Перечень тем лекционных занятий по предмету



жүктеу 324.77 Kb.
Дата15.05.2019
өлшемі324.77 Kb.
түріОбразовательная программа


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Торжка «Детская школа искусств»

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

«26» декабря 2013г.


Образовательная программа
по учебному предмету

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: современное эстрадное и джазовое искусство»

Для учащихся отделения эстрадно-джазового искусства (инструменты джазового оркестра) в возрасте от 6 лет 6 мес. до 12 лет


Срок реализации: 3 года
Составитель: преподаватель по классу фортепиано и синтезатора, заведующий отделением эстрадно-джазового искусства Богатова Татьяна Юрьевна

Торжок


2014г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;
II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;


VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VIII. Список литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержанием курса данной музыкальной литературы являются наиболее известные произведения эстрадного и джазового музыкального искусства, жизнь и творчество известных российских и зарубежных композиторов, различные явления музыкально-общественной жизни, а также многие теоретические понятия о музыке. Учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров профессиональной музыки, их развития в современном мире, осваивают специальную терминологию.

Содержание предмета формирует взгляды, художественный вкус детей, помогает в ориентации учащихся в многообразии существующих, на данный момент, стилей, жанров современной музыки, в отношение к музыке в своей музыкальной деятельности.

Предмет «Музыкальная литература: современное эстрадное и джазовое искусство» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Музыкальная литература», где отражены лучшие образцы классической и народной музыка, рассматриваются творчество и биографии композиторов этих направлений, с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.



  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года (с 5 по 7 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 3года (с 3 по 5 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с двенадцати лет, составляет 3года (с 1 по 3 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.



  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

Итого

часов

Форма занятий

Аудиторная

(в часах)



32

32

32

96

Внеаудиторная

(самостоятельная, в часах)



32

32

32

96



  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» ­­­­– ­­ мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса к эстрадной и джазовой музыке и музыкальной культуре в целом;

  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).




  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Тема

Количество часов

Введение. История мировой мультипликации. Музыкальное сопровождение. Уолт Дисней. Музыка из кинофильмов для детей и юношества. Биография и творчество зарубежных композиторов этих жанров.

8

История русской анимации. Музыкальное сопровождение. Биография и творчество отечественных композиторов этих жанров. Основная музыкальная тема произведения. Темы главных героев.

17

Жанр мюзикла. Рок опера . История создания . Бродвейский мюзикл. Европейский мюзикл. Российский мюзикл. Украинский мюзикл. Религиозный мюзикл. Форма. Либретто.

7

Всего

32


2 год обучения

Тема

Количество часов

История современной музыки. Окончание Второй мировой войны. США, как центр возникновения современных музыкальных направлений. Европейская современная музыка, лидер – Великобритания.

8

Развитие основных современных поп - и рок-направлений в зарубежной музыке в наши дни. (2000 – 2012гг.)

8

Современная музыка в России. Музыка 20х-30х годов. 40-50 годы. Музыка 60х-70х. Музыка 80х. История поп-музыки от Ветлицкой до Елки 1991-2011.

9

Рок в России. Классический музыкальный авангард в России. Авторская песня. Шансон.

7

Всего

32


3 год обучения

Тема

Количество часов

Возникновение, развитие и становление джаза, как музыкального искусства. Афро-американская музыка. Американский джаз.

8

Основные джазовые стили и направления.

17

Джаз в России.

7

Всего

32

1 год обучения

1 четверть

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ АНИМАЦИИ.

МУЗЫКА ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ АНИМАЦИОННЫХ И ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ.

БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ ЭТИХ ЖАНРОВ.



Урок 1. История мировой мультипликации. Первый мультипликатор - французский инженер-самоучка Эмиль Рейно. Уиндзор Мак-Кей – американский режиссер – мультипликатор. Основоположник американской мультипликации - голливудский актер Уолт Дисней.

Урок 2. Биография и творчество Джорджа Брунса (англ. George Bruns). «Книга Джунглей». «Пираты Карибского моря». «Робин Гуд». Прослушивание фрагментов, просмотр видео. Биография и творчество Биография и творчество Генри Манчини (Henry Mancini). «Розовая пантера». «Завтрак у Тиффани». Прослушивание произведений, просмотр видео. Рэнди Ньюмана. «Корпорация монстров». «Тачки». Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 3.Биография и творчество Алана Энтони Сильвестри (англ. Alan Anthony Silvestri). « Назад в будущее». « Кто подставил кролика Роджера». «Богатенький Ричи». « Стюарт Литтл». « Ван Хельсинг». Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 4. Биография и творчество Ханса Зиммера ( Hans Zimmer). «Дорога на Эльдорадо». «Король-лев». « Человек дождя». Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 5. Биография и творчество Фрэнка Черчилля ( Frank Churchill). «Бэмби». « Дамбо». Прослушивание произведений, просмотр видео. Биография и творчество Джона Уильямса. «Индиана Джонс: в поисках потерянного ковчега». « Инопланетянин». «Один дома». «Звездные войны: Эпизод I – Призрачная угроза». «Гарри Поттер и узник Азкабана». « Гарри Поттер и тайная комната». « Гарри Поттер и философский камень». Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 6. Биография и творчество Алана Менкена (Alan Mancan). «Русалочка». «Красавица и Чудовище». «Аладдин». « Покахонтас». «Горбун из Нотр-Дама» . « Геркулес». Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 7. Биография и творчество Роберта Бернарда Шермана (англ. Robert B. Sherman). «Мэри Поппинс». «Том Сойер». «Война миров». Прослушивание произведений, просмотр видео. . Биография и творчество Джерри Голдсмита. «Мулан». «Луни Тьюнз: снова в деле». «Денис-Мучитель». «Тень» .Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 8. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.
2 четверть

История русской анимации. Музыкальное сопровождение анимационных и игровых фильмов. биографии и творчество отечественных композиторов этих жанров.



Урок 1. История русской анимации. Первые русские мультипликаторы: Александр Ширяев, Владислав Старевич, Александр Птушко, студия «Союзмультфильм» Российская мультипликация сегодня.

Урок 2. Биография и творчество Дунаевского Исаака, Дунаевского Максима. Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 3. Биография и творчество Зацепина Александра. Биография и творчество Пахмутовой Александры. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 4. Биография и творчество Петрова Андрея. Биография и творчество Рыбникова Алексея. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 5. Биография и творчество Чернавского Юрия. Биография и творчество Таривердиева Микаэла. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 6. Биография и творчество Шаинского Владимира. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 7. Биография и творчество Паулса Раймонда.Биография и творчество Богословского Никиты. Прослушивание произведений, просмотр видео.

Урок 8. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.

3 четверть

Урок 1. Биография и творчество Добрынина Вячеслава .Биография и творчество Крутого Игоря. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 2. Биография и творчество Мигули Владимира. Биография и творчество Минкова Марка. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 3. Биография и творчество Никитина Сергея. Биография и творчество Савельева Бориса. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 4. Биография и творчество Птичкина Евгения. Биография и творчество Гладкова Геннадия. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 5. Биография и творчество Старокадомского Михаила. Биография и творчество Баснера Вениамина. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 6. Биография и творчество Крылатова Евгения. Биография и творчество Дашкевича Сергея. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 7. Биография и творчество Френкеля Яна. Биография и творчество Спадавеккиа Антонио. Прослушивание произведений, просмотр видео

Урок 8. Биография и творчество Чайковского Бориса. Биография и творчество Кельми Криса. Прослушивание произведений, просмотр видео.
Урок 9. Биография и творчеством Землинского Льва. Биография и творчество Гусева Александра. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.

4 четверть

ЖАНР МЮЗИКЛА. РОК ОПЕРА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. БРОДВЕЙСКИЙ МЮЗИКЛ. ЕВРОПЕЙСКИЙ МЮЗИКЛ. РОССИЙСКИЙ МЮЗИКЛ. УКРАИНСКИЙ МЮЗИКЛ. РЕЛИГИОЗНЫЙ МЮЗИКЛ. ФОРМА. ЛИБРЕТТО.



Урок 1. История возникновения, становления, развитие жанра мюзикла и рок-оперы. Бродвейские мюзиклы. «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Кабаре», «Чикаго».

Урок 2. Рок –опера. Эндрю Ллойд Уэббер. «Иисус Христос – супер-звезда». «Эвита», «Моцарт».

Урок 3. Европейский мюзикл. «Отверженные», «Кошки», «Танец вампиров»,

Урок 4. «Призрак оперы», «Мамма миа», «Нотр-Дам де Пари».

Урок 5. Российский мюзикл. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось»,

Урок 6. «Норд-Ост», «Доктор Живаго», «Бременские музыканты, «Двенадцать стульев».

Урок 7. Украинский мюзикл. «Феминизм по-украински». Религиозные мюзиклы. «Веруем в Воскресшего Христа» — Первый казахстанский мюзикл на православную тему. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.


2 год обучения

1 четверть

История современной музыки. Окончание Второй мировой войны. США, как центр возникновения современных музыкальных направлений. Европейская современная музыка, лидер – Великобритания.



Урок 1. США, как центр возникновения современных музыкальных направлений.

Урок 2. Кантри. Кэрри Андервуд. Тим Макгро. Мартина МакБрайд. Вилли Нельсон. Джон Денвер. Хэнк Уильямс. Гарт Брукс. Шанайя Твейн. Брэд Пейсли. Роджер Миллер.

Урок 3. Поп-музыка. Мадонна, Майкл Джексон.

Урок 4. Тина Тернер, Селин Дион, Дайяна Росс,Леди ГаГА.

Урок 5. . Европейская музыка – лидер Великобритания . «The Beatles».

Урок 6. «The Rolling Stones».

Урок 7. « ABBA»

Урок 8. Стинг, Элтон Джон. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.
2 четверть
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПОП-И РОК-НАПРАВЛЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКЕ В НАШИ ДНИ (2000 – 2012ГГ.)
Урок 1. Hip-hop. «Black Eyed Peas».

Урок 2. R'n'B. Rihanna.

Урок 3. Рок музыка. «Nazareth». «Pink Floyd». « Kiss». «Queen». Ozzy Osbourne.

Урок 4. Психоделический рок (американский, британский). Джи́ми Хе́ндрикс. «The Doors».

Урок 5. . Панк-рок. « Sex Pistols».

Урок 6. Нью-рэйв. « Digitalism». «Narkotiki». « Cansei de Ser Sexy». «Shitdisco».

Урок 7. Рэп. Ма́ршалл Брюс Мэ́терс III (Эминем). Тупак Амару Шакур. Кёртис Джеймс Дже́ксон III (50 Cent).

Урок 8. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.
3 четверть

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В РОССИИ. МУЗЫКА 20х – 30х . 40-50 ГОДЫ. МУЗЫКА 60х-70х. МУЗЫКА 80х. ИСТОРИЯ ПОП-МУЗЫКИ ОТ ВЕТЛИЦКОЙ ДО ЕЛКИ 1991-2011.



Урок 1. Музыка ХХ - XXI века в России, введение. Поп - музыка. «Комбинация».

Урок 2. « А`Студио». «Кар-Мэн». «Технология». «Божья коровка»

Урок 3. Евгений Белоусов. Богдан Титомир. Ветлицкая Наталья.

Урок 4. На-На. Лада Дэнс. Владимир Пресняков. «Дискотека «Авария»

Урок 5. Олег Газманов. Свиридова Алена. Леони́д Агу́тин.

Урок 6. «Любэ». Валерия. Королева Наташа. Валерий Меладзе. Децл. Игорь Корнелюк. Витас. «Тату». Нюша. (на выбор преподавателя).

Урок 7. Губин Андрей. Татьяна Овсиенко. «Дюна». Жанна Фриске. (на выбор преподавателя).

Урок 8. Кристина Орбакайте. «Балаган Лимитед». Аркадий Укупник. DJ Smash. Жанна Агузарова. (на выбор преподавателя)

Урок 9. Ирина Салтыкова. Татьяна Буланова. «Иванушки International». Дима Билан. Вера Брежнева. Алла Пугачева. Верка Сердючка. София Ротару. (на выбор преподавателя).
4 четверть

РОК В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. ШАНСОН.



Урок 1. Александр Серов. Хлебникова Марина. Мурат Насыров. Катя Лель. (на выбор преподавателя).

Урок 2. Максим Леонидов. Дмитрий Маликов. «Белый орёл». МакSим. (на выбор преподавателя).

Урок 3. Киркоров Филипп. Натали. Елка. Глюкоза. «Корни». «Чай вдвоем». Алсу. «ВИА Гра». Юлия Савичева. (на выбор преподавателя)

Урок 4. Рок в России. «Рок-Острова». «Високосное лето». «Машина времени». «Аквариум». «Автограф». «ДДТ». «Алиса». «Ария». «Сплин» (на выбор преподавателя)

Урок 5. Классический музыкальный авангард в России. От Свиридова и Шостаковича до Шнитке, Денисова, Мартынова.

Урок 6. Авторская песня. Высоцкий Владимир,Галич Александр, Визбор Юрий, Окуджава Булат, Розембаум Александр. (на выбор преподавателя).

Урок 7.Шансон. Григорий Лепс. Станисла́в Миха́йлов. Михаил Круг. Михаи́л Шуфути́нский. Любо́вь Успе́нская. Музыкальная викторина.
3 год обучения
Возникновение, развитие и становление джаза, как музыкального искусства. Афро-американская музыка. Американский джаз.

Основные джазовые стили и направления.

Джаз в России.
1 четверть

ВОЗНИКНОВЕНИЕ. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДЖАЗА, КАК МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. АМЕРИКАНСКИЙ ДЖАЗ.


Урок 1.Возникновение, развитие и становление джаза, как музыкального искусства. Афро-американская музыка. Американский джаз. Джазовые стандарты.

Урок 2.Ньюйорский, новоорлеанский и чикагский стили – традиционный джаз. Канзас-Сити. Джаз Западного побережья. Диксиленды. Музыкальные инструменты джаза.

Урок 3.Биг-бэнды. Джазовый вокал. Фицжеральд Элла.

Урок 4. Урок 5. Урок 6.Урок 7. Джазовые музыканты, творчество, фрагменты биографий: Армстронг Луи, Эллингтон Дюк, Миллер Глен, Гудмен Бенни, Паркер Чарли, Бейси Каунт, Гиллеспи Диззи, Дейвис Майлз

Урок 8.Повторение пройденного. Музыкальная викторина.


2 четверть

ОСНОВНЫЕ ДЖДАЗОВЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ.


Урок 1. Avante-Garde. Представители - Alice Coltrane, Sun Ra, Archie Shepp. Acid Jazz. Представители - De-Phazz, James Taylor Quartet, Galliano, Jamiroquai, Don Cherry.

Урок 2. Big Band. Представители - The Original Dixieland Jazz Band, King Oliver's Creole Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, Benny Goodman And His Orchestra. Bebop. Представители - саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч, послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet.
Урок 3. Boogie Woogie. Представители - Pine Top Smith, Jimmy Yancey, Cripple Clarence Lofton, Fats Waller. Bossa Nova. Представители - Антонио Карлос Жобим, саксофонист Стэн Гетц и гитарист Чарли Берд.
Урок 4. Classic Jazz. Представители - Louis Armstrong, Nino Katamadze, Ella Fitzgerald, The Glenn Miller Orchestra, Duke Ellington, Bill Sharpe, Michel Petrucciani, Wynton Marsalis, Greg Grainger. Cool Jazz. Представители - Miles Davis, Stan Getz, Modern Jazz Quartet, Gerry Mulligan, Dave Brubeck, Zoot Sims, Paul Desmond.
Урок 5. Crossover. Представители - Gerald Albright, David Benoit, George Duke, саксофонист Bill Evans, Dave Grusin, Quincy Jones, Earl Klugh. Dixiland. Представители - Кенни Болл, Lu Watters Yerna Buena Jazz Band, Turk Murphys Jazz Band.

Урок 6. Electro-jazz. Представители - Джо Завинул, Хэрби Хэнкок. HardBop. Представители - трубачи Майлс Дэйвис, Фэтс Наварро, Clifford Brown, Donald Byrd, пианисты Телониус Монк, Хорас Силвер, барабанщик Art Blake, саксофонисты Sonny Rollins, Hank Mobley, Кэннонболл Эддерли, контрабасист Paul Chambers.
Урок 7. Hot Jazz. Представители - Луи Армстронг. Mainstream. Представители - Stan Getz and the Oscar Peterson Trio.
Урок 8. Latin Jazz. Представители - исполняют Cesaria Evora, Cafe Noir, Paulinho Da Viola, Bebel Gilberto, Paolo Conte, Sail-Joia. Free Jazz. Представители - саксофонист Орнетт Коулмен и пианист Сесил Тэйлор.
3 четверть
ОСНОВНЫЕ ДЖДАЗОВЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Урок 1. Fusion. Представители - Чика Кориа, Weather Report, Brand X, Mahavishnu Orchestra, Miles Davis, Spyro Gyra, Tom Coster, Frank Zappa, Urban Knights, Bill Evans, из новых Niacin, Tunnels, CAB. Jazz-Funk. Представители - Гровер Вашингтон-младший, Майкл Бреккер, Том Скотт.
Урок 2. Progressive Jazz. Smooth Jazz. Представители - Spyro Gyra, Fausto Papetti, Nino Katamadze, Keiko Matsui, Kenny G, Fourplay.
Урок 3. Swing. Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Ирина Богушевская, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, The Stephane Grappelli .
Урок 4. Third stream. Представители - композиторы Гюнтер Шуллер, Джон Льюис (руководитель "Модерн джаз квартета"), Гэри МакФарленд, Джимми Джуффри. Jazz-rock. Представители - Asian Kung-Fu Generation, Ska - Jazz Foundation, John Scofield Uberjam, Gordian Knot, Miriodor, Trey Gunn, трио E.S.T., Andy Summers, Erik Truffaz.
Урок 5. Jazz-Rap. Представители - Native Tongues (Afrika Bambaataa), A Tribe Called Quest, De La Soul и The Jungle Brothers.
Урок 6. World Jazz. Представители - Al Di Meola, группа "Dead Can Dance", Джо Завинул, группа Shakti, Lakshminarayana Shankar, Richard Bona. Страйд. Представители - пианист Арт Ходес, барабанщик Барретт Димс и кларнетист Бенни Гудмен. Джаз-мануш. Представители - братья Ферре и Джанго Рейнхардт.
Урок 7. Ладовый (модальный) джаз. Представители - Майл Дэвиса «Milestones» (игра слов: «Вехи» либо «Звуки Майлза»), «So What» («Ну и что») и «Flamenco Sketches» («Наброски в стиле фламенко»), а также «My Favorite Things»(«Мои любимые вещи») и «Impressions»(«Впечатления») Джона Колтрэйна. Постбоп. Представители - саксофонист Хэнк Мобли, пианист Хорас Силвер, барабанщик Арт Блэйки и трубач Ли Морган саксофонист Джо Хендерсон, пианист Маккой Тайнер и боппер Диззи Гиллеспи,,

Урок 8. Soul . Представители - контрабасист Чарльз Мингус, Джин Эммонс, Эдди Харрис, Стенли Тёррентайн, Эдди «Столбняк» Дэвис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид «Болван» Ньюман. Джаз-фанк. Представители - органисты Ричард «Грув» Холмс и Ширли Скотт, тенор-саксофонист Джин Эммонс и флейтист/альт-саксофонист Лео Райт.

Урок 9. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.
4 четверть

ДЖАЗ В РОССИИ.




Урок 1. 1922г. – первые джазовые оркестры. Парнах Валентин, Цфасман Александр, Теплицкий Леопольд, Ландсберг Георгий, Спориус Валентин, Варламов Александр, Ванштейн Иосиф.




Урок 2. Биорафия и тврчество Леонида Утесова.



Урок 3. Вокалисты российского джаза – Клавдия Шульженко, Гюли Чохели, Валентина Пономарева, Саинхо Намчилак, Лариса Долина.
Урок 4. Композиторы и исполнители джаза в России – Иван Фармаковский, Антон Баронин (фортепиано) ,Игорь Бутман (саксофонист) , Анна Бутурлина (вокал), Анастасия Глазкoва (вокал), Александр Гуреев (саксофон) , Игорь Джавад-Заде, барабанщик.
Урок 5. Олег Киреев (саксофон) – bio, Алексей Козлов, Анна Королева (саксофон),Даниил Крамер (пианист),Сергей Манукян(фортепиано, вокал), Дмитрий Мосьпан (саксофонист, композитор), Яков Окунь.

Урок 6. Алекс Ростоцкий, Вадим Эйленкриг (Vadim Eilenkrig): ...а человек играет на трубе!, Таис Урумидис (вокал), Григорий Файн (пианист, композитор), Роман Мирошниченко (гитара).

Урок 7.Джаз в современном мире. Повторение пройденного материала. Музыкальная викторина.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.



Результатами обучения также являются:

  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм;

  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов и исполнителей;

  • умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.




  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.



Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),

- письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.



Промежуточный контроль – осуществляется в конце каждого учебного года. Может проводиться в форме контрольного урока, зачета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 3го года обучения по программе в виде контрольного урока , который может проходить в устной форме и в письменном виде (итоговая письменная работа).



  1. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме зачета и итоговой аттестации

5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.



  1. Контрольные требования на разных этапах обучения

Содержание и требование программы «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии,

знать специальную терминологию,

ориентироваться в биографии композитора,

представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов,

определить на слух тематический материал пройденных произведений,

знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты,

знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.



VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).

Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание и ,если возможно, видео просмотр музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.

На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.

Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков анимационных и игровых фильмов, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.

На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом. Однако в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом, используя возможности Интернета.



Методические рекомендации преподавателям

Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.

Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса.

Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.

Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.

Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых жанров. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете мюзикла, рок-оперы представить структуру блюзовой сетки, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками.

На усмотрение преподавателя такая таблица может быть дополнена перечнем самых значительных произведений композитора.

Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование умения слушать музыкальное произведение с одновременным наблюдением по нотам должно происходить в ходе систематических упражнений. Степень трудности должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка. Перед началом прослушивания любого произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить внимание, а во время прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью.

Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны, представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности. Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо делать, и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно поэтому объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение содержания произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание определенного эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач, переключение слухового внимания).

Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию (даты, перечисление жанров, количество произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику (например, чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения). Учебник должен максимально использоваться учениками для самостоятельной домашней работы.

Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия.



Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать, какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома.



Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
VIII. Список литературы

  1. Современная энциклопедия «АВАНТА+» «Музыка наших дней». Вед. Ред. Д.М. Володихин. – М.,Аванта+, 2002.

  2. «Джазовые диалоги». Е. Барбан. - Композитор, С.-П., 2006.

  3. Джаз. Энциклопедический справочник. Фейертаг В. – С.П., Скифия, 2008.

  4. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник. Фейертаг В. – С.П., Скифия, 2009.

  5. «Кто есть кто в российской рок-музыке». Рок-энциклопедия. Алексеев А., Должанский В. - АСТ, М., 2009.

  6. Энциклопедия популярной музыки. Бондаренко В., Дроздов Ю. – Экономпресс, Минск, 2006.

  7. Популярная музыка ХХ века. Джаз. Блюз. Рок. Поп. Кантри. Фолк. Электроника. Соул. Цалер И. - АСТ, М., 2010.

  8. Троицкий. Poplex. Энциклопедия современных поп-музыкальных терминов. Троицкий А. – Амфора, С.-П., 2009.

  9. Поп-культура и знаки времени. Личное мнение. Дугин А. – Амфора, С.П., 2005.

  1. Рок Восточной Европы: Энциклопедический справочник. Гаевский А. - ИП Галин, М., 2009.

  2. История диджеев. История танцевальной музыки живет в людях, которые ее играют. Брюстер Б., Броутон Ф. – АСТ, М., 2007.




Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет