Районные фестивали



жүктеу 251.81 Kb.
Дата30.04.2019
өлшемі251.81 Kb.


РАЙОННЫЕ ФЕСТИВАЛИ

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ.

Методическая работа преподавателя МОУ ДОД ДМШ № 4

Люберецкого района

Федоровой Галины Сергеевны

г. Люберцы

2010


Предмет музыкальной литературы в детской музыкальной школе – один из самых важных в музыкально-эстетической воспитании и формировании гармонически развитой личности ребенка.

Изучая музыкальную литературу, ее содержание, «… учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства»1. « Без музыкальной литературы нет пути к музыкальной образованности, к овладению основами музыкальной культуры»2 .

При изучении музыкальной литературы, как показывает педагогический опыт, положительный результат – яркий эмоциональный отклик учащихся и более прочное усвоение теоретических знаний – достигается при использовании различных форм творческой деятельности учащихся.

Одной из таких форм работы стали районные фестивали по музыкальной литературе, которые ежегодно проводят педагоги-теоретики Люберецкого района.

Данная методическая работа посвящена им.

Ежегодность проведения фестивалей – самый лучший показатель жизненности этой формы методической работы нашей районной теоретической секции. Организационно это выглядит так: на первом методическом заседании районной теоретической секции мы выбираем тему фестиваля по музыкальной литературе. Обычно он бывает приурочен к какой-нибудь памятной музыкальной дате – юбилею композитора или значимой дате в истории нашей страны, которую мы можем осветить как событие музыкальное.



2004-2005 учебный год проходил под знаком 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Наш фестиваль был посвящен этой теме.

Методическая целесообразность проведения такого фестиваля очевидна: наши ученики должны не просто знать больше о войне, а пережить, прочувствовать это событие через музыкальные впечатления. Каждая школа района, а их в Люберецком районе десять, включая ДМШ г. Котельники, которые всегда активно участвуют в наших методических мероприятиях, предложила свою тему.

Наша тема была - «Седьмая симфония Д. Шостаковича».

В собранном методическом материале я старалась соединить наиболее интересные сведения о создании симфонии, ее исполнениях, общественных отзывах на нее со стихотворными откликами на это великое, уникальное симфоническое произведение 20 века. В определенных местах рассказ сопровождался иллюстрациями – фрагментами музыки симфонии. Основная цель – создать текст, не повторяющий учебник и способный вызвать эмоциональный отклик у учеников.

Привожу этот текст полностью, так как он не потерял своей актуальности и сейчас, в год 65-летия Великой Победы.



«Великая Отечественная война…

Весь народ встал на защиту своей Родины. Солдаты стояли насмерть, защищая рубежи Отечества. Врага били, не жалея сил, образно говоря, « и огнем, и мечом». А еще – стихом, песней, резцом и кистью, словом и музыкой.

Война вызвала к жизни огромный прилив творческих сил народа. Были созданы литературные, художественные, музыкальные произведения. Наш рассказ – о Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Все и для всех –но по ранжиру.

Осилим….Выстоим….Спасем…..

Ах, не до жиру – быть бы живу….

Солдатам головы кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужнее блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души, и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,

Одной – единой страсти ради

На полустанке инвалид

И Шостакович в Ленинграде.

(музыкальная иллюстрация № 1 – фрагмент 1 части Седьмой симфонии, тема «Сопротивление»)

Седьмая симфония Шостаковича – произведение уникальное, единственное в своем роде. Миллионы рукоплескали ему уже в 1942 году. «Нельзя победить народ, создающий такую музыку» - писали газеты.

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, без колебания принявшего смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства». Эти слова написал Алексей Николаевич Толстой в феврале 1042 года, прослушав музыку на репетиции к первому исполнению.

Вспомним историю создания этого необычного произведения. Шостакович написал большую часть симфонии в осажденном Ленинграде. Вот как он рассказывает об этом в газете «Вечерняя Москва» в 1941 году: «Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая -17 сентября, а третья -29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро как сейчас».

Шостакович почти не расставался с рукописью симфонии, забирал ее на крышу консерватории, когда дежурил во время вражеских бомбардировок. В рукописной партитуре есть буквы «в.т.» - « воздушная тревога» прерывала сочинение и запись музыки.

Седьмая симфония Шостаковича посвящена родному городу Шостаковича –Ленинграду. За ней прочно закрепилось название «Ленинградская». Композитор предполагал дать всем четырем частям симфонии программные подзаголовки: «Война», «Воспоминание», «Родные просторы», и «Победа». И хотя впоследствии он их снял, программное содержание симфонии не вызывает никаких сомнений.

Композитор неоднократно опубликовывал подробную характеристику содержания Седьмой симфонии. Вспомним одно из таких описаний. «Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна». (музыкальная иллюстрация № 2 – фрагмент 1 части симфонии, главная партия).

«В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, изображению лязга оружия, разрыва снарядов. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. (музыкальная иллюстрация № 3 – фрагмент 1 части симфонии, эпизод вражеского нашествия).

Реприза – реквием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. – (музыкальная иллюстрация № 4 –фрагмент 1 части симфонии, начало репризы). После реквиема идет еще более трагический эпизод. Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку. Может быть, в ней слезы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается. Эти два лирических момента приводят к заключению первой части». ( Музыкальная иллюстрация № 5 – фрагмент 1 части симфонии, реприза, побочная партия, соло фагота).

«Вторая часть симфонии – очень лирическое скерцо.

Третья часть – патетическое адажио.

Финал я охарактеризовал бы одним словом – Победа».

Но реально и финал симфонии рассказал о борьбе, о героическом напряжении сил. Уверенность в победе выражена только в заключительных аккордах симфонии.

Не менее драматична, чем история создания, история первых исполнений Седьмой симфонии. Первое исполнение, премьера, состоялось в Куйбышеве, куда эвакуировали больного композитора из осажденного Ленинграда. 5 марта 1942 года симфонию исполнил оркестр Большого театра. Дирижировал Самуил Самосуд.

29 марта 1942 года симфония прозвучала в Москве. Во время исполнения была объявлена воздушная тревога, но из зала вышли только медики. Концерт продолжался….

Наверное, помните вы,

Как стужа тогда пронизала

Ночные кварталы Москвы,

Подъезды Колонного зала.

Была непогода скупа,

Снежком припушенная малость,

Как будто бы эта крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,

С уныло ползущим трамваем,

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком

Проснулись, зажглись, просияли.

Как будто из мрака ночей

Дошли к нам порывы метели.

И сразу у всех скрипачей

С подставок листы полетели.

И эта ненастная мгла,

В траншеях свиставшая хмуро,

Никем до него не была

Расписана как партитура.

Над миром катилась гроза.

Еще никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Как дом, от полов до стропил,

Охваченный пламенем сразу,

Оркестр, обезумев, вопил

Одну музыкальную фразу.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила ее канонада,

Она прорывала кольцо

Блокадных ночей Ленинграда.

Гудела в глухой синеве,

Весь день пребывала в дороге

И ночью кончалась в Москве

Сигналом воздушной тревоги.

И все же самым поразительным было исполнение симфонии 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде. Оно потрясло весь мир.

Девятое августа…

Сорок второго….

Площадь искусств…

Филармонии зал…

Люди города-фронта

Симфонии строгой

Сердцем слушают звуки,

Прикрыв глаза…

Показалось на миг им

Безоблачным небо…

Вдруг в симфонию звуки

Грозы ворвались,

И сразу лица, полные гнева,

И пальцы до боли в кресла впились.

И в зале колонны, как жерла пушек,

Нацелились в черную глубину –

Симфонию мужества

Город слушал,

Забыв о войне

И вспомнив войну.

И не знали они,

Что когда в знак начала

Дирижерская палочка поднялась –

Над краем передним,

Как гром величаво,

Другая симфония раздалась –

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу

Бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал…..

И в зале – шквал.

И по фронту – шквал.

А когда разошлись по квартирам люди,



Полные высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь искусств

Симфонией дирижировал Элиасберг. А «симфонией пушек» = главнокомандующий Ленинградским фронтом Говоров. В истории музыки такой факт – единственный.

Сейчас трудно почувствовать, какой огромный общественный резонанс вызвало появление этой музыки в самый разгар войны.

Премьеру симфонии под управлением Артуро Тосканини транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки. Ее слушали одновременно около 20 миллионов человек. Всего в 1942 году Седьмая симфония Шостаковича прозвучала более 60 раз.

«Никогда ни одно произведение искусства ни в какой стране и никакой эпохи не производило такого впечатления, как эта симфония. Объясняется это тем, что никогда ни одно произведение искусства не создавалось с такими возвышенными целями и при таких исключительных обстоятельствах».

«Шостакович говорит не только от имени Великой России, но – от всего человечества»

«Эта музыка выражает мощь Советской России так, как этого никогда не сможет сделать слово».

Сегодня, как и 60 лет назад, Седьмая симфония Шостаковича звучит на концертной эстраде, потрясает своей трагической силой и героизмом, уверенностью в Победе. Она протестует против войны, против насилия и жестокости с огромной художественной силой (музыкальная иллюстрация № 6 – фрагмент 4 части симфонии, кода).»

К выступлениям на районных фестивалях мне представляется наиболее целесообразным привлекать учащихся последнего года обучения по музыкальной литературе. Это связано с тем, что у них большой багаж знаний и сильнее развито чувство ответственности. Не последнюю роль играет и то обстоятельство, что эти учащиеся отдельно оцениваются за работу в районном фестивале, так как текст выступления прорабатывается в отдельное от уроков время отобранной группой учащихся. При отборе учащихся учитываются ответственность, дикция, желание выступить, временные возможности.

В работе над произнесением данного текста самым сложным были стихи. Поиск нужной интонации, громкости, темпа произнесения….Тем не менее, учащиеся преодолели эти трудности и успешно справились с поставленной перед ними задачей.

Не удаётся выучивать текст наизусть. Конечно, такой вариант был бы идеальным, но практически состав группы на каждой репетиции разный! Наши дети очень хорошие, отзывчивые, неравнодушные, но им категорически не хватает времени из-за большой загруженности в общеобразовательных школах и различных кружках и секциях. Это наша беда!

Обычно районный фестиваль по музыкальной литературе планируется в конце третьей четверти учебного года, когда дети не так заняты экзаменами. Но в 2005 году было принято решение сделать исключение и провести фестиваль 4 мая, непосредственно приурочив его ко Дню Победы. Фестиваль проходил в Детской музыкальной школе № 3, куда были приглашены ветераны Великой отечественной войны. Выступление каждой из школ отличалось своеобразием. Звучали песни военных лет, дети рассказывали историю их создания. Были театрализованные сценки. А закончился фестиваль песней «День Победы», которую спели все ученики и педагоги.

2005-2006 учебный год.

В этот год было решено отметить 115 лет со дня рождения великого русского композитора 20 века Сергея Сергеевича Прокофьева. Тема, избранная нашей школой – «Сказка в творчестве Прокофьева».



Методическая целесообразность темы, связанной с творчеством Прокофьева, заключается в возможности более полно познакомить детей с музыкой этого замечательного композитора. К сожалению, нужно заметить, что учащиеся нигде, кроме школы, музыку классиков 20 века практически не слышат. А для полноценного музыкального воспитания им необходимо услышать, понять, прочувствовать новую музыкальную интонацию, появившуюся в 20 веке.

На уроках музыкальной литературы учащиеся с удовольствием слушают сказку «Петя и Волк» (1-й год обучения) и балет «Золушка» (4-й год обучения) . Сказочная тема близка им. Поэтому при подготовке сообщения к фестивалю текст был объединен с музыкой сказочных произведений Прокофьева различных жанров: здесь и «Сказка старой бабушки» в исполнении преподавателя, и фрагмент «Скифской сюиты», и фрагмент из оперы «Любовь к трем апельсинам». А заканчивалось выступление на фоне последней темы Седьмой симфонии. Ведь именно этой музыкой прощался с жизнью великий сказочник 20 века.



Привожу текст выступления, который опять-таки может быть использован во внеклассной работе, различных выступлениях, к примеру, для учащихся общеобразовательных школ.

Начало - музыкальная иллюстрация № 1 – 1-й концерт для фортепиано с оркестром.

«Сергей Сергеевич Прокофьев родился в деревне Солнцевка. Казалось, солнце поцеловало его еще при рождении – волосы у него были золотисто-рыжие, а творчество - жизнерадостно-солнечное». – так начинала рассказывать детям о творчестве великого русского композитора 20 века Наталья Ильинична Сац, руководитель детского музыкального театра.

«Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце – это я!» - записал в альбом композитора выдающийся американский пианист Артур Рубинштейн.

Альбом Прокофьев назвал: «Что вы думаете о солнце?»

В этом – вся личность композитора, его неистощимость на выдумки, необыкновенная яркость и изобретательность творческой фантазии. Прокофьев буквально «фонтанировал» идеями. Ни одно из его музыкальных произведений не повторяло уже достигнутого, всякое удивляло, а порой и озадачивало. Круг образов его музыки необычайно широк, но через все его творчество проходит тема сказки.

Проследим развитие сказочной линии в творчестве композитора.

(музыкальная иллюстрация №2 –«Сказка старой бабушки № 2»)

Одно из самых ранних произведений – вокальная сказка «Гадкий утенок». В ней целиком распет текст сказки Андерсена. «И в наши дни можно рассказывать сказки с полной убежденностью и непосредственностью. «Гадкий утенок» - словно струя живой воды» – писал музыкальный критик Асафьев. Алексей Максимович Горький, прослушав произведение на одном из литературно-музыкальных вечеров, прозорливо заметил: «А ведь это он про себя написал!» И действительно, превращение гадкого утенка, которого все клевали, в прекрасного лебедя, вызывающего всеобщее восхищение, – это ли не творческий путь Прокофьева: от новатора, ниспровергателя музыкальных традиций, до общепризнанного классика 20 века?

В фортепианном творчестве уже среди ранних пьес есть и «Сказка», и «Легенда». От них тянутся нити к некоторым пьесам из цикла «мимолетности», «Сказкам старой бабушки», «Сказочке» из позднего цикла «Детская музыка».

Театральность мышления – неотъемлемое качество Прокофьева-композитора. Сказочная тема проявляется здесь наиболее ярко и зримо. Прослушаем музыку из балета «Ала и Лоллий». Балет был заказан Прокофьеву Дягилевым, но так и не был поставлен. Зато появилась «Скифская сюита» для оркестра на основе музыки балета. В третьей части средствами оркестра рисуется фантастическая картина ночного пейзажа. (музыкальная иллюстрация №3 –фрагмент из 3-ей части «Скифской сюиты»).

Для Дягилева написан еще один сказочный балет – «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Здесь сказочность «одета» в «фольклорные одежды», в музыке тонко претворены плясовые, городские и хороводные песни, вспоминаются балаган и лубочные картинки. Премьера балета состоялась в 1921 году в Париже, дирижировал автор. Зал был полным, а утром газеты огромными заголовками возвестили открытие Прокофьева.

Мы вам представим!

Мы вам покажем!

Это – настоящее!

Это бесподобное!

Любовь к трем апельсинам!

Любовь к трем апельсинам!

Слушайте! Смотрите! Слушайте!

(музыкальная иллюстрация №4 – фрагмент из оперы «Любовь к трем апельсинам»)

С этих музыкальных возгласов начинают разворачиваться события замечательной сказочной оперы Прокофьева – «Любовь к трем апельсинам». Она написана по сказке итальянского драматурга 18 века Карло Гоцци по заказу оперного театра г. Чикаго. Ирония, гротеск, улыбка, смех – все есть в этой опере, полной самых разнообразных событий. Сам автор определял ее жанр как смесь сказки, шутки и сатиры.

Среди музыкальных тем, скрепляющих все действие – неоднократно звучащий знаменитый сказочный марш. (музыкальная иллюстрация №5 – «Сказочный марш»)

Премьера оперы, откладывающаяся дважды, состоялась под самый новый 1922 год. Афиши, вслед за персонажем оперы Фатой Морганой, заклинали: «Влюбись в три апельсина!» И город действительно влюбился! Оперу приняли восторженно.

В 1927 году Прокофьев приехал в СССР. Концерты его проходили с небывалым успехом. Опера «Любовь к трем апельсинам» была поставлена в Ленинграде. Вот что писал Прокофьев, всегда строгий и критичный в своих оценках: «Спектакль, поставленный моими друзьями юности, Дранишниковым (дирижер) и Радловым (режиссер), шел блестяще по своей слаженности и соответствию желания автора. Безусловно, это была лучшая из всех постановок»

Следующие произведения на сказочные сюжеты были написаны уже по возвращении Прокофьева на Родину. Это симфоническая сказка «Петя и волк», по заказу Наталии Ильиничны Сац для Детского музыкального театра, балет «Золушка» и балет «Сказ о каменном цветке».

Балет «Золушка» -сейчас самый известный и любимый из балетов Прокофьева. Отдавая дань сказочным образам – фея-бабушка, 12 карликов, выскакивающих в полночь из часов, страны света во время путешествия Принца, Прокофьев стремился передать зарождение и расцвет чувства любви Золушки и Принца. Но в этом балете он предстает перед нами и как композитор-лирик. Лирическая тема Золушки влюбленной и счастливой –одна из самых поэтичные, сердечных, проникновенных в творчестве Прокофьева. (музыкальная иллюстрация №6 –тема Золушки из одноименного балета).

Подходит к концу наш рассказ о творчестве Прокофьева. Вспомним, как композитор ценил и чувствовал время, как он был пунктуален, как много успел сделать в жизни. Не этот ли неумолимый бег времени он запечатлел в еще одной, последней его сказочной теме? (музыкальная иллюстрация №7 – Седьмая симфония, 4 часть, кода)

«Когда жив был Сергей Сергеевич, всегда можно было ожидать чуда. Будто находишься во владениях чародея, который в любой момент может одарить вас сказочным богатством» - вспоминал один из современников Прокофьева.»

Процесс подготовки к выступлению на районном фестивале был непростым. Хотелось попробовать наложить некоторые фрагменты текста на звучащую музыку. Необходимо было отработать соотношение громкостей звучания текста и музыки. Наконец, нужно было отрегулировать продолжительность музыкальных иллюстраций.

На репетициях учащиеся, занятые в подготовке к фестивалю, самостоятельно разбили текст на смысловые фрагменты и распределили их между собой. Некоторые фразы решили говорить хором, что потребовало дополнительной отработки. Несмотря на всю подготовку, на фестивале случилась неприятная неожиданность: две ученицы не смогли принять участие в нем. К счастью, такая ситуация была предусмотрена: каждый участник должен был знать весь текст, чтобы при необходимости заменить отсутствующего. Именно по этой причине от учеников не требуется знание текста наизусть. В итоге, в фестивале приняли участие четверо из восьми готовившихся.

Из других выступлений хотелось бы отметить, что звучало много музыки Прокофьева в живом исполнении и это очень украсило фестиваль, который, как всегда, прошел теплой, дружественной атмосфере.



2006-2007 учебный год.

Тема районного фестиваля была ясна заранее - 65-летие битвы под Москвой.

Ясна была и дата его проведения – декабрь 2006 года. Только как связать ее с музыкой? Ряд школ взяли песни военных лет, и действительно на фестивале, наряду с самими песнями, прозвучали интересные и захватывающие истории их создания. Подключилась хореографическая школа г. Люберцы с танцевальной композицией.

М. В. Вешняков, преподаватель ДМШ п. Малаховка, предложил очень интересную и совершенно неизведанную тему: «Жизнь музыкальных учебных заведений и творческих коллективов Москвы в первый год войны». В рамках этой темы сообщение нашей школы выглядело так: «Московская Государственная Консерватория в 1941 году».

Тема эта была выбрана неслучайно, поскольку я являюсь выпускницей Московской консерватории 1980-го года. На одном из концертов в Большом зале Московской консерватории довелось увидеть фотографии профессоров и преподавателей, сделанные в военные годы, что крайне меня взволновало, поскольку многие преподаватели, у которых я училась, прошли Великую Отечественную войну. Поэтому меня очень обрадовала перспектива не только самой побольше узнать об этом периоде жизни консерватории, но и рассказать об этом детям.

В качестве основного литературного источника была использована прекрасная книга, любовно собранная и выпущенная консерваторией – «Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны». Тщательно ее изучив, я выбрала факты, которые были бы интересны детям. Но материал, даже адаптированный для детей, все равно получился достаточно сложным для восприятия и исключал возможность использования музыкальных иллюстраций. Поэтому перед тем как начинать репетиции, участники, учащиеся выпускного класса, были ознакомлены со всем текстом с комментариями. Несмотря на сложность текста, дети слушали внимательно и смогли доходчиво воспроизвести приведенный ниже текст на фестивале.



«Этой осенью весь музыкальный мир отмечал 140-летие Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского.

Московская консерватория – это кузница исполнительских, композиторских, педагогических музыкальных кадров. История консерватории богата разнообразными событиями, в ней трудились и трудятся лучшие музыканты нашей страны, преданные своему делу педагоги.

Пожалуй, самой драматичной в истории Московской консерватории была страница 1941 года, первого года Великой Отечественной войны. Враг подошел совсем близко. Беспрерывные бомбежки, тяготы военного быта…Как ты выстояла, консерватория? Наш сегодняшний рассказ –об этом.

Перелистаем страницы хроники того времени.

22 июня 1941 года – из резолюции митинга студентов, педагогов, рабочих и служащих Московской государственной консерватории : «С чувством глубокого возмущения коллектив Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского узнал о подлом, разбойничьем нападении зарвавшихся фашистов на нашу Родину. Беспримерно поправ все нормы человеческой морали и права, германский фашизм еще раз обнажил сой звериный облик./…/

По первому зову нашего правительства /…/ каждый из нас вступит в ряды героической Красной армии. Пока же все мы – работники искусства –вместе с советским народом, каждый на своем посту, проявим максимум организованности, дисциплины и самоотверженности.

У нас есть что защищать, у нас есть, чем защищать. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»

23 июня в 9 часов утра состоялся митинг в Малом зале консерватории. Участники его вспоминают необыкновенный патриотический подъем, охвативший всех. Студенты и преподаватели, служащие и рабочие консерватории выступали с просьбой считать их мобилизованными в армию. «Именно на фронте мы сможем принести наибольшую пользу Родине». - думали они.

В конце июня были организованны студенческие отряды для строительства оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Москве.

К началу июля в ополчение записались до 400 консерваторцев, среди них пианист Эмиль Гилельс, струнники, члены квартета имени Бетховена, военный композитор Иванов-Радкевич, историк Келдыш. Многих из них вскоре отозвали из ополчения, потому что большую пользу они приносили как музыканты-профессионалы. В числе отозванных – профессора консерватории, лауреаты исполнители, аспиранты и студенты старших курсов.

В это время была сформирована дивизия народного ополчения, членов которой направили на сооружение Можайской линии обороны. В ходе кровопролитных боев большинство из них погибло.

Многие консерваторцы отправлялись в августе 1941 года на учебу в Московское пехотное училище им. Верховного совета, которое располагалось в городе Белев Тульской области. По окончании учебы они получали офицерские звания и отправлялись на фронт. На фронтах Великой Отечественной войны воевали композиторы Герман Галынин и Андрей Эшпай, историк Алексей Кандинский, будущие музыковеды Георгий Крауклис и Евгений Назайкинский, виолончелист Стефан Кальянов, будущий ассистент М. Ростроповича и проректор консерватории.

Из письма с фронта пианиста Юлия Рогинского 7 декабря 1941 года:

«Пришел с поста, поставил картошку, в ожидании, пока сварится – пишу. Виктория, твои последние открытки меня очень беспокоят – откуда такая тоска, зачем она? Быть может, не тосковать, а радоваться следует, как посмотришь кругом, сравнишь свое положение с другими, из которых многие не знают, где их семьи и сыты ли они. Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы, нашу любовь ничто не может отнять от нас. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик от нынешнего безвременья к лучшему будущему…

Пусть не будет моих писем, пусть, наконец, меня самого не будет, я всегда с тобой, ибо если в жизни есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее самом лучшем и чистом виде».

Юлий Рогинский был убит снайпером во время обхода боевых позиций 15 августа 1942года и похоронен в деревне Дубна около Вязьмы.

Уже к концу июня 1941 года началась организация концертных бригад из студентов консерватории для обслуживания частей Красной Армии. Вот некоторые факты из летописи концертной деятельности консерваторцев в первый год войны. В первые же дни войны на Белорусском вокзале перед отъезжавшими на фронт солдатами и добровольцами играл Эмиль Гилельс. Среди участников фронтовых бригад были: Александр Васильевич Корнеев, «Золотая флейта России», награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», дирижер Николай Семенович Голованов, награжденный медалью «За участие в героической обороне Москвы», трубач Тимофей Докшицер, участник парада 7 ноября 1941 года и Парада Победы.

А как же концертная жизнь в самой осажденной Москве?

Первый за полгода войны открытый симфонический концерт состоялся 21 декабря 1941 года в Большом Зале консерватории. Еще в июле в консерватории был сформирован отряд пожарно-сторожевой охраны во главе с Артемом Петровичем Агажановым (впоследствии выдающимся педагогом - сольфеджистом) и Теодором Фридриховичем Мюллером (в те годы студентом, с 1942 года органным мастером Большого Зала, затем педагогом консерватории и долгие годы деканом теоретико-композиторского факультета). Этот отряд не раз тушил пожары, возникавшие из-за бомбежек, поскольку на Москву немцы сбрасывали до 17 бомб в день. В ноябре от взрывной волны фугасной бомбы, очень большого размера, упавшей в район Манежа, были выбиты рамы и стекла Большого Зала, разрушен витраж «Святая Цецилия» в фойе Большого Зала. Но коллектив консерватории героическими усилиями достал фанеру и забил окна.

Итак, 21 декабря 1941 года состоялся первый концерт. Он транслировался по радио. Исполнялись фрагменты из опер Глинки, Римского-Корсакова, Бородина. Пели Надежда Андреевна Обухова, Сергей Яковлевич Лемешев, дирижировал Николай Семенович Голованов.

18 января 1942 года состоялся первый открытый концерт квартета имени Бетховена в малом Зале консерватории. В концерте принимала участие Мария Вениаминовна Юдина. Температура в зале была не более 2-3 градусов тепла, у артистов под фраками - лыжные костюмы. На сцене рефлектор был направлен на клавиатуру, чтоб согреть пальцы пианистки. Зал был полон. Слушатели – в шубах, валенках, перчатках. Весь сбор от этого концерта передан в Фонд строительства танков.

Этот концерт положил начало регулярной концертной жизни Москвы. В Москве играли пианисты Юдина, Софроницкий, Рихтер, Гинзбург, пели Нежданова, Обухова, Шпиллер, Пирогов, Мигай, Козловский.

29 марта 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дирижировал Самуил Самосуд, в зале присутствовал автор.

Но консерватория – это прежде всего учебное заведение. Как проходила учебная деятельность консерватории в это трудное время?

В августе группа старейших профессоров во главе с Александром Борисовичем Гольденвейзером по постановлению правительства была эвакуирована в Нальчик, а позже переведена в Тбилиси, Ереван, Фрунзе и Ташкент. Среди них – композитор Николай Яковлевич Мясковский, пианист Константин Игумнов, музыковед Павел Ламм, хоровой деятель Николай Данилин, певица Ксения Дорлиак и другие. Некоторые профессора эвакуированы в Пензу вместе с Центральной Музыкальной школой.

1 сентября 1941 года в 9 часов утра на всех факультетах консерватории начались занятия. В консерватории оставался 441 студент. С 15 сентября введено обязательное военное обучение: мужчины изучали огнестрельное оружие, женщины – военно-санитарное дело. Еще 2 июля в консерватории открылась двухмесячная школа медсестер, в которой учились многие студенты и преподаватели, в том числе профессор Мария Юдина. Они работали потом в госпиталях.

Активно велась научная работа. В течение сентября ведущие педагоги, историки и теоретики, сдали в Информбюро свои научные статьи для размещения их в американских и английских журналах. Эта акция имела важное оборонное значение, так как показала всему миру, что в консерватории идет нормальная жизнь и исследовательская работа.

Однако в конце сентября военная обстановка вокруг Москвы осложнилась. Поэтому было принято решение об эвакуации консерватории в Саратов. Официальной датой эвакуации считается 17 октября 1941 года. Вскоре туда же эвакуировался военно-дирижерский факультет консерватории.

Но многие профессора и студенты в эвакуацию не поехали. Они продолжали заниматься в Москве. В консерватории работали: старейший педагог Александр Федорович Гедике, органист Леонид Исаакович Ройзман, в 1942 году начал заниматься с учениками вывезенный из блокадного Ленинграда пианист Владимир Владимирович Софроницкий . В 10-ом классе, как всегда, собрался на репетиции квартет имени Бетховена, участники которого дали торжественную клятву из Москвы не выезжать. В Москве остались акустическая лаборатория, кабинет музыкального фольклора, музей консерватории имени ее основателя Николая Григорьевича Рубинштейна.

Особо хочется остановиться на работе библиотеки Московской консерватории в это время. Она обслуживала в первую очередь воинские части и концертные бригады. На фронт направлялась художественная литература. Но – одновременно пополнялись фонды библиотеки, в большом количестве приобретались и переписывались музыкальные сочинения на военную тематику. В Саратов был собран и отправлен материал, необходимый для учебных занятий. Основные же фонды остались в Москве. За ноябрь-декабрь 1941 года четыре сотрудника библиотеки обслужили 19 военных, концертных, театральных и учебных организаций. На выдаче книг работала одна сотрудница, а выдала она свыше 1000экземпляров нот и книг. При этом сотрудники библиотеки сами занимались колкой дров, топкой печей и уборкой помещения.

Уже весной 1942 года в консерваторию постепенно вернулись из эвакуации педагоги и студенты. Тяжелейшая зима 1941-1942 года позади. Консерваторцы с честью выдержали труднейшее испытание на прочность, проявили самый настоящий героизм и верность своему делу.»

Методическая целесообразность избранной темы связана прежде всего с тем, что она никак не соприкасается со школьной программой по музыкальной литературе, следовательно, учащиеся узнают много нового. Кроме того, данная тема включает в себя патриотический и воспитательный аспекты: перед лицом испытания люди мобилизовали все свои силы и продолжали работать. Как уже было сказано выше, консерваторцы не оставили ни учебную, ни концертную деятельность, что доказывает их преданность своему делу.

Несмотря на то, что изначально в данном выступлении не планировалось музыкальной части, было решено включить военную песню в исполнении учащейся класса вокала, что разнообразило и украсило выступление.

Фестиваль состоялся 5 декабря, непосредственно в день битвы под Москвой, и произвел благоприятное впечатление на всех присутствующих. Мною была написана статья о нем в «Люберецкую панораму».

2007-2008 учебный год.

Тема районного фестиваля в этом году – творчество Н. А. Римского-Корсакова. Приурочен фестиваль к 100-летию со дня смерти композитора. Казалось бы, уместнее отмечать юбилейные даты рождения, но фигура Римского-Корсакова так велика, так много он успел сделать в разных сферах русской музыкальной культуры, что подробнее осветить его работу полезно и поучительно как для учащихся, так и для педагогов.

Тема нашей школы - «Педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова».

Методическая целесообразность. В кипучей многосторонней деятельности Римского-Корсакова педагогическая работа не менее важна, чем композиторская. У него было более двухсот учеников, среди которых такие знаменитые композиторы, как: Глазунов, Лядов, Мясковский, Стравинский, Прокофьев.

Необходимо также обратить внимание учеников на понятие преемственности традиций и композиторской школы. Не случайно в основу традиционной программы по музыкальной литературе в школе положен исторический принцип, когда, например, музыка романтиков Шуберта и Шопена изучается после венских классиков, а не наоборот и не одновременно. Тот же принцип действует и при изучении русской композиторской школы и отечественной музыки 20 века. Вследствие такого расположения программы музыкальная литература раскрывается перед учащимися как увлекательная история, в который все взаимосвязано, а не как набор музыкальных произведений.

В педагогической деятельности Римского-Корсакова важен не только ее колоссальный размах, но и этическая составляющая, о которой необходимо рассказать учащимся старших классов. Композитор учил на своем собственном примере, восхищал своим любовным, заинтересованным отношением ко всем своим ученикам, будь то талантливые композиторы или дети бесплатной музыкальной школы.

Предполагается, что иллюстрациями к выступлению послужат произведения учеников Римского-Корсакова, чтобы учащиеся запомнили, какие гениальные личности были воспитаны Римским-Корсаковым-педагогом.

Подводя итог, хочется отметить, что районный фестиваль по музыкальной литературе – замечательная форма творческого взаимодействия педагогов и учащихся всего нашего Люберецкого района. На фестивале дети учатся выступать сами и слушать других, делятся знаниями и получают их, оценивают себя и других выступающих. Творческая работа повышает интерес учащихся к предмету музыкальной литературы, а полученные сведения могут использоваться в различных докладах в общеобразовательных школах. Дети узнают больше, повышают свой культурный и музыкальный уровень. Закладываются основы развития личности, не равнодушной к истории своей страны, в том числе и музыкальной.

Фестиваль 2008 года прошёл, как и предыдущие, ярко, насыщенно, интересно. Темы 2009 года – «Милий Алексеевич Балакирев», 2010 года – «Анатолий Григорьевич Новиков» - 65-летию Великой Победы посвящается. Районный фестиваль живёт яркой, насыщенной жизнью, развивая наших детей творчески и духовно их обогащая.



Список использованной литературы:

  1. Дмитрий Шостакович. Сборник статей. М. 1967.

  2. Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Голубенко. М. 2005.

  3. С. С. Прокофьев. Альбом. Сост. М. Нестьева. М. 1981.



1 А. Лагутин. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М. 1982, с.13.

2 . там же, с. 15



Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет