Помню, убил птичку (ехал куда-то под Москвой я с очередной проверкой партструктур)



жүктеу 2.85 Mb.
бет1/12
Дата14.03.2018
өлшемі2.85 Mb.
түріКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Либерально-демократическая партия России

ЛДПР

ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ


МОЙ ОТЕЦ

МОСКВА 2007

Жириновский В.В. Мой отец. – М.: Издание Либерально-демократической партии России. 2007 г. – 288 с. и 120 фото.
Книга написана по работам, выступлениям и документам, в том числе из личного архива В.В.Жириновского, Председателя ЛДПР, доктора философских наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации.

В ней использованы также воспоминания его родственников, а также сослуживцев, журналистов, просто знакомых. Большую ценность представляют материалы, полученные из Израиля о жизни отца и деда Жириновского.

В книге приводятся материалы из воспоминаний жены и сына Жириновского Г.А. Лебедевой и И.В. Лебедева, а также из книг С.Плеханова, В.Карцева, Ф.Медведева и др. Многие материалы и документы публикуются впервые.

Книга написана от третьего лица.



Редакционный совет ЛДПР

© ЛДПР, 2007 г.

© Жириновский В.В., 2007 г.

Посвящается памяти моего отца

Вольфа Эйдельштейна (1907-1983 гг.).

Я тебя никогда не видел,

никогда не слышал,

всегда тосковал по тебе.

60 лет искал по всему свету.

И, наконец, в чужой стране

нашел твою могилу,

вдалеке от родных берегов.


Владимир Жириновский

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

5

Костополь - родина отца

10

Бабушка Фиона

33

Александра и Вольф

45

Я верю в твою звезду

72

Университетские годы

109

Турецкий гамбит

130

Служба в армии

143

Женитьба - шаг серьезный

157

Хождения по мукам

167

Становление политического лидера

194

Судьба России - это и моя судьба

213

А жизнь начинается снова и снова

230

У могилы отца

243

Иди вперед и не сдавайся, борись и побеждай!

262

Послесловие

278

Приложения

280

  1. Программа Социал-демократической

партии России


280

2. Предвыборная Программа

283

3. Самые важные дела ЛДПР за прошедшие

18 лет


285

ПРЕДИСЛОВИЕ
Издревле богата русская земля хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми, талантливыми деятелями искусства и литературы, выдающимися учеными и политиками. Это они, русские и представители многих других национальностей, проживающие на просторах России, сделали нашу страну крупнейшей и великой державой мира. В далеком прошлом они расселились на обширных просторах Евразии, отстояли ее от нашествия агрессивных иноземцев и от одной эпохи к другой поднимали страну к высотам человеческой цивилизации. От меча и сохи пришли к овладению ядерной энергией и освоению околоземного космического пространства.

И каждая историческая эпоха порождала своих героев. Имена и деяния их хорошо известны, описаны во многих исторических исследованиях и художественной литературе. Здесь, на фоне истории Российской империи последних 100 лет, пойдет рассказ о семейных корнях ныне всемирно известного российского политика Владимира Жириновского. Разумеется и о нем самом.

О родословной Жириновского известно не очень много, точно так же, как не очень много известно о родословной большинства русских людей. Акты гражданского состояния велись плохо и до революции, и после. К тому же массовые миграции российского населения не позволяли с точностью и последовательностью фиксировать родословные дела. По этому поводу Жириновский писал: «эти вечные переезды, вечные какие-то формальности, паспорта, прописки, можно - нельзя, переместились через всю страну, из Европы в Азию... И вся жизнь в переездах. Сколько городов, сколько квартир поменяли... Всю нацию посадили на колеса. Весь русский народ - на повозке, дребезжа по проселочным дорогам, по ухабам. Весь двадцатый век. И немцев разбили, и в космос вышли. Но разрушили семьи, все устои, потеряли архивы, родственные связи. Сколько людей перемешалось, потерялось». Поэтому большинство русских людей помнит свою родословную лишь в трех-четырех поколениях. А некоторые даже не знают своего отца, а нередко и мать.
ХХХ
Проблема отцов и детей всегда являлась предметом пристального внимания Владимира Жириновского. По этой теме он неоднократно выступал, а также написал специальную работу «Отец». Имеется также неопубликованная им рукопись «Отцы и дети», в которой он рассматривает эту проблему по прошествии полтора века со времени опубликования романа И.С.Тургенева с аналогичным названием. В принципе проблема «отцов и детей» остается вечной, но в каждой новой эпохе она проявляется со своими особенностями. В наше время, особенно применительно к России, эта проблема связана с уменьшением, более того, принижением роли отца, поэтому поколение детей, сыновей оказывается в большом разрыве с влиянием отца.

Вот что говорил по этому поводу Владимир Жириновский: «Очень много написано хороших книг о женщинах, воспитании ребенка, роли матери. А об отце у нас тема очень плохо разработана. Посмотрите письма. Солдат пишет: мама, у меня все в порядке. Или по мобильному телефону: мама, у меня все в порядке. А почему ты папе не звонишь? Почему ты папе не пишешь письма? То есть проблема папы, отца, мужчины у нас немного не доработана. Это плохо. У нас не хватает в стране мужского воспитания, мужской культуры, влияния мужчин на весь процесс воспитания народа, нации, детей, социальных групп.

Почему так получилось исторически? Войны, революции. У нас выбито мужское поколение, сейчас преобладание женщин в количественном отношении над мужчинами не менее 7 миллионов. По некоторым данным, на 20 миллионов женщин больше, чем мужчин. Это большая проблема. Мы покончим с терроризмом, с революциями, с войнами. Но кто нам даст сильное, мощное, чистое поколение мужчин? Нужны столетия для этого. Почему есть успехи у Запада, Америки, Швеции? Мужчин полно, их не убивали, они участвовали в войнах, но очень мало было жертв. Поэтому в каждой семье есть отец, дедушка, и они учат мальчика с детства профессии, учат относиться правильно к женщине, к созданию семьи, к тому, как заняться делом, как заработать деньги, как не оказаться в преступной группировке, как не скатиться к употреблению наркотиков, алкоголя. А если у мальчика нет отца, деда, старшего брата, дяди, кто его научит? Мать не успеет просто. Многим вещам женщины не могут научить, потому что они не знают: они женщины. У мужчины одна жизнь, у женщины другая. Есть какие-то особенности мужского характера, поведения мужчины, полового созревания. Мать с удовольствием научила бы, но она просто не знает, как и чему мальчика научить. Она не была мальчиком.

Поэтому, здесь очень большая проблема. Например, педвузы, 90 процентов учителей - женщины, 90 процентов врачей - женщины, 90 процентов чиновников, судей, нотариусов - женщины. И мальчик без отца идет по своей жизни среди женщин. Учительница, детский сад, нотариус, врач, чиновник - женщина, женщина. Кто же его научит? Ладно, в семье. А если не получилась семья: нет отца? И в жизни опять он сталкивается не с мужчиной, а с женщиной. И это имеет в определенном смысле негативное значение. Мужественный солдат не получится при таком воспитании. Поэтому в нашей стране нужно особое внимание уделить повышению роли мужчин в воспитании всего поколения. Я бы выступал за то, чтобы мужчинам-учителям, врачам повышать зарплату автоматически только за то, что они мужчины. И кстати, во многих странах мира так происходит. До сих пор в Японии зарплата любой женщины - 80 процентов от зарплаты мужчины. Японцы понимают: надо помочь мужчинам, чтобы он дольше работал, больше получал, чтобы он имел возможность быть главенствующим звеном в семье и на работе. У нас этого нет. Наоборот, любой суд, где судья-женщина, если иск между мужчиной и женщиной, она выносит решение в пользу истца-женщины. Ответчик мужчина. Мы и в суде гробим мужчину…

Это скрытый матриархат. А это плохо. И вы думаете, женщины рады этому? С любой женщиной поговорите, она всегда согласится уйти с работы, если у нее будет муж, который семью обеспечит. Она с удовольствием согласится, чтобы воспитанием ее сына занимался отец, ее муж, мужчина. Но этого нет. Поэтому мы должны найти стимулы, чтобы мужчины шли в педагогику, в детсады, работали врачами, чтобы в основном они были везде чиновниками. Во всем мире в любой ресторан приди - 99 процентов повара-мужчины. Официанты только мужчины. Это неприлично, когда женщина официант. Ни в одном европейском ресторане, нигде никогда к вам не подойдет женщина-официант. Только там, где шведский стол, чтобы убрать посуду. В любом приличном ресторане подходят мужчины: симпатичные, красиво одетые, берут заказ и обслуживают. У нас только женщины. Вот сейчас появились мужчины в сфере обслуживания, но именно там, где сравнительно большие доходы, - ресторан, такси. А при прежнем режиме везде женщины-официантки составляли 90 процентов. Это тоже плохо, страшно. Пусть мужчина, парень будет врачом, учителем. Иначе мы ломаем поколение. Мы уничтожаем поколение. Сегодня многие социальные проблемы из-за этого…

У миллионов ребят специально спрашивали: «Есть отец?» Из десяти семеро говорят: «Отца нет». Это страшно. Это очень отрицательно сказывается на всем: на психике, на личности, на выборе профессии, на создании семьи. Это самая опасная тенденция…

У нас в славянских государствах, особенно в России, мужчина переведен в какую-то особую категорию, ниже рангом. Я не хочу при этом умалять роль женщины в воспитательном процессе, но необходимо поднять в нем роль мужчины».

Для Владимира Жириновского эта тема особенно болезненна и потому, что он никогда не знал своего отца. И лишь к 60-и годам узнал все о жизни своего отца и нашел его могилу. В 2007 году исполнилось 100 лет со дня рождения Вольфа Исааковича Эйдельштейна – отца Владимира Жириновского. В связи с этим и была задумана им книга об отце, его семейных корнях, обо всем своем большом роде.


В.В. Александров,

профессор, доктор исторических наук

КОСТОПОЛЬ – РОДИНА ОТЦА
Отец Владимира Жириновского Вольф Эйдельштейн родом из небольшого городка Костополь, что недалеко от Ровно, который входил в Российскую империю. Там в последней трети XIX – до 40-х гг. ХХ века проживало семейство деда Владимира – Ицхака Эйдельштейна. В переводе на русский эта фамилия могла бы звучать как «счастливый камень». Однако судьба деда и его, по крайней мере, двух его детей – Вольфа и Розы, навряд ли можно назвать счастливой.

До 1917 года Россия являлась монархическим государством. В ней только в 1861 году было отменено крепостное право, после чего стали активно развиваться и утверждаться капиталистические отношения. Буржуазия становилась, наряду с дворянством, вторым господствующим классом. Менялся и государственный строй страны. Она превращалась из дворянской в буржуазно-помещичью монархию. Развитие капиталистической экономики, формирование отечественного буржуазного класса способствовало превращению России в промышленную державу, экономического конкурента Запада. В связи с этим, западный капитал стал усиленно проникать в российскую экономику, чтобы подчинить ее себе, а также воспользоваться ее огромными сырьевыми ресурсами. Именно тогда Россия стала объектом активной эксплуатации со стороны международных картелей. В результате она быстро превращалась из промышленноразвивающейся в ресурсовывозящую страну.

Однако после того, как в начале ХХ века Россия резко ограничила вывоз сырья и прибылей с целью вытеснения иностранного капитала из страны, Запад стал на путь международных провокаций против нее, и в качестве первого предупреждения спровоцировал, при невыгодных для России условиях, ее войну с Японией (1904-1905гг.). Позорное поражение России в этой войне облегчило натиск на нее со стороны Запада. В страну хлынул западный капитал, который быстро утвердился в некоторых ключевых сферах ее экономики. Одновременно, при финансовой поддержке из-за рубежа, в ней развернули свою деятельность многие политические партии, в том числе социал-демократы (меньшевики и большевики), которые инициировали революцию 1905-1907гг.

После русско-японской войны и революции 1905- 1907 гг. в России началось стремительное расшатывание существовавшего монархического строя. 17 октября 1905 года российский император Николай II издал Манифест, провозгласивший свободу слова и организаций, свободу совести и неприкосновенность личности. Объявлялось о созыве Государственной Думы как представительного и законодательного органа власти в стране. Абсолютная власть императора была ограничена, широкие слои населения получили избирательные права, состоялись выборы в Государственную Думу, которая начала свою работу 27 апреля 1906 года. Возникли новые политические партии, профсоюзы, другие общественные организации. Это был исторический акт, который открывал путь демократического реформирования страны, превращения ее в конституционную монархию, в современное, развитое по тем стандартам государство.

Либерально-демократические силы стремились использовать сложившуюся ситуацию для развития зачатков демократического государственного устройства страны. Однако это не устраивало антироссийских западных политиков и их организации, которые подталкивали страну к уходу с реформистского на революционно-разрушительный путь, подбрасывали российским революционерам деструктивные идеи. Так, например, западная социал-демократия повлияла на выдвижение большевиками теории «права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения», в которой были заложены обоснования для развала многонационального Российского государства.

В результате противоборства левореволюционных организаций, демократических партий и промонархических сил Государственная Дума не смогла утвердиться как властный орган. Трижды ее избирали и затем распускали царские власти. Особенно остро стоял в ней аграрный вопрос. Ставший в 1906 году председателем правительства П. Столыпин, предложил свое решение земельного вопроса, но в 1911 году он был убит. Не решались и социальные вопросы, что вело к нарастанию революционного взрыва. Осенью 1912 года состоялись выборы в IV Государственную Думу, но и ей не суждено было утвердить российский парламентаризм.

Накануне Первой мировой войны шло дальнейшее расшатывание Российской империи и власти царя. Правящая верхушка, многие министры, чиновники и депутаты погрязли в интригах и коррупции. Тогда же большое влияние на царя и особенно на его супругу оказывал фаворит из низов Г. Распутин, что подрывало авторитет императора и его власти. Крупные промышленники и остатки богатых дворянских фамилий обзаводились связями с иностранным капиталом и действовали порой вопреки интересам Отечества и императора.

Активизировались и влиятельные зарубежные антироссийские силы. Так, съезд американских финансовых кругов в Филадельфии призвал «поставить Россию на колени» и вооруженным путем свергнуть правительство царской России. А английский политик Черчилль примерно в то же время писал, что расчлененная Россия «представляла бы собой меньшую угрозу для будущего мира всех стран, чем обширная централизованная царская монархия». Взгляды российских революционеров сомкнулись с замыслами западных противников России.

Именно Запад, прежде всего Англия и Франция, втянули Россию в Первую мировую войну (1914-1918 гг.), столкнув ее с Германией. Война вызвала в стране тяжелейший кризис. В условиях нараставшего военного поражения России, в ней, в феврале 1917 г., был свергнут царский режим, что создало угрозу для целостности страны. Одну из своих задач сформированное тогда Временное правительство видело в разделении Российской империи на ее составные части. Но в октябре 1917 г., в результате переворота, большевики, во главе с Лениным и Троцким, свергли Временное правительство и захватили власть. Тогда и начался развал Российского государства.
ХХХ
Вот в таких исторических условиях проходила жизнь старшего поколения Владимира Жириновского и началась жизнь его родителей. Его дедом и бабкой по линии отца были Ицхак и Ривка Эйдельштейны, которые, как уже отмечалось, проживали в западной части России, в городе Костополь Ровенской области (ныне Украина). Ицхак Айзик Эйдельштейн родился в 1880 году в Костополе, а его жена Ривка появилась на свет в том же году в городе Бялисток. Оба выходцы из типичных еврейских семей, проживавших в небольших местечках. Многие еврейские семьи России того времени занимались мелкой торговлей, ремеслом или, как мы сейчас говорим, мелким бизнесом.

Еврейское население в России было довольно значительным, по крайней мере, больше половины евреев мира проживали тогда в Российской империи (по переписи 1897 г. их численность в стране составляла свыше 5 миллионов). Большая часть их обосновалась в юго-западной России, в том числе на территории Польского королевства, входившего в состав Российской империи. Как и во всем мире, еврейское население подвергалось здесь различным ограничениям, которые то ужесточались, то уменьшались. Так при Александре III утвердилось мнение, чтобы число евреев в школах в местностях вне черты оседлости должно определяться сообразно их численности в общей массе населения. В 1887 г. был издан неопубликованный циркуляр, определявший норму приема евреев в средние и высшие учебные заведения: в черте оседлости 10%, вне черты 5%, а в обеих столицах 3%. Это обосновывалось необходимостью защитить интересы русских и национальных меньшинств. Но многими путями евреи обходили эти ограничения, чему, в частности, способствовали множество частных учебных заведений и возможность получать дипломы о среднем и высшем образовании путем сдачи экзаменов экстерном. Часть еврейской молодежи уезжала учиться в зарубежные страны.

Ограничения для евреев распространялись и на занятия ими юридических должностей, на службу в государственных учреждениях, на участие в земском самоуправлении. Многие авторы книг по еврейскому вопросу отмечают, что это было не преследование евреев, а лишь ограничения. И добавляют, что свыше 80% остального населения страны, прежде всего русские, если не юридически, то фактически испытывали не меньшие ограничения, чем евреи и в доступе к образованию, и к государственной службе и т.д.

Несмотря на формальные ограничения для евреев, в конце XIX – начале XX века четко обозначилась тенденция преодоления еврейским населением ограничений и в общественной, и в государственной, и в культурной сферах, и особенно в экономической и финансовой жизни России. Многие промышленные и торговые предприятия, в том числе производство и торговля водкой, а также банки были созданы, принадлежали или управлялись лицами еврейской национальности. Более 2 млн. гектаров земельных угодий оказались в руках еврейских помещиков, особенно на Украине, в Белоруссии и Крыму. Экспортную торговлю хлебом также вели еврейские торговцы. Они же занимались и лесным экспортом. По мнению А.Менеса, «Царское правительство в общем и целом терпело еврейскую хозяйственную активность» (См. «Еврейский вопрос в Восточной Европе». 1939 г.). В начале XX века 35% торгового сословия России составляли евреи. В своей книге «Двести лет вместе» (М. 2001) А. Солженицын делает такое заключение: «Таким образом, уже к началу XX века черта оседлости себя изжила. Она не помешала евреям занять прочные позиции в самых жизненно важных областях народной жизни, от экономики и финансов до интеллектуального слоя» (Двести лет вместе. Том 1, с. 304).

Несмотря на это, эмиграция евреев из России нарастала. К тому были разные причины: поиск лучших условий для жизни и деятельности, нежелание отбывать воинскую повинность, а также происходившие время от времени антиеврейские погромы (1881-1882 гг., 1903 г.). Опасность последних была сильно раздута, особенно в западных средствах массовой информации, что делалось, чтобы нанести морально-политический ущерб России. В действительности, по признанию многих авторов еврейского вопроса, положение евреев в России было в целом лучше, чем во многих западноевропейских странах.

Среди массы простого русского населения никогда не было злобного антиеврейского настроения. Многие сотни лет евреи, русские и другие национальности спокойно жили бок о бок. А антиеврейские настроения разжигали порой экономические конкуренты и некоторые чиновники. При этом, ни в центральной, ни в северной, ни в восточной России не было никаких погромов. Если они и происходили, то в основном на юго-западе. Но западная пропаганда постоянно обвиняла Россию в «преследовании» и «уничтожении» еврейского населения, поощряя и финансируя под этим предлогом антигосударственные революционные организации. Значительная часть еврейской молодежи подпадала под влияние этой пропаганды. Не случайно, что в России во всех революционных организациях, в том числе и в большевистской партии, было много лиц еврейской национальности, сыгравших пагубную роль в падении Российской империи.

Подобная обстановка была характерна и для Ровенского региона, где проживало семейство Ицхака Эйдельштейна. В уездном городе Ровно в их время насчитывалось около 25 тысяч жителей, а в Костополе всего 825 человек, а дворов было в этом местечке лишь 102. В 1885 году в Ровенском уезде проживали преимущественно малороссы, затем поляки, немцы, чехи и евреи. Православные составляли 70%, евреи 13% (у них было четыре синагоги), католики 9%, протестанты 8%. Было 253 школы, в том числе и еврейские. Уезд не был богат ископаемыми: добывали мел, раковинный известняк, лес, иногда находили янтарь. Жители занимались сельским хозяйством, скотоводством, обработкой лесной древесины, производством спирта, сахароварением, были кустарные промыслы, но не очень развитые.

Костополь был тогда небольшим городком, весь в зелени, с одной стороны его опоясывала небольшая речушка, с другой его со временем отгородила железная дорога со своей станцией. Когда-то город начинался с трактиров, один из которых принадлежал Аврааму Эарашу Эйдельштейну и его четырем сыновьям – Йосефу, Цлалю, Янкелю и Ашеру. Один из внуков Авраама – Ицхак – это дед Владимира Жириновского. Постепенно городок разрастался, появились рынки, школы, иудейские и христианские церкви. Возникли 3 предприятия, самое большое – деревообрабатывающая фабрика Ицхака Эйдельштейна и его партнеров, созданная в 1905 году, на ней производились мебель и стройматериалы. Шесть раз в день она давала гудок, на который ориентировались все жители Костополя.

В Костополь древесину привозили по железной дороге и по реке, а зимой тянули по снегу с помощью тягловой силы. На лесоповале работали жители местных деревень. Необработанную древесину отправляли в Гданьск, а затем морем в Великобританию, Бельгию, Голландию. Часть древесины обрабатывалась на польских фабриках. Имя предпринимателя Эйдельштейна стало широко известно за пределами Российской империи. "Это,- отмечал Владимир Жириновский,- был человек типа Саввы Морозова, типа Путилова в рамках Костополя". Дом деда был "одним из самых богатых домов" в Костополе. Сохранилась книга на иврите об истории Костополя, в которой перечислены владения деда.

Семья Эйдельштейнов вела типичный образ жизни местечковой еврейской семьи. Ицхак был главой еврейской общины Костополя, пользовался уважением среди жителей. На сохранившихся фотографиях Ицхак смотрится как солидный человек с приятным и умным лицом, похожим не на еврейского, не на польского, не на немецкого, а, скорее, на русского промышленника, каких много появилось в России в XIX – начале XX века. В лице его жены Ривки угадывается что-то русско-украинское. А их симпатичная дочка Роза, уже девушка, навряд ли чем-то генетически выделялась бы, находясь, например, в среде своих русских сверстниц. Поразительно, но факт, что лица нерусской национальности, живя среди русских, часто становятся и внешне похожи на них.

Никаких бытовых антисемитских проявлений в Костополе не было. Конечно, его жители знали об основных проблемах жизни страны, о тех ограничениях, которым подвергалось еврейское население, думали о том, как преодолеть эти ограничения, слышали и о погромах, которые возникали в некоторых местах, в том числе недалеко и от их губернии. С тревогой воспринимали вести о крестьянских выступлениях, стачках рабочих, индивидуальном терроре революционеров, Русско-японской войне, и первой русской революции. Но это, казалось, было от них далеко.

Ицхак и Ривка мечтали вырастить детей, которые были бы обеспечены и не испытывали бы тех ограничений в образовании, в выборе профессии, которые испытывало еврейское население, чтобы во всем чувствовали себя полноправными гражданами Российской империи, чтобы жили в уверенности в своей безопасности. Они растили троих детей: дочь Розу (1903 года рождения), сыновей Вольфа (1907 года рождения) и Арона (1911 года рождения). Первому сыну дали не еврейское имя. Вольф – это скорее немецкое имя, в переводе означающее «волк». Но большинство русских воспринимают многие западные имена как еврейские: Эдуард, Вольф, Герман и т.д. В Костополе проживало немало лиц немецкой национальности. С кем-то из них дружил отец Вольфа, возможно, сотрудничал в своем бизнесе и, возможно поэтому, назвал одного из своих сыновей немецким именем.

Родители стремились воспитать детей в лучших традициях еврейских семей, прежде всего, дать им хорошее образование. В еврейских семьях детей обучали ивриту, знакомили с библией и талмудом. В Костополе и других городках, где проживало много поляков, овладевали также и основами польской мовы. В более обеспеченных семьях обучали европейским языкам, особенно французскому, давали и музыкальное образование. В пятницу вечером молились, затем можно было прогуляться и к ужину вернуться домой. Питались неплохо. Любимым блюдом считалась холодная фаршированная рыба с хреном. Как-то один еврейский писатель заметил, что ради этого блюда стоит принять иудейство. На обед подавали салат, вкусный суп, жаркое, пироги, компот, фрукты. Трапеза заканчивалась чашечкой кофе. Не запрещалось ни богом, ни талмудом выпить одну – две рюмочки водки. Так размеренно текла жизнь семьи. Дети подрастали, ходили в школу, вместе с родителями посещали синагогу. Когда Вольф достиг ученического возраста, его определили учиться в гимназии «Тарбут» в городе Ровно. Его сестра Роза раньше его пошла учиться в школу, а брат Арон поступил в школу значительно позже, тогда, когда Костополь уже оказался в границах независимой Польши.

Казалось бы, ничто не могло помешать Эйдельштейнам использовать те возможности, какие у них уже имелись. Но ни они, ни миллионы жителей страны еще не знали, какую судьбу им уготовило будущее, этот XX век, век войн и революций, век гибели миллионов и миллионов людей на всей земле. Приближался крах Российской монархической империи. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и революции 1917 года перевернули весь сложившийся распорядок жизни государств и народов. Война, без сомнения была воспринята как страшная беда, которая могла принести разрушения и смерть многим людям. Об этом в семье Ицхака и его друзей шли постоянные разговоры. Тревога нарастала по мере того, как Россия терпела поражения на фронтах Первой мировой войны.

Еще не закончилась война, как произошла Февральская революция 1917 года. Считается, что с этого события в России наступила свобода для народов России, прежде всего для еврейского населения. Режим самодержавия рухнул, была провозглашена демократия, которая открыла еврейскому населению возможность равноправного сожительства и развития. В обществе, и особенно в прессе, только и шли разговоры о немедленном установлении еврейского равноправия, ликвидации режима оседлости. В правительственных кругах вносились предложения снять все ограничения для евреев в области экономики и политики, в культуре и образовании, в вероисповедании и даже в военной службе, в доступе к офицерским должностям. По мнению Солженицына, «еврейское общество в России вполне получило от Февральской революции все, за что боролось».

Как отнеслись к этим событиям Ицхак Эйдельштейн и его близкие? Поддерживали ли они революционеров – большевиков, меньшевиков, бундовцев? Ведь среди них было много лиц еврейской национальности, которые помимо всего прочего ставили своей задачей борьбу за полное равноправие евреев. Но одновременно они сотрясали основы существовавшего миропорядка, что могло затронуть жизненные условия всех людей. Отношение Ицхака к ним для нас неизвестно. Но известно, что во всей стране в огромной степени активизировалось массовое еврейское движение. Всюду проходили еврейские митинги, крепли позиции существовавших еврейских организаций и создавались новые еврейские организации. Думается, что и в Костополе проходили подобные процессы. А поскольку Ицхак Эйдельштейн пользовался там авторитетом, и не только в еврейской общине, можно с уверенностью предположить, что он проявлял активность и приветствовал позитивные изменения, происходившие в России. Появилась надежда, что его дети, в том числе Вольф, которому в 1917 году исполнилось 10 лет, смогут жить в свободных от дискриминации условиях, получить хорошее образование и обеспечить свое материальное благополучие.

Были, правда, сомнения и опасения: а не произойдет ли откат назад, и не наступят ли времена жестокой диктатуры реакционных, в том числе антисемитских кругов. Действительно, в народе в первые месяцы после Февраля усиливались антиеврейские настроения. Поэтому спешили, особенно в центре, убрать и даже судить тех политиков, которых считали реакционными и черносотенными. А многие лица еврейской национальности быстро заняли высокие посты в центральной и местной власти. Одновременно, из США и других зарубежных стран в Россию устремилось множество евреев с деньгами, с опытом, чтобы углублять революционные процессы, а главное - подчинить Россию иностранному капиталу. Наиболее известной фигурой был Лев Троцкий (Бронштейн), выходец из местечковых евреев Малороссии.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет