки Ты — Моя из­бранная Невеста, столь верная, столь чистая и столь плодовитая, как никогда ранее: да дарует Мне Твоя вера верных детей; Твоя чистота — девственниц; Твоя плодовитость — избранных и храмы земные.

[35] Благодатно укореняясь в избранной душе, Мария прорастает в ней чудесами, которые Она может совершить, ибо Она — единственная Дева-Матерь, не имеющая по­добных Себе ни в чистоте, ни в плодовитости Со Святым Духом Мария произвела вели­чайшее творение из когда-либо живших на земле — Богочеловека, и Она совершит ещё более великие дела, когда придёт конец этому миру. Рождение и воспитание великих святых до самых последних дней всецело поручены Ей69, ведь только Она, божественно прекрасная Дева, способна в единстве со Святым Духом совершить немыслимые чудеса.

[36] Когда Святой Дух, Наречённый Пречис­той Девы, обретает Её в душе верного, Он снис­ходит в эту душу, наполняет её, сообщает Себя ей — в той мере, в какой она впустила в себя Его Наречённую. Вот одна из важнейших причин того, что Святой Дух творит в наши дни так немного явных чудес в душах людей: Он не находит в них достаточно тесного союза со Сво­ей верной и неразлучной Невестой. Я говорю — неразлучной Невестой, потому что с того мига, как истинная Любовь Бога Отца и Бога Сына избрала Деву Марию, чтобы та стала Матерью Иисуса Христа, главы избранных, Дух Святой не оставит Её, ибо Она навек верна Ему и щедра в благодати Своей.

2. О необходимости почитания Пресвятой Девы Марии


[37] Следует подвести итог всему сказанному выше.

Во-первых, Мария получила от Бога вели­кую власть над душами всех избранных. Если бы Бог не повелел Ей, Пресвятая Богородица не могла бы обитать в них, растить, питать, наставлять и рождать Своих детей к жизни веч­ной, как мать, чтобы они стали Её наследием и уделом, прорасти в их сердцах Своими добро­детелями и быть неразлучной спутницей Свя­того Духа в Его делах благодати. Она не смогла бы сделать всё это, не получи Она особой бла­годатью свыше власть над душами. Господь, дав Ей власть над Своим Единородным Сыном, облёк Её властью над Своими приёмными детьми, и не только над их телами, что было бы слишком мало, но и над их душами70.

[38] По благодати Иисуса Христа Мария — Царица Неба и земли, как Сам Иисус — Царь по природе Своей, Владыка, победивший мир71. Царство Иисуса Христа находится в сердце или внутри человека, как сказано в Писании; «Царст­во Божие внутрь вас есть»72. Подобным образом, царство Пресвятой Девы Марии — внутренность человека, его душа, и в душах Она прославле­на со Своим Сыном более, чем во всех зримых созданиях Потому вместе с сонмами святых мы называем Её Царицей сердец73.

[39] Во-вторых, следует признать: Дева Ма­рия необходима Богу по Его воле (такую необходимость можно назвать гипотетической)74, но гораздо нужнее Пресвятая Дева людям, ибо именно Она приведёт их к концу времени их. Таким образом, не следует соединять почитание Приснодевы Марии с почитанием прочих святых. Мы не можем не почитать особо Пренепорочную Деву, даровавшую нам намного более обещан­ного, не по заслугам нашим, но ради Её бес­конечного милосердия ко всему живущему.

[40] Суарес из Ордена Иисуса, доктор лувенского университета Жюст-Липс и многие другие — праведные, образованнейшие люди нашего времени — приводят неопровержимые доказательства того, что почитание Пресвятой Девы Марии необходимо для нашего спасения75. Они утверждают это в один голос с Отцами Церкви, тщательно изучив трактаты св. Ав­густина, св. Ефрема, диакона Эдесского, св. Ки­рилла Иерусалимского, св. Германа Константи­нопольского, св. Иоанна Дамаскина, св. Ансельма, св. Бернарда, св. Фомы Аквинского, св. Бонавентуры и св. Бернардина. Они же говорят о том, что отпадение от истины безошибочно опре­деляется отсутствием любви и почтения к Деве Марии, как было это описано Эколампадием76 и некоторыми другими еретиками; и напротив, почитание и любовь к Пренепорочной Матери суть знаки посвящения Ей, принадлежности к роду избранников, исповедников и пророков.

[41] Из всех изученных мною трудов свя­тых отцов и докторов Церкви, которых я пере­числил в довольно обширном сборнике77, я не стану приводить много слов, чтобы выразить очевидное. «Тibi devotum esse, est arma quaedam salutis quae Deus his dat quos vult salvos fieri. Поклоняясь Тебе, о Святая Дева, обретём оружие спасения, которое Бог даёт тем, кого хочет спасти», — пишет св. Иоанн Дамаскин78.



Лица и слова Ветхого и Нового Завета доказывают это, откровения и жития святых подтверж­дают, разум и опыт наставляют и демонстри­руют наглядно. Сам дьявол и его приспешники против воли признают эту неоспоримую истину.

[42] Я мог бы напомнить вам множество историй, доказывающих эту мысль. Первая из них — о св. Франциске. Он увидел в молитвенном экстазе огромную лестницу в небо, на вершине которой стояла Дева Мария; по этой лестнице святой должен был подняться, чтобы прийти в рай79. Вторая история повествует о том, как в Каркассоне св. Доминик изгнал из несчастного одер­жимого пятнадцать тысяч демонов. Это слу­чилось в то время, когда святой молился по Розарию. По повелению Марии, изгнанные де­моны засвидетельствовали во всеуслышание об изобилии благ, изливаемых Приснодевой, Уте­шительницей нашей, на почитающих Её. Эту правдивую историю, столь явно свидетельст­вующую о триумфе Богоматери, невозможно читать без слёз радости, как ни мала была бы в нас любовь к Марии. И наибольшим доказа­тельством силы и славы Её будут восхваления от дьявола, против воли своей почитающего и превозносящего Матерь Всевышнего.

[43] Если почитание Пресвятой Девы Марии необходимо всем людям просто для спасения души, то ещё нужнее оно призванным к посвя­щенной жизни и углублённому самосовершен­ствованию. Не думаю, что кто-либо смог бы достичь истинного единения с Господом и подлинной верности Духу Святому, не будучи тесно связанным с Пречистой Девой Марией и не полагаясь всецело на Её помощь.

[44] Единственно Мария обрела благодать у Бога80, не прибегая к помощи другого, более чистого душой существа. После Неё никто из удостоившихся благодати Божьей не обрёл и не обретёт её иначе, чем через посредничество Пренепорочной Девы. Она была полна благода­ти в тот миг, когда архангел Гавриил81 возвес­тил о Её предназначении, и исполнилась бла­годатью в преизбытке, когда Святой Дух осенил Её Своей неизъяснимой силой82. Во все дни Она возрастала в милости Господней, пребывающей на Ней, пока не достигла вершины непости­жимой благодати. И сделал Её Господь сокро­вищницей Своей, хранилищем завета и единой подательницей благ. Через Неё Он возвышает и награждает тех, кто угоден Ей, помогает им ступить на тернистый путь, ведущий в Небо, вводит их через тысячи препятствий в тесные врата жизни вечной. Избранных Девой Марией Он возводит к Престолам небесным и венчает их скипетром и короной Царства Своего. Иисус всегда и везде — плод чрева Марии, Её Сын, а Мария — древо жизни, несущее Плод Спа­сения, истинная Матерь Господа.

[45] Одной Марии Господь передал ключи от хранилища божественной Любви83 и могу­щество пройти самыми потаёнными тропами со­вершенства и проводить по ним других. Имен­но Мария отверзает врата земного рая перед отверженными детьми неверной Евы, где те от­дыхают душой рядом с Господом, находят убе­жище от всех врагов и опасностей, вкушают плоды древа жизни и древа познания добра и зла, не страшась более смерти, и пьют живи­тельную воду, бьющую из небесных источников. Вернее, Она Сама есть рай земной, девствен­ная благословенная земля, из которой были изгнаны после грехопадения Адам и Ева. К Ней могут войти только те, которых Она Сама же­лает сделать святыми84.

[46] Богатейшие из народа будут умолять лицо Твое из века в век85, - возвещает Господь через Святого Духа. Повторяя Его слова, скажу, что во веки веков, и особенно в последние дни мира, богатейшие из народа, то есть величай­шие святые, души, исполненные благодати и добродетелей, будут прилежнее прочих молить Пресвятую Деву Марию и последуют Её при­меру, и помогать Она им будет непрестанно.

[47] Я говорю, что это совершится преиму­щественно в конце времён, и скоро, потому как Всевышний со Своей Матерью должны воспи­тать великих святых, которые многократно превзойдут святостью своих предшественников, как кедры Ливана превосходят низкие кустарники; подобным образом Он Сам возвеличил чистую душу, историю жизни которой поведала Мари де Ранти86.

[48] Эти великие души, полные благодати и блаженства, будут избраны, чтобы противо­стоять врагам Господа, и те содрогнутся во всех сторонах света. Призванные будут преданны единственно Деве Марии и озарены Её светом, Она напитает их молоком Своим и будет вести их духом Своим, поддерживать Своей рукой и хранить под Своим покровом. Одной рукою праведники будут сражаться, а другой — сози­дать. Одной рукою они повергнут еретиков с их ересями, раскольников с их отступничеством, язычников с их идолами и грешников с их безза­кониями; другою же рукой они возведут храм истинного Соломона и мистический Град Божий, иначе говоря, возвеличат Пресвятую Богороди­цу, Которую святые отцы величали храмом Со­ломона и Градом Божьим87. Своим свидетельством и примером они приведут весь мир к подобаю­щему почитанию Приснодевы Марии, тем самым пробуждая ненависть многих, но и побеждая вра­гов святой веры во имя Господа. Часть замысла Всевышнего известна нам из трудов Венсана Ферье, великого апостола своего времени88.

Мне представляется, что именно об этом возвещает Святой Дух в псалме 58: «Et scient quia Dominus dominabitur Jacob et finitum terrae; convertentur ad vesperam, et famem patientur ut canes, et circuibunt civitatem. И да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли. Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города»89. Город, вокруг которого грешники будут ходить, когда вернутся к нему в конце времён, желая утолить мучительный голод, — это Пресвятая Дева, Которую Святой Дух нарёк Градом Божьим и Престолом Давида90.



В. Особая необходимость почитать Ма­рию в последние дни мира



[49] Через Марию было начато дело спасения мира и через Неё же оно должно завершить­ся. О Марии было почти ничего не известно во время первого пришествия Иисуса Христа91, ради того чтобы мало просвещённые в то время люди не уклонялись от Личности Иисуса и не отходили от истины. Мария неминуемо при­влекла бы их к Себе, лишь только люди узнали бы Её, ибо по воле Всевышнего Она была даже внешне невыразимо прекрасна, и народы устре­мились бы к Ней, забыв обо всём на свете. Это действительно могло бы произойти, о чём сви­детельствует св. Дионисий Ареопагит в своём послании92: увидев Марию, он готов был принять Её за божество — ни с чем не сравнимая красота Девы затмевала свет, — и только крепкая вера его удержала. Но во втором пришествии Иисуса Христа Мария будет превознесена Святым Ду­хом, чтобы через Неё люди познали и возлюбили Христа и служили Ему. Святой Дух сокрыл от вас Свою Наречённую в Её земной жизни, чтобы после того, как Благую Весть узнают все на­роды, вновь явить нам Матерь Искупления

1. Бог хочет явить нам Марию в последние дни мира.


[50] Итак, Господь хочет явить и открыть для нас Марию, величайшее Своё Творение, именно в последние дни мира. Тому есть много причин:

1. Она скрылась в этом мире, Своим глубо­чайшим смирением уничижила Себя и, став прахом, почти не упоминаемая апостолами и евангелистами, достигла в Своей безвестности небывалого величия в Господе.

2. Она — прекраснейшее из творений Божь­их на Небе и на земле. Как на Небе прославлена Она по благодати Господа, так Она желает быть прославленной на земле ныне живущими деть­ми Божьими.

3. Так как Она — сияние утреннее, предве­щающее восход Солнца Справедливости, Иису­са Христа, должно прежде прославить и возвы­сить Её, дабы превознесён был Иисус Христос.



4. Мария — это Путь, которым Иисус пришёл к нам в первый раз, Она же станет путём, кото­рым Сын Божий придёт во второй раз, хотя и немного иначе.

5. Она — истинное средство, прямой и непо­рочный путь, по которому мы идём к Иисусу Христу и обретаем Его совершенным образом. Именно через Марию души, предназначенные к сиянию святости, найдут Христа. Тот, кто обретёт Марию, обретёт Жизнь93, то есть Иису­са Христа — Путь, Истину и Жизнь94. Но нельзя обрести Марию, не начав искать Её; нельзя Её найти, не познав Её, как нельзя искать и желать неведомого. Нужно, чтобы о Марии зна­ли и чтобы почитали Её повсюду как никогда ранее, как знают и почитают во славе Пресвя­тую Троицу.

6. В последние дни Мария должка быть про­славлена в Её милосердии, силе и благодати. В милосердии Она соберёт рассеянных по свету грешников. С любовью Она приведёт их к об­ращению и возвратит в лоно святой като­лической Церкви. В силе Она будет бороться с бесчисленными врагами Бога — идолопо­клонниками, раскольниками, иноверцами и ожесточившимися нечестивцами, которые угро­зами и обещаниями соблазняют и ведут к па­дению тех, кто смеет противостоять их страш­ной мощи. Наконец, Она будет превознесена в благодати, Она поднимет и поддержит отважных воинов Христовых и верных Его слуг, сражаю­щихся во имя Его.



7. Мария, наконец, должна устрашить дьявола и его приспешников, словно полки со знаменами95, ибо дьявол, зная, что ему остаётся немного времени, сойдёт в сильной ярости96. Чтобы погубить как можно более душ, лукавый враг умножает день ото дня свою мощь, удары его войск становятся всё страшнее; он жестоко преследует верных слуг и истинных детей Марии и строит им козни, а бороться с ними ему труднее всего.

[51] Главным образом в дни последних жестоких преследований нечистого, тем более возрастающих, чем ближе царство Антихриста, должны прозвучать во всеуслышание первая торжественная проповедь Самого Бога Отца и Его проклятье змею в Эдеме: «Inimicitias роnam inter te et mulierem et semen tuum et semen illius; ipsa conteret caput tuum et tu insidiaberis calcaneo eius. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семе­нем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3,15). И здесь ясно виден замысел Божий о славе Приснодевы Марии, о спасении детей Её и о поражении врага.

[52] Никогда Господь не порождал и не сеял ненависти, кроме всё возрастающей неприми­римой вражды между Своей досточтимой Ма­терью Марией и дьяволом, между Своими деть­ми и слугами Пресвятой Девы с одной стороны и приспешниками Люцифера с другой. Самый лютый враг дьявола из созданных когда-либо Богом — Его Пресвятая Матерь. Ещё от начала мира, в райском саду, хотя Мария была в то время только в замыслах Его, Господь дал Ей столько ненависти к проклятому врагу, столько мудрости, чтобы раскрыть хитрости древнего змея, столько сил, чтобы победить, повергнуть в прах и раздавить горделивого нечестивца, что тот страшится Девы больше, чем всех ангелов и людей, даже больше, чем Самого Бога. Не то чтобы гнев, ненависть и могущество Бога не были бесконечно больше: ведь совершенству Марии есть предел. Просто, во-первых, Сатана настолько погряз в гордыне, что невыразимо страдает, падая побеждённым перед смиренной малой служительницей Божьей, и Её кротость унижает врага сильнее, чем могущество Гос­пода97. Во-вторых, Бог дал Марии такую власть над бесами, что для них Непорочная опаснее, нежели молитвы всех святых; одного Её возды­хания достаточно для спасения души, а для бесов страшнее всяких мук Её угроза. Против своей воли бесы часто признаются в этом устами одержимых98.

[53] То, что утратил Люцифер из-за гор­дыни, Мария обрела смирением; то, что Ева предала и потеряла из-за непокорности, Мария спасла послушанием99. Ева, вняв змею, обрекла на гибель всех своих чад и отдала их ему. Мария Своей верностью и послушанием Отцу спасла всех слуг и детей Его и посвятила их Господу Всемогущему.

[54] Бог не просто посеял рознь между Мари­ей и дьяволом, это настоящая война народа Божия с приспешниками Сатаны. Бог разделил взаимной неприязнью, ненавистью и враждой ис­тинных детей и слуг Девы Марии и рабов дьяво­ла. Между ними нет ни любви, ни малейшего взаимопонимания. Дети Велиара, рабы Сатаны, друзья мира (что в общем одно и то же) до на­стоящих дней сталкивались и будут сталкиваться всё сильнее с воинами Пречистой Девы Марии, как ранее Каин восстал против своего брата Авеля100, а Исав — против Иакова101, как суждено враждовать избранным и отступникам. Но кроткая Мария раз за разом побеждает предав­шегося гордыне, и однажды наступит день, когда враг будет сокрушён и уничтожен. Она раскрывает лукавства змея, поднимает к свету ад­ские глубины, рассеивает дьявольские тенета и хранит верных Своих от его гибельных оков.

Однако в полной силе Мария явится пред врагами в последние дни, когда Сатана станет попирать всей своей мощью и ненавистью сми­ренных детей Её, вышедших на борьбу с ним. Они будут малы и бедны, мир отвергнет их и унизит, но Бог одарит их всеми Своими бла­гами и возвысит в святости. В одухотворённом созерцании Отца Небесного дети Его превзой­дут все Его творения. Упованием на Его по­мощь вместе с Пресвятой Богородицей они со­крушат врага и возведут на Престол славы Гос­пода Иисуса Христа.



2. Почитание Марии особенно необходимо в последние дни мира.


[55] Наконец, Бог хочет, чтобы в наши дни Мария как никогда ранее была прославлена в любви и должном почитании. Так, без сомнения, и произойдёт, если избранные воспримут, с бла­годатью и светом Святого Духа, то внутреннее и совершенное почитание, о котором я соби­раюсь рассказать. Тогда род призванных узрит Её, Звезду над морем, настолько ясно, насколь­ко достанет им веры, и эта Звезда через бури и напасти приведёт их в тихую гавань. Следуя за Ней, люди познают величие их Госпожи, пол­ностью предадутся благодатному служению Ей и станут Её собственностью и рабами Её любви. Они испытают глубину Её материнской неж­ности и доброты и полюбят Её как родные дети. Они узнают Её милосердие и станут помогать Ей в Её нуждах. К Ней придут они со всеми своими заботами и бедами, и Она будет их вер­ной утешительницей и заступницей пред ликом Иисуса Христа. И дети Её поймут тогда, что Мария — самая прямая, проторенная, ко­роткая и прекрасная дорога к Господу Иисусу Христу; душой и телом предадутся они на ми­лость Её, чтобы принадлежать через Неё Иису­су Христу108.

[56] Но кем станут слуги, рабы и любимые чада Марии?

Они будут огнём пылающим, служителями Господа, рассеивающими повсюду искры бо­жественной Любви103.

Sicut saggitae in manu potentis, что стрелы в руке сильного104, пронзающие врагов, будут они в деснице Господней.

Они будут сыны Левия, очищенные огнём великих скорбей и сделавшиеся одним духом с Господом105. Они будут нести золото любви в сердце, фимиам молений в душе, мирру отре­шенности в теле. И где ни пройдут они, повеет благоуханием Иисуса Христа для нищих духом и малых и души смерти и тления для гордых и стяжающих106.



[57] Они будут подобны облакам, парящим над землёй и летящим в неведомые дали, по малейшему дуновению Святого Духа. Эти об­лака, не привязанные ни к чему, не привле­каемые ничем и не испытывающие нужды ни в чём, благодатным дождём изольют Слова Жизни вечной. Громами вешними поразят они грехи ми­ра, сокрушат дьявола и его соратников, и, слов­но обоюдоострый меч пронзят Словом Божьим107 тех, к кому их пошлёт Всевышний, — пронзят к жизни или к смерти.

[58] Это будут истинные апостолы послед­них дней, которым Господь Всеблагой дарует Слово и силу совершать чудеса и во славе по­беждать превосходящих врагов. Они будут об­ходиться без золота и серебра и даже без заботы посреди других священников и прочих слу­жителей культов, inter medios cleros108. И в то же время они обретут посеребрённые крылья голубицы, чтобы по зову Святого Духа идти по миру с чистыми устремлениями к Славе Гос­подней ради спасения душ. И в тех местах, где будут они проповедовать, останется после них лишь золото милосердной любви, которая есть исполнение закона109.

[59] К тому же мы знаем, что это будут истинные ученики Иисуса Христа. Идя дорогами бедности, смирения, отрешения и милосердной любви, они укажут другим тернистый путь к Господу в правде, как говорит Он в Святом Евангелии. Они станут учить не по законам мир­ским, не взирая ни на какое лицо и не заботясь об угождении кому-либо110, не слушая и не боясь даже смертельных угроз от сильных мира сего. Они будут иметь от Бога меч Слова Его111 на устах; на плечах они пронесут окровавленное Древо Святого Креста; в правой руке их будет Распятие, а в левой — чётки, в сердце — Пресвятые Имена Иисуса и Марии, во всём внешнем облике и поведении — скромность и умеренность Иисуса.

Таковы будут великие люди, которые по велению Господа придут вслед за Марией и восторжествуют над идолопоклонниками, от­ступниками и иноверцами. Но когда это будет? Один Бог знает; нам же предстоит в молчании молить, и воздыхать к Нему, и ожидать. Expectans expectavi112, да уповаем на Господа, и услышит нас




Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Жек дуадақтарды аулауды жүргізу туралы «Жануарлар дүниесін қорғау, өсімін молайту және пайдалану туралы»
2017 -> Бағдарламасы өтетін күні: 16 тамыз 2017 жыл Өтетін орны: Шымкент қаласы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігінің
2017 -> Мемлекеттік мекеме
2017 -> Қосымша 2 Техникалық ерекшелігі Реанимациялық бригадаларға арналған жылжымалы жедел медициналық көмек комплексі
2017 -> Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі «Кәсіпқор» холдингі» коммерциялық емес акционерлік қоғамы
2017 -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігі Ветеринариялық бақылау және қадағалау комитетінің Оңтүстік Қазақстан облыстық аумақтық инспекциясының
2017 -> Бос јкімшілік мемлекеттік лауазымдарєа орналасуєа конкурс туралы хабарландыру 17/07/2012г


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет