Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»



жүктеу 1.75 Mb.
бет1/8
Дата13.03.2018
өлшемі1.75 Mb.
түріРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
факультет филологии и медиакоммуникации
кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Т.Ю. Стукен

«_____» _____________ 20__ г.




Рабочая программа дисциплины

«История зарубежной литературы»
цикл ФГОС ВПО Б3. Б. 04

входит в число обязательных дисциплин федерального компонента


к следующим образовательным профессиональным программам

подготовки бакалавров



Направление

Шифр направления

Форма обучения

Филология

032700.62

очная

г. Омск – 2013г.

Программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Разработана:

Профессор кафедры современной русской литературы

и журналистики, д.ф.н. Н.Н. Мисюров

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы, д.ф.н. Е.В. Киричук

Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. Е.В. Беликова

Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № 1 от «21» сентября 2013г.)


Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы С.А. Демченков

Декан факультета филологии и медиакоммуникации О.С. Иссерс





  1. Цели освоения дисциплины

Общий трехлетний курс по истории зарубежной литературы состоит из пяти частей, соответствующих пяти крупнейшим литературным эпохам: «Античная литература», «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение», «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.», «История зарубежной литературы 1 половины XIX в.», «История зарубежной литературы 2 половины XIX в». Цель курса – формирование у студентов целостного представления об истории зарубежной литературы от античности до XIX в., рассмотрение основных литературных явлений этого периода с учетом их историко-культурного контекста и эстетического своеобразия. В ходе освоения дисциплины необходимо познакомить студентов со спецификой художественного сознания и образных представлений, рожденных разными культурными эпохами, дать разностороннюю оценку вклада всех изучаемых периодов в развитие мировой литературы. Студенты, изучающие зарубежную литературу, должны знать основные исторические процессы и общекультурные тенденции эпох, иметь хорошее представление о мировоззренческих основах творчества зарубежных поэтов и писателей и особенностях поэтики их произведений.

В основе построения программы лежит принцип преемственности в изучении мировой литературы, позволяющий видеть генетические связи литературных процессов и их эволюцию в разные культурные эпохи.

Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам изучения ряда теоретических проблем курса, их пониманию в современной науке. Курс рассчитан на лекционное изложение материала, закрепление наиболее важных разделов в ходе практических занятий, дополнение и расширение знаний в процессе самостоятельной работы.





  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Данная дисциплина связана со всеми дисциплинами литературоведческого и культурологического циклов, прежде всего она соотносится с историей русской литературы, теорией литературы, теорией и историей искусства, эстетикой, культурологией, историей, семиотикой и философией. Соотнесенность с курсом по истории русской литературы дает возможность показать место и роль зарубежной литературы в развитии отечественной словесности. Дисциплина фиксированно изучается на 1-3 курсах в 1-5 семестрах.





  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Коды компетенций

Название компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции.

Характеристика (обязательного)

порогового уровня сформированности компетенции у выпускника


Средства и технологии оценивания

Профессиональные компетенции

ПК-1

  • Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи

Решение научно-инновационных задач

Знает:- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации;

- периодизацию литературного процесса и истории русского языка, основные закономерности их эволюции;

- различные аспекты изучения текста;

- современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии;

- тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры;

- тенденции развития смежных областей знаний.


Контрольная работа

Выступление на семинаре

Коллоквиум

Тестирование








Умеет:

- применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов и языковых явлений;

- формулировать теоретические задачи и положения для разработки собственных научных исследований;

- использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения и лингвистического феномена;- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных литературных и языковых традиций и их реализации в тексте.



Зачет

Экзамен


Защита курсовой

работы









Владеет:

- методологией научного исследования;



- разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах.

Реферат

Эссе


Междисциплинарный экзамен







Пороговый уровень:

Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка.

Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации.

Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров.



Контрольная работа

Тестирование

Реферат

Курсовая работа или ВКР



Отчет по НИР

Итоговая государственная аттестация



Профильные компетенции

ПфК-21

  • Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом

Знает:

- важнейшие этапы развития европейского литературного процесса;

- отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем;

- особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации;

- основные стиле- и жанрообразующие факторы;

Умеет:

- анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики;

-на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе);

- выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения;



Владеет:

- навыками литературоведческого анализа художественного произведения;

- теоретико-литературной терминологией

Пороговый уровень:

Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем.

Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики

Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения




контрольная работа, реферат,

Зачет, экзамен.



ПфК- 25

  • Владение навыками комплексного лингвостилистического (филологического) анализа текста

Знает: разные типы сознания и культуры; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения; культуру России как преимущественно усадебную

Умеет: определить смысл понятий «культурная эпоха», цивилизация и культура, духовность; интерпретировать события, факты культурной жизни; применять полученные знания о традициях, принципах поведения в профессиональных ситуациях и в современных условиях.

Владеет: терминологией, опытом анализа и синтеза, систематизации полученных знаний, работы со справочной и научной литературой
Пороговый уровень

понимание уникальности духовной жизни России XIX века, особенно «пушкинского времени», ее религиозно-нравственного и эстетического значения в истории России



Контрольная работа по оценочным материалам (индивидуальные задания)
Коллоквиум, диспут
Реферат, возможный доклад на научной студенческой конференции
Возможная курсовая и дипломная работа, ИГО




  1. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины – 11 зачетных единиц (396 ч.): ауд. 180 часов; СРС – 108 часов и СРСЭ - 108 часов.




Часть I

курс 1, семестр 1


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История зарубежной литературы. Античная литература» являются изучение глубинных основ современной мировой (европейской) цивилизации через изучение ее базового культурного компонента – античного художественного наследия. Эта культурная почва породила гуманизм и демократию, философию и филологию; античные эстетические и гражданские ценности, философия искусства и законы творчества сформировали сам образ мышления и картину мира современного европейского человека. Значение дисциплины не ограничивается ее изначальными историко-литературными задачами (введение в мировую культуру), поскольку основополагающие методы и классические принципы научного мышления и исследования, терминологический аппарат многих теоретических и прикладных наук так или иначе связан с античностью, с достижениями эллинистической мысли. Обширный комплекс художественных шедевров античности, доставшихся в наследие европейской культуре, «школа великого, благородного и прекрасного» имеет безусловную ценность не только для каждого человека, но и для всего человечества.


  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Данная дисциплина открывает собой целый цикл последовательного изучения истории зарубежной литературы на протяжении нескольких семестров обучения.

Классическая филология основана на давних фундаментальных традициях изучения греческого и латинского языков, древнегреческой архаики и классики, римской литературы от ранней, республиканской эпохи и до «серебряного» и «золотого» ее веков. Это неизменные от эпохи Возрождения общеевропейские основы гуманитарного образования. Значительны достижения российской науки в деле философского, культурологического, эстетического и историко-литературного, педагогического и этического освоения античного наследия. Университетский комплекс знаний немыслим без этого краеугольного камня в основании мировой культуры и важнейшего компонента современной учености. Основные философско-эстетические и литературоведческие концепции литературы и литературного творчества исходят из античных сочинений Платона и Аристотеля. На протяжении веков «наука поэзии» прочно связывается с именами Горация, полушутливая «наука любви» Овидия, апологетика дружбы и застольного веселья – Анакреонта, поэтика любовного чувства – овеянным легендами именем Сапфо, воспитательная сила величественных примеров гражданских доблестей – с именами Плутарха и римлянина Тита Ливия. Памятники античной литературы считались образцами литературных достижений в течение веков, классицизм придал им значимость непререкаемого авторитета, канона. Романтизм оживил в них мифологический дух, разглядел народные корни. Модернизм заострил внимание на неисследованной «обратной стороне» подсознания; не уменьшилось их значение и в наши дни. Система жанров европейской литературы с ее четким разделением литературных родов (на эпос, лирику и драму) развилась из системы жанров античной литературы; классификация приемов, различение метафор, метонимий и т.п. точно также выработаны античной риторикой.

Важна роль дисциплины в освоении многих других дисциплин из смежных областей гуманитарного знания (культурологии и эстетики, юриспруденции и политологии, этики и социологии). Тем самым устанавливаются связи данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана, а также указывается перечень разделов (или темами), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: «Философия», «Этика», «Правоведение», «Социология», «Введение в культурологию» и др.

Семестр, в котором изучается дисциплина, фиксируется в самом начале обучения, он может изменяться в зависимости от индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Среди дисциплин учебного плана, теоретический и практический материал которых базируется на материале данной дисциплины, есть не только филологического цикла, но и другие: «Введение в литературоведение», «Основы теории литературы», «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение», «История зарубежной литературы XVII-XVIII века», «История русской литературы XVIII века», «Мировая художественная культура», «История театра», «История литературной критики», «Логика», «История философии».




  1. Тематический план (с распределением общего бюджета).

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 ч.): ауд. 36 часов; СРС - 36 часов.


Раздел дисциплины,

содержание


Объем часов (по видам работы)

Аудиторные

занятия (часов)



Самостоятельная работа студентов. Методические указания

Всего

В том числе

Всего

индивидуальные задания

другие виды СРС, в т.ч. подготовка к экзамену

лекции

практ. занятия

др. виды занятий, в т.ч. промеж. аттестация




36

18

18




36







Античность и ее судьбы. «Греческое чудо» в интерпретации филологических наук. Боги и герои древнегреческого мифа




2










Изучение литературы по теме лекции




Гомеровский эпос в контексте известных эпических циклов




2










Изучение литературы по теме лекции

Письменная работа, проверяющая знание текста.


Гомеровский эпос. «Гомеровский вопрос». «Илиада».







2




3

Подготовка к практическому занятию № 1.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Гомеровский эпос. «Одиссея»







2




3

Подготовка к практическому занятию № 2.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Театр в жизни афинского полиса. Великие трагики и их сценические шедевры.




2










Изучение литературы по теме лекции




«Отец трагедии» Эсхил. Драматическая трилогия «Орестея»







2




3

Подготовка к практическому занятию № 3.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Трагедии Софокла







2




3

Подготовка к практическому занятию № 4.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Трагедии Еврипида







2




3

Подготовка к практическому занятию № 5.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Театр в жизни афинского полиса. Аристофан – мастер аттической комедии




2










Изучение литературы по теме лекции




Война и мир в сатирических комедиях Аристофана







2




3

Подготовка к практическому занятию № 6.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Литература эллинизма. Новое мышление, динамика художественных форм




2










Изучение литературы по теме лекции




Античная лирика и ее легендарные творцы




2










Изучение литературы по теме лекции




Древнегреческая и римская лирика. Поэты и поэтические школы.







2




3

Подготовка к практическому занятию № 7.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Начала римской литературы. От «ученичества» у греков к великодержавной парадигме




2










Изучение литературы по теме лекции




Римская литература «золотого века» Августа. Поэты и их творения.




2










Изучение литературы по теме лекции




«Энеида» Вергилия – поэма о деяниях римского народа







2




3

Подготовка к практическому занятию № 8.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов

Римская литература «серебряного века» поздней Империи




2










Изучение литературы по теме лекции




Римская проза.







2




3

Подготовка к практическому занятию № 9.

Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов, подготовка докладов

Античная литература













9

Подготовка к дифференцированному зачету.





Формы контроля: текущий контроль в форме опроса студентов в ходе практического занятия, поверки конспектов практических занятий, зачета по текстам, проведения контрольных работ.

Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.


  1. Содержание дисциплины

Тематика лекций и вопросы практических занятий, а также проблемы, выносимые как темы сообщений и рефератов на коллоквиумы, охватывают почти все аспекты университетского изучения античности – преимущественно филологический компонент его.



«Греческое чудо» - наглядный пример того, как сложно познание цивилизации. «Дух естественности» и эстетическое совершенство античного литературного наследия определены тем, что греки были «нормальными детьми», и обаяние их искусства ни в коей мере не находится в противоречии с той исходной общественной ступенью, на которой оно выросло. За архаическим «детством человечества» последовала эпоха аттической классики, затем - эпоха эллинизма (маньеризма, по определению современных исследователей). Греческая литература стала достоянием обширного в своих географических и культурных границах эллинистического мира. Великодержавный Рим усвоил, переработал греческое наследие, обогатил иными, специфически римскими элементами. Традиционализм античной литературы и риторики был закреплен римскими поэтами и ораторами, комедиографами и историками. Значимость римского вклада в античность оказалась в силу ряда обстоятельств не столь принципиальной и масштабной в сравнении с греческой первоосновой. Мифологическая сокровищница сюжетов и образов – сплав древнегреческих мифов и преданий римского народа – была плодотворно использована европейской культурой нового времени. Христианство не противостояло античности, тем более не было причиной ее кризиса; важнейшие философско-этические и художественно-эстетические достижения греко-римской античности были восприняты и переосмыслены апостолами новой веры, евангелистами, «отцами» Церкви. Сформировалась иная по духу литература – христианская, но традиции латинской учености надолго останутся определяющими культурный уровень Средневековья. Деятели Возрождения сохраняли для потомков, коллекционировали и изучали античные тексты. Синтез новозаветных религиозно-этических интонаций и аттического красноречия, причудливое соединение несоединимых, казалось бы, противоположностей – принципиальной простоты вероисповедания и античного культа красоты – станет мерой всех вещей, универсальным образом творчества вообще. Античности мы обязаны всем тем, что имеем в философии и эстетике, в филологии и библиотечном деле, историографии и истории мировой культуры.
Лекционный курс
Лекция 1. Античность в контексте историко-культурного наследия человечества, ее значение для понимания общего хода мировой истории, судеб человечества и развития цивилизации. Античность как «сопряженная гармония» мира и человека» «нормальное детство человечества», возникновение полисного общества и становление философии – рационалистической мысли. Космогония мифа и классический канон логоса; аристотелевская теория катарсиса и классицистический мимесис как основа всякого творчества.

Лекция 2-3. Боги, демоны и герои древнегреческого мифа; проблема «доисторической бессмыслицы»; миф как архетип; орфические гимны, дионисийские истоки театра и пифагорейская мудрость. Философский дуализм и социокультурный смысл мифа. Олимпийские боги как «образы возможного совершенства»; упорядоченный хаос космогонии и драматическая напряженность теогонии. Эпическая героика «мифологической библиотеки»; троянская война как ключевой сюжет дошедших до нас литературных памятников; «гомеровский вопрос».

Лекция 4. Театр и общественная жизнь афинского полиса; проблематика и сюжеты аттической драмы. Античная трагедия как отражение борьбы «сущностных сил природы»; драматургический агон и его корифеи, общественный характер постановок, роль хора; литературный генезис трагедии как жанра, структура драматургической трилогии. «Отец трагедии» Эсхил и его младшие современники, оппоненты и продолжатели; проблема «тенденциозности», творческая индивидуальность художника, его религиозные взгляды и гражданские идеалы; судьба творческого наследия; «Орестейя» как поэтическое отражение диалектики и метафизики. «Антигона» - характерный образец драматургии Софокла, «честного гражданина» и любимца современников, причисленного к лику героев; «Царь Эдип» - шедевр драматургического мастерства, трагедия о величии и бессилии человека. Еврипид – «философ на сцене» и его трагедии страстей человеческих. Комедии Аристофана, «последнего великого поэта»; мастерство сатирика.

Лекция 5. Литература эллинистической эпохи. Всемирная держава – наследство Александра Македонского, воспитанника Аристотеля. Эллинизм как эпоха маньеризма, противостоящая эпохе классики, культ крайностей вместо культа гармонии, культ индивидуальности в противоположность культу общей нормы; «самовластный индивидуализм» софистики и синкретизм новой религии. Динамика художественных форм; глубокая противоречивость действительности и контрасты ее литературного отображения, эффект бурных эмоций в сочетании с холодной аналитичностью и рассудочностью. Феномен александрийской школы; буколики как поэтическая традиция. Греческий любовный роман и проблемы его интерпретации. «Человеколюбец» Менандр и его «новая» комедия.

Лекция 6. Мир античной лирики: политическая борьба, эротика, «застольные песни», Олимпийские игры и римские юбилеи. Мелос и его происхождение, синкретическое единство слова и музыки; текстологические проблемы, последствия «школьного отбора» и др. Школы древнегреческой поэзии, дошедшие до нас легендарные имена поэтов; «темный» Пиндар и судьба хоровых форм греческой поэзии. Алкей – поэт и политический деятель эпохи полисной демократии. Сапфо – героиня литературного предания и ее «сапфическое» наследие. «Злые ямбы» Архилоха, изгнанника и воина; голос личности и переоценка родовых ценностей. Анакреонт и последующая анакреотика. Элегики, классики и новаторы «золотого века» Августа.

Лекция 7. Начала римской истории, культуры и словесности. Этрусская «загадка», вклад греческих колоний в формирование римской культуры. Эней – прародитель римского народа, легендарная история Вечного Города. Первые римские поэты и драматурги, «ученичество» у греков, отношение к греческим образцам и эллинистическому наследию в целом; фольклорные корни римской комедии. Социальные установки и художественные – типично римские – особенности комедий Плавта; литературная деятельность Теренция, гуманистическая направленность творчества; «опереточные» черты жанра, тип «трогательной» комедии.

Римская литература эпохи гражданских войн; государство и общество; роль ораторского искусства в политической борьбе. Новые веяния в культуре, изменившееся отношение к «отеческим» традициям и новые умонастроения просвещенных кругов высшего общества. Литература как средство выражения неординарных личностей; расцвет политической публицистики, памфлеты; автобиографические сочинения и мемуары; историография (Катон Старший и «младшие анналисты») и юриспруденция. Синтез римской и греческой культуры и его литературное воплощение в речах и др. сочинениях Цицерона; многогранность его творчества и разносторонний характер образованности. Записки Цезаря, выдающегося политического и военного деятеля, одаренного писателя и блестящего стилиста. Историографические сочинения Саллюстия.



Лекция 8. Деяния римского народа и нетленное «дело народное» как основополагающая тема классической литературы блистательного века Августа и ностальгический мотив поздней римской литературы эпохи «плохих императоров» (идеология и гражданская этика римского эстетического чувства). Литература как словесность: о роли риторического и воспитательного аспектов в римской античности. Любовная поэзия Катулла в контексте литературной полемики эпохи (кружок неотериков и их взаимоотношения с читателями). Классицистический характер поэзии Горация, горацианская традиция последующего времени. «Славное детище» Вергилия: «Энеида» - новаторское переосмысление гомеровской эпической традиции и поэтическое завещание потомкам. Поэтическое наследие Овидия, последнего поэта эпохи и всей Античности.

Лекция 9. От Рима к миру: культура и литература времен Империи. «Новый стиль», его философские основания; хронологические границы и эстетическая сущность «серебряного века» римской литературы; проникновение риторики в поэзию, господство декламационного стиля в драме, разрыв театра с литературой. Литературный дилетантизм как тенденция и мода высших кругов общества, феномен успеха провинциалов в среде литературных деятелей. Сенека и его сочинения, трактаты, драмы. Нравственные письма безнравственной эпохи (популярность эпистолярного жанра). Новая басня. Ювенал, его «бич» сатиры, эпиграмматический жанр в творческом развитии Марциала. Сатирический роман нравов.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет