Пособие по проектированию и строительству (к сп 31-103-99) мдс 31 2003



жүктеу 2.92 Mb.
бет1/10
Дата26.08.2018
өлшемі2.92 Mb.
түріПособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ
ТОМ 2
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И КОМПЛЕКСЫ
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

(к СП 31-103-99)
МДС 31-9.2003
В 2000 г. введен в действие свод правил СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов", в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром "Арххрам" разработано Пособие в трех томах "Православные храмы".

Первый том "Идея и образ" представляет собой сборник отдельных статей и заметок разных авторов о христианском и, в частности, русском храмостроительстве и тенденциях его развития. В нем впервые собраны воедино мысли о храме, его значении, архитектуре и символике, высказанные различными авторами, начиная от святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Проблемы истории и теории храмостроительства освещаются как с сугубо церковной точки зрения, так и с точки зрения светской науки. Данный материал служит основой для решения проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции.

Второй том "Православные храмы и комплексы" является пособием по проектированию и строительству храмов. Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, содержит рекомендации по архитектурно-строительным и инженерным решениям, убранству храмов, развеске колоколов, порядку разработки, согласования и составу проектной документации и другие разделы, сопровождаемые иллюстративным материалом.

В третьем томе "Примеры архитектурно-строительных решений" представлен дополнительный графический и иллюстративный материал, включающий следующие разделы:

русское храмостроительство XI - XX вв.;

проекты и постройки православных храмов рубежа XIX - XX вв.;

современные проекты и постройки деревянных и каменных храмов, часовен, храмовых комплексов;

примеры решений архитектурных элементов и конструкций, внутренней декорации и убранства храмов.

Трехтомник "Православные храмы" предназначен как для специалистов в области храмостроительства, так и для широкого круга читателей. Представленный материал дает дополнительные знания профессиональным архитекторам и строителям, студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов, может быть использован для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях.

Автор-составитель Пособия - главный специалист АХЦ "Арххрам" М.Ю. Кеслер.


ВВЕДЕНИЕ
Строительство православных храмов в России вновь обрело гражданские права. Перемены, произошедшие в 80-х годах в жизни и религиозном сознании людей, привели к необходимости массового строительства новых храмов, в основном православных, традиционно являющихся доминантами застройки городов и других населенных пунктов. Однако семидесятилетний перерыв сказался на отсутствии подготовки специалистов в такой специфической области, как храмостроительство.

Настоящее Пособие дает дополнительные знания как профессиональным архитекторам и строителям, так и студентам архитектурно-строительных институтов и факультетов. Пособие может быть использовано для знакомства церковных деятелей, являющихся заказчиками храмов и комплексов, с основами храмостроительства, в том числе для специального курса в духовных учебных заведениях.

В 2000 г. был издан СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов", охватывающий примерно тот же круг вопросов. Однако, поскольку тот документ был нормативного характера, в данном издании потребовалась известная переработка, дополнение текстового и, главное, иллюстративного материала, внесение иной последовательности и иного языка изложения.

От проектировщика, занимающегося храмостроительством, требуется овладение многими специальными знаниями как теоретического, в том числе богословского, так и практического, прикладного характера. В соответствии с этим отдельные разделы Пособия посвящены как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства, в том числе проектированию, строительству и обустройству храма.

Специфической особенностью храмостроительного искусства и творчества является необходимость их подчинения каноническим церковным требованиям, основанным на православной догматике и храмостроительной традиции. В Пособии даны понятия о смысле и назначении православных храмов, краткое изложение происхождения, становления и развития русской храмовой архитектуры в связи с изменением духовности и эстетических воззрений общества. Анализ основных этапов развития архитектуры русских православных храмов должен помочь увидеть в них не только произведения архитектуры какого-то исторического периода и архитектурного стиля, но в первую очередь сооружения, архитектура которых в той или иной степени отвечала богословскому содержанию храма. Эти знания необходимы архитектору для осознанного поиска среди "образцов" архитектурной формы, в наибольшей степени соответствующей церковным требованиям и церковной традиции.

Особенностью архитектурного проектирования храмов является необходимость выражения средствами архитектурной композиции сакрального значения храма, христианской идеи. Архитектурные формы храма целиком символичны, поэтому в Пособии большое внимание уделено разъяснению символики пространства, элементов и форм храмов.

В Пособии отражены вопросы проектирования и строительства вновь сооружаемых и реконструируемых зданий православных храмов, часовен, звонниц, помещений домовых церквей, зданий вспомогательного назначения, входящих в храмовые комплексы, а также самих комплексов. В их числе вопросы типологии, объемно-планировочных, архитектурно-художественных и конструктивных решений православных храмов, принципы размещения храмов среди застройки и формирования вокруг них комплексов, состоящих из зданий и сооружений вспомогательного и хозяйственного назначения.

Создание архитектурно-художественного решения храма - самая индивидуальная и творческая часть процесса проектирования, зависящая от множества факторов, - не может быть регламентирована. Пособие только указывает на необходимость соблюдения канонической традиции при поиске современного образа православного храма, на роль пропорционирования в архитектурной композиции и содержит ряд практических рекомендаций по проектированию архитектурных элементов и по декоративно-отделочным работам.

Сведения по системе декорации, иконостасам и внутреннему убранству православных храмов даны в сжатом изложении, так как служат предметом особой специализации.

В разделе, посвященном конструктивным решениям, приведены сведения по конструкциям с использованием основных строительных материалов: камня, дерева и бетона. Большое внимание уделено таким специфическим элементам, как арки, своды, паруса, купола и главки храмов.

В разделе инженерных решений православных храмов особое внимание уделено решению вопросов отопления и вентиляции храмов ввиду их неординарной структуры и режима использования.

В Пособии приведен порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

Положения, выделенные полужирным шрифтом, являются обязательными в соответствии с церковными требованиями.

При составлении Пособия были использованы нормативные материалы: строительные нормы и правила, своды правил, ГОСТы, материалы проектных организаций, учебные пособия, книжные и журнальные публикации из дореволюционных и современных изданий.

Глава 1 "Основы православного храмостроительства" выполнена при участии доктора архитектуры заведующего кафедрой архитектуры Свято-Тихоновского Богословского института А.С. Щенкова.

В разделе конструктивных решений Пособия использованы материалы инженера-реставратора Г.Б. Бессонова. В разделе, посвященном теплоснабжению, отоплению и вентиляции храмов, использован стандарт АВОК (рук. д-р техн. наук Ю. Табунщиков). Раздел акустических мероприятий, в том числе по расчету православных звонов, выполнен на основе материалов исследований НИИСФ (рук. д-р техн. наук Л. Борисов, канд. техн. наук Х. Ширжецкий).

В Приложения вынесены терминологический словарь, список использованной литературы, таблица перевода древнерусских мер, а также иллюстративный материал по современной практике храмостроительства проектных организаций: Архитектурно-художественного центра АХЦ "Арххрам" (рук. А. Оболенский), Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ПАРЦ (диакон Георгий Савин), Архитектурно-художественной мастерской Данилова монастыря (гл. архит.д. Соколов), Товарищества реставраторов (гл. архит. А. Анисимов).
1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА
Церковность храмостроительного искусства и творчества
Под церковностью любого вида искусства понимается его отношение к догматике Церкви и ее взгляду на место и роль искусства в жизни Церкви. Если искусство стоит на позиции подчинения себя опыту Церкви с целью воплощения в свойственных искусству образах провозглашаемых Церковью истин, то такое искусство церковно. Искусство храмостроительства будет церковным, если оно в архитектурных образах будет стремиться к выражению сакральной, символической идеи Храма. История храмостроительства дает нам множество примеров, когда эта идея, а вернее, множество идей-образов, выражающих догматическую основу Церкви, были выражены таким образом, что можно говорить о адекватности языка архитектуры и языка провозглашаемых Церковью истин или о каноничности создаваемых архитектурной формой образов. Эти примеры вошли в сокровищницу церковного опыта и стали "образцами", на основе которых развивалось храмостроительство в целом.

Сохранение каноничности образов архитектуры при обращение к "образцам" православного храмостроительства невозможно без глубокого понимания того, что необходимо выразить средствами архитектуры, что есть главное и второстепенное во взятом "образце", что в нем должно быть непременно сохранено, а что может быть трансформировано в силу иных условий строительства. Иначе обращение к "образцу" превратится в слепое копирование отдельных форм и приемов композиции. Современная храмостроительная практика должна развиваться на основе высокого профессионализма архитектора, знания им канонической традиции храмостроительства, глубокого понимания сущности православного храма, православной догматики и литургики.

Так что такое христианский, православный храм для храмостроителя?

В первом томе на основе обобщения священных текстов Писания, мыслей Святых Отцов, церковных деятелей и православных исследователей была сделана попытка сформулировать основные характеристики православного храма и церковного храмостроительного искусства. Остановимся на этом подробнее.



Православный храм - место святое, посвященное Богу, удел Божий, место особого присутствия Бога на земле, Его благодати и всех святых небожителей; врата небесные, где открывается вечность и вмещается бесконечность; место богослужения, благоговейного предстояния, поклонения, прославления, молитвы и сближения с Богом через Таинства Церкви.

Храм, где происходит наша встреча с Богом, есть место святое, о чем говорит Священное Писание (Быт. 28.17, 18; Исх. 3.5). Человек строит на грешной земле место особого обитания Самого Бога, Которому во время Его земной жизни негде было "голову приклонить". И сегодня мир в целом мало изменился и только в малых островках или лучше сказать "кораблях" - храмах среди бурных волн этого мира находится место для присутствия Божия. Бог всесилен и мог бы всю землю превратить в величественный храм Своего поклонения и прославления. Но Он по любви Своей к человеку и уважению к его свободной воле не навязывает Себя насильно и приходит туда, где Его ждут - в храм Божий.

Здесь, в этом отблеске Царства Небесного, откуда вновь и вновь является на землю Господь, можно увидеть великолепие Его Царства и блаженство пребывающих в нем: "Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя... Ибо один день во дворах Твоих паче тысячи" (Пс. 83.2, 5, 11) - говорится в псалме пророка Давида. Поэтому земной дом Господень должен соответствовать величию Божию и быть подобием Его Царства.

Православный храм имеет божественное происхождение, богооткровенное устройство, тесно связанное с богослужением и ведущее начало от ветхозаветной Скинии, сотворенной по Божиему повелению. Форма и устройство храма связаны с его содержанием, наполнены божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам и постижению духовного Света. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.

Из ветхозаветной истории Церкви мы знаем, что храм Божий существовал и до Рождества Христова и его устройство было задано Самим Богом (Исх. 25.9, 40; 1Пар. 28.11 - 13, 19; Евр. 8.5), но он был лишь приуготовлением к появлению христианского храма. Еще в ветхозаветный период Богом были даны Моисею подробные указания, каким должен быть храм, и призван искусный мастер Веселеил, который в точности воплотил их в строительстве Скинии, которая послужила прообразом новозаветного христианского храма (Деян. 15.16 - 17).



Православный храм - образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности Православия, евангельская проповедь в образах из камня и красок, училище духовной мудрости; символический образ Самого Божества, икона преображенной вселенной, Горнего мира, Царства Божия и возвращенного человеку Рая, единства видимого и невидимого мира, земли и неба, Церкви земной и Церкви небесной.

С пришествием на землю Христа Спасителя настало время истинного присутствия Бога среди людей, которое должно закончиться полным воссоединением Бога и человека, неба и земли в Царстве Небесном (Пс. 84.11, 12).

Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств.

Идея Храма настолько необъятна и многопланова, что в каком-то одном произведении архитектуры выразить ее всю целиком невозможно. Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других, и потому ставящее в единый ряд шедевров. Подчас можно проанализировать, за счет чего возникает отношение к ним, как к выдающимся произведениям, в том числе по "сумме" отражаемых канонических образов, по пропорциональным отношениям частей и целого и ряду формальных признаков. Но по всем этим признакам и качествам невозможно создать алгоритма получения абсолютно совершенного произведения, ибо это прерогатива Самого Бога, действующего через зодчих, творящих по Его Воле. Как неповторим каждый человек, носящий в себе образ Единого Бога, также неповторим и каждый храм, имеющий единую пространственную организацию. Бесконечное разнообразие модификаций архитектуры православных храмов не мешает узнаваемости в каждом из них, к какому бы веку или стране они ни принадлежали, православного начала.



Православный храм предназначен для богослужения, Таинства Евхаристии, установившемуся временем каноническому чину которого отвечает изобразительный канон, в том числе каноническая традиция храмовой архитектуры. Частным выражением изобразительного канона являются школы и стили.

Православный храм строится по "образцам", выбор которых основывается на соответствии православной догматике, вселенской православной и русской национальной традиции храмостроительства. В конкретных условиях "образец" служит базой в творческой работе по принципам православного церковного зодчества в соответствии с поставленной задачей.

Произведения церковного искусства, в том числе архитектуры, становятся каноничными, если они являют образ Царства Божия, представление о Горнем мире, которое дает православная догматика. Каноничными могут считаться те архитектурные приемы и формы христианского храма, которые отвечают традиции Церкви, основанной на Откровении и святоотеческом Предании. Канон выражает красоту мира и проявляется в частных церковных традициях, но только в их полноте, не замыкаясь на частных, национальных традициях, можно выявить искомый канон.

Архитектура христианского храма формировалась одновременно с догматикой христианства и получила блестящее развитие в VI - X веках в византийском крестово-купольном храме, и, в частности, в его величайших образцах, построенных на Руси: Софии новгородской и Софии киевской.

Единая христианская Церковь разделилась в XI веке на восточную (православную) и западную (католическую). Восточная Церковь преимущественно развивала византийский тип крестово-купольного храма, а западная - раннехристианский базиликальный тип храма, что соответствовало различию в церковном сознании.



Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех Таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства с использованием сколь возможно лучших материалов.

Христос использовал для проповеди ветхозаветный Иерусалимский храм, но не придавал значения его великолепию (Лк. 21.5), для молитвы обычно удалялся в уединенные места, а для совершения первой Евхаристии воспользовался обычным жилым домом - Сионской горницей. По христианскому учению сам человек является храмом Божиим, который украшается добродетелями, а благолепие вещественного храма лишь являет величие Божие и красоту Его Царства через все виды церковного искусства, представленные в храме "на славу и украшение пред всеми землями" (1Пар. 22.5).

Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, которые отражали красоту творения Божия, Его Небесного Царства. Нарядность внешнего убранства может показаться очень привлекательной и соответствующей необходимому "благолепию" храма, но гораздо более глубокое чувство благодатного воздействия можно получить от тех храмов, облик которых построен на благородной "простоте" гармонично организованных архитектурных форм с использованием несамодовлеющего декора.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.

Видение Небесной Красоты и сотворчество в "синергии" с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В дальнейшем этот опыт видения Неба постепенно заменялся профессиональным творчеством, и к Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде только как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики.

"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126, 1) - говорится в псалме Давида. В этом псалме выражается отношение Церкви к любой творческой деятельности человека: если эта деятельность не соответствует воли Божией, Его замышлению о мире, то такая деятельность будет напрасной. Тем более это относится к вопросу о строительстве дома Божия - храма. Здесь от храмостроителя требуется совершенно особое отношение к творчеству, еще более строгое, чем в любом другом виде деятельности.

Перед современными храмостроителями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в образе храма его идея - Царства Божия, во многом зависит молитвенное состояние пришедшего в храм или только ищущего дорогу к храму, и в конечном итоге - их спасение. Вот почему древнерусские зодчие, как и иконописцы время работы над церковными образами проводили в посте и молитве, укрепляясь помощью Божией. Важно помнить, что храмостроительство является служением Богу и вне Церкви осуществлять такое служение невозможно, так как только Церковь является хранительницей духовного опыта, который позволяет осуществиться творческому началу зодчего в тех условиях, которые задает мир. Творчество - это дар Божий, который должен быть использован во славу Творца в соответствии с Его целями, как стремление к истине и продолжение божественного творения мира. Храмостроительное творчество может быть лишь результатом "синергии" с Богом. Истинное творческое вдохновение есть дар Божий, который посылается людям высокого духовного уровня.


Православный храм и его богослужебная функция
Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие, храм для верующего - это место особого присутствия Божия на земле, "дом Господень", место богослужения, молитвенного общения с Богом и соединения с Ним при совершающемся в храме Таинстве Евхаристии. Храм является также образом гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного, возвращенного человеку Рая. Архитектура храма, его декоративное убранство и все виды искусств, сопровождающие богослужение, направлены на то, чтобы выразить эти идеи каждый своими особыми средствами, соединенными в храме вместе для получения наибольшего эффекта. Воздействуя на человеческую душу, христианское искусство и храмовая архитектура помогают участвующим в богослужении обрести то духовное состояние, которое необходимо для совершающегося в храме богообщения.

Как правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно "храма" или помещения для молящихся) и притвора (рис. 1). Храм может состоять и из одного помещения, разделенного перегородкой-иконостасом на две части: собственно храм и алтарь, предназначенный только для священно-служителей.


а)

б)

Рис. 1. Основные части храма
а - иконостас; б - план храма; 1 - алтарь;

2 - средняя часть храма; 3 - боковые приделы;

4 - притвор; 5 - паперть; 6 - престол; 7 - жертвенник;

8 - Горнее место; 9 - солея; 10 - амвон;

11 - место клироса
Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Евангелия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину во главе со священнослужителем. Основной смысл совершающихся в храме богослужений - моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, возвращении Рая.

По церковной иерархии священнослужители в Православной Церкви делятся на три разряда: архиерей, священник и диакон. Священники в большинстве своем совершают богослужение на приходе в приходских храмах, городских и сельских, больших и малых. Архиерей, управляющий епархией, состоящей из множества приходов, совершает богослужение в городском храме, называемом собором, который бывает, как правило, наиболее вместительным и богато украшенным. Кроме приходских храмов и кафедральных (епископских) соборов, церкви бывают также монастырские, кладбищенские, усадебные, при учреждениях, мемориальные и домовые.

Православное богослужение может быть частным или общественным.

Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью Уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.

Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя, крестясь правой рукой (в некоторых случаях, держа в левой руке зажженную свечу), с поклонами, а иногда с коленопреклонениями, что следует учитывать при расчете необходимой площади храма требуемой вместимости (рис. 2). Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане), в алтаре - священнослужители, на клиросе - певчие. Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды с иконами святых и в направлении движения священнослужителей. Ничто, ни элементы строительных конструкций - визуально, ни средства архитектурной декорации - эмоционально, не должно мешать или отвлекать молящихся от совершающегося в храме богослужения.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет