Программа Курса «Философия техники»



жүктеу 91.52 Kb.
Дата10.01.2019
өлшемі91.52 Kb.
түріПрограмма


Программа
Курса «Философия техники»
4-й курс бакалавриата факультета философии

Государственного университета – Высшей школы экономики
Рекомендуемая литература:
1.Философия техники в ФРГ. М., 1989.

2. Технократическая волна на западе. М., 1985.

3. Философия техники, история и современность, М., 1997.

4. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

5. Сидорина Т.Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

Формы контроля: промежуточная – реферат, итоговая – экзамен.
Темы лекций:
Лекция 1. Предмет и проблематика философии техники (2 часа).

«Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Определение техники. Широкая и узкая трактовка техники. Методология и антропология техники. Природа технического знания. Техника и наука. Техника и искусство.


Лекция 2. Начала философии техники в классической философии. (2 часа). Вопрос о технике в работах Т. Гоббса, Р. Декарт, Ламетри («Человек-машина»).
Лекция 3. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в. (4 часов).
«Основания философии техники» (1877) Эрнста Каппа как первая современная работа по философии техники. Вопрос о технике и критика современности в Германии между Первой и Второй мировыми войнами.

Критика «механизации духа» в публицистике Вальтера Ратенау.

Техника и оценка ее политической роли в «новом национализме» Веймарской республики.

Философия техники Освальда Шпенглера: «Закат Европы», «Человек и техника», «Первовопросы».

Философия техники Эрнста Юнгера: «Рабочий», «Стена времени», «Ножницы», «Прогнозы на 21-й век».

Философия техники Фридриха Георга Юнгера: «Совершенство техники».

Влияние консервативной философии техники на современные концепции «Зеленых» в Германии.

Антропологический подход к технике в рамках философской антропологии Х. Плесснера и А. Гелена.



Лекция 4. Горизонты технократии (4 часа).

Техника: от механизма к технологии. Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание ХХ в. Технократич как власть инженеров. Т. Веблен «Инженеры и система ценностей» (1921). Дж. Берн­хейм и работа «Ре­во­лю­ция ме­нед­же­ров» (1941). Идея «вла­сти спе­циа­ли­стов». Движение технократии. У. Рос­тоу, Д. Белл и кон­цеп­ция «об­ще­ст­ва все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия». Критика «технократической концепции» в западной философии. Технофобия. Технократическая концепция и продолжение традиций социальной утопии в ХХ веке. Человек как объект кон­ст­руи­ро­ва­ния. «1984» (1949) Дж. Оруэлла.


Лекция 5. Техника в контексте глобальных проблем (2 часа).
Пе­ре­оцен­ка тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Угроза существованию человечества. Римский клуб: у истоков возникновения. Концепция клуба. Анализ глобальной проблематики в проектах Римского клуба (1970-1980 годы). Этапы развития тематики исследований Римского клуба: «шоковая терапия», которой послужили два первых доклада, развенчавшие технократические иллюзии и продемонстрировавшие порочность безудержного количественного прогресса; «политический подход», отмеченный докладами «Пересмотр международного порядка» и «Микроэлектроника и общество»; переход от преимущественно количественного анализа глобальных проблем к качественному анализу человеческого бытия, системы целей и ценностей.
Лекция 6. Гу­ма­ни­тар­ная со­став­ляю­щая со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии тех­ни­ки (4 часа).
Гуманитарная составляющая современной философии техники и ее представители: Лю­ис Мамфорд, Хо­се Ор­те­га-и-Гас­сет, Мар­тин Хай­дег­гер, Жак Эл­люль.

Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества. «Миф машины» («The Myth of the Machine», в 2-х томах, 1969 и 1970). Концепция мегамашины. Хосе Ортега-и-Гассет: мировосприятие человека и техническая реальность. «Рассуждение о технике» (1935). Техника как социальный феномен. Мартин Хай­дег­ге­р и «Во­прос о тех­ни­ке» (1954). Жак Эллюль «Другая революция», «Техника» (1954).

Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе
Лекция 7. Вопросы философии техники в отечественной философии первой половины ХХ в. (2 часа).
Русские мыслители о социальных последствиях технического развития. Технический Апокалипсис. Николай Бердяев: техническая контрреволюция. Борис Вышеславцев: техника власти и власть техники. Будущее России: от утопии к антиутопии.
Темы семинарских занятий:
Семинар 1. «Рабочий» Э. Юнгер («Техника как мобилизация мира гештальтом рабочего», гл. 44–57)


  1. В чем ошибочность предшествующих взглядов на технику? Что, по мысли автора, следует противопоставить этому взгляду.

  2. В чем заключается специфический характер Первой мировой войны и какова его связь с техникой?

  3. В чем заключается глубокое отношение между техникой и культом?

  4. Какие изменения в мировой действительности вызывает техническая революция и в чем смысл ее соотнесения с «гештальтом рабочего?

  5. Каков, по оценке автора, характер и каковы тенденции современной техники?

  6. Что означает характеристика техники как «тотальной мобилизации»? Как описывается цель процесса «тотальной мобилизации»?

  7. Какую трансформацию власти вызывает техническая революция? Каковы возможные черты государства «рабочего»?

  8. Каков общий диагноз современной ситуации в последнем параграфе?


Семинар 2. «Вопрос о технике» М. Хайдеггер
1. Почему техника и сущность техники – не одно и то же? На что направлен вопрос о технике?

2. Можно ли рассматривать технику как средство для достижения целей?

3. Какой смысл имеет обращение к Аристотелю и его учению о четырех причинах?

4. Как понимает истину Хайдеггер? Как связаны техника и истина?

5. В каком отношении находится современная техника к античной tekhne?

6. Какова связь между современной техникой и новоевропейской наукой?

7. Что такое постав?
8. Можно ли ожидать спасения от техники?

9. Из какого диагноза современности исходит Хайдеггер в своем докладе?


Семинар 3. «Миф о машине» Л. Мамфорд.

1. Что означает утверждение Мамфорда, что че­ло­век — не «де­лаю­щее», а «мыс­ля­щее» су­ще­ст­во?

2. В чем, по Мамфорду, заключается сущ­ность че­ло­ве­ка?

3. Интерпретируйте высказывание Мамфорда о том, что че­ло­век есть «пре­ж­де все­го, са­мо се­бя со­зи­даю­щее, са­мо се­бя пре­одо­ле­ваю­щее, са­мо се­бя про­ек­ти­рую­щее жи­вот­ное су­ще­ст­во»1.

4. В чем заключается ти­по­ло­ги­че­ский под­хо­д Мамфорда к ана­ли­зу фе­но­ме­на тех­ни­ки.

5. Что Мамфорд относит к монотехнике?

6. Понятие мегамашины.

7. При­ме­ры ме­га­ма­шин.



8. Оценка состояния современной научно-технической цивилизации.

Вопросы экзамена по курсу «Философия техники»
Вопросы по лекциям:


  1. «Совершенство техники» Ф.Г. Юнгера и истоки экологического движения в Германии.

  2. «Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка

  3. Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской литературе

  4. «Пределы роста»: концепция и критика работы

  5. Комплекс глобальных проблем человечества – характеристика и пути решения

  6. Оценка глобальных проблем и задач человечества в работах А. Печчеи

  7. К. Ясперс об эволюции техники

  1. Технический прогресс: ожидания и пе­ре­оцен­ка тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

  2. Рим­ский клуб: история и причины возникновения, программа, основатели.

  3. Анализ глобальной проблематики в проектах Римского клуба (1970-1980 годы)

  4. Генезис «технократической концепции» в западной философии

  5. Критика «технократической концепции» в западной философии

  1. В чем заключается связь между философией техники Э. Юнгера и разработкой «вопроса о техники» у М. Хайдеггера?

  2. В чем заключается специфический характер Первой мировой войны и какова его связь с техникой (по «Рабочему» Э. Юнгера)?

  3. Изменение соотношения между «естественным» и «искусственным» в естествознании и философии Нового времени.

  4. Как связаны понятия техники и истины в философии М. Хайдеггера?

  5. Какой взгляд на технику является объектом критики Э. Юнгера в «Рабочем»?

  6. Природа технического знания

  7. Различие между «природным» и «искусственным» в философии Аристотеля.

  8. Сопоставление и взаимосвязь техники и искусства

  9. Техника в контексте глобальных проблем

  10. Техника как «постав» («Вопрос о технике» М. Хайдеггера).

  11. Философия техники о. Павла Флоренского.

  12. Философия техники О. Шпенглера.

  13. Философия техники Ф. Дессауэра.

  14. Что означает характеристика техники как «тотальной мобилизации»? (Э. Юнгер)


Вопросы по семинарским занятиям:
Вопросы к «Рабочему» Юнгера («Техника как мобилизация мира гештальтом рабочего», гл. 44–57)


  1. В чем ошибочность предшествующих взглядов на технику? Что, по мысли автора, следует противопоставить этому взгляду.

  2. В чем заключается специфический характер Первой мировой войны и какова его связь с техникой?

  3. В чем заключается глубокое отношение между техникой и культом?

  4. Какие изменения в мировой действительности вызывает техническая революция и в чем смысл ее соотнесения с «гештальтом рабочего?

  5. Каков, по оценке автора, характер и каковы тенденции современной техники?

  6. Что означает характеристика техники как «тотальной мобилизации»? Как описывается цель процесса «тотальной мобилизации»?

  7. Какую трансформацию власти вызывает техническая революция? Каковы возможные черты государства «рабочего»?

  8. Каков общий диагноз современной ситуации в последнем параграфе?


К «Вопросу о технике» Хайдеггера
1. Почему техника и сущность техники – не одно и то же? На что направлен вопрос о технике?

2. Можно ли рассматривать технику как средство для достижения целей?

3. Какой смысл имеет обращение к Аристотелю и его учению о четырех причинах?

4. Как понимает истину Хайдеггер? Как связаны техника и истина?

5. В каком отношении находится современная техника к античной tekhne?

6. Какова связь между современной техникой и новоевропейской наукой?

7. Что такое постав?
8. Можно ли ожидать спасения от техники?

9. Из какого диагноза современности исходит Хайдеггер в своем докладе?


Темы рефератов по курсу «Философия техники»
1 Перспективы технического развития в современной утопии и антиутопии: социальный контекст (“Кре­сть­ян­ская уто­пия” А. Чая­но­ва (1920), “Гря­ду­щий мир” Я. Оку­не­ва (1923), “Мы” (1920), “Пре­крас­ный но­вый мир” О. Хакс­ли и “1984” Дж. Ору­элла)

  1. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

  2. Ленк Х. Раз­мыш­ле­ния о со­вре­мен­ной тех­ни­ке. М., 1996.

  3. Има­ми­чи Т. Мо­раль­ный кри­зис и ме­та­тех­ни­че­ские про­бле­мы // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1995. № 3.

  4. Мит­чем К. Что та­кое фи­ло­со­фия тех­ни­ки? М., 1995.

  5. Бер­дя­ев Н.А. Смысл ис­то­рии. М., 1990.

  6. Бер­дя­ев Н.А. Судь­ба Рос­сии. М., 1990.

  7. Бер­дя­ев Н.А. Цар­ст­во ду­ха и цар­ст­во ке­са­ря. М., 1995.

  8. Вы­ше­слав­цев Б.П. Уг­ро­за то­та­ли­тар­ной тех­но­кра­тии // Вест­ник выс­шей шко­лы. Гаврюшин Б.П. Вышеславцев как мыслитель // Вестник высшей школы. 1990. № 7.

  9. Го­ро­хов В.Г., Сте­пин В.С. Фи­ло­со­фия нау­ки и тех­ни­ки. М., 1995.

  10. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. Пер. с англ. М., 2001.

  11. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  12. Медуз Д. и др. Пре­де­лы рос­та. М., 1991.

  13. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии ХХ века. М., 1986.

Реферат – объем реферата – не менее 30 000 знаков.

В печатном виде.

Титульный лист, оглавление, список литературы.

Текст разбит на следующие разделы:

Введение – немного об авторе реферируемого произведения, актуальность тематики, ее значимость в настоящее время.

Заключение.

Основная часть.

Литература
Методика подготовки реферата:

В реферируемом произведении выделяются основные проблемы.

Выделенные проблемы иллюстрируются цитатами из произведения.

По каждой проблеме дается комментарий.

Реферат готовится по одному из указанных произведений. Не допускается подготовка реферата по произведению, которое изучалось (разбиралось) на лекциях или на семинарах.

Реферат сопровождается ссылками на реферируемую работу. Ссылки постраничные, располагаются внизу страниц текст реферата.

Например,

Излагается мысль автора реферируемого текста или приводится цитата2


Автор программы – д-р филос. н., профессор Т.Ю. Сидорина

1Mumford L. Myth of the Machine. Vol.1. P. 9.

2 Мамфорд Л. Миф машины. М.: Наука, 2007. С. 45 – 46.



Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет