Программа внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира»



жүктеу 371.14 Kb.
Дата12.02.2019
өлшемі371.14 Kb.
түріПрограмма

Программа

внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира»

для обучающихся 3-5 классов
Автор: Подрезова И.И.,

учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Цель программы развития МАОУ СОШ № 36 – создание педагогической модели, в управлении и совершенствовании которой каждый участник образовательного процесса (педагог, обучающийся, родитель) может выстроить свою траекторию развития.

Такую возможность предоставляет программа внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» (мировая художественная культура). Можно отметить социальную значимость программы: она решает не только проблемы повышения качества образования (история, география, литература, мировая художественная культура, технология, изобразительное искусство), но и повышает качество воспитания, уровень занятости школьников. Каждый ребёнок может найти себе дело по душе: рисовать, заниматься исследовательской деятельностью, играть в спектаклях, посещать томские музеи, проводить экскурсии.

Программа внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» адресована школьникам 3-5 классов и ориентирована на практическое применение учащимися полученных знаний. На занятиях учащиеся выполняют оригинальные творческие работы (эскиз папируса, роспись древнегреческой вазы, создание глиняной игрушки-свистульки и т.д.), участвуют в необычных театральных постановках, посещают томские музеи. В рамках данной программы учащиеся впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью, создавая оригинальные работы культурологической тематики. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся не только внести свой вклад в развитие истории музея, но и получить опыт исследовательской деятельности.

Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов школьного музея «Мир народной игрушки». Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» (мировая художественная культура) определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Программа внеурочной деятельности разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.



Цель программы внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» - погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Познавательные:

  • дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры;

  • на материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров;

  • познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира.

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ;

  • стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познание окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к процессу обучения;

  • воспитывать уважение к наследию Древнего мира.

Объем программы. Предлагаемый объем – 34 часа в год (теоретические занятия + творческие практикумы). Практические занятия проводятся на дополнительных мастер-классах в школьном музее и музеях г. Томска. Программа адресована школьникам 3-5 классов и рассчитана на три года обучения.

Структура программы. Программа состоит из основных разделов, списка тем исследовательских и творческих работ, списка литературы. Данная программа основана на изучении пяти разделов, которые сопровождаются творческими практикумами.

Разделы:

  1. Культура древних цивилизаций.

  2. Культура Древнего Египта.

  3. Культура Древней Греции.

  4. Культура Древнего Рима.

  5. Культура Древней Руси.

Программа «Загадки Древнего мира» предполагает различные виды работ:

  • лекция с элементами беседы;

  • работа со словарем (этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;

  • подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);

  • исследовательские и творческие работы;

  • рисование, лепка, работа с бумагой;

  • инсценировка обрядов;

  • выразительное чтение;

  • оформление слайдов.

При построении занятий используются следующие методические приемы:

  • создание игровых ситуаций;

  • самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;

  • театрализация;

  • принятие определенных социальных ролей;

  • моделирование;

  • дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.

Формы работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная.

В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:

  • Диалог культур

  • Интеграция предметов гуманитарного цикла

  • Проектная деятельность

  • Технология групповой деятельности (работа с разновозрастными группами)

  • Технология коллективной творческой деятельности

  • Музейная педагогика

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:



  • педагоги школы, реализующие программу (Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы)

Научно-методическое обеспечение:

  • методические пособия,

  • интернет-ресурсы,

  • мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизор,

проектор,

экран.

Мониторинг

Система отслеживания хода курса проводится в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ учащихся и т. д.



Спектр способов и форм выявления результатов:

  • Беседа

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Праздничные мероприятия

  • Конкурсы

  • Соревнования

  • Открытые и итоговые занятия

  • Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

  • Анализ приобретенных навыков общения

  • Анализ выполнения программ

  • Самооценка учащихся

Спектр способов и форм фиксации результатов:

  • Грамоты

  • Дипломы

  • Готовые работы

  • Учет готовых работ

  • Фото

  • Отзывы

  • Аналитические справки

  • Методические разработки

  • Портфолио

Планируемые результаты внеурочной деятель­ности:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний о культуре Древнего мира, знакомство с классификацией искусств культуры Древнего мира.

Второй уровень результатов — развитие понятий об особенностях культуры Древнего мира, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира.

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ); освоение основных этапов развития культуры Древнего мира как уникального явления, имеющего непреходящее мировое значение.

В результате изучения программы по внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» обучающиеся должны получить следующие знания и умения:



1.Знать:

- основные этапы в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы народов Древнего мира;

- основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Руси;

- основные художественные музеи мира.

2. Уметь:

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- сформулировать свое оценочное суждение;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

Программа внеурочной деятельности «Загадки Древнего мира» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких, как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.



Образовательный результат программы состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.

Содержание программы

Раздел №1

Культура древних цивилизаций
История человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар — арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств.

Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).

 Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Магическое воздействие на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды.
       Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.
       Мегалитические постройки первобытного человека — менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов (погребальные культовые строения). Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.

  Религиозное содержание Стоунхеджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной в архитектурной конструкции Стоунхенджа. Равноправие в конструкции Стоунхеджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность.

 Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.

Географические, климатические и природные контрасты Центральной Америки. Древнеиндейские племена (ацтеки, инки и майя) и их роль в освоении местности и развитии цивилизации.

Пирамида в мифологии древних индейцев. Пирамида солнца в Теотиуакане, храм с нишами в Тахине, пирамида надписей в Паленке. Культовое значение и конструктивные особенности этих сооружений (многоступенчатость, ориентация в пространстве, ложные своды, обилие скульптурных украшений). Календарь ацтеков — «Солнечный камень».

Культура Древней Индии, Древнего Китая, Древней Японии.


Раздел №2

Культура Древнего Египта
Географическое положение Древнего Египта. Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.

Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.


       Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).

Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством.

Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма.

Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса.

Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны.

Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека. Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды и скальные гробницы. Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности». Типы погребальных сооружений: надземные (пирамиды), подземные (скальные гробницы).

Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Определённые канонические требования в искусстве Древнего Египта: фигуры выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу (голова и ноги фигуры показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас).
Раздел №3

Культура античного мира.

Древняя Греция
Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Особенности крито-микенской культуры. Дворцовый комплекс в Кноссе: колонные залы, лабиринт, фресковая живопись.

Греческие вазы — важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз.

Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз.

Установление Зевсом мирового космического порядка и распределение сфер влияния между богами (Зевс — небо и земля, Посейдон — океан и море, Аид — подземное царство). Формирование олимпийского пантеона главнейших богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Аполлон, Артемида, Гестия, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес). Их функции, родственные связи и атрибуты. Олимп — место обитания богов и географическая точка на карте Древней Греции.

Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека. Аполлон и девять муз (Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Калиопа). Представление наук и искусств музами, их функции и атрибутика. Рождение древнегреческого театра, особенности театрализованного действия.

Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.

Олимпийские игры: возникновение, система проведения.

Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни. Храмовый ансамбль Афинского Акрополя. История создания Парфенона.

Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).
Раздел № 4

Культура Древнего Рима

Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима.  Художественная культура греков и римлян, сходство их мифологических представлений. Трансформация имен древнегреческих богов в римские. Своеобразие римской религии: включение не только олимпийского пантеона, но и новых божеств (Гении, Лары, Пенаты, Янус).

Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Рождение лозунга «Хлеба и зрелищ!» и его значение в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, карнавал.

Архитектурные памятники Древнего Рима. Создание новой конструктивной системы: арочно-сводчатые конструкции (аркады, акведуки, амфитеатры, триумфальные арки). Остатки римских форумов. Пантеон — «храм всех богов». Архитектурные достижения Пантеона в Риме. Применение новых технологий: кирпичные постройки, использование бетона.

Амфитеатр Флавиев «Колизей», его конструкция, особенности художественного образа и современное состояние.

Извержение Везувия и судьба римских городов Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи: фресковая живопись.


Раздел № 5

Культура Древней Руси
Нравы, традиции, обряды восточных славян. Славянская мифология. Система мифологических представлений древних славян. Четыре основных пласта древнейших мифологических понятий: боги, земля, отвлеченные понятия, существа низшего круга. Антропоморфизм как тип отношения к окружающей действительности. Представление о Мировом древе.

Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком. Обряды, связанные с домовым (заговоры, обряд задабривания). Кикимора: этимология имени, функции, отношения с человеком. Обряды и жанры фольклора, связанные с Кикиморой (обряд изгнания кикиморы, поговорки).

Сказка Алексея Ремизова «Кикимора»: отражение мифологических представлений о персонаже. Авторское отношение к Кикиморе, отразившееся в оценочных суффиксах, интонационной окрашенности текста. Речь как средство характеристики персонажа.

Одухотворение воды, растительности, животных, неживых предметов. Водяной, болотный, русалки. Характеры духов воды, отношения с человеком. Обряды и поверья, связанные с водой и духами, живущими в ней.

Сказка А. Толстого «Водяной». Народная сказка о водяном. Стихотворения А. Блока из цикла «Пузыри земли»: отражение представлений древних в творчестве поэта - символиста. Поэтизация народной веры. Луговик (полевик, межевик, кудельница), полуденницы: этимология имен, характеры, функции. Сказка А. Толстого «Полевик»: отражение народных поверий.

Леший – хозяин леса. Представления славян о жизни лешего, характер мифологического существа, правила поведения в лесу. Обряды и ритуалы, связанные с лешим.

Перун – один из главных богов славянского пантеона. Трансформация образа во времени и в различных культурах. Народные легенды о Велесе, Даждьбоге, Световиде, Макоши. Слияние языческого божества (Даждьбога) с фольклорным образом солнца.

Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества, связанные с богиней Ладо – песни, заклички.

Отражение языческих божеств (Купало, Ярило, Кострома) в народных праздниках, обрядах и поверьях.

Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Календарные праздники и обряды (летние, осенние, зимние, весенние). Народные приметы. Семейно-бытовые обряды.

Первые каменные храмы (Киев, Новгород, Владимир). Мотивы белокаменной резьбы. Русский север – сокровищница деревянного зодчества. Ансамбль Кижского погоста – символ красоты русской души. Православный храм и его устройство. Иконопись на Руси.

Народные игрушки: глиняные, деревянные.




Темы исследовательских работ


  1. Образ змеи (дракона) в мифологии Древнего мира.

  2. Загадки куклы-оберега.

  3. Образ птицы в мифологии и культуре.

  4. Загадки древнеегипетского папируса.

  5. Мифологические образы в русском народном творчестве.

  6. Сюжеты античной керамики.

  7. Образы древнегреческих богов в античной керамике.

  8. Мода Древнего Египта.

  9. Символика бога Солнца в древней мифологии.

  10. Гладиаторские бои в Древнем Риме.

  11. Деревья в славянской мифологии.

  12. Мифологические животные Древнего мира.

  13. Священные животные Древнего мира.

  14. Колизей как величайшее архитектурное сооружение Древнего мира.

  15. Деревянное зодчество: Томск.

  16. История одной игрушки (по материалам школьного музея)


Темы творческих работ


  1. Создайте свой «наскальный рисунок» и объясните значение фигур.

  2. Внимательно прочитайте «Одиссею» Гомера, составьте по рассказу главного героя маршрут его странствий. Выясните, какие географические названия реальны, какие вымышлены, какие сохранились по сегодняшний день.

  3. Вы сказитель. На основе выбранного вами отрывка из поэмы Гомера «Одиссея» подготовьтесь к соревнованию аэдов (выразительное чтение отрывка).

  4. Проанализируйте страшные бедствия, подстерегавшие Одиссея в пути. О каких явлениях природы могла идти в них речь?

  5. Вы греческий поэт. Ваше имя? Вы должны сегодня выступить в состязании поэтов. Какие стихи вы прочтёте?

  6. Нанесите на карту известные вам в древности «чудеса света», найдите их изображение. Что бы вы добавили на «карту чудес»?

  7. Составьте путеводитель по семи чудесам света.

  8. Проведите расследование: когда и почему погибли храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь, храмы на Акропольском холме в Афинах? Что можно было предотвратить и как?

  9. Что нам откроет звёздный атлас? Кто из героев мифов дал имя созвездиям?

  10. Выберите из девяти греческих муз ту, от имени которой вы сможете рассказать об искусстве, которому она покровительствует. Найдите интересную форму изложения.

  11. Выберите из предложенных вам текстов мифов тот, который можно было бы инсценировать с товарищами. Определите, кого вы пригласите играть в инсценировке мифа, кто может выполнить детали костюма, кого вы предложите в качестве рецензента вашего выступления.

  12. Соберите свою коллекцию сюжетов басен Эзопа, повторенных на свой лад другими баснописцами.

  13. Расскажите о греческом храме, максимально используя известные вам термины, будто вы архитектор данного храма.

  14. Вам посчастливилось побывать в римском античном театре. Расскажите об этом с точки зрения зрителя.

  15. Подготовьте экскурсию по виртуальному музею культуры Древнего мира.

  16. Проведите экскурсию «Прогулки по Древнему Риму».

  17. Подготовьте рассказ очевидца с места событий в Колизее (вы гладиатор).

  18. Придумайте рассказ, где вам пришлось бы использовать разнообразные термины и дать им понятное толкование.

  19. Посмотрите на различные изображения египтян, греков, римлян, русских воинов и попробуйте назвать, во что они одеты. (Используйте термины).


Творческие практикумы
Творческий практикум по теме «Искусство Древнего Египта». Символический язык древнеегипетской росписи. Анализ системы основных средств пластических искусств: объёма, массы, опоры и перекрытия – в архитектуре; плоскости, линии, силуэта, цветового пятна - в рельефе и живописи. Канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости.

Зарисовки человеческой фигуры с учетом канонов. Анализ пропорций человеческой фигуры. Изображение человека через вспомогательные формы (круг, треугольник, овал). На формате А4 учащиеся выполняют зарисовки с натуры.

Срисовывание сцен с репродукций фресок, рельефов. Учащимся предлагается рассмотреть репродукции фресок, барельефов (иллюстративный материал берётся из энциклопедий по истории и мировой художественной культуре; из Интернета). Анализ композиции, особенности плоскостного, поярусного расположения фигур, построения и пропорций человека в соответствии со статусом.

Сочинение истории из жизни фараона и египтян и создание папируса (имитации), с учётом основных канонов. Работа выполняется на формате А3, А4. Лист тонируется акварельными красками или гуашью, наносится фактура с использованием холстины и жёсткой щётки. Композиция с эскиза переносится на тонированный лист и выполняется в цвете.


Творческий практикум по теме «Изучение античной расписной керамики». Анализ колорита в древнегреческих орнаментальных мотивах. Древнегреческая вазопись. Вазопись — роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд, имеющий не только повседневно – бытовое (утилитарное), но и декоративное значение. Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков.

Эпоха геометрии. Формы ваз. Виды, стили, узоры (меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки). Чёрнофигурная и краснофигурная техника. Чернофигурный стиль – черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда. Краснофигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.

Сюжеты росписей и их соответствие назначению ваз: мифологические сюжеты, повседневная жизнь греков, битвы, атлетические состязания. Составление эскиза росписи керамической вазы. Зарисовки карандашом из книг, с репродукций ленточного орнамента, человеческих фигур. Анализ форм, пропорций. Выбор темы и составление эскиза круговой композиции для вазы на листе, перенос его на вазу (ваза из белой глины, первого обжига). Знакомство с техникой «Граттаж». Тонирование вазы цветом, нанесение рисунка карандашом. Процарапывание иглой контура. Окончательное завершение композиции, путем «сцарапывания» краски в светлых местах.

Изготовление вазы в технике «Аппликация». Использование готовых элементов из цветной бумаги: ваза, орнамент, фигурки людей и мифологических животных.


Творческий практикум по теме «Изобразительное искусство Древнего Рима». Монументальная живопись (фреска). Архитектура (циркульная арка, круглый храм, тип частного дома с атрием). Арочно-сводчатая конструкция. Господствующий тип сооружения общественного характера: триумфальная арка, амфитеатр, базилика, термы, военно-инженерные сооружения.

Знакомство с портретом. Скульптурный портрет как одно из крупнейших достижений римской культуры, развившейся из древних восковых масок, связанных с погребальным культом.

Изучение пропорций головы. Выполнение на листе карандашом эскиза головы в анфас и в профиль с учетом правил построения.

Психология трактовки портрета. Как характер влияет на черты человека, и как лицо раскрывает характер. Знакомство с барельефом, горельефом.

Выполнение портрета современника в барельефе. Работа с пластилином. Передача в портрете индивидуальности личности одноклассника, подруги, ровесника.
Творческий практикум по теме «Древние образы в народном искусстве Древней Руси». Солярные знаки (конь, птица, древо жизни). Значение солярных знаков (круг, конь), древа жизни, птицы, животных в вышивке, деревянной резьбе, росписи, глиняной игрушке.

Фетишизм. Тотемизм. Баба (кукла) как один из самых многозначных, объемных сюжетов народного искусства. Перерождение игрушки из ритуальной в игровую. Значение игрушки в воспитании ребенка. Знакомство с промыслами глиняной игрушки (Абашево, Кожля, Дымково, Филимоново, Хлудневская игрушка). Праздник – Свистопляс. История рождения праздника, традиции.

Создание и роспись глиняной игрушки-свистульки. Знакомство с устройством свистульки. Лепка игрушки из глины, настройка звука. Роспись по высохшей глине. Раскрашивать можно акриловыми красками либо гуашью или темперой, они хорошо ложатся на глину.

Тематическое планирование

1 год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Теоретические и эстетические понятия

Творческий практикум

Количество часов

1.

Культура древних цивилизаций

1.1.

Я и моё имя. Родословная. Генеалогия. Генеалогическое древо. Предки. Фамилия. Псевдоним.

генеалогия



Составить генеалогическое древо своей семьи»; подготовить презентацию «История моего имени».

2ч.



1.2.

Художественная культура древних цивилизаций. Культовые постройки древнего человека.

этнография

петроглифы



Виртуальная экскурсия «По следам древнего человека».

1 ч.

1.3.

Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.

пещерная живопись

керамика


Создание «наскального» рисунка.

2ч.


1.4.

Постройки древнего человека. Стоунхедж. Модель вселенной в конструкции Стоунхеджа.

менгиры

дольмены


Исследование «Стоунхедж – загадка веков».

1ч.

1.5.

Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.


статуи моаи

Создание виртуальной экскурсии по острову Пасхи.

2ч.


1.6.

Тайны океанских глубин. Марианская впадина. Тайны Бермудского треугольника.




Виртуальная экскурсия «На дне Марианской впадины».

1ч.

1.7.

Клады и кладоискатели. Острова сокровищ.





Игра «Найди клад». Поиски клада по карте.

2ч.



1.8.

Искусство Древней Америки. Загадки древнеамериканской культуры (пирамиды в Мексике, Перу).

пустыня Наска

пирамида


Создание собственного «песчаного» рисунка.

1ч.

1.9.

Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.


мифология

Инсценирование одного из мифов.

2ч.

1.10.

Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.


церемония

Виртуальная экскурсия в Древний Китай. Проведение церемонии китайского чаепития

2ч.



1.11.

Искусство Древней Японии.


воины ниндзя

самураи


Воинское искусство Японии. Воины ниндзя: история и современность (дискуссия).

2ч.


2.

Культура Древнего Египта


2.1.

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.


мифология

Инсценирование одного из мифов.

2ч.


2.2.

Становление египетского стиля. Каноны в изобразительном искусстве Древнего Египта.


стиль

канон


Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. Зарисовки человеческой фигуры с учетом канонов.

3ч.



2.3.

Древнеегипетский храм и его роль в религиозной жизни. Символика художественного образа древнеегипетского храма.

храмовый комплекс

аллея сфинксов


Виртуальное путешествие в страну пирамид.

2ч.

2.4.

Религиозные представления древних египтян о сущности человека. Обряд мумификации. Пирамиды – погребальные комплексы древних египтян. Фрески погребальных камер. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта.

пирамида


мумификация

скальная гробница

душа КА и БА


Создание модели пирамиды из бумаги.

2ч.


2.5.

Древние города. Каменный город в Иордании (Петра). Месса Верде. Нагорье Бандиагара. Вардзия.





Виртуальное путешествие в мир городов в скалах и пещерах.

2ч.




Экскурсии в музей Славянской мифологии




Участие в мастер-классе

3ч.



Экскурсия в Музей истории Томска




Участие в игре «Я иду искать»

1ч.



Подведение итогов. Вручение сертификатов.
ИТОГО:







1ч.

34ч.



Тематическое планирование

2 год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Теоретические и эстетические понятия

Творческий практикум

количество часов

3.

Культура античного мира. Древняя Греция.

3.1.

Древняя Греция. Крит. Дворцовый комплекс в Кноссе. Загадки лабиринта.

Мифы о сотворении мира. Образ главного божества Олимпа (Зевс). Аид и Посейдон.




лабиринт

фреска


мифология

эпос


Гомер

Понятие о лабиринте. Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта.

2ч.



3.2

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.

титан

мужество


Конкурс «Юный сказитель» (на лучший пересказ мифа о Прометее).

1ч.

3.3.

Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.


культ

крылатые выражения



Игра «Узнай богиню». По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню.

2ч.

3.4.

Аполлон. Миф о рождении Аполлона. Музы Аполлона.


искусство

музы


Пегас

Состязание поэтов (выразительное чтение стихотворений).

2ч.


3.5.

Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия.

Литературные жанры: трагедия, драма.




дифирамб

театрон


котурны

орхестра


Инсценирование отрывка из мифов.

1ч.


3.6.

Арес (Марс) – неукротимый бог войны. Образ бога в произведениях искусства.





Тест

«Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию?»



2ч.


3.7.

«Крылатые выражения» из древнегреческих мифов.


крылатые выражения

Викторина «Самый умный»

2ч.



3.8.

Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.


герой

Пересказ от лица героя одного из мифов о Геракле.

2ч.


3.9.

Знаменитые путешествия: «Одиссея» и «Илиада» Гомера.


Гомер

Троянская война



Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея».





3.10.

Древнегреческая архитектура, скульптура и керамика. Достижения греческой архитектуры.

Стили древнегреческой керамики.




краснофигурный стиль

чёрнофигурный стиль

колонна

кариатида



Создание древнегреческой вазы в разных техниках: граттаж, аппликация.

2ч.


4.

Культура Древнего Рима

4.1.

Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.


легенда о Ромуле и Реме

мифология



Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия.

2ч.


4.2.

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Изобразительное искусство. Знаменитые памятники древнеримской архитектуры.

Подземный город в Каппадоккии.

Римские карнавалы.


форум

амфитеатр

Пантеон

камея


барельеф

карнавал


Создание карнавальной маски из бумаги в технике «Аппликация».

Работа с пластилином: создание мини-скульптуры.



3ч.



4.3.

Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. Оружие гладиаторов.


Колизей

гладиаторы



Я на арене Колизея: рассказ от лица гладиатора.

2ч.


4.4.

История одной картины. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Извержение Везувия и судьба римских городов.


Везувий

Словесное рисование: образы горожан на картине К. Брюллова.

1ч.

4.5.

Чудеса света в древности. Семь чудес света. Современные чудеса.


семь чудес света

Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света.

Составить путеводитель по семи чудесам света.


2ч.






Экскурсии в Музей славянской мифологии




Участие в мастер-классе

3ч.



Экскурсия в областной художественный музей




Отзыв об экскурсии

2ч.



Подведение итогов. Вручение сертификатов.

ИТОГО








1ч.

34ч.

Тематическое планирование

3 год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Теоретические и эстетические понятия

Творческий практикум

количество часов

5.

Культура Древней Руси

5.1.

Древняя Русь. Славянская мифология. Перун – один из главных богов славянского пантеона.

Традиции

обряды


мировое древо

Виртуальное путешествие в Древнюю Русь.

1ч.

5.2.

Велес, Даждьбог, Световид, Макошь. Характеристика образа, символы, атрибуты.


Славянские боги

символ


атрибут

Игра «Узнай героя». По описанию узнать славянского бога.

1ч.

5.3.

Лада – богиня любви и очарования. Богиня Ладо в художественных образах (Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»).


Образ

пьеса


Образы Снегурочки в произведениях Н. Римского-Корсакова и А. Островского.

Инсценирование фрагмента пьесы А.Островского.



2ч.

5.4.

Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних праздников и покровители земного плодородия.


Календарные праздники

Рисунок воображаемого цветка папоротника. Инсценирование одного из купальских обрядов.

2ч.


5.5.

Существа, составляющие близкое окружение человека (водяной, леший, домовой, кикимора). Обряды, связанные с ними.


Заговор

обряд


ритуал

поверье


Обрядовый фольклор: загадки, былички, предания. Конкурс на лучшего рассказчика.

Чтение фрагментов из сказок А. Толстого, А. Ремизова.



4ч.



5.6.

Языческая мифология славян. Почитание славянами своих предков. Праздники времён года. Гадания.


Святки

масленица

радоница


Проведение святочных гаданий, масленичных игр.

Создание птички-веснянки из пластилина или соленого теста.

Глиняные игрушки (Дымково, Абашево). Раскраска.


6ч.



5.7.

Семейно-бытовые обряды древних славян (свадебный обряд, рождение ребёнка).


Символика имени

генеалогическое древо



«Что в имени тебе моем…» - загадки имен.

Свадебные наряды Древней Руси. Раскраска.



3ч.


5.8.

Особенности русского деревянного и каменного зодчества. Семантика православного храма. Иконы. Иконопись.


Деревянное зодчество (Кижи)

каменное зодчество

(собор Василия Блаженного)

иконы


Эскиз древнерусской крепости: символическое значение деталей.

2ч.


5.9.

Воины Древней Руси. Вооружение воинов (меч, щит, шлем, кольчуга). Обереги. Знаменитые полководцы Древней Руси.


Кольчуга

щит


шлем

меч


Вооружение воина Древней Руси. Раскраска.

1ч.
1ч.

5.10.

Тайны древнерусских городов.

Крепость

Игра-лото «Древнерусские города».

1ч.

5.11.

Диалог с античностью. Конкурс знатоков (интерактивная игра)

античность

Интерактивная игра

1ч.



Экскурсии в музей славянской мифологии.




Участие в мастер-классе

4ч.



Экскурсия в Томский областной художественный музей. Выставка «Иконы».




Отзыв об экскурсии

2ч.



Экскурсии в Музей истории Томска




Отзыв об экскурсии

2ч.



Выставка нашей фантазии. Подведение итогов. Вручение сертификатов.

ИТОГО








1ч.
34ч.

Литература для учителя


  1. http://school36.tomsk.ru/development/development Проект программы развития МБОУ СОШ №36 г.Томка: Школа открытого взаимодействия и развития.

  2. http://dk.mediashkola-plus.ru/shkola-dialoga-kultur/blog

  3. Грушко, Е. А. Медведев, Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

  4. Даль, В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб.: Литера, 1996.

  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Костомаров, Н. И. Славянская мифология. - М.: Чарли, 1995.

  7. Максимов, С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – Смоленск: Русич, 1995.

  8. Межевикина, Е. А. «Общепедагогические технологии» http://festival.1september.ru/articles/514526/.

  9. Мирецкая, Н.В., Мирецкая, Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ. – Обнинск: Титул, 1998.

  10. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  11. Немировский, А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

  12. Ривкин, Б.И. Античное искусство. – М., 1972.

  13. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995.

  14. Соболев, А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб., 1995.

  15. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.

  16. Химик, И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.

  17. Шмелёв, И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.


Литература для учащихся

1. Энциклопедия школьника. Древний мир и античность. - М.: ООО «Белый город», «Издательство: ИДДК, 2007.

2. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. - М.: «Терра – Книжный клуб», 2009.

3. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов/Дону: «Феникс», 1995.

4.Лихачев, В. Д., Лихачев, Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.

4. Парандовский, Ян. Мифология. Верования и легенды греков и римлян.- М., 1971.



5. Флоренсов, Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. - М.: Наука, 1991.

6. ancient.gerodot.ru - сайт «Древний Мир».  Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре  по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет