Обзорная пешеходная экскурсия «улица Краснооктябрьская»



жүктеу 190.77 Kb.
Дата28.04.2019
өлшемі190.77 Kb.
түріМетодическая разработка

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Республики Адыгея

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

обзорной пешеходной экскурсии «Любимая страничка»

(по улице Краснооктябрьской от площади «Ленина» до городского парка)

Майкоп


2009 г.

Составила: Методист ЦДЮТЭ РА, Ткачева И.Н.


Обзорная пешеходная экскурсия «Любимая страничка»

(по улице Краснооктябрьской от площади «Ленина» до городского парка)

Цель экскурсии: Знакомство экскурсантов с историей, памятниками истории, культуры, градостроения, искусства ул. Краснооктябрьской.

Задачи: Раскрыть перед экскурсантами материалы, связанные с историческими и культурными ценностями. Воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному наследию. Сохранение исторической памяти.

Маршрут экскурсии: Площадь В.И.Ленина, ул. Краснооктябрьская, городской парк.

Объекты: ул. Краснооктябрьская, пл. Ленина, здание Кабинета министров, Главпочтамт, Мемориальные доски, гостиница «Майкоп», Дом «Офицеров», Дом Иванова, Дом культуры. , памятник Темботу Керашеву, горпарк.

Время проведения: 1 час -1 час 30 мин.
Добрый день, я рада встречи с вами и хочу вас познакомить с небольшим, но очень интересным кусочком города, а точнее центральной частью улицы Краснооктябрьской.

Эту экскурсию с вами проведу я, (должность), (Ф.И.О.)

Наша экскурсия рассчитана на 1-1час 30 мин.

Тема нашей экскурсии: Знакомство с улицей Краснооктябрьской города Майкопа, ее прошлым и настоящим.

Перед тем как начать экскурсию, хочу вам напомнить некоторые правила поведения и техники безопасности во время проведения экскурсий:

- следовать указаниям экскурсовода;

- во время проведения экскурсии не кричать, не сорить;

- переходить дорогу по пешеходному переходу, соблюдая правила дорожного движения;

- во время осмотра памятников, их руками не трогать, не перелазить через ограждения, не рвать растения;

- отлучаться только с разрешения руководителя группы или экскурсовода.


Нашу экскурсию мы начинаем с одного из самого известного в городе места - площади имени Владимира Ильича Ленина, вид на которую открывается с главной улицы города Краснооктябрьской.

Сердце города - площадь им. В.И.Ленина. На этой площади в годы борьбы за установление Советской власти проходили митинги и демонстрации трудящихся Майкопа. В 1920 г. 22 марта в город вступила Первая Конная Армия во главе с Семеном Михайловичем Буденным и Климентом Ефремовичем Ворошиловым и на площади майкопчане устроили легендарным бойцам восторженную встречу. Здесь же в феврале 1921 г. состоялся парад подразделений всеобуча и митинг, на котором выступил Всероссийский староста Михаил Иванович Калинин.


11 июля 1959 г. по проекту скульптора трижды лауреата Госпремии, Матвея Генриховича. Манизера на площади был установлен памятник основателю Всесоюзной Коммунистической партии(большевиков (ВКП(б) и создателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину.

Высота скульптуры 5 м 50 см., пьедестал сделан из розового мрамора и его высота 4 м. 62 см.

И в наше время на этой площади проводятся митинги, праздники, новогодние елки, концерты, фейерверки.
Перед нами Дом правительства Республики Адыгея, где расположены резиденция Правительства Республики Адыгея, Госсовета – Хасэ, Кабинета министров. Над величественным зданием развиваются флаги Российской Федерации и Республики Адыгея. На нем герб Республики Адыгея. Несколько слов о них. 5 октября 1990 г. была провозглашена Адыгейская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. 3 июля 1991 года Республика Адыгея стала полноправным субъектом Российской Федерации. Был объявлен конкурс на создание герба Адыгеи, в нем приняли участие не только профессиональные художники, но и художники-любители. Из многих представленных работ эскиз Довлета Меретукова с незначительными изменениями был утвержден. Эскиз Довлета Меретукова представлял собой яркую символику материальной и духовной культуры адыгского народа. Знаменательно обращение автора к образу народного героя Саусорыко. В нем воплощены общечеловеческие идеи свободы, добра и справедливости. Летящий на коне нарт несет огонь людям, лучи которого как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками (символами исторических ветвей адыгского народа). Пожалуй, самое ценное в эскизе - это выбор художником центральной фигурой герба всадника. Адыги в истории известны как черкесы-наездники. Обращение к образу Саусорыко - это и дань прошлому и уважение к нартскому эпосу, стоящему в одном ряду с эпическими памятниками мировой культуры.

Вот о чем гласит сказание о Саусорыко:

Центральный герой нартского эпоса Саусорыко со своим верным конем Тхожием совершают много подвигов ради благополучия и счастья людей, но главный подвиг Саусорыко заключается в том, что он вернул огонь людям.

А было это в то время, когда жили на Кавказе храбрые нарты. Много было у них врагов, но больше других досаждали им страшные иныжи (злые великаны). Никто уже не помнил, сколько длилась та вражда, - год за годом гибли невинные люди, скот, пока однажды не собрал Саусорыко оставшихся в живых нартских мужей и не повел их в бой с великанами. В пути нартов настиг буран, воины стали мерзнуть. Без огня всех ждала неминуемая гибель.

-Я поеду искать огонь,- сказал Саусорыко.

Долго ли коротко ли, добрался до того места, где все было светло от огня. Увидел он костер, где поленьями служили два огромных дерева, вырванных с корнями. Рядом, подремывая, грелся косматый иныж.

Схватил Саусоруко горевшую ветвь и понес. Заметив это, иныж бросился в погоню, но Саусоруко отрубил голову великану и принес огонь нартам.

Внизу мы видим круглый стол - Iанэ – символ гостеприимства адыгов.

Зеленое поле, высокие горы, море говорят о красоте, богатстве и щедрости земли.

Голова быка – символизирует развитие животноводства.

12 стрел и звезд означают единство 12 племен.

Над зданием развиваются флаги Российской Федерации и республики Адыгея.

Впервые триколор был поднят в 1863 г. на корабле в Архангельске.

Петр 1 не стал изменять государственные цвета, но внес одно серьезное новшество. Он определил точное расположение горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный), выше небесный (синий), выше – божественный (белый) или сверху - вниз) – Вера, Надежда, Любовь.

В апреле 1896 году был утвержден официальным флагом Российской империи «бесик» (бело-сине-красный флаг).

Государственным флагом Российской Федерации является прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхнего – белого – мир, чистота, непорочность, совершенство; среднего – синего - веры и верности, постоянства; нижнего – красного цвета – энергия, сила. Отношение ширины к длине - 2:3. Он утвержден 22 августа 1991 г.

Кроме главного государственного знамени России в различных случаях употребляются Андреевский флаг – знамя военно-морского флота (утвержден в 1992 г.), Президентский штандарт – знамя президента(1994 г.), Знамя Победы – красное знамя.(1996)

Под изумрудно-зеленым флагом с 12 золотыми звездами и с тремя золотыми перекрещенными стрелами, объединились все племена адыгов в XIX веке.

Полотно зеленого цвета – символизирует мир.

12 пятиконечных звезд символизируют 12 племен адыгского народа.

Три скрещенные стрелы трактуют по-разному.

- это символ миролюбия, так как мужчина, отправляющийся в путь с мирными целями, брал с собой только три стрелы.

- три метко бьющие в цель стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей.

В представлении древнего человека животный мир классифицировался в три мира: «Средний мир», «Верхний мир», «Нижний мир». Бережное, рациональное отношение к животному миру было насущным условием сохранения жизни людей. Первобытные охотники добывали зверя столько, сколько было необходимо для еды. Охотник имел право брать на охоту три стрелы. Первой стрелой он мог добыть зверя из «Среднего мира», второй - из "Верхнего» и т.д. Кандидат исторических наук М.Джандар записала со слов Шебзуха Руата, что адыги брали с собой только три стрелы и мели право добыть одного летающего, одного плавающего и одного идущего по земле животного. С полной уверенностью можно сделать вывод, что три стрелы обозначали первоначально экологический природоохранный знак.


Краснооктябрьская широкая, прямая и чистая улица. Один конец улицы упирается в городской парк, другой – в железнодорожный вокзал. В декабре 1910 г. была построена железнодорожная ветка Армавир-Туапсе, и в Майкоп прибыл первый поезд. Улица Краснооктябрьская помнит многие знаменательные события города. Улица ни раз меняла свое название. До 1909 года ее именовали Офицерской, затем Телеграфной, с появлением городского сада ее стали называть Садовой. Нынешнее название она приобрела после Октябрьской революции. Отсюда одна из версий названия улицы: «Красный Октябрь», в дальнейшем для удобства произношения и написания – Краснооктябрьская. Сейчас мы с вами перейдем через площадь и остановимся возле Главпочтампта. От улицы Советской до парка улица Краснооктябрьская является пешеходной. Краснооктябрьскую можно было смело назвать торговой артерией города, так как именно на этой улице расположены были: крупный базар (На месте бывшего базара ныне площадь Ленина и здание Кабинета министров), банки, несколько магазинов, лавок. Здания, в которых находятся администрация города Майкопа, Главпочтамт и жилой дом с торговыми точками на первом этаже, построены гораздо позже, уже в середине 20 столетия.

Архитектура ул. Краснооктябрьской разнообразна. Некоторые здания построены в конце 19 в начале 20 века, многие разрушены во время Великой Отечественной войны и построены заново, имеются новые застройки. Облик улицы меняется постоянно.

На некоторых домах появляются все новые мемориальные доски, посвященные памяти людям, внесшим свой вклад в науку и культуру Адыгеи.
Мемориальная доска «Здесь жил с 1961 по 1970 гг. поэт Паранук Мурат Салихович» сообщает об адыгском поэте двадцатого столетия. Паранук Мурат Салихович (1912-1970) родился в ауле Пчегатлукай. В 1930 году поступил в Краснодарский педагогический институт. Издал много поэтических сборников, детских книг. Большое место в творчестве занимает переводческая деятельность. Мурат Салихович является начинателем национальной поэзии.
Другая мемориальная доска «Здесь жил с 1961 по 1983 гг. Жане Киримизе Хаджимусович». Киримизе Хаджимусович Жанэ родился 7 марта 1919 года в ауле Афипсип. В 1957 закончил заочно филологический факультет Адыгейского пединститута. Продолжил литературное образование на Высших литературных курсах при Союзе Писателей СССР, в 1959 году их закончил. Возглавил Адыгейский областной комитет по телевидению и радиовещанию. Затем с 1966 года был председателем Адыгейского областного комитета защиты Мира. С 1973 по 1982 гг. был ответственным секретарем Адыгейской писательской организации. За сборник стихов «У адыгов обычай такой» и повесть «Хусейн Андрухаев» удостоен премии Краснодарского крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства им. Н.Островского. Очень многие стихи поэта положены на музыку. Умер Киримизе Жанэ в 1983 году.
Еще одна мемориальная доска открыта в 1994 году. Она увековечила память о талантливом ученом-педагоге Намитокове Юсуфе Кадыровиче (1904-1992).
Перед нами здание, в котором располагается гостиница «Майкоп». До революции в нем находился крупнейший купеческий особняк. В годы революции в этом здании было принято решение об установлении в городе Советской власти. После революции первый этаж занимал книжный мир, на втором располагался ОГПУ НКВД. Во время оккупации в годы Великой Отечественной войны в подвале этого дома свирепствовало гестапо. По словам очевидцев – расстрелы проводили в подвале. После войны многие годы это здание было заброшено и только в 1957 году в этом здании сделали гостиницу.
На другой стороне улицы находились обувной магазин, галантерейный магазин Щербакова и Оськина, торговые палаты Камышова.

Наша следующая остановка будет возле здания, в котором находится дом Офицеров.


Что находилось в здании, где сейчас Институт гуманитарных исследований сказать трудно, так как одни утверждают, что это был торговый дом Каплановых, другие предполагают, что здесь находился торговый дом Оськиных, третьи – магазин братьев Пресняковых. Можно предположить, что разница в названиях связана с тем, что авторы давали описание разных временных периодов истории города. Но с уверенностью можно утверждать, что с балкона этого здания в марте 1920 года выступали Климент Ефремович Ворошилов и Семен Михайлович Буденный, о чем гласит надпись мемориальной доски.
Другая мемориальная доска сообщает нам, что «Здесь работал основатель, руководитель организации культуры, науки и народного образования Барон Исмаил Хасанович». Барон Исмаил Хасанович(1903-1939) родился в ауле Псейтук. Уже в 20 лет он утвержден на должность секретаря Адыгейского исполкома, в 1929 году он был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института. С 1936 года возглавил областной отдел народного образования. В 1937 году был арестован и замучен в застенках УНКВД Адыгеи. Спустя 30 лет был реабилитирован.
Одним из интереснейших объектов является это здание, в котором находится дом Офицеров. В конце 19 начала 20 веков дом этот принадлежал Заньковецкому Дмитрию Ивановичу – купцу второй гильдии, почетному смотрителю Майкопского трехклассного училища, первому "Городскому голове", который избирался на эту должность несколько раз. На первом этаже располагался обувной магазин Врублевского. Второй этаж занимал зрительный зал со сценой и клубы по интересам. Сам Дмитрий Иванович жил в другом здании по улице Соборной. Накануне вооруженного восстания в этом доме располагался военно-революционный комитет. В подвале хранились большие запасы оружия. В этом же здании с января 1918 года по сентябрь 1918 г. находился Майкопский Совет рабочих и солдатских депутатов, о чем повествует мемориальная доска.
Напротив дома Офицеров (по ул. Первомайской) до войны находился такой же большой и красивый дом. До революции в нем размещались питейное заведение, магазин. Во время оккупации в годы Великой Отечественной войны здесь был помещен штаб немецкого 49-ого армейского корпуса. Участок фронта, вверенный генералу Конраду, простирался до Туапсе. Квартира его находилась на первом этаже, рабочий кабинет на втором. Охранялась только пулеметами, зенитных установок не было. Наши летчики сбросили на штаб две бомбы. Здание было сильно разрушено, но самого генерала в здании не было. Дом не стали реставрировать, построили новое более скромное здание.
Мемориальная доска на здании центральной аптеки (угол Краснооктябрьской и Первомайской) гласит о том что: «Здесь с 1916 по 1918 года жил один из руководителей революционной молодежи, активный участник Гражданской и Великой Отечественной войн Сергей Георгиевич Саркисов». В июле 1917 года Сергей стал членом большевистской партии. В августе он был избран в оргбюро по созданию городского комитета большевиков. После установления власти в Майкопе он руководил союзом пролетарской молодежи. А в 1926 году окончил Московский институт им. Плеханова. В Майкоп Саркисов больше не вернулся, он работал в Семипалатинске, в Госплане СССР. Когда в 1941 году немцы подходили к Москве, Саркисова назначили батальонным комиссаром в 110-ю ополченческую дивизию. С войны Сергей Георгиевич не вернулся. Он пал смертью храбрых, когда поднимал солдат в бой на Смоленщине.
Мемориальная доска на этом же здании сообщает нам, что в этом доме жил известный писатель Тембот Керашев. Тембот Магометович Керашев родился 16 августа 1902 года в ауле Кошехабль Майкопского отдела Кубанской области. Тембот Керашев ведет многоплановую деятельность, принимает активное участие в колхозной и культурной жизни, переводит книги, пишет учебники, руководит Адыгейским национальным издательством, научно-исследовательским институтом, руководит одной из самых крупных экспедиций в Адыгее по записи народных сказаний, песен, сказок. Всю эту работу Тембот Магометович успешно сочетал с деятельностью писателя. Им написаны: рассказ «Позор Машука», «Адыгейские сказки и сказания», рассказ «Три друга», роман «Дорога к счастью», роман «Состязание с мечтой», повести «Дочь шапсуга», «Каймет» «Месть табунщика», рассказы «Тайна Сарет», «Урок жизни», «Сказание», «Испытание мужества». В этом же здании находится музей Тембота Керашева.
На этом квартале мы больше не увидим зданий с глубокой историей, но эти дома напоминают нам о том, что здесь жили и творили выдающиеся люди Адыгеи. В середине 20 века на этом месте находился кинотеатр «Ударник», который специализировался на детском кинематографе. В шестидесятые годы прошлого столетия его разрушили.
На этом здании мы видим с вами две мемориальные доски. Одна посвящена поэту Хаткову Ахмеду Джанхотовичу (1901-1937). Родился он в ауле Хатажукай Шовгеновского района. Работал учителем, заместителем редактора газеты «Адыгейская жизнь», в народном образовании. С 1934 г. являлся ответственным секретарем Адыгейской писательской организации. Много издает сборников стихов, переводит А.С.Пушкина на адыгский язык. С 1934 г. является членом Союза писателей СССР.
А эта мемориальная доска посвящена Саферу Махмудовичу Яхутлю (1914-1977) – поэту, члену Союза писателей с 1963 г. Многие его стихи были переложены на музыку.

Другими очень интересными объектами ул. Краснооктябрьской являются: дом Иванова и «Электробиограф».


Вот это кирпичное здание явно относится прошлому времени. Это частный дом Сергея Ивановича Иванова, который занимал должность "Городского головы". Несмотря на солидность своей должности, он активно принимал участие в спектаклях, которые ставил на сцене Пушкинского дома В.Ф.Соловьев. Позже в этом доме работал первый отдельный комитет РКСМ г. Майкопа, о чем гласит мемориальная доска.

На этом здании мы видим мемориальные доски, которые сообщают нам, что в этом доме жил с 1961 по 1979 гг. поэт Резников Павел Ефимович(1910-1979). Он являлся членом союза писателей СССР. Очень много произведений адыгских писателей и поэтов он перевел на русский язык.

И Ахеджак Шабан Умарович – деятель культуры. Шабан Умарович закончив Ленинградскую консерваторию, был солистом в драматическом театре. Затем он работал директором музыкального училища. Он имеет ряд военных и трудовых наград.
Здание, в котором сейчас располагается Городской Дом Культуры, первоначально назывался «Электробиограф». Построено оно в 1908 году. С 1911 стал иметь название «Пантеон». Также имелись два зала, в одном зале был просмотр фильмов, другое помещение занимал «Ситинг-ринг», где молодежь каталась на роликовых коньках.

В глубине мы видим памятник нашему известному писателю Темботу Керашеву, о жизни и творчестве которого я вам уже рассказала.


Впереди у нас вход в городской парк, там мы и сделаем остановку.

Сейчас мы с вами погуляем по самому популярному месту города. Городской парк культуры и отдыха им. А. М. Горького.

4 апреля 1871 года состоялось торжественное открытие города. Город получил земельный надел, более половины которого, было занято лесом. Началась интенсивная вырубка. Уцелел небольшой участок в районе нынешнего парка. Он и стал излюбленным местом для прогулок. Со временем в этом оазисе, появились стихийно протоптанные тропинки. В 1885-1890 годы частный предприниматель Шнейдер огородил часть лесного массива, проложил дорожки. Роща стала приобретать вид городского сада. По инициативе передовой интеллигенции и рабочих города проведена планировка сада, появились аллеи. 26(6 июня) мая 1899 года в день рождения А.С.Пушкина состоялось торжественное открытие Майкопского городского сада. С той поры он стал самым популярным местом отдыха и развлечений.

В 1936 году городской сад был преобразован в парк культуры и отдыха им. Горького, который посетил Майкопскую рощу еще в 1891 году.

Сегодня наш парк располагается на 50 га. В парке имеется летний киноконцертный зал, кинолекторий, множество летних кафе, работает детская площадка, аттракционы.

Мы остановились посередине центральной аллеи. Обратите внимание на два памятника, находящихся по обе стороны главной аллеи парка.


Это бюст Шоры Ногмова, виднейшего просветителя 18 века, создавшего азбуку и грамматику адыгейского языка и написал историю адыгейского народа.

Шора Ногмов прошел сложный путь. Отец его, соблюдая старинные обычаи, отдал сына учиться в медресе, по окончании которого Шора Ногмов получил звание муллы. Он хорошо знал арабский, персидский и турецкий языки. Знакомство с русским языком открыло перед ним новый необъятный мир. Ногмов стал изучать русскую литературу, увлекся вопросами истории и культуры народов России и своего народа. С 1824 по 1828гг. Шора Ногмов обстоятельно изучает русский язык и русскую литературу. К этому времени относятся его первые литературные опыты – небольшие поэмы о жизни своего народа. Шора Ногмов в Петербурге начал разработку алфавита и грамматики адыгейского языка, а закончил на Кавказе в 1840 г. Первая редакция этой грамматики была составлена на русской основе. Он верил в то, что его соотечественники потянутся к знаниям. Ногмов много работает над организацией школ. В начале 1841 года Шора Ногмов выдвигает предложение об открытии в Нальчике первой начальной адыгейской школы с преподаванием в ней


Напротив мы видим другой памятник.

Мос Хакарович Шовгенов – первый адыгейский революционер. С 1903 года он начинает принимать активное участие в революционных кружках. Несмотря на жестокий террор, большевики продолжали работу среди населения. Ответственное задание получил М.Шовгенов – сорвать попытку белого офицерства втянуть адыгов в антисоветскую борьбу. Рука об руку с Мосом шла его верная подруга Говшенай. Белогвардейцам удалось схватить Моса Шовгенова. Его зверски пытали, нанесли несколько ударов саблей, отрубили ногу, руку, привязали истерзанное тело к хвосту лошади и пустили галопом по всему аулу. Во время расправы враги не услышали даже стона из уст Шовгенова. Так погиб первый революционер Адыгеи М.Шовгенов. Его имя носит один из районов республики. В г. Майкопе в его честь названа улица. В 1970 году отправился в плавание танкер «Мос Шовгенов».

Попала в руки белогвардейцев и Говшенай. Ее тоже жестоко пытали в мрачных подземельях, и когда ее повели на расстрел, она крикнула: "Если бы можно было начать жизнь сначала – делала бы то же самое». Офицер в ярости изрубил ее на куски. Так погибла отважная дочь Адыгеи Говшенай Шовгенова. Эти люди отдали свои жизни, ради того, чтоб нам, их потомкам, жилось хорошо. Чтобы мы могли свободно гулять по этим местам.

Вот мы с вами и подошли к конечной точки нашего путешествия.
Мы находимся в очень красивом месте, на набережной реки Белой. Сейчас откосы реки Белой укреплены. Оба берега соединили пешеходным мостом. Для взрослых и детей построены бассейны.

Река Белая является левым притоком Кубани. Истоками реки является Фишт-Оштеновский массив, а впадает она ниже ст. Васюринской в Кубанское водохранилище. Длина реки 277 км. Общее падение 2283 м. Значительная часть бассейна гориста и покрыта лесом. В реку впадает много притоков наиболее крупные из них - Пшеха, Курджипс, Кеша и Дах. Белая - горная река с быстрым течением, крутыми берегами и узкой скалистой долиной. Ниже долина значительно расширяется, но горный характер сохраняет и за Майкопом. Река Белая обладает большим запасом гидроэнергии. На ней построены Майкопская и Белореченская ГЭС.

По поводу возникновения названия реки Шхагуаше бытует легенда:

В далекие времена, в этих краях, проживал старый князь, и была у него красавица и умница дочка. Он был настолько стар, что боялся не успеть выдать замуж дочь-Шхагуаше. И вот однажды он назначил состязание самых богатых джигитов. Но его дочери никто не понравился. Опечалился князь. Стали бессонными ночи. И вот однажды он ночью увидел свою дочь, которая у плетня разговаривала с пастухом. На утро князь вызвал к себе пастуха и сказал ему, чтобы тот убирался с его земли. Но в один голос влюбленные сказали, что они не могут жить друг без друга. Тогда разгневанный князь приказал их зашить в кожаный мешок и бросить в реку. Так слуги и сделали, но пожалели молодых и в мешок бросили нож. Через некоторое время мешок прибило к берегу. Влюбленные вышли на свободу и стали жить в лесу. Через некоторое время у них было свое хозяйство и целое стадо оленей. Как-то пастух встретил людей и узнал, что князь очень болен, в бреду зовет свою дочь, и ему нужно молоко оленей. Шхагуаше быстро надоила молока, и они вместе поехали к князю. Умирающий отец, увидев свою дочь, благословил их, и они остались жить вместе. А реку, которая не дала погибнуть дочери, назвали Шхагуаше - «Богиня оленей», «Хозяйка оленей», «Покровительница оленей». В настоящее время река носит название - Белая.

Согласно легенде, один князь привез из набега девушку, которую звали Белла. Князь, сраженный красотой пленницы, захотел жениться на ней. Но свободолюбивая девушка ненавидела своего похитителя, днем и ночью она думала о мести. Наконец ей удалось убить князя. Она понимала, что ей этого не простят, поэтому она подошла к обрыву реки и бросилась клокочущие волны. Уставший путник, присев на берегу слышит шепот. Наклоняясь, он спрашивает: «Кто ты?». Река ему отвечает: «Бэла, я» С тех пор реке дали имя "Белая".



Все праздники проходят в этом оборудованном для отдыха месте. По городскому парку приятно просто прогуляться в любое время года.
Если у кого есть вопросы, я с большим желанием на них отвечу.
До следующих встреч в нашем уютном гостеприимном городе.

Список литературы



  1. Пройдем по Офицерской: это было недавно, это было давно // Сов. Адыгея, 1993.15.05

  2. Рудаков В. Дом Зиньковецкого // Майкопские новости, 1997 3 апреля

  3. География Республики Адыгея. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – Майкоп, 2001

  4. Крылов Д. По старым улицам Майкопа // Советская Адыгея, 1994. 12.04

  5. Долев М. Дом на бывшей Офицерской // Адыгейская правда, 1989. 11.04

  6. Джимов Б.М., Кайтмесова Ф.З., Коссович П.Ф., Малых С.Н. Майкоп -Краснодар, 1980

  7. Памятники истории и культуры Республики Адыгея – Майкоп, 1998

  8. Авдеев А. Главная улица: Об истории улицы Краснооктябрьской // Майкопские новости, 1994 21 сентября

  9. Майкоп в прошлом – Майкоп, 1911 тип.Чернова

  10. Долев М. Дом на бывшей Офицерской // Адыгейская правда, 1989 11 апреля

  11. Очерки истории Адыгеи - Майкоп, Кн.изд-во 1957, т., с.133

  12. Кубанский сборник, 1912, т.17

  13. Пройдусь по Александровской…// Майкопские новости, 9 марта 1992

  14. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX - начало ХХ в.) – Майкоп с.57

  15. П.У.Аутлев Герб Майкопа //«Адыгейская правда»,4.03.1972

  16. Харламов М. История возникновения и развития города Майкопа в связи с историей Закубанского края // «Кубанский сборник» т.17 - Екатеринодар, 1912 , с.12, 410

  17. Коссович П.Ф., Азаматова М.К., Малых С.Н. Майкоп, краткий исторический очерк - Майкоп, 1957, с.6

  18. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь - Майкоп, 1981

  19. Чеучев Н.Ш., Шибинская Е.П., Чеучева Т.Д. Киримизе Жанэ -

Адыгейское республиканское книжное издание, 1995

  1. К.И.Бузаров, С.Ю.Берзегова Тембот Керашев - Адыгейское книжное издательство, 1980 г.

  2. В.Ломешина Памятник – от слово «Память» // Майкопские новости № 86 от 19.04.2008

  3. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв - М, 1962

  4. Вилинбахов Г.В. «Государственная геральдика России XVII – первой четверти XVIII века (к вопросу становления абсолютизма в России) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Л., 1982

  5. «Гералдика» // Материалы исследования Государственного Эрмитажа - Л:ГЭ, 1987

  6. Лакиер А.Б. «Русская геральдика»-М. Книга, 1990

  7. Лебедев В. «Державный ореол России» - М. Родина, 1995

  8. Конов А. «Геральдика российская» - Нева №2, 1985

  9. Романовский В.К. «Символы российской государственности» -М. «Русское слово», 2002

  10. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России (история и современность)» - М. ЦНСО, 2003

  11. Шеуджен Э.А. История Адыгеи (рассказы для детей) - Майкоп «Эдви»,1997

  12. Государственные символы: Российской Федерации и Республики Адыгея. Герб. Флаг. Гимн. Учебное пособие для образовательных учреждений. - Майкоп, 2006

  13. Сапрыков В. Новые символы Адыгеи // журнал «Наука и жизнь» № 6, 1994

  14. Это моя родина //Информационный сборник - Майкоп ГУРИПП «Адыгея», 2004

  15. Донченко А. Символы Адыгеи – из глубины веков // Советская Адыгея от 07.07.07

  16. Тлехас С. Новые символы – нового времени // Советская Адыгея от 15.01.07

  17. Б.В.Емельянов Экскурсоведение Учебное пособие – М, 1992

  18. Я.Стемпиньска, Т.Шаевски Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях – М, 1998

  19. С.Х.Мугу, Ф.А.Панеш Памятные даты по Республике Адыгея на 2002 год – Майкоп, 2001

  20. Хунагов Р.Д., Шаханова А.В., Берсиров Б.М. Жизнь во имя науки – Майкоп, 2008-11-21

  21. Х.Г.Тлепцерше Писатели Республики Адыгеи – Майкоп, 2004

Каталог: attachments -> article -> 126
article -> Аудит пәнінен курстық ЖҰмыс жазу жөнінде әдістемелік нұСҚаулар, тақырыптар
article -> Капиталдыњ ауыспалы айналымы мен айналысы
article -> Кафедра Правового регулирования экономических отношений
article -> Қазтұтынуодағы
article -> Конспект урока биологии по теме: «Биотические связи в сообществе»
article -> ҚазтұтынуодағЫ
article -> Ќазтўтынуодаєы
article -> 1. Оқу-танысу практикасының мақсаты мен міндеттері
126 -> И. А. Аманов Анықтамалық-жолсілтегіш ҚҚЭУ, студенттің құқығы мен міндеттері, кредиттік жүйе негізінде қашықтықтан оқыту технологиясын қолданумен білім алу, әрбір пән мен gpa бойынша қорытынды бағаны есептеу әдісте


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет