Радость Торы



жүктеу 52.01 Kb.
Дата13.05.2019
өлшемі52.01 Kb.

Радость Торы

Арье Барац

10.2006

Внутриутробный хедер

Праздник “Шмини ацерет”, наступающий на восьмой день после Суккота, именуется также “Симхат Тора”, что означает Радость Торы. В этот день обновляется годовой цикл чтения Торы, и в честь этого события религиозные евреи несколько часов поют и танцуют со свитками Пятикнижия в руках. В этом смысле праздник Радости Торы плавно вписывается в черед дней “веселия нашего”, хотя и наступает по их завершении.

В прошлой статье я отметил, что присущий евреям “беспричинный” оптимизм может быть связан с “вытесненной”, то есть позабытой радостью встречи с Вс-вышним в момент дарования Торы, как сказано: “С теми, кто здесь с нами стоит сегодня пред Г-сподом Б-гом нашим, и с теми, кого здесь нет” (Дварим, 29:14).

Между тем предание хранит еще одну историю встречи еврейской души с Торой, встречи, которая потом полностью предается забвению. В Талмуде утверждается, что материнское лоно - это своеобразный хедер, где каждый еврей изучает Тору в период своего внутриутробного развития: “На что похож плод в чреве матери? На тетрадь, положенную в свернутом виде: руки его у висков, подмышки обнимают колени, пятки у ягодиц, голова меж колен, рот закрыт, а пуп открыт, и он питается тем, что ест его мать, и пьет то, что пьет она, и не выделяет отбросов, чтобы не умертвить свою мать… Над его головой горит светильник, он видит мир от края до края, как сказано: “Когда светильник Его сиял над моей головой и при свете его я ходил среди тьмы” (Иов 29:3)… Обучают его всей Торе, как сказано: “Он учил меня, и говорил мне: “Пусть держится сердце твое слов Моих, храни заповеди Мои и живи” (Притчи 4:4)… а когда выходит на свет, приходит ангел, ударяет его по губам и заставляет забыть всю Тору…” (Нида 30-б).

Подлинность этой легенды подтверждается наличием так называемого “еврейского оптимизма”. Подобно невротической реакции, являющейся спорадическим и искаженным проявлением забытых душевных травм, жизнелюбие и жизнестойкость еврея просто невозможно объяснить как-либо иначе, чем забвением и вытеснением из его памяти какой-то огромной вселенской радости. Рассказанная в Талмуде легенда об обучении еврейской души во “внутриутробном хедере” кое-что говорит нам об этом.


Компас Альберта Швейцера

И все же оптимизм - это свойство не только еврейское, но и общечеловеческое. Всем психически здоровым людям свойственна завышенная, а не заниженная самооценка, и пусть и не в столь сильной форме как у еврея, но “беспричинный оптимизм” присущ всем сынам Адама.

Так природный немец Альберт Швейцер пишет в книге “Культура и этика”: “Мы начинаем свой жизненный путь преисполненные непосредственного миро- и жизнеутверждения. Воля к жизни, заложенная в нас, дает это нам как нечто само собой разумеющееся. Но когда пробуждается сознание, то всплывают вопросы, превращающие все, ранее бывшее само собой разумеющимся, в проблемы… Возникающая при этом полемика между познанием и волей к жизни обрушивает на человека множество противоречивых фактов. Факты говорят о том, что жизнь манит нас тысячью ожиданий, из которых почти ни одно не исполняется, а исполненное желание чаще всего приносит разочарование…”

И что же? Какой вывод делает этот мыслитель? Оказывается, вполне еврейский. “Будет правильно и понятно, - продолжает Швейцер, - если мы станем рассматривать идеи, заложенные в воле к жизни, как высшее и самое авторитетное познание. Мое знание о мире есть знание внешнее, а потому всегда несовершенное. Знание же, полученное моей волей к жизни, непосредственно определяется сокровенными стимулами жизни, такой, какова она есть. Высшим знанием, следовательно, является знание о том, что я должен доверять моей воле к жизни. Это дает мне в руки компас для плавания, которое я должен совершить ночью и без карты. Поэтому стремление прожить жизнь правильно, возвышенно и благородно является естественным”.

Очевидно, что это глубокое рассуждение полностью совпадает с тем определением “еврейского оптимизма”, которое дал ему раввин Адин Штайнзальц и которое я привел в прошлой статье: “Еврейский оптимизм заключается в следующем: наш мир самый мерзкий из всех возможных, но в нем всегда есть место надежде”.

В приведенной агаде, рассказывающей об изучении Торы евреями в пренатальный период, говорится, что память об этом изучении отбивается с помощью удара ангела по губе. При этом даже утверждается, что характерная полоска, раздваивающая верхнюю губу, возникает именно в результате этого удара. Полоска эта, между тем, имеется у всех людей, а не только у евреев. Что это может значить?

Еврейская традиция не возражает против знакомства инородцев с Письменной Торой, а согласно мидрашу Танхума Акадум, при даровании Торы она одновременно звучала на всех семидесяти языках. Но “изучать Тору” значит изучать именно комментарии к ней, то есть Тору Устную, а Устная Тора - согласно ей самой - предназначена только евреям.

Ответ на эту трудность, по-видимому, заключается в том, что знание Торы в тех аспектах, в которых она обращена к этим народам, как раз им предписывается. Не в этом ли, в самом деле, состоит природа того “компаса”, о котором говорил Альберт Швейцер?

С. Гроф, проводивший исследование с использованием ЛСД, систематизировал рассказы пациентов, которым припомнились подробности их внутриутробного существования. Вот что он пишет: “Эти переживания ассоциируются с блаженным, недифференцированным океаническим состоянием сознания. Его основными характеристиками являются выход за пределы дихотомии субъект-объект, чрезвычайно сильное положительное действие (мир, спокойствие, радость, безмятежность и блаженство), особое чувство сокровенности, трансцендирование времени и пространства, переживание чистого бытия и богатство проникновения в космическую релевантность (уместность всего в космосе)… Он ссылается на полную утрату своего Эго и в то же время утверждает, что его сознание расширилось, чтобы объять всю вселенную. Он чувствует благоговение и смирение, свою незначительность и в то же время испытывает чувство и переживает себя наделенным космическими размерами иногда до чувства отождествления себя с Б-гом”.

Далее Гроф касается именно вопроса “изучения”: “Человек в этом состоянии чувствует, что получает доступ к прямому знанию путем проникновения и мудрости относительно вещей фундаментального и универсального значения. Обычно речь не идет о конкретной информации, о специальных технических деталях, которые могли бы быть использованы прагматически. Скорее это сложный инсайт откровения в сущность бытия и экзистенции. Этот инсайт сопровождается чувством достоверности, что такое знание, безусловно, более реально и релевантно, чем наши концепции и восприятия относительно мира, которые мы разделяем в обычном состоянии сознания”.

В свое время мне уже доводилось отмечать, что семь заповедей сыновей Ноаха заложены в основе экзистенциальной философии, то есть в основе той философии воли к жизни, которую Швейцер назвал “компасом”. В самом деле, заповеди сынов Ноаха сводятся к шести фундаментальным запретам, а именно к запрету идолослужения, богохульства, убийства, кровосмешения, разбоя и жестокости, а также к одной предписывающей - “учреждению справедливых судов”. Иными словами (в отличие от евреев) положительные законы народам не даны, они должны эти законы сами выработать. Однако понять эту заповедь можно не только в узко юридическом смысле, но и вообще как призыв к творчеству во всех сферах. И тогда сюда органически войдет экзистенциальная философия, согласно которой “человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом определяется” (читай “учреждает справедливые суды”).

Но, быть может, тот “сложный инсайт откровения в сущность бытия и экзистенции”, о котором пишет Гроф, как раз и соответствует внутриутробному изучению Торы, в той ее части, которая обращена ко всем людям, а не только евреям?



При этом очевидно, что религия, напоминающая человеку о клятве его души при получении Торы (“исполним и поймем”), и о его обучении во “внутриутробном хедере”, является неким аналогом психоанализа.

Как психоаналитик избавляет пациента от тревог, отыскав в его памяти травмирующий фактор, так религия усиливает и укрепляет подсознательную радость людей, подтверждая ее обоснованность. Если воля к жизни - это надежный компас, то религиозная традиция - это проверенная и подробная карта.


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет