Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе



жүктеу 1.8 Mb.
бет1/8
Дата06.04.2019
өлшемі1.8 Mb.
түріПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета



II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Содержание тем и разделов

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения



IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Перечень средств обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Дизайн».

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира, воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебного предмета «Основы дизайн-проектирования». Подготовленные в ходе первого года обучения к восприятию памятников зарубежного искусства учащиеся в течение второго года изучают отечественное искусство от древнерусского (включая его византийские истоки) до искусства начала двадцатого века.

Изложение учебного материала начинается с раздела «Искусство Древней Руси», который рассматривает темы «Пути христианства на Русь», «Монументальная живопись Древней Руси», «По «Золотому кольцу России», а также изучает творчество знаменитых иконописцев, памятники Московского Кремля, искусство Новгорода, Киевской и Владимиро-Суздальской Руси.

Большой блок тем посвящен русскому искусству 18 столетия – времени формирования и утверждения светской культуры России: от искусства петровской эпохи до конца 18 века. В этом разделе уделено внимание учреждению «Академии трёх знатнейших искусств» и становлению основных видов и жанров искусства.

Основная часть курса знакомит учащихся с русским искусством 19 века, освещая успехи архитектуры и монументальной скульптуры в первой трети столетия, понятие «синтез искусств», расцвет портретной и исторической живописи, становление пейзажа и бытового жанра в первой половине века.

Искусство второй половины столетия – времени его демократизации – раскрыто также достаточно подробно. Монографические уроки, посвященные творчеству Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова сочетаются с обзорными лекциями об эволюции русского реалистического пейзажа, об истории ТПХВ.

Раздел «Русское искусство рубежа 19 и 20 веков» изучает творчество крупнейших мастеров этого времени и процесс формирования художественных объединений – «Мира искусства», «Союза русских художников», «Голубой розы» и других.

Объёмная по историческому материалу, продолжительная по хронологии, насыщенная великими именами и разнообразием творческих манер художников история развития отечественного искусства требует продуманной системы самостоятельной работы, которая основывается на выполнении заданных преподавателем домашних работ, посещении различных учреждений культуры и участии учеников в разнообразных творческих мероприятиях.

В третьем и шестом классах предметом изучения является история дизайна, включающая:

- основные понятия, характеризующие дизайнерскую деятельность;

- функции и значение дизайна в современных визуальных коммуникациях;

- использование основных элементов дизайна для разработки проектов;

- ключевые примеры произведений из различных эпох;

- различные виды и направление дизайна в истории и современности;

- основные стили и направления в дизайне;

- основные эстетические подходы к разработке дизайнерских решений;

- историю становления дизайна как самостоятельной сферы деятельности.

Содержание данного курса призвано сформировать базовые знания в области истории и методологоии дизайна как культуры формы и практики в истории и современности, становление дизайна в Европе, Америке, странах Дальнего Востока.

В содержание включены: изучение основ эргономики, антропометрии, метрических систем, дизайн-концепций, а также понятий визуально-пространственной и информационной сред.

В четвертом и пятом классах изучается история мирового и отечественного садово-паркового искусства.

«История развития зарубежного садово-паркового искусства», которую учащиеся осваивают параллельно с изучением основ ландшафтного дизайна на уроках дизайн-проектирования, освещает основные этапы истории паркостроения Запада и Востока. Она последовательно раскрывает основы ландшафтного строительства – древнейшей области человеческой деятельности. Обучающихся постигают разнообразие приемов создания и особенности дендрологических композиций Древнего Египта, Месопотамии, античных государств, средневековой Европы, исламского мира, стан Дальнего Востока, эпохи Ренессанса. При изучении истории ландшафтных проектов Нового Времени внимание учащихся сосредотачивается на трёх типах парковых композиций: итальянской (террасированной), французской (регулярной) и английской (пейзажной), особенности которых раскрываются при анализе знаменитых садов: виллы д Эсте, Версаля, Сан-Суси, Стоу и др. Заключительная часть программы освещает эволюцию садовых стилей в Западной Европе от эклектики до модернизма и отражает тенденцию преобразования дворцовых парков в публичные.

«История развития садово-паркового искусства в России XVIII-XX веках» для пятого года обучения разработана как продолжение «Истории зарубежного садово-паркового искусства» с расчетом выявить связи между европейским и русским паркостроительством, а также особенные, специфические черты отечественной ландшафтной архитектуры.

В содержании курса подробно прослеживается история создания и особенности проектов знаменитых дворцово-парковых резиденций под Санкт-Петербургом: Петергофа, Стрельны, Царского Села, Ораниенбаума, Гатчины, Павловска, подмосковных усадеб Кусково, Останкино, Архангельское, Царицыно. Основательно изучаются ландшафтные композиции утраченных нашим государством в конце XX века украинских и крымских парков – Софиевки, Александрии, Тростянца, Алупки, Ливадии, Никитского ботанического сада. В программу включен и актуальный региональный компонент, посвященный истории и ландшафтным композициям парков Барнаула: Центрального, Нагорного, «Изумрудного», дендрария Института садоводства Сибири и др.

В целом предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественных произведений – архитектурных, скульптурных, живописных, графических, ландшафтных композиций и дизайнерских работ - и зрителя как акта общения, на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.



Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс.

Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (6-й класс).

При реализации программы предмета «История изобразительного искусства» со сроком обучения 6 лет школа самостоятельно разрабатывает учебно-тематический план последнего года обучения.



Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 5-летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 198 – самостоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 6-летнем сроке обучения составляет 478,5 часов. Из них: 247,5 часов – аудиторные занятия, 231 – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения образовательной программы «Дизайн» 5 лет



Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов




1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Аудиторные занятия







24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

198

Самостоятельная работа







24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

198

Максимальн. учеб. Нагрузка







48

51

48

51

48

51

48

51

396

Вид промежуточ и итоговой аттестации по полугодиям










З.





З.




З.




Ит.

атт.


(экз.)




З. – Зачет.

Ит. ат. (экз.) – Итоговая аттестация (экзамен).



Срок освоения образовательной прогаммы «Дизайн» 6 лет

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

Полугодия

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

6-й год




Аудиторные занятия







24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Самостоятельная работа







24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

16

17

231

Максимальн. учеб. Нагрузка







48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

478,5

Вид промежуточ и итоговой аттестации по полугодиям










З.




З.




З.




З.




Ит.

атт.


экз.




З. – Зачет.

Ит. ат. (экз.) – Итоговая аттестация (экзамен).



Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.

Занятия подразделяются на аудиторную и самостоятельную работу.

Аудиторные занятия проводятся в формах уроков-бесед, уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-тестов и т.п. Самостоятельная работа включает в себя выполнение учащимися различных домашних заданий, посещение ими музеев, выставок, парков, театров и др. учреждений культуры, а также участие обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, викторинах, конференциях) и культурно – просветительной деятельности школы.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Срок обучения 5-6 лет

Аудиторные занятия

2-5 классы – 1,5 часа

6 класс – 1,5 часа

Самостоятельная работа:

2-5 классы – 1,5 часа

6 класс – 1 час

Цели и задачи учебного предмета

Цели: приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование культуры общения с памятниками искусства, подготовка теоретически грамотного посетителя музеев, галерей, выставок современного искусства, дворцово-парковых комплексов и т.п., а также развитие духовного мира ребенка и его нравственных ориентиров, обогащение его эмоциональной сферы.

художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами учебного предмета являются:

- создание условий для успешного усвоения учащимися знаний по основным разделам учебного предмета;

- формирование у учеников потребности к теоретическому осмыслению явлений и процессов в искусстве;

- формирование знаний основных этапов развития архитектуры, дизайна, истории изобразительного и садово-паркового искусств;

- формирование навыков по восприятию художественных произведений и умения их анализировать, в устной и письменной формах излагать свои мысли о творчестве мастеров;

- развитие художественного вкуса;

- совершенствование способностей личности к творческому самовыражению;



Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

  • объяснительный-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация учебных предметов ПО.02 «История искусств» обеспечивается наличием в школе выставочных залов «ACADEMIA», библиотеки с читальным залом, книгохранилищем, фильмотекой и видеотекой.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала в ходе самостоятельной работы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Каждый учащийся обеспечивается основной учебной литературой по предмету.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства», должны быть оснащены учебной мебелью (столами, стульями, шкафами), соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, а также ноутбуками с соответствующим программным обеспечением, плазменными телевизорами, видеопроектором и экраном, DVD – и видеоплейерами , учебными досками с магнитами и оформлены наглядными пособиями.

II. Содержание учебного предмета:

ПО.02. история искусств:

УП.02. История изобразительного искусства – 478,5 часов

2 класс


История отечественного изобразительного искусства

Учебно- тематический план.



№№

занятий


Наименование темы

Вид учебного занятия

Общий объём времени в часах

Макс. учебная нагрузка

(в час.)


Аудиторная учебная нагрузка

(в часах)



Самост. работа уч-ся

(в час.)


99

49,5

49,5

1.

2.





  1. Очаги православия в средневековой Европе.

1.1. Византийская архитектура.

1.2. Византийская живопись.



беседа


беседа

3

3



1,5


1,5


1,5


1,5


3.

4.



5.

6.
7.


8.
9.
10.
11.


  1. Искусство Древней Руси.

2.1. Пути христианства на Русь

2.2. Искусство Киевской Руси.

2.3. Искусство Новгорода.

2.4. Искусство Владимиро-Суздальской Руси.

2.5. Московский Кремль. Стены и башни.

2.6. Московский Кремль. Палаты и соборы.

2.7. Монументальная живопись Древней Руси.

2.8. Иконопись Древней Руси. Знаменитые изографы.

2.9. По «Золотому кольцу» России.

беседа


беседа

беседа


беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа

3

3



3

3
3
3


3
3
3

1,5


1,5

1,5


1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1,5


1,5

1,5


1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

12.


13.

14.


15.

16.
17.



  1. Русское искусство 18 века.

3.1. Искусство петровской эпохи.

3.2. Архитектура барокко в России.

3.3. Учреждение Академии художеств. Становление видов и жанров искусства.

3.4. Русская скульптура 18 века.

3.5. Расцвет портретного жанра во второй пол. 18 века.

3.6. Архитектура второй половины 18 века.



беседа


беседа

лекция


беседа

беседа
беседа


3

3



3

3

3


3

1,5


1,5

1,5


1,5

1,5
1,5


1,5


1,5

1,5


1,5

1,5
1,5



18.
19.


20.

21.


22.

23.


  1. Русское искусство первой половины 19 века.

4.1. Архитектура первой половины 19 века.

4.2. Скульптура классицизма. Синтез искусств.

4.3. Портретная живопись первой половины 19 века. Орест Кипренский и Василий Тропинин.

4.4. Историческая живопись первой половины 19 века. Карл Брюллов и Александр Иванов.

4.5. Становление бытового жанра. Алексей Венецианов и Павел Федотов.

4.6. Пейзаж первой половины 19 в. Сильвестр Щедрин и Иван Айвазовский.



беседа
беседа


беседа

беседа


беседа

беседа


3
3
3

3

3

3



1,5
1,5


1,5

1,5


1,5

1,5


1,5
1,5


1,5

1,5


1,5

1,5


24.


25.
26.

27.


28.

  1. Русское искусство второй половины 19 века.

5.1 Передвижники.

5.2. Василий Перов и Иван Крамской.

5.3. Илья Репин.

5.4. Василий Суриков.

5.5. Пейзаж во второй половине 19 века.


беседа


беседа
беседа

беседа


беседа

4,5


3
3

3

4,5



1,5


1,5
1,5

1,5


1,5

3

1,5


1,5

1,5


3

29.


30,31

32,33


  1. Русское искусство рубежа 19 и 20 веков.

6.1. Валентин Серов и Михаил Врубель – выдающиеся мастера живописи рубежа столетий.

6.2., 6.3. Обзорные уроки «Творчество крупнейших мастеров живописи рубежа веков».

6.4., 6.5. Обзорные уроки «Художественные объединения конца 19-начала 20 веков».


беседа


лекция

лекция


3

6



3


1,5


3

3


1,5


3

-





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет