Программа дисциплины «актуальные философские проблемы архитектурной деятельности»



жүктеу 168.33 Kb.
Дата09.05.2019
өлшемі168.33 Kb.
түріПрограмма дисциплины


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)

________________ Д.О. Швидковский


“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа дисциплины



«АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
федерального компонента цикла ОПД

ГОС ВПО второго поколения


Направление: 521700 – АРХИТЕКТУРА
Степень: МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ


Москва – 2008

Примерная программа «Актуальные философские проблемы архитектурной деятельности» федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования второго поколения по направлению подготовки магистр архитектуры.




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель курса

Цель курса – ознакомить магистрантов со спецификой современной философской рефлексии о мире, человеке, его природообразующей и культуротворческой деятельности, помочь им осознать сущность и динамику важнейших социальных процессов, понять место и роль архитектуры в культуре XXI в., увидеть важность союза архитектуры с философией.




    1. Задачи курса




  • Помощь магистрантам в овладении навыками философского осмысления феномена архитектуры в целом и собственной проблематики в контексте социокультурных процессов XXI века.

  • Выявление роли философии в формировании концептуального мышления, профессиональной этики архитектора.

  • Расширение сферы теоретико-методологических оснований для решения архитектором профессиональных вопросов.

  • Повышение культуры самоосознания в архитектуре: понимание современных изменений в социальном статусе архитектора, специфики соотношения познавательных и творческих сторон в архитектурной деятельности, ориентация на перманентную включенность в систему “непрерывного образования”, определение меры участия в бизнесе, поиск адекватных путей и средств стратегии развития и управления в архитектуре.



    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Культура дает многочисленные свидетельства о тесных органических связях философии и архитектуры. Не случайно сами архитекторы склонны называть архитектуру застывшей в камне философией своего времени, как это делает, например, Ле Корбюзье.

Точки соприкосновения философии и архитектуры многообразны. Большая роль принадлежит личным творческим контактам людей искусства с философами. Символом такого союза является широко известный и часто повторяющийся в культуре “феномен дома Перикла”, когда радость и пользу от общения с Анаксагором (учителем Перикла), Протагором, Сократом находили Софокл, Фидий, Поликлет, Иктин, Калликрат и другие творцы греческого искусства. Порой философы непосредственно занимались архитектурной проблематикой. Так, представления Платона и Аристотеля о планировочном и функциональном строении города были восприняты христианством (“Откровение Иоанна Богослова”) и составили важнейшую основу европейского градостроительства вплоть до XVII века. Анаксагор и Демокрит написали книгу о перспективе, на которую ссылаются Витрувий, Леонардо да Винчи, П. Флоренский. Рабочими понятиями в архитектуре становились со временем категории, введенные в культуру философами. Так случилось с такими категориями Демокрита, как “форма”, “порядок”, “положение”, “величина”, “мера”, “объём”; с учением Пифагора и пифагорейцев о гармонии, ритме, пропорции и т.д. В своих эстетических трактатах философы стремились понять природу красоты, найти особенности, смысл, цели, а порой и методы художественного творчества. Но чаще всего влияние философии оказывается опосредованным: через то, что называется духом эпохи, её культурной парадигмой. Хотя этот род влияния чаще всего архитектором не осознается, из эпохи в эпоху архитектура несла на себе влияние той интеллектуальной среды, которая создавалась под воздействием философских школ: барокко – пантеизма и сенсуализма, классицизм – картезианства, функционализм – прагматизма, постмодернизм – аналитической философии, психоанализа, течений “нового гуманизма” и т.д.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса

Уровень освоения курса определяется умением магистрантов ориентироваться в современных философских школах и направлениях, навыками чтения философской литературы, повышением теоретической и категориальной культуры в работе над научными рефератами, магистерской диссертации, докладами на научных конференциях, более осмысленным пониманием роли и места архитектуры и архитектора в современной жизни, осознанием опасности превращения архитектуры в чистое формотворчество, равнодушное и современным гуманитарным общечеловеческим и национальным ценностям.





  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1. Разделы курса

Предлагаемый курс «Актуальные философские проблемы архитектурной деятельности» включает в себя шесть основных тем.





    1. Темы и краткое содержание


Тема 1. Особенности современного философского осмысления архитектуры как феномена культуры

Характерные для конца ХХ века изменения в понимании природы и функций философии. Дополнения в отечественной философии историко-философского сциентизма с несциентистскими и антисциентистскими способами философствования. Новые тенденции в развитии зарубежной философской мысли. Общая актуализация роли философии как интегральной части цивилизационного развития человечества. Современная специфика соотношения философии с мифом, религией, наукой и искусством. Традиционные и современные способы философствования.

Культурная парадигма эпохи и философское осмысление архитектуры как феномена культуры. Зафиксированные историей формы взаимодействия философии и архитектуры. Возрастание роли теоретико-методологических обоснований профессионального выбора в архитектуре.

Тема 2. Философское учение о мире в его современном видении. Архитектура в мире природного и социального бытия

Основные философские учения о бытии и его формах. Специфика различных форм бытия, их взаимосвязь. Важность общего видения мира для решения важнейшей проблемы современной культуры – синтеза естественных и гуманитарных наук. Значение философского учения о целостности бытия для возникновения и организации знания глобальных систем и процессов (концепция универсального эволюционизма; синергетическая сущность новой физической картины мира; современная стратегия отношений человека и природы; многоаспектное понимание экологической проблематики; соотношение управления и направляемого развития общества и т.д.).

Философский аспект науки, техники и технологий. Человек – техника – природа. Научно-технический прогресс и его последствия.

Архитектура в мире природного и социального бытия. Взаимосвязь экологических, социально-ценностных и технико-технологических проблем в архитектуре. Архитектура и политика. Архитектура и бизнес.



Тема 3. Философская антропология. Специфика личности архитектора, синтетический характер его деятельности

Человек как центральная проблема современной философии. Признание его высшей ценностью и целью общественного процесса. Природа человеческой жизнедеятельности. Актуализация идей единства практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру. Проектная культура как синтетический вид деятельности.

Основные пути социализации личности. Проблема смысла жизни. Мораль как регулятор социальных отношений. Права человека. Идентификация личности в условиях массовой культуры. Коллективность как проблема совместимости человеческого бытия. Культурный суверенитет и культурная экспансия. Роль образования и воспитания в современном мире.

Формирование личности архитектора. Динамика его социального статуса, специфика архитектурной деятельности в современных условиях. Профессиональная этика архитектора, правовые аспекты архитектурного творчества. Проблемы разработки стратегии развития и управления в архитектуре.



Тема 4. Современные философские представления о познании. Связь познания и творчества в деятельности архитектора

Смена представлений о природе человеческого знания, способах его получения и использования. Их смысл: возрастание роли человека как субъекта познания, увеличение фундаментального числа операций познавательной деятельности, использование герменевтических подходов, признание многозначности истины и её укорененности не только в предметном мире, но и в бытийственности субъекта познания. Проблема “живого” и синтетического знания (Вл. Соловьёв), как единства научных, философского, религиозных и художественно-эстетических взглядов. Интерсубъективность и диалог Я и Другого в познании. Информация как средство управления. Культурный образ и свободный поток информации. Роль компьютеризации в современной эпистемологии.

Особенности архитектурного знания. Познание и творчество в архитектурной деятельности. Проблема “архитектор – компьютер”.

Тема 5. Новое понимание истории как формы бытия человека. Гуманизирующая роль архитектуры

Понятие общества. Основные интерпретации общества в истории социально-философской мысли. Общество как саморазвивающаяся система. Социосинергетический подход к анализу общества. Новое понимание исторического процесса как формы бытия человека. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс. Культура и цивилизация. Социально-культурное многообразие как ценность современной цивилизации. Своеобразие русской цивилизации. Многообразие форм проявления личностного начала в культуре. Проектная деятельность как важнейший культурообразующий фактор. Роль утопии и антиутопии. Свобода и ответственность – атрибутивные характеристики человеческого бытия в обществе.

Соотношение свободы творчества и ответственности в деятельности архитектора. Проектная культура и архитектура. Гуманизирующая роль архитектуры в современном мире.

Тема 6. Философско-методологический практикум. (Самостоятельная индивидуальная работа).


  1. Работа над рефератом “Что такое современная архитектура?” с последующим обсуждением на семинарах.

  2. Концептуальный анализ темы магистерской диссертации. Составление её концептуальной схемы.

  3. Логико-методологическая проработка основного содержания диссертации.

  4. Составление глоссария. Попытка обосновать набор употребляемых в диссертации категорий, описав их связь и специфическое звучание в архитектуре.




  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы1




  • Характерные для начала ХХI века изменения в понимании природы и функций философии.

  • Традиционные и современные способы философствования.

  • Синтез естественных и гуманитарных наук как важнейшая проблема современной культуры.

  • Культурная парадигма эпохи и философское осмысление архитектуры как феномена культуры.

  • Зафиксированные историей культуры форм взаимосвязи архитектуры и философии.

  • Философское учение о бытии и его формах.

  • Архитектура в мире природного и социального бытия.

  • Человек как центральная проблема современной философии. Возрастание роли человека как природообразующего и культурообразующего фактора истории.

  • Природа человеческой жизнедеятельности. Архитектура как синтетический тип деятельности.

  • Роль морали в современном мире. Природа профессиональной этики архитектора.

  • Человек глазами архитектора. Античный тезис “человек есть мера всех вещей” и современная архитектура.

  • Личность архитектора. Специфика его социального портрета и деятельности.

  • Смена представлений о природе человеческого знания, способах его получения и использования.

  • Возрастание роли человека как субъекта познания.

  • Современные подходы к пониманию творчества. Свобода творчества и ответственность.

  • Познание и творчество в архитектурной деятельности.

  • Новое понимание истории как формы бытия человека.

  • Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.

  • Культура и цивилизация. Попытки осмыслить своеобразие русской цивилизации.

  • Гуманизирующая роль архитектуры в современном мире.

  • Образование и воспитание личности. Проблемы архитектурного образования.


  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

(варианты конкретизации рекомендованной для магистрантов

общей темы: “Что такое современная архитектура?”)





  • Культурная парадигма эпохи и философское осмысление архитектуры как феномена культуры.

  • Оценка значимости различных форм архитектуры (“бумажной”, “концептуальной”, “интеллектуальной”, “реальной”, “без барьерной” и др.).

  • Возрастание роли теоретико-методологического обоснования профессионального выбора архитектора. Значение философии для формирования концептуального мышления.

  • Художественно-эстетическая ценность архитектуры.

  • Природа и архитектура (природа как “среда”, “органическая часть архитектуры”, “кладовая”, “школа”, “храм” и др.). Экологическая культура архитектора.

  • Архитектура и технико-технологические достижения современной цивилизации.

  • Архитектура в мире политики и бизнеса.

  • Правовые основы архитектурной деятельности. Анализ закона о деятельности архитектора.

  • Роль морали в современном мире. Профессиональная этика архитектора.

  • Национальные и общечеловеческие ценности в архитектуре.

  • Взаимосвязь экологических, социально-ценностных и технико-технологических сторон в архитектурной деятельности.

  • Антропологизация современной культуры. Античный тезис “Человек – мера всех вещей” и современная архитектура.

  • Гуманизирующая роль архитектуры в современном мире. Оценка тезиса “Поменьше эстетики, побольше этики” (Венеция, 2000).

  • Многообразие в понимании современного социального статуса архитектора (“чистый архитектор”, “архитектор-инженер”, “архитектор-менеджер”, “архитектор-стратег”, “архитектор-лидер в архитектурно-строительной цепочке” и др.). Степень опасности “растворения архитектора” в системе наёмного труда.

  • Специфика архитектурного знания, его системный характер.

  • Соотношение познавательных и творческих сторон в архитектурной деятельности.

  • Свобода творчества и ответственность. Осознание архитектуры как “профессии повышенного риска”.

  • Проблема “архитектор – компьютер”.

  • Изменение субъекта социального заказа. Навыки ведения диалога “профессионала” с “непрофессионалом” (“двойное кольцо” Сократа).

  • Проблемы подготовки архитектурных кадров. Архитектор в системе “непрерывного образования”.



  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



№№

п/п



Наименование тем и разделов:

ВСЕГО


(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе:

лекции

семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Особенности современного философского осмысления архитектуры как феномена культуры.

10


6


4


2


2.

Философское учение о мире в его современном видении. Архитектура в мире природного и социального бытия.

16

8

8

3


3.

Философская антропология. Специфика личности архитектора, синтетический характер его деятельности.

16


10


6


3


4.

Современные философские представления о познании. Смена парадигм. Особенности архитектурного знания. Связь познания и творчества в деятельности архитектора.

16

10

6

3

5.

Новое понимание исторического процесса как формы бытия человека. Гуманизирующая роль архитектуры.

16

8

8

3


6.

Философско-методологический практикум.

-

-

11

3


ИТОГО:

102

44

41

17


  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Форма итогового контроля – зачёт с оценкой в конце 11 семестра





  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Автор




Наименование



Наличие грифа МО



Год издания

Обеспечивает ли полностью содержание дисциплины?

1.

2.

3.

4.

5.




История философии Запад – Россия – Восток (под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича). В 3-х книгах.

Нет

1995-1998

Нет





Хрестоматия по истории философии (под ред. Л.А. Микешиной). В 3-х частях.

Да


1997




Нет




Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях.

Да

1996




Нет





Философская энциклопедия. В 5-ти томах.

Нет

1960-1970




Нет





Философский энциклопедический словарь.

Нет

1991




Нет





Философия. Учебник (под ред. В.Д. Губина и др.).

Нет

1996



Нет




Мастера архитектуры об архитектуре. В 2-х томах.

Нет

1972




Нет





Мастера советской архитектуры об архитектуре.

Нет



1975



Нет




Дополнительная литература:


  • Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Глава “Бытие как совершенство – красота как бытие”. – М., 1977.

  • Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

  • Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы. – В кн.: Психолингвистика. – М., 1984.

  • Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. – Вопросы философии, 1994, №4.

  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

  • Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. – Вопросы философии, 1990, №1.

  • Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

  • Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

  • Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

  • Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика. – В кн.: Вартофский М. Модели. – М., 1988.

  • Гадамер Х.-Г. Метод и истина. – М., 1990.

  • Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

  • Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. – М., 1987.

  • Гуревич П. Философия культуры. – М., 1995.

  • Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1985.

  • Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

  • Дэй Кр. Места, где обитает человеческая душа. – М., 1994.

  • Евин И. Синергетика искусства. – М., 1991.

  • Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М., 1993.

  • Кантор К.М. Два проекта всемирной истории. – Вопросы философии, 1990, №2.

  • Кнабе Г.С. Проблема постмодернизма и фильм Питера Гринуэя “Брюхо архитектора”. – Вопросы философии, 1997, №5.

  • Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  • Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

  • Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994.

  • Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

  • Марубаев М.Л. О гармонии мира. – Вопросы философии, 1994, №6.

  • Микешина А.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. – М., 1990.

  • Мольтманн Ю. Теология надежды. – Вопросы философии, 1990, №9.

  • Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  • Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – В кн.: Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

  • Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? Лекции 3-5. –М., 1991.

  • Панарин А. Философия политики. – М., 1995.

  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

  • Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  • Постмодернизм и культура (материалы круглого стола). – Вопросы философии, 1997.

  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

  • Роджер Ф., Юри У. Путь к согласию (или переговоры без поражения). – М., 1992.

  • Соловьев Вл. С. Философские основы цельного знания. Соч. в 2 т. Т. 2. –М., 1988.

  • Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  • Теория познания в четырех томах, тт.1-2. –М., 1991.

  • Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М., 1995.

  • Уайтхед А.И. Идеи философии. Философский метод. – Избранные работы по философии. – М., 1990.

  • Уитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.

  • Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. – М., 1991.

  • Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба. – Вопросы философии, 1994, №2.

  • Фуко М. Герменевтика субъекта. – В кн.: Социо-логос. – М., 1991.

  • Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

  • Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. – М., 1992.

  • Хейзинга И. Человек играющий. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. – М., 1992.

  • Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.

  • Юнг К. Психология и поэтическое творчество. – В кн.: Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.



Автор (составитель): Попова Н.Г., профессор кафедры Философии Московского архитектурного института (государственной академии), д.филос.н., профессор.


1 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы можно рассматривать как примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.





Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет